Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа предназначена для начинающих журналистов от 20-ти до 30-ти лет Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов РФ, пишущих в ...полностью>>
'Решение'
Введение в изучение русской литературы XX века, предназначенное студентам первого курса филологических факультетов, в течение длительного времени стр...полностью>>
'Решение'
Приложение № 2к Административному регламентупо предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам...полностью>>
'Методические рекомендации'
Обследование доступности объекта для маломобильных групп населения (далее – МГН) - это оценка аспектов окружающей архитектурной среды (зданий или уча...полностью>>

Курс лекций «Методы и технологии экологического мониторинга птс» План лекций

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Курс лекций «Методы и технологии экологического мониторинга ПТС»

План лекций

  1. Роль экологического мониторинга в управлении ПТС

  2. Создание целевой комплексной программы экологического мониторинга ПТС

  3. ГИС-технологии в системе экологического мониторинга

  4. Организация мониторинга в системе управления социальным развитием

  5. Современные технологии экологического мониторинга

  6. Организация системы экологического мониторинга ООПТ

  7. Организация системы экологического мониторинга животноводческих комплексов

  8. Организация системы экологического мониторинга закрытых катеджных поселков

  9. Организация системы экологического мониторинга на промышленных предприятиях

  10. Организация системы экологического мониторинга на линейных сооружениях

Лекция 1

Роль экологического мониторинга в управлении природно-техническими системами

Активное использование человеком природных ресурсов и развитие систем природопользования привело к общему санитарно-гигиеническому кризису окружающей среды и к череде локальных и региональных экологических кризисов. В отличи от природных экосистем способных к самовосстановлению природно-технические системы (ПТС) не могут находится в равновесии без управляющего воздействия человека. Современная наука видит решение экологических проблем в снижении воздействия технической подсистемы ПТС на ее природную составляющую путем создания экологически «чистых» производств и условий для устойчивого развития системы в целом. Для достижения системами природопользования на разных иерархических уровнях устойчивого состояния используют экологическое управление, как общую функцию сложных организованных систем. Экологический мониторинг как цепь функциональных процедур занимает одно из ведущих мест в системе экологического управления ПТС. Целью мониторинга окружающей среды является экологическое управление ПТС путем целенаправленного планирования и изменения режима ее работы, разработки системы инженерной защиты, а также реализации комплекса инженерно-строительных и природоохранных мероприятий. Получаемая с помощью мониторинга информация перерабатывается и служит основой для выработки соответствующих эколого-экономических управляющих воздействий, приближающих ПТС к устойчивому состоянию [1, 3, 5]. В основе концепции экологического мониторинга ПТС 4 основных принципа: комплексность, систематичность и периодичность, полигонный характер исследования и автоматизация обработки данных. Решение задач оптимального эколого-экономического управления ПТС не возможно без соблюдения требований о наличии исчерпывающей информации о технической и природной подсистемах, цели управления ПТС, критериев качества ПТС и ограничений для управляющих воздействий.

Объектами экологического мониторинга в зависимости от целей и задач воздействия и управления могут быть тропосфера (в основном приземные слои атмосферы), гидросфера, литосфера, педосфера, радиационная обстановка и здоровье населения.

Для получения достоверной информации необходимо проведение комплексных изыскательских работ на всех стадиях экологического управления (создания, эксплуатации и реконструкции) ПТС с привлечением различных интегрированных технологических схем аэрокосмических и наземных методов наблюдения, математического и физического моделирования [4]. Сложность ПТС и ее площадь определяют уровень экологического мониторинга (глобальный, государственный, региональный, локальный и т.п.) и частоту получения данных (сутки, недели, квартал, год). Специализированные изыскания и системы наблюдений размещаются на стационарных участках тип и структура, которых определяются масштабом работ и площадной распространенностью ПТС. Выделяют следующие типы полигонов: наблюдательный пост, опорный, опорно-методический и специальный полигон. В зависимости от структуры и свойств ПТС, а также динамичности развития природных и техногенных процессов в ней системы экологического мониторинга предоставляют ретроспективную, текущую и прогнозную информацию для регулирования режима функционирования систем природопользования, управления охраной окружающей среды и управления обеспечением экологической безопасности с различной периодичностью. Оперативный контроль за метеобстановкой и компонентами атмосферного загрязнения осуществляют каждые сутки, а уровень акустического воздействия один раз в квартал. Данные о гидрологической обстановке и загрязнении водных объектов обновляются в течение суток или недели, а гидрогеологические данные - каждый квартал. Наблюдение за состоянием почв, полигонами ТБО и ТБПj, а также несанкционированным сбросом загрязняющих веществ на рельеф проводят раз в квартал. Изменение геодинамической обстановки отслеживают в течение недели и предоставляют еженедельный отчет и прогноз развития ситуации. Колебания состава и свойств горных пород, состояния экосистем и городских зеленых насаждений контролируют в течение года. Гамма-фон воздуха, воды, почв и грунтов, а также суммарная бета-активность требует еженедельных наблюдений. Здоровье населения отслеживается ежеквартально по показателям заболеваемости, смертности и рождаемости [2]. Применение принципа систематичности и периодичности обеспечивает непрерывное получение информации и как следствие разработку достоверных прогнозов для вновь проектируемых ПТС.

Современный уровень организации мониторинга предполагает применение ГИС-технологий на стадиях наблюдения за состоянием ПТС и принятия управляющих решений как универсального инструмента экологического управления. База данных о состоянии ПТС основывается на тематических продуктах обработки исходной информации (карты, схемы, графики) отражающих различные состояния ПТС и ее компонентов. Информационную базу данных формируют на трех уровнях сбора информации дающих представление как о структуре ПТС, так и о динамике ее состояния. Применение ГИС-технологий позволяет добиться оперативности выдачи информации.

Для активного экологического управления ПТС в целях защиты ее объектов от негативного воздействия экзогенных и геохимических природных и техногенных процессов применяются интегрированные комплексы мероприятий инженерной защиты, технической мелиорации грунтов и экологической мелиорации ПТС.

Применение методической базы экологической мелиорации ПТС позволяет использовать системы мониторинга для контроля над экологической обстановкой, для разработки и применения интегрированного комплекса мероприятий по активизации процессов самоочистки биогеоценозов или их очистки после локализации загрязнения и для улучшения экологических показателей ПТС в целом. Рассмотрим особенности использования ГИС-технологий в экологической мелиорации ПТС на разных стадиях: обнаружения загрязнения, определения состава, строения и свойств загрязненных объектов, прогноза распространения загрязнения и процессов преобразования загрязняющих веществ, выбора методов контроля и разработки системы мониторинга, создания и реализации интегрированной системы мероприятий по локализации, иммобилизации и удаления загрязняющих веществ, ландшафтного дизайна территории.

Использование ГИС-технологий при обнаружении загрязнения - это один из наиболее ярких примеров оперативного управления информацией. ГИС-технологии позволяют при наличии на исследуемой территории сети мониторинга с соответствующей сетью пунктов получения информации, оперативно в режиме реального времени пополнять базу данных геоинформационной системы. В случае появления в данной сети мониторинга признаков загрязнения территории, информация об этом немедленно поступает в базу данных. С этого момента неблагоприятное изменение экологической обстановки становится предпосылкой для дальнейших действий по изучению типа и характера загрязнения, выбору комплекса мер по локализации и ликвидации загрязнения, а также предложений по ландшафтному проектированию и дальнейшему использованию территории в народном хозяйстве.

На данном этапе для контроля над экологической ситуацией может привлекаться картографическая составляющая геоинформационной системы, которая является мощным и одновременно наглядным средством отображения и управления информацией. После обнаружения загрязнения на данную территорию составляется серия карт: инженерно-геологическая, ландшафтная, гидрогеологическая, карта техногенной нагрузки и состояния растительности, а также другие карты, характеризующие систему в целом. В отдельный блок выделены карты, характеризующие пространственное распространение загрязнения на данной территории.

Картографическая информация хранится и обрабатывается в системе ArcView и Adobe Illustrator. База данных на этом этапе структурируется в виде соответствующих унифицированных паспортов.

Наиболее точно осуществить прогноз распространения загрязнения можно с помощью постоянно действующей модели (ПДМ). ПДМ в системе мониторинга для целей экологической мелиорации ПТС является частью ГИС. Основным назначением ПДМ в системе мониторинга является решение экологических задач, связанных с оценкой изменения (как природной, так и техногенной) составляющих ПТС и их компонентов, а также прогнозом ее развития в результате принимаемых мер по реабилитации территории. Она построена так, что по каналам связи есть постоянная возможность получения для модели новой исходной информации из банка данных ГИС о состоянии моделируемой территории и о техногенных воздействиях на нее. Функционирование ПДМ осуществляется циклически и, следовательно, чем дольше функционирует система мониторинга (т.е. чем полнее исходная для моделирования информация), тем "точнее" моделирование, тем ближе модель к моделируемому объекту. Результатом деятельности ПДМ является серия поэлементных и интегральных прогнозных карт распространения загрязнения и активизации экзогенных геологических процессов. При составлении поэлементных прогнозных карт используют нормативные документы и методические разработки по прогнозированию того или иного вида воздействия или процесса. Прогнозная информация чрезвычайно важна с точки зрения экологической мелиорации, так как на её основе обосновывается контроль над процессами преобразования загрязняющих веществ, путём создания опорных пунктов наблюдения за изменением экологической ситуации на всём пути миграции загрязняющих веществ на всех стадиях реабилитации ПТС.

Создание прогнозных поэлементных или интегральных карты изменений окружающей среды на первом этапе, позволяет существенно улучшить организацию наблюдательной сети мониторинга на последующих стадиях экологической мелиорации ПТС. Данный этап мониторинга в рамках экологической мелиорации визуально отображается на карте организации наблюдательной сети. Она строится на основе сопоставления предыдущих типов карт, которое позволяет выявить особенности пространственного изменения зон влияния, а значит обосновать размещение наблюдательной сети мониторинга [3]. Основное назначение данной карты на этом этапе – отразить расположение наблюдательных сетей, разбивку СППИНФов (сеть пунктов получения информации) на территории и определить комплекс методов эколого-аналитического контроля. Такая карта-схема является наряду с целевой комплексной программой основным базовым документом для практической реализации мониторинга всех компонентов ПТС на стадиях выбора комплекса мероприятий по улучшению экологических условий и дальнейшем сопровождении их динамики. В легенде условными обозначениями отражаются все виды наблюдений, применяемых в системе мониторинга на данной территории, опытные площадки и ключевые участки, наблюдательные скважины, гидрогеологические и геофизические профили, места взятия тех или иных проб и другие пункты сбора информации. Одним из наиболее перспективных способов интеграции аналоговой информации с датчиков контроля системы мониторинга и технического оборудования комплекса методов экологической мелиорации является использование программной среды LabVIEW и технических средств NI [6, 7]. Это универсальная многоканальная информационно-измерительная система, преобразующая аналоговые сигналы с измерительных датчиков в цифровые. Сигналы обрабатываются в режиме реального времени и поступают в базу данных, в результате чего появляется возможность оперативно корректировать программу мониторинга территории, а также технологию и режимы методов очистки объектов ПТС от экотоксикантов.

Использование системы мониторинга и применение ГИС-технологий на стадии разработки и применения интегрированной системы мероприятий по локализации, иммобилизации и удаления загрязняющих веществ из объектов ПТС можно рассматривать, как логическое завершение работ на предыдущих этапах, и как важнейшую фазу экологического управления, его сущность. Анализ ситуации с использованием системы мониторинга и геоинформационных технологий позволяет выявить соответствующие ключевые участки, требующие оперативного вмешательства. На этой стадии могут использоваться физические, физико-химические, химические и биологические методы очистки (а также их комплекс). Контроль над процессом и результатом применения вышеперечисленных методов, также может с успехом осуществляться с помощью датчиков сети пунктов получения информации, в режиме реального времени, что как бы возвращает нас к первой стадии экологической мелиорации, и демонстрирует тот факт, что все её этапы структурно взаимосвязаны и представляют собой единую комплексную систему, основой которой является система мониторинга, построенная на базе геоинформационных технологий.

Завершающим в экологической мелиорации природно-технических систем является этап ландшафтно-экологического проектирования, на котором также широко используются возможности ГИС-технологий, так как творческий подход при осуществлении такого рода дизайна требует использования средств визуализации соответствующего уровня. На этом этапе создаются условия для вовлечения искусственно измененных мелиорируемых территорий ПТС в естественные природные системы. Для этих целей используются разнообразные программные средства и ГИС-технологии, с помощью которых, моделируется процесс рекультивации территорий с визуальным отображением дизайнерских решений. В данном случае специальный геоинформационный модуль создаёт на основе заданного сценария развития ситуации видеоряд, в котором отображается исследуемая территория, изменяющаяся во времени.

Одним из заключительных и важнейших этапов экологической мелиорации ПТС является составление рекомендации по их рациональному использованию.

Таким образом, экологический мониторинг и создание ГИС являются одними из прямых информационных методов управления ПТС. Главной целью и критерием управления ПТС следует считать минимизацию неблагоприятных последствий изменений окружающей среды и её компонентов при одновременно минимизации затрат на создание или поддерживание её состояний, благоприятных для хозяйствования и жизнедеятельности людей. В целом, сегодня уже невозможно представить себе осуществление комплексных экологических решений без использования в системах мониторинга современных программных средств и ГИС-технологий. Их гибкость, универсальность вводимой информации и эффективность при принятии управляющих решений по реабилитации ПТС – это лишь немногие из неоспоримых достоинств геоинформационных систем для экологических целей.

Лекция 2

ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ТЕРРИТОРИИ

ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Целевая комплексная программа мониторинга ПТС или ОПС — это основной методологический и методический документ, на базе которого проводится практическая организация мониторинга ПТС или ОПС данной территории. Ее составление проводится на стадии планирования мониторинга ПТС или ОПС, но в ряде случаев это целесообразно делать до планирования ПТС и главного строительства.

В научной концепции целевой комплексной программы мониторинга ПТС или ОПС реализуются следующие основные принципы: системность, комплексность и программно-целевой подход.

Системность разработки программы определяет одновременный, всесторонний подход к анализу ОПС и функционирования ПТС с учетом экологических, социальных и экономических интересов. Системность природных (в том числе геологических) объектов требует рассмотрения каждой проблемы как части более общей, каждого единичного фактора — во взаимосвязи с другими факторами, так или иначе модифицирующими его действие. В этом смысле программа мониторинга геологической среды территории должна строиться с учетом общечеловеческих экологических принципов устойчивого развития, стратегия которого включает в себя:

  • приоритетность качественных показателей (качества жизни) перед количественными (численностью, потреблением и т.о.);

  • противостояние энтропийным процессам (милитаризации экономики, росту отходов, тиражированию культурных ценностей, ритуализации духовной жизни общества и т.п.);

  • сохранение биологического и культурного разнообразия;

  • согласование программы природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов;

  • предпочтение устойчивости (к изменению условий, непредвиденным осложнениям) извлечению максимальной прибыли при выборе программы развития.

В комплексность разработки целевой программы мониторинга входит осуществление одновременного учета техногенных изменений ПТС или ОПС и ущерба, наносимого измененным геологическим компонентом различным техногенным, экологическим объектам и населению. Принцип приоритета экологической безопасности в практическом плане означает, что комплексные социальные и экономические программы должны основываться на экологическом каркасе территории в виде схемы охраны природы и ландшафтного планирования, важнейшую составную часть которой составляет мониторинг ПТС или ОПС.

Программно-целевой подход предполагает конкретное четкое определение основных целей мониторинга ПТС или ОПС, выде­ление промежуточных и конечных результатов и в итоге — разработку комплекса рекомендаций и управляющих решений, направленных на рациональное использование, охрану ОПС и управление ПТС. Конечным результатом разработки целевой программы является выбор наиболее эффективного пути реализации мониторинга ПТС или ОПС на конкретной территории.

Целевая комплексная программа мониторинга ПТС или ОПС территории должна содержать ряд важнейших научно-методических обоснований, главными из которых являются:

1) обоснование площади изучения, которая как минимум должна включать всю зону ожидаемого техногенного воздействия на все компоненты ПТС или ОПС территории;

2) обоснование и выбор системы мониторинга, в основе которой лежит анализ и выявление тех компонентов геологической среды, на которые оказывается или ожидается техногенное воздействие и обеспечение прогнозирования изменений геологической среды. Здесь необходим сопряженный учет компонентов геологической среды и вида (характера) источника техногенного воздействия;

3) обоснование расположения наблюдательной сети мониторинга. Здесь определяющей должна быть карта типологического инженерно-геологического районирования территории, включающая оценку защищенности или чувствительности геологической среды к техногенному загрязнению и развитию экзогенных геологических процессов. В оптимальном варианте все типологические таксоны районирования подлежат оценке и изучению с учетом распространения на территории техногенного влияния;

4) обоснование периода наблюдений в системе мониторинга. Он определяется временем строительства, эксплуатации, а в ряде случаев и временем консервации или рекультивации объектов, режимом функционирования ПТС;

5) обоснование режима наблюдений за каждым компонентом ПТС или ОПС или соответствующим экзогенным геологическим процессом. Здесь следует использовать в полной мере имеющиеся ведомственные методические разработки, в том числе и по проведению режимных наблюдений.

Таким образом, назначение целевой комплексной программы мониторинга ПТС или ОПС — обоснованно наметить оптимальный состав и последовательность практических действий по организации и функционированию мониторинга ПТС или ОПС на какой-либо конкретной территории. Существующая в настоящее время и продолжающая стихийно развиваться сеть режимных наблюдений, а также отраслевая сеть мониторинга без такой целевой программы, без блока управления не может полностью обеспечить решение проблемы рационального использования и охраны ОПС с учетом экологических требований. Разрабатываемые комплексные схемы (локальные, региональные, генеральные) в качестве обязательного элемента должны включать целевую программу мониторинга геологической среды.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Все целевые программы организации мониторинга ПТС или ОПС территорий должны строиться по единой структуре, отражающей их типовой характер.

Один из возможных вариантов структуры типовой "Целевой комплексной программы мониторинга ПТС или ОПС территории" представлен в требованиях к курсовому проекту по курсу «Мониторинг окружающей природной среды».

Целевая программа состоит из четырех основных разделов.

Во "Введении" к целевой программе дается краткая общая характеристика экологической ситуации рассматриваемой территории, приводится обоснование необходимости организации мониторинга ПТС или ОПС данной территории, указывается цель и назначение данной программы (обоснование которых дается в первом разделе).

Первый "Тематический и ситуационный раздел" программы посвящен характеристике тех компонентов окружающей природной среды и техносферы, которые требуют контроля и управления. Ситуационный анализ состояния ПТС должен не только дать оценку гомеостатических, т.е. допустимых, "критических" пределов изменений ОПС в границах ПТС по различным компонентам и параметрам, но и оценить современное состояние среды, т.е. ее фактическое положение "внутри" гомеостатического диапазона состояний. Кроме того, в ситуационном анализе должно быть взаимосвязано учтено и оптимальное состояние (оптимальный режим работы) технической подсистемы.

Здесь дается характеристика геологической среды района мониторинга на базе изучения различного картографического и фактического материала, включая карту инженерно-геологического типологического районирования территории. Приводится характеристика техногенной нагрузки на различные компоненты геологической среды на базе изучения карт хозяйственного освоения территории, карт техногенного влияния, измененности или чувствительности геологической среды к техногенному воздействию. На основе сопоставления характеристик геологической среды и техносферы проводится анализ сложившейся на данной территория ситуации и ее оценка с выделением и обоснованием перечня тех компонентов геологической среды и техносферы, которые требуют контроля и управления в системе мониторинга.

Завершается первый раздел формулированием цели организации мониторинга на данной территории (указанной во введении) и четким изложением задач, направленных на ее достижение. Целевая часть раздела является важнейшей в программе, так как на базе основной цели управления ПТС — достижение оптимального состояния функционирующей ПТС в гомеостатических пределах изменений геологической среды — в нем должна быть сформирована полная иерархическая система целей ПТС, зачастую противоречивых, до­стижение которых по заданным критериям я призвана обеспечить система мониторинга геологической среды.

Второй раздел целевой программы — методический. Он является одним из основных, поскольку его назначение — раскрыть методику исследований мониторинга, охарактеризовать систему наблюдений и весь комплекс применяемых методов. В этом разделе должны быть последовательно даны ответы на вопросы: что наблюдать, что измерять, где измерять, как измерять и чем измерять? Здесь при­водится характеристика и дается обоснование наблюдательной сети в системе мониторинга, разбивка сети СППИНФов по тем или иным компонентам геологической среды и техносферы, их пространственная (с помощью карты-схемы организации мониторинга) и временная характеристики. Кроме того, в этом разделе приводится весь пере­чень конкретных методов наблюдений, сбора и обработки получаемой информации, включая необходимые в системе мониторинга методы полевых и лабораторных инженерно-геологических, гидрогеологиче­ских, геокриологических и геофизических исследований, дистанци­онные методы наблюдений, математическое обеспечение, включая общую характеристику постоянно-действующей модели (ПДМ) в си­стеме мониторинга. Здесь же приводится и другое вспомогательное техническое обеспечение, включая автотранспорт, необходимое для организации и функционирования наблюдательной сети мониторинга.

В третьем разделе дается характеристика тех вопросов, которые на начальной стадии планирования и организации системы мониторинга еще могут быть не совсем ясны. Здесь разбираются не до конца ре­шенные научно-методические проблемы мониторинга, оговариваются научные проблемы, которые могут возникнуть при организации мони­торинга, перечисляется круг вопросов, которые требуют повышенного внимания из-за их недостаточной разработанности. Указываются и возможные технологические и технические проблемы, с которыми придется столкнуться при организации мониторинга (например, про­блема сохраняемости на местности автоматизированных датчиков и измерительных приборов и т.д.). Намечаются возможные пути решения указанных проблем.

Четвертый раздел программы посвящен плану организационных работ по практическому созданию мониторинга и его функционированию. В этом разделе должна даваться последовательная характе­ристика трех основных этапов организации мониторинга: начального или подготовительного, второго, или этапа создания информационной базы, и третьего — этапа функционирования системы мониторинга. Каждый этап должен содержать четкое изложение задач этапа и раз­вернутую характеристику его содержания (виды работ, их объемы, сроки их проведения, т.е. график работ и т.д.). При описании порядка создания информационной базы дается и характеристика финанси­рования работ по этапам, ориентировочных затрат на организацию и функционирование системы мониторинга, а также указываются организационные структуры, которые будут реализовывать мониторинг и использовать его результаты (включая федеральные или местные органы управления и администрации в зависимости от ранга системы мониторинга). Здесь же указываются те организации-подрядчики, на базе которых целесообразно создавать систему мониторинга, с указанием их ведомственной принадлежности, а также перечисляются инженерно-геологические, гидрогеологические, природоохранные и другие организации, расположенные на данной территории и имеющие свои сети режимных наблюдений за различными объектами.

Завершается раздел характеристикой функционирующей системы мониторинга в целом с описанием порядка (правил) оценки и прогноза ситуации, принятия рекомендаций и управляющих решений, особенностей их реализации. Здесь должны быть рассмотрены два возможных случая, по-разному отображаемых в целевой комплексной программе. В первом случае работа существующего комплекса инженерных вооружений не выво­дит состояние геологической среды за её гомеостатические границы, и система мониторинга осуществляет лишь контроль и управление ПТС без организации системы инженерной защиты территории. Во втором случае, когда ПТС выходит за гомеостатические пределы, воз­никает необходимость возведения сооружений инженерной защиты и контроля работы этих сооружений (наряду с контролем состояния геологической среды). Это требует уточнения ранее составленной целевой части программы.

В заключение целевой комплексной программы указываются общие выводы и приводятся общие рекомендации по организации мониторин­га ПТС или ОПС данной территории. Кроме того, указываются механизмы информационной связи данной системы мониторинга с си­стемами мониторинга более высокого ранга и пути реализации этой связи

Программа снабжается списком использованной литературы, как фондовой, так и опубликованной, а также графическими при­ложениями в виде различных картографических моделей. Среди них главной и обязательной является "Карта-схема организации мо­ниторинга геологической среды территории", на которой отражаются все элементы геологическое среды техносферы, подлежащие мо­ниторингу, а также разбивка наблюдательной сети (СППИНФ) на территории. Методика составления карты-схемы организации мони­торинга ПТС или ОПС территории рассмотрена на следующих лекциях.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации программы мониторинга геологической среды традиционны для инженерно-геологических исследований и разра­ботки территориальных комплексных схем охраны и рационального использования геологической среды.

Начальный, или подготовительный, этап включает в себя меро­приятия, подготавливающие и создающие условия для разработки и обоснования методики наблюдений в системе мониторинга. На этом этапе в виды и объемы работ входят:

1) изучение фондовых и опубликованных материалов по данной территории;

2) сбор и систематизация имеющейся информации о строении и состоянии геологической среды;

3) сбор имеющейся информации о техногенной нагрузке на геоло­гическую среду;

4) составление карт изученности территории.

Второй этап — этап создания информационной базы данных об эколого-геологических условиях территория мониторинга геологиче­ской среды. Задачами этого этапа являются: обоснование и разбив­ка сети СППИНФов; выбор и оборудование эталонных (ключевых) участков, наблюдательных площадок, профилей и т.д.; создание банка данных, АИС, локальных и коммуникационных сетей; создание усло­вий для непрерывного информационного обеспечения. Основными видами работ на данном этапе являются:

1) наземные прямые наблюдения за элементами геологической среды и ПТС;

2) наземные дистанционные наблюдения;

3) специальное дешифрирование (эколого-геологическое) АФС и применение различных дистанционных методов наблюдений;

4) проведение режимных наблюдений (наземными и дистанцион­ными методами);

5) повторная эколого-геологическая съемка;

6) составление карт инженерно-геологического районирования, карт типизации техногенных воздействий, карт эколого-геологического со­стояния геологической среды, карты-схемы организации мониторинга;

7) техническая реализация АИС;

8) продолжение сбора сторонней информации.

Третий этап — этап функционирования созданной системы мо­ниторинга геологической среды. Его задачами являются собственно цели самого мониторинга — фиксация изменений в геологической среде и ПТС, оценка ситуации, ее анализ, моделирование, прогноз и разработка рекомендаций по управлению. Основными видами работ на этом этапе являются:

1) непрерывная обработка и анализ поступающей информации;

2) представление результатов в виде различных эколого-геологических "дежурных карт", регулярных аналитических отчетов, ана­литических записок, заключений о состоянии геологической среды и т.д.;

3) моделирование различных ситуаций;

4) ситуационное прогнозирование (через какое время возникает та или иная ситуация);

5) разработка рекомендаций по управлению ПТС и элементами геологической среды;

6) проведение профилактических работ на действующей наблю­дательной сети (ремонт оборудования, наладка, замена питающих элементов, заправка и т.д.).

Таким образом, реализация целевой комплексной программы мо­ниторинга геологической среды, проводимая в три этапа, позволяет создать планируемую систему мониторинга. В дальнейшем дей­ствующая система мониторинга также должна совершенствоваться, уточняться, приближаясь к саморегулирующейся системе.

Лекция 4

Организация мониторинга в системе управления социальным развитием

Социальное и экономическое развитие происходит непосредственно в местах проживания людей. Все города и поселения различны, имеют свою историю, миссию и т.п. Перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований утвержден постановлением Госкомстата России от 29 марта 1996 г. № 24. Они применяются для контроля ситуации и принятия, оперативных мер.

Для целей статистических, своевременного выявления и устранения факторов, сдерживающих развитие муниципальных образований в средней и долговременной перспективе, целесообразно использовать иные индикаторы и показатели. Их разработка активно ведется во многих странах Мира.

В этой связи представляется интересным подход Центра ООН по исследованию населенных пунктов – HABITAT. Для характеристики развития города предложены:

  • Основные показатели (использование земли, структура собственности, население, распределение дохода, размер и темпы формирования домохозяйства и др.);

  • Показатели социально-экономического развития (занятость населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и т.д.);

  • Данные об инфраструктуре, транспорте, состоянии природной среды, качестве местного самоуправления и др.

Основной импульс организации мониторинга в переходный период исходил из федерального центра. В программе правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.» предусматривалось повышение предсказуемости экономической и социальной ситуации. Такие же задачи содержались в программе Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 гг.» и проект «Программы помощи депрессивным районам». В них отмечалось, что региональный мониторинг (т.е. слежение за региональным развитием для своевременного предупреждения граждан о тревожных тенденциях, корректировок курса и т.п. целей) по существу приобрел статус приоритетного.

В последующем была укреплена правовая основа мониторинга. Приняты постановления Правительства РФ: «Об организации Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы» (18 июня 1994 г.); «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» (6 октября 1994 г.); «О мониторинге социально-экономического потенциала семей» (14 января 1994 г.) и другие.

  • Все это способствует превращению мониторинга в институт государственного и муниципального управления.

  • В настоящее время мониторинг осуществляется:

  • Федеральными органами власти и управления;

  • Отраслевыми ведомствами и министерствами, Администрацией президента РФ;

  • Региональными структурами власти и управления, органами местного самоуправления;

  • Научными государственными и негосударственными организациями, независимыми структурами, выполняющими аналитические разработки.

С 1998 г. Правительство РФ ввело в практику ежемесячный и ежеквартальный мониторинг. В его основу положен контроль и оценка показателей социально-экономического развития отраслей и регионов. С 1999 г. Минэкономики России представляет Правительству РФ ежемесячные и ежеквартальные доклады о ситуации в РФ и тенденциях на ближайшую перспективу. Это позволяет принимать оперативные меры, упреждать негативное развитие событий. Данная модель мониторинга осуществляется с использованием 22 социально-экономических показателей: объемных (характеризующих абсолютные величины), относительных (показывающих удельные веса в общих объемах), а также показателей уровня жизни населения. Систематическим стал мониторинг социально-экономического потенциала семей. Государственный комитет РФ по статистике и Министерство труда и социального развития (ныне не существующее) осуществили выпуск серии сборников, содержащих оригинальную информацию.

Управленческие задачи, разрешаемые с помощью мониторинга относятся к типу слабоструктурированных. Они характеризуются преобладанием качественных характеристик, не имеют жестко заданного алгоритма разрешения, предполагают творческий подход и использование оригинальных методов. Один из таких приемов состоит в применении принципа «двадцати процентов». Он заключается в выделении по средством экспертных оценок той пятой части факторов, от которых в наибольшей степени (на 70-80 %) зависит общий результат.

Например, результаты производственной деятельности в условиях рыночных отношений зависят от: качества работы, в широком смысле, себестоимости срока поставок, безопасности – экологической, коммерческой и т.д. Аналогичным образом возможно выделять основные причины успеха/неудач качества деятельности – управленческой и непосредственно производственной, оборудования, сырья, производимых изменений и т.д.

Анализ жизненного цикла всех этих факторов и условий успеха/неудач позволяет организовать соответствующее отслеживание изменений параметров, разработку и принятие соответствующих (блокирующих, ускоряющих и т.д.) мер.

В этих же целях можно использовать графический метод (радар).



+ 5



Условные обозначения:

1-6 векторы, характеризующие факторы мониторингового наблюдения;

0 – точки критических качественных изменений на траектории развития предметов мониторинга;

+ - область положительных значений качества предмета мониторинга;

- - область отрицательных (критических) значений качества предметов мониторинга;

П1 – параметр мониторингового наблюдения вектора 1, имеет тенденцию движения к отрицательному (критическому) значению;

П2 – параметр мониторингового наблюдения вектора 2, имеет тенденцию движения от критического значения;

П3 – параметр мониторингового наблюдения вектора 3, имеет закритический характер и тенденцию к улучшению;

П4 – параметр мониторингового наблюдения вектора 4, имеет закритический характер и тенденцию к улучшению.

Алгоритм мониторинга включает выполнение следующих мероприятий:

  1. Обоснование, исходя из закона 20 процентов, векторов, которые для объекта мониторинга имеют решающее значение.

  2. Установление для каждого из векторов критических значений.

  3. Оценка тенденции движения параметров векторов.

  4. Обоснование целей и способов управленческого воздействия на динамику вектора развития.

Использование концепции мониторинга по пороговым значениям предполагает , что контроль факторов или процессов должен строиться на основе сравнения фактического уровня показателя или процесса на контрольную дату с минимально допустимым или необходимым уровнем или объемами, гарантирующими безопасность и устойчивость эколого-экономических систем.

Литература к лекции 4:

1. Российский Север: проблемы социального развития: Учебное пособие / Под общей редакцией Н.А. Волгина, Ю.П. Алексеева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 896 с.

Литература к курсу:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Л.А. Муравья. 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. –431 с.

  2. Инженерная защита окружающей среды. Под общей редакцией Ю.А. Бирмана, Н.Г. Вурдовой: М.: изд-во АСВ, 2002 – 296 с.

  3. Казаков Л.К., Чижова В.П. Инженерная география: Учебное пособие. – М.: Лэндрос, 2001 – 268 с.

  4. Камышев А.П. Методы и технологии природно-технических систем Севера Западной Сибири / Под ред. А.Л. Ревзона. М.: ВНИПИГАЗДОБЫЧА, 1999. 230 с.

  5. Королев В.А. Мониторинг геологической среды: Учебник / Под редакцией В.Т. Трофимова. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 272 с.

  6. Неклюдов Д.Б., Некрасова М.А. Геоинформационные технологии в системе экологической мелиорации / Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вып. 5. Ч. 2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб. науч. трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 296 с.

  7. Некрасова М.А. Экспертные системы в реабилитации окружающей средой / Вестник РУДН. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. 2003, № 7 с. 80 - 86



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций по экологической мелиорации птс план лекций

    Курс лекций
    В последнее время человечество все в большей мере сталкивается с различными экологическими и, в том числе, эколого-геологическими, проблемами. Их решение, в частности, предполагает разработку целенаправленных способов искусственного
  2. Конспект лекций к курсу «Модели управления природопользованием и овос»

    Конспект
    Синергетический подход и экологистика в методике и методологии экологического управления системами природопользования (Цели, задачи, структура, классификация систем природопользования,
  3. Мониторинг федеральных сми борис грызлов 26 октября 2009 года

    Документ
    ПЯТНИЦА, 23.10.2009 / ДИСКУССИЯ, ПОДНЯТАЯ ОППОЗИЦИЕЙ И ПРАВОЗАЩИТНИКАМИ О МНОГОЧИСЛЕННЫХ ФАЛЬСИФИКАЦИЯХ И ВБРОСАХ В ХОДЕ ВЫБОРОВ 11 ОКТЯБРЯ, СЕГОДНЯ РАЗГОРЕЛАСЬ С НОВОЙ СИЛОЙ 108
  4. Опорный конспект лекций Основные понятия, термины, законы, схемы Для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Конспект
    Настоящее издание предназначено прежде всего для студентов заочной и дистанционной форм обучения СПбГПУ, изучающих курс «Экология». Оно также может быть полезно для студентов очно-заочной и очной форм обучения, изучающих данный курс.
  5. Секция Математическое моделирование и компьютерные технологии экономических процессов 6

    Документ
    Т 79 ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА. Межвузовский сборник трудов молодых исследователей по материалам научно-практической конференции филиала ВЗФЭИ в г.

Другие похожие документы..