Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тематика курсовых работ'
Развитие и трансформация организационных структур управления проектного типа. Инструментарий проектного управления(рассмотреть несколько инструментов...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Введение в частную микробиологию. Материал и методы исследований. Общая характеристика острых кишечных инфекций. Возбудители сальмонеллеза, брюшного т...полностью>>
'Документ'
Областной форум «Предпринимательство на Вятке» показал возможность сотрудничества органов власти, общественных объединений, бизнес – сообщества и сре...полностью>>
'Инструкция'
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно о...полностью>>

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии

Культурология как наука и учебная дисциплина.

Культурология как наука возникла в конце 19- начале 20 веков. Одна из главных задач этой науки- выявить закономерности развития культуры , отличающихся от природных законов и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции( философия истории, философия культуры). Кроме того, оно привлекает внимание представителей других наук_ археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Это сыграло важную роль в становлении культурологии как интегративной дисциплины- т.е. включенной в различные области современного исследования, в систему как естественнонаучного, так и гуманитарного знания. Культура как специфический предмет изучения привлекает внимание философов и исследователей с 18 века. Именно в это время начиная с сочинений Д. Вико « Основания новой науки об общей природе наций» , И.Г. Гердера « Идеи к философии истории человечества», сочинений И. Канта., Гегеля, Шеллинга осмысливается целостность творимого человеком мира Осознание взаимодополнимости трех духовных способностей человека- разума, воли и чувства, реализующихся в таких плодах деятельности человека , как наука , нравственность, искусство- привело к выделению целостного поля человеческой деятельности-культуры.

Только в 20 в. появляются попытки реализации потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. . Впервые термин «Культурология» был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 году , который под культурологией понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно- исторического процесса и специфики человеческой культуры. Связать общее с единичным , дать особенное уяснение культуры - одна из главных задач культурологии. Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания , Культурология сейчас выступает как своего рода введение для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывая основы их понимания.

Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки , управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании , сохранении и передаче культурных ценностей.

Итак, культурология – комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.

Структура культурологического знания

Современные культурологические исследования - это целый комплекс научных дисциплин, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологий и т.д.Наиболее значительные составляющие культурологического знания:

Теория культуры. Демонстрирует общее осмысление культуры, версии «картин» культуры, варианты систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие.

В этой сфере особое место занимает философия культуры (культурософия)- общая теория культуры, исследующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты, решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий, занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека. Основы современной философии культуры заложили во второй половине 19 века неокантианцы( последователи немецкого философа И. Канта) и представители «философии жизни»

Неокантианцы (Коган, Кассирер, Риккерт) изучали различия между естественными и гуманитарными науками. Их изыскания привели к тому, что главное из этих различий заключаются в методах, используемых каждым из типов наук( естественные науки пользуются палеолитическими методами-обобщают единичные факты и на этой основе выводят законы), а гуманитарные науки используют идеографический метод( направлен на изучение не общего, а индивидуального, неповторимого в явлениях культуры, исторических событиях, личностях). В основу неокантианской философии культуры легла аксиология - философское учение о ценностях. Идеальные (нематериальные) ценности придают значение тем или иным явлениям, превращая их в элементы культуры, формируют сферу ценностных благ культуры - науку, искусство, религию, право.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого ( всеобщее), то Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал .В культурологии как научной дисциплине акценты смещены на объяснение ее конкретных форм, а философия выполняет теоретическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является Культурантропология (антропология культуры) – изучение конкретные ценности , традиции, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности, представления о личностных параметрах культуры, о человеке как « производителе « и «потребителе» культуры. Иногда выделяют и социальную антропологию, которая исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты , способствующие процессу социализации человека. Культурная антропология тесно связана с этнографией-наукой, исследующей культуры различных племен и народов, включает в себя этнографию, этнологию, теоретически обобщающую собранный этнографами материал, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Первой значительной научной школой в культурной антропологии можно назвать эволюционизм 19-начала 20 веков ( Г, Спенсер, Э. Тейлор, Д. Фрезер, Л. Морган) Сформировался под влиянием господствовавших тогда идей эволюции и прогресса, которые были применены в изучении культуры. Они рассматривали различные явления культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их единую линию эволюционного развития. Антропологи- эволюционисты проводили аналогию между эволюцией индивида ( детство, зрелость, старость) и эволюцией культуры. К достоинствам эволюционизма можно отнести обработку колоссального объема информации, которая выстраивалась в убедительные четкие схемы, выработанные на базе единой теории. Недостатки:

Кабинетный характер большинства исследований, стремление подогнать фактический материал под умозрительные построения

Социология культуры – характеризует общественные закономерности развития культуры, формы их проявления в социуме на основе эмпирического исследования культуры, представления о социальной обусловленности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия. На развитие социологии культуры оказали наибольшее влияние такие исследователи как К.Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Б, Малиновский. Социология культуры исследует роли , которые играет культура в человеческом обществе- воспитательная, ориентация человека на определенную систему ценностей, роль культуры как необходимой предпосылки общения между людьми, обмена информацией. Социология культуры уделяет мало внимания содержанию и истории культурных явлений. Они ее интересуют в основном как способ упорядочивания регуляции социальных отношений. Нормы морали, права, религиозные заповеди дают возможность смягчить противоречия между интересами разных общественных групп, которые могли бы разрешиться насильственным путем, однако культуре не всегда удается выполнить регулирующие функции, особенно в периоды войн, потрясений. В такие минуты и сама культура переживает кризис и меняет свои формы. Социология культуры исходит из факта неоднородности человеческого общества ( классы, сословия, группы), эта социальная неоднородность порождает социальное неравенство, при котором одни люди стоят на «общественной лестнице» выше или ниже других людей. Общественные группы отличны не только экономическими и политическими интересами, но и психологическими, культурными особенностями, использованием характерными словами и выражениями , манерой одеваться, предпочтениями в искусстве и т.д. Из всего этого складываются субкультуры, т.е. обусловленные социальными различиями частные формы культуры. Иногда субкультуры порождаются возрастными или особыми отличиями (культура секс - меньшинств). Социология культуры изучает субкультуры верхов, среднего класса, низов, маргинальную субкультуру – культуру людей, занимающих промежуточное пограничное положение в обществе. Эти люди не могут или не хотят найти свое место в социальных структурах, их культура и психология построены на резком противопоставлении себя обществу, неприятии общественных ценностей. К социологии культуры можно отнести изучение социальной динамики - общественных и общественно-культурных изменений, исследование социальной мобильности-изменения индивидом или общественной группой своей социальной позиции, исследования проблем социальной стратификации- общественного расслоения. Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятие «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы, ориентации, организации. Оперируя этим понятием можно выделить различные типы этих систем в истории человечества. Социология культуры – одна из наиболее важных и плодотворных сфер культурологического знания.

Культурная семантика - изучает символы, знаки и образы, языки и тексты культуры, механизмы культурной коммуникации.

Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.

Выделяют и так называемую прикладную культурологию, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов. Прикладное значение культурологии проявляется в ее участии в изучении явлений «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему. Другое направление прикладных культурологических исследований - это охрана культурного наследия, изучение возрождения культурных традиций. Культурология стала основой процесса культурологизации образования, т.е. насыщения программ образования культурологической информацией. Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной , религиозной , культурной почве и выработке мер по их предупреждению и ликвидации их последствий. Теории социокультурного развития в культурологии являются основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

История культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности , но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. История культуры всегда выступала как практически неисчерпаемый запас фактического материала для культурологического познания. Историко- культурные исследования , ведущиеся по какой- либо конкретной проблематике, зачастую порождают перспективные культурологические теории, научные подходы. В частности, автор игровой теории происхождения культуры Й.Хейзинга разработал ее при изучении культуры европейского Средневековья, работы исторической школы в культурной антропологии, которая на обширном этнографическом материале обосновала теорию аккультурации- культурного взаимодействия.

Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая прошлое и настоящее. Поэтому вторым элементом культурологии является историческая культурология, изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения, а также культурно- историческую типологию сообществ.

Культурология – это область гуманитарного знания о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры

Методы культурологии. Культурология использует все методы социогуманитарного знания. В частности, прежде всего используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент.

Структурно- функциональный метод применяется , если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании.

Аналитический метод позволяющий рассматривать явления культуры в чистом виде. Популярное сейчас изучение культуры в ходе ее диалога с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода- сравнения культур по какому-либо признаку.

Если такое сравнение имеет целью характеристику культурных организмов, то речь идет о типологическом методе.

Большую роль играют такие общенаучные методы как исторический( анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим, методы полевой этнографии- описание, классификация, наблюдение, интервью, анализ текстов и т.д. Сравнительно- исторический метод позволяет сравнивать в историческом разрезе многие на первый взгляд исключительные либо самобытные явления культуры и проникать в их сущность.

Кроме того, используется Диахронический метод, т.е. хронологическая последовательность появления и протекания факторов, событий мировой и отечественной культуры.

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

Основным методом культурологии является единство объяснения и понимания. В культурологии используют методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей М. Вебер одним из первых привлек внимание к особенности наук об обществе и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая объединила бы их воедино, М. Вебер назвал «объясняющим пониманием». Понимание- метод, исходящий из особенностей культурологии как науки о «духе», в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление отдельным человеком собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований. Обретение целостной, интуитивно- смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению, т.е. понимание - предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.

Структура культуры

В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры:

В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный

Обыденная культура- совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей.

Специализированная культура - подразделяется на кумулятивный уровень культуры(где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи:

Сфера образования-традиции, ценности каждого элемента культуры передаются последующим поколениям

Средства массовой коммуникации - где осуществляется взаимодействие между высокими научными ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой

Социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики.

Элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику

Массовая культура ориентируется на усредненный уровень развития массовых потребителей, часто поощряет примитивные склонности людей

Народная культура создается творцами из народа, остается безымянной, отражает духовные поиски народа, включает танцы, мифы, сказки, поговорки и т.д.

Культура состоит из материальной и духовной составляющих

В материальную культуру входят:

Экономическая культура

Культура труда и материального производства

Культура быта

Культура топоса, т.е. места жительства

Культура отношения к собственному телу

Физическая культураДуховная культура включает в себя:

Познавательная, интеллектуальная культура ( наука)

Религиозная культура

Нравственность

Правовая культура

Моральная культура

Художественная культура (искусство)

Культура духовного общения

В понятие материальная культура входит все то, что получило название искусственной среды обитания человека и является процессом и результатом материальной деятельности человека. Следует выделить хозяйственную (экономическую) деятельность..Она имеет двоякую направленность: ее объектами выступает природа и другие люди.

К области хозяйственной культуры относят прежде всего плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие производство. Орудия труда, постройки, оружие, плоды сельскохозяйственного и ремесленного производства. Но главное - исторически сформировавшиеся способы- технологии - производственной деятельности общественного человека. Это то, что называется культурой производства. В последнее время выделяют так называемую экономическую культуру, которую в широком смысле следует понимать как характер экономической деятельности человека в обществе, воплощаемый конкретными особенностями производства, распространения и обновления доминирующей в обществе системе ценностей экономической деятельности, а также сферу культуры как целостность, специализирующуюся на воспроизводстве условий материальной жизни человека в обществе. Итак, хозяйственная культура – это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входит прежде всего экономическая деятельность, включающая средства производства, способы практической деятельности по их созданию, а также и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности, хозяйственная культура- часть материальной.

С материальной культурой связано понятие артефакта. Под артефактом мы понимаем искусственно созданный объект. ( продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления)

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности .При определенных условиях духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль.

В духовной культуре можно выделить четыре сферы:

Проективный вид деятельности, который предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. В истории культуры проективная деятельность превратилась в специализированную отрасль духовного творчества (идеальные модели, чертежи, конструкции, модели социальных преобразований, проекты политического устройства и т.д.)

Вторая сфера - познавательная деятельность человека, выступающая в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, Которая наиболее представлена в научной деятельности. Передаваемые от поколения к поколению знания, принимаемые как догматическая банальность, не подвергающаяся сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, сохранения и передачи информации и знаний.

Третья сфера связана с ценностно ориентированной деятельностью. Знание- оценка выступает связующим звеном с элементом духовной культуры. Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры. Мир человека- это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями. Подсистемы этой сферы - мораль, которая дает нормативно- ценностную ориентацию отношений индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности друг к другу. Эта культура не тождественна рациональной стороне сознания, включает и моральные чувства- убеждения как сплав знаний, оценки, веры в общечеловеческую значимость принятых духовных моральных требований и рекомендаций. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива. Соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости т. д. Вторая подсистема - художественная культура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего ее сводят к схеме «художник- искусство- публика».Это некая самоуправляющаяся система, где элементами являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление,

Огромную роль в духовной жизни человека играет религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен системой ценностей, главной из которых является бог как духовно- нравственный абсолют. Религия в переводе с латинского означает «связывать» - понятие, помогающее приблизить человека к абсолютному воплощению свободы, морали, идеала и помогающая освободиться от зависимости от природы ( смертность, необходимость телесного существования ).

Четвертой сферой духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Душевный контакт партнеров, во время которого происходит обмен информацией - высокая культурная ценность. Общение возможно в группе( семья, круг друзей). В процессе общения происходит совместное восприятие внешнего объекта или ситуации. Результата коммуникации - это возможное изменении установок или поведения членов группы под воздействием внешних стимулов, это и достижение определенной степени сопереживания, взаимопонимания, согласия.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей- образов общественного сознания. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей ( классовая, городская, сельская и т.д.), семьи, отдельного человека.

Национальная культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Национальная культура характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как ментальные признаки уходят на второй план. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной станы, в той или иной мере разделяемых населяющими ее этносами. С одной стороны, этнические культуры формируют национальную культуру, с другой стороны национальная культура накладывает свои отпечатки на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные - культуры Логоса, государства, политики, экономики.

Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, ( вплоть до мифологической), расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтения в пище. Но самое главное чувство этнической идентичности - общей истории и культуры, отличающей нас от них. Этнической является культура, носители которой прежде всего связаны единством «крови и почвы», четко осознают свою принадлежность к своей культуре (причем независимо от места проживания или от самоназвания) и гордятся им, обладают особым психологическим складом, менталитетом группового характера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по результатам самообследования

    Публичный отчет
    ФГОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина» является одним из ведущих вузов в системе зооветеринарного образования РФ.
  2. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Публичный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  3. Структура самообследования (2)

    Документ
    На основании приказа ректора (№256 от 30.09.2010) в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений назначена государственная лицензионная экспертиза образовательной программы специальности 013100 (020801) «Экология».

Другие похожие документы..