Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Маркетинговые коммуникации в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных служащих
На правах рукописи
ОЛЕЙНИК Екатерина Геннадиевна
Маркетинговые коммуникации
в управлении конкурентоспособностью услуг
по профессиональному образованию государственных служащих
Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством
(маркетинг; экономика, организация и управление отраслями,
предприятиями, комплексами – сфера услуг)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва – 2009
Работа выполнена на кафедре менеджмента
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор
Панкрухин Александр Павлович
Официальные оппоненты:
Кабашкин Виктор Алексеевич, д.э.н., профессор;
Сорокин Денис Борисович, к.э.н.
Ведущая организация: НОУ ВПО «Кисловодский институт
экономики и права»
Защита состоится «28» октября 2009 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.04 при ГОУ ВПО «Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова» по адресу: 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, ауд. ___.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РЭА им. Г.В.Плеханова.
Автореферат разослан «____» сентября 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
к.э. н., профессор Скоробогатых И.И.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Новые вызовы времени и реформа государственной службы, деятельности служащих в русле перспективных и изменяющихся задач диктует переход к опережающему профессиональному образованию государственных гражданских служащих и формированию компетентных и перспективных управляющих.
Компетенции – это способности личности или организации применять знания, умения и личностные качества для результативной и успешной профессиональной деятельности, причем способности, наиболее востребованные сегодня и в перспективе. Одной из важнейших компетенций государственных гражданских служащих является способность коммуницировать, особенно если иметь в виду ориентацию государственной службы на оказание государственных услуг конкретным личностям и организациям. Компетенция коммуникаций с гражданами, социальными институтами как ожидаемый результат, предъявляет новые требования к содержанию и формам маркетинговых коммуникаций (МК), которые должны учитывать специфику профессионального образования гражданских служащих, требования административной реформы и реформирования государственной службы. Выстраивая коммуникацию с вузами, демонстрируя свою заинтересованность в профессиональном образовании гражданских служащих, государство и общество содействуют своевременной подготовке необходимого количества специалистов соответствующего уровня с новыми актуальными компетенциями, новыми знаниями, умениями, навыками результативной работы; вместе с тем происходит эффективное формирование не только штата, но и кадрового резерва государственной гражданской службы, ориентированного на решение перспективных задач. Для вузов коммуникативный ресурс повышения конкурентоспособности означает повышение качества образовательных услуг (ОУ), обновление образовательных программ в соответствии с требованиями инновационного развития общества, а, в конечном счете – повышение конкурентоспособности вузов и достижение ими лидерских позиций на рынках ОУ и рабочих мест. Этим и обосновывается необходимость рассмотреть маркетинговые коммуникации в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных гражданских служащих как инструмент реформирования взаимоотношений вузов с органами государственной власти и управления в русле партнерства.
Степень научной разработанности проблемы. Теории и практике конкурентоспособности уделяли и уделяют внимание многие зарубежные и отечественные ученые, среди них И.Ансофф, Г.Ассель, Г.А.Азоев, П.Друкер, Ф.Котлер, И.В.Липсиц, Ж.-Ж.Ламбен, Г.Минцберг, М.Портер, Э.Тоффлер, Дж.Траут, Дж.О’Шонесси, Р.А.Фатхутдинов, А.Ю.Юданов и др.
Проблемами конкурентоспособности ОУ, маркетинга в некоммерческих сферах занимаются С.Н.Андреев, Н.П.Литвинова, А.П.Панкрухин, Е.Н.Подшибякина, О.В.Сагинова, И.И.Скоробогатых, В.В.Шереметова.
Особенности и проблемы, связанные с образованием государственных гражданских служащих анализируют в своих работах: А.К.Агапов, И.И.Бажин, В.Ф.Беликов, В.Э.Бойков, Л.А.Василенко, В.А.Гневко, А.Л.Гапоненко, Г.П.Зинченко, В.Г.Игнатов, В.С.Карпичев, В.А.Козбаненко, В.А.Колесников, И.П.Марченко, Н.С.Мельникова, В.А.Михеев, С.Ю.Наумов, А.В.Оболонский, А.В.Понеделков, В.Л.Романов, И.Н.Рыбакова, А.М.Старостин, А.И.Турчинов, С.Е.Чаннов и другие.
Теория маркетинговых коммуникаций и ее современные трактовки представлены в трудах зарубежных и отечественных ученых Е.А.Авсиевич, К.Бэрри, С.Г.Божук, Б.Л.Борисовой, М.П.Бочарова, Г.Брума, Е.Н.Голубкова, С.М.Катлипа, Л.Н.Ковалик, Ф.Котлера, Т.Д.Маслова, Т.М.Орловой, А.Пулфорда, А.Сентера, И.М.Синяевой, П.Смита, А.В.Ульяновского, А.Н.Чумикова, Ф.И.Шаркова, В.В.Ширяева и др.
Вместе с тем, практически не исследованы проблемы специфики маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных гражданских служащих. В соответствии с устоявшимся пониманием маркетинговых коммуникаций мы включаем в них не только рекламу, но и стимулирование сбыта, спонсорство, директ-маркетинг и любую другую форму коммуникаций, осуществляемую непосредственно участниками рынка или от их имени с первоначальной целью продвижения товаров или оказания влияния на поведение потребителей. Эти разновидности коммуникации мы будем называть в работе как общеиспользуемые МК.
Объект исследования – маркетинговые коммуникации в сфере оказания услуг по профессиональному образованию государственных гражданских служащих (на примере Ставропольского края).
Предмет исследования – социально-экономические и организационно-технологические аспекты маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных гражданских служащих.
Цель исследования – разработка теоретических положений и практических рекомендаций по управлению конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных гражданских служащих с использованием маркетинговых коммуникаций.
Цель исследования определила следующие задачи:
выявление характеристик современного состояния, тенденций развития, специфики и содержания современных маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных гражданских служащих;
раскрытие особенностей использования маркетинговых коммуникаций в обеспечении конкурентоспособности услуг по обеспечению опережающего профессионального образования государственных гражданских служащих
выявление особенностей использования маркетинговых коммуникаций в зависимости от выбранного сегмента рынка потребителей ОУ;
анализ методов эффективности маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных служащих;
определение содержания и форм нормативных маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных гражданских служащих;
разработка последовательности действий и ресурсного комплекса повышения конкурентоспособности образовательных услуг с учетом специфики нормативных маркетинговых коммуникаций вузов с органами государственной власти и управления;
разработка методики оценки эффективности нормативных маркетинговых коммуникаций в обеспечении конкурентоспособности образовательных услуг с потребителями-личностями в конкретных условиях регионального рынка ОУ;
разработка методики оценки возврата инвестиций вузов на маркетинговые коммуникации.
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили общая теория спроса и предложения, рационального выбора, общая теория маркетинга, теория маркетинга услуг, маркетинговых коммуникаций, отдельные аспекты теории государственного управления и государственной службы. Были использованы следующие методы: системный и факторный анализ, методы маркетинговых исследований (наблюдение, опрос, анкетирование), статистического и экономического анализа, сравнительного анализа, научной классификации, табличные и графические приемы визуализации данных, математического моделирования. Проанализированы и использованы работы зарубежных и отечественных специалистов в области экономики и управления, маркетинга, маркетинговых коммуникаций, связей с общественностью, государственного управления.
Работа выполнена в рамках паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: Маркетинг: п. 3.23. Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций; Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – Сфера услуг: п. 15.115. Обеспечение конкурентоспособности предприятия сферы услуг.
Источниковая база исследования включает: Конституцию РФ, Федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты по вопросам государственной гражданской службы Российской Федерации, Ставропольского края (СК); материалы статистических сборников («Регионы России», «Российский статистический ежегодник»); материалы статистики филиала ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Пятигорске (Пятигорский филиал СКАГС), данные аппарата Правительства Ставропольского края.
Основные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна состоит в том, что автором выделены и изучены специфические «нормативные» коммуникации, характеризующиеся специфическими субъектами (органами власти), особой целью, задачами, партнерским характером, задокументированным содержанием, особой структурой и результатами. Это выражается в следующих пунктах научной новизны.
По специализации «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – Сфера услуг»:
1. В сфере профессионального образования государственных гражданских служащих определена специфика маркетинговых коммуникаций, включая содержание, объем и структуру коммуникаций;
2. Разработаны сравнительные показатели конкурентоспособности ОУ по обеспечению опережающего профессионального образования государственных гражданских служащих: а) показатели, характеризующие конкурентоспособность вуза на рынке ОУ для потребителей-личностей, включая: долю ОУ вуза на образовательном рынке; степень лояльности потребителей к образовательным услугам вуза и др.; б) показатели, характеризующие конкурентоспособность вузов перед лицом государственных и муниципальных структур: общий объем финансирования ОУ, бюджет вуза; объем государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации; опыт работы вуза по заявленной теме, количество федеральных и прикладных исследований по заявленной проблематике и др.
3. Предложена структура взаимосвязи и взаимодействия различных маркетинговых коммуникаций внутри и вне вуза по управлению конкурентоспособностью услуг по профессиональному образованию государственных гражданских служащих, включающая: уровни интеграции, содержание и степень согласованности маркетинговых коммуникаций, включая нормативные, в зависимости от цели, выбранной стратегии, ситуации, тактики, действий и результатов по итогам контроля; показатели результатов взаимодействия по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих.
По специализации «Маркетинг»:
4. Сформирован комплекс нормативных маркетинговых коммуникаций вузов с органами государственной власти и управления с четким определением субъекта, объекта, предмета, цели, задач и результатов таких коммуникаций, а также по своему содержанию и формам включающий: информационные карты конкурса на право заключения государственных контрактов с органами власти и управления на оказание ОУ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих; техническое задание по профессиональному образованию служащих; конкурсную документацию; документацию по целевой подготовке кадрового резерва; формированию совместных документов вузами и органами власти по созданию стратегии и планов по профессиональному образованию гражданских служащих; организацию совместных семинаров, круглых столов по совершенствованию законодательства в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации потребителей системы первого высшего образования и гражданских служащих и др.
5. Определена последовательность действий ресурсного комплекса повышения конкурентоспособности ОУ и алгоритмы комбинированного использования маркетинговых коммуникаций на рынке ОУ в сфере профессионального образования гражданских служащих. Разработана схема использования ресурсов управления конкурентоспособностью ОУ, включающая: административные, кадровые, информационные, образовательные, финансовые, организационные, технические, научные, культурные, потребительские, партнерские, нормативные.
6. Разработана и реализована методика ROMCI (Return on marketing communication investments – возврат инвестиций на маркетинговые коммуникации) для оценки результативности вложений в маркетинговые коммуникации вузами при взаимодействии с органами государственной власти и управления по профессиональному образованию государственных гражданских служащих с учетом специфики маркетинговых коммуникаций в этой сфере. Главной составляющей формулы расчета стало соотношение между объемом средств, дополнительно полученных вузами в результате использования нормативных маркетинговых коммуникаций, и затратами вузов на их подготовку и осуществление.
Теоретическое значение диссертации. Разработаны схемы взаимодействия вузов и органов государственной власти, обоснованы и предложены показатели определения конкурентоспособности образовательных услуг вуза в сфере профессионального образования государственных гражданских служащих, оценки эффективности маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью ОУ, методика оценки возврата инвестиций на маркетинговые коммуникации (ROMCI). Выводы и обобщения исследования могут быть использованы в целях оптимизации маркетинговых коммуникаций на рынке специализированных ОУ, в учебных курсах для государственных гражданских служащих.
Практическое значение диссертации. Научно-методические и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего совершенствования маркетинговых коммуникаций вузов по вопросам предложения ОУ на рынке, для организации взаимодействия с органами государственной власти и управления в сфере профессионального образования служащих, в повышении конкурентоспособности услуг вузов и эффективности взаимодействия на рынке ОУ.
Апробация и внедрение результатов исследования таковы. Сформулированы дополнения к нормативным документам Ставропольского края, в частности к «Положению о государственном заказе Ставропольского края на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Ставропольского края» для Правительства края, в части содержания конкурсной документации (были существенно дополнены требования к качеству ОУ и программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации). Это дало возможность повысить эффективность решения вопросов оценки соотношения качественной и количественной сторон заявок вузов на участие в конкурсе по профессиональному образованию служащих.
Отдельные положения диссертационного исследования представлены в тезисах, выступлениях, докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях, перечисленных на с. 22-23, внедрены в практику работы Пятигорского филиала СКАГС, использованы в учебном процессе при подготовке учебно-методического комплекса, курса лекций и сборника практических заданий по дисциплине «Маркетинг образовательных услуг».
Структура диссертации. В соответствии с логикой исследования, диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Публикации. По результатам исследования опубликовано 8 работ общим объемом 2,5 печатных листа, в том числе 2 статьи в издании, включенном в перечень ВАК РФ, общим объемом 1,1 п.л.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Важнейшей целью современного профессионального образования государственных гражданских служащих является создание у них таких компетенций, которые позволят формировать у служащих умения и навыки работы в изменяющихся условиях, развить инновационный потенциал и формировать установки и возможности работы в стратегическом контексте на перспективу.
Так, в Ставропольском крае (СК) количество государственных гражданских служащих, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации с 1997 г. по 2006 г. возросло со 1440 чел. до 2121 чел. в год в рамках отдельных направлений. С 2007 г. в Ставропольском крае наблюдается спад объёмов оказания ОУ государственным служащим. Это вызвано изменением качественного состава формирования учебных групп и начавшимся экономическим кризисом. В таких условиях в 2007г. и в 2008г. профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 701 чел.1.
В то же время востребованность опережающего профессионального образования будет определяющим показателем устойчивого конкурентного преимущества ОУ и определяющим фактором для выбора вузом маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью своих услуг. Под управлением конкурентоспособностью мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию и обеспечению долгосрочных и трудно копируемых преимуществ в качестве услуг, в рыночных взаимосвязях, взаимодействиях и в восприятии потребителями, обеспечивающих вузу лидирующие позиции на рынке. Особенно это актуально при взаимодействии со специализированными целевыми аудиториями – органами государственной власти и управления, требующими особенных форм и содержания МК, и такого управления ими, которое инициирует, решает или способствует решению следующих задач: развитие опережающего профессионального образования государственных гражданских служащих в конкретном вузе на основе компетентностного подхода, соответствующих образовательных стандартов, требований и регламентов; формирование и развитие имиджевой составляющей, включая брендинг вуза, предлагаемых им конкретных образовательных программ, педагогических школ и личностей педагогов, ориентирование этой деятельности на органы государственной власти, на потенциальных и фактических обучающихся; активное воздействие на мотивацию как потенциальных абитуриентов системы первого высшего образования, так и действующих гражданских служащих, представителей корпоративного управления и других потенциальных потребителей на рынке ОУ, особенно в режиме непрерывного образования (используя специальные разновидности нормативных МК и их содержание); адекватное развитие и применение общеиспользуемых и нормативных МК.
Введенное нами понятие «нормативные маркетинговые коммуникации» обозначает разновидность маркетинговых коммуникаций, представляющие собой четко задокументированные взаимоотношения вузов и органов государственной власти и управления через законодательные и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ, устанавливающие содержание и формы данных коммуникаций с целью осуществления эффективного профессионального образования гражданских служащих, формирования кадрового резерва и повышения действенности работы органов власти. Субъекты этих коммуникаций – вузы и органы государственной (в данном случае – региональной) власти и местного самоуправления. Объект – государственные гражданские служащие. Предмет – организационные, экономические, управленческие взаимоотношения по поводу осуществления профессионального образования кадров органов государственной власти и управления, а также формирования кадрового резерва. Цель – формирование устойчивых взаимоотношений вузов и органов государственной власти и управления для повышения эффективной работы государственного и муниципального аппарата органов власти и действенности государственного и муниципального управления. Задачи – а) создание и продвижение устойчивых, долгосрочных, трудно копируемых конкурентных преимуществ оказываемых вузом ОУ, повышение конкурентоспособности ОУ вузов на рынках образования и рабочих мест, рост спроса на опережающее и непрерывное профессиональное образование гражданских служащих; б) создание и улучшение условий работы аппарата государственного управления, улучшение качества кадрового резерва и состава гражданской службы с ориентацией на перспективные задачи ее реформы. Содержание – задокументированные федеральными законами и нормативными актами РФ и субъектов РФ взаимодействия по таким проблемам, как: объем и структура государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих; структура и объем целевого формирования кадрового состава служащих; формирование и выполнение требований государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО), государственных требований, регламентов (рабочих программ, планов) по оказанию услуг по профессиональной подготовке бакалавров и магистров государственного управления, MBA и др.; формулирование и формирование перспективных компетенций гражданских служащих; разработка, экспертиза и осуществление проектов стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, а также иных управленческих документов регионального уровня; соучастие в формовании совместных образовательных программ с включением специалистов-практиков органов государственной власти и управления в качестве консультантов-экспертов; соучастие в организации видов практики, подготовке и оценке квалификационных курсовых и выпускных квалификационных работ. Характер и тип взаимодействия – государственное, государственно-частное и муниципально-частное партнерство между вузами различных форм собственности и органами государственного власти и управления. Формы взаимодействия – информационные карты конкурса на право заключения государственных контрактов с органами государственной власти и управления на оказание ОУ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих; техническое задание по профессиональному образованию служащих; конкурсная документация по профессиональной переподготовке и повышению квалификации; публикации вузовских отчетов по выполненным государственным заказам в печати; документация по целевой подготовке кадрового резерва для органов власти; формирование совместных документов вузами и органами власти по созданию стратегии и планов профессионального образования служащих; организация совместных семинаров, круглых столов по совершенствованию законодательства в сфере профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации потребителей системы первого высшего образования, гражданских служащих; ведение образовательных блогов на веб-сайтах региональных и муниципальных администраций по вопросам целевой подготовки, формирования резерва кадров, профессионального образования служащих их стажировки, изменений и дополнений к законодательным и иным нормативным актам по гражданской службе и др.
В качестве результатов таких коммуникаций могут стать: повышение качества знаний служащих; карьерный рост; повышение эффективности деятельности органов государственной власти и управления; повышение уровня учебно-методического обеспечения курсов подготовки; качественного состава преподавателей, в том числе представителей заказчика; строгое соответствие стандартам профессиональной подготовки (ФГОС ВПО); получение практических навыков работы при прохождении практики и стажировки; трудоустройство по специальности.
Проведенный нами анализ опыта организации профессионального образования гражданских служащих показал, что вузы, часто пренебрегая основными целями нормативных коммуникаций, осуществляя заказ, относятся к нему только как к неизбежно обязательному к исполнению, навязанному. Сами органы государственной власти редко выказывают инициативность в формировании совместных с вузами образовательных программ, а также не проявляют заинтересованности во включении своих специалистов в качестве консультантов-практиков в изучаемые служащими курсы. Подобная ситуация требует тщательнее подходить к использованию нормативных коммуникаций как со стороны вузов, так и органов государственной власти; созданию взаимосвязанной и взаимодействующей структуры маркетинговых коммуникаций и принятию ее как обязательной со стороны вузов – при предложении и продвижении услуг органам власти, со стороны последних – при формировании заказа на услуги и соответствующей конкурсной документации.
Для повышения эффективности использования вузами нормативных МК нами предложены две структуры маркетинговых коммуникаций, обеспечивающих конкурентоспособность ОУ. Данные структуры показывают взаимосвязь общих маркетинговых целей деятельности вуза с маркетинговыми коммуникационными целями, место и роль МК в управлении конкурентоспособностью услуг в обеспечении опережающего профессионального образования государственных гражданских служащих
Использование маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью услуг тесно связано с сегментацией рынка. Она основана на делении рынка по производителям и потребителям ОУ. Автором проводились исследования вузов Ставропольского края и потребителей ОУ2. В результате исследований были выявлены и структурированы характеристики вузов, занимающихся образованием гражданских служащих, значимые при выборе правительством края вузов для получения услуг дополнительного профессионального образования и определены целевые группы. Также были структурированы данные об использовании конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг для конкретного вуза (Пятигорского филиала СКАГС); выявлены потребности потребителей-личностей и органов регионального управления в услугах профессионального образования. Фактором управления конкурентоспособностью выступает также комплексное структурирование ресурсов: (Схема 1.)3
В результате проведенного анализа с учетом специфики ОУ и специфики в сфере профессионального образования гражданских служащих предложено использовать специально адаптированную автором для сферы образования методику ROMCI (Return on marketing communication investments - возврат инвестиций на маркетинговые коммуникации). Данная методика помогает оценить эффективность конкретных программ маркетинговых коммуникаций в управлении конкурентоспособностью ОУ. Предложено использовать следующие показатели, позволяющие определять конкурентоспособность ОУ вуза: а) объем государственного заказа по конкретной ОУ; общий объём финансирования вуза по конкретной ОУ; количество служащих, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации; качественный состав преподавателей, участвующих в процессе обучения, в том числе представителей заказчика; опыт работы вуза по заявленной теме и др.; б) уровень дохода вуза на одного студента в рамках реализации одной ОУ; уровень обеспеченности основными фондами в расчёте на одного студента (фондовооружённость); динамика продаж и доли ОУ вуза на рынке ОУ; объем использования BTL-мероприятий для повышения привлекательности ОУ; рекламные мероприятия в СМИ, обеспечивающие лояльность потребителей к услугам вуза (АTL-мероприятия) др.
Мы предложили Пятигорскому филиалу СКАГС методику оценки эффективности использования МК и рассчитали ROMСI в области профессионального образования государственных гражданских служащих в Ставропольском крае. Применение коэффициентов корреляции и детерминации позволило установить зависимость между затратами на МК и объёмом оказанных ОУ и осуществлять только такие вложения и в таких объемах, которые наиболее целесообразны. Коэффициент ROMCI определялся по формуле:
,где:
с – стоимость образовательных услуг в расчете на одного слушателя;
b –переменные затраты в расчете на одного слушателя по использованию нормативных МК (переменные затраты на обучение одного слушателя плюс затраты на МК на одного слушателя).
∆ Хp – рост количества слушателей за счет использования нормативных МК.
Приведем пример расчета коэффициента детерминации (R2) и ROMCI.
Таблица № 3 - Степень зависимости денежных поступлений от продвижения ОУ от величины затрат на маркетинговые коммуникации на примере
Пятигорского филиала СКАГС
№ п/п | Год | Затраты на МК, тыс. руб. | Объем договоров на обучение, тыс. руб. | Среднее квадратическое фактора х | Среднее квадратическое результата y | ||
Х | Х-Хср | Y | Y-Yср | (Х-Хср)2 | (Y-Yср)2 | ||
| 2002\2003 | 10 | -15 | 350 | -315,3 | 225 | 99414,1 |
| 2003\2004 | 15 | -10 | 500 | -165,3 | 100 | 27324,1 |
| 2004\2005 | 20 | -5 | 660 | -5,3 | 25 | 28,1 |
| 2005\2006 | 30 | 5 | 800 | -135,0 | 25 | 18225 |
| 2006\2007 | 50 | 25 | 1016,5 | -351,2 | 625 | 123341,4 |
Итого | Σ 125 Хср= 25 | - | Σ 3326,5 Yср=665,3 | - | Σ 1000 | Σ 268332,7 |
r - коэффициент корреляции.
R2 – коэффициент детерминации.
n- количество периодов (лет).
Змк – затраты на МК из расчета на всех поступивших за счет использования МК;
σ х, σ у – среднее квадратическое отклонение фактора х и результата y от их средних значений.
За 5 лет
R2= 0,5 r2 = 0,469
Из чего следует, что коэффициент детерминации равный 0,469 означает 46,9%-ую зависимость дохода вуза от затрат на МК.
Таким образом, один рубль вложенных средств в маркетинговые коммуникации дает возврат в количестве 4,45 руб. дохода.
Подсчитав ROMCI, вуз сможет определить приоритетные направления работы с органами государственной власти, направления, которым необходимо уделять больше внимания, определить финансовые запросы, варианты использования разновидностей маркетинговых коммуникаций, в качестве сигналов к увеличению или уменьшению расходуемых средств на МК, тем самым, обеспечивая устойчивое конкурентное преимущество образовательных услуг вуза и всего вуза на рынке.
III. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В журналах, рекомендованных ВАК России:
Олейник Е.Г. (в соавт.) Рынок образовательных услуг в маркетинговом аспекте (на материалах Ставропольского края) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Ростов-на-Дону. – 2006. - № 2. – 108-115 С. – 0,8/0,4 п.л.
Олейник Е.Г. Коммуникационное обеспечение конкурентоспособности образовательных услуг в сфере профессионального образования государственных гражданских служащих // Известия Кабардино-Балкарского Научного Центр РАН. – КБР. – 2008. - № 6 (26). – С. 63-72. – 0,3 п.л.
В других изданиях:
Олейник Е.Г. Маркетинговые коммуникации в вузе как способ продвижения образовательных услуг вуза (на примере филиала ГОУ ВПО СКАГС в г. Пятигорске) // Материалы II междунар. науч.-практ. конф. «Образование и наука без границ-2005». Том 5. Экономические науки. – Przemysl: Sp. Z.o.o. “Nauka I studia”. – 2005. – С. 47-49. – 0,1 п.л.
Олейник Е.Г., Пуляева И.А. Сегментирование рынка образовательных услуг по потребителям // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ: науч. и уч.-мет. ежегодник. – Армавир. - 2006– № 4. – С. 91-94 – 0,5/0,25 п.л.
Олейник Е.Г., Пуляева И.А. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в вузе // «Модернизация социоприродо-хозяйственной системы региона в интересах обеспечения экономического роста»: материалы круглого стола / Отв. ред. В.Г. Игнатов. – Р-н-Д.- Пятигорск: Изд-во СКАГС – 2006. – С. 244-248. – 0,1/0,2 п.л.
Олейник Е.Г., Пуляева И.А., Тарасенко М.Н. Особенности и тенденции развития рынка образовательных услуг // Модернизация социоприродохозяйственной системы региона в интересах обеспечения экономического роста: материалы круглого стола / Отв. Ред. В.Г. Игнатов. – Р-н-Д. – Пятигорск: Изд-во СКАГС – 2006. – С. 232-244 – 0,17/0,17/0,17 п.л.
Олейник Е.Г. Особенности коммуникаций органов государственного управления с вузами по подготовке государственных служащих // III Евраз. Форум маркетологов. М:. 2007. – C. 119-122. – 0,2 п.л.
Олейник Е.Г. Дистанционное обучение в повышении квалификации государственных и муниципальных служащих Ставропольского края // Четвърта международна научно-практическа конференция «Преподаване, учене и качество във висшето образование» - 2007: Съвремени измерения в дистанционното обучение. – Българска. Първо издание. – Издателство на МВБУ, Ботевград. – 2007. – С. 107-114. – 0,5 п.л.
Сдан в набор «____» _____ 200_ г.
Подписано в печать «____» ________ 200_ г.
Формат 68х84 1/16. Бумага офсетная. Печ. л.
Тираж 100 экз. Заказ № _____
Типография «____________________»
г.______________ , ул.____________________
1 Данные Аппарата Правительства Ставропольского края.
2 Исследование 2006 г. высших образовательных учреждений СК в целях налаживания более качественного сотрудничества органов государственной власти и управления с вузами в части профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих края – См. источник Известия Кабардино-Балкарского Научного Центр РАН. – КБР. – 2008. - № 6 (26). – С. 63-72. Исследование 2007 г. потребителей образовательных услуг на рынке Ставропольского края с целью выявления степени значимости различных характеристик образовательных услуг для потребителей-личностей.
3 Составлено автором.
Похожие документы:
1 Химические науки 2 Техника
ДокументОбщий курс высшей математики для экономистов : Учебник / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова; Общ.ред. В. И. Ермаков . — М. : ИНФРА-М, 2010. — 655 с.Программы профессиональной переподготовки государственных служащих, планируемые для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее филиалах и в подведомственных рагс образовательных
Документдополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) государственных служащих, планируемых для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,Основная образовательная программа высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление»
Основная образовательная программаООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующемуГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (18)
Образовательный стандартГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровеньГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (85)
Образовательный стандарт1.1. Специальность 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г.