Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Философия: Часть II Планы семинарских занятий и методические указания к ним, вопросы выходного контроля для студентов всех специальностей дневной фор...полностью>>
'Урок'
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С. Пушкина. Ещё при жизни ег...полностью>>
'Программа'
Учебный предмет «Биология» на уровне общего среднего образования определяет мировоззренческий характер формирования знаний об окружающем мире, законо...полностью>>
'Конкурс'
Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», 117630, Россия, г. Москва, ул. Академика Челомея, д.5а (д...полностью>>

Методические, военно-теоретические и естественно-научные

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ, ВОЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ

ОСНОВЫ ПСИХОПЕДАГОГИКИ

1.1. Психопедагогика как наука:

предмет, задачи, методы

Во второй половине ХХ в. научно-технический прогресс привел к появлению новых тенденций в развитии общества. В области образования, как одной из сфер развития общества, это выразилось в гуманизации образовательного процесса развитых стран. У нас эта тенденция начала проявляться с начала 90-х годов прошлого века – были изменены государственные образовательные стандарты и, как следствие, содержание образования. Но в целом российское образование продолжает развиваться в традиционном направлении. Это приводит к определенной дисгармонии в количестве выпускников вузов и требуемых специалистов. Среди взрослого населения нашей страны 71% составляют инженеры, в то время как в Германии эта цифра равна 27%, в США – 9%. В США на 10 инженеров и техников приходится 114 специалистов нетехнического профиля, в Германии – 39, во Франции – 32, в России – 14. Вместе с тем, наша высшая школа пока находится на высоком уровне и вполне конкурентоспособна: 200–250 тыс. выпускников вузов (30%) ежегодно эмигрируют из страны; из 74 ведущих университетов Европы, определенных независимой экспертизой Гур­мановской организации (США), 11 – российские, причем МГУ сто­ит на втором месте, а СПбГУ – на четвертом.

Между тем, сравнивая подготовку офицера ВМФ с подготовкой гражданского специалиста, можно сделать вывод, что обучение в высших военно-морских учебных заведениях всегда имело большую гуманитарную направленность. Это видно уже из сравнения учебных планов вуза: на инженерную подготовку курсанта отводилось 47,4% учебного времени, студента – 78,8%, т. е. курсант изучал большое количество дополнительных дисциплин, имеющих гуманитарную направленность и необходимых ему как корабельному офицеру.

В обязанности офицера русского флота всегда входило обучение и воспитание подчиненного личного состава. Эти функции традиционно закреплены в Корабельном уставе, начиная с самого первого, утвержденного еще в 1667 г. для капитана Бутлера – командира корабля «Орел». Статья 31 этого устава гласила: «Капитану должно будет людей учить владеть оружием». В статье 33 в обязанности капитана вменялось «…добрым образом своих предшествовать, их наговаривая верности и смелости» .

И в сегодняшнем корабельном уставе в обязанностях всех должностных лиц корабля есть пункт, в соответствии с которым начальник обязан воспитывать и учить своих подчиненных. Поэтому при обучении офицера ВМФ на изучение психологии и педагогики выделяется от 160 до 190 часов (в зависимости от учебного заведения). Причем, поскольку офицер как командир управляет деятельностью своего подразделения, то и воспитательный аспект его деятельности носит ярко выраженный управленческий характер – он обязан управлять обучением подчиненного и развитием его личности. Поскольку основной целью учебно-воспи­та­тель­ного процесса флота является подготовка к бою экипажа корабля в целом и моряка в частности, заключающаяся в формировании высокой боевой готовности, то и воспитательная составляющая деятельности командира корабельного подразделения не менее важна, чем командная и техническая. И офицеры это, в целом, понимают: 70% командиров групп БЧ-2 убеждены, что умение офицера понять господствующие социально-психо­логи­че­ские явления в коллективе и формировать на их основе общественное мнение, общие настроения, чувства и состояния имеет огромное значение для обеспечения высокой эффективности деятельности подразделения.

Таким образом, каждый корабельный офицер как командир подразделения является одновременно воспитателем. И если рассматривать педагогическую составляющую его деятельности, то здесь можно провести аналогию с учителем. Ведь образование по своей сущности – это процесс формирования личности человека, состоящий из двух взаимосвязанных и взаимозависимых частей – обучения и воспитания. А у любого командира в прямые обязанности вменяется подготовка подразделения к бою, осуществляемая в процессе специальной подготовки и воспитания личности подчиненных.

Теоретически по стилю деятельности и общения педагогов можно разделить на два основных типа – учитель и воспитатель. Первый тип в большей степени ориентируется на учебный материал, который является для него основным средством воздействия на ученика. Второй – ориентируется непосредственно на личность воспитанника, в сущности, он скорее руководит, помогает в жизни, определяя масштабы ориентирования и живя одной жизнью с воспитанниками, а не поучая их. Корабельный офицер, если он хочет, чтобы деятельность подразделения была успешной и эффективной, должен жить одной жизнью со своими подчиненными. Наиболее полно эти обязанности командира корабельного подразделения отражены в военно-морской психопедагогике.

Термин психопедагогика впервые был сформулирован в первой половине 80-х годов в работе Эдварда Стоунса [74]. В последние пять лет этим термином стали называть новое научное направление, занимающееся исследованием явлений, находящихся на стыке психологии и педагогики. Его развитие было вызвано комплексом причин, в основе которых лежат существенные изменения, происходящие в нашем обществе в последние два десятилетия. В частности, они выражаются в том, что между традиционной педагогикой и педагогической психологией возникло существенное противоречие [80, с. 5–6], без разрешения которого движение вперед невозможно.

С одной стороны, в большинстве наставлений, учебниках и другой учебно-методической литературе педагогической направленности военнослужащий рассматривается в качестве безропотного, усредненного объекта педагогической деятельности офицерского состава, в результате которой этот объект превращается
в хорошо обученного и подготовленного профессионала, т. е. в них теряется конкретный человек со своим темпераментом и характером, сформировавшимися к моменту призыва качествами и свойствами личности. А, между тем, примеры наших и зарубежных авторских школ показали необходимость преобразования обучаемого в активного субъекта учебно-воспитательного процесса, благодаря чему существенно повышается его эффективность.

Это невозможно без положительной мотивации, которая является основным психологическим фактором, обуславливающим успешное воспитание профессионального военного моряка. К сожалению, в течение двух последних десятилетий в общественном сознании был сформирован отрицательный образ воинской службы (обусловленный целым рядом объективных и субъективных причин), что лежит в основе негативной мотивации воинской службы у большинства сегодняшней молодежи. А для традиционной военной педагогики весьма характерным является чисто формальное признание важности этого положения, в результате чего считается, что военнослужащий будет всегда выполнять требования командиров и начальников, что и приведет к достижению необходимых образовательных и воспитательных целей. Живой человек со свои­ми желаниями, интересами, склонностями, направленностью в этих расчетах, как правило, присутствует чисто номинально.

С другой стороны, традиционная военная и военно-морская психология вопросы формирования и развития личности профессионального военного моряка рассматривает без учета той системы боевой подготовки личного состава флота (и применяемых в ней методов воинского обучения и воспитания), в результате которой эта личность формируется. Поэтому сформулированные психологические закономерности не всегда связываются с характером учебно-воспитательного процесса личного состава флота.

Это положение сложилось не только в военной педагогике и психологии. Педагоги очень часто считают, что психология нужна для «психологического обоснования» применяемых методов и способов обучения и воспитания с целью придания им большей «научной значимости». А психологи в своих исследованиях часто абстрагируются от той системы, в которой возникли рассматриваемые ими закономерности развития и воспитания человека. Как результат, новаторские направления теории обучения, разработанные в нашей стране во второй половине XX в. (П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.), не были внедрены в массовую практику обучения. То же касается и авторских педагогических технологий (В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, М. Б. Воловича, Н. Н. Палтышева и др.).

В системе военного образования ситуация усугубляется еще и тем, что с первых шагов создания Российских вооруженных сил была одним решением ликвидирована вся система подготовки специалистов для воспитательной работы, существовавшая в Советской Армии. Те же знания, которые офицеры получают за годы обучения в военных вузах при изучении небольшого курса военной психологии и педагогики, не могут восполнить отсутствие полноценного гуманитарного образования. Поэтому большинство командиров корабельных подразделений в обучении и воспитании подчиненных идут путем «проб и ошибок». В связи с этим, во-первых, процесс приобретения опыта управления психикой моряков растягивается на длительное время. Во-вторых, несмотря на то, что эмпирический подход позволяет находить решение поставленной задачи, оно далеко не всегда оказывается наилучшим. Одной из причин создавшегося положения является то, что существующие теоретические концепции и схемы воинского обучения и воспитания не всегда и не в полном объеме соответствуют современным требованиям.

На изучение методологических проблем обучения и воспитания и направлена психопедагогика – область знаний, пограничная между психологией и педагогикой. Ее направленность – педагогическая, а основой служит психология. Это означает, что на основе имеющихся возможностей развития данного человека (психология) психопедагогика определяет, что и как должно быть у него сформировано (педагогика) в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к личности профессионального военного моряка.

Во второй половине XX в. в системе современного научного знания проблемы, связанные с человеком, выдвигаются на передний план. Это происходит потому, что человек является объектом комплексного исследования. Он изучается как продукт биологической эволюции, как субъект и объект исторического процесса, как индивид, как субъект системы «человек–машина», познания, управления, воспитания и т. п. Недаром время от времени возникает вопрос о выделении в особый класс наук дисциплин, изучающих человека (наряду с общественными и естественными).

Педагогическая деятельность, как целенаправленное воздействие на личность человека, опирается на достижения многих наук, в той или иной мере изучающих проблемы человека (рис. 5). Философские категории необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы взаимозависимости и взаимосвязи; развития; гносеология (теория познания) позволяют осмысливать во всей совокупности данные о структуре, динамике и закономерностях учебно-воспитательного процесса. Медицинские науки являются источником данных о различных нарушениях в психике человека и способах их лечения. Они, во-первых, позволяют так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы предотвратить развитие у обучаемых различных отклонений в их психике. Во-вторых, на их основе базируется система обучения и воспитания людей с ослабленным здоровьем (и не только психическим).

Философия


Общественные науки


Естественные науки

Технические науки


Рис. 5. Психопедагогика в системе наук о человеке

Естественные науки, в частности биологические, исследуют проблему возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции. Данные о строении и функциях живых организмов, их поведении, психике применяются, в том числе, и при разработке методов обучения и воспитания, вопросов организации учебно-воспитательного процесса и т. п. Физиология как наука о жизнедеятельности организма, его отдельных частей и функциональных систем раскрывает законы материально-энергетического развития человека, что является очень важным для понимания механизмов управления его физическим и психическим развитием.

Результаты социологических исследований являются источником знаний о механизмах индивидуального и группового поведения, закономерностях формирования поведенческих стереотипов, привычек, социальных установок и многого другого, без чего целе­направленная деятельность по обучению и воспитанию воина в коллективе и через коллектив просто невозможна. Состояние технических наук существенно влияет на содержание профессиональной подготовки и на методику выработки профессионально важ­ных качеств личности.

Особое место занимает связь педагогики и психологии в педагогической деятельности. В принципе, в любом виде управленческой деятельности трудно разделить, где применяются педагогические знания, умения и навыки, а где психологические. Не случайно одни и те же методы часто применяются (с небольшими
изменениями) и в педагогике, и психологии (наблюдение, беседа
и т. п.). Особенно сложно разделить педагогику и психологию в профессиональной деятельности, направленной на формирование личности человека. Командир подразделения (в том числе и корабельного), так же как и преподаватель, должен целенаправленно воздействовать на личность подчиненного с целью ее формирования в направлении, необходимом для решения поставленных перед подразделением задач. Это просто невозможно без основательных психолого-педагогических знаний, умений и навыков.

Любая область педагогики (дидактика, теория воспитания, частные методики и т. д.) в решении возникающих проблем опирается на психологические исследования. Знания закономерностей познавательных психических процессов, динамики формирования знаний, умений и навыков, природы мотивации и т. п. лежат в основе любого педагогического действия (от определения содержания образования до оценки результатов учебно-воспитательного процесса). Целенаправленное изменение отдельных сторон психики человека (чем, собственно, и занимается любой человек, занимающийся воспитанием, в том числе и командир корабельного подразделения) невозможно без знания законов ее развития, на которых основываются законы управления развитием личности (разрабатываемые педагогикой).

Любая наука представляет собой систему, подсистемами которой являются теории, а элементами – понятия, в которых она раскрывает свой предмет. Реальные взаимосвязи, существующие между изучаемыми данной наукой предметами и явлениями, отражаются той системой понятий, в которой эти предметы и явления отражены. Поэтому объектом науки является отражаемое, а предметом – отраженное. Так как система научных понятий предполагает иерархическую субординацию, предмет науки определяется, опираясь на категории этой науки.

Исходя из этого, психологию можно определить как науку о психических явлениях [59, с. 29]. Предметом военно-морской психологии служат психические явления, процессы и состояния личного состава ВМФ, а также социально-психологические явления в воинских коллективах. Педагогика – это наука об обучении и воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Ее предмет – воспитание человека [57, с. 8].

Таким образом, опираясь на достижения научного знания о человеке и находясь на стыке педагогики и психологии (см. рис. 5), военно-морская психопедагогика является интегративной наукой о гносеологических  основах деятельности офицера ВМФ по фор­мированию личности подчиненных в процессе боевой подготовки. В деятельности командира корабельного подразделения она представляет собой систему методических подходов к обучению и воспитанию подчиненных, формированию у них высокой степени боевой готовности.

Объектом военно-морской психопедагогики как науки о психолого-педагогических основах деятельности офицера является человек в системе боевой и специальной подготовки корабельного подразделения, а предметом психолого-педагогическая специфика управления формированием личности военного моряка в процессе его учебно-боевой деятельности.

В части изучения деятельности командира корабельного подразделения ее объектом является процесс боевой подготовки личного состава флота, а предметом – деятельность командиров кораблей и корабельных подразделений по обучению и воспитанию подчиненных, формированию у них высокой степени боевой готовности и руководству их службой.

Основной задачей психологии служит изучение психической деятельности во всех ее проявлениях. Устанавливая зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности военного моряка, военно-морская психология:

  • изучает влияние воинской деятельности на моряков;

  • определяет психологические характеристики деятельности военных моряков и флотских коллективов;

  • определяет психологические характеристики личности воен­ного моряка;

  • изучает психологию флотского коллектива;

  • разрабатывает психологические основы обучения и воспитания военных моряков;

  • исследует закономерности психологической подготовки лич­ного состава кораблей и частей ВМФ к действиям в условиях современного морского боя;

  • разрабатывает психологические основы обеспечения высокой боеготовности кораблей и частей ВМФ;

  • обосновывает оптимальные психологические возможности военных моряков применительно к разработке и конструированию новых образцов вооружения и техники.

Основной задачей педагогики является вскрытие закономерностей в области обучения и воспитания, а также управления образовательными и воспитательными системами. Для решения этой задачи педагогика:

  • изучает и обобщает практический опыт педагогической деятельности;

  • определяет принципы разработки и совершенствования содержания обучения;

  • выявляет закономерности педагогического процесса, специфику обучения и воспитания различных категорий обучаемых;

  • исследует закономерности, пути и условия формирования лич­ности в процессе обучения;

  • разрабатывает новые методы, средства, формы и системы обу­чения и воспитания, управления образовательными структурами;

  • прогнозирует развитие образования;

  • внедряет в практику результаты педагогических исследований.

Основной целью военно-морской психопедагогики является вооружение командиров кораблей и корабельных подразделений эффективными технологиями обучения и воспитания подчиненных, основанными на учете их личностных качеств и возможностей и направленных на достижение максимально возможной боевой готовности личного состава подразделения в частности и экипажа в целом. Для достижения этой цели психопедагогика осу­ществляет интеграцию психологических, дидактических, методиче­ских и технологических знаний, необходимых для обеспечения всестороннего развития личности военного моряка в процессе его боевой подготовки, при этом она решает следующие задачи:

  • выявляет и психологически обосновывает систему методологических подходов к обучению и воспитанию военного моряка;

  • выявляет дидактическую основу новых методологических под­ходов;

  • разрабатывает инновационные педагогические технологии, направленные на всестороннее развитие личности военного моряка путем всесторонней активизации его основных психических функций;

  • преобразует педагогическую деятельность командира корабельного подразделения в соответствии с законами психологии обучения и воспитания человека;

  • реализует разработанные инновационные педагогические тех­нологии в деятельности военно-морского офицера по обучению и воспитанию подчиненных;

  • разрабатывает методологические подходы к совершенствованию системы подготовки офицера ВМФ.

Основными категориями психопедагогики являются наиболее общие базовые понятия, лежащие в основе ее содержания:

  • развитие;

  • формирование;

  • обучение;

  • воспитание;

  • образование.

Развитие определяется как процесс движения, изменения, восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному. В применении к развитию человека оно понимается как процесс и результат количественных и качественных изменений в его организме и психике. Причем его можно рассматривать в трех планах:

  1. в возрастном рассматривают особенности, присущие каждому из возрастных этапов развития, абстрагируясь от индивидуальных и личностных особенностей;

  2. в индивидуальном в основном рассматриваются особенности развития человека как индивида;

  3. в личностном изучается процесс возникновения личностных качеств, становления полноценной личности.

При этом биологическая программа развития, заложенная в организме человека при его рождении, реализуется под влиянием внешних факторов: обучения и воспитания, социальной среды, деятельности и т. п. С. Л. Рубинштейн отмечал: «Ребенок … развивается, воспитываясь и обучаясь» [66, с. 55]. Но было бы ошибочным не учитывать в этом развитии индивидуальные особенности организма обучаемого (что очень часто происходит при организации профессио­нальной подготовки военного моряка). Врожденное не менее важно для развития человека, чем приобретенное в результате обучения и воспитания. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. К. К. Платонов, говоря о психическом развитии, отмечал: «К психическим явлениям у человека равно недопустим как биологизаторский подход, так и их вульгарная социологизация» [59, с. 172].

Через категорию развития раскрываются такие понятия, как биологическое и социальное. Они в большей степени взаимопроникают друг в друга, чем врожденное и приобретенное, и поэтому не могут так четко и однозначно разграничены. «Биологическое развитие хотя и определяется врожденной генетической программой, но по-разному протекает в силу социального развития, определяемого социальной программой, проявляющегося в приобретенном, но в свою очередь по разному протекающему в зависимости от биологического» [59, с. 173].

Под формированием понимается процесс изменения и развития психики под влиянием внешнего воздействия на него (социального, психологического, экономического и т. п.). Оно происходит в процессе целенаправленного обучения и воспитания, в результате которого у человека развиваются его личностные качества. При этом он достигает определенного уровня зрелости, становится социальным существом. Причем на каждом уровне иерархической структуры личности (рис. 6) применяются различные виды ее формирования:

  • свойства личности, входящие в биологически обусловленную подструктуру формируются в результате тренировки;

  • в процессе упражнения формируются индивидуальные особенности психических процессов;

  • социальный опыт личности формируется в процессе обучения;

  • воспитание имеет своей основной целью формирование направленности.

Направленность

(потребности,
интересы, идеалы, убеждения, отноше-ния, характер)


Социальный опыт

(знания, умения, привычки)


Индивидуальные особенности психических процессов, способностей


Упражнение


Биологически обусловленная (тип нервной
системы, темперамент, пол, возраст,
конституция тела)


Рис. 6. Структура личности по К. Платонову [59, с. 184]


Конечно, виды формирования личности не исчерпываются тренировкой, упражнением, обучением и воспитанием. Например, для активизации способностей человека применяется психологическая подготовка. Но в любом случае развитие психических явлений определяется не столько созреванием и старением, сколько формированием.

Подготовка военного моряка к бою осуществляется в едином учебно-воспитательном процессе. Он состоит из процессов обучения и воспитания.

Обучение – это специально организованный управляемый двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и развитие человека. С точки зрения развития психики человека, его сущностью является установление связей между усваиваемым с уже усвоенным. При этом усваиваются знания, умения, навыки, формируются привычки, мировоззрение и т. п.

Обучение является основой воспитания. В широком значении – это целенаправленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к деятельности; в узком – формирование убеждений, норм нравственного поведения, черт характера, воли, эстетических вкусов, физических качеств. Формирование личности – длительный процесс. Оно продолжается и в зрелые годы, поскольку изменяется социальная действительность и социальная роль, жизненный опыт данного человека. Причем внешние воздействия не ограничиваются влиянием окружающей среды.

Не менее важным фактором формирования личности является деятельность – активная форма отношения субъекта к объекту. В процессе воспитания из всех видов деятельности наиболее важное значение имеет общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно-оценочного характера. Внешнее воздействие, преломляясь через внутренние условия, оказывает воспитывающее влияние только в той мере, в которой позволяют эти внутренние условия. И это необходимо учитывать, поскольку человек, являясь объ­ектом воспитания, воспринимает любые воспитательные воздействия активно, преломляя их через уже сформированную психику и личностные особенности. Поэтому характер одного и того же воспитательного воздействия на двух человек будет разный, поскольку у этих двух людей существенно различаются внутренние условия.

В целом воспитательная деятельность командира корабельного подразделения является процессом прямого или опосредованного воздействия на личность подчиненного. Прямое воздействие проявляется в ходе занятий, служебной деятельности, внеслужебных отношений и т. п. Опосредованное – путем организации деятельно­сти подчиненных, их жизни и быта, влияния на него через коллектив и т. п.

Результатом обучения является образование. С одной стороны, это процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, умений и навыков; с другой, – объем систематизированных знаний, умений и навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Являясь результатом учебно-воспитательного процесса, оно выражается в степени сформированности личности обучаемого.

Развитие человека в процессе его обучения и воспитания всегда привлекало внимание ученых. В нашей стране основополагающими стали положения, в соответствии с которыми развитие психических функций проходит через зону ближайшего развития (результат завершившихся циклов развития) и лишь затем переходит на уровень ближайшего развития (то, что находится в процессе становления). Причем этот процесс происходит во взаимодействии ребенка с окружающей действительностью, в котором ведущая роль принадлежит внешним условиям (обучении и воспитании), преломляемым через внутренние условия (природа и индивидуальные особенности ребенка).

Таким образом, внешние причины действуют через внутренние условия и ими опосредуются. Но если рассматривать развитие человека только как его умственное или психическое совершен­ст­вование, то в этом случае не обращается внимание на социальное и нравственное становление личности в процессе ее обучения и воспитания. А это очень важный аспект воспитания целостной человеческой личности, поскольку давно известно, что в одном человеке могут сочетаться высокое умственное развитие с полной безнравственностью и антиобщественной сущностью (примером этого вполне могут служить некоторые наши ученые химики,
которые свой мощный интеллект направили на изобретение новых, очень опасных для человека, видов наркотиков). Кроме того, несмотря на то, что любое обучение оказывает воспитывающее влияние, при соответствующей организации оно может не способствовать, а тормозить развитие психики, не воспитывать нравственность, а нравственно калечить человека.

Поэтому, с точки зрения военно-морской психопедагогики, основной целью системы боевой подготовки личного состава флота должно стать формирование личности военного моряка. В этом случае обучение становится основным средством и важнейшей частью воспитания. Основным же показателем результатов боевой подготовки становится уровень мировоззренческой зрелости и творческой активности моряка (проявляемый им в служебной деятельности и повседневной жизни), а также характер и особенности личной мотивации, направленность и динамика психических процессов.

Таким образом, опираясь на систему методических подходов военно-морской психопедагогики, офицер в процессе боевой и специальной подготовки формирует личность подчиненного, обес­печивая тем самым его становление как профессионального военного моряка в широком понимании этого термина (рис. 7). При этом психопедагогика, обеспечивая методологическую базу управ­ленческих и воспитательных аспектов деятельности командира корабельного подразделения, оказывает существенное влияние (че­рез его деятельность) не только на формирование личности под­чиненного, но и на развитие личности самого офицера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. А. Броневицкий, Ю. П. Зуев, В. Я. Коркин. Введение в военно-морскую психологию

    Книга
    Книга представляет собой первую попытку систематического рассмотрения основных психологических проблем повседневной и боевой деятельности Военно-Морского Флота, обучения, воспитания и психологической подготовки советских моряков.
  2. Методическое обеспечение теоретического курса

    Документ
    В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.
  3.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  4. Научное издание балтийская педагогическая академия отделение личностного развития и практической психологии

    Документ
    Дворцова Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДПРОДАВЦОВ КНИЖНЫХ МАГАЗИНОВ В УСЛОВИЯХ ВТОРИЧНОЙ 90ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ (ПРИ СМЕНЕ ПРОФЕССИИ)
  5. Научное издание балтийской педагогической академии секция управленческой деятельности Вестник Балтийской Академии

    Документ
    Современные социально-политические преобразования в России, оставляя в прошлом несостоятельные культурные ценности, предопределили формирование принципиально новых тенденций и направлений развития культуры, в том числе и сферы неспециального

Другие похожие документы..