Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Муниципальное общеобразовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа (далее – школа) находится по адресу: 172710 Тверская об...полностью>>
'Календарно-тематический план'
разработка стратегий и планов интеграции туризма(спорта), как важнейших приоритетных сфер национальной экономики России, в глобализирующееся мировое х...полностью>>
'Документ'
Восточные электросети р-на: 63-91-07, факс 63-56-2313 электро сети (приёмная): 41-70-30, 41-70-46Электросети Ленинского р-на: 45-72-17, 36-28-45Электр...полностью>>
'Доклад'
Сегодня мы проводим депутатские слушания, посвященные весьма актуальной, востребованной жизнью нашего общества и государством теме. В настоящее время...полностью>>

Работы студентов

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Общие положения

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;

  • мотив к получению знаний;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • консультационная помощь.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

  • аудиторную;

  • внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:

  • Выполнение самостоятельных работ;

  • Выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;

  • Решение задач;

  • Работу со справочной, методической и научной литературой;

  • Защиту выполненных работ;

  • Собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;

  • Тестирование и т.д.

Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий (хронокартой занятия).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными зна­ниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дис­циплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организо­ванности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионально­го уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала,

  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;

  • мотивация получения знаний;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочно­го материала;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • консультационная помощь преподавателя.

Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Среди факторов способствующих активизации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его ра­боты будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабо­раторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отно­шение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и каче­ство выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически на­строить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, напри­мер, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-науч­ного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

  1. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

  2. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего иг­рового тренинга, в основе которого лежат инновационные игры. В таких играх происходит переход от односторонних част­ных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выде­лением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия ре­шения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютеров.

  3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные
оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательно­сти, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовер­шенствования студента.

  1. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипен­дии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Напри­мер, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

  2. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую оче­редь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Пре­подаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потен­циал, определить перспективы своего внутреннего роста.

  3. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обу­чение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изуче­ние материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является про­ведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

Формы и виды самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретичес­кими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер. Формы самостоятельной работы определяют кафедры при разработке рабочих про­грамм учебных дисциплин, графика самостоятельной работы, методических указаний для самостоятельной работы студентов.

Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, и условий учебной деятельности.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит:

  • составить графики самостоятельной работы, содержащие перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней

  • разработать методические указания для студентов по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические и графологические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые студент может выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях заданий), алгоритмы целевой деятельности студентов при выполнении полученных заданий на практических занятиях и др.

 

Организация самостоятельной работы студентов

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный

    • определение целей,

    • составление программы,

    • подготовка методического обеспечения и оборудования;

  1. Основной

    • реализация программы,

    • использование приемов поиска информации,

    • усвоения, переработки, применения, передачи знаний,

    • фиксирование результатов,

    • самоорганизация процесса работы;

  1. Заключительный

    • оценка значимости и анализ результатов,

    • их систематизация,

    • оценка эффективности программы и приемов работы,

    • выводы о направлениях оптимизации труда.

Примерные нормы времени на выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

Единица измерения

Норма времени,
час

1 Выполнение:

 

 

– курсового проекта (работы)

1 проект

50-80

 

1 работа

20-40

– расчетно–графических (расчетных) заданий

1 задание

3-12

2 Решение отдельных задач

1 задача

0,3-0,5

3 Проработка:

 

 

– конспекта лекций

1 час

0,5-1,0

- учебников, учебных пособий и обязательной литературы:

 

 

материал излается в лекциях:

1 п. л.

0,9-1,0

материал не излагается на лекциях

1 п. л.

1,5-2,0

специальной методической литературы:

1 п. л.

15-20

4 Изучение первоисточников по дис-циплинам цикла ГСЭ:

 

 

- с составлением плана

1 п. л.

0,9-1,0

- с составлением конспекта

1 п. л.

1,5-2,0

5 Написание реферата

1 реферат

15-20

6 Составление обзора литературы

обзор, 15-20 с.

15-20

7 Подготовка:

 

 

- к семинарским занятиям:

1 занятие

2-2,5

- к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета

4-х часовая работа

1-2

- к коллоквиуму

1 коллоквиум

5

- к контрольной работе

1 работа

2-3

8 Перевод текста с иностранного языка

1000 знаков

0,5-1,0

Примечание – 1 п. л. соответствует в среднем 16 страницам учебника (учебного пособия) обычного формата



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Работа студента 3-го курса Смагина Алексея

    Документ
    В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим: " Человек, исповедующий ислам", мусульманин.
  2. Работа студентов материалы 58-й научной студенческой конференции

    Документ
    В сборнике представлены результаты научно-исследовательской работы студентов Петрозаводского государственного университета по различным направлениям науки.
  3. Самостоятельная работа студентов 1 курса спо по дисциплине «Литература»

    Самостоятельная работа
    анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
  4. Курс 5 Семестр 9 методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе студентов на тему: «Микозы стоп. Кандидоз» для студентов 5 курса

    Методические указания
    (очно-заочная форма обучения), утвержденной «_1_» февраля 2010 г. председателем Учебно-методического совета специальности 060101 (код) - «Лечебное дело» (название специальности) доцентом Аллабердиным У.
  5. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цель, задачи, дисциплины и т.д.), содержание дисциплины, вопросы для подготовки к зачёту, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.

Другие похожие документы..