Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
А. Рустамов с 01.09. г. по 01.05. 011 г. Предыдущая проверка финансово-хозяйственной деятельности произведена таможенным органом ОАО «Таможня» 5....полностью>>
'Документ'
Научная лекция заведующего лабораторией Института проблем управления РАН проф., д.э.н. Нижегородцева Р.М. «Проблемы управления инфляцией: современные ...полностью>>
'Документ'
Участник вправе отказаться от участия в мероприятии, известив об этом Организатора не позднее 15 сентября 2010 г. В этом случае Организатор осуществл...полностью>>
'Документ'
Es jueves y el reloj marca las 23 hs. Las nuevas estrategias de los canales de televisión abierta, principalmente del 13 y Telefe, hacen que sus resp...полностью>>

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе «Лексическое своеобразие прозы И. А. Бунина»

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе

«Лексическое своеобразие прозы И.А.Бунина»

Составитель :

Митюнина Т.М.,

учитель русского языка и литературы

Междуреченск

2011

Лексическое своеобразие прозы И.А. Бунина

Современные уроки русского языка и литературы призваны формировать ключевые и предметные компетенции. 10-11 классы являются завершающим звеном в подготовке к сдаче ЕГЭ. Принято считать , что учащийся на данном этапе должен обладать соответствующими навыками пи выполнении заданий . Хорошо, если речь идет о классах гуманитарного профиля. Я работаю в обычной общеобразовательной школе, в которой отводится на изучение русского языка в 10-11 классах 2 часа , литературы- 3. Стараюсь, чтобы все теоретические понятия , составляющие основу программы , нашли отражение в практическом выходе.. Уроки строю по принципу преодоления « белых пятен». Не хочется , чтобы учащиеся механически зазубривали различные понятия , отрабатывая при тестировании навыки. А ведь порой так и происходит. В результате учащийся не имеет перед собой четкой цели, творческой воображение не развивается , он превращается в робота. Особенную сложность представляют задания части В по русскому языку . Учащийся должен обладать знаниями в области синтаксиса так , чтобы видеть не только структуру предложения , но и совокупность изобразительно-выразительных средств. Если в таком ключе построить работу, старшеклассники смогут увидеть богатство используемых языковых средств и выйти на выполнение 3 части ЕГЭ.

Я хочу предложить свой опыт в виде урока-исследования по поиску и определению художественной функции языковых средств в рассказах и повестях И.А.Бунина. Актуальность проблемы состоит в том , что учащиеся не только смогут определять художественные средства , но и приблизятся к пониманию специфический особенностей авторского стиля. У нас в школе уже имеется подобный опыт исследований. В 2008 году учащаяся 11 класса , анализируя повесть В.Г. Распутина «Пожар», пришла к выводу об использовании автором окказионализмов, которые расширяют возможности языка , придают новую окраску слову. Это одна из граней работы со словом в художественном произведении. По мнению А.И. Солженицына, « с течением времени произошло иссушительное обеднение русского языка», а сегодняшнюю речь называл «затертой». Поиск выразительных средств , чтение произведений русской литературы приобщают учащихся к подлинной культуре своего народа.

Цели урока : определение особенностей творческой манеры И.А.Бунина на лексическом уровне.

Задачи урока:

  1. Перечитать и проанализировать рассказы и повести 1897-1930 г.с целью обнаружения частотных языковых средств , используемых автором.

  2. Представить эпитеты горячий-холодный в системе значений.

  3. Определить художественную функцию данных прилагательных в системе значений.

  4. Сделать теоретические и практические выводы по исследованию.

Методы исследования : анализ художественных произведений И.А.Бунина, определение круга языковых средств и их роли в художественном мире писателя.

Формы работы : индивидуальная , групповая. Группы получили свои задания. 1 группа - « Словарь И.А.Бунина в рассказах 1897- 1930 годов»,2 группа - « Самые частотные прилагательные в прозе И.А.Бунина 1897-1930 годов», 3 группа - « Особенности употребления прилагательных горячий – холодный в прозе И.И. Бунина в 1897-1930 годов»., 4- «Характер изображения действительности в прозе И.А. Бунина».Индивидуальные задания – анализ одного рассказа И.А.Бунина с целью выявления ярких средств выразительности.

Ход урока

1.Сообщение учителя о целях и задачах исследования прозы И.А.Бунина.

2. Информация по исследованию « Использование языковых средств И.А.Буниным в прозе». Работа первой группы.

«Исследуя словарь И.А.Бунина , можно сказать следующее. Словарь писателя богат, однако он добивается выразительности не количественным расширением лексики, сколько виртуозностью их сопоставлении и сочетаний. Мы насчитали около 270 прилагательных и наречий , входящих в число «любимых» автором .При характеристике предмета , действия или явления Бунин использует эпитеты, которые придают изображении. « бунинский» колорит».

- В чем состоит особая роль эпитетов у И.А. Бунина при описании природы ?

- Давайте обратимся к рассказу «Последнее свидание»: « В сырых лунных полях белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно взвивались с меж. Дорога вышла в мелкий лес , мертвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая , мелькала по голым верхушкам , и голые сучья сливались с ее влажным блеском , исчезали в нем …»

- Как передает автор психологическое состояние Стрешнева посредством эпитетов в пейзаже?

3. Информация 2 группы «Самые частотные прилагательные в рассказах и повестях И.А.Бунина»: « Используя эпитеты, И.А. Бунин варьирует их качественные характеристики, чтобы они не заслоняли друг друга , а воспринимались в слитной взаимодополняемости. Автору свойственно употребление прилагательных горячий-холодный. Постоянство в использовании однажды найденных эпитетов продиктовано задачами изобразительной точности. Именно эта пара прилагательных показывает изобразительное великолепие и сдержанность словоупотребления. Также мы определили , что наряду с температурными прилагательными в раличных комбинациях даются сочетания со значением цвета, звука, объема, запаха».

- Какова особенность употребления прилагательных горячий- холодный в рассказах «Холодная осень», «Без роду-племени», «В Париже», «Таня», «Чаша жизни», «Начало» ?

- Какое звучание приобретает словосочетание « холодная вода» в рассказе « Дело корнета Елагина» ? ( «… она то распыляла его , то обдавала холодной водой …»)

4. Информация третьей группы « Особенности употребления прилагательных горячий- холодный в прозе И.А. Бунина» : « Эпитеты горячий-холодный играют особую роль. Они передает сущность изображаемого лаконично, что само по себе - особенность бунинского ландшафта. Автор подчеркивает несоответствие между внутренним состоянием героев и окружающей природой . Так , у И.А.Бунина при помощи эпитетов горячий- холодный проходит мысль о сиюминутности того , что происходит с человеком , и вечности природы».

- Какие рассказы автора доказывают представленный тезис?

5. Сообщение « Характер изображения действительности в прозе И.А.Бунина».

- Найдите в текстах цвето- световые эффекты, осязательные и обонятельные аспекты изображения действительности.

- В чем состоит особенность бунинской образности в сравнеиии с любым автором 19 века?

- Как вы понимаете высказывание Б. Евсеева : «… автора узнают , как льва по когтям,- по эпитету ?

- Актуально ли данное высказывание для прозы И.А.Бунина?

  1. Самостоятельная работа . Задание

а) анализ рассказа из цикла «Темные аллеи»;

Литература

Айхенвальд Ю. Иван Бунин .- М, 1994

Мальцев Ю.Иван Бунин. 1870-1953. –М, 1994

Сливицкая О.В. О природе бунинской « внешней изобразительности».- М, 1991



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая образовательная программа по литературе для 11 класса Автор-составитель: Ходченкова И. В

    Образовательная программа
    Программа и тематическое планирование уроков литературы в 11 классе составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством
  2. Рабочая программа педагога мияссаровой Н. М., второй квалификационной категории по литературе в 8 классе 2011-2012 учебный год

    Рабочая программа
    Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового
  3. Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.
  4. Приказ № от 31. 08. 2011 М. П рабочая программа «литература» базовый уровень, 11 класс

    Рабочая программа
    Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
  5. Рабочая программа по литературе в 7М классе Учителя Перовой Инессы Николаевны (1)

    Рабочая программа
    Календарно-тематическое планирование по литературе для 7М класса составлено на основе авторской программы литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.

Другие похожие документы..