Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Внеклассное мероприятие'
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг ( стихи, сказки А.С.Пушкина, литература о поэте), иллюстрации художников к произведениям А.С.Пушкина...полностью>>
'Программа'
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2006 г. № 1395 утверждена Программа развития связи в Республике Беларусь на 2006-2010 го...полностью>>
'Статья'
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципа...полностью>>
'Документ'
подрядчиках) по контракту наиме­нование товаров, работ, услуг код продукции по ОКП единица изме­рения по ОКЕИ цена за единицу, рублей коли­чество сум...полностью>>

Лекция Активные мультимедийные развивающие среды по физике. Ресурсы Интернета по школьной физике. Компьютерные телекоммуникации в проектной деятельности учащихся. Перспективы развития телекоммуникационных технологий в обучении

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 8. Активные мультимедийные развивающие среды по физике. Ресурсы Интернета по школьной физике. Компьютерные телекоммуникации в проектной деятельности учащихся. Перспективы развития телекоммуникационных технологий в обучении.

Как бы ни были хороши названные выше цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), они сковывают инициативу учащегося: его деятельность заранее запрограммирована в содержании и структуре электронных материалов. Поэтому в начале 2000 гг. был адаптирован на русский язык и позже - создан в России принципиально новый класс электронных пособий - «развивающие среды». В чём их особенность?

«Живая физика» из серии «Живая школа ИНТ» выпущен Институтом Новых Технологий образования, 2001 г. (перевод с английского). На базе пособия создаётся обучающая компьютерная среда для изучения механики, включая движение в гравитационном, элект-рических и магнитных полях. На сегодня это пособие обеспечивает самый высокий уровень интерактивности: схемы экспериментов, модели физических объектов, сред, силовые поля задаются самим пользователем. Основу деятельности составляют «инструменты и меню». В распоряжение юного исследователя предоставляются лабораторный шкаф, объекты, связи, рабочее поле, инструкции по проведению экспериментов, использованию формул, проведению расчётов и др. операций. Имеется много приложений, разъясняющих детали исследовательских действий. Правила пользования программой и управление экспериментом занимают более 150 с. печатного текста. Освоить эту программу и использовать её в учебном процессе удалось немногим учителям физики и тем более – учащимся, хотя возможности огромны.

Программно-методический комплекс (ПМК) «Активная физика» - интенсивный курс физики на ПК фирмы НПП «БИТпро» - состоит из 3-х частей: «Активная физика», конструктор «Оптическая скамья» и викторина Almagest. ПМК предназначен для формирования умений и навыков решения задач и использования физических знаний в разных практических ситуациях. Содержит более 600 заданий-ситуаций. По структуре и управлению ПМК мало отличается от рассмотренных в предыдущей лекции. Полная версия ресурса становится доступной после регистрации и оплаты. Есть Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием ПМК. Ресурс развивается. Пока в «Активной физике» предложено несколько готовых сценариев обучения: 7 класс – введение в физику; 8 класс – электричество, световые явления; 9 класс – кинематика, динамика, механические колебания; 10 класс – основы МКТ и введение в физический практикум.

Введение содержит много иллюстраций, хороший видеоряд, использованы методические «находки», нет назидательности). Содержание материала 8-9-10 классов нельзя отнести к электронному учебнику. Уроки - это небольшие компьютерные фрагменты, для каждого класса: их 10 – 15 (~10% времени изучения). Типовой сценарий рассчитан на активную работу учащихся 15 – 20 мин. и включает 10 – 12 вариантов основного задания (каждый работает самостоятельно!). Например, «Рассчитать силу давления гидравлического пресса, изображённого на рисунке» или: «Изобразите плечо силы F1 изогнутого рычага» (7 кл.).

К каждому заданию имеется пояснение, немедленная реакция компьютера на ответ, накапливается статистика результатов. Пользователь может выбрать стратегию обучения: 1 – «справлюсь сам»; 2 – «покажи лёгкое задание»; 3 – «предложи следующее задание». Задания – интерактивные (дорисовать, измерить, снять показания приборов, изменить, построить с помощью виртуальных средств). Интересна Статистика результатов для учителя. Компьютер выдаёт распределение первых оценок и через 45 мин., а также информацию об ответах каждого ученика. Введение в физпрактикум включает две темы: «Измерение линейных размеров. Нониус» и «Обработка результатов измерений».

Особенно интересен виртуальный конструктор «Оптическая скамья». Он предназначен для создания и редактирования учебных моделей оптических приборов и схем, составленных из базовых элементов: источников света, плоских и сферических зеркал, линз, ширм, индикаторов света. Собранные модели действуют в соответствии с их назначением. Демо-версия пособия демонстрирует три режима работы программы: конструктор – задачник – сценарий. В режиме Конструктор появляются активное поле и управляющая панель, позволяющая построить или трансформировать готовую модель путём изменения положения и параметров базовых элементов (Drag and Drop). Пример: «С помощью зеркала «зажгите» лампочку за ширмой в доме с зеркальной крышей». В режиме «Задачник» ничего изменять нельзя, правильность решения контролируется. «Сценарий» предлагает не одну задачу, а целую последовательность задач на одной общей базе (всего их > 6000). Данный учебно-методический комплект хорош в реализации проблемных, игровых ситуаций на уроке (при наличии Интернета) и, конечно, для работы на домашнем компьютере, во внеурочной деятельности. Адрес ресурса: http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ main.htm (Минск).

Электронный конструктор «Знаток» разработан специально для образовательных учреждений. В комплект входят: учебно–практическая часть и б) описание 999 игровых схем. Учебно-практическая часть включает 21 интерактивное практическое занятие для детей (с 5 лет) и школьников. Каждое занятие содержит 1 - 2 конкретных задания, отвечающих ГОС и содержанию учебников физики 8 – 11 классов. Задания разбиты не по классам, а по 3-м группам сложности: синий – начальный уровень, зелёный – средний, красный – выше среднего. В наборе конструктора имеются разнообразные элементы: лампочки, источники тока, ключи, наборы электронных блоков и соединений, позволяющие конструировать электрические цепи без пайки. В пособие включены Методические рекомендации А. Бахметьева. Имеется список экспери-ментальных задач по разделам «Механические колебания и волны. Звук», «Основы электроники», «Интегральные микросхемы» «Цифровая техника», «Логические схемы», «Электрические явления. Постоянный ток», «Электрический ток в разных средах. Полупроводниковые компонен-ты», «Электромагнитные явления», «Электростатика». Для их решения составляется виртуальная модель, схема, установка испытывается в действии, проводятся измерения, расчёты. Возможны собственные разработки. Варианты управления устройствами: свет, звук, магнит, вода, сенсор, электричество. Пособие рассчитано на развитие креативного, эвристического технического мышления школьников и даже студентов. Лучшая область применение – индивидуальная работы с одарёнными детьми. Интернет-поддержка:

http://www.neop/catalog/education/ znatok/190002.html или:

В последние годы стали создаваться разнообразные образовательные конструкторы (ОК) и развивающее-обучающие игры, способствующие развитию интеллекта и творческих способностей детей, закреплению знаний, побуждающие интерес к школьным предметам. Для повышения интереса к физике можно рекомендовать:

ОК ЛЕГО: «Машины, механизмы, энергия». Набор для ознакомления с возобновляемыми источниками энергии: солнца, ветра, потока воды. Изучаются принципы действия источников энергии, процесс накопления и переноса, организация систем энергоснабжения. Можно использовать в сочетании с демонстрациями подходящих видео- и анимационных CD-моделей из перечисленных ранее учебных компьютерных пособий.

ЛЕГО «Инженерная механика» составлен из 310 ЛЕГО-элементов (моторов с блоком передачи, шестерён, балок, осей и др.). Есть 6 сборников технологических карт с подробными инструкциями по выполнению 24 учебных заданий, книга проектов и видеодиск с записью реальных производственных процессов. Работу с конструктором лучше организовать для учащихся в группах по 2 – 3 чел. во внеурочное время (можно и на уроке).

Ресурсы Интернет по школьной физике.

Сегодня, в связи с подключением многих школ и домашних компьютеров к Интернету, стало возможным использование ресурсов глобальной сети. Представим наиболее полезные учителю-практику сайты.

Российский образовательный портал с рубриками: основная и полная СШ, ЕГЭ, экзамены, Интернет-тестирование и др.: http://www.sсhool.edu.ru. С него можно через гиперссылки перейти на любой из перечисленных ниже со значительным объёмом бесплатной информации. Единое окно доступа к каталогу образовательных ресурсов: http://www.window.edu.ru.

Сайт для учащихся и учителей «Физика.ru» по адресу: http://www.fizika.ru/index.html. Он рассчитан на 3 вида пользователей: преподавателей, учащихся и родителей. Информация распределена по разделам: Архив новостей – Учебники 7-8-9 кл. – Факультатив – Задачи – Лабораторные работы – Контрольные работы – Тесты – Планирование уроков – Дистанционный урок – Полезная информация. Учебники помимо параграфов теории имеют рубрики «А знаете ли вы, что…», задания для самоконтроля (их версии распечатываются). Задачи – качественные, расчётные, графические, имеются образцы решения некоторых. Очень хорошая подборка задач! Тесты 2-х видов: контрольные и тренировочные (формы заданий разнообразны). Контрольные работы разделяются на домашние и классные (архивированы Win RAR ZIP), задачи в них 3-х уровней сложности Масса учительских «находок»! Лабораторные работы - виртуальные классные и домашние. Различаются задания на оценки «3», «4», «5». Используются схемы из школьного учебника. Планирование уроков удобно для учителя в подборке дидактического материала, демонстраций, задач и тестов к конкретным урокам, имеется примерное поурочное планирование. Очень полезный и хорошо организованный сайт.

«Открытый колледж» - первый в России полнофункциональный Интернет-проект дополнительного образования для школьников и профессионалов (поддержка МФТИ). Учащиеся и абитуриенты могут самостоятельно изучать предмет, общаться с виртуальным преподавателем, получать по E-mail консультации, участвовать в тестировании. Интересно, что ведётся мониторинг результатов всех обучаемых и называются 10 лучших. В базе данных – более 3000 тестов по физике и др. предметам. Открыты Виртуальная лаборатория по физике (www.physics.ru), дистанционный консультационный пункт по вопросам физики и астрономии (http://www.nsu.ru - учёные Новосибирского Академгородка). Поступить в «Открытый колледж» можно, зарегистрировавшись на сервере http://www.college.ru. Версии проекта постоянно обновляются.

Существует сайт с демо-версиями различных обучающих СD по школьной физике, находится по адресу: http://www.school.edu.ru/int/soft/fiz.html. Сайт постоянно обновляется и пополняется, с него возможен заказ пособий через Интернет-магазин.

Сайт «Физика в анимациях» и одноимённый CD по адресу: http://physics.narod.ru/physics.htm.

Сайт школьной физической лаборатории представляет анимации физических моделей различных процессов: http://www.infoline.ru/g2315495/physics. html. Учитель может копировать нужные модели и вставлять в свои методические разработки.

Отмечается интерес к сайту «Виртуальный физический практикум»:: http://www.cjllege.ru/modules.php?name= Teacher&param=printpage&artid=118. Раньше опора в моделях этого ресурса шла на «Физику в картинках». Новая версия «ВФПр. 2.5» может работать в режиме on-line Интернета. Её модели компонуются с методическими указаниями к работе и теорией вопроса. В итоге формируется единое интерактивное поле деятельности пользователя, включающее теорию, эксперимент, систему контроля усвоения материала, результаты измерений и обработки данных. Этот комплекс распространяется по сети, работает автономно на ПК учащегося. Планируется дополнение к виртуальному практикуму в виде сборника Конт-рольных вопросов и заданий (> 500), разрабатывается система компьютерного контроля знаний для самоподготовки и допуска к лабораторным работам. Автор разработки дополнения Тихомиров Ю.В http://www.mstuca.ru/pages/tikhomirov).

Современное образование в дистанционной форме «Живая школа ИНТ». Институт Новых Технологий обучения предлагает дистанционную поддержку общеобразовательных предметов и среду для формирования информационно-коммуникативной куль-туры детей школьного возраста». Обучение платное. После оформления договора выдаётся логин и пароль, под которыми обучаемый входит в программу, получает консультации, ведётся учёт его результатов.

Занятия в «i-классах Живой Школы» в 2006/07 уч. году проводились на 20 курсах по 6 образовательным областям. Дистанционный учебный процесс организован в рамках специальной учебной среды «Open Source LMS Moodle», не уступающей возможностям традиционной. Система Moodle поддерживает обмен файлами между участниками дистанционного процесса через функции: Сервис рассылки – Форум – Оценка сообщений – Чат – Диалог – Комментарий – Учительский форум. Она хранит портфолио каждого ученика и все оценки, работы, комментарии учителя, ведёт контроль посещаемости (занятия могут прерываться и возобновляться) Учитель «i-класса» может использовать любые средства дистанционного обучения: учебные книги (бумажные и электронные); сетевые учебно-методи-ческие пособия; аудио-, видео- учебно-информационные материалы; лабора-торные дистанционные практикумы; тренажёры с удалённым доступом; средс-тва обучения на основе экспертных обучающих систем и виртуальной реальности.

При подготовке конкретного урока в «i-классе» дистанционный учитель использует набор элементов курса Глоссарий – Ресурс – Диалог – Тетрадь – Задание – Урок – Форум – Семинар – Тест - и др. Практически, «Живая школа ИНТ» интегрирует в одном образовательном ресурсе всё лучшее, что создано в области компьютерного программного обеспечения процесса обучения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) систематизирована по предметам, и классам (7-11 кл.). Ресурс можно «Загрузить» и «Просмотреть». Текст и рисунки копируются. Главным разделом хранилища ЦОР является «Каталог», через него идёт доступ ко всем типам учебных материалов: учебникам, учебному планированию, методическим рекомендациям и коллекциям. Коллекция включает, в том числе, интерактивные мультимедиаматериалы по естественным наукам и электронные издания: ресурсы на CD/DVD, энциклопедию «Кругосвет», статьи журналов «Квант», «Наука и жизнь», ресурсы учителей-практиков. Имеются разделы «для ученика» и «для учителя». В разделе «Инструменты организации учебного процесса» размещены программы системы «1С: ХроноГраф Школа 2,5» и «1С: ХроноГраф 3,0. Мастер». Доступ к ресурсу по адресу: http://school-collection.edu.ru.

Оргдеятельностные (администра-тивные) управляющие системы.

Развитие системы дистанционного обучения привело к реализации идеи единого, компьютеризированного управ-ления всей деятельностью учебного заведения.

«Net Школа» - разработка в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 – 2006 гг.». Есть сетевая версия. Программа обеспечивает не только локальную автоматизацию управления учебным процессом школы, но и выход с пользовательского компьютера в систему дистанционного обучения Интернета, другие информационно-образовательные порталы и электронные библиотеки. «Net Школа» не просто АРМ директора (завуча, секретаря, учителя), она создаёт гибкую и простую в использовании информационную среду учебного заведения единую для администрации, учителей, учеников и их родителей.

NШ позволяет планировать школьное расписание, вести классные электронные журналы успеваемости и посещаемости, назначать и проверять индивидуальные задания каждому ученику по электронным учебникам «Просвещение-М», результаты выполне-ния которых и рекомендации учителя школьник видит в своём электронном дневнике (просроченные и невы-полненные задания выделяются цветом), сообщать родителям об успеваемости детей. Развита система общения между пользователями: есть доска объявлений, электронная почта, форум, каталог школьных ресурсов, действует механизм портфолио, возможно дистанционное обучение детей на дому в рамках школы. Программа включает: нормативную документацию, в том числе списки учащихся и данные о сотрудниках - классы и предметы - учебный план школы - планирование уроков – расписание – классные журналы – отчёты – объявления – школьные ресурсы – персональные настройки. Завуч может задавать нагрузку по предметам, оперативно изменять расписание в случае замены преподавателя, «набирать» классы, назначать кл. руководителей, получать отчёты по успеваемости и посещаемости во всех классах на каждого (!) учащегося (разработана специальная форма).

Предметник может работать с электронными учебными курсами «Просвещение-М» и создавать собственные курсы и уроки, календарно-тематические планы, вести мониторинг процесса в своих классах, дистанционно общаться с родителями, вести классные журналы с гибкой шкалой оценок, назначать индивидуальные задания ученикам, составлять тесты, накапливать свою Методическую базу (есть специальная программа-оболочка).

Каждый месяц составляются гистограммы итогов успеваемости и качества знаний по классам, автоматически выводятся оценки за четверть и год. Родители получают итоги учёбы детей и могут сравнивать их с прежними (разработана форма отчёта). Руководство школы отправляет стандартные формы отчёта в вышестоящие органы, получает приказы и распоряжения. Родители могут пользоваться системой сообщений Net Школы, просматривать расписание ребёнка, его дневник. Единый сервер Net Школы для города (области, района) выделяет сегмент в общей базе данных для каждой школы. Ближайшие планы разработчиков ресурса:

  • вышла обновлённая версия 3.30 (2006г.), достаточная для интеграции Net Школы с универсальной программой составления расписания «Ректор»;

  • начата интеграция Net Школы и системы Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ» (2006г.) для проведения Интернет-тестирования в режиме on-line;.

  • разрабатываются модули «Тарификация», «Конструктор отчётов», «Составление расписания» и др. Интернет-поддержка: http://www.netschool.roos.ru.

Компания «Просвещение-Медиа» предлагают учебным заведениям для создания школьных Медиатек комплекты компакт-дисков, предназначенных не только для уроков и самообразования, но и внеклассной работы:

- энциклопедии, справочники и словари;

- электронные учебники по разным предметам;

- задачники, репетиторы, тренажёры;

- электронные пособия для проведения внеклассных мероприятий, олимпиад;

- электронные продукты для развития творческих способностей и интеллекта.

Компания проводит выездные семинары на местах по обучению работе с комплексом. Вся информация по адресу: http://www.pmedia.ru.

Внедряется и другая, аналогичная система создания единого информационного пространства школы фирмы ФИЗИКОН «1С: ХроноГраф Школа 2.0». Для её установки необходим базовый диск «1С: Образование 3.0». Но возможности этой системы более ограничены.

Проектная деятельность учащихся. Телекоммуникационные

проекты по физике.

В современном образовании использование компьютерных телеком-муникаций (понятие КТК – см. лекцию № 1) оказалось наиболее перспективным в системе открытого/дистанционного обучения и во внеурочной деятельности.

С учётом возможностей компьютера в современной школе на качественно новом уровне стал развиваться метод проектов. Проектная деятельность учащихся в изучении физики – современный способ стимулирования интереса к предмету через организацию их свободной самостоятельной познавательной деятельности. Этот метод всегда предполагает решение некоторой проблемы (познавательной, нравственной и т.п.), в итоге имеется осязаемый, конкретный результат. Сама проектная деятельность учащегося направлена на разрешение проблемной ситуации, осознанной его мышлением. Мышление в этом случае поднимается на уровень, «когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию» (2, с.17). Используя классификацию Е.С. Полат (2), выделим типы проектов, организация которых помогает усвоению школьного курса физики. С точки зрения доминирующей деятельности чаще всего создаются практико-ориентированные, информационные проекты и игры, реже (при наличии специальных умений) – исследовательские и тем более – творческие (как правило, индивидуальные). Проекты по физике часто включают разные естественнонаучные знания и становятся межпредметными. Чтобы охватить большее число учеников, внутри класса создаются несколько групп с разными заданиями. С формированием у ребят навыков проектной деятельности и заинтересованности реальны межклас-сные, межшкольные, региональные и даже международные ученические проекты. Соответственно роль КТК по мере расширения рамок участия возрастает. Для каких учебных целей рекомендуется в изучении физики использовать КТК-проекты? Прежде всего – в целях интеллектуального и общего развития обучаемых, формирования компетенций, т. к. этот метод:

- даёт не только знания, но и формирует навыки поиска, критического отбора нужной информации;

- обучает работать в группе, и нести свою долю ответственности за общее дело;

- воспитывает толерантность к инакомыслящим, а также нетипичным способам, приёмам учения;

- развивает коммуникативные умения общения;

- способствует совершенствованию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сопоставление фактов и явлений, моделирование;

- формирует умения генерировать новые для себя идеи, гипотезы, искать пути их проверки, прогнозировать исход.

Начинается проектная деятельность с простых - информационных – проектов. К примеру, в Интернете предлагается следующая тематика проектов по физике для 10 кл.:

1. Зарождение и развитие научного взгляда на мир.
2. Силы в механике. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести.
3. Силы в механике. Деформация и сила упругости.
4. Силы в механике. Сила трения.
6.Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.
7.Законы сохранения в механике. Закон сохранения энергии.
8.Абсолютно твердое тело и виды его движения.
9.Равновесие твердых тел. Виды равновесия.
10.Механика деформируемых тел. Механические свойства твердых тел.
11.Гидродинамика. Уравнение Бернулли.
12.Основы молекулярно-кинетической теории.
13.Газовые законы.
14.Внутреняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

15.Тепловые двигатели.
16.Автомобиь и экология.
17.Электрическое поле. Проводники в электрическом поле.
18.Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.
19.Электроемкость. Конденсаторы. Применение конденсаторов.

Как видно из перечня – это, в терминологии У. Х. Килпатрика, проекты-упражнения (кроме 1 и 16), расширяющие и обобщающие знания учащихся по определённому вопросу

Первоначально такие проекты преобладают, Учащиеся на их основе формируют свои умения в проектной деятельности, осваивают поиск информации и электронные ресурсы. Особую помощь здесь оказывают электронные энциклопедии. Обратим внимание учителя физики на энцикло-педии, представленные в лекции № 3, интернет-энциклопедию «Рубрикон» (http://www.rubricon.ru) и «Кругосвет» - сетевую энциклопедию, а также каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://katalog.iot.ru/).

Названные темы проектов отражают всю программу 10 класса, но как скучно, неинтересно сформулированы! Учителя, прошедшие обучение проектной деятельности в системе INTEL, знают: тема должна быть сформулирована ярко, нестандартно, привлекательно для ребят. Это одна из главных интриг современного ученического проекта! Тему отражает «основополагающий вопрос», а задания формулируются проблемно. Та же тематика выглядит тогда по-другому (на примере работ учителей физики Оренбуржья): «Моделирование и формализация или физическая лаборатория на уроках информатики» (падение тел в поле тяготения); «Время очевидное и невероятное»; «Задача Кеплера»; «Как сохранить равновесие?»; «Дайте мне точку опоры…»; «Просто ли пере-двигаться в условиях невесомости: из опыта космонавтов»; «Физика движения метателя диска»; «Сколько видов сил в природе?»; «Как движутся воздушные суда?»; «Вещество: хаос или порядок?»; «Электричество в живых организмах»; «Конденсаторы – всюду!»; «Автомобиль – благо или экологическая беда?» и др.

Дидактические задачи, которые ставит учитель в работе над проектом, этапы его подготовки и проведения, формы защиты результатов учащимися очень подробно описаны в пособиях (3) и «INTEL. Обучение для будущего», которое можно найти в любом регионе страны, и на этих вопросах мы останавливаться не будем. Применительно к обучению физике отметим следующее. Полноценная работа над проектом не может быть организована в рамках одного урока физики и всем классным коллективом совместно. Задача учителя – совместить классно-урочную и проектную формы организации в режиме функцио-нирования школы. Часто проектная деятельность продолжается во внеклассной работе по предмету.

Кардинально меняется роль учителя. Он должен стать организатором, руководителем проекта, его консуль-тантом, наблюдателем, рекомендуя источники, провоцируя эвристические вопросы, самостоятельную оценку действий учащимися, моделируя познавательные ситуации, изменяя образовательную среду.

Необходимейшим условием для выполнения проектов является предоставление доступного учащимся избыточного информационного ресурса, который обеспечит самостоятельность и в выборе темы, и выполнении проекта.

Как отмечает О.В. Булаева (3, с.32), существенным условием становится «…организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения», т.к. работа над проектом может являться поводом для социальной практики учащихся.

Важно отметить, в ученических проектах главным становится не столько получение новых знаний, сколько освоение способов обращения со знаниями, проектирование форм их потребления в практике. Ученик должен представлять, что можно получить на основе и при помощи освоенного знания. Тогда оно становится механизмом развития практики, средством формирования компетенций.

Для выявления деятельностных умений и компетенций учеников, формируемых в проектной деятельности, можно использовать анкету, предложенную О.В. Булаевой (3, с.58). Она выясняет, умеет ли ученик до работы в проекте и после планировать свою деятельность, анализировать, высказывать своё мнение, убеждать в споре, воспринимать советы, работать с источниками информации, свободно общаться с учителем, независимо чувствовать себя в незнакомой компании. Перечень вопросов можно выбрать и другим. Такой опрос учащихся позволяет оценить педагогу эффективность метода.

Можно обоснованно утверждать, что проектная деятельность в физике не только затрагивает интересы ребёнка, развивает его творческие способности, но и позволяет сделать выбор деятельности, изучить интересующее в большем объёме, научить планировать свою учёбу. Всё это способствует социальной адаптации ребёнка к жизни в постоянно изменяющемся обществе.

Проведённый анализ даёт общее представление о характере и возможностях современных компью-терных обучающих средств в преподавании школьной физики. Их количество и разнообразие постоянно растёт. Но совсем необязательно стремиться приобрети все. В целях адаптации учащихся (да, и учителей) к новым средствам обучения их включение в учебный процесс должно быть постепенным и не просто систематическим, но системным. Место и роль компьютерных материалов в ходе обучения определяется, прежде всего, исходя из дидактических целей и задач педагогического процесса (от потребностей урока – к компьютеру, а не наоборот!). А исключительные технические и психолого-дидактические возможности компьютера как средства обучения важно педагогу почувствовать и организовать во благо учеников. Чувство меры и педагогического такта в применении компьютерных технологий особенно необходимы.

В заключение отметим основные трудности сегодняшнего этапа компьютеризации школ. Разный уровень оснащения школ компьютерами, очень недостаточны средства для их приобретения. Существующие ППС разрозненны и конкурируют друг с другом, а не составляют единое целое. Слабо развита система дистанционного обучения для детей с ограниченными физическими возможностями и в удалённых сельских районах. Конечно, количество вновь создаваемых пособий стремительно нарастает, и невозможно успеть сказать о каждом, но общая тенденция развития в перспективе представлена.

Вопросы для самоконтроля

  1. Можно ли считать, компьютерные средства обучения универсальными?

  2. Назовите известные Вам электрон-ные средства самообразования.

  3. Обоснуйте преимущества пособия, включающего систему управления учебным процессом.

  4. Какие развивающие электронные продукты по физике Вам известны?

  5. Перечислите перспективы использо-вания в изучении школьной физики Интернет - ресурсов.

  6. Как Вы относитесь к методу проектов, в чём его плюсы и минусы?

  7. Сформулируйте краткое педагогическое резюме по использованию компьютера в препода-вании физики. В чём основные трудности на современном этапе?

Рекомендуемая литература

  1. INTEL. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. Модули 7-9. – М., 2004.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 1999.

  3. Булаева О.В., Румбешта Е.А. Метод проектов и организация проектной деятельности учащихся по физике: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.

5. Статьи в периодических изданиях: «Физика в школе», газета «Физика», «Информатика и образование», «Школьные технологии», Интернет-ресурсы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении

    Документ
    Яковенко Н. А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 151 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ.
  3. Связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (икт)

    Документ
    Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).
  4. Computer Using Educators Inc., Usa материалы (2)

    Документ
    Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27 – 28 июня 2007г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых
  5. Диссертация на соискание ученой степени (8)

    Диссертация
    ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ И ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Другие похожие документы..