Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Респуб...полностью>>
'Конспект'
На доску вывешивается иллюстрация и словарное слово медведь. В слове ставиться ударение, безударная гласная подчеркивается. Дети записывают это слово...полностью>>
'Документ'
Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта. Лейкоплакия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, сов...полностью>>
'Документ'
Із змінами і доповненнями, внесеними наказами Державної митної служби Українивід 6 жовтня 2003 року N 654(зміни, внесені пунктом 3 наказу Державної м...полностью>>

Тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы.

Цель урока:

1 Образовательная: Показать героическую борьбу русского народа и его решающую роль в победе над интервентами.

2 Развивающая: Совершенствование умений работы с учебником, картой. + умение внимательно слушать (тест).

3 Воспитательная: Воспитывать патриотизм у школьников на примере Минина , Пожарского.

Тип урока: Комбинированный

Методы: Рассказ, работа с учебником, работа с картой.

Оборудование: Карта, иллюстрации, доска, учебник

План: 1. Второе народное ополчение.

2. Освобождение Москвы.

3. Воцарение Романовых. Окончание Смутного времени.

Понятия и термины:

Время

Деятельность учителя

Деятельность детей

5 минут

10 минут

10 минут

10 минут

Проверка домашнего задания.

Таблица «Восстание Ивана Болтникова»

1.Покажите и объясните, какая опасность грозила

России в 1608 – 1610 гг.

Найдите лишнюю фамилию:

1В. Шуйский

2Лжедмитрий I

3Лжедмитрий II

1 Второе народное ополчение. Освобождение Москвы.

Первое ополчение не выполнила своей задачи и распалось.

В начале XVII в. одним из крупнейших городов страны был Нижний Новгород. До горожан доходили весть о положении в Москве. После каждого нового боя в город привозили раненых. С призывом создать новое ополчение выступил тогда в Н. Новгороде посадский староста Кузьма Минин. Когда возник вопрос о командующем ополчением, Минин предложил князя Пожарского (см. ил. На стр. 148 ). Встречать его за пределы вышло все население с хлебом – солью.

Главные силы второго ополчения выступили из Н. Новгорода в феврале 1612 г. Через Кинешму и Кострому они подошли к Ярославлю и вступили в него под звон колоколов. В Ярославле ополчение задержалось на 4 месяца. Шло формирование отрядов. Рядом с русскими в ополчении были украинцы, белорусы, татары, мордва, башкиры, чуваши. Затем ополчение выступило к Москве и подошло к городу в августе 1612 г. В это же время к Москве с запада подступило войско гетмана Ходкевича – известного польского полководца.

Сражение за столицу началось 22 августа. Пожарский умело расположил войска, чтобы не допустить соединения Ходкевича с польским гарнизоном. Почти 7 месяцев продолжалось сражение у стен Кремля, в Белом городе и в других частях столицы. Ополченцы отсекли большой обоз противника, пытавшийся прийти на помощь осажденным, которые голодали. Смело и решительно действовали Пожарский и Минин. Ходкевич отступил от Москвы.

Положение польских гарнизонов в Кремле и Китай – городе становилось безнадежным. В октябре 1612 г. они вынуждены были капитулировать.

В честь победы в Москве был устроен парад. Древняя столица Русского государства освободилась от врагов.

В ходе освободительной борьбы возросло национальное самосознание русского народа. Народ проявил героизм, патриотизм, его усилиями была защищена независимость страны.

Памятник Минину и Пожарскому украшает сейчас красную площадь. В Н. Новгороде главная площадь называется – площадью Минина.

3. Воцарение Романовых.

Об избрании на престол М. Романова дети узнают сами. Им предлагается прочитать об этом самостоятельно и ответить на вопросы на уроке.

1 Кто играл главную роль на соборе 1613г?

2 Перечислите кандидатуры на русский престол?

3 Какова судьба Пожарского и Минина?

4 Какой город был потерян Россией?

Итак, мы закончили главу «Россия на пороге XVII века, а сейчас я предлагаю вам тест с целью проверить ваши знания по пройденной теме.

Обзорный тест по пройденному материалу.

1)Жену Лжедмитрия звали.

А) Марина Мнишек

Б) Мария Нагая

В) Мария Магдалина

2) Тушинским вором называют.

А) Лжедмитрий I

Б) Лжедмитрий II

В) Лжедмитрия III

3) Иван Болотников был схвачен.

А) В Москве

Б) В Туле

В) В Н Новгороде

Г) В Смоленске

4) Восстание под предводительством Болотникова началось.

А) летом 1606 г.!

Б) осенью 1607 г.

В) весной 1605 г.

5) Как называлась группа бояр, взявшая власть после В. Шуйского.

А) шестибоярщина

Б) семибоярщина

В) восмибоярщина

6) Первое народное ополчение возглавлял

А) Пожарский

Б) Ляпунов !

В) Минин

7) Второе народное ополчение собралось

А) Смоленск

Б) Нижний Новгород

В) Рязань

8) Второе ополчение сформировалось

А) осенью 1611 г !

Б) весной 1611 г

В) осенью 1610-г

10) Интервенция это

А) вторжение одного государства или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью помочь решить внутренние трудности.

Б) насильственное вторжение одного государства или нескольких государств во внутренние дела другого государства

11) Национальное самосознание это:

А) непонимание народом своего значения в жизни страны, общества и мировой истории.

Б) осознание народом своего значения в жизни страны, общества и мировой истории.

12) народное ополчение –

А) войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах.

Б) войско, создаваемое в помощь армии по распоряжению бояр.

Дети слушают и фиксируют новые даты. Один из учеников прилепляет приготовленные мной флажки к настенной карте.

Даты: (на доске)

Осень 1611 г.

Февраль 1612

Август 1612 г.

22 августа 1612 г.

октябрь 1612 г.

Дети знакомятся с параграфом учебника, выполняют письменное задание в тетрадях.

+ Детьми фиксируются новые даты, выделяются главные.

Ответы проверяются совместно.

Даты:

21 февраля 1613 г.

Дети пишут тест.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лукинская Елена Юрьевна, учитель истории школы №14

    Документ
    Первое сентября. И снова, волнуясь, как в первый раз, я вхожу в свой класс. Вижу перед собой десятки любопытных, доверчивых детских глаз и почти физически ощущаю ту ответственность, которую взяла на себя, выбрав учительский путь.
  2. Тема Этногенез восточных славян IV тыс до н э

    Документ
    Первая волна трансконтинентальных миграций в Евразии – вторжение в Европу германских племен готов, ираноязычных аланов и, возможно части сарматов, которых вытеснили с насиженных мест гунны.
  3. Тема: Вторая мировая война

    Урок
    В первой половине 1941 г. нарком обороны, Генеральный штаб дважды обращались к Сталину с предложениями принять ряд неотложных мер по заблаговременному развёртыванию вооружённых сил и подготовке их к отражению агрессии.
  4. Тема Внешняя политика России в 10-19 веках 5 Тема Освободительное движение и общественно-политическая мысль в России в 1 пол. 19 века 35

    Реферат
    Во второй части практикума студентам предлагается работа с таблицами, отражающими развитие внешней политики России X – XX вв. и общественно-политического движения в I половине XIX – начале XX вв.
  5. Смутное время. Польско-литовская интервенция

    Урок
    Презентации можно использовать на уроках в 7 и 10 классе, усложняя задания и формы проведения урока для 10 класса, даны документы и биографии, которые можно использовать на уроке.

Другие похожие документы..