Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Особенности наноразмерного состояния вещества Создание объектов по принципам «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Фантастические возможности нанотехнологии...полностью>>
'Документ'
На основании приказа ректора (№256 от 30.09.2010) в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений назначена государственная лицензи...полностью>>
'Документ'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Биомедицинская инженерия” при очной форме обучения ...полностью>>
'Документ'
2. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения ...полностью>>

Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности: уголовно-правовые и криминологические аспекты 12. 00. 08. уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Диканов Константин Александрович

Борьба с преступными посягательствами

на культурные ценности: уголовно-правовые

и криминологические аспекты

12.00.08. уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре уголовного права и уголовного

процесса Современной гуманитарной академии

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист Российской

Федерации Журавлев Михаил Петрович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Яцеленко Борис Викторович

кандидат юридических наук

Тищенко Валерий Николаевич

Ведущая организация: Российская правовая академия

Министерства юстиции РФ

Защита диссертации состоится 28 января 2008 г. в 16 часов на

заседании диссертационного совета ДМ 521.003.03 по юридическим

наукам при Современной гуманитарной академии по адресу:

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д.3, ауд.410, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной

гуманитарной академии по адресу:

109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32

Автореферат разослан «26 » декабря 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ДМ-521.003.03

доктор юридических наук В.Н.Синельникова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Называя ориентиры развития России до 2020 г., Д. Медведев сказал о создании общества с новой культурой, которая «естественно... будет формироваться на основе всех наших накопленных культурных богатств, и мы должны их всячески оберегать» 1.

Ежегодно число культурных ценностей возрастает, и соответственно они нуждаются в защите. Так, культурные ценности – это и архивные документы, отражающие материальную и духовную жизнь граждан, общества и государства за период с XI в. до наших дней. Их наиболее ценная часть насчитывает более 41 млн. единиц хранения, и это число ежегодно возрастает в среднем на 1,6 млн. единиц.

Многие культурные ценности имеют свою интереснейшую историю. Сам факт сохранения в течение веков, редкость старинных предметов повышает их ценность. Кроме того, многие культурные ценности сделаны из драгоценных металлов и камней, которые сами по себе представляют значительную материальную ценность. Однако первостепенное значение имеет, прежде всего, культурная их ценность, принадлежность определенной эпохе, выдающимся людям.

Проблема обеспечения сохранности и предупреждения контрабанды культурных ценностей настолько актуальна, что предлагалось возвести ее в ранг национального проекта. Эта проблема находится в поле зрения Общественной палаты РФ, что подчеркивает ее значимость. Создана комиссия палаты по сохранению духовного и культурного наследия. Главным объектом защиты этого наследия является Музейный фонд России – более 80 млн. экспонатов.

Вместе с тем, в настоящее время посягательства на культурные ценности (преступления, предусмотренные ст.ст. 164, ч.2 ст.188, 190, 243 УК РФ) – крупномасштабный преступный бизнес, что во многом обусловливается усилившимся спросом на эти ценности в России и за рубежом: приобретение их - прибыльное «вложение капитала» для богатых людей. Общественная опасность этих преступлений в том, что причиняется вред и материальным интересам, и, главное, духовным потребностям всего общества. Многие исследователи отмечали детерминированность преступности состоянием духовной культуры общества2. Налицо и «обратная связь» – посягательства на культурные ценности наносят удар по духовной культуре.

В связи с выявленными в Эрмитаже в 2006 г. хищениями сотен ценнейших экспонатов Президент России поручил провести ревизию всех музейных фондов. Промежуточные результаты проверки показали, что ситуация весьма настораживающая. Проверено 500 музеев общим объемом 20 млн. единиц хранения. Главное, что удалось зафиксировать, – утраты за истекшие 80 лет. В общей сложности обнаружено отсутствие 160 тыс. предметов. Точное число утраченного можно будет установить только после завершения ревизии, т.е. в конце 2008 г. Среди отсутствующих – и похищенные ценности.

Растет контрабанда культурных ценностей. За исследуемый период (с 1997 г. до настоящего времени) ежегодный ее прирост составлял от 4 до 9%. В странах Европы, США, других странах создана целая сеть магазинов, торгующих антиквариатом, незаконно вывезенным из России. Это свидетельствует о высокой латентности контрабанды. В одной Германии их 6 тыс.

Тема сохранности культурных ценностей и предотвращения их незаконного вывоза из страны стала особенно актуальной в связи с переходом России к рыночной экономике. Культурные ценности все более и более вовлекаются в торговый оборот. Произошла серьезная либерализация этого оборота, во многом изменилось отношение государства к задачам и способам охраны культурных ценностей. В свою очередь это создает условия, при которых можно и должно принципиально по-новому решать названную проблему. Никогда ранее российское законодательство не рассматривало культурные ценности как объекты рыночных отношений; не решало проблему обеспечения их сохранности, предупреждения контрабанды в контексте урегулирования рынка культурных ценностей. В настоящей работе будет сделана первая попытка рассмотреть проблему именно в таком аспекте. Сформированная в советское время система обеспечения сохранности культурных ценностей не учитывает все эти изменения. Кроме того, в последние годы она недофинансировалась, пришла в упадок. Необходимо на новой современной основе ее формировать.

Проблемы борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности нередко рассматриваются разрозненно – отдельно с хищениями, отдельно – с контрабандой. Это не позволяет бороться с организованной преступностью в данной сфере, выявлять всю преступную цепочку: заказчик преступления – лица, совершившие хищение – перевозчики ценностей через границу - покупатель; ориентирует усилия правоохранительных органов на борьбу с преступниками-одиночками. Именно комплексный подход в этой борьбе – одновременно и с хищениями, и незаконным ввозом-вывозом культурных ценностей предлагается в Конвенции ЮНЕСКО 1970, ратифицированной СССР в 1988 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности». «Разматывая хвост» контрабанды, можно выявить хищения культурных ценностей и, наоборот, от хищений выйти на контрабанду. Так, многие «хищения века» совершались с целью последующего вывоза похищенного за рубеж. Культурные ценности относятся к таким предметам, которые преступники должны вывезти из страны, где они похищены, их невозможно без риска быть немедленно разоблаченными «вбросить на рынок». Те, кто планируют хищения культурных ценностей, как правило, разрабатывают и схемы их вывоза из России. Т.е. необходимо, по примеру вышеуказанной международной конвенции, рассмотреть проблемы борьбы с этими преступлениями в комплексе, что и предпринято в настоящем диссертационном исследовании.

Актуальность темы определяется и тем, что в настоящее время ведется работа по внесению принципиальных изменений и дополнений во все основные законы, регламентирующие обеспечение сохранности и предупреждение контрабанды культурных ценностей: «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и др.; принимаются подзаконные акты, в которых крайне нуждается практика; и в этой связи важно проанализировать готовящиеся новеллы на предмет их обоснованности и достаточности для предупреждения рассматриваемых преступлений. Нельзя также не отметить, что в последние годы уже был принят ряд поправок к указанным законам. 25 июня 2002 г. принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в который уже внесены изменения и дополнения – в 2003 г. и 2004 г.г., дважды в 2005 г., трижды в 2006 гг., трижды в 2007 г., дважды в 2008 г., что само по себе свидетельствует о его значимости. Важно оценить как новеллы «работают», действительно ли они улучшили ситуацию с профилактикой посягательств на культурные ценности.

В связи с административной реформой в стране была изменена и система контроля в рассматриваемой сфере, однако практика показала наличие существенных ее недостатков. С 1 января 2004 г. был введен в действие новый Таможенный кодекс РФ, который принципиально изменил систему таможенного контроля, существенно ее либерализировал, и этот процесс продолжается. Главное в данных условиях обеспечить заслон контрабанде культурных ценностей.

В последние годы изменилась структура посягательств на культурные ценности. В частности, если раньше в массовом порядке культурные ценности контрабандно вывозились из России, то в настоящее время не только вывозятся, но и ввозятся. Появился рынок фальшивых ценностей. Необходимо рассмотреть проблемы борьбы с этими новыми преступлениями.

Требуется также в целом проанализировать современную практику борьбы правоохранительных органов с посягательствами на культурные ценности, соответствующую судебную практику.

Проблема имеет международный масштаб, поскольку, как известно, хищениями и контрабандой культурных ценностей занимаются международные преступные группировки. Для каждой страны, имеющей богатое историческое прошлое, борьба с этими преступлениями актуальна и требует объединения усилий мирового сообщества. Все вышеизложенное определяет актуальность темы.

Степень научной разработанности темы. Проблема столь важная, что она и ранее подвергалась исследованиям. Свой вклад в ее разработку внесли В.Г.Беспалько, М.М.Богуславский, А.И.Бойко, В.П.Верин, В.В.Братанов, Р.Б.Булатов, М.В.Васильева, А.В.Гайдашев, В.Г.Горбачев, С.П.Дорошенко, В.В.Кулыгин, С.Н.Молчанов, В.И.Михайлов, С.А.Приданов, В.Н.Растопчин, Л.Ф. Рогатых, Л.Ю.Родина, К.Е.Рыбак, А.Ю.Терешенкова, В.Н.Тищенко, И.Томан, А.В.Федоров, С.А.Фомичев, А.И.Чучаев, С.П.Щерба.

Вопросы, связанные с уголовно-правовой и криминологической характеристикой преступных посягательств на культурные ценности, рассматривались в работах А.Х.Абашидзе, А.В.Аргашенкова, М.А.Александровой, А.В. Безлепкина, А.В.Зиновкиной, В.П.Караванской, И.Э.Мартыненко, С.Н.Молчанова, С.А.Наумова, И.Л.Петрик, А.А.Шардакова и др.

Однако исследования велись без учета последних изменений в политике государства в отношении объектов культурно-исторического наследия, в соответствующем законодательстве и системе контроля. В настоящее время началась крупномасштабная приватизация этих объектов. Необходимо разработать меры уголовно-правового и криминологического воздействия на рассматриваемые преступления в этих принципиально новых условиях. В большинстве вышеуказанных работ речь идет только о хищениях, причем иногда лишь особо ценных предметов, или только о контрабанде культурных ценностей. Диссертант исследует проблему борьбы с посягательствами на культурные ценности комплексно.

Цель исследования - углубленный анализ современных наиболее значимых криминологических, уголовно-правовых проблем борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности и разработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию криминологических и уголовно-правовых средств воздействия на данные преступления.

Задачи исследования

-выработать подходы к унификации понятий «культурные ценности», «памятники истории и культуры», «объекты культурного наследия»; уточнить критерии разграничения понятий «культурные ценности» и «предметы, представляющие особую ценность»;

-определить направления совершенствования уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за преступные посягательства на культурные ценности; выработать конкретные предложения по внесению дополнений в УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против культурных ценностей в связи с приватизацией, а также другими новыми вызовами со стороны лиц, совершающих посягательства на эти ценности;

-выявить расхождения в практике правоохранительных органов по вопросам уголовно-правовой квалификации, разграничения уголовной и административной ответственности за посягательства на культурные ценности; обосновать позицию по этим вопросам;

-исследовать состояние, динамику, другие характеристики хищений культурных ценностей,

-исследовать состояние, динамику, другие характеристики преступлений, связанных с нарушением правил перемещения культурных ценностей через таможенную границу;

-классифицировать факторы, способствующие преступным посягательствам на культурные ценности,

-сформулировать предложения по предупреждению посягательств на объекты культурного наследия в условиях начавшейся приватизации, вовлечения этих объектов в рыночный оборот;

-разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего сохранность культурных ценностей, предупреждение их незаконного вывоза-ввоза;

-предложить меры по совершенствованию контроля в рассматриваемой сфере;

-выявить недостатки и нарушения в практике правоохранительных органов и судов по делам о преступных посягательствах на культурные ценности; разработать меры по их предупреждению.

Объект исследования - уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности.

Предмет исследования – преступные посягательства на культурные ценности и система мер борьбы с ними.

Методологическая основа исследования. Это - диалектический метод познания. Применялись также исторический, логический, лингвистический, гносеологический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, статистический и другие методы.

Нормативная основа исследования: международные конвенции, советское законодательство, законодательство зарубежных стран, Конституция РФ, закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», федеральные законы «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Таможенный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, нормы иных отраслей права.

При теоретической разработке и реализации концепции исследования автор опирался на труды известных ученых в области уголовного права и криминологии: Г.А.Аванесова, А.И.Алексеева, Ю.М.Антоняна, С.В. Бородина, Б.В.Волженкина, А.А. Герцензона, А.И. Долговой, С.В. Дьякова, А.Э. Жалинского, М.П. Журавлева, Н.Г.Иванова, А.Н.Игнатова, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева, С.В.Максимова, А.В.Наумова, Э.Ф.Побегайло, А.И.Рарога, А.Я.Сухарева, А.Н.Трайнина, В.Е.Эминова, С.А. Яни, Б.В.Яцеленко.

Также использовались научные труды в области философии, культурологии, социологии, истории, общей теории права, международного, таможенного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного права.

Эмпирической базой исследования являются: 100 уголовных дел о хищениях культурных ценностей, 160 уголовных дел – об их контрабанде, 80 дел об административных правонарушениях, предметом которых были культурные ценности; статистическая отчетность о преступных посягательствах на культурные ценности за 10 лет; материалы контролирующих органов (обобщения, анализы, обзоры, материалы проверок, совещаний и проч.), прокуратуры (общенадзорных проверок, проверок законности производства предварительного расследования, координационных совещаний), МВД, ФТС (данные Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС РФ за ряд лет о контрабанде культурных ценностей и отдельных фактах задержаний, обзоры, анализы, обобщения, материалы контроля и пр.), публикации по рассматриваемой тематике за ряд лет. Учтен личный опыт работы в ФСБ РФ, а также начальником отдела ГУБК ФТС РФ, в общей сложности 14 лет.

Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивается применением методов, соответствующих цели и задачам исследования; широтой используемых источников, охватывающих различные области научных знаний: уголовного права, криминологии, а также уголовного процессуального права, административного права и других отраслей права; социологии, философии и др.; учетом различных точек зрения, в которых отражена проблема борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности; использованием материалов контролирующих и правоохранительных органов, уголовных и административных дел.

Научная новизна работы определяется тем, что это – первое исследование, посвященное криминологическим и уголовно-правовым вопросам борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности в условиях начавшейся крупномасштабной приватизации объектов культурного наследия, вовлечения этих объектов в рыночный оборот, последней реформы системы контроля в рассматриваемой сфере, с учетом последних изменений в законодательстве о культурных ценностях, а также в таможенном, уголовно-процессуальном и другом законодательстве, постановления Пленума Верховного суда РФ №6 от 27 мая 2008 г. «О судебной практике по делам о контрабанде». Даны предложения по унификации основных понятий законодательства о культурных ценностях; критерии разграничения отдельных понятий. Определены направления совершенствования уголовного законодательства в условиях начавшейся приватизации объектов культурного наследия. Разработаны предложения по совершенствованию уголовного законодательства в связи с новыми вызовами со стороны лиц, совершающих посягательства на культурные ценности. Выявлены проблемы, возникающие при уголовно-правовой квалификации рассматриваемых преступлений, в т.ч. при квалификации контрабанды культурных ценностей, не затронутые в вышеуказанном постановлении Верховного суда РФ; даны научные разъяснения по этой квалификации. Показаны состояние, динамика, другие характеристики преступных посягательств на культурные ценности на современном этапе. Систематизированы и классифицированы факторы, способствующие этим посягательствам в последнее десятилетие. Обоснована необходимость в целях сохранения наиболее ценных объектов в государственной собственности и в целом – обеспечения сохранности культурных ценностей - разработки концепции приватизации объектов культурного наследия; определены ее основные «составляющие». Доказана необходимость отказа от принятых в последние годы мер по децентрализации системы контроля в рассматриваемой сфере, даны предложения по совершенствованию этой системы. Выявлены недостатки предварительного расследования уголовных дел о посягательствах на культурные ценности и сформулированы предложения по устранению этих недостатков

На защиту выносятся следующие научные положения.

1. В связи с отсутствием унифицированного подхода в международном и российском законодательстве, в юридической литературе к определению основных понятий, связанных с культурными ценностями, предлагаются подходы к унификации и разграничению данных понятий. Так, в одних случаях под «культурными ценностями» имеется в виду и движимое, и недвижимое имущество, в других - только движимое имущество. Аналогично в отношении понятия «объекты культурно-исторического наследия». Есть необходимость четко разграничивать эти понятия. Под «культурными ценностями» следует понимать только движимое имущество, что соответствует Конвенции ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» и ряду других международных конвенций; закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и иным законам, определяющим «культурные ценности» со ссылкой на этот закон. Под «памятниками истории и культуры» понимать недвижимость. Желательно иметь понятие, объединяющее названные два: «объекты культурно-исторического наследия». В понятие «культурные ценности» необходимо заложить такие признаки как непреходящая историческая и культурная ценность, особая важность для общества, высокая рыночная стоимость; установленный особый режим учета, хранения, использования. Это позволит, в частности, освободить правоохранительные органы от расследования преступлений, на самом деле не представляющих общественной опасности (в настоящее время некоторые предметы только чисто по формальным признакам попадают в категорию культурных ценностей; соответственно требуется расследование, например, их контрабанды). Для предметов, представляющих особую ценность, должны быть установлены такие критерии как уникальность, принадлежность к старине, исключительно высокая рыночная стоимость (с.19-37).

2. Направления дальнейшего совершенствования российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за посягательства на культурные ценности: приведение его в соответствие с положениями международных конвенций, а также - использование опыта ряда зарубежных стран (установление квалифицирующих признаков хищения культурных ценностей: хищение путем грабежа, разбоя и пр; группой лиц, работниками музеев и др.). Кроме того, следует учитывать начавшуюся приватизацию в рассматриваемой сфере; тенденцию резкого увеличения масштабов строительства в культурных центрах России; и внести дополнения в УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за все возможные в этой связи преступления против культурных ценностей. В частности, - за нарушения правил учета, проведения сверок, инвентаризаций, составления реестров, паспортизации, приватизации; за дачу заведомо ложных экспертных заключений по культурным ценностям; принятие заведомо необоснованных решений о возможности приватизации, исключения из реестров, проведения строительных работ, модификации объектов культурного наследия, повлекших их уничтожение или повреждение. Учитывая тенденцию роста масштабов продаж подделок на рынке культурных ценностей, предусмотреть уголовную ответственность за оборот сфальсифицированных предметов (с.38-47, 56-69)

3. При анализе правоприменительной практики выявлены расхождения в уголовно-правовой квалификации посягательств на культурные ценности. В частности, - при квалификации контрабандного ввоза культурных ценностей на таможенную территорию РФ с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. При сходных обстоятельствах в одних случаях лицо привлекается к уголовной ответственности, в других – к административной (причем по разным статьям КоАП РФ), в третьих – освобождается от ответственности. Обоснована позиция автора по квалификации этих деяний. Отсутствует единообразная практика привлечения к ответственности в случаях, когда предмет, хотя и относится к перечню культурных ценностей, однако рыночной ценности не имеет. В одних случаях лицо привлекается к уголовной ответственности, в других – к административной, причем по разным статьям КоАП РФ, в третьих освобождается от ответственности. Определены факторы, препятствующие установлению единообразной практики; даны рекомендации по квалификации содеянного в указанных случаях (с. 47-55).

4. В ходе изучения состояния, динамики, основных характеристик хищений культурных ценностей выявлено следующее. С 1997 г. по настоящее время наблюдается тенденция снижения числа зарегистрированных хищений культурных ценностей; в т.ч. грабежей, разбоев, мошенничества с целью завладения культурными ценностями. Наибольший удельный вес в общем числе хищений составляют кражи культурных ценностей (80-87%). Этот показатель постоянно возрастал. Удельный вес грабежей, разбоев, мошенничества снижался. Раскрываемость хищений имеет тенденцию к снижению (от 52,6% в 1997 г. до 42,8% в 2007). Материальный ущерб от хищений возрастает, а размер его возмещения в последние 2-3 года снижается. Снижается число зарегистрированных хищений предметов, имеющих особую ценность. Их удельный вес в общем числе хищений культурных ценностей в разные годы в пределах 2,4-4,4%. Раскрываемость этих преступлений значительно выше, чем в целом хищений культурных ценностей (до 90%). Наибольшее число хищений – из частных квартир (в пределах 49,7-61,9%); церквей (8,1-12,7%). Хищений из музеев – от 1,9 до 5% от общего числа хищений культурных ценностей. В последние годы участились хищения, совершенные «черными копателями»; работниками музеев, прежде всего, хранителями; хищения ценных книг из библиотек; археологических и палеонтологических ценностей; целых коллекций. Хищения культурных ценностей отличаются высокой латентностью, что обусловлено в частности, ослаблением системы контроля, низкой оперативной осведомленностью служб криминальной милиции о хищениях в музеях (с. 69-78).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности российской федерации 12. 00. 08 уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

    Автореферат
    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательномучреждении высшего профессионального образования«Ростовский юридический институт МВД России»
  2. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика хищений транспортных средств, совершаемых организованными преступными группами 12. 00. 08 уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

    Автореферат
    Защита состоится 3 июня 2009 г. в 12 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.03 при Современной гуманитарной академии по адресу: 115114, г.
  3. Организованная преступность и легализация криминальных доходов 12. 00. 08  уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

    Диссертация
    Защита состоится «19 » ноября 2009 г. в « 10 » часов на заседании диссертационного совета Д. 203.011.02 в Ростовском юридическом институте МВД России по адресу: 344015, г.
  4. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: уголовно-правовые и криминологические проблемы

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «29» мая 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.135.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический
  5. Хищение чужого имущества: уголовно-правовой и криминологический аспекты

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится « » 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 229.001.01 при Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации по адресу: 117638, ул.

Другие похожие документы..