Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Начиная с самых ранних этапов человеческой истории, население является непременным носителем общественных отношений, общественного воспроизводства, с...полностью>>
'Документ'
В начале 21 века с распространением общедоступного Интернета появилась возможность введения в оборот, распространения и актуализации наследия советск...полностью>>
'Рабочая программа'
Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используем...полностью>>
'Классный час'
Была предложена анкета для учащихся 10 класса “Знаете ли вы о заболеваниях, передающихся половым путем(ЗППП)?”. По их ответам было видно, что знаний ...полностью>>

Ю. Г. Волков И. В. Мостовая социология под редакцией проф. В. И. Добренькова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:




Ю.Г.Волков И.В.Мостовая

СОЦИОЛОГИЯ

Под редакцией проф. В.И.Добренькова

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального

образования Российской Федерации

в качестве учебника

МОСКВА 2001


для студентов высших учебных заведений

1

УДК 316(0758) ББК 60.5 В67

Рецензенты.

Д-р социологических наук, профессор Н С Слепцов, д-р философских наук, профессор В.Т Лисовский

Волков Ю.Г., Мостовая И.В.

В67 Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В И. Добренько-ва — М. Гардарики, 2001. — 432 с.

ISBN 5-8297-0061-1 (впер.)

Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать тезаурус в области социологического зна­ния Содержание характеризуется современностью теоретических подходов и до­ступностью изложения сложнейших сюжетов динамично развивающейся науки, опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской соци­ологии в тематическое изложение курса

В инновационном ключе осуществлено методическое обеспечение текста Б учеб­нике даны списки литературы, «портреты» социологов, представлен словарь специ­альных терминов и предусмотрены механизмы «свернутого» изложения и воспроиз­водства текста (смысловые таблицы)

11редназначен для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заве­дений

УДК 316(075.8) ББК 60.5

В оформлении переплета использован фрагмент картины «Golconde» Рене Магритпга (1953)

ISBN 5-8297-0061-1

©«Гардарики», 1999

© Волков Ю Г, Мостовая И В, 1998

OCR: Мельников А.С. (3.08.06)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленную книгу можно отнести к российским учебникам нового поколения В нем излагается современное социологическое знание, со всеми его сложностями и тонкостями, и в то же время форма изложения материала позволяет осваивать его достаточно легко. Вы увидите, что первые темы курса изложены так просто, что их с удовольствием полного понимания прочтут начинающие, не потеряв интереса. И материал повлечет их за собой, поскольку в тексте есть своя «интрига»: он не просто раскрывает систему понятий и дает практические сведения, но обращает их лично к читателю, живущему в России и получающему высшее образова­ние. Студенты — это ведь тоже «социальная группа», переходная к особому социальному состоянию, в котором знания становятся капиталом, инструментом и профессиональной монополией.

Наступает третье тысячелетие. Во всем мире происходят суще­ственные изменения в сфере труда, информации и власти. Обра­зование становится самостоятельным фактором глубоких социаль­ных и экономических перемен Высокообразованные люди явля­ются теперь не просто носителями лучших образцов национальной культуры, но и особым общественным потенциалом, без которого общество становится неконкурентоспособным.

Нынешние студенты, которые займут особую позицию в буду­щем российском и мировом обществе, должны быть не только профессионально подготовленными в избранной области, но и социально компетентными людьми, знающими законы социальной организации, развития общественных перемен, владеющими азами грамотного общения.

К этому их готовит, в том числе, данный учебник

5

ПРЕДИСЛОВИГ

Б нем реализован поступательный принцип обучения, переход от мнимо-упрощенного текста первых разделов ко все более углубляющимся и теоретически дифференцированным основным частям. Включение в каждую тему вопросов для самоконтроля, списков доступной студентам русскоязычной литературы, ориги­нальных по форме проведения практических занятий позволит существенно улучшить обеспечение учебного процесса и оживить его конкретное проведение.

Учебник имеет модульное построение и вариативный характер изложения. Почти во все темы включены разделы для «продвину­того» обучения. Это программа углубленного освоения истории социологии и триады научно-учебных «новелл», включенных в структуру изложения каждой темы. Большое количество вопросов, содержащихся в тексте, делает изложение по-настоящему про­блемным, заставляет думать, получать инсайты, проигрывать вари­анты развития практических ситуаций.

В учебнике, пожалуй, впервые преодолен барьер безлично-су­хого, чисто «академического» изложения основных тем, включен­ных в государственный образовательный стандарт России. Текст непосредственно апеллирует к личности студента, его социальному опыту, к той социокультурной ситуации, которую научно мы определяем как «актуальную» и «современную». Социология тем самым получает шанс превращения в личностно-ориентирован-ную, индивидуально востребованную и возможно даже любимую учебную дисциплину вузовского гуманитарного цикла.

В этой книге излагаются не столько «сведения», сколько техно­логии и механизмы социального управления, поведения и получе­ния нового знания. Поэтому учебник в хорошем смысле прагма­тичен

Содержание учебника тоже характеризуется инновационнос-тью. Авторы дают множество трактовок социальным процессам и фактам, и студенты имеют возможность прикоснуться к ткани живой научной мысли, а сам текст «играет» разнообразием под­ходов и объяснений. В этом плане можно сказать, что данный учебник отличается от остальных качественных российских и зарубежных пособий по социологии тем, что его высокая инфор­мационная насыщенность обеспечивает не только повышение

ПРЕДИСЛОВИЕ

социологической эрудиции, но и позволяет учиться самостоятельно и критично мыслить, грамотно и всесторонне изучать социальные процессы.

В 90-х гг. в России выпущен целый ряд учебников и учебных пособий по социологии, которые существенно обогащают возмож­ности качественного преподавания этой науки в современном вузе. В первую очередь, существенный вклад внесли переводные изда­ния: многократно апробированные в западных университетах учебники Э. Гидденса (Челябинск, 1991), Н. Смелзера (Москва, 1994), Д. Марковича (Москва, 1995), П. Штомпки (Москва, 1996), хрестоматии по зарубежной социологии (Москва, 1992), тексты американских социологов (Москва, 1994 и 1996), курс истории западной социологии (Санкт-Петербург, 1997), курс лекций по американской социологии (Екатеринбург-Бишкек, 1997). Позднее вышли: великолепно адаптированный и по-новому систематизированный материал в российских учебных пособиях С.С. Фролова (Москва, 1996 и 1997) и А.И. Кравченко (Москва, 1997, плюс хрестоматия и «Парадигмы и темы», в соавт.).

Самостоятельными явлениями в мире учебной социологической литературы стали учебник для вузов под редакцией Г.В. Осипова (Москва, 1996) и Антология русской классической социологии, составленная Д.С. Клементьевым и Л Н. Панковой (Москва, 1995): один из них продолжает ряд позитивных традиций совет­ской социологии и апеллирует в предложенных примерах к рос­сийской современности, а другой способствует возрождению клас­сической русской социологии, которая несмотря на длительный период забвения продолжает оставаться методологически совре­менной.

Среди значительного числа современных учебников и учебных пособий по социологии учебник профессоров Ростовского государ­ственного университета Ю.Г. Волкова и И.В. Мостовой отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным постро­ением текста, современным «многослойным» изложением, позво­ляющим последовательно и углубленно формировать тезаурус сту­дента в области социального знания, современностью теоретичес­ких подходов и умением доступно излагать сложнейшие методо­логические и теоретические сюжеты этой динамично развиваю-

7

ПРЕДИСЛОВИЕ

щеися науки, постоянной опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской социологии в тематическое изложение материалов курса.

Авторам учебника удалось решить и понятно изложить на дидактическом уровне наиболее сложные и дискуссионные про­блемы науки: ее предмет, методологические парадигмы, познава­тельные возможности разных методов, современные теории обще­ства, социальной организации, личности и социальной культуры. В инновационном ключе решено «аппаратное» обеспечение текста. Помимо вопросов для самоподготовки, списков литературы, «про­двинутых» (учебно-научных) дополнений к основному изложению тем, «портретов» социологов и словника иноязычной социологи­ческой терминологии в учебник включены семь форм проведения практических занятий, расположенные по принципу комплемен­тарное™ к материалам конкретной темы: это коллоквиум по русской социологии, дискуссионный центр, социоматрица, деловая игра, социодрама, семинар и конференция. Все это делает учебник незаурядным, и возможно, наиболее удачным на сегодняшний день.

Декдн социологического факультета МГУ,

доктор философских наук

профессор В И Добрсньков

ВВЕДЕНИЕ

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Органи­зация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об уст­ройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Много тысячелетий назад китайские мудрецы советовали своим властителям: «Держи народ в сытости и невежестве — тогда будет процветать государство». Рационалистическое мышление совре­менной цивилизации гораздо более витиеватым и лукавым путем пришло к обоснованию подобного вывода. Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильны­ми» , т е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями.

Человек, способный осознать и на практике проверить подоб­ный вывод (жизненный опыт многих людей сплошь состоит из таких подтверждений), весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией — владеет миром». Иными словами, в социологической интерпретации значение гуманитарного обра­зования приобретает особый — весьма прагматический — цен­ностный смысл, а социальная компетентность человека рассмат­ривается как несомненный, чрезвычайно весомый индивидуальный

ВВЕДЕНИЕ

капитал, обладатель которого вооружен магической формулой: Знать чтобы значить.

Социальная значимость людей является эквивалентом их обще­ственного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей куль­туры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддер­жания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная социология такое большое вни­мание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.

Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организа­ций, событий и явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социаль­ных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объясне­нии, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика и в разных ее аспектах может рассматриваться как:

наука,

искусство,

технология.

Виртуозы социальных отношений и тем более социальные технологи обладают навыками, которые наиболее высоко ценятся в любом обществе. Зачастую их способности — интуитивный дар, своеобразное проявление гениальности. Однако и гению надо помочь развиться. Учебный курс социологии предназначен для

10

ВВЕДЕНИИ

«начинающих» — только вступающих в мир систематизированно­го научного знания об окружающей социальной реальности, и заинтересованных дилетантов на этом пути ждет множество ин­тересных, а возможно, и полезных для жизни открытий.

Почему социология?

Социология — это тот учебный предмет, по которому, в принци­пе, можно ставить «зачет», еще не начиная курса. Мы впитываем, обобщаем и практикуем социальные знания всю жизнь, делимся ими, строим на них свои жизненные программы. В общем, в душе мы все считаем себя профессорами, а социальное обучение — необязательным занятием, «данью вежливости», "игрой.

Интерес к любым знаниям может формироваться в разных плоскостях: «эстетической» или «прагматической». Те, кто увлечен социальным познанием как искусством, не ждут весомых аргумен­тов о необходимости изучать социологию — им нравится узнавать о мире людей больше. Те, кого привлекает польза от полученных знаний, тоже могут быть спокойны за потраченное время на эти толстые (но нескучные) книжки. Ничего более фундаментального и прагматичного, чем информация о самой актуальной для чело­века среде — общественном пространстве и социальном време­ни, — нельзя и придумать.

Конечно, каждый из нас достигал социальных успехов и без специальной подготовки Но именно такие победы делают людей заложниками выработанных стереотипов и очень часто сталкивают друг с другом «академика по котам» и «академика по китам», которые не готовы оперативно осмыслить и эффективно отреаги­ровать на новые социальные обстоятельства и явления, найти общий язык с партнерами в решении насущных проблем.

Информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь общественные нормы, связи и отношения, по каким правилам строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника. Конечно, мы самостоятельно (в оптимальном случае) определяем, куда держать путь и двигаться ли с места вообще. Мы можем интеллектуально «зажмуриться» и жить по наитию, позволяя обстоятельствам

11

ВВЕДЕНИЕ

играть своей судьбой и не держать ответа за результат. Тогда эта предельно обобщенная и краткая «социология» будет представлять собой всего лишь вспомогательный конспект, который можно с облегчением навсегда закрыть после экзамена.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология даже в ее усеченном дидактическом во­площении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которыми посвященные могут распорядиться по-своему. Каждый волен оставаться заложником собственного ограниченно­го пространства, однако желающие могут и испытать «чувство полета», и посмотреть на собственную жизненную траекторию «с птичьего полета» современной социальной теории.

ТЕМА 1

Очень короткая история социологии

История социологии действительно очень коротка — всего полтора века, — и изложена она будет весьма схематично (только чтобы ухватить в общих чертах, как шло дело и почему). Как самостоятельная наука с собственным полем деятельности и оригинальными представлениями о том, каким образом надо изучать свой предмет, социология сформиро­валась относительно недавно. Связано это с тем, что объект новой науки — общество современного (модерного) типа, возникшее и пер­воначально развивавшееся в Европе, совершенно не вписывалось в тра­диционные социально-философские построения и потому его становле­ние не поддавалось рациональной трактовке, необходимому предвиде­нию. С возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами, произошло перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система социального управления. Сложившиеся ранее представления об общественном устройстве были подвергнуты пересмотру.

Хотя древние цивилизации и молодая европейская (античная) куль­тура имели развитые понятийные системы о «правильной» социальной организации и принципах государственности, лишь в Новое время были поставлены вопросы о личности и едином общественном организме, революционным образом переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства. Классические представления о природе человека и социальном устройстве не были опровергнуты новой общест­венной реальностью, но они оказались недостаточными в объяснении этого особого человеческого мира, в котором были установлены неизвест­ные доныне правила игры.

13

ТсM.i 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Наука, которая «неприлично молода»

Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объ­единить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Иными словами, социология возникала в претензии: на изуче­ние общества как целостной системы; изучение общества позитив­ным (научно-инструментальным) методом.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодей­ствия.

Через довольно короткий период времени социологи (еще в прошлом веке) поняли, что могут:

  • либо изучать общество как целостную систему, и тогда они
    вынуждены широко применять умозрительный подход;

  • либо изучать общество строго научными средствами — и
    тогда они не охватывают всю его целостность, а анализируют
    только малые сообщества, отдельные явления или процессы.

Почему? Да потому, что до сих нор нет такого компьютера, который удерживал бы в памяти и успевал обрабатывать все социальные события и факты даже в отдельно взятом сообществе, и нет такого научного коллектива, который бы удовлетворительно объяснил, как устроено общество и почему в нем происходят те или иные события. Проще говоря, наши средства и возможности менее развиты, чем наши устремления и познавательные амбиции.

«Гнусные эмпирики, пошлые схоласты»

На проблему «раздвоения цели»: либо сохранить предмет изуче­ния (общество как целостная система), либо — метод (научный анализ и верификация, т.е. практическое подтверждение научных

14

ЗАОЧНЫЙ СПОР О «ЗАКОНАХ ПЕРСПЕКТИВЫ»

выводов), социология отреагировала весьма остроумно: возникли две социологии — академическая (философствующая — именно ее в основном преподают студентам) и прикладная (с научным аппаратом для изучения конкретных социальных событий и фактов). Обывателям лучше известна «вторая» социология — кто же не слышал про «человека с анкетами» и «социологические опросы» ?

«Теоретики» и «прикладники», как и в любой другой науке, относятся друг к другу с непониманием и подозрительностью:

  • Гнусные эмпирики!

  • Пошлые схоласты!

Так прозвучали бы их взаимные оценки в переводе с профес­сиональной гладкой речи на сочный полужаргонный язык профес­сорских «курилок».

Эти две социологии обособленно развиваются до сих пор, и только во второй половине нашего века стали предприниматься серьезные попытки их объединения. Одна из них, можно сказать, завершилась относительно успешно — с возникновением теорий среднего уровня, которые описывают развитие локальных социаль­ных объектов (отдельных процессов и явлений) методом теорети­ческого обобщения накопленных точных фактов.

Заочный спор о «законах перспективы»

Рассматривая социологию как искусство познания социальной реальности, мы не можем игнорировать вопрос о канонах (тради­циях) теоретического отображения накопленных знаний. Тем более что точки в этом историческом споре еще не расставлены.

Социология формировалась, можно сказать, альтернативным путем: отвергая философские методы, она разделяла обобщенный подход к предмету и, отрицая психологические «частности», пере­нимала точный инструментарий исследования человеческих отно-, шений и группового поведения. Новую область знания ученые создавали, отталкиваясь от «недостатков» давно сложившихся наук.

Это было время становления и развития промышленного производства, формирования национальной государственности,

15

Те мл 1 OHFHb КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

гражданского общества в Европе и Америке. Это было время ', социальных революции. На фоне колоссальных перемен в обще­ственном устройстве и образе жизни становилось ясно, как: незначителен и жалок отдельный человек в обществе, где «овцы поедают людей» и падают отрубленные головы монархов Со­циология вырастала на методологических основах социоцент-^ ризма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Литература
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/Под ред проф. Ю. Г. Волкова. Изд. 2-е, испр и доп (1)

    Учебник
    Учебник занял 1-е место во Всероссийском конкурсе (2001 г.) Министерства образования Российской Федерации на создание учебников по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в номинации “Социология”
  3. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/Под ред проф. Ю. Г. Волкова. Изд. 2-е, испр и доп (2)

    Учебник
    Учебник занял 1-е место во Всероссийском конкурсе (2001 г.) Министерства образования Российской Федерации на создание учебников по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в номинации “Социология”
  4. Ж. Т. Тощенко Рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов России по социологии и социальной антропологии в качестве учебник

    Учебник
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);

Другие похожие документы..