Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Значение земских органов в жизни России последней четверти ХIХ  – начала ХХ веков было весьма велико. По оценке профессора Российской академии госуда...полностью>>
'Урок'
Цели: Учебные: Добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о понятии производной, её геометрическом и физическом смысле. Показать...полностью>>
'Закон'
Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации всегда является очень болезненным вопросом, как дл...полностью>>
'Исследовательская работа'
В настоящее время везде можно встретить жующих людей. Жуют в транспорте, жуют на занятиях и лекциях, жуют дома, жуют на работе, жуют за рулём автомоб...полностью>>

Рабочая программа дисциплины 11 Учебная информация 11

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Учебно-методического

Совета Академии « » 2011 г.,

протокол №

Проректор по учебной работе, председатель
Учебно-методического Совета
профессор В.В. Бржеский

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

(УМК)

Санкт-Петербург, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения 3

  2. Структура УМК 5

  3. Состав УМК 6

  4. Глоссарий 7

  5. Требования к содержанию и порядок разработки УМК 9

  6. Назначение и описание компонентов УМК 10

  1. Состав УМК 10

  2. Введение к дисциплине 10

  3. Рабочая программа дисциплины 11

  4. Учебная информация 11

  5. Руководство по изучению комплекса 16

  6. Хрестоматия 17

  7. Контрольный блок 17

  8. Понятие "глоссарий" 23

  9. Заключение 23

  1. Дополнительные компоненты УМК 23

  2. Минимальный состав УМК 24

7. Организационные формы процесса обучения 24

  1. Виды организационных форм 25

  2. Лекции 25

  3. Консультации 26

  4. Семинары 27

  5. Лабораторно-практические занятия 28

  6. Курсовые проекты (работы) 28

  7. Тестирование, экзамены, зачеты 28

  8. Использование специальных сервисов Интернета 29

8. Требования к оформлению и реализации компонентов УМК дисциплины 32

  1. Правила оформления компонентов УМК 32

  2. Публикация компонентов УМК на бумажном носителе 37

  3. Публикация компонентов УМК на локальных

электронных носителях 38

8.4. Публикация компонентов УМК в сети Интернет 39

  1. Приложение 1.
    Образец оформления рабочей программы учебной дисциплины 40

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение (далее - Положение) разработано в соответствии с Государственными образовательными стандартами (далее ГОС), Уставом ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» Минздравсоцразвития России.

Положение определяет цели разработки учебно-методических комплексов (далее - УМК) образовательных программ, учебных дисциплин, требования к структуре и содержанию, а также порядок утверждения УМК для всех кафедр и подразделений СПбГПМА.

УМК - комплект документов, который представляет собой совокупность учебно-методических материалов, необходимых для определения содержания, объема и уровня учебно-методической обеспеченности по каждой учебной дисциплине образовательной программы (далее - ОП).

Данное положение определяет состав и структуру учебно-методического комплекса по образовательным программам, дисциплине, методические и программно-технические требования к содержанию УМК и его компонентов для размещения его на локальных электронных носителях и в информационно-образовательной среде академии.

Настоящее положение разработано с целью:

  • повышения качества образовательного процесса путем обеспечения организационной и содержательной целостности процесса обучения по данной учебной дисциплине;

  • обеспечения единой методической базы по разработке учебно-методических комплексов учебных дисциплин академии;

  • для обеспечения единообразия формы учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Учебно-методический комплекс является обязательным комплектом документов по лицензированной образовательной программе, реализуемой в академии.

Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать требованиям ФГОС.

Для каждой конкретной дисциплины содержание комплекта УМК определяется ФГОСом и утвержденным рабочим учебным планом.

Ключевым требованием к УМК является наличие курса лекций и (или) учебного пособия по дисциплине, разработанного авторами (составителями) УМК.

УМК предназначен для:

  • обеспечения необходимого высокого качества образовательного процесса в академии, соответствующего российским и международным стандартам;

  • обеспечения необходимыми учебно-методическими материалами самостоятельной работы студентов и слушателей академии;

  • использования его в системе компьютерной поддержки учебного процесса академии при размещении в информационно-образовательной среде академии;

  • максимального вовлечения всех участников образовательного процесса в формирование и расширение информационно-образовательной среды академии.

Основными пользователями УМК (целевыми группами) являются:

  • студенты и слушатели;

  • преподаватели;

  • научные сотрудники;

  • администрация академии всех уровней;

  • внешние надзорные органы.

Разрабатывает (разработчик - составитель) УМК преподаватель дисциплины и заведующий кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.

УМК утверждается в три этапа:

- на заседании кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины;

- на заседании цикловой методической комиссии по соответствующей дисциплине;

- на заседании Учебно-методического Совета Академии

Хранятся оригиналы УМК на бумажных носителях после их оформления в соответствии с положениями настоящего документа, на кафедрах, обеспечивающих чтение дисциплины.

Копия УМК в электронном виде после его утверждения в установленном порядке передается разработчиком (разработчиками) в Учебно-методический кабинет.

Обновление содержания УМК производится по мере необходимости в установленном порядке ежегодно.

Контроль качества УМК возлагается на кафедру-разработчика.

Ответственность за качество содержания и актуальность материалов несёт преподаватель дисциплины и заведующий кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.

Размещается УМК в информационно-образовательной среде академии в электронном виде и тиражируется на различных носителях только после утверждения в установленном порядке документальных форм на бумажных носителях.

2. СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I. «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ».

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

  2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины

    2. Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций

  1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

  2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

  2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля

  3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

  4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

  5. Лабораторный практикум

  1. Семинары

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

6.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

6.2. Примеры оценочных средств

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

7.1. Виды СРС

7.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

  1. Основная литература

  2. Дополнительная литература

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  3. РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13. Листы дополнений и изменений в рабочей программе.

II «БАНК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ»

  1. «ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ»

  1. «ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ».

  1. «ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ИЗДАННЫХ

СОТРУДНИКАМИ КАФЕДРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ»

3. СОСТАВ УМК

Для обеспечения эффективной и качественной работы пользователей (в первую очередь, студентов и слушателей) с УМК его структуру целесообразно разделить на три блока по характеру содержащейся в них информации, в логической последовательности работы с ней.

УМК включает следующие блоки:

  • организационно-методический;

  • содержательный;

  • учебно-методический.

Организационно-методический блок позволяет пользователю получить следующую информацию: график учебного процесса (сроки и объемы изучаемой дисциплины), последовательность освоения материала, виды отчетности, перечень необходимых средств (технических, информационных, методических, справочных и др.) для освоения данной дисциплины.

Содержательный блок состоит из основных и дополнительных учебных и учебно-методических материалов, имеющихся в библиотеке академии, а также разработанных преподавателем(ями). Например: учебные пособия и/или курс лекций, хрестоматии, дополнительная литература, справочники, ГОСТы, словари, энциклопедии, глоссарий, ссылки на Интернет-источники, презентационные материалы и другое.

Учебно-методический блок может включать в себя следующие материалы: учебно-методические материалы для самоподготовки, вопросы для самопроверки, тесты для самопроверки, упражнения (расчетные задачи), контрольные вопросы, тесты, практикумы (практические и лабораторные работы, творческие и проблемные задания), материалы для итогового контроля.

Дополнительные учебные материалы к УМК разрабатываются и включаются в состав УМК по усмотрению кафедры и/или преподавателем(ями) кафедры, отвечающей за преподаваемую дисциплину в целях комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В состав дополнительных учебных материалов могут быть включены следующие виды разработок: сборники задач, заданий и упражнений, комплекты ситуаций, практикумы, коллоквиумы, альбомы (сборники) структурных и логических схем, таблиц, карт, видео- и аудиоматериалы и т.п.

4. ГЛОССАРИЙ В настоящем Положении применяются следующие сокращения. ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. ТЗ - тестовое задание. БТЗ - банк тестовых заданий.

ДОТ - дистанционные образовательные технологии.

В настоящем стандарте применяются следующие термины.

Учебно-методический комплекс дисциплины - совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления учебного процесса.

Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник -это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения студентами. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям ФГОС ВПО и полностью раскрывать учебную программу по конкретной дисциплине.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Разновидностями учебно-методических пособий могут быть методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, лабораторных, дипломных работ, прохождению практик.

Банк тестовых заданий - общая совокупность тестовых заданий по дисциплине, из которых составляются путем компоновки различные варианты тестов.

Тест - система заданий специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень подготовленности тестируемых.

Тестовое задание - один из составляющих элементов структуры дидактического теста, включающий в себя краткую инструкцию для обследуемого, тестовую задачу, эталон ответа.

Учебный модуль (модуль) - автономная, законченная часть дисципли­ны, включающая в себя различные виды учебных материалов (текст, кон­трольные и лабораторные работы, аудио-, видео- материалы), после изучения которой предусматривается контроль знаний.

Кодификатор учебной дисциплины - документ, отражающий содержание теста, позволяющий установить связь между методическим обеспечением, по которому составлен тест, и самим тестом, указывающий дидактические единицы знаний, проверяемые в каждом конкретном вопросе теста.

Форма кодификатора

Кодификатор по дисциплине

Специальность

Кафедра

Автор

Общее количество вопросов

Количество вопросов на экзамене (контрольной работе)

Номера тем и количество вопросов из темы в билете

Раздел пособия Название модуля

Содержание, проверяемое заданием

Номер тестового задания

Страница пособия

Зачетная единица - мера оценки трудоемкости освоения дисциплины. Одна зачетная единица равна 36 академическим часам.

Рабочая программа дисциплины - документ, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы (виды) контроля знаний по этой дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый).

Дидактическая единица - логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания, как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т. п.

Курс лекций - учебное издание, содержащее тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальных материалов.

5 Требования к содержанию и порядок разработки учебно-методического комплекса дисциплины

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине разрабатывается на кафедре, обеспечивающей преподавание данной дисциплины. По решению учебно-методической комиссии на разработку УМК может быть объявлен конкурс. В этом случае УМК разрабатывается победителем конкурса.

  2. Автор или авторский коллектив, разрабатывающий УМК дисциплины, является ответственным за качество содержания и актуальность материалов комплекса и его полное соответствие требованиям ФГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины. Дидактические единицы, перечисленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, должны содержаться в материалах УМК, логика и порядок их представления могут быть изменены. Название дисциплины должно строго соответствовать учебному плану.

  3. Содержание УМК должно опираться на современные достижения науки и образовательной практики и может реализовывать авторский подход к объекту изучения.

  4. Компоненты УМК должны состоять из относительно независимых частей (модулей). Кроме теоретической части, каждый модуль должен содержать элементы самоконтроля или практических заданий, вопросы. В качестве отдельного модуля дисциплины может выступать специальный блок заданий и элементов контроля знаний по всему объему дисциплины.

  5. Контроль содержания и качества УМК осуществляется кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины, и учебно-методической комиссией.

  6. Компоненты разработанного УМК по дисциплине проходят процедуру внутреннего рецензирования. По решению учебно-методической комиссии компоненты УМК могут быть переданы на внешнее рецензирование. Выбор рецензента осуществляется учебно-методической комиссией.

Рецензия дается на каждый компонент УМК отдельно.

В рецензии на учебные материалы оценивается:

  • соответствие содержания учебного материала ФГОС ВПО и рабочей программе; логичность, стиль и последовательность изложения материала;

  • научный и методический уровень материала;

  • наличие и качество дидактического аппарата (обобщений, выводов, контрольных вопросов, заданий и т. п.);

o качество иллюстративного материала (рисунков, схем, чертежей) и его соответствие изучаемому предмету; o соответствие объема учебного материала количеству учебных часов (зачетных единиц) дисциплины. В рецензии на тестовые материалы промежуточной аттестации по дисциплине отмечается:

  • соответствие тестовых вопросов кодификатору;

  • однозначность и корректность тестовых вопросов;

  • правильность ответов;

  • соответствие общего количества вопросов объему учеб­ного материала;

  • правомерность использования различных типов вопросов в тесте;

  • возможность выполнить тест студенту за отведенное время.

Каждая рецензия заканчивается выводом о возможности или невозможности использования учебных материалов в образовательном процессе.

5.8 Разработанные компоненты УМК проходят аудит учебно-методической совета Академии. Совет принимает решение о допуске компонентов УМК для использования в учебном процессе или о необходимости их доработки.

5.9 Принятые к использованию компоненты УМК публикуются. Время апробации компонентов в учебном процессе составляет не менее одного года.

5.10 Обновление содержания УМК производится по мере необходимости или в соответствии с установленными данным стандартом сроками модернизации.

6 Назначение и описание компонентов учебно-методического комплекса по дисциплине

6.1 Состав учебно-методического комплекса

В состав УМК по дисциплине входят следующие основные компоненты:

  • введение к дисциплине (аннотация, метаданные);

  • рабочая программа учебной дисциплины;

  • учебная информация (учебник, учебное пособие или курс лекций) в различных формах (текст, аудио-, видео-, слайд-презентации, мультимедиа вставки и др.);

  • руководство по изучению комплекса (методические указания, разбивка на модули, балльно-рейтинговая система, календарный план изучения дисциплины);

  • хрестоматия (электронная библиотека дисциплины);

  • контрольный блок (тесты, темы семинаров, темы практических и лабораторных заданий, проекты, кейсы, рефераты, эссе, экзаменационные вопросы);

  • глоссарий;

  • заключение.

Дополнительно в состав УМК могут быть включены:

  • коллекция работ студентов (проекты, рефераты и пр.);

  • часто задаваемые вопросы и ответы;

  • пакет анкет (для знакомства, итоговая).

6.2 Введение к дисциплине

Содержит краткую аннотацию, предназначение дисциплины, определяет цели, межпредметные связи, задачи изучения дисциплины. Во введении отражаются ожидаемые результаты освоения дисциплины: комплекс представлений, комплекс знаний, комплекс умений студента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины общая теория динамических систем направление ооп

    Рабочая программа
    КОРЕКВИЗИТЫ: М1.Б4 «Математическое моделирование в задачах нефтегазовой отрасти», М2.Б1 «Управление разработкой интеллектуальных месторождений», М2.Б4 «Системы автоматизированного проектирования» М2.
  2. Рабочая программа дисциплины мониторинг и регулирование процесса извлечения нефти направление ооп

    Рабочая программа
    ПРЕРЕКВИЗИТЫ: Б2.Б1 «Математика», Б2.Б2 Физика, Б2.Б4 «Информатика», Б2.В.5.2 «Физика пласта», «Б3.В12.2 Основы разработки и эксплуатации нефтяных месторождений», Б3.
  3. Рабочая программа дисциплины Впроцессе изучения дисциплины «Теория «рациональной бюрократии М. Вебера»

    Рабочая программа
    Дисциплина «Теория «рациональной бюрократии М. Вебера» («Теория рациональной бюрократии и ее современные интерпритации») относится к группе дисциплин специализации по специальности «Документоведение и документационное обеспечение
  4. Пояснительная записка 3 Рабочая программа дисциплины 4 Методические рекомендации для преподавателей

    Пояснительная записка
    Дисциплина «История государственных учреждений» относится к группе общепрофессиональных дисциплин специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления».
  5. Рабочая программа дисциплины (3)

    Рабочая программа
    Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического

Другие похожие документы..