Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ВЕРХОВНИЙ СУД УКРАЇНИ П О С Т А Н О В А 20.05.2002 N 171/9-155 Розглянувши касаційну скаргу товариства з обмеженоювідповідальністю "Вета Лтд&quo...полностью>>
'Лекция'
Внедрение информационных технологий сопряжено с капитальными вложениями, как на приобретение техники, так и на разработку проектов, выполнение подгот...полностью>>
'Документ'
Самые популярные модели принтеров разделяются на 3 типа: матричные, струйные и лазерные. Рассмотрим каждый из этих трех видов принтеров более подробн...полностью>>
'Памятка'
Курс «Теория механизмов и машин» рассматривает общие методы исследования и проектирования механизмов и машин, входит в цикл дисциплин, формирующих зна...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине (3)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра физической географии

УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №_____

Зав. кафедрой_______________Л.З. Емузова

СОГЛАСОВАНО

«____» ______________ 200__г.

Декан __________ А.Ю. Паритов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.16 Геоэкология

для студентов, обучающихся по специальности 02.04.01. «География»

Нальчик, 2008 г.

Автор-составитель:

кандидат географических наук, доцент Л.А. Галачиева

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 02.04.01. География. Квалификация выпускника – географ. М.: 2000», утверждённого Министерством образования Российской Федерации 02.03.2000 г.

Дисциплина «Геоэкология» входит в федеральный компонент цикла общеобразовательных дисциплин и является обязательной для изучения на 5 курсе очной формы обучения и на 4 курсе сокращенной и заочной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Выписка из ГОС ВПО……………………… ………….…………..........2

II. Рабочая программа……………………………………………...……...….5

2.1.Пояснительная записка……………………….………..…….…………5

2.2.Распределение часов по семестрам..........….…………….……………6

2.3.Тематический план курса………………………….………………….6

2.4.Содержание учебного материала………………………………………

2.4.1.Лекционные занятия ……........................................…………..….

2.4.2.Практические занятия . ....……....…...................……...…………

2.4.3. Семинарские занятия………………………………………………

2.4.4.Самостоятельная работа ………………………....………….….…

2.5. Формы контроля по дисциплине …………………………………

2.6. Список литературы (основная и дополнительная)………………10

2.7. Протокол согласования рабочей программы с другими

дисциплинами специальности……...……………………………….15

2.8. Дополнения и изменения в РУПД на очередной учебный год

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Методические рекомендации для преподавателя……

3.2. Методические рекомендации для студентов…..

3.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов…

3.4. Обеспеченность образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием…..

3.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине…..

3.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы

I.Выписка из Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по геоэкологии

Геосферы Земли; Земля как глобальная экологическая система; природные и природно-технические системы; антропогенные воздействия и реакции на них экосистемы Земли; экологический кризис и его проявления на различных иерархических уровнях; Междисциплинарный подход как методологическая основа геоэкологических исследований.

Студент должен полностью освоить содержание лекционного материала и сдать экзамен.

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Программа по геоэкологии для географических специальностей высших учебных заведений, утвержденная Учебно-методическим управлением по высшему образованию МОиПО РФ от 10.03.00 г. (год издания – 2000, индекс УМУ-104 ЕН /СП).

2.1. Пояснительная записка

Геоэкология - междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Она знакомит студентов с основами научного знания в области взаимодействия естественных и общественных процессов и явлений в пределах экосферы, с деятельностью человека как существенного фактора преобразования экосферы.

Курс основан на базисных естественных и социальных, а также общегеографических дисциплинах. Он является узловым, т.к. подводит итоги практически всех базисных курсов обучения, развивающих знания по отдельным отраслям геоэкологии.

Цель курса – дать представление студентам о единой экосфере, т.е. о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы на фоне их интеграции с обществом. Эти знания необходимы для решения комплексных, междисциплинарных проблем управления, прогнозирования, использования и охраны природных ресурсов.

Задачи курса:

  • дать представление о взаимодействии геосфер и общества;

  • рассмотреть основные взаимосвязанные факторы и процессы, протекающие в геосферах Земли;

  • выполнить обзор изменений геосфер Земли под влиянием деятельности человека и возникающих геоэкологических проблем.

2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕМЕСТРАМ

Номера

семестров

Учебные занятия

Форма

итогов.

аттестац.

Общий

объем

Аудиторные

Самост. работа

Всего

Л

ПЗ

ДФО 9

100

68

34

34

32

Экзамен

СП 7

100

51

34

17

49

Экзамен

ОЗО 7

2.3. Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лекции

Семинары (практич.)

Самост. работа

1

Экосфера как междисциплинарное научное направление

2

2

Основные механизмы и процессы, управляющие экосферой

2

2

2

3

Геосферы Земли и деятельность человека

6

2

4

4

Геоэкологические аспекты функционировнаия природных и техногенных систем

12

10

8

5

Управление геоэкологическими процессами

12

10

8

Итого:

100

34

34

32

2.4. Содержание дисциплины

2.4.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Лекция 1 (2 ч.)

Тема: Введение.

Геоэкология как междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Основные понятия, объект, задачи, методы, эволюция взглядов.

Взаимосвязь общества и системы Земля на современном этапе. Экологический кризис современной цивилизации.

Лекция 2 (2ч.)

Общий обзор изменений геосфер Земли под влиянием деятельности человека и возникающих в связи с этим геоэкологических проблем.

Геоэкология и природопользование. Геоэкологические факторы здоровья человека.

История геоэкологии как научного направления.

В. И. Вернадский, роль и значение его идей. Понятие о ноосфере.

Современные исследования в области разработки экологической политики на глобальном, национальном и локальном уровнях. Современные международные программы, исследующие глобальные изменения в экосфере, их научные результаты.

Понятие устойчивого развития, его роль и стратегическое значение.

Лекция 3 (2 ч.)

Тема: Основные механизмы и процессы, управляющие экосферой.

Природные механизмы и процессы, управляющие экосферой. Геосферы Земли, их характерные особенности. Экосфера Земли как сложная динамическая саморегулирующаяся система.

Изменения энергетического баланса и круговоротов вещества под влиянием деятельности человека.

Социально-экономические процессы, определяющие глобальные экологические изменения.

Потребление природных ресурсов, его региональные и национальные особенности, необходимость регулирования. Классификация природных ресурсов.

НТР, ее роль в формировании глобального экологического кризиса. Роль технологий будущего в решении основных геоэкологических проблем.

Лекция 4 (2 ч.)

Тема: Геосферы Земли и деятельность человека

Литосфера. Антропогенные процессы в литосфере. Последствия опустошения месторождений полезных ископаемых. Антропогенное прогибание земной коры. Антропогенные землетрясения. Антропогенная активизация геоморфологических процессов. Особенности антропогенных процессов.

Лекция 5 (2 ч.)

Тема: Гидросфера. Антропогенные процессы в гидросфере. Сооружение водохранилищ и их влияние на окружающую среду. Экологические последствия волжских водохранилищ. Сточные воды и их образование. Загрязнение поверхностных вод суши. Загрязнение подземных вод суши.

Лекция 6 (2 ч.)

Тема: Геокосмос. Атмосфера. Антропогенные процессы в атмосфере. Антропогенные изменения климата и их причины. Экологические последствия антропогенной убыли озона в стратосфере. Антропогенное воздействие на околоземное пространство.

Ионосфера. Естественные процессы в ионосфере. Антропогенные электромагнитные воздействия на ионосферу. Антропогенное формирование сферы космического мусора.

Магнитосфера. Естественные процессы в магнитосфере. Антропогенное воздействие на магнитосферу. Распространение техногенного воздействия за пределы геокосмоса.

Лекция 7 (2 ч.)

Тема: Биосфера. Основные свойства и функции биосферы. Биосфера и космическая энергия. Функции биосферы в развитии Земли. Взаимоотношения живых организмов в биосфере.

Земельный фонд и земельные ресурсы мира. Антропогенное воздействие на почвы.

Растительность. Запасы и продукция фитомассы. Антропогенные процессы в растительных сообществах.

Животный мир. Антропогенное воздействие на животный мир. Антропогенная деградация животного мира.

Лекция 8 (2 ч.)

Ландшафты. Энергетика ландшафта. Биогеохимический цикл. Абиотическая миграция вещества. Развитие и возраст ландшафта. Антропогенные изменения природных ландшафтов суши.

Лекция 9 (2 ч.)

Тема: Проблемы народонаселения. Демографический переход. Предельная нагрузка на природную среду. Ограничители роста населения. Миграция. Современные тенденции. Конфликты и перенаселение.

Лекция 10 (2 ч.)

Геоэкологические аспекты урбанизации. Тенденции урбанизации. Экологические проблемы урбанизации: техногенные биогеохимические аномалии, качество воздуха, водоснабжение и канализация, удаление и переработка отходов, использование земель.

Лекция 11 (2 ч.)

Тема: Геоэкологические аспекты энергетики. Структура производства и потребления энергии, ее изменения в прошлом и прогноз. Экологические проблемы различных видов производства и потребления энергии. Экологически чистые и возобновимые источники энергии.

Лекция 12 (2 ч.)

Геоэкологические аспекты с/х деятельности. Экологические проблемы земледелия (водная и ветровая эрозия почв, засоление, заболачивание, интенсификация миграции химических удобрений, усиление стока наносов, последствия применения удобрений и пестицидов, уплотнение почв): распространение, факторы, последствия. Экологические проблемы животноводства.

Лекция 13 (2 ч.)

Тема:Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых. Типы добычи полезных ископаемых в связи с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Организация территории и перспективное планирование управлением качеством окружающей среды при освоении месторождений полезных ископаемых.

Лекция 14 (2 ч.)

Геоэкологические аспекты промышленного производства. Экологические проблемы функционирования промышленности. Типы промышленности в связи с использованием энергии, сырья и материалов загрязнением окружающей среды.

Промышленные катастрофы и меры защиты.

Лекция 15 (2 ч.)

Геоэкологические аспекты транспорта. Экологические последствия различных видов транспорта (авиационный, автомобильный, ж/д, водный, трубопроводный, ЛЭП).

Лекция 16 (2 ч.)

Тема: Методы анализа геоэкологических проблем (биологические, географические, геологические, химические и др). Методы геоэкологического мониторинга.

Лекция 17 (2 ч.)

Тема: Управление геоэкологическим состоянием природных и природно-техногенных объектов. Геополитические проблемы геоэкологии. Вопросы управления окружающей средой на локальном, национальном и международном уровнях. Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления. Проблемы экологической безопасности. Стратегия выживания человечества (теория ноосферы, неомальтузианство). Стратегия устойчивого развития, ее анализ. Принципы устойчивого развития.

Самостоятельная работа студентов

  1. Понятия: окружающая среда, природная среда, экосфера, географическая оболочка, социосфера, ноосфера, глобальные экологические изменения.

  2. Основные особенности энергетического баланса Земли. Основные круговороты вещества: водный, биогеохимические, эрозии-седиментации, циркуляция атмосферы и океана.

  3. Население мира и его регионов: численность, пространственное размещение, возрастная структура, миграции, изменения в прошлом, прогноз, демографическая политика.

  4. Эндогенные процессы. Экзогенные процессы. Природные системы литосферы. Типы земной коры. Тектонические структуры литосферы. Рельеф земной поверхности.

  5. Вода в атмосфере. Поверхностные воды. Подземные воды. Запасы пресных вод и их размещение. Запасы пресных вод. Размещение запасов пресных вод.

  6. Загрязнение Мирового океана. Географические особенности загрязнения морей.

  7. Положение и строение атмосферы. Естественный газовый состав воздуха. Природные процессы в атмосфере. Климатообразование.

  8. Почвы (педосфера). Факторы и процессы почвообразования. Природные типы почвообразования и почв.

  9. Естественные процессы в растительных сообществах. Обмен веществом и энергией в растительных сообществах. Значение животных в жизни растений.

  10. Естественные связи животного мира с растительностью в биоценозах. Природные системы в животном мире.

  11. Влагооборот в ландшафте.

  12. Природные ландшафтные пояса и зоны. Природные ландшафтные пояса и зоны суши. Природные ландшафтные зоны океанов.

  13. Рост численности мирового населения в историческом аспекте.

  14. Геоэкологические аспекты функционировнаия природных и техногенных систем.

Лабораторные занятия не предусмотрены

Курсовая работа не предусмотрена

2.7. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

2.7.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине.

Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине «Геоэкология» проводится в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов КБГУ.

Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине

Основными целями введения балльно-рейтинговой аттестации являются:

1. стимулирование повседневной систематической работы студентов;

2. снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;

3. повышение состязательности в учебе;

4. исключение возможности протежирования не очень прилежных студентов;

5.повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

2.7.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине.

Вид отчетности

1 рейтинговый контроль

2 рейтинговый контроль

3 рейтинговый контроль

Текущий

8

8

9

Коллоквиум

6

6

6

Тестирование

6

6

6

Посещение занятий

3

3

3

Всего

23

23

24

Максимальное суммарное количество баллов по результатам текущей работы – 70 баллов.

2.7.3. Шкала оценок по дисциплине.

Минимальное количество средних баллов, которое дает право студенту на положительные отметки:

  • от 36 до 50 баллов – «удовлетворительно»

  • 0т 51 до 61 – «хорошо»

  • от 61 до 71 – «отлично»

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в баллах и оценках. Итоговый контроль проводится в форме экзамена, который проводится в письменной форме в виде ответов на вопросы билета. Количество билетов –30.

2.7.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине. Обязательное компьютерное тестирование.

Рейтинговые мероприятия по положению о рейтинговой системе проводятся:

1 рейтинговая контрольная точка – 5-6 недели;

2 рейтинговая контрольная точка – 11-12 недели;

3 рейтинговая контрольная точка – 16-17 недели.

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНЫМ РЕЙТИНГОВЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ (промежуточная форма контроля):

Рейтинговая точка №1

  1. Геоэкология как междисциплинарное научное направление. История геоэкологии как научного направления.

  2. Основные понятия, объект, задачи, методы, эволюция взглядов.

  3. Основные механизмы и процессы, управляющие экосферой.

  4. Геосферы Земли и деятельность человека

  5. Литосфера. Природные процессы в литосфере.

  6. Антропогенные процессы в литосфере.

  7. Природные процессы в гидросфере.

Антропогенные процессы в гидросфере.

Рейтинговая точка №2

  1. Природные системы атмосферы. Антропогенные процессы в атмосфере.

  2. Магнитосфера. Естественные процессы в магнитосфере. Антропогенное воздействие на магнитосферу.

  3. Основные свойства и функции биосферы. Взаимоотношения живых организмов в биосфере.

  4. Антропогенное воздействие на почвы.

  5. Антропогенные процессы в растительных сообществах.

  6. Антропогенное воздействие на животный мир. Антропогенная деградация животного мира.

  7. Природные процессы формирования, функционирования и развития ландшафтов. Антропогенные изменения природных ландшафтов суши.

Рейтинговая точка №3

  1. Проблемы народонаселения. Конфликты и перенаселение.

  2. Геоэкологические аспекты урбанизации.

  3. Геоэкологические аспекты энергетики.

  4. Геоэкологические аспекты с/х деятельности.

  5. Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых.

  6. Геоэкологические аспекты промышленного производства.

  7. Геоэкологические аспекты транспорта.

  8. Методы анализа геоэкологических проблем.

  9. Управление геоэкологическим состоянием природных и природно-техногенных объектов.

  10. Геополитические проблемы геоэкологии.

2.7.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине.

Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:

- ведомость учета текущей успеваемости;

- зачетная или экзаменационная ведомости;

Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателем 3 раза в течение семестра.

2.7.6. Содержание и порядок промежуточной аттестации студентов по дисциплине.

Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и промежуточного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена.

2.7.7. Порядок и сдача экзаменов и зачетов.

Для допуска к экзамену, а также к дифференцированному зачету или зачету, которым только заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов. Для допуска к зачету или экзамену необходимо выполнение всех запланированных по программе семинарских и практических работ независимо от числа набранных баллов по дисциплине. Для получения зачета студенту необходимо набрать не менее 61 балла. На экзамене студент может получить 15-30 баллов. Если ответ студента оценивается суммой менее 15 баллов, то студенту выставляется 0.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    1. Определение понятий «геоэкология» и «экосфера».

    2. Тепловой баланс Земли, его роль в экосфере.

    3. Глобальные циклы вещества, их роль в экосфере.

    4. Глобальный водный цикл, его роль в экосфере.

    5. Ландшафтная структура мира.

    6. Основные черты глобальных экологических изменений.

    7. Глобальный экологический кризис.

    8. Антропогенные изменения ландшафтов.

    9. Геоэкологические проблемы в гидросфере.

    10. Геоэкологические проблемы в литосфере.

    11. Геоэкологические проблемы в атмосфере.

    12. Геоэкологические проблемы в биосфере.

    13. Антропогенные изменения климата и их последствия.

    14. Проблема выживания человечества.

    15. Геоэкологические проблемы энергетики.

    16. Глобальная продовольственная проблема.

    17. Геоэкологическое значение демографического фактора.

    18. Экологические проблемы урбанизации.

    19. Экологические последствия различных видов транспорта.

    20. Экологические проблемы функционирования промышленности.

    21. Типы добычи полезных ископаемых в связи с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

    22. Антропогенное воздействие на животный мир.

    23. Антропогенное воздействие на почвы.

    24. Антропогенное формирование сферы космического мусора.

    25. Загрязнение Мирового океана.

    26. Загрязнение поверхностных вод суши.

    27. Загрязнение подземных вод суши.

    28. Антропогенные землетрясения.

    29. Антропогенная активизация геоморфологических процессов.

    30. Геоэкологические факторы здоровья человека.

2.7.8. Отработка и повторное изучение дисциплины.

Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно имеют право на однократное повторное изучение (прослушивание) не освоенных надлежащим образом курсов. В результате повторного прослушивания курса студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он еще какие – либо задолженности. Студент, получивший баллы, в пределах от 35 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 35 до 60 баллов по остальным дисциплинам ООП, обязан в течение 10 дней следующего семестра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания. В случае если качество учебных работ признано неудовлетворительным, то студент представляется к отчислению. Если качество работ или знаний в течение 10 дней признано неудовлетворительным по одной дисциплине студент может обратиться в установленном порядке по заявлению с просьбой о повторном изучении этой дисциплины в течение следующего семестра. В случае принятия положительного решения по допуску такого студента к повторному прослушиванию, аннулируются все набранные им ранее баллы по этой дисциплине.

2.8. Список литературы.

Основная:

  1. Голубев Г. Н. Геоэкология. М.: ГЕОС, 1999. 337 с.

  2. Братков В.В., Овдиенко Геоэкология

Дополнительная:

  1. Арский Ю. М., Данилов-Данильян В. И., Залиханов М. Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 330 с.

  2. Горшков В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. 472 с.

  3. Данилов-данильян В. И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.

2.9.ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

№№

  1. Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

  1. Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т. д.

Подпись заведующего кафедрой

1

Метеорология и климатология

Физ. географии

2

Геоморфология

Физ. географии

3

Физическая география материков и океанов

-//-

4

Физическая география России

-//-

5

Гляциология

-//-

2.10.ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

НА 200___/____ УЧЕБНЫЙ ГОД

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Разработчик_______________________________________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры

"____"____________200___ г. Зав. кафедрой_______________Л.З.Емузова

“Внесенные изменения утверждаю”

Декан ИТФ______________________ Ю.А. Паритов "___"_______________200___г.

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

3.1.1.Методические рекомендации для преподавателей:

Комплексное изучение предлагаемой студентам 5 курса учебной дисциплины «Геоэкология» предполагает овладение материалами лекций, учебника, программы, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям.

Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. Семинар проводится на основе одной или нескольких лекций, а также по определенной теме, заданной на самостоятельное изучение без предварительной лекции.

Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами рефератов и сообщений (10-15 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы.

Определяющей особенностью семинаров бывает наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами, а также между студентами.

Основной целью практических занятий является контроль за умением студентами использовать полученные знания на практике при работе с контурными картами, картами тематическими и т.д.

3.1.2. Методические рекомендации для студентов

Для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы студентам представляются: учебные пособия по специальности, словарь терминов.

3.2. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для самостоятельной работы

Виды и содержание самостоятельной работы

Природные процессы и системы в гидросфере, атмосфере, литосфере и биосфере.

Конспектирование и подготовка к семинарским занятиям

Написание рефератов

Природные процессы формирования, функционирования и развития ландшафтов. Структурно-функциональные связи ландшафта.

Конспектирование и подготовка к семинарским занятиям

Написание рефератов

Геоэкологические аспекты функционировнаия природных и техногенных систем.

Конспектирование и подготовка к семинарским занятиям

3.3. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованием.

Основной базой для проведения аудиторных занятий является оснащенная наглядными пособиями и тематическими картами лаборатория №349 биологического факультета.

В учебном процессе используются телевизор с DVD для просмотра учебных фильмов и обучающие программы.

3.4. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

Учебниками по геоэкологии библиотека КБГУ не располагает

3.5.Используемые инновационные методы в процессе преподавания геоэкологии направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.)

3.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы

В учебном процессе для освоения дисциплины «Геоэкология» используют следующие технические средства:

  • Компьютеры;

  • Интернет-ресурсы;

  • Ссылки на Интернет-ресурсы.

  • Телевизор и DVD-проигрыватель

3.7. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

На занятиях по геоэкологии используются учебные видеофильмы. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и т.д.).

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе позволяет:

- сочетать высокую экономическую эффективность и гибкость учебного процесса;

- широко использовать информационные ресурсы в учебном процессе;

- существенно расширить возможности традиционных форм обучения;

- позволяет реализовать новые эффективные формы обучения.

.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  4. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине международные валютно-кредитные отношения

    Учебно-методический комплекс
    Лекции читает д. э. н., профессор Звонова Е. А. Предшествующие курсы, обязательные для изучения данной дисциплины: экономическая теория; деньги, кредит и банки; международный финансовый рынок; международные экономические отношения;
  6. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая

Другие похожие документы..