Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Понятие «культура» часто рассматривается как детерминанта социальной жизни, отражающаяся в языке, поведении, ритуалах и мифах группы людей. Корпорати...полностью>>
'Документ'
- И.Л. Дорогина – начальник отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев, вынужденных переселенцев и работе с соотечественниками УФМС России по Удм...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон устанавливает административную ответственность за совершение правонарушений в сфере библиотечного дела в Иркутской области (далее - о...полностью>>
'Лекция'
Школа Золотого Жезла Мудрости Итака, штат Нью-Йорк Я очень счастлив прийти в ваш центр. Кое-что мне известно о вашей деятельности здесь, меня восхища...полностью>>

Москаленко Л. Б. Культура как фактор социального развития (краткий очерк о развитии народного образования города симферополя в 80-е – 90-е годы XIX века)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Москаленко Л.Б.
КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (КРАТКИЙ ОЧЕРК О РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ В 80-Е – 90-Е ГОДЫ
XIX ВЕКА).

8 апреля 1783 года территория Крымского ханства стала составной частью Российской империи. Крымский полуостров превращается в важный опорный пункт Российского государства на Черном море. В жизни Крыма происходят существенные изменения: уходят в прошлое рабовладение и работорговля, полуостров втягивается в общероссийские экономические преобразования, протекают активные миграционные процессы. Начиная с конца 50-х годов XIX века, в Крыму наблюдается сравнительно быстрый рост населения, обозначается многонациональный состав Крыма. В конце XIX века в Симферополе проживало в 1880 году 34 100 жителей, 1888 году – 39 448 жителей, а в 1897 году – уже 61 900 человек. В населении города преобладали русские, рядом с ними проживали греки, поляки, евреи, армяне, караимы, немцы, татары, цыгане.

До 1783 года единственными учебными заведениями Крымского ханства были мектебе и медресе. Светских школ не было. Грамотность считалась привилегией лиц духовного сословия. Но прошло три года после присоединения Крыма к России, и 5 августа 1786 года был издан Указ об открытии в Крыму народных училищ. Это событие протекало в русле общероссийских преобразований в области просвещения. И связаны они с именем Екатерины II. Внимание императрицы привлекла австрийская школьная система. Этому способствовали несколько личных встреч и дружба, завязавшаяся между Екатериной II и австрийским императором Иосифом II.

Иосиф II рекомендовал императрице в помощь серба Ф.И. Янковича де Мириево. Ученый серб хорошо знал русский язык, исповедовал православие, что и определило выбор Екатерины. Народные училища (главные) создавались в губернских городах и уездах (малые училища). Главные училища были четырехклассными, четвертый класс рассчитывался на два года обучения. Малые училища имели два класса, совпадавшие с первым и вторым классом главных училищ. Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским издала в 1783 году "Правила для учащихся в народных училищах". Эта небольшая книжка объемом в 24 страницы определяла поведение учеников как в стенах училищ, так и вне их. В том же 1783 году на русский язык было переведено "Руководство учителям первого и второго класса" силезско-австрийского педагога И.И. Фельбигера. Руководство явилось новым словом в методике. В нем учителям рекомендовалось больше заботиться не о наполнении памяти, а об образовании разума учеников. Справедливо будет заметить, что тезис не утратил своей актуальности и на рубеже II – III тысячелетий.

В 1786 году главные училища были открыты в 25 губерниях России. Впервые в России была создана система единообразно устроенных учебных заведений, с едиными учебными планами, с классно-урочным обучением, с единой методикой. Новации в просвещении распространялись и на Крым. В начале 19 века в России была проведена школьная реформа, значительно продвинувшая дело народного образования, так как была создана система преемственно связанных между собой учебных заведений: одногодичные приходские училища, двухгодичные уездные училища, четырехгодичные губернские гимназии и, наконец, университеты.

Царствование Александра I составляет эпоху в развитии народного образования (при всех недостатках системы). В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения, в 1804 году – издан "Устав университетов" и "Устав учебных заведений, подведомственных университету".

Все учебные заведения Крыма, возникшие к началу XIX века, находились в ведении Харьковского университета (до 1832 года). Затем они были переданы в ведение попечителя Одесского учебного округа. С 1828 года начала работать Дирекция училищ Таврической губернии, в руках которой находились строительство и реорганизация школ, руководство работой начальных, городских, частных училищ губернии. Дирекция народных училищ в Крыму была ликвидирована в ноябре 1920 года.

По данным переписи населения 1897 года, грамотные в Таврической губернии составляли 27,9%. Данные взяты по результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года.

Во второй половине XIX века в губерниях России открываются низшие и средние сельскохозяйственные, технические, коммерческие училища. Были такие училища и школы и в Крыму, правда, здесь они были открыты в конце XIX века.

Приступая к непосредственному разговору об учебных заведениях г. Симферополя в конце XIX столетия, необходимо отметить, что наиболее известное среди них – Таврическая, или Симферопольская, мужская казенная гимназия, открытая 1 сентября 1812 года. Но уже через несколько дней гимназия была закрыта: на юге России свирепствовала чума, и случаи болезни обнаружились вскоре после открытия учреждения. Поэтому правильнее считать временем начала работы 12 декабря 1812 года. Тем не менее, 1 сентября 1887 года коллектив гимназии отметил семидесятилетие своей деятельности. Первоначально Симферопольская гимназия состояла из четырех классов, в 1836 году была преобразована в семиклассную с новым учебным планом. В 1865 году это уже классическая гимназия с одним древним (латинским) языком.

Вопрос о средней школе был поставлен вновь в повестку дня во время царствования Александра II. Не сбылись надежды Александра I на то, что гимназическое образование станет прямым путем в университет. Целью гимназии признается подготовка молодых людей к жизни, а не к слушанию лекций в университетах. В правление Николая I было предложено акцентировать обучение в гимназиях на древних языках (латынь, греческий). Дворянство находило гимназический курс слишком трудным. К 1851 году в России было только 12 гимназий с двумя древними языками, в остальных учили одному латинскому. Возник спор между сторонниками классического и реального образования. Предпочтение отдавалось реальным гимназиям с одним (латинским) языком. Таким образом, Симферопольская мужская гимназия – это реальная гимназия с одним языком. Наконец, по Уставу от 30 июня 1871 года гимназия получила устройство, с которым и вошла в 20 столетие. В 1888 году в гимназии обучалось 434 учащихся. А при открытии гимназии в 1812 году число составило всего 17 человек. В девятисотые годы в гимназии обучалось 285 учащихся. Удаленная от центров русской жизни, гимназия испытывала нужду в самом необходимом, ощущала нехватку учебных пособий. С течением времени средства гимназии увеличивались. При ней удалось организовать археологический музей, содержащий нумизматическую коллекцию в несколько тысяч монет, и другие предметы древности. В гимназии был создан особый отдел (краеведческий), он работал при фундаментальной библиотеке "Таврика". Отдел состоял из книг по истории, археологии, географии Крыма (создан в 1886 году). С организационной деятельностью гимназии связаны такие личности, как О.К. Мюльгаузен (первый попечитель гимназии), Х.Х. Стевен, помогавший гимназии материально. Весьма деятельно проявил себя руководивший гимназией в конце XIX столетия Г.Л. Марков. Во время его директорства при гимназии был открыт пансион, учрежден музей. В развитии гимназии активно участвовали городские власти. Начиная с 1876 года, Городская дума Симферополя ежегодно отпускала по 1200 рублей на обучение бедных учеников гимназии. Выбор учеников принадлежал педагогическому совету, решение утверждалось городской управой. С 1875 года от 10 до 13 учеников ежегодно содержало за свой счет "Общество взаимного кредита". Общество выбирало учеников по своему собственному усмотрению. В 1880 году городская дума ассигновала гимназии четыре тысячи рублей сроком на три года для открытия параллельного четвертого класса. В августе 1880 года было образовано "Общество вспомоществования недостаточным ученикам Симферопольской мужской гимназии". Число участников при открытии общества составило 162 человека. К 1887 году полный курс обучения в гимназии прошли 455 учащихся. Преподаватели гимназии бескорыстно помогали молодым учебным заведениям города, соглашались работать в них бесплатно, вели многообразную работу. Ими составлена история достопримечательностей города. Коллектив педагогов занимался историческими, этнографическими, географическими исследованиями Крыма. Приятно отметить, что старейшая гимназия города восстановила свой статус, и сегодня это вновь гимназия.

В Симферополе работали и частные гимназии. По улице Долгорукова, дом 2 (ныне улица Карла Либкнехта) размещалась частная мужская гимназия, учрежденная М.А. Волошенко. В доме 13 по Дворянской улице (ныне улица Горького) работала еще одна частная мужская гимназия. Обе названные гимназии проработали до 1920 года. Еще в начале семидесятых годов 19 века в Симферополе была открыта казенная женская гимназия. Она находилась на углу улицы Жуковского и Дворянской (улица Горького). В 1881 году в женской гимназии обучались 403 ученицы, в 1899 году – 330 учениц. Гимназии приравнивались к училищам I разряда. Начальницей гимназии (или училища) была А.И. Познанская. Учреждение женских училищ было большим шагом вперед, так как было положено начало бессословной средней женской школе. Училища I класса имели шестилетний курс обучения. Здесь преподавались Закон Божий, русская словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание, рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение, танцы. А.И. Познанская много трудилась при организации женского училища. Поскольку средств у училища недоставало, на помощь пришла мужская гимназия. В течение двух лет преподаватели Таврической мужской гимназии работали в женском училище. В нем было семь классов, а в 1879 году было разрешено открыть восьмой класс (дополнительный) с отделениями русского языка, математики, истории. Постепенно жизнь гимназии налаживалась: в 1889 году у гимназии был собственный преподавательский штат, улучшилось материальное положение. В 1880 году гимназия получила на свои нужды 1880 рублей от губернского земства, 2200 рублей от города, 1000 рублей от уездного земства. На ежегодно получаемые от города 2 200 рублей гимназия содержала одиннадцать стипендиаток. В 1898 году в Гимназическом переулке (улица Ушинского) работало женское училище II разряда. Оно имело трехгодичный курс обучения и считалось женской гимназией. Это было частное женское учебное заведение, основанное Г.И. Оливер. В учебный план училища II разряда входили Закон Божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание, рукоделие. В 1901 году училище преобразовали в женское училище I разряда, в 1904 году – в женскую гимназию. В 1872 году министр просвещения Российской империи Д.А. Толстой разработал проект Устава реальных училищ. Одной из преследуемых целей было отвлечение детей разночинцев от классической гимназии. Но главное заключалось в другом: дать стране людей с практической сметкой, с прагматической направленностью. Устав гласил, что реальные училища имели своей целью предоставить учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим нуждам, направленное на приобретение технических познаний. В жизни же реальные училища сделались, с позволения сказать, неполноценной и неполноправной средней школой как в смысле продолжительности образования (6 лет вместо 8 лет обучения в классической гимназии), так и в отношении характера образования. Пятый и шестой классы реального училища делились на основное и коммерческое отделение. При основном отделении мог быть утвержден седьмой (дополнительный) класс с тремя отделениями. Первое предназначалось для подготовки в высшие технические учебные заведения, второе – механико-техническое отделение, третье – химико-техническое.

В Таврической губернии реальные училища были открыты по Уставу реальных училищ от 15 мая 1872 года. К началу 20 столетия в губернии работало семь реальных училищ, два коммерческих училища. В 1885 году в Симферополе открылось частное четырехклассное реальное училище Стародубцева. Курс обучения в нем соответствовал четырем классам казенного реального училища. Училище получало от городских властей ежегодную субсидию в размере 1200 рублей. В нем обучалось шестьдесят учеников.

В 1892 году было открыто коммерческое училище в Симферополе. Училище размещалось в доме одиннадцать по улице Александра Невского (ныне улица Розы Люксембург). Как уже отмечалось, народное образование в Крыму стало развиваться в пореформенные десятилетия XIX века. В это время происходит становление женского образования, появляется ряд духовных учебных заведений. Наконец, потребность в грамотных людях привела к возникновению в Крыму низших учебных заведений. В 80-е – 90-е годы XIX века в городе работали несколько курсов бухгалтерии. При приюте А.Л. Фабра и при еврейском начальном училище работали ремесленные школы.

В Симферополе конца XIX века было организовано достаточно много частных школ. Среди них – школа Архангельской (32 ученика), караимская школа (30 учеников), школа Чубаряна (23 ученика). В частном женском училище Нергер обучались 27 учеников. В городе существовали две еврейские женские школы, основанные Мендиковой и Коган. В 1885 году в городе учреждена частная бесплатная школа А.А. Мешковцевой. Курс обучения в школе составлял пять лет. В школе обучалось 120 учащихся. Многонациональный состав населения города требовал создания новых заведений. Для детей татарских мурз при пансионате Симферопольской мужской гимназии было открыто отделение, татарский класс существовал при Симферопольском уездном училище. Впоследствии решено было учредить заведение, где бы татарские дети могли получить среднее образование и такую подготовку, которая позволила бы им стать учителями в низших татарских школах и обучать детей русскому языку. Такая школа была открыта в 1872 году, в ней работали четыре класса. К 1 января 1888 года в школе насчитывалось 89 учеников. Дети изучали основы мусульманского вероучения, русский язык, татарский язык, математику, историю, географию в объеме курса городских училищ. Все обучение направлялось на подготовку к работе в качестве учителей народных училищ.

Положение о городских училищах было издано в 1872 году. Тогда же Симферопольское уездное училище было преобразовано в трехклассное городское училище. В 1888 году городское училище было уже четырехклассным, в нем училось 139 учеников. Училище превратилось из трехклассного в четырехклассное после того, как Городская дума Симферополя начала ежегодно ассигновать по тысяче рублей на содержание четвертого класса. В 1881 году заработало одноклассное еврейское училище. В нем было три отделения и приготовительный класс. Преподавание в училище велось на русском языке. Закон еврейской веры и религиозные еврейские предметы были не обязательны. Училище находилось в ведении Дирекции народных училищ. На 1 января 1888 года в учреждении насчитывалось 66 учащихся. На излете XIX столетия в губернском Симферополе насчитывалось 33 учебных заведения разного ранга, в которых училось 2 364 ученика.

После первых успехов в развитии народного образования в конце XVIII – начале XIX века наступило затишье. Новые учебные заведения начинают создаваться в 60-70-е годы столетия. Постепенно они укрепляются финансово, их становится больше. В 80-е годы не открывается ни одного среднего учебного заведения. Новый учебный подъем наблюдается в 90-е и девятисотые годы. Таким образом, можно говорить о трех волнах: первая – шестидесятые-семидесятые; вторая – девяностые годы; третья – девятисотые годы.

Литература.

1. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении (народное образование). – Симферополь, 1894. – С.34-35.

2. Общий очерк состояния народных училищ в Таврической губернии за 1898-1899 гг. – Симферополь, 1900.

3. Маркевич. Краткий очерк развития учебных заведений в городе Симферополе // Ф. Лашков. Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. – Симферополь, 1890. – С.86-88.

4. Сборник статистических сведений по Таврической губернии, т.1. Грамотность и народное образование за 1884-1887 гг. //Памятная книжка Таврической губернии. – Симферополь, 1889. – С.40-52.

5. Гидалевич А.Л. Умственное развитие населения. Учебные заведения и число учащихся из книги А.Л. Гидалевича "Методико-топографическое описание Симферополя". – Симферополь, 1891. – С.84-102.

6. История городов и сел Украинской ССР в 26 томах. Крымская область. – Киев, 1974.

7. Агаджанов С.Г., Сахаров А.Н. Крым: прошлое и настоящее. – М.: Мысль, 1988.

8. Краснобаев Б.И. Очерк истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987. – С.76-87.

9. Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. "Россия". – С-Пб, 1898.; Лениздат, 1991.

10. Заичкин И.А., Почкаев О.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II. – М.: Мысль, 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  2. 10000 изданий по истории государственного управления и самоуправления в России

    Исторический очерк
    200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Историко-статистический обзор. / Администрация Тамбовской обл.; Тамбовский обл. ком. гос. статистики; Тамбовский гос.
  3. Кубани Ивана Ивановича Кияшко Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811-1911 годы исторический очерк

    Исторический очерк
    Вы держите в руках уникальную книгу. Впервые в одном томе собраны редкие материалы по истории Кубанского казачьего хора. Центральное место в книге занимает бесценный, безукоризненно достоверный источник – труд славного радетеля Кубани
  4. Публикации 2008 года Монографии

    Урок
    Алексеева И.С., Панина С.В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008.
  5. Педагогічна бібліографія (3)

    Документ
    У45 Українська педагогічна бібліографія. 2004 рік: Покажчик літератури / Уклад. Н. І. Тарасова, Г.І.Шаленко.– К. : НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2008. – Вип.

Другие похожие документы..