Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Законодавство України поки що повністю не приведено у відповідність з європейськими стандартами у галузі захисту персональних даних у зв’язку із прий...полностью>>
'Исследование'
Экономикс — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурс...полностью>>
'Закон'
Конституционно-правовые отношения: сущность, содержание, субъекты, объекты, основания возникновения, изменения и прекращение конституционно-правовых ...полностью>>
'Документ'
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направле...полностью>>

Панова Тамара Станиславовна. Содержание. Стр. Введение I. Организация самостоятельной работы на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

Смоленский педагогический колледж

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ

МЕТОДИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Смоленск, 2002.

В учебно-методическом пособии представлены разнообразные формы самостоятельной работы по изучению курса методики математического развития дошкольников, позволяющие проводить обучение на основе дифференцированного подхода, учета индивидуальных возможностей и творческих проявлений студентов.

Пособие адресовано преподавателям, студентам и воспитателям дошкольных учреждений.

Автор-составитель: Панова Т.С. – преподаватель методики математического развития детей дошкольного возраста.

Рецензент: Лыкова В.Я. – доктор педагогических наук, профессор СГПУ.

Материал публикуется в авторском варианте.

© Смоленский педагогический колледж.

© Панова Тамара Станиславовна.

СОДЕРЖАНИЕ.

Стр.

Введение……………………………………………………………4

I. Организация самостоятельной работы на уроках:

  1. Лабораторные работы……………………………………….5-9

  2. Практические уроки…………………………………………10-22

  3. Педагогические задачи………………………………………22-42

П. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

  1. Уровневые опережающие домашние задания……………..43-48

  2. Семинарские занятия………………………………………..49-54

  3. Методические рекомендации к написанию курсовых

работ………………………………………………………….55-67

Ш. Приложение……………………………………………………68-75

ВВЕДЕНИЕ.

Возрастающая конкуренция на рынке труда, требует от учебных заведений подготовки высококвалифицированных специалистов.

Самостоятельная работа студентов – один из важнейших аспектов подготовки будущих педагогов к осуществлению профессиональных функций воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.

Специалист сегодняшнего дня должен обладать умением самостоятельно приобретать знания для достижения хороших результатов в работе с детьми, для совершенствования имеющихся знаний, умений, навыков, а также для получения новых знаний.

Известно, что самостоятельно приобретенные знания более прочны, более надежны. Студент более свободно и рационально ими владеет.

Самостоятельность как черта личности развивается в процессе самостоятельной работы при домашней подготовке студентов к урокам, на уроках, во время педагогической практики. Студенты приобретают навыки самостоятельной работы с литературой, умение анализировать педагогический процесс, планировать работу с детьми, используют имеющиеся знания, умения, навыки, совершают активную деятельность, на которую рассчитывает педагог, и поднимаются на новый уровень познания.

Интерес представляют многоуровневые педагогические задачи. способствующие формированию у студентов педагогического мышления, умений анализировать педагогические факты и явления, педагогические ситуации, делать обоснованные обобщения, классификации, выводы, направлять творческую активность. Находить способы взаимодействия с ребенком в ходе обучения его математическим представлениям, аргументированно обосновывать и защищать свое мнение, умело применять приобретенные знания в практической деятельности.

Материал построен в соответствии с Программой по методике математического развития дошкольников и календарно-тематическим планом.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

Лабораторная работа №1.

Тема: «Формирование у детей четвертого года жизни понимания отношений равенства и неравенства при сравнении групп предметов».

Задачи: 1. Углубить знания особенностей формирования количественных представлений в младшем дошкольном возрасте.

2. Учить на основе анализа фактического материала формулировать педагогические выводы.

3. Формировать умения использовать наглядный материал в работе с детьми.

4. Дать знания о содержании работы по сравнению групп предметов.

Ход работы:

1. Беседа по пройденному материалу:

а) Что такое множество? Какие множества являются эквивалентными, какими способами это можно определить?

б) Какими способами сравнения двух групп предметов овладевают дети четвертого года жизни?

в) Какая программная задача во второй младшей группе направлена на формирование у детей понимания отношений равенства и неравенства? Как дети овладевают приемами сравнения?

2. Выполнение педагогических задач.

3. Инструктаж о выполнении последующей работы.

4. Чтение протокольных записей, просмотр фотографий, диапозитивов, на которых показаны действия детей в процессе знакомства с приемами сравнен ия двух групп предметов, приемами накладывания и подкладывания, воспроизведения на слух услышанного количества звуков.

5. Анализ сделанных записей, обобщение их:

а). Какие типичные ошибки совершают дети при сравнении групп предметов?

б). Как действуют руками при раскладывании предметов?

в). В какой последовательности должно вестись обучение приемам сравнения, каким приемом овладевают дети на первых занятиях, каким позже, почему?

г). В какой последовательности следует вести обучение воспроизведению на слух услышанного количества звуков?

6. Внесение поправок, дополнений после проверки.

7. Составление программного содержания дву-трех последовательно проводимых занятий по обучению детей сравнению двух предметов.

8. Отбор и зарисовка наглядного материала.

  1. В случае затруднения пользоваться сборником «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада» и книгами Метлиной Л.С. «Математика в детском саду», Ерофеевой Т.И. «Математика для дошкольников».

Домашнее задание 9. Составить план проведения занятия по предложенному преподавателем программному содержанию и наглядному материалу, тщательно продумав структуру занятия, формулировку заданий, вопросов, возможные затруднения детей.

Лабораторная работа №2.

Тема. «Комплексное решение задач из разных разделов «Программы воспитания и обучения в детском саду» на занятиях по математике в средней групп».

Задачи: 1. Расширить запас знаний, полученных при изложении материала.

2. Упражнять в применении полученных знаний.

3. Формировать умение составлять занятия с комплексным решением задач математического содержания.

Оборудование: рабочие тетради, сборники «Воспитание детей в средней группе детского сада» и книги Метлиной Л.С. «Математика в детском саду», Ерофеевой Т.И. «Математика для дошкольников».

Ход работы:

1. Инструктаж преподавателя о порядке работы.

2. Прочитать примеры занятий в книгах по указанию преподавателя. В процессе чтения обратить внимание на то, как сочетаются в одном занятии задачи обучения из разных разделов программы.

3. Составить свой вариант занятия, в котором будут решать задачи, предложенные в таблице:

1 вариант

2 вариант

а). Познакомить детей с образование числа 4; учить считать до четырех.

Б). Упражнять в различении знакомых геометрических фигур.

а). Учить детей считать и воспроизводить звуки в пределах пяти, называя итоговое число.

б). Упражнять в установлении соотношений между тремя предметами по ширине.

4. Сдать преподавателю выполненную работу и получить у него педагогическую задачу.

5. Сдать преподавателю письменно решенную задачу на проверку.

Домашнее задание. 4. Изготовить по указанию преподавателя дидактическую игру или пособие для работы с детьми пятого года жизни. Составить рекомендации к его применению.

Лабораторная работа №3.

Тема: «Планирование работы по математике во 2-ой младшей и средней группах».

Задачи: Учить систематически и последовательно строить работу с детьми, применять знания в новых условиях.

Оборудование: на столах студентов образцы планов, конспектов занятий для 2-й младшей и средней групп.

Ход работы:

1. Беседа о требованиях к составлению календарного плана.

2. Решение педагогических задач.

3. Составление системы занятий по решению следующих программных задач:

1 вариант

2 вариант

Учить детей сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой или подкладывая один предмет под другой.

Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга или разные по величине.

4. Сдать преподавателю выполненные задания.

5. Обсуждение планов занятий.

6. Анализ планов, лежащих на столах у студентов: соблюдена ли форма составления плана? Соответствуют ли методы, используемые на занятии, содержанию задач обучения и уровню знаний? Верно ли подобран наглядный материал для занятия? Соответствует ли программным задачам? Каково качество формулировки заданий, вопросов?

7. Выводы и рекомендации к составлению планов на практике.

Лабораторная работа №4.

Тема: «Содержание и методика работы по развитию у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и формах предметов, пространственных ориентировках».

Задачи: 1. Уточнить и расширить представления студентов о методике работы с детьми по указанным разделам.

2. Учить работать с дополнительной литературой.

3. Развивать интерес к методике.

Оборудование: журнал «Дошкольное воспитание» (1998, №8), настольно-печатные игры для разных возрастных групп, рабочие тетради, картон, ножницы, карандаши, линейки.

Ход работы:

1. Сообщение темы и цели работы.

2. Проследить по выполненной ранее схеме, как усложняются задачи развития представлений о геометрических фигурах и пространственных ориентировках в старшей группе.

3. Решение педагогической задачи.

4. После решения задачи получить у преподавателя дидактическую игру и в тетради, где выполнено домашнее задание, ответить на вопросы: для какой возрастной группы эта игра? Какова ее цель, правила?

5. Выполнить следующие задания: описать методику проведения игры с детьми; дать рекомендации к использованию ее в процессе обучения на занятиях.

Сдать тетрадь преподавателю.

6. Изготовление макетов игр-головоломок «Колумбово яйцо» и «Волшебный круг» из плотного картона. Рекомендации по изготовлению учащиеся могут получить в статье Михайловой З.А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» («Дошкольное воспитание», №8, 1998).

7. Придумать свои варианты аналогичных игр.

8. Составить план обучения детей этим играм.

Лабораторная работа №5.

Тема: «Обучение детей измерению».

Задачи: 1. Углубить знания о способах и особенностях измерения у старших дошкольников.

2. Формировать умение организовывать опытные работы с детьми.

3. На основе собственных действий учить предвидеть возможные затруднения детей, выявлять причины ошибок и предусматривать условия, помогающие их избежать.

4. Воспитывать интерес к работе с детьми.

Оборудование: различные предметы, отличающиеся величиной, коробки, полоски бумаги, веревочки, крупа, условные мерки для ее измерения, стеклянные банки разного размера, стаканы, счеты, счетные палочки, рабочие тетради.

Ход работы:

1. Беседа по пройденному материалу «Величина предметов, их измерение».

2. Проведение опыта. Преподаватель показывает коробку и палочку (условную мерку), предлагает одному студенту определить, сколько раз она уложится по длине, ширине и высоте. Другой студент проверяет правильность ответа.

3. Затем всем студентам предлагается измерить длину предмета, лежащего перед ними, при этом попытаться определить, какие затруднения могут возникнуть в детей при выполнении аналогичного задания. Сформулировать вместе со студентами правила измерения, записать их в тетрадь.

4. Составить примеры упражнений для обучения детей измерению условной меркой непрерывных величин.

5. Проведение опыта. Преподаватель показывает три банки разной величины, в которых насыпана крупа. Определить, поровну ли крупы в банках, подумать, как проверить правильность ответов. Вызывается несколько студентов, один отвечает, другие проверяют правильность отчетов, а также совместно с группой определяют порядок действий воспитателей и детей при проведении подобного опыта в детском саду.

6. Измерить количество крупы в своих стаканах с помощью столовой ложки. Определить возможные затруднения и ошибки детей, самостоятельно записать правила измерения объема жидких и сыпучих тел. Уточнить их у преподавателя.

7. Измерить этот же объем крупы чайной ложкой, продумать содержание и методику проведения аналогичных упражнений в детском саду. Сформулировать вывод о зависимости результатов измерения от величины условной мерки.

8. Составить арифметические задачи на сложение и вычитание с использованием измерения, которые можно решать со старшими дошкольниками.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ:

Практический урок №1.

Тема: «Анализ программных задач обучения по развитию элементарных математических представлений в разных возрастных группах».

Задачи:

  1. Познакомить студентов с содержанием обучения математике в детском саду.

  2. Формировать у студентов навыки анализа задач обучения, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, линейка, закладки, ручка и по экземпляру на каждый учебный стол «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Ход занятия.

1. Сообщение цели работы, установка на выполнение.

2. Работа с таблицей.

Таблица чертится постепенно, по мере заполнения каждого раздела программы по всем возрастным группам.

Группа

Задачи обучения

Вновь даются

Закрепляются

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

3. Найти в программе каждой возрастной группы раздел «Развитие элементарных математических представлений» и вложить туда закладки.

4. Прочитать в программе второй младшей группы задачи развития представлений о количестве и записать их в таблицу.

5. Выполнив это задание, найти соответствующий раздел в средней группе, сравнить, есть ли изменения в названии раздела, выделить цветным карандашом при записи в тетрадь эти изменения, объяснить, чем они вызваны.

6. Найти программные задачи, которые имели место в предыдущей группе, выписать их в колонку «закрепляются», цветным карандашом подчеркивая усложнение в содержании задачи, проверить у преподавателя правильность выполнения, при необходимости внести коррективы, в колонке «вновь даются» выписать новые задачи обучения.

7. Проверив у преподавателя правильность выполнения, проделать такой же сравнительный анализ программных задач обучения в средней и старшей группах.

8. После выполнения задания сделать вывод о том, как изменяются содержание и объем знаний от группы к группе.

9. Подвести черту, написать название «величина», проделать аналогичную работу по сравнению задач обучения в разных группах. Проверить качество выполнения у преподавателя.

Задание на дом: Провести сравнительный анализ задач обучения по разделам: «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Практический урок №2.

Тема: «Виды наглядного материала и требования к нему».

Задачи:

I. Познакомить студентов с разными видами материала для занятий по математике в ДОУ и требованиями к нему.

2. Формировать v студентов навыки использования дидактических пособий.

3. Развивать эстетический вкус.

Оборудование: демонстрационные пособия, игрушки, плоскостные изображения, раздаточный материал, рабочие тетради, карандаши, фломастеры.

Ход занятия.

Беседа по изученному материалу:

а) Какое правило является «золотым правилом дидактики»? Кто впервые сформулировал это правило?

б) Назовите причины обязательного использования наглядности в обучении дошкольников.

в) Какую роль играет применение наглядности в математическом развитии детей?

г) Работа с наглядным материалом, используемом на занятиях по математике.

2. Показ преподавателем следующих пособий: счетная лесенка с игрушками, фланелеграф с комплектом различных изображений предметов, наборное полотно. Зарисовать пособия в тетрадях и определить, в какой возрастной группе можно использовать данное пособие; какие требования предъявляются к размерам пособий для демонстрации, их оформлению и размещению.

3. Работа с материалом, лежащим на столе: зарисовать пособия в тетрадь и определить, в какой возрастной группе может применяться данное пособие, какие требования предъявляются к индивидуальному (раздаточному) материалу.

4. Демонстрация преподавателем диапозитивов, фотографии различных пособий. Определить название пособия, его вид, цель его использования.

5. Запись в тетрадь: характеристика наглядного дидактического материала для занятий по математике; определение условий использования наглядного материала на разных этапах усвоения знаний, в разных возрастных группах; требования к оформлению наглядного материала.

Домашнее задание 3. Познакомиться с видами наглядного материала в детском саду, дать оценку его содержанию, оформлению, условиям хранения.

Практический урок №3.

Тема: «Организация и методы работы с детьми раннего возраста».

Задачи: I. Формировать у студентов умение организовывать работу с детьми на занятиях.

2.Учить анализировать и оценивать деятельность своих товарищей.

3. Закрепить знания по теме.

Оборудование: дидактические игрушки, строительный материал, разные пособия для раннего возраста, рабочие тетради, карточки-задания.

Ход занятия.

1. Инструктаж преподавателя о цели и порядке работы.

2. Решение педагогических заданий по индивидуальным карточкам-заданиям.

3. Подготовка сделанных дома конспектов, наглядного материала для проведения занятия

4. Демонстрация двумя студентами поочередно методики проведения занятий с детьми третьего года жизни.

5. Обсуждение занятий: формулировка цели занятия, оценка наглядного материала, методики его использования и действий «воспитателя», приемов работы, его речи, рекомендации к последующему проведению аналогичных занятий.

6. Выставление итоговых оценок студентам за проведение занятия, подготовку к нему и за качество анализа просмотренных занятий.

Практический урок № 4.

Тема: «Комплексное решение задач по математике на занятиях во 2-ой младшей группе».

Задачи:

1. Учить студентов применять знания в новой педагогической ситуации.

2. Учить анализировать фактический материал и формулировать выводы.

Оборудование: рабочие тетради, дидактические пособия.

Ход занятия.

1. Проверка преподавателем выполнения задания, инструктаж о содержании занятия.

2. Студентам обменяться составленными дома планами занятий и дать им письменную оценку:

а) Соответствует ли содержание занятия намеченному программному содержанию?

б) Удачно ли выбраны приемы обучения?

в) Правильно ли подобран наглядный материал?

3. Прослушать магнитофонную запись занятия и проанализировать его:

а) Соответствуют ли задачи обучения возрасту, уровню знаний детей? Правильно ли дана дозировка программных задач? Сочетаются ли новые и ранее изученные задачи? Из каких разделов программы взяты они? Доказать, что на занятии было комплексное решение задач.

б) Оценить использованный на занятии наглядный материал: виды наглядных пособий, их количество на данном занятии. Соответствуют ли возрасту?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года

    Конкурс
    Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ СОШ п. Ярославский Хорольского района Приморского края Бережной Ольги Викторовны 15
  2. Приложение №1 к протоколу публичных слушаний №3 от 26. 08. 09г по проекту Правил землепользования и застройки в городе Москве

    Документ
    Предложения и замечания участников публичных слушаний, поступившие в период работы экспозиций по материалам проекта Правил землепользования и застройки в городе Москве

Другие похожие документы..