Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
На современном этапе перехода к рыночным отношениям в нашей стране стимулирование сбыта продукции начинает играть важную роль для успешной деятельнос...полностью>>
'Регламент'
ÃÎËÎÂÀ. Äîáðîãî ðàíêó, øàíîâí³ íàðîäí³ äåïóòàòè, çàïðîøåí³ òà ãîñò³ Âåðõîâíî¿ Ðàäè! Ïðîøó íàðîäíèõ äåïóòàò³â ï³äãîòóâàòèñÿ äî ðåºñòðàö³¿. Óâ³ìêí³òü ñè...полностью>>
'Документ'
СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ. Термин, введенный представителями бихевиоризма и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведе...полностью>>
'Программа дисциплины'
Понятие метафоры. Развитие теории метафоры. Метафора в языке. Метафора: семантика и синтаксис. Метафора и другие тропы. Метафора и лексические классы...полностью>>

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Умка» муниципального образования город Ноябрьск Рассмотрено

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Умка» муниципального образования город Ноябрьск

Согласовано:

Утверждаю:

Начальник

Департамента образования

Заведующая

МДОУ «Умка»

Приказ№________________

приказ №________

От «_____»______________2010 г.

от «___»_________2010 г.

______________Н.Н.Гудкова

_________Т.А. Фундаренко

Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Умка» муниципального образования город Ноябрьск

Рассмотрено

на Управляющем совете МДОУ

протокол от «___»_____2010г. № ___

на Педагогическом совете МДОУ

от «___»_____2010г. протокол № ____


г.Ноябрьск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная ……………………………………………………………………………3

ЧАСТЬ I (Обязательная)

1.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении………19

………………………………………………………………………………………….

1.2. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению

основной общеобразовательной программы дошкольного образования

(учебный план)………………………………………………………………………28

1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных

Областей

1.3.1. Физическая культура………………………………………………………….69

1.3.2. Здоровье………………………………………………………………………..76

1.3.3. Безопасность…………………………………………………………………..81

1.3.4. Социализация………………………………………………………………….87

1.3.5. Труд……………………………………………………………………………98

1.3.6. Познание………………………………………………………………………105

1.3.7. Коммуникация………………………………………………………………..113

1.3.8. Чтение художественной литературы……………………………………….123

1.3.9. Художественное творчество………………………………………………... 126

1.3.10. Музыка………………………………………………………………………..140

1.4. Содержание коррекционной работы ……………………………………………….149

1.5. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной

программы……………………………………………………………………………151

1.6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов

освоения программы………………………………………………………………...194

ЧАСТЬ II (вариативная)

2.1. Региональный компонент ДОУ…………………………………………………….204

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего

возраста………………………………………………………………………………212

2.3. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего

дошкольного возраста………………………………………………………………214

2.4. Особенности организации образовательного процесса в группе

кратковременного пребывания в ДОУ (адаптационная группа)………………...215

2.5. Условия реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования………………………………………………………….216

2.5.1. Управление реализацией программы………………………………………………218

2.5.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды………………………...219

2.5.3. Инновационная деятельность……………………………………………………....223

2.5.4. Формы сотрудничества с семьей…………………………………………………...229

2.5.5. Преемственность в работе ДОУ и школы ………………………………………...234

2.5.6. Взаимодействие с социальными партнёрами……………………………………...235

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Умка» муниципального образования город Ноябрьск (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы МДОУ «Умка» является;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года ).

-Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», разработанная в соответствии с ФГТ.

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).

- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Умка» муниципального образования город Ноябрьск (утвержден Постановлением Главы муниципального образования г.Ноябрьск № 1336 от 08.07.2010 г. ).

Программа построена на теоретико - методологических подходах к проблеме развития психики ребенка:

  • Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

  • Генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

  • Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже).

  • Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский).

  • Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).

  • Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,А.В.Запорожец, В.В.Давыдов).

Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Программа:

- направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;   

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;    

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;

- предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

- обеспечивает преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Важнейшим условием эффективности Программы является определение ее ценностных ориентиров.

Цель Программы:

Создать модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированную на сохранение и укрепление физического, психического здоровья интеллектуальное, творческое развитие и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации программы «Здоровый дошкольник» и проекта «Наш дом Россия».

Задачи Программы:

1. Укрепить и сохранить физическое и психическое здоровье детей посредством использования здоровьезберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе и совершенствования системы взаимодействия педагогов, медицинских работников и родителей.

2. Создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей и воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения детей к системе общечеловеческих ценностей, формирование любознательности, познавательного интереса и создание системы взаимодействия родителей и педагогов.

3. Повысить уровень достижений воспитанников посредством расширения спектра дополнительных образовательных услуг в том числе платных, ориентированных на возраст и уровень интеллектуального, творческого и физического развития дошкольников

Ведущая идея программы – развитие личности ребенка в единстве образования,

воспитания и здоровьесбережения.

Показателями Программы являются:

-построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

-разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

-гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;

-развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

-организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

-право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей:

I. Часть Обязательной части.

II. Часть Вариативной части.

I. Часть Обязательная часть программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

II. Часть Вариативная часть программы отражает:

-вид МДОУ «Умка», наличие приоритетного направления деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;

-специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 20% общего объема Программы.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей включающую непосредственно образовательную деятельность и образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

Содержание Программы сформировано с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямало – Ненецкого автономного округа.

Комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельности, обеспечивает соединение образовательных областей в единое целое. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен календарь праздников, который обеспечивает:

-«проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

-социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

-поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

-технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

-разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

-возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

-выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).

Содержание образовательного процесса построено на основе реализации комплексной образовательной программы нового поколения:

-«Детство», разработанной авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной

педагогики РГПУ им. Герцена Санкт-Петербург.

-парциальных программ и программ дополнительного образования.

Приоритетное направление деятельности ДОУ: Нравственно- патриотическое воспитание.

Сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения отечественной

культуры.

Для более полного удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей воспитанников МДОУ действуют факультатив, секция и кружки:

-«Истоки»

-«Быть здоровыми хотим»

-«Виктория»

-«Сударушка»

-«Юный художник»

-«Золотой ключик»

-«Мы интеллектуалы»

-«Мой первый английский».

Целью дополнительного образования является гармоничное развитие способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, формирование творчески активной личности. Эта цель реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования, введение в процесс дополнительного образования программ, имеющих познавательную, физическую, социально-личностную, художественно-эстетическую направленность.

Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом

взаимодополняющих факторов:

-наличие высоквалифицированного кадрового потенциала в ДОУ;

-материально-техническое оснащение ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;

-создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов ДОУ, микрорайона.

МДОУ имеет достаточный кадровый потенциал, обеспечивающий режим стабильного развития. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают 25 педагогов, из них воспитателей - 20, музыкальных руководителя - 2, учитель – логопед - 1, педагог-психолог - 1, инструктор по физической культуре – 1. Из них 15 педагогов (60%) - имеют высшее образование, 9 педагогов (36%) – среднее специальное, 1 педагог (4%)-начальное профессиональное. Квалификационную категорию имеют 16 педагогов (64 %), из них 8 (32%) - первую квалификационную категорию, 8 (32%) – вторую квалификационную категорию. Коллектив МДОУ стабильный, работоспособный, творческий. В дошкольном образовательном учреждении работают опытные педагоги, профессионалы, мастера своего дела. 5 педагогов (20%) имеют стаж работы более 10 лет, 1 педагог (4%) более 15 лет, 8 педагогов (32%) имеют стаж работы более 20 лет.

Для реализации целей Программы ДОУ создана:

-оптимальные материально-технические условия: оборудованы: медицинский, процедурный кабинеты, изолятор, физиотерапевтический кабинет, спортивный зал, музыкальный зал. Выделены специальные помещения для коррекционной работы с детьми: кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет;

-условия для безопасного пребывания участников воспитательно-образовательного процесса: детский сад оборудован охранной и пожарной сигнализацией, дистанционными кнопками тревожной сигнализации;

-во всех возрастных группах организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, опытнической, двигательной. Все центры оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами;

-создана образовательно-развивающая среда, которая способствуют развитию дополнительного образования воспитанников, являющегося важнейшей составляющей духовного и интеллектуального и творческого развития личности ребенка. Оформлен центр краеведения «Наш дом Россия», театральная зона, мини галереи «Окно в природу», «Кто может краской и холстом рассказать нам обо всем».

Контингент родителей (законных представителей) представлен следующим образом:

-Социальный статус: рабочие – 211 (52,5%), служащие -144 (36%), неработающие – 15 (3,7%), предприниматели – 9 (2,2%), домохозяйки – 21 (5,2%), пенсионеры-2 (0,4%).

-Образовательный статус: высшее – 93 (23%), неполное высшее – 21 (5%), среднее – специальное – 172 (43,%), среднее – 116 (29%), незаконченное среднее.

-Материальное состояние: высокое – 1 (0,4%), среднее – 200 (97,6%), ниже прожиточного минимума – 9 (4%).

-Жилищные условия: капитальное – 170 (81%), деревянное – 8(3,5 %), с подселением -8 (3,5%), общежитие – 17 (9%), частное – 7 (3,%).

В МДОУ «Умка» воспитываются 220 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Функционирует 10 общеразвивающих групп, из них:

-1 младшая (с 2 до 3 лет) – 2 группы;

-2 младшая (с 2 до 3 лет) – 2 группы;

-средняя (с 4 до 5 лет) – 2 группы;

-старшая (с 5 до 6 лет) – 2 группы;

-подготовительная (с 6 до 7 лет) – 2 группы.

1 группа - кратковременного пребывания адаптационная группа (с 2 до 3 лет).

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конкурсантам международного открытого конкурса

    Конкурс
    Оргкомитет международного открытого конкурса «Инновационные педагогические технологии - 2012» доводит до вашего сведения итоги названного мероприятия.
  2. Реестр лицензий

    Документ
    Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Ханты-Мансийский колледж сервиса и технологий"

Другие похожие документы..