Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Маркетинговая коммуникация - элемент комплекса маркетинга, целью которого является обеспечение взаимосвязи с покупателями, посредниками и другими уча...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Відповідно до наказу Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України від 15.08.2011 № 976 "Про проведення Всеукраїнських учнівських олімпі...полностью>>
'Документ'
приглашаются ученые и специалисты предприятий и организаций аэрокосмической отрасли, преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты высших уч...полностью>>
'Рассказ'
парагр.92 уч. упр.486(письм), упр.493 (рассказ устно, почему улица так названа и что совершил человек, чье имя увековечено. ) Упр.497 устно (примеры п...полностью>>

Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования РФ

Рыбинская государственная авиационная технологическая академия

Кафедра Экономики

Курс лекций

Преподаватель Саксонова Е.Л.

Рыбинск

2000

Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья

  1. Предмет истории экономических учений. Школы и направления

Каждый из крупных вопросов экономической науки имеет свою историю и ее знание дает критерии для оценки многих положений спорного характера Современная экономическая наука специализировалась, и даже самые крупные экономисты не в состоянии создать теорию, которая охватывала бы все экономические процессы. Это возможно только на уровне учебника или истории, но учебники обычно дают упрощенную и часто примитивную картину состояния экономической науки. История экономических учений показывает как развивалась наука, как формировались те или иные подходы к решению тех или иных проблем, в каком историческом контексте решались эти проблемы, поэтому можно сказать, что предметом истории экономических учений является экономическая мысль в развитии.

Экономическая наука в своем развитии прошла два основных этапа:

  1. Самостоятельной науки не было и экономические исследования осуществлялись в рамках общефилософских исследований. Сюда относятся экономическая мысль Древнего Востока, античная экономическая мысль, экономическая мысль рабского мира.

  2. Экономическая наука становится самостоятельной наукой, появляются теоретические школы и направления (первая школа экономической науки – это школа меркантилистов (XV-XVII в.в.)).

Интерес к экономическим проблемам всегда возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает:

  • защиту или отрицание настоящего

  • анализ и объяснение действительности

  • проектирование будущего.

Критерии выделения в экономической науке различных школ и направлений:

  • классовые критерии

  • единство взглядов экономистов на решение тех или иных проблем

  • в современных условиях, особенно в США, экономистов объединяют в школы по географическому принципу

  • глубина экономических исследований

  1. Экономические взгляды Аристотеля.

Мы начинаем изучать экономическую мысль с Древней Греции потому, что само слово «экономика» возникло в Древней Греции и его ввел в обращение Ксенофонт. Первым, кто подверг экономические явления анализу и попытался выявить закономерности развития хозяйства был Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), многие считают его первым экономистом в истории науки.

На взглядах Аристотеля основана вся средневековая, в том числе и экономическая наука (так называемые догмы Аристотеля). Он первым поставил проблемы, которые на протяжении многих столетий была наиболее важной для экономистов и является предметом дискуссий и сейчас. От чего зависят пропорции обмена товаром? Что делает товары сравнимыми? Именно ответы на эти вопросы разделили экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонники трудовой теории стоимости, которые считают, что в основе цены товара лежит труд, затраченный на его производство и сторонники различных вариантов о том, что стоимость – это категория субъективная и зависит от того, как люди оценивают полезность данного товара. У самого Аристотеля имеется несколько точек зрения на решение данной проблемы:

  1. Зачатки трудовой теории стоимости

  2. Разработка идеи полезности.

  3. Он считал, что сравнимыми товары делают деньги, которые обладают общей полезностью.

Вклад Аристотеля в экономическую науку заключается в том, что хотя он и не решил данную проблему, но сумел ее грамотно поставить. В работах Аристотеля содержится анализ капитала, который в Древней Греции существовал в торговой и денежной форме, для его проведения Аристотель разделяет всю хозяйственную деятельность на две части: хозяйственную деятельность, которая необходима для создания нормальных условий для жизни, Аристотель считал естественной и называл экономикой, а хозяйственную деятельность, которая направлена на получение прибыли, накопление богатства Аристотель считал противоестественной и называл хрематистикой. Особенно негативно он относился к денежному капиталу. Аристотель разрабатывал также идею справедливой цены.

Для экономической мысли Древней Греции характерно совместное рассмотрение экономических и этических проблем.

  1. Экономическая мысль Древнего Рима.

В Древнем Риме при рассмотрении разных экономических проблем на первый план выходят практические вопросы, связанные с организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Марк Катон (234-149 г.г. до н.э.) разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (учитывал климат, наличие дорог, близость к городу) и давал подробные рекомендации по определению структуры земель с точки зрения их доходности. Катон пытался установить оптимальные пропорции между элементами производства, давал рекомендации по организации рабского труда и особую роль отводил хозяину поместья как организатору этого хозяйства.

Ю. Колумелла (I в. до н.э.) первым в истории поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Основной принцип – это интенсификация рабского труда. В его работах имеются элементы «теории человеческих отношений», которая получила большое развитие во второй половине XX века.

Те проблемы, которые рассматривали экономисты Древнего Рима, приобрели свою актуальность в конце XIX века. Это, например, проблема рационального использования ресурсов, нахождение оптимальных пропорций между ними.

  1. Экономические учения Фомы Аквинского.

Для экономической мысли средневековья характерно возвращение к философским, этическим аспектам экономики. Экономическая мысль средневековья опиралась на положения, которые получили название догмы Аристотеля, и на положения христианства. Это влияние особенно заметно в работах Фомы Аквинского (1225-1274 г.г.).

Он, вслед за Аристотелем, развивает мысль о естественности натурального хозяйства, и, в связи с этим, делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото, серебро). Искусственное богатство не делает человека счастливым, поэтому оно не может быть целью человека. Цель человека – это нравственное совершенствование. В соответствии с традициями католической церкви Ф. Аквинский осуждал денежный капитал. Он писал, что процент, который получает кредитор – это плата за время, а время – это дар Бога всему человечеству, поэтому кредитор обманывает и ближнего, и Бога. Он считал, что торговля – это занятие законное, естественное, так как Бог по-разному распределил природные условия, поэтому прибыль от торговли не вносит ничего порочного в экономическую жизнь.

Особенно интересно у Фомы Аквинского понятие о справедливости и о частной собственности. Если в раннем христианстве проповедовалась идея отказа от собственности, то Аквинский считает, что частная собственность необходима, так как она заставляет человека трудится. Частная собственность – это как бы средство борьбы с человеческой слабостью. Фома Аквинский разрабатывал идею «справедливой цены» - цена товара должна быть «справедливой». Она должна дать каждому участнику обмена то, что он потратил на товар, обеспечить эквивалентность обмена, но людям знатным и богатым она должна дать больше, так как общественные сословия установлены Богом, он определил место каждого в общественной жизни, и каждый должен получить столько, чтобы поддерживать соответствующий уровень жизни.

Первые экономические школы

  1. Основные направления экономической мысли в период зарождения рыночной экономики

В экономической мысли Западной Европы в XVI-XVII в.в. (позднее средневековье) произошли серьезные изменения, связанные с изменениями в экономике. В этот период происходили великие географические открытия, начала развиваться торговля, появились мануфактуры. Происходило бурное развитие торгового капитала. Шел процесс формирования рыночного капиталистического хозяйства, формировался рабочий класс и класс буржуазии, но основой хозяйства по-прежнему оставались сельскохозяйственное производство и феодальные отношения.

Экономическая мысль этого периода очень противоречива. С одной стороны, она актуализирует старые феодальные проблемы, проблемы натурального хозяйства, с другой – проблемы накопления капитала приводят к обезземеливанию крестьянства, начинаются социальные конфликты и поиски новых путей развития, появляются различные утопические учения.

В этот период существовало три течения в экономической мысли:

  • Формирование экономических доктрин протестантских религий.

  • Социальные утопии Томаса Мора, Т. Кампанеллы и др.

  • Меркантилизм.

  1. Меркантилизм

Меркантилизм существовал как экономическая теория, и явился первой школой в истории экономической науки. Также это и экономическая политика государств. Сам термин меркантилизм происходит от англ. купец, то есть это течение в экономической мысли, выражающее интересы торговой буржуазии. Этот термин ввел в оборот во второй половине XVIII века Адам Смит.

Наибольшее распространение меркантилизм получил в Англии, Испании, Италии, Франции. Как течение в экономической науке меркантилизм занимал господствующие позиции до середины XVIII в. Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм – это так называемая система денежного баланса или монетарная система. Сущность любого богатства – это золото, серебро, сокровища. Основная цель любой страны – государственное могущество, которое может быть достигнуто за счет накопления богатства, поэтому цель государства – обеспечить приток в страну золота и серебра (за счет внешней торговли, разорения соседних государств и др.). Поздний (развитый) меркантилизм – это так называемая система торгового баланса или мануфактурная система. Ведущие принципы:

  1. Золото, серебро и др. ценности – это сущность богатства страны

  2. Государство должно регулировать внешнюю торговлю с целью обеспечения притока в страну золота и серебра, оно должно:

  • Проводить протекционистскую таможенную политику, то есть поддерживать импорт дешевого сырья и экспорт готовой продукции путем низких таможенных тарифов

  • Ограничить импорт промышленных товаров путем установления высоких ввозных (импортных) пошлин

  1. Труд в отраслях, работающих на экспорт (торговля, мануфактуры и т. д.) является производительным, так как способствует притоку богатства в страну, поэтому его надо поощрять

  2. Государство должно поддерживать рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы

Меркантилисты анализировали экономические процессы с позиции торговой буржуазии. Они сформировали принципы организации золото-денежных потоков, разработали систему протекционистской денежной политики. Были первыми экономистами, которые выступали за государственное регулирование экономики. В этом смысле они были предшественниками Кейнса. Наиболее известные меркантилисты: английский экономист Уильям Стаффорд (XVI - нач. XVII в.в. – ранний меркантилист) - он первым высказал идею о необходимости государственного регулирования экономики; английский экономист Томас Мэн – автор теории торгового баланса, теории золото-денежных потоков.

Мэн писал, что богатство – это совокупность материальных благ. Все эти блага делятся на природные ресурсы и продукты труда, но истинное богатство – деньги. Приток денег в страну можно обеспечить за счет активного торгового баланса (экспорт больше импорта). Для этого надо производить больше экспортных товаров. Он сформулировал принципы таможенной политики, высказал идею о том, что деньги надо не просто накапливать, а они должны постоянно двигаться.

Страны распространения меркантилизма: Италия и Испания. В этих странах экономисты проявляли большой интерес к кредитно-денежным проблемам. Итальянец Гвидо Скоруффи (XVI в.) написал работу «Рассуждения о монете». Он предлагал созвать съезд, установить единую общеевропейскую монету, создать единую денежную систему.

Французский экономист А. де Монкретьен (1575-1622 г.г.) написал книгу под названием «Трактат политической экономии» (1615 г.), в ней он обосновал необходимость создания мануфактур, развития внешней торговли и необходимость государственного вмешательства в экономику. Ввел в оборот название «политическая экономия» – наука о государственном хозяйстве.

  1. Экономическая теория физиократов. Франсуа Кенэ

Много нового в экономическую мысль внесли физиократы. Как и меркантилизм, эта школа возникла в рамках перехода от феодализма к капитализму, но на более зрелой стадии экономического развития. В этот период внешняя торговля уже не является главным источником богатства и все большую роль играет производство. В Англии к этому времени начался промышленный переворот, во Франции же основной отраслью продолжало оставаться сельское хозяйство и постепенно развивалось мануфактурное производство. Школа возникла в 1757 году, когда Ф. Кенэ изложил свою теорию Мирабо.

Кружок физиократов просуществовал 20 лет, но за это время сложилась настоящая школа. Признанным ее главой был Кенэ. Остальные в значительной степени популяризировали его идеи. Эта школа оставила значительное количество литературы и приобрела очень широкое влияние, в том числе в России. Школа устраивала регулярные собрания («экономические вторники»), издавала журналы, газету. Сами себя они называли экономистами. Ими был написан целый ряд статей в энциклопедию. Кенэ написал 10 работ.

Суть идей физиократов

Кенэ и другие физиократы были противниками материализма и приверженцами абсолютной монархии, в основу и теории и практики было положено учение о «естественном порядке», под которым понимается право собственности, установленное Богом, который определяет место людей в общественной жизни.

Они разработали учение об эквивалентности обмена и деньгах. Это основа их работ. Кенэ писал, что в основе рыночных цен лежит редкость или изобилие товаров, конкуренция продавцов и покупателей. В сфере обмена ничего не продается. Сама стоимость, ценность товара создается в производстве. Деньги сами по себе ценности не имеют, они только помогают осуществлять обмен. Источник богатства – материальное производство. Под материальным производством Кенэ понимал земледелие.

Учение о чистом продукте, о труде, производительном и бесплодном - заслуга физиократов. Дополнительно полученный продукт в сельском хозяйстве – это чистый продукт. Чистый продукт = стоимость продукта за вычетом затрат. Затраты – это заработная плата. Сельское хозяйство – это единственная отрасль, труд в которой производителен. Он создает чистый доход. В промышленности, в других отраслях труд бесплодный и чистый продукт не создается.

Физиократы дали анализ капитала по вещественным составным частям, делили капитал по принципу оборота. Они различали авансы первоначальные (срок оборота – 10 лет) и авансы ежегодные (срок оборота - 1 год). Фактически речь здесь идет об основном и оборотном капиталах.

Было разработано учение о классах. Впервые общество было разделено на классы на экономической основе. Выделили три класса:

  • производительный – те, кто физически работает в сельском хозяйстве и создает чистый продукт

  • собственники – те, кто получает доход от земли, присваивает часть чистого продукта в виде ренты

  • бесплодный, непроизводительный – все те, кто занят в других отраслях, или в сфере обслуживания

На этом делении общества базируется знаменитая «экономическая таблица» Кенэ. Цель этой таблицы – наглядно показать, каким образом совокупный годовой продукт страны (Франции) распределяется посредством обращения между тремя классами, и как создаются условия для дальнейшего продолжения производства. Это была первая попытка в экономической науке разработать теорию воспроизводства. Кенэ фактически анализировал простое воспроизводство.

Годовой общественный продукт Кенэ оценил в 5 млрд. ливров (4 млрд. – продовольствие, 1 млрд. – сырье). Стоимость годового продукта в то же время слагалась из первоначальных авансов (амортизация основного капитала) – 1 млрд., из готовых авансов (оборотного капитала) – 2 млрд. и вновь созданного чистого продукта – 2 млрд. Кроме того, реализации подлежали промышленные товары на сумму 2 млрд. Итого: весь продукт – 7 млрд.

Реализация продукта:

  1. Землевладельцы покупают на 2 млрд. (чистый продукт прошлого года), 1 млрд. – продовольствие у фермеров, 1 млрд. – изделия промышленности

  2. Промышленники покупают у фермеров продовольствия на 1 млрд

  3. Фермеры на этот 1 млрд. покупают промышленные изделия

  4. Промышленники на этот 1 млрд. покупают сырье у фермеров

В результате в конце года весь созданный продукт реализован и у всех есть условия для воспроизводства. Дальнейшее развитие взгляды физиократов получили у А.-Р.-Ж. Тюрго, который попытался воплотить идеи в жизнь. Отставка Тюрго считается концом существования школы физиократов.

Классическая английская политическая экономия

1. Истоки классической английской политической экономии. Экономические взгляды У. Петти

Одновременно с меркантилизмом возникло еще одно течение в экономической мысли, которое получило название классической английской политической экономии. Родоначальник – У. Петти (1623-1687 г.г.). В своих работах, посвященных экономической политике, он случайно высказал те идеи, которые затем вошли как составная часть в классическую политическую экономию. Основная работа Петти – «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.). Петти перенес исследование с процесса обращения на процесс непосредственного производства.

Петти был первым, кто начал рассматривать материальное производство в целом. Он сформировал и основополагающий в классической политической экономии тезис о том, что богатство создается только трудом («Труд – отец богатства, а земля – его мать»), следовательно, положение о том, что богатство страны зависит от численности населения неверно.

Петти первым высказал критическое отношение к непроизводственным классам, к которым он причислял и купцов. Он впервые сформировал понятие производительности труда, к которому он относил любой труд, занятый в сфере материального производства.

Еще до физиократов Петти анализирует прибавочный продукт, который представляет часть продукта после вычета издержек. Петти разработал «теорию процента». Он первым из экономистов порывает со средневековыми представлениями о грабительской сущности процента. У Петти процент - это компенсация за неудобства, которые кредитор создает для себя. Все экономические идеи Петти имеют форму догадок и не представляли законченной теории. Они разбросаны по множеству статей, трактатов. Петти вошел в историю экономической науки как изобретатель статистики, которую он назвал «политической арифметикой». Он описал методы расчета ряда показателей, разработал выборочный метод, рассчитал национальный доход и национальное богатство Англии. На основе расчетов и методик Петти выросла современная система национального счетоводства (счетов), сложившаяся в 30-40 гг. ХХ века.

  1. Становление политической экономии как науки. Адам Смит.

Термин «политическая экономия» введен в обращение в 1615 г. А. Де Монкретьеном. Он возник до того, как политическая экономия стала наукой. В работах меркантилистов и физиократов еще не было выявлено глубоких причин, связей и т. д., они носили описательный характер.

Благодаря А. Смиту (1728-1790 г.г.) политическая экономия становится самостоятельной наукой. Ею начинают заниматься профессионалы, она становится академической дисциплиной и обязательной частью образования.

В жизни Смита очень важным был период с 1764 года, когда он преподавал в университете в Глазго. Там он читал курс естественного права, который включал в себя юриспруденцию, экономику, социологию, философию, психологию. В этот период формируются основные взгляды Смита (середина XVIII в.). В Англии в этот период завершается промышленный переворот. В Европе происходит переход от феодализма к капитализму. В связи с этим происходит много дискуссий, появляется много философских работ о естественных правах и свободе личности. Английские философы еще в XVII в. утверждали, что человек по своей природе эгоист и свободу он может использовать только в личных интересах, может принести большой ущерб окружающим, так как эгоизм – это разрушительная сила, следовательно, необходимо держать человека в узде, ограничить его может только государство.

Французские философы, наоборот, считали, что эгоизм – это естественное и хорошее качество человека, это фактор общественного развития. Смит воспринял идеи французских философов и написал книгу «Начало нравственной философии» (1759 г.), которая содержит те социально-философские идеи, которые затем соединились в экономической теории Смита.

Он пишет, что человек по своей природе эгоист, но это хорошее качество, оно способствует прогрессу. Кроме этого, человек обладает чувством симпатии (способность человека в сознании ставить себя на место других людей) и внутренним наблюдателем (совесть). Они ограничивают эгоизм. Эта идея легла в основу теории о рациональном человеке.

Основная работа Смита называется «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Смит анализировал все процессы на примере мануфактуры, делая выводы о капиталистическом производстве. Первая глава дает ответ о богатстве нации, которое представляет собой продукты материального производства и зависит от доли населения, занятого производственным трудом и от производительности труда. По Смиту производительным является весь труд в сфере материального производства, главный фактор производительности труда – разделение труда.

Один из самых важных разделов книги Смита посвящен стоимости, в которой можно найти:

  1. Элементы трудовой теории стоимости. Стоимость или ценность, создается только трудом в сфере материального производства. У Смита это наиболее разработанная концепция.

  2. Теорию трех факторов производства: богатство (ценность, стоимость) создаётся трудом, землей и капиталом.

  3. Элементы теории полезности. Стоимость – это субъективная категория, зависит от полезности, от того, как мы ее оцениваем.

Смит, хотя и рассматривал материальное производство в целом, первым выделил промышленность, как основной источник богатства. Из теории стоимости Смита возникает и его теория распределения продукта. Она тоже двойственна:

  1. Весь созданный продукт принадлежит производителю, который покупает необходимые факторы производства

  2. Стоимость складывается из доходов (заработная плата, прибыль, рента), а доходы создаются факторами производства

Большое внимание Смит уделял проблеме доходов. Он показал, что заработная плата определяется не только физическим минимумом жизненных средств, но и включает в себя исторический и моральный аспекты. Прибыль по Смиту это, во-первых, заработная плата за особый вид труда по управлению. Она зависит от размеров капитала.

Вторая часть книги Смита посвящена обоснованию идеи экономического либерализма (экономической свободы). Здесь Смит применяет свою теорию свободы, эгоизма к экономическим процессам. Он формирует «принцип невидимой руки». Принцип либерализма говорит о том, что государство не должно вмешиваться в экономические процессы, а должно обеспечивать военную безопасность, содержать общественные сооружения и учреждения. Смит большое внимание уделял проблеме государственных финансов и сформировал четыре основных принципа налогообложения.

  1. Экономические взгляды Д. Рикардо

Заслуга Смита в становлении классической политической экономии бесспорна, но завершение системы связано с именем другого английского экономиста Д. Рикардо (1771-1823 г.г.). Он исследовал экономику как сложную систему, где действуют объективные экономические законы и есть механизм, обеспечивающий действие этих законов. Одна из наиболее известных работ – «Начала политической экономии и налогообложения» (1817 г.). В предисловии он пишет, что главная задача политической экономии – определить законы, которые управляют распространением созданного продукта.

В отличие от Смита, Рикардо считал, что стоимость, богатство создается только трудом в сфере материального производства. Рикардо завершил создание трудовой теории стоимости. Так как труд – единственный источник стоимости, то изменение заработной платы без изменения производительности труда не окажет влияния на цену товара, а изменит лишь распределение стоимости между капиталистом и рабочим, т.е. меняется соотношение прибыли и заработной платы в стоимости продукта.

Теорию Рикардо называют системой раздора и вражды между классами.

Большой вклад внес Рикардо в разработку теории ренты. По современной терминологии, он писал о предельных величинах, которые являются основой современного микроанализа.

Развивая взгляды Смита, Рикардо утверждал, что заработная плата сводится к стоимости жизненных средств работника и его семьи. В отличие от Смита он считал, что заработная плата удерживается в жестких пределах физического минимума. В этом случае он разделял точку зрения Мальтуса.

Наиболее изучаемой частью учения Рикардо является теория сравнительных преимуществ, относящихся к внешней торговле (международные экономические отношения). Рикардо показал, что специализация выгодна даже стране, у которой нет абсолютных преимуществ в производстве товаров и она должна специализироваться на производстве тех товаров, которые имеют максимальную сравнительную эффективность.

Рикардо внес очень большой вклад в разработку проблемы денежного обращения. Он был сторонником количественной теории денег и очень много работ посвятил устойчивости денежного обращения, зависимости между покупательной способностью бумажных денег и рыночными ценами золота. В историю Рикардо вошёл как отец «золотого стандарта».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В россии (3)

    Библиографический указатель
    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего
  2. Issn 2079-3308 вестник самарского государственного технического университета (1)

    Документ
    Редакционная коллегия: А.М. Абакумов, А.П. Амосов, В.И. Батищев, Н.В. Дилигенский, М.А. Евдокимов, А.Ф. Заусаев, Л.С. Зимин, Я.М. Клебанов, М.Л. Костырев, В.
  3. Рецензенты: Кафедра литературы и искусства

    Учебное пособие
    Учебное пособие поможет студенту овладеть основными приемамиработы с художественным произведением. В книге также даны рекоменда-ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, поформированию методического фонда
  4. Справка (11)

    Документ
    3.5 Использование новых форм и методов, информационных технологий в процессе обучения студентов и в управлении кафедрой, использование Интернет-технологий… 14
  5. Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»)

    Автореферат
    на заседании диссертационного совета ДМ 008.008.01 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, г.

Другие похожие документы..