Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У статті коротко розглядаються вимоги щодо структури інформаційної системи дистанційного навчання та пропонується власне вирішення побудови ІСДН, яке...полностью>>
'Документ'
-новая эпоха, насыщенная социальными движениями и конфликтами. напряженные духовные искания. Начало и истоки- в последних десятилетиях 18 века, эпохи...полностью>>
'Документ'
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Политехнический институт императора Петра Великого - www.ftk.spbstu.ru ) , журнал «Ко...полностью>>
'Документ'
для проведения открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по художественному оформлению экспозиции филиала ГУК «АОКМ» Албази...полностью>>

Задачи урока : Ознакомить учащихся с: большим практическим значением воды в быту и промышленности; биологическим значением воды в жизни человека и растений

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ».1

(для учащихся 8-9 классов)

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цель. Ознакомить учащихся с экологическими проблемами водных ресурсов в Чувашской Республике.

Задачи урока:

Ознакомить учащихся с:

- большим практическим значением воды в быту и промышленности;

- биологическим значением воды в жизни человека и растений;

- методами очистки сточных вод;

- закрепить практические навыки по выполнению лабораторных работ.

Оборудование:

  1. цилиндры, пробирки, спиртовки, держалки, предметные стекла;

  2. Карта Чувашии;

  3. Бумага, карандаши, краски, кисточки;

  4. Классическая музыка;

  5. Ноутбук с выходом в Интернет.

План урока:

I. Вода в природе, в живых организмах – выступление специалистов, работа с учебником.

  1. Вода в быту и промышленности – выступления специалистов, беседа, рассказ.

III. Исследование природных вод – практическая работа.

  1. Отчет химиков-экологов.

  2. Загрязняющие вещества и их действие на организм человека – выступление специалистов, беседа, решение проблемных ситуаций.

  3. Выводы.

  4. Конкурс плакатов – творческие работы учащихся.

I. Вода в природе, в живых организмах.

Ведущий 1.

Урок мы хотим начать с восточной легенды.

«В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком. «По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи!». Он усадил путника на своего верблюда, отдал запасы воды и велел догонять караван. «А как же ты?» - забеспокоился молодой человек. «Ты молод, а я стар», - ответил старик и, завернувшись в белое покрывало, лег на песок.

Через некоторое время караван возвращался по этому же пути. И вдруг перед глазами изумленных путников появился оазис. На берегу веселого журчавшего ручейка лежало белое покрывало».

Так легенда гласит: «Где добро – там вода, а где вода – там жизнь».

Так ли это, давайте убедимся на сегодняшнем уроке.

Для начала я хочу предложить вам игру, смысл которой заключается в том, что надо найти логическую концовку каждой пословице и поговорке и дать им объяснение.

Игра (одна пословица: начало на одной карточке, продолжение – на другой).

  1. Волга – всем рекам мать.

  2. Вода – не замутит живота

  3. Апрель с водой, а май с травой.

  4. Весенний дождь растит, осенний гноит.

  5. Как в мае дождь, так будет рожь.

  6. Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай.

  7. В августе серпы греют, вода холодит.

  8. Без воды зима не станет

  9. Зима без снега – лето без хлеба.

  10. Февраль богат снегом, апрель водою.

  11. Рыба ищет где глубже, а человек где лучше.

  12. Мы с тобой как рыба с водой.

  13. Выпей чайку – забудешь тоску.

  14. Мельница сильна водой, а человек едой.

Ведущий 1.

Так почему же человек издревле уделял большое внимание воде?

Географ 1.

Вода – самое распространенное природное богатство на земном шаре. 70% земной поверхности покрыто водой. Вода, обладая высокой теплоемкостью, смягчает колебания температуры, создает более постоянные ровные условия для биологических процессов. Вода, является универсальным растворителем, обуславливает в природе химическое выветривание горных пород, участвует в круговороте химических элементов. Формирует ландшафт планеты.

Географ 2.

Вода распределена на планете очень неравномерно. Океаны содержат основную ее часть – 97,41% и лишь малая часть воды находится на суше – 2,59%. Из этой воды большая часть малодоступна (ледники, снега, грунтовые воды), и лишь 0,014% всего влагозапаса планеты доступна людям и другим живым организмам.

Ведущий 1.

  1. Ну, а чем представлены водные ресурсы Чувашии?

  2. Сколько озер, рек и прудов в Республике?

  3. Какие реки являются водообеспеченными?

(работа с учебником «Экология Чувашии» стр. 88 и в поисковой системе сети Интернет).

Предполагаемые ответы учащихся.

- водные ресурсы республики представлены поверхностными и подземными водами;

- на территории ЧР имеется свыше 2300 больших и малых рек общей протяженностью 9 тыс. км, 656 прудов и водохранилищ. Наиболее крупные реки республики: Б. Цивиль, Киря, Бездна и Кубня;

- водообеспеченными реками являются Волга и Сура.

Данные сети Интернет.

«Исток Волги находится на Валдайской возвышенности. Это ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. Длина реки 3531 км, площадь бассейна 1360 км². Волга равнинная река, её падение составляет 250 м. Дельта Волги – 19 тыс. км². Река имеет смешанное питание как дождевое, так и снеговое.

Волга принимает около 200 притоков. За год по реке стекает около 250 км³ воды. Почему государства всегда возникали по берегам рек. Река, это источник энергии. На Волге построен целый каскад гидростанций: Канаковская, Угличская, Рыбинская, Горьковская, Чебоксарская, Волжская.

Волга была раньше известна под названием Ра».

Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

Её медлительные волны,

Тяжелые как валуны.

Любовь России к ней нетленна,

К ней тянутся душою всей

Кубань и Днепр, Нева и Лена,

И Ангара и Енисей.

Люблю её всю в нитках света.

Всю в окаймленье ивняка…

Но Волга для России - это

Гораздо больше, чем река.

И жить мне молодо и звонко,

И вечно мне шуметь и цвесть,

Покуда ты, Россия, есть. (Е.Евтушенко)

Изумительной красоты берега, берега,
Меж ними течёт наша Волга-река.
Зеркала её вод, то чисты, то мутны.
Отражение жизни найдёшь у реки.

Вон в мареве синем бредут бурлаки,
А тут, словно чайки летают ладьи,
Здесь, рыбину тянут, гуртом, мужики.
А ныне - плывут корабли.

Растут города на её берегах,
И воды чернеют у нас на глазах.
Завидую предкам, о други, мои.
Напиться воды, не могу у реки. (М. Соколов)

Анализ 2-х стихотворений.

Ведущий 1. Что добавят биологи?

Биолог 1. Вода входит в состав клеток любого организма, составляет основную массу тела.

Ведущий 1. Как можно доказать, что в состав растений входит вода?

Демонстрация опыта – нагревание в пробирке зерен пшеницы – на стенках появляются капельки воды.

Биолог 1. Человек на 65% состоит из воды, слон – на 70%, картофель – на 80%, медуза – на 98%, салат – на 96%, грибы – на 92% апельсин – на 86%, яблоко – на 84%, рыба – на 82%, яйца – на 75%, мясо – на 64%.

Растения всасывают воду корнями, проводят ее по сосудистой системе стеблей в листья, которые ее испаряют. Животные пьют воду или получают ее с пищей, а удаление воды из организма происходит путем испарения ее с поверхности тела или выделительной системы.

Биолог 2. Приспособленность клетки к функционированию в водной среде доказывает, что земная жизнь вышла из воды. Вода стала первичной средой для эволюции органического мира. По химическому составу морская вода, где развивалась начальная жизнь, очень близка составу человеческой крови (приложение 1).

Ведущий 1. А в чем биологическая роль воды?

Медик 1. Вода требуется для пищеварения. Пища, пропитываясь пищеварительными соками, состоящая на 99% из воды, расщепляется на простые компоненты. Все вещества из клетки и организма выделяются в растворенном виде.

Ведущий 1. Вычислите свою примерную суточную потребность в воде, если известно, что суточная потребность в воде взрослого человека равна 0, 04 кг/1 кг массы тела.

Идут расчеты.

II. Вода в быту и промышленности.

Ведущий 2. А теперь рассмотрим значение воды в промышленности и в быту. Несколько групп получили домашнее задание – выяснить, сколько воды расходует одна семья в выходные дни. Как мы только что выяснили, физиологическая потребность человека составляет около 2 литров. На какие цели расходуется вода в быту?

Предполагаемые ответы учащихся.

- на мытье посуды, рук,

- уборку помещений,

- стирку, мытье личного транспорта,

- приготовление пищи,

- полив растений и т. д..

Ведущий 2. По мощности водопотребления коммунальный водопровод стоит на 2 месте, сельское хозяйство на 3 месте, а на первом месте по водопотреблению находится промышленность.

Информация сети Интернет (найденная на уроке): общее водопотребление воды в республике 284 млн. м³ в год. (238 млн. м³ – поверхностные воды, 45 млн. м³ – подземные воды). Расходуется на нужды промышленности 1000 млн. м³.

Ведущий 2. Для чего нужна вода в промышленности?

Химик-эколог 1. Роль воды в промышленности очень велика и многообразна. Она является важным сырьем для химической промышленности, например, для получения водорода. Способность веществ реагировать с некоторыми оксидами используется для получения кислот и оснований. Предварительное растворение веществ в воде обеспечивает быстрое протекание химических реакций между ними.

Химик-эколог 2. 85% воды в промышленности тратится на охлаждение каких-либо систем. Также большое количество воды тратится для работы паровых котлов и отопления помещений. Вода приводит в действие гидроэлектростанции. С помощью воды механизируют работу в угольных копях: пласты угля отбивают и дробят не механическими приспособлениями, а обыкновенно мощной и сильной струей воды. Такой гидравлический способ добычи угля значительно облегчает труд шахтеров и во много раз повышает производительность труда.

Ведущий 2. Мировой запас воды богат – 9000 м³. Он достаточен, чтобы обеспечить нужды 20 млр. человек, а ныне на Земле 6 млрд. человек. Но 80% кишечных заболеваний возникает из-за отсутствия чистой питьевой воды и канализации, 500 млн. людей на земле употребляют некачественную воду. Объясните, что значит некачественная вода?

Предполагаемые ответы учащихся.

В ней содержатся вредные вещества, а также болезнетворные микробы.

Ведущий 2. В связи, с каким свойством воды встает вопрос об охране природных вод от загрязнения?

Предполагаемые ответы учащихся.

Вода – хороший растворитель для многих веществ.

Ведущий 2 Наличие многих веществ в воде можно определить экспериментально. Сейчас мы с вами проведем практическую работу «Исследование природных вод». Для исследования возьмем 3 пробы: проба снега, взятая около дороги, проба из реки Сугутка, вода из родника по ул. Короленко.

III. Практическая работа «Исследование природных вод».

(приложение 2, работа в 3-х группах).

IV.Отчет химиков-экологов.

Сводная таблица.

Номер пробы

1

2

3

Дата отбора

16.04

17.04

17.04

Водоем

Родник по ул. Короленко

Снег талый взят около школы

р. Сугутка

Цветопрозрачность

0

32 см

0

8 см

300

0,6 см

Запах (о – 2 б.)

0

2

5

Органика

-

-

1

Сероводород

-

-

-

рН –среда (6,5 – 8,5)

6

5

5

Ведущий 1. Мы провели исследование природных вод, а теперь попробуем составить прогноз для 2-х водоемов.

В одном из районов находились 2 озера. На берегу одного из них построили гараж, около другого – хранилище минеральных удобрений. Какие процессы начались в озере, куда стекала вода с нефтепродуктами, а какие в том озере, куда попали минеральные удобрения?

Предполагаемые ответы учащихся.

В одном – погибло живое. Во втором - вода зацвела. Это может привести к заболачиванию и гибели озера. Также могут погибнуть рыба и моллюски.

Ведущий 1. К сожалению, водоемы загрязняются не только нефтепродуктами и минеральными удобрениями, но и другими химическими веществами. Многие из них являются токсичными, такие как соединения ртути, кадмия, фенол, нитраты и др. В водах рек Волжского бассейна содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов и фенола нередко превышает гигиенические нормативы (ПДК) в 5 – 7 раз. Кстати, наши нормативы в значительной мере менее жесткие, чем европейские стандарты, особенно по ряду токсичных веществ. О действии некоторых веществ на наш организм расскажут биологи и медики.

V. Загрязняющие вещества и их действие на организм человека.

Биолог 1. В последнее время все больше внимания стали обращать на кислотные дожди, попадая в водоемы, они делают их тоже «кислыми». В 1979 году в горах США обнаружили, что в 264 озерах настолько кислая вода, что в них погибла вся рыба. Особенно чувствительны к изменению среды икра рыб и мальки. По живым организмам в озерах можно судить о качестве воды. Если рН воды падает до 4 – 5, первыми гибнут ракообразные, лососевые, окунь, щука. Более широкое колебание рН выдерживают голец, угорь, жуки-плавунцы. А при более низкой рН хорошо развиваются только сфагновые мхи (приложение 3).

Биолог 2. Химические компоненты природной воды (растворенные газы, ионы солей) влияют на жизнедеятельность животных и растений. В холодной воде кислорода больше и там обитают значительно нуждающиеся в нем виды (форель, треска, многие виды зоо- и фитопланктона), в теплой воде – карась, линь. Требовательны к кислороду – личинки веснянок, ресничные черви планарии.

Биолог 1. Горячие воды, после охлаждения турбин, в реки и озера сбрасывают заводы. В этих местах местные виды рыб гибнут и появляются никчемные виды, в том числе даже аквариумные (гуппи, циклиды). А почему?

Предполагаемые ответы учащихся.

Растворимость воздуха в воде с повышением температуры уменьшается. Рыбы и бактерии при более высокой температуре становятся активнее, а концентрация растворенного в воде кислорода уменьшается. Бактерии употребляют в качестве пищи органические отходы из стоков. Такие бактерии аэробны, т.е. для жизни, роста и размножения им необходим кислород. «Термическое загрязнение» часто становится причиной замора рыбы в реке, а также гибели аэробных организмов- гидробионтов.

Медик. Также опасными загрязнителями являются соединения ртути, кадмия, свинца, нитраты. Рассказ по таблице (приложение 4).

Ведущий 1. Итак, назовите основные источники загрязнения водных ресурсов?

Предполагаемые ответы учащихся.

Промышленность, быт, сельское хозяйство.

Ведущий 1. Как предотвратить попадание вредных веществ в водоемы?

Предполагаемые ответы учащихся.

Нужно строить и эффективно использовать очистные сооружения на всех предприятиях.

Ведущий 1. Правильно! На стр.96 учебника «Экология Чувашии» описаны основные этапы очистки сточных вод. Сколько их? Что происходит на каждом этапе? Прочитайте и ответьте на эти вопросы.

Предполагаемые ответы учащихся.

1 этап – механическая очистка.

2 этап – биологическая.

3 этап – дезинфекция

Ведущий 1. Более детально мы изучим методы очистки воды, посетив очистные сооружения ЧЗПТ.

Ведущий 1. А как осуществляется мониторинг чистоты воды? Прослушайте текст и оцените надежность предложенной биоэлектронной системы.

«На одном из голландских химических предприятий применили уникальный в своем роде метод биомониторинга химического состава сточных вод, получивший название «моллюск-монитор». Все дело в том, что пресноводные моллюски очень чувствительны к состоянию среды обитания. Стоит измениться концентрации кислорода, растворенного в воде, или появиться в ней вредным примесям, как чуткое существо спешит захлопнуть створки раковины. В предложенной системе одновременно работало 8 моллюсков. Когда у 6 из них створки оставались сомкнутыми более 5 минут, подводный микропередатчик сообщал об этом на гидрологический пункт. Спустя 2,5 месяца все случаи тревоги сопоставили с данными журнала дежурного химика, и оказалось, что моллюски не упустили ни одного случая нарушения технологического режима, сказавшегося на химическом составе отработанных вод».

Направление поиска. В предложенной системе ключевое звено – биологический объект.

Предполагаемые ответы учащихся.

Сложно утверждать, что предложенная система обладает долговременной надежностью. Возможна адаптация моллюсков к пониженной концентрации растворенного кислорода в сточных водах и постоянно присутствующим загрязнениям. В этом случае вся система станет менее чувствительна и будет реагировать только на весьма значительные изменения в гидрохимическом составе воды.

Ведущий 2. Итак, мы с вами выяснили, что вода – основа жизни.

- водные ресурсы ЧР представлены поверхностными водами (реки, озера, водохранилища) и подземными водами;

- все они сильно загрязнены различными химическими веществами, которые представляют серьезную угрозу для здоровья и жизни всех живых организмов;

- источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, канализационные стоки;

- очистка сточных вод осуществляется некачественно, либо не осуществляется совсем;

-большие запасы воды, ее доступность и дешевизна определили безумное, бесхозяйственное отношение к ее использованию.

VI. Выводы.

Ведущий 1. Что же нужно сделать для того, чтобы улучшить состояние водных ресурсов в Чувашии? Капитаны команд приглашаются на совет капитанов.

Совет капитанов.

Ведущий 2. Пока капитаны совещаются, вам предлагается нарисовать плакаты, посвященные охране водных ресурсов.

Звучит классическая музыка.

Дети рисуют плакаты. Капитаны совещаются.

Решение капитанов:-меньше загрязнять атмосферу, чтобы не образовывались кислотные дожди;

-сократить до минимума сбросы в реки и водохранилища любых загрязнений;

-установить водоохраняемые зоны по берегам рек, т.е. не допускать вырубку деревьев;

-рационально использовать воду в быту, с/х, промышленности;

-вести экологическое образование населения;

-к проблеме очистки воды подходить консолидировано, т. е. вместе. Бесполезно очищать воду в Чебоксарах, если вредные вещества были сброшены в воду выше города по течению;

-применять строгие меры к организациям, лицам, загрязняющим окружающую среду;

-не выливать вредные вещества в канализацию.

VII. Выставка плакатов.

Рефлексия.

Учащимся раздаются кружочки, на которых нарисованы только глазки. Если урок понравился, то ребятам предлагается дорисовать ротик в виде улыбки. Если узнали что-то новое для себя - носик. Если что-то хотят еще узнать - дорисовывают волосы. Если урок не понравился, то рисуется ротик с опущенными углами. Если же урок не оставил никакого следа в душе, то нарисуйте рот в виде прямой линии.


Приложение 1

Химический состав воды Мирового океана и крови человека

Химический элемент

Процент от суммы растворимых солей

Вода Мирового океана

Кровь человека

Хлор

55,0

49,3

Натрий

30,5

30,0

Кислород

5,6

9,9

Калий

1,1

1.8

Кальций

1,2

0,8

Приложение 2

Лабораторный практикум

1 группа.

Определение прозрачности воды

Оборудование: прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 20-25 мм и высотой 30-35 см, исследуемая проба, лист бумаги с четко напечатанным текстом, миллиметровая бумага.

Ход работы.

Определение производите в хорошо освещенном помещении на расстоянии 1 м от окна. На стенку цилиндра наклейте плоскую миллиметровую бумагу. Цилиндр поставьте на печатный текст и начинайте наливать в цилиндр исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было прочитать текст. Добавляя или отливая воду из цилиндра, найдите предельную высоту столба воды, при которой возможно чтение текста. Степень прозрачности выражается высотой столба жидкости в см для питьевой воды не должна быть меньше 30 см.

Определение pH

Оборудование: 3 химических стакана, универсальная индикаторная бумага.

Ход работы.

Ополосните стаканчик исследуемой водой и налейте в нее немного пробы. Сухими руками возьмите индикаторную бумагу и погрузите кончик бумаги в исследуемую пробу на 30 сек., выньте полосу и сравните ее с цветной шкалой. Запишите цифру помещенную под наиболее подходящей к вашему образцу цвету.

pH

1-2-3

4 - 5

6

7

8 - 9

10 - 11

Цвет индикатора

Характеристика среды

Сильно кислая

Средне кислая

нейтральная

Слабо щелочная

Сильно щелочная

Примечание: норма pH для природных вод: 6,5 – 8,6;

точное значение pH определяется электрохимическим путем, используя

специальный прибор – pH-метр.

2 группа.

Определение содержания органических примесей.

Если вода имеет затхлый или гнилостный запах, значит, в ней есть органические примеси.

Оборудование: пробирка, капельница, перманганат калия, спиртовка, держалка.

Ход работы.

Пробирку ополосните исследуемой пробой, налейте исследуемую воду (1/4 объема пробирки) и добавьте несколько капель марганцовки (до розового цвета). Нагрейте пробирку до кипения. При наличии органических примесей в воде появляются темно-коричневые хлопья оксида марганца, и цвет с розового меняется на желтовато-коричневый.

3 группа.

Определение запаха.

Оборудование: термостойкая круглодонная колба, предметное стекло, спиртовка.

Ход работы.

Налейте в колбу 50 мл исследуемой воды, покройте стеклом и подогрейте (не до кипения), погасите спиртовку. Сдвиньте стекло и быстро определите запах по таблице:

Интенсивность запаха

Характер запаха

Оценка в баллах

Нет запаха

Не ощущается

0

Очень слабый

Не обнаруживается потребителем, но обнаруживается опытным исследователем

1

Слабый

Запах замечается потребителем, если на него обратить внимание

2

Заметный

Легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливый

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздерживаться от питья

4

Очень сильный

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Примечание: в случае затруднения в определении запаха прибегните к экспертной оценке 3 – 5 человек. Мнение большинства является экспертной оценкой.

Запах может ощущаться как болотный, землистый, рыбный, огуречный, аммиачный, бензиновый, гнилостный

Определение наличия сероводорода.

Сероводород имеет запах тухлых яиц. Он образуется в воде при разложении растительных и животных материалов.

Оборудование: пробирка, капельница, раствор йода.

Ход работы.

Пробирку ополосните исследуемой водой, слейте, налейте снова около 50 мл исследуемой воды, добавьте несколько капель йода.

При наличии сероводорода буро-желтая окраска, свойственная йоду, пропадет.

Определение цвета воды.

Цвет воды определяется содержащимся в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. Желтый, желтовато-бурый и коричневый придают воде соли железа и гуминовые кислоты, которые образуются при перегнивании растительности. Зеленоватый цвет воде придают микроскопические водоросли из-за перенасыщенности водоема питательными веществами.

Оборудование: пробирка, исследуемая жидкость, дистиллированная вода.

Ход работы.

Цвет воды определяют в пробирке или в стакане, сравнивая цвет образца с цветом такого же объема чистой дистиллированной воды при дневном освещении. Цветность определяют в градусах по таблице:

Цвет сбоку

Цвет сверху

Цветность (в градусах)

Не отмечен

Не отмечен

0

Не отмечен

Очень слабый

20

Очень слабый (бледно-желтый)

Желтоватый

40

Бледно-желтый

Слабый желтый

60

Бледно-желтый

Желтый

150

Бледно-желтый

Интенсивно-желтый

300

Цвет питьевой воды не должен превышать 40 градусов по данной шкале

Примечание: отсутствие цвета не означает, что в ней нет примесей и загрязнений, просто они не оказывают влияния на окраску воды.

Приложение 3

Приложение 4

Загрязняющие вещества и их действие на организм человека.

Загрязняющие вещества

Воздействие на организм и окружающую среду

Источники

Свинец

- откладывается в костях, замещая Са;

- угнетает кроветворение;

- поражает почки, печень;

- умственная отсталость;

Свинцовые краски, электроизоляция, автотранспорт, хрусталь

Ртуть

- снижает трудоспособность;

- плохой сон;

- головная боль;

- дрожь, уродства;

Производство сплавов, ртутные выпрямители, лампы дневного освещения, вышедшие из строя

Алюминий

- действует отрицательно на головной мозг;

- шизофрения;

- старческое слабоумие;

Промышленность, посуда

Угарный газ

- вызывает кислородное головокружение, удушье, смерть

Неполное сгорание топлива, выхлопные газы, ТЭЦ

Углекислый газ

- парниковый эффект

Промышленность, дыхание организмов

Радиоактивные вещества (не имеющие ПДК)

- действуют на уровне клеток и их компонентов;

- вызывают мутации, при больших концентрациях – лучевую болезнь и смерть

Телевизор, ТЭЦ, АЭС, ядерные устройства

Нитраты

- действуют на кровеносную систему;

- половую систему мужчин;

- кишечные кровотечения, почечную недостаточность

Промышленность, с/х и коммунальные хозяйства

Использованная литература:

1. Аранская О. С., Бурая И. В. «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии», М., изд. «» Вентана-Граф, 2005.

2. Буш А. И. «Внеклассная работа по химии. 10 класс», Волгоград, «Корифей», 2007.

2. Дмитриев А. Д. «Экология Чувашии», Чебоксары,1996.

3. Шустов С. Б. «Химия и экология»,Нижний Новгород,1995.

4. Экологический вестник № 3, С. 24, Чебоксары, 1994

1 В составлении принимала участие Порфирьева Ольга Виссарионовна, учитель химии МОУ СОШ № 12 г Чебоксары;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жизнь человека с самого начала складывалась так, что все, чем бы он не занимался, заставляло его наблюдать за окружающим миром и делать из этого выводы

    Документ
    Жизнь человека с самого начала складывалась так, что все, чем бы он не занимался, заставляло его наблюдать за окружающим миром и делать из этого выводы.
  2. Пятая научно-практическая конференция школьников «Юные дарования 21 века» (сборник тезисов) Новокуйбышевск, 2009 г. 153 стр

    Документ
    В сборнике представлены тезисы победителей, призеров и участников очного этапа Пятой территориальной научно-практической конференции школьников «Юные дарования 21 века».
  3. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  4. Задачи, реализуемые в образовательной программе направлены: на формирование общей культуры обучающихся

    Документ
    Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков
  5. Человека как набора из семи тонких тел и двенадцати основных (зодиакальных) каналов связи между ними шести нисходящих и шести восходящих

    Книга
    В первых двух частях "Каббалистической астрологии" (книгах "Тонкие тела" и "Знаки Зодиака") автор описывал общую структуру оккультного организма человека как набора из семи тонких тел и двенадцати основных

Другие похожие документы..