Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Н.К. Пашук. Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специал...полностью>>
'Документ'
Эта небольшая по объему книга, вышедшая первым изда­нием в Париже в 1660 г., послужила поворотным пунктом в развитии европейской лингвистической мысл...полностью>>
'Лекция'
В условиях рыночной экономики индивид, как правило, имеет достаточно большой объем информации, на основании которой он может оценивать стоимость (ценн...полностью>>
'Закон'
Статья 1. Признать утратившим силу с 1 января 2005 года Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 74-ФЗ "Об особенностях распоряжения акциями Росси...полностью>>

Проблемы формирования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений северного города: социологический анализ (на материалах города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа Югры)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы диссертации, рассмотрена степень её научной разработанности, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основания и эмпирическая база, показаны научная новизна и практическая значимость полученных автором результатов исследования.

В первом разделе – «Методологические проблемы исследования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений» – рассматриваются теоретические основания понятий «толерантность», «сфера этноконфессиональных отношений».

В последние десятилетия понятие «толерантность» становится все более употребляемым и востребованным, что отражает не только идеал многих выдающихся мыслителей прошлого и современности, но и несомненный факт роста интолерантности/нетерпимости в различных сферах и на различных уровнях человеческих взаимоотношений, в том числе и в противопоставлении клерикального мировоззрения научным взглядам на мир, нормам светской морали. Но чаще всего идет речь о проявлениях интолерантности в этноконфессиональной среде.

Появившись в латинском языке, термин «толерантность» вошел в широкое употребление в начале Нового времени, в эпоху Реформации и первых буржуазных революций, а затем и Просвещения, и в основном имел смысл веротерпимости. Именно такую по преимуществу трактовку давали ему Дж. Локк, Дж. Мильтон, П. Бейль, Ф. Вольтер, И. Кант и др. философы того времени. В русском языке понятие «толерантность» - относительно новое, не имеющее пока четкого, однозначного толкования и часто объясняемое через «терпимость»: к чужим мнениям, верованиям и поведению, к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Расхождение словоупотребления и содержания этих понятий отражает развитие самого явления во времени. В русском языке концептуальное поле толерантности только формируется, накладываясь на его лексическую систему и отождествляясь с близкими понятиями, несущими порой отрицательные смыслы, диктуемые социокультурной действительностью (О.А. Михайлова)11. В неоднозначном понимании самого явления толерантности кроется, как нам представляется, одна из причин неправомерного использования терминов «толерантность» и «терпимость» в качестве синонимов.

Оппозиция «свои - чужие» в различном содержании присуща человечеству во все эпохи и имеет основополагающее значение для раскрытия любой культуры. Наполнение содержания понятия «толерантность» происходило в процессе исторического развития человеческого общества: от простой терпимости к присутствию рядом представителей других этносов и религий, через провозглашение принципа свободы совести и прав человека, - к признанию правомерности существования этнических, религиозных и других различий и готовности понять другого без предубеждения. На наш взгляд, толерантность присутствовала (а вернее, устанавливалась в качестве противовеса насилию) в адекватных каждому историческому периоду форме и масштабе, выступая механизмом самосохранения общественной системы. В русской философии понимание терпимости развивалось в религиозно-философском и светском руслах. Большинство русских мыслителей рассматривали ее в контексте развития христианства.

Основу сегодняшних концепций толерантности составляют идея прав человека, признание естественного многообразия культур и религий, принципы ненасилия и ненанесения вреда другим.

Проблема толерантности – междисциплинарная проблема. Представители педагогической науки рассматривали ее в свете формирования установок толерантного сознания у школьников. Большинство психологов связывают характер проявлений толерантности/интолерантности со своеобразием идентичности субъекта. Подход к толерантности как социальному феномену, ее влиянию на преодоление различных видов напряженности и роли в поддержании социальной стабильности разрабатывается в философии и социологии.

Феномен толерантности неразрывно связан с характером идентичности субъекта: именно в оппозициях «мы - они», «я - ты» обнаруживаются толерантный либо интолерантный тип отношений. Важно заметить, что проявления и восприятие толерантности как ценности в общественном, групповом и индивидуальном сознании могут существенно расходиться: общественная установка на толерантность может способствовать принятию её в индивидуальном сознании и становиться частью внутреннего мира личности либо выступать сдерживающим фактором для интолерантного поведения отдельных индивидов или групп. В то же время неприязнь к представителям других этносов или к инаковерующим может оставаться скрытой и совсем не обязательно, что настроенный так человек проявит агрессию по отношению к отдельным представителям того или иного этноса или религии. Но это, безусловно, является тревожным симптомом, так как интолерантность питается групповым мнением. Еще одним условием формирования установок толерантности в общественном сознании является обеспечение государством прав этнических меньшинств, равноправное сосуществование различных религий.

Понятие «толерантность» - междисциплинарное, приближающееся к общенаучному. При этом, бесспорно, сама толерантность является моральной, нравственной, социальной и политической ценностью, не являясь абсолютной ценностью и формулой социального благополучия в общественном сознании и в определенных сферах (психологической, нравственной, политической, экономической). Толерантность имеет свои границы, о значении которых говорил еще Дж. Локк, обозначаемые еще более жестко в индивидуальном сознании: она теряет гуманистический и демократический смысл, когда идеи, требующие толерантного отношения, становятся опасными для окружающих или для самих принципов гуманизма, вскормивших толерантность. Крайние значения толерантности - интолерантность и попустительство - чреваты потерей социального контроля над общественными процессами.

Толерантное отношение также ни в коем случае не включает в себя обязательное принятие «иной» точки зрения, переход из одной веры в другую. Люди также не обязаны терпеть то, что ставит под угрозу их мировоззрение, убеждения, их идентичность и свободу.

Автор рассматривает толерантность как активное отношение к происходящему, формируемое на основе признания прав и свобод человека, включающее установку на взаимопонимание и уважение к мнению, культуре и образу жизни других. Следует также признать, что интолерантность, являясь антиподом толерантности, в своих крайних проявлениях может приобретать черты экстремизма и даже терроризма.

В диссертации толерантность рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как фактор сознания и как фактор поведения. В сознании она представлена в качестве установки на определенный тип отношения к «другому», в поведении – в качестве реализации этой установки в форме определенной системы действий.

Под этнической (национальной) толерантностью автор понимает лояльное (терпимое) либо доброжелательное отношение к представителям других этносов, готовность к диалогу и сотрудничеству с ними в различных сферах: общественной, деловой, бытовой, а также действия в соответствии с этой ментальной установкой.

Под религиозной (конфессиональной) толерантностью понимается лояльное отношение к представителям других вероисповеданий либо к неверующим, способность к бесконфликтному сосуществованию и взаимодействию в различных сферах общественной жизни, не затрагивая догматических основ исповедуемых религий. Религиозная (конфессиональная) толерантность является непременной предпосылкой и условием диалога между представителями различных конфессий как на институциональном уровне, так и на уровнях индивидуального и массового сознания.

Понятие «этноконфессиональное» не имеет в отечественной литературе устойчивого и однозначного определения. Автор диссертации использует понятия «этноконфессиональные отношения» и «сфера этноконфессиональных отношений» в смысле взаимосвязи этнонациональных и конфессиональных характеристик определенного феномена в их взаимодействии и взаимовлиянии. Субъектами этноконфессиональных отношений являются этнические, конфессиональные, этноконфессиональные общности и их институциональные структуры (национально-культурные автономии, общественные объединения, землячества, фонды, религиозные группы и организации, СМИ и школы при общественных и религиозных объединениях, представительства зарубежных государств - миграционных доноров и т.п.), различные учреждения, действующие в сфере этнических и конфессиональных отношений, средства массовой информации в части влияния на данные отношения. А под «эноконфессиональной сферой» понимается социальное пространство бытования и взаимодействия этих субъектов.

Второй раздел – «Ресурсы толерантности и конфликтогенные факторы (риски) в этноконфессиональных отношениях (социологический анализ)» – в своей основе содержит результаты сравнительного социологического исследования проблемы, осуществленного в Сургуте в 1995-2005 гг., в основу которого легли методологические положения, раскрытые в первом разделе.

За десять лет и в стране в целом, и в Ханты-Мансийском автономном округе, и в самом Сургуте имели место сложные и неоднозначные социальные процессы. Наряду с процессами укрепления российской государственности, а также глобализационными процессами, военными конфликтами, наблюдалось неравномерное социально-экономическое развитие регионов, стимулирующее массовую миграцию, значительное имущественное расслоение населения. Произошли существенные изменения в миграционных процессах: в этническом и конфессиональном составе мигрантов, их социально-профессиональных характеристиках, уровне их образования и культуры. В этих условиях миграция неизбежно приобретает этнические и конфессиональные оттенки. Помимо этого, на сферу этноконфессиональных отношений влияют исторические условия формирования городской социокультурной среды, высокий уровень меж-национальной брачности, неравный доступ к продуктам культуры, к власти, конкуренция в сфере занятости, наличие групп различного по времени проживания на данной территории, т.е. проблемы, присущие крупным северным городам. На их почве и формируется интолерантность, ставшая реальной проблемой.

Практически все современное население (80,5% - по нашей выборке) Сургута является приезжим, а также многонациональным и поликонфессиональным, но при сохранении значительного преобладания в его составе русских (до 70%). Качественная и количественная характеристики миграционных потоков населения оказывают большое влияние на многие сферы жизнедеятельности города: увеличивается нагрузка на жилищно-коммунальную сферу, социальные службы, системы здравоохранения и образования. Расширяющееся разнообразие культурных традиций и распространение этнических стереотипов поведения также нередко порождают напряженность в отношениях между отдельными группами населения. Необходимо время и благоприятные условия, прежде всего экономические, а также взаимное доброжелательное стремление друг к другу мигрантов и старожильческого населения для формирования гармоничной человеческой общности. Немалую роль в этом процессе должна сыграть активная и взвешенная политика Администрации города в этом вопросе.

К старожильческому населению (19,5 %) автор относит тех, чьи предки десятилетиями или даже веками жили на данной территории, а также тех, кто сам живет здесь издавна и кто родился и постоянно живет в Сургуте и связывает с ним свою дальнейшую судьбу. Эта группа населения также оказывает большое влияние на социальные процессы. Проблема толерантности/интолерантности присуща в полной мере и прибывающей и принимающей стороне.

Исследование показало произошедшую за десятилетие 1995-2005 гг. негативную динамику оценки населением наличия в городе межэтнических противоречий. При чем, накопление потенциала интолерантности происходит довольно быстрыми темпами. Если в 1995 г. только 29,4% опрошенных отмечали наличие в городе реальных межнациональных противоречий, то в 2005 г. об их наличии говорят уже 73,4% респондентов. С 41,2 до 12,9% сократилась доля тех, кто совсем не встречается с подобными явлениями. Очевидно нарастание тревожности общественного сознания, вызванное реальными процессами, протекающими как непосредственно в Сургуте, так и, в целом, в стране.

Первостепенным раздражающим фактором, питающим интолерантные настроения респондентов, является проблема миграции и, прежде всего, - те формы, которые она в значительной мере приняла сейчас – стихийная, неконтролируемая и незаконная. 49,9% опрошенных высказались за принятие жестких мер по выселению неработающих мигрантов, приехавших из других регионов России и СНГ. На вопрос: «Как Вы лично относитесь к переселенцам, приехавшим в город в последнее время?» 22,4% ответили – «положительно, с пониманием», 15,8% – «безразлично», 19,0% затруднились ответить, а 41,4 % относятся к мигрантам «отрицательно», и именно эта группа составляют конфликтогенный потенциал населения. Наиболее болезненно воспринимают проблемы миграции те, кто дольше проживают в Сургуте. Повышенный уровень этнофобии наблюдается у славянских групп населения. Тяжесть миграционного бремени усугубляется также существующей проблемой реальной неуправляемости миграционными и межэтническими процессами со стороны органов власти.

Причинами такого резкого возрастания нетерпимых настроений в обществе может быть также становление рыночной экономики, сопровождающееся формированием экономических и трудовых ниш, постепенно занимаемых отдельными этническими группами, вытесняющими из них местных жителей, их активным участием в перераспределении капитала. В этих процессах наиболее активное участие принимают более предприимчивые представители национальностей Кавказского региона, что особенно раздражает старожильческое население. В этом случае за этнофобией стоит конфликт и соперничество за доступ к власти, материальным и др. ресурсам, а также жесткая зависимость уровня толерантности от социально-экономического благополучия человека.

Среди причин выявленной этнофобии не последнюю роль играют различия этнических культур, ментальности, поведенческих стереотипов. Культурные нормы и ценности мигрантов зачастую существенно отличаются от норм и ценностей местного населения.

За прошедшие десять лет изменилась ситуация и в конфессиональном пространстве: если прежде населении в основной массе своей было нерелигиозным, то теперь уровень религиозности значительно возрос. Если в 1995 г. в качестве верующих идентифицировали себя 32,3% опрошенных, то в 2005 г. таковых оказалось уже 50,5%. Если добавить к ним 30,0% «колеблющихся, но ближе к вере», то, экстраполируя полученные результаты на генеральную совокупность, к религиозно настроенным группам следует отнести 4/5 населения города. В процессе исследования выявлены взаимосвязь и сравнительная мера влияния на общественное и индивидуальное сознание сургутян этнического и религиозного факторов. При этом установлено, что в межгрупповых и межличностных отношениях этничность имеет значительно большее значение, чем конфессиональная принадлежность. Так, на вопрос «Есть ли национальности, к представителям которых вы испытываете неприязнь?», утвердительно ответили 57,1% респондентов, в то время как на вопрос «Как вы относитесь к людям, исповедующим другую религию, веру?» лишь 4,2% ответили «с неприязнью». Конфликты же в межконфессиональных отношениях чаще всего инициируются лидерами религиозных общин или провоцируются некомпетентными, либо конфессионально ангажированными публикациями СМИ.

Исследование позволило, наряду с конфликтогенными рисками, описанными выше, выявить ресурсы межэтнической и межконфессиональной толерантности, которыми располагают городское сообщество и Администрация города и на которые властным структурам и общественным организациям следует опираться в проведении политики гармонизации сферы этноконфессиональных отношений. Таковы, например, сохраняющиеся с советских времен традиции дружбы народов (86,6% респондентов сообщают, что в кругу их друзей есть люди других национальностей), десятилетиями накапливавшийся опыт мирного совместного проживания и добрососедства, межнациональная брачность, интеграционный и стабилизирующий потенциал русского народа и традиционных религий, широкое использование русского языка как языка межэтнического общения, отсутствие локальных этнических поселений, позитивный потенциал городских СМИ, - все это является предпосылками формирования толерантности в городской среде.

В данной ситуации культивирование этнической и религиозной толерантности, представляющей баланс интересов, приобретает особую ценность (нравственную, социальную, политическую), необходимую для построения гражданского общества.

В третьем разделе – «Опыт формирования толерантных установок в сознании и поведении населения северного города (на материалах города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)» - рассматривается положительный опыт работы, накопленный Администрацией города Сургута в сфере этноконфессиональных отношений: проведение совместных с этнонациональными и религиозными объединениями мероприятий в сфере культуры и образования; совместная деятельность в рамках совещательных органов, проведение конференций, фестивалей, выставок, конкурсов, концертов, гастролей творческих коллективов и др. Для обеспечения механизма этого взаимодействия в 1998 г. был создан отдел по работе с национальными и религиозными объединениями в структуре департамента культуры, молодежной политики и спорта. Основными инструментами взаимодействия Администрации города в формировании атмосферы толерантных отношений являются: городская комиссия по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями, координационный совет по национальным вопросам, консультационный режим взаимодействия УВД города с лидерами этнических общин.

В мероприятиях данного направления задействованы структурные подразделения Администрации: департаменты культуры, молодежной политики и спорта, департамент образования, информационно-аналитическое управление и управление внешних и общественных связей, межведомственные комиссии, правоохранительные структуры. Департаментом образования разработана и реализуется система мер, содействующих преодолению негативных процессов и направленных на профилактику проявлений экстремизма, конфликтов на этнической почве, формирование толерантного сознания обучающихся в рамках реализации программ различного уровня. В целях обеспечения права этнических меньшинств на изучение родного языка, культуры, истории оказывается методическая помощь, предоставляются помещения воскресным школам при национально-культурных объединениях. Для повышения профессионального уровня специалистов, занятых в решении данной проблемы, автором была организована серия практических семинаров, в том числе для работников СМИ.

С 2006 г. в рамках комплексной программы по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте на 2006 – 2010 гг. осуществляется межведомственный проект «Школа адаптации», направленный на адаптацию детей-мигрантов (в школах города обучается более 500 детей, испытывающих затруднения в усвоении программы на русском языке). В рамках проекта запланировано проведение социологического исследования проблемы, семинаров для преподавателей, психологов и социальных педагогов. Акцент в проекте сделан на комплексное решение данной проблемы, в том числе на вовлечение детей в общешкольные мероприятия и мероприятия общественности. Знание русского языка рассматривается в качестве основного средства адаптации детей-мигрантов в городской среде. Очевидно, что необходимо заниматься вопросами адаптации не только вновь приезжающих детей, но и взрослых мигрантов, не допуская их локализации и замкнутости.

Интересы этнических и религиозных групп города представляют 31 этнонациональное объединение и более 30 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. На базе регионального общественного объединения «Общество русской культуры», осуществляющего обширную научную, исследовательскую, просветительскую деятельность и известного далеко за пределами региона, создан колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, являющийся базовой площадкой сохранения и развития традиций русской фольклорной культуры, ткачества и рукоделия, а также местом проведения межэтнических мероприятий. Важным фактором формирования толерантной межэтнической ситуации является и поддержка Администрацией города межрегиональной и международной деятельности общественности. По инициативе общественных этнонациональных объединений подписаны соглашения о сотрудничестве Администрации Сургута с городами Татарстана, Башкортостана, Украины и Беларуси.

В диссертации обосновывается необходимость в целях формирования благоприятной атмосферы в межэтнических и межконфессиональных отношениях в городе привлечения к данной деятельности толерантно настроенных людей, проведения открытых дискуссий по этому вопросу, противодействия пропаганде интолерантности, замкнутости и обособленности этнических и социальных групп населения.

Приоритетными задачами в этой области на ближайшее будущее представляются следующие:

  • создание нормативно-правовой базы регулирования сферы межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федерации, предполагающей активное участие в нем органов местного самоуправления;

  • включение институтов гражданского общества и СМИ в процессы формирования атмосферы толерантности и гармонизации отношений в этноконфессиональной сфере;

  • выработка методики мониторинга этноконфессиональной ситуации.

Дальнейшая разработка и совершенствование теоретической основы регулирования в этой сфере должны опираться на междисциплинарные исследования и накопленный опыт субъектов Федерации и муниципальных образований в сфере регулирования этноконфессиональных отношений.

В Заключении подводятся итоги исследования, высказываются практические рекомендации по совершенствованию механизма государственного регулирования религиозной ситуации.

Основные положения диссертации отражены в публикациях общим объемом более 9 п.л.:

статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, входящих

в перечень ВАК:

  1. Гуренкова Т.Д. Проблемы этнической и конфессиональной толерантности в северном городе //Социология власти: журнал Социологического центра РАГС. № 3. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 0,3 п.л.

публикации в других изданиях:

  1. Гуренкова Т.Д. О национально-культурных автономиях в Сургуте //Северный регион: наука, образование, культура. 2002. №2. - 0,3 п.л.

  2. Аракчаа К.Д., Гуренкова Т.Д. Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы в государственной национальной политике Российской Федерации. Национальная политика на муниципальном уровне. – Сургут: ГУП ХМАО «Сургутская типография», 2004. - 4 п.л. (автор. объем – 1,0 п.л.)

  3. Гуренкова Т.Д. К вопросу правового обеспечения реализации национальной политики на уровне местного самоуправления //Проблемы толерантности в полиэтничном регионе: исторический опыт и задачи современности: Материалы региональной конференции, Ханты-Мансийск-Сургут, 20-21 сентября 2001 г. /Отв. ред. Мархинин В.В. – Ханты-Мансийск: Изд-во ОАО «Информационно-издательский центр», 2006. – 1,6 п.л.

  4. Гуренкова Т.Д. Новые диаспоры Сургута: проблемы адаптации и толерантности //Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник /Под ред. Ю.В. Попкова. Вып. 8. – Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2007. – 0,6 п.л.

  5. Гуренкова Т.Д. Русское население Сургута: историко-социологический срез // Русский вопрос: история и современность (Омск, 1-2 ноября 2007 г.): Материалы VI Международной научно-практической конференции /Отв. ред. М.А. Жигунова, Т.Н. Золотова. – Омск: Издательский дом «Наука», 2007. – 0,3 п.л.

  6. Черняк Я.С., Гуренкова Т.Д. Опыт формирования системы этнокультурного развития муниципального образования «городской округ город Сургут» //Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, Западная Сибирь, Югра): материалы Всероссийской научно-практической конференции, Сургут, 6-7 декабря 2007 г. /Отв. ред. В.А.Тен. – Сургут: Издательство СурГУ: ООО «Таймер», 2007. – 1,8 п.л. (автор. объем – 0,8 п.л.)

  7. Этносы и конфессии Сургута: десять лет спустя. Материалы сравнительного социологического исследования проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Сургуте /Лопаткин Р.А., Гуренкова Т.Д., Пинкевич В.К., Юсов А.Б.; под общей редакцией Лопаткина Р.А. и Гуренковой Т.Д. – Москва-Сургут: Изд-во ООО «Сургутская типография», 2007. – 15,6 п.л. (автор. объем – 3,9 п.л.)

  8. Гуренкова Т.Д. Характер и направленность этнической тематики в прессе Сургута Ханты- Мансийского автономного округа – Югры /VII Конгресс этнографов и антропологов России: Доклады и выступления. – Саранск, 2007. - 0,1 п.л.

  9. Гуренкова Т.Д. Ресурсы толерантности в конфессиональном пространстве северного города // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития, Москва, 2007: Материалы Международной научной конференции. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 0,3 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Гуренкова Тамара Дмитриевна

Научный руководитель -

Лопаткин Ремир Александрович

Изготовление оригинал-макета

Гуренкова Т.Д.

Подписано в печать __ Тираж экз. Усл. п.л.

ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №

119606 Москва, пр-т Вернадского,84

1 См.: проекты «Национальное сознание, национализм и регулирование конфликтов» (1993-1996), «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности» (1997-1998), «Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации» (1999-2001).

2 См.: Арутюнян Ю.В. Трансормация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. – М.: Наука, 2003; Бромлей В.Ю. Очерки теории этноса. – М., 2008; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002; Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2003, и др.

3 См.: Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №3, и др.

4 См.: Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. – М.: Научная книга, 2005; Мчедлов М.П. Проблемы толерантности в постсоветской России//Философские науки. 2002. №4; Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность //Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 4; Хомяков М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства //Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006; Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России //Социально-гуманитарные знания. 2003. №5.

5 См.: Гараджа В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость //Философские науки. 2004. №3; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме// Философия, наука, цивилизация. М., 1999; Нуруллаев А.А. Формирование религиозной толерантности: трудный поиск решений //Религиозная толерантность: историческое и политическое измерения /Сост. и общ. ред. А.А. Красикова и Е.С. Токаревой. М.: Academia, 2006; Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции //СОЦИС. 2003. №8; Сторчак В.М. Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России //Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций 2002 2004 гг. М., 2004.

6 См.: Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности //Вопросы психологии. 2003. №4; Проект «Культура толерантности как составная часть культуры мира» //Под рук. Мацковского М.С. - М., 2000.

7 См.: Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы / Пер. с англ. И. Шолохова //Развитие личности. 2001. №3-4, 2002. №1.

8 См.: Уолцер М. О терпимости. – М.: Идея-Пресс, 2000.

9 См.: Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур (по материалам социологического исследования в районах традиционного природопользования коренного национального и русского старожильческого населения Ханты-Мансийского автономного округа). – Новосибирск, 1996; Черняк Я.С. Этносы и конфессии в социокультурном пространстве северного города. – М.: ООО «Агент», 1999; Варламова С.Н., Выдрина Г.А., Лопаткин Р.А., Малахов С.П. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в северном регионе. – Ханты-Мансийск: Издательство ГУП «Информационно-издательский центр», 2004; Мартынов М.Ю. Межэтнические отношения и вопросы совершенствования системы местного самоуправления //Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе ХХI века: федеральный и региональный аспекты: Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. – Сургут, 1999; Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, Западная Сибирь, Югра): материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сургут, 6-7 декабря 2007 г./ Отв. ред. В.А.Тен. – Сургут: Издательство СурГУ: ООО «Таймер», 2007, и др.

10 См.: Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. – М.: Изд-во РАГС, 1998; Писманик М.Г. Религиозная ситуация в Прикамье и ее перспективы //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. № 3. М.: Изд-во РАГС, 2000; Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Северном регионе/С.Н. Варламова, Г.А.Выдрина, Р.А.Лопаткин, С.П. Малахов; отв. ред. Р.А.Лопаткин. - Ханты-Мансийск: Изд-во ГУП «Информационно-издательский центр», 2004.

11 См. Социология межэтнической толерантности/Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. – С. 27-28.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фгоу впо «сибирская академия государственной службы» ано «Центр социально-политических исследований и проектов»

    Документ
    Общество и этнополитика: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. 1 апреля – 15 июня 2009 года / Под ред. Л.В. Савинова.— Новосибирск: СибАГС, 2009.
  2. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Дан обзор некоторых актуальных проблем регулирования банковской системы России. Для изучения указанных проблем и нахождения путей их решения предлагается использовать методы социологического исследования, в частности, специализированный
  3. Диалог культур и цивилизаций

    Документ
    Д 44 Диалог культур и цивилизаций. Материалы X Всероссийской научной конференции молодых историков. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 198 с.
  4. Программа Ассоциация этнографов и антропологов России Институт этнологии и антропологии ран

    Программа
    Конгресс проводится при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Научных программ Санкт-Петербургского Научного центра РАН, Комитета по науке и высшей школы правительства Санкт-Петер­бурга,

Другие похожие документы..