Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Цель семинарских (практических) занятий- закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой, организа...полностью>>
'Документ'
В целях совершенствования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и в соответствии со ст...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по искус...полностью>>
'Документ'
- первым автором фундамент. труда по «Л» (1860г) был Де Джамини. В этом труде «Л» трактовалась как практическое руководство по управл. движением войс...полностью>>

На вопросы плательщиков по применению налогового законодательства рф, поступившие в октябре декабре 2010 года

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обзор ответов специалистов Управления ФНС России по Амурской области

на вопросы плательщиков по применению налогового законодательства РФ,

поступившие в октябре - декабре 2010 года

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее – НДФЛ).

Вопрос. Организация арендует нежилое помещение у физического лица, гражданина КНР. НДФЛ с арендной платы исчисляет и уплачивает в бюджет организация. Вправе ли организация самостоятельно определить является ли физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации? Каков порядок определения статуса налогоплательщика налоговым агентом для целей исчисления НДФЛ?

Ответ. В соответствии с п.1 ст.226 гл.23 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 ст.226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у физического лица и уплатить сумму налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ. Указанные организации являются налоговыми агентами.

Поскольку согласно п.3 ст.224 НК РФ в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, применяется иная ставка, чем для лиц, являющихся налоговыми резидентами, для исчисления сумм НДФЛ при каждой выплате доходов организация - налоговый агент должна принимать во внимание налоговый статус физического лица.

Соответственно, на налоговом агенте лежит ответственность за правильность исчисления НДФЛ, в том числе с учетом налогового статуса плательщика.

Пунктом 2 ст.207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается только на периоды его выезда за пределы РФ в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

При этом НК РФ не устанавливает для налоговых агентов каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения физического лица в РФ и не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физического лица в зависимости от его гражданства.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, в частности, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ.

Налогоплательщик может предоставить организации - налоговому агенту соответствующие документы, необходимые для удержания НДФЛ в соответствии с его налоговым статусом, самостоятельно либо по запросу налогового агента.

Из вышеизложенного следует, что налоговый агент вправе самостоятельно определять статус физического лица на основании документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, без предоставления справки из Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных.

Вопрос. Правомерно ли организация не будет считаться налоговым агентом, если в заключённом договоре аренды нежилого помещения между организацией и физическим лицом будет оговорено, что физическое лицо самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ с полученных доходов?

Ответ. Согласно пп.4 п.1 ст.208 НК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ, признаются доходами физического лица от источников в РФ.

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 ст.226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у физического лица и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ. Такие организации признаются налоговыми агентами в целях исчисления НДФЛ.

Исчисление и уплата НДФЛ на основании ст.226 НК РФ производятся в отношении всех доходов плательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата НДФЛ осуществляются в соответствии со ст.ст.214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм НДФЛ.

Физические лица, получающие доходы от организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный НДФЛ в соответствующий бюджет (пп.1 п.1 ст.228 НК РФ).

Таким образом, если арендатором является российская организация, то при выплате дохода по договору аренды нежилого помещения физическому лицу-арендодателю она признается налоговым агентом и обязана на основании ст.226 НК РФ исчислить, удержать и перечислить в соответствующий бюджет сумму НДФЛ непосредственно из дохода физического лица при фактической выплате и представить в налоговую инспекцию сведения о выплаченных доходах по форме №2-НДФЛ не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом – календарным годом (п.2 ст.230 НК РФ).

Если арендатором является иностранная организация, то в соответствии с пп.1 п.1 ст.228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с таких доходов и представления в налоговый орган по месту своего учета налоговой декларации по форме №3-НДФЛ возложена на физическое лицо-арендодателя.

Имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (ст.220 гл.23 НК РФ)

Вопрос: Физические лица продают приватизированную в 2005 году в равных долях (два взрослых и ребёнок) квартиру, зарегистрированную в регистрирующем органе в 2009 году. Каким будет считаться срок собственности?

Ответ. Согласно п.17.1 ст.217 гл.23 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи квартир, включая приватизированные жилые помещения, и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более. При этом положения указанного пункта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п.4 ст.5 Федерального закона от 27.12.2009 №368-ФЗ).

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, право собственности на занимаемую квартиру возникает у гражданина с момента ее приватизации. В связи с тем, что период нахождения данной квартиры в собственности у налогоплательщиков составляет более 3-х лет, то доходы от продажи этой квартиры не подлежат обложению НДФЛ и, соответственно, у физических лиц не возникает обязанности по представлению в налоговый орган по месту жительства декларации по форме №3-НДФЛ при условии отсутствия иных доходов, подлежащих декларированию.

Вопрос. Физическим лицом приобретена квартира по ипотеке, оформлена на себя и родственника (тестя), которым было использовано право на получение имущественного вычета ранее при покупке другого жилья. Может ли быть предоставлен имущественный вычет физическому лицу, не использовавшему право на его получение?

Ответ. Согласно пп.2 п.1 ст.220 гл.23 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ физическое лицо с 01.01.2009 имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли (долей) в ней, в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 млн. руб., а также в размере суммы процентов, уплаченных по ипотечному кредиту по этому объекту недвижимости (за весь период, в котором осуществлялась фактическая уплата процентов по ипотечному кредиту).

Повторное предоставление налогоплательщику имущественного вычета не допускается.

Следует учитывать, что право на получение имущественного вычета имеют физические лица, получившие в налоговом периоде (календарном году) доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13 процентов.

Статьей 220 НК РФ предусмотрено, что при приобретении имущества в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности. Следовательно, при оформлении квартиры в общую долевую собственность каждый из совладельцев может воспользоваться имущественным налоговым вычетом исходя из его доли в указанном имуществе.

Воспользоваться правом на получение имущественного вычета в связи с приобретением в собственность квартиры, комнаты, доли (долей) в них на основании договора купли-продажи можно одним из двух способов (п.2 ст.220 НК РФ):

1. В налоговом органе по окончании налогового периода (календарного года).

В этом случае необходимо представить в налоговую инспекцию по месту жительства:

- письменное заявление и декларацию по форме №3-НДФЛ (в настоящее время действует форма, утвержденная приказом Минфина РФ от 29.12.2009 №145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения");

-договор о приобретении квартиры;

-документ, подтверждающий право собственности на квартиру (свидетельство о праве собственности);

-платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы).

2. У работодателя.

Имущественный вычет у работодателя можно получить до окончания налогового периода (календарного года), для чего необходимо по месту работы представить «Уведомление о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет», утвержденное приказом ФНС России от 25.12.2009 №ММ-7-3/714@ (далее – Уведомление).

Для получения Уведомления следует подать в налоговую инспекцию письменное заявление и документы, подтверждающие право на получение имущественного вычета, которые указаны в пп.2 п.1 ст.220 НК РФ.

В случае если в налоговом периоде имущественный вычет не может быть использован налогоплательщиком полностью (то есть доход в календарном году меньше размера имущественного вычета), остаток вычета может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования (пп.2 п.1 ст.220 НК РФ).

Указанная позиция подтверждается письмом ФНС России от 25.11.2010 N ШС-07-3/406@ "О порядке предоставления имущественного налогового вычета", доведенным до сведения налоговых органов.

Вопрос. Физическое лицо (мать) приобрело комнату в общежитии на своего несовершеннолетнего ребёнка. Может ли физическое лицо воспользоваться имущественным вычетом по приобретенной комнате за своего несовершеннолетнего ребёнка?

Ответ: В соответствии с пп.2 п.1 ст.220 гл.23 НК РФ физическое лицо вправе получить имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории РФ имущества, в частности жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов (с учетом ограничений размера вычета, установленного указанной статьёй на момент приобретения имущества), а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на приобретение на территории РФ квартиры или доли (долей) в них.

Предоставление права на получение налогового вычета родителям (родителю) по приобретенному имуществу, оформленному в собственность несовершеннолетнего ребёнка, НК РФ не предусмотрены.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 № 5-П определено, что родитель, приобретший за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета.

Таким образом, родители, приобретающие жилье в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, имеют возможность полностью использовать лимит имущественного налогового вычета, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в том числе по доле (долям) квартиры (комнаты), оформленной в собственность этих детей.

Данная позиция изложена в письме Минфина РФ от 06.04.2009 № 03-04-07-01/109.

Социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (ст.219 гл.23 НК РФ)

Вопрос. Физическое лицо закончило обучение в платном ВУЗе, в соответствии со ст. 219 НК РФ воспользовалось своим правом на получение социального налогового вычета один раз. Может ли ещё раз физическое лицо воспользоваться своим правом на получение социального налогового вычета?

Ответ. Налоговым законодательством количественное ограничение получения физическим лицом социальных налоговых вычетов связанных с обучением не предусмотрено.

Налогоплательщик имеет право на получение социального вычета согласно пп.2 п.1 ст.219 гл.23 НК РФ в сумме, уплаченной им за свое обучение в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п.2 данной статьи (максимальный совокупный размер социального налогового вычета составляет 120 000 руб.).

Указанный вычет может быть предоставлен физическому лицу при подаче декларации по форме №3-НДФЛ в налоговую инспекцию по месту жительства по окончании календарного года с приложением документов: копии договора на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг (в случае если в договоре на обучение отсутствует ссылка на наличие лицензии с указанием ее реквизитов, то документов, подтверждающих статус образовательного учреждения (копии лицензии или иного соответствующего документа)), а также копий платежных документов, подтверждающих его фактические расходы за свое обучение.

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (далее – НДС)

Вопрос. Юридическое лицо заключило договор аренды муниципального имущества, в котором согласованы расходы на проведение ремонтных работ в арендуемом помещении с зачётом расходов на эти работы в счёт арендной платы. Обязана ли организация исчислять и уплачивать НДС с суммы арендной платы предусмотренной договором (без учёта предоставленного зачёта по аренде) либо с суммы арендной платы, фактически уплаченной арендодателю (с учётом предоставленного зачёта в связи с проведённым ремонтом)?

Ответ. Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлен особый порядок применения НДС при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. В соответствии с данным порядком исчислять и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС обязаны арендаторы такого имущества. При этом исключений в отношении арендаторов, осуществляющих расчеты за услуги по аренде в безденежной форме, не установлено.

Обращаем внимание, что в случае уплаты аренды в безденежной форме, налоговый агент, не имея возможности удержать и уплатить налог, обязан письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности в срок, установленный пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ. Данная позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Из вышеизложенного следует, что в отношении оказываемых органами местного самоуправления услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, арендаторам следует исчислять и уплачивать в бюджет НДС, а в случае уплаты аренды в безденежной форме, арендатор обязан известить налоговый орган в соответствии с действующим законодательством.

Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ (далее – ЕНВД)

Вопрос. Индивидуальный предприниматель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение первых трёх месяцев после постановки на налоговый учёт. Как оформляется в данном случае налоговая отчётность.

Ответ. В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым плательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим плательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым плательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (п.2 ст.80 НК РФ).

Перечень налоговой отчетности, обязательной представлению индивидуальным предпринимателем, зависит от применяемых им систем налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, могут применять:

- общую систему налогообложения в соответствии с гл.23 НК РФ;

- специальные налоговые режимы на основании глав 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ.

В случае если осуществляется розничная торговля, то в отношении данного вида деятельности в обязательном порядке должна применяться система налогообложения в виде ЕНВД, при условии соблюдения ограничений, предусмотренных гл.26.3 НК РФ, и введения системы ЕНВД на соответствующей территории нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов. Если указанный нормативный правовой акт не принят перечисленными органами, то плательщик вправе применять общую систему налогообложения в соответствии с гл.23 НК РФ либо УСН при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных гл.26.2 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, обязаны согласно п.2 ст.346.28 НК РФ встать на учет в налоговых органах по каждому месту осуществления этой деятельности (за исключением оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозной и разносной торговли, размещения рекламы на транспортных средствах, при осуществлении которых постановка на учет производится по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Порядок постановки на учет и снятия с учета плательщиков ЕНВД регламентируется нормами п.3 ст.346.28 НК РФ.

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате (п.4 ст.346.26 НК РФ):

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

- НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате согласно НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в п.4 ст.346.26 НК РФ, осуществляются плательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

Декларация по ЕНВД (форма по КНД 1152016), утвержденная приказом Минфина России от 08.12.2008 №137н, представляется плательщиками в налоговые органы по месту постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД по итогам налогового периода (квартала) не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п.2 ст.346.28 и п.3 ст.346.32 НК РФ).

Так как индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, освобождены от уплаты налогов, перечисленных в п.4 ст.346.26 НК РФ, соответственно не представляют в налоговый орган отчетность по указанным видам налогов. При этом исчисление и уплата иных налогов, а также представление по ним налоговых деклараций (расчетов) осуществляются плательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

Из вышеизложенного следует, что индивидуальный предприниматель обязан подавать налоговые декларации (расчеты) независимо от результатов своей предпринимательской деятельности, в случае не осуществления деятельность - подается "нулевая" декларация.

Необходимо учитывать, что индивидуальные предприниматели при выплате работникам заработной платы являются налоговыми агентами (п.1 ст.226 гл.23 НК РФ), которым следует ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица" (далее – 2-НДФЛ), соответствующего налогового периода и суммах налогов, начисленных и удержанных в этом календарном году на основании п.2 ст.230 НК РФ.

В случае если индивидуальный предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах (по месту жительства и по месту осуществления деятельности с применением ЕНВД), следует представлять декларацию по ф. 2-НДФЛ в налоговый орган:

  • по доходам, выплачиваемым работникам, занятым в деятельности на территории подведомственной налоговому органу, состоящего на учете по месту жительства налогового агента – в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя;

  • по доходам, выплачиваемым работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД – в налоговый орган по месту учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД.

Данная позиция изложена в письме Минфина России от 10.03.2010 №03-04-08/3-50, доведенном до сведения налоговых органов Федеральной налоговой службой письмом от 07.04.2010 №ШС-17-3/50@.

Вопрос. Физическое лицо в 2010 году зарегистрировалось в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, в заявлении на регистрацию указано применение УСНО «доходы» и несколько видов деятельности по ОКВЭД - первым указан ремонт автомобилей, деятельность по данному виду деятельности не осуществлял. В рамках программы поддержки предпринимательства получена финансовая помощь, которая была израсходована в этом же году на приобретение помещения, используемое для осуществления предпринимательской деятельности. Обязан ли представлять «нулевую» декларацию по ЕНВД, если ремонт автомобилей в отчётном периоде не осуществлялся? Нужно ли подавать заявление о начале деятельности по ремонту автомобилей, подпадающей под ЕНВД? Нужно ли в декларации по УСНО «доходы» исчислять налог с финансовой помощи, выданной областной администрацией?

Ответ. Согласно п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым плательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим плательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым плательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов на основании глав 26.1, 26.2, 26.3 НК, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности (п.2 ст.80 НК РФ).

Порядок постановки на учет и снятия с учета индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков ЕНВД регламентируется нормами п.3 ст.346.28 гл.26.3 НК РФ.

При этом ФНС России письмом от 21.09.2009 №МН-22-6/734@ доведен порядок учета в налоговых органах плательщиков ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, подают в налоговые органы в течение 5-ти дней со дня начала осуществления такой деятельности заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД по форме №ЕНВД-2, утвержденной приказом ФНС России от 14.01.2009 №ММ-7-6/5@ «Об утверждении форм заявлений о постановке на учет и снятии с учета организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков ЕНВД для отдельных видов деятельности».

Исходя из изложенного, у индивидуального предпринимателя появляется обязанность по постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по факту начала осуществления деятельности, подпадающей под ЕНВД, для этого необходимо в течение 5-ти дней со дня начала такой деятельности подать в налоговую инспекцию заявление по форме №ЕНВД-2.

Обращаем внимание, если в дальнейшем приостанавливается деятельность в течение налогового периода (квартала), то обязаны подавать декларации по ЕНВД (форма по КНД 1152016) остается, даже если она будет представлена с "нулевыми" показателями.

Следовательно, если налогоплательщик не начал осуществлять деятельность, в отношении которой должна применяться система ЕНВД, и при этом, не состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД, обязанность по представлению декларации по ЕНВД - отсутствует.

Данная позиция подтверждается письмами ФНС России от 27.08.2009 №ШС-22-3/669@ «О представлении «нулевых» налоговых деклараций по ЕНВД» и Минфина России от 10.03.2010 №03-04-08/3-50 (направлено письмом ФНС России от 07.04.2010 №ШС-17-3/50@), доведенными до сведения налоговых органов.

Порядок налогообложения сумм выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на основании программ, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, доведен до сведения налоговых органов ФНС России письмом от 19.08.2010 №ШС-37-3/9373@.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом «доходы», обязаны фиксировать полученные доходы для целей исчисления налоговой базы по УСН в «Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН», форма и Порядок заполнения, которой утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 №154н (далее – Книга по УСН).

При этом указанная категория плательщиков при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за отчетный (налоговый) период 2010 года, суммы полученной государственной субсидии (финансовой помощи) для организации собственного дела в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» раздела I Книги по УСН не отражают и, соответственно, эти суммы не учитывают в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (форма по КНД 1152017) за 2010 год при соблюдении условий, предусмотренных п.1 ст.346.17 гл.26.2 НК РФ.

В случае нарушения условий получения выплат, перечисленных в п.1 ст.346.17 НК РФ, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Вопрос. Организация осуществляет деятельность, которой присвоен код ОКВД:

60.24.2 – Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;

63.21.2 – Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта.

Согласно пп.5 п.2 ст. 346.26 НК РФ данные виды деятельности подпадают под ЕНВД.

На балансе организации имеются и эксплуатируются 18 транспортных средств, в т.ч. 13 самосвалов, 1 погрузчик, 2 экскаватора, 2 бульдозера. Все услуги взаимосвязаны и предоставляются в рамках одного договора для юридического лица. Правомерно ли применение ЕНВД?

Ответ.

В соответствии с п.2 ст.346.26 гл.26.3 НК РФ на систему налогообложения в виде ЕНВД переводится, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, при условии введения данной системы на территории муниципального района или городского округа на основании решений, принятых представительными органами.

При этом к транспортным средствам согласно ст.346.27 НК РФ относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Следовательно, под обложение ЕНВД подпадает осуществляемая налогоплательщиком деятельность по перевозке грузов, отвечающая требованиям, предусмотренным гл.26.3 НК РФ. Необходимо учитывать, что если транспортное средство не предназначено для перевозки грузов, а используется для погрузочно-разгрузочных работ (например, бульдозер), то данные услуги не облагаются ЕНВД.

Глава 31. Земельный налог

Вопрос. Индивидуальный предприниматель имеет в собственности два земельных участка, на которых расположены объекты недвижимости, используемые в предпринимательской деятельности, один земельный участок полностью используются в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется УСНО, второй используется по деятельности, облагаемой по УСН и ЕНВД. Возникает ли обязанность по сдаче налогового расчёта по авансовым платежам в 2010 году?

Ответ. Индивидуальные предприниматели согласно п.2 ст.398 гл.31 «Земельный налог» НК РФ в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 НК РФ, уплачивающие в течение налогового периода (календарного года) авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН в соответствии с гл.26.2. НК РФ, не обязаны подавать по земельному налогу расчеты по авансовым платежам за отчетные периоды – I, II и III кварталы календарного года (п.2 ст.398 НК РФ), однако они уплачивают авансовые платежи по данному налогу по итогам отчетного периода.

В случае если индивидуальный предприниматель использует:

- один земельный участок в рамках предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется УСН и система налогообложения в виде ЕНВД в соответствии с гл.26.3 НК РФ, то индивидуальный предприниматель не освобождается от обязанности по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу в отношении такого земельного участка;

- несколько земельных участков, то в соответствии с п.2 ст.398 НК РФ индивидуальный предприниматель освобождается представлять расчеты по авансовым платежам по земельному налогу лишь в отношении земельного участка, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, в отношении которой применяется система УСН.

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых

Вопрос. Юридическое лицо согласно условиям лицензии на право пользования недрами осуществляет добычу полезных ископаемых, добытыми полезными ископаемыми является Сплав – Доре. Доставку Сплава – Доре от золотоискательной фабрики до аффинажного завода осуществляет Главное управление специальной связи по Амурской области. Уменьшают ли расходы по доставке Сплава – Доре от золотоискательной фабрики до аффинажного завода цену реализации химически чистого золота с учётом сложившейся арбитражной практики?

Ответ. В целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) оценка стоимости добытых драгоценных металлов производится в соответствии с положениями п.5 ст.340 гл.26 НК РФ. Оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии – в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области геологического изучения и разведки золотоносных месторождений, добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) золота, является Федеральный закон от 26.03.1998 №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 №214-ФЗ).

Согласно ст.1 Федерального закона от 26.03.1998 №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Под производством драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Вышеуказанным законом дано понятие аффинажа драгоценных металлов, под которым понимается процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Документами, подтверждающими расходы по аффинажу, являются: договоры на аффинаж драгоценных металлов, акты приемки-передачи драгоценных металлов, выставляемые аффинажными организациями счета-фактуры, расчеты аффинажных организаций на принятый металл по акту.

В соответствии с абз.4 п.3 ст.340 НК РФ к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

Документами, подтверждающими транспортировку драгоценных металлов до получателя, могут являться, в частности, договоры на оказание транспортных услуг, акты за оказание транспортных услуг, счета-фактуры и иные документы, выставляемые транспортными организациями, договора купли-продажи драгоценных металлов.

Следовательно, в расходы, уменьшающие стоимость реализованного химически чистого металла, включаются расходы по аффинажу и доставке химически чистого металла до получателя.

Таким образом, расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до аффинажного завода в данном конкретном случае, не могут быть включены в целях расчета НДПИ в расходы по доставке химически чистого металла до получателя.

В отношении сложившейся судебной практике. В настоящее время по данному вопросу отсутствует сложившаяся судебная практика. Из трех постановлений ФАС по Дальневосточному округу и Западно-Сибирскому округу не следует однозначный вывод о том, что расходы по доставке полезных ископаемых от обогатительной фабрики до аффинажного завода подлежат включению в расходы по аффинажу и доставке химически чистого металла до получателя.

В силу статей 13 и 16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 №1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды обязаны руководствоваться постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В связи с чем, Определение ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ не подлежит применению.

О применении контрольно – кассовой техники

Вопрос. Существует ли обязанность применения контрольно – кассовой техники при оказании услуг населению по упаковке сувениров?

Ответ. Согласно п.2.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон №54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД в соответствии с гл.26.3 НК РФ, не подпадающие под действие п.п.2 и 3 ст.2 данного Федерального закона, при осуществлении видов деятельности, установленных п.2 ст.346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Таким образом, возможность не применять ККТ предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям, которые являются плательщиками ЕНВД, в случае, если они не подпадают под действие п.п. 2 и 3 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ и выдают по требованию покупателя (клиента) документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), который должен соответствовать требованиям п.2.1 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ и содержать следующие реквизиты:

- наименование документа;

- порядковый номер документа, дату его выдачи;

- наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты (в рублях);

- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Вопрос. Юридическое лицо осуществляет на территории Амурской области деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в магазинах на основании соответствующей лицензии и является плательщиком ЕНВД по данному виду деятельности. Законодательством предусмотрено, что налогоплательщики ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчёты и (или) расчёты с использованием платёжных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 22.11.2995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп.) в городах запрещается розничная продажа алкогольной продукции.

Относиться ли указанное исключение только населённых пунктов, имеющих установленный статус города?

Ответ. В письмах Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2009 № 03-01-15/9- 441, от 09.09.2009 №03-01-15/9- 451, от 06.11.2009 № 03-01-15/10- 492 даны разъяснения о том, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п.2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчёты и (или) расчёты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Каких – либо исключений применения вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ не содержит.

Вместе с тем, правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.2995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ).

В соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

Вместе с тем, Постановлением Губернатора Амурской области от 04.06.2004 № 312 «Об утверждении перечня отдалённых или труднодоступных населённых пунктов на территории Амурской области, в которых наличные денежные расчёты и или (расчёты) с использованием платёжных карт производятся без применения контрольно-кассовой технике» (с изменениями от 02.04.2009 № 160) утверждён перечень отдалённых или труднодоступных населённых пунктов на территории Амурской области, в которых наличные денежные расчёты и (или) расчёты с использованием платежных карт производятся без применения контрольно-кассовых машин (далее – Перечень).

Следовательно, организации, находящиеся в отдалённых или труднодоступных местностях, указанных в Перечне, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, в том числе и при продаже алкогольной продукции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за декабрь 2010 года

    Информационный бюллетень
    Сплошное статистическое наблюдение субъектов предпринимательства, которое проводится Росстатом в начале 2011 года, является не только экономически значимым проектом - данное обследование должно способствовать построению новых продуктивных
  2. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за декабрь 2008 года

    Информационный бюллетень
    Выручка, полученная фирмой от продажи билетов на зрелищные и культмассовые мероприятия, не облагается НДС даже в том случае, если формально компания не является учреждением культуры.
  3. Доклад тпп россии «Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы»

    Доклад
    6.1. Предложения по доработке правительственного проекта № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности» 59
  4. Мониторинг сми фнс россии Временной период: с 09: 00 20 Декабря 2010 г

    Публичный отчет
    Чтобы оперативно решать налоговые проблемы, необходимо создать постоянно действующую консолидированную площадку, на которой специалисты в налоговой сфере,
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 18. 05. 2011 n 9-п по делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закон

    Закон
    Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Другие похожие документы..