Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
розглядаються будова і принцип роботи трактів прийому і передачі телефонного каналу станції Р404-М; а також призначення, технічні характеристики, буд...полностью>>
'Закон'
1.1.1. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 11...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский унив...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «07» февраля 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 в Астраханском государственном университете по...полностью>>

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике основных групп заболеваний в условиях учебно-воспитательного процесса предисловие

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Питание — один из неотъемлемых факторов жизни. Древние утверждали, что «человек есть то, что он ест». Пищевые вещества практически полностью определяют физическую, умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от его пищевого статуса. Любое отклонение от так называемой формулы сбалансированного питания приводит к определенному нарушению функций организма, особенно если эти отклонения достаточно выражены и продолжительны. Пища имеет глубокое влияние на развитие, рост, заболеваемость, смертность, не только во внутриутробном развитии и в раннем младенчестве, но и на болезненность, физическую и умственную способность в течение всей жизни

Соответственно количество и вид потребляемых продуктов питания являются важными факторами, определяющими общее состояние человека. Хорошее здоровье стало показателем уровня жизни современных людей, и поддержание его должно быть первостепенной социальной задачей. Снижение заболеваемости населения, предупреждение хронического течения патологических процессов в зрелом возрасте выгодно экономически, так как уменьшает в последствии расходы, связанные с оказанием медицинской помощи, предотвращает материальный ущерб вследствие потери трудоспособности. Следовательно, экономически выгодным становится и правильное рациональное питание, сохраняющее здоровье и играющее значительную роль в предупреждении заболеваний.

Рациональное питание – это своевременное и правильно организованное обеспечение организма оптимальным количеством пищи, включающей пищевые вещества в необходимых количествах и в правильном соотношении. Рациональное питание способно предотвратить или замедлить развитие многих заболеваний, причем не только болезней желудочно-кишечного тракта.

Основные принципы рационального питания следующие:

  • полное удовлетворение энергетических, пластических и др. потребностей организма;

  • обеспечение адекватного уровня обмена веществ;

  • поступление в достаточном количестве витаминов, микроэлементов, пищевых волокон и других эссециальных (необходимых) компонентов пищи ( нутриентов ).

Основными критериями рационального питания служат:

  • сбалансированность — питание, в котором имеются адекватные соотношения белков, жиров, углеводов и др. нутриентов в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей;

  • правильный режим питания .

Неправильное питание – физическое состояние, возникающее в результате неверно составленного рациона или неспособности организма всасывать или усваивать питательные вещества. Существуют следующие формы неправильного питания:

  • переедание : потребление большего числа калорий, чем того требует организм, что приводит к ожирению;

  • недоедание : недостаточное потребление калорий и питательных веществ, что приводит к избыточной потере веса и/или дефициту питательных веществ в организме.

Надо отметить, что в течение последних 10-15 лет отмечают постоянное ухудшение структуры питания населения России. До 90% населения имеет дефицит аскорбиновой кислоты, 30-40% — витаминов групп В и Е, в ряде регионов выявлен практически 100% дефицит селена и йода, более 50% населения получают недостаточное количество клетчатки. За последние десятилетия произошло резкое снижение потребления основных продуктов (мясных, молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, растительного масла, фруктов, овощей), которые являются источником белка, витаминов, микроэлементов.

Остро встала проблема дефицита железа алиментарного происхождения: до 30% россиян имеют клинические проявления этого состояния и еще примерно 20-30% — субклинические. Дефицит железа — проблема не только РФ, но и многих стран мира. Даже в развитых странах, таких как США, до 50% школьников имеют железодефицитную анемию. По мнению ВОЗ, данная проблема приобрела характер общемировой эпидемии. Во многом развитие этой эпидемии связано с уменьшением мяса в суточном рационе и замене мясного белка другими видами белков.

Большинство регионов РФ характеризуются эндемическим (природно-очаговым) дефицитом йода. После распада СССР на государственном уровне в этих регионах не проводится профилактика йододефицитных заболеваний, последствия которых тем страшнее, чем в более раннем возрасте наступил дефицит йода. Данное состояние во время беременности приводит к невынашиванию плода, сразу после рождения — к олигофрении, в раннем детском возрасте — отставанию в умственном развитии, у взрослых людей — повышенной утомляемости и снижению работоспособности. Отсутствие государственных программ профилактики дефицита йода в эндемических районах принципиально отличает РФ от развитых стран мира, в которых эта профилактика проводится. Между тем, обычно оказывается достаточным введение качественной йодированной соли в рацион питания с тем, чтобы избежать развития алиментарного йододефицита.

Некоторые из регионов РФ характеризуются недостатком фтора, что приводит к более частому развитию кариеса. В отличие от большинства стран мира, в РФ не проводятся государственные программы, направленные на профилактику дефицита фтора. Между тем, в мировой практике для профилактики дефицита фтора используют либо фторированную воду, молоко, соль. Применение фторированного молока является одним из наиболее признанным методов профилактики дефицита фтора, т.к. позволяет человеку самостоятельно выбирать: пользоваться или не пользоваться фторированным молоком. Известно, что избыток фтора, также как и его недостаток, неблагоприятно сказывается на развитии зубов, и может приводить к развитию флюороза. При фторировании водопроводной воды ее вынуждены употреблять все люди, проживающие на данной территории вне зависимости от наличия или отсутствия у них дефицита фтора, что является недостатком данного вида профилактики. Фторсодержащие зубные пасты применяют в качестве средства местной профилактики дефицита фтора, однако их использование невозможно у новорожденных детей, у которых происходит формирование зубного ряда.

В настоящее время из-за сжигания опавших листьев многие из регионов РФ испытывают дефицит селена (в процессе горения селен переходит из усваиваемой формы в неусваиваемую). Возможно, с дефицитом селена связан рост числа онкологических заболеваний, отмечаемый в последнее время.

Большинство регионов РФ, особенно крупные города и промышленные зоны, характеризуются избытком во внешней среде тяжелых металлов, в первую очередь, свинца, неблагоприятно сказывающихся на здоровье населения. Только в странах СНГ до настоящего времени разрешено применение тетраэтилсвинца в качестве добавки к автомобильному топливу для повышения его октанового числа. Свинец, поступающий в окружающую среду в процессе горения топлива, приводит к развитию анемии, откладывается в костях, приводя к их повышенной ломкости.

В некоторых регионах РФ отмечен дефицит питания детей школьного и дошкольного возраста. Дети получают недостаточное количество белков, жиров, углеводов и калорий. Выполненные экспертизы продемонстрировали дефицит витаминов E , B 1 , B 6 , PP , а также кальция, фосфора, лактата железа, цинка в ежедневном рационе детей. Отмечены неадекватная организация C -витаминизации, продуктов подвергающихся кипячению, плохое снабжение школ горячей пищей, недостаточное использование изделий из натурального молока, рыбы, соков, изделий из мяса, масла, овощей, плодов, куриных яиц в рационе школьников.

Тревожным является факт увеличения числа детей с витаминной недостаточностью, в том числе тяжелой степенью ее выраженности. Такая ситуация в последнее десятилетие обусловлена комплексом факторов: снижением качества жизни семей, прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды и повышенным расходом витаминов организмом ребенка в связи со стрессами, необходимостью приспосабливаться к неудовлетворительным условиям окружающей среды, неадекватными школьными нагрузками и частой инфекционной, в первую очередь респираторной, заболеваемостью.

С другой стороны, недостаточность потребления витаминов растущим организмом усиливает действие на ребенка вредных экологических факторов и радиации, увеличивает риск патологических клеточных мутаций, вызываемых ксенобиотиками, нарушает, утяжеляет течение и исход болезней, способствует их хронизации, тормозит процессы роста и биологического созревания детей. В зависимости от региона России дефицит витамина А, каротина, витаминов Е, В 1 , В 2 , В 6 и фолиевой кислоты наблюдается у значительной (20-50%) части детей.

Потребность в витаминах у беременной женщины возрастает минимум в 1,5 раза. В то же время в современных условиях беременные женщины не только не получают дополнительного количества витаминов, но и часто испытывают их умеренных и даже глубокий дефицит. Для разных витаминов он колеблется от 45% до 100%. Наиболее распространен дефицит витаминов В 6 (100%), В 1 (96%), фолиевой кислоты (77%) и витамина С (64%).

С ухудшением экологической обстановки и ослаблением санитарно-гигиенического контроля связано повышенное загрязнение пищевых продуктов пестицидами, радионуклидами, антибиотиками, гормонами.

В силу экономических обстоятельств, в настоящее время рацион среднестатистического россиянина примерно на 30% состоит из макаронных изделий. Макаронные изделия, обеспечивая энергетические потребности организма, не в состоянии удовлетворить его нужды в витаминах, микроэлементах и пищевых волокнах. Недостаток пищевых волокон в сочетании с неблагоприятной экологической обстановкой и неправильным режимом питания приводит к нарушению биоценоза кишечника и других заболеваний желудочно-кишечного тракта. Кроме того, избыточное употребление макаронных изделий обычно сопровождается повышением массы тела.

Из экономических соображений во многих регионах, особенно в прибрежных, возросло употребление в пищу гидробионтов (рыба, моллюски, ракообразные и т.д.). Это повысило риск развития паразитарных заболеваний, которые ранее регистрировали только на спорадическом уровне.

Причины, обусловившие изменение качества растительной и животной пищи и продуктов из них многообразны:

  • исчезновение многих минералов из почвы и как следствие из растений;

  • использование искусственных удобрений, приводящих к избыточному накоплению в почве и растениях некоторых минералов (фосфор, калий);

  • сбор овощей, фруктов и зелени до созревания и их созревание уже по дороге к месту хранения и/или продажи;

  • длительная транспортировка и хранение продуктов питания, уменьшающая содержание в них биологически активных веществ, многие витамины и минералы начинают разрушаться с того момента, как фрукт или овощ сорван, и длительный период хранения практически сводит на нет питательную ценность продукта;

  • откорм животных в условиях, резко отличающихся от естественных, искусственная стимуляция их роста (введение в кормовые рационы гормонов и антибиотиков);

  • технология переработки, консервирования, рафинирования, кулинарная обработка, уменьшающие содержание в продуктах биологически активных веществ, в процессе которых некоторые микронутриенты удаляются или распадаются полностью, количество других уменьшается на порядок.

Изменение структуры питания россиян в течение последних 10-15 лет привело к росту частоты: ожирения, инфарктов миокарда, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, онкопатологии, аллергических заболеваний, и т.д.

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ГЕЛЬМИНТОЗОВ

Здания школ, построенных на территории РФ, максимально удовлетворяют санитарно-гигиеническим требованиям по профилактике гельминтозов и других кишечных инфекций. Так, в отличие от некоторых стран, во всех туалетных комнатах имеется неземляной (чаще – бетонный) пол, оборудованы раковины или рукомойники. Поэтому мероприятия по профилактике гельминтозов в первую очередь должны быть направлены на обучение детей и подростков навыкам личной гигиены.

Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдают отставание в умственном и физическом развитии. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха. В этом плане определенного результата можно достигнуть путем проведения специальных бесед с родителями с разъяснением необходимости контролировать режим дня ребенка, вреде позднего просмотра телепередач и т.д. Гораздо больше школьная среда может дать в плане навыков личной гигиены.

Школа может способствовать формированию навыков личной гигиены, а также необходимых знаний у детей и подростков по данной тематике. Для эффективной реализации программ развития навыков личной гигиены и профилактики гельминтозов необходимо взаимодействие администрации школы, ее педагогического коллектива, медицинских работников и родителей (табл. 4).  

Таблица 4. Основные направления работы и ее уровни при обучении школьников навыкам личной гигиены и профилактике гельминтозов

Администрация школы

Педагогический коллектив

Медицинские
работники

Родители

  • организация мест для мытья рук около школьной столовой

  • обеспечение наличия в столовой кипяченой воды

  • контроль уборки туалетных комнат

  • проведение тематических занятий и классных часов

  • проведение родительских собраний

  • обучение навыкам личной гигиены

  • контроль наличия справок на энтеробиоз в начале учебного года и у вновь поступающих школьников

  • проведение лечения школьников с гельминтозами

  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока, столовой и туалетных комнат

  • проведение тематических лекций и бесед со школьниками

  • контроль мытья рук и соблюдением других правил личной гигиены детьми и подростками

  • участие в программах по обучению навыкам личной гигиены и профилактике гельминтозов

К сожалению, существуют ограничения возможностей проведения тематических уроков по навыкам личной гигиены (табл. 5), поэтому основные мероприятия по профилактике гельминтозов и других кишечных инфекций связаны с использованием административных мер.

Таблица 5. Примерное содержание тематических уроков по обучению навыкам личной гигиены и профилактике гельминтозов

Предмет

Содержание занятия

Биология

Гельминты. Их влияние на организм человека

Физиология человека. Потообразование. Необходимость мероприятий личной гигиены для нормального функционирования кожи

ИЗО

Рисование плакатов на тему, почему надо мыть руки перед едой

Иностранный язык

Чтение и пересказ текста на тему личной гигиены, профилактики гельминтозов и других кишечных инфекций

Классный час

Проведение тематических бесед, занятий, деловых игр

Материальные технологии, классный час

Обучение правилам гигиены в быту, способствующим профилактике гельминтозов и других кишечных инфекций

ОБЖ

Профилактика кишечных инфекций и гельминтозов в условиях походов, полевых сборов и т.д.

Русский язык

Диктант, изложение или сочинение на тему профилактики гельминтозов

Физика

Роль кипячения воды в профилактике гельминтозов и других кишечных инфекций

Химия

Антисептические средства для профилактики кишечных инфекций

Гигиена — от гр. hygienos (целебный, приносящий здоровье) — раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение возникновения заболеваний и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья. Практической областью гигиены является санитария.

Гигиена — чрезвычайно емкое понятие. Оно включает в себя режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств и др. К сожалению, несмотря на доказанную эффективность гигиенических мероприятий, их соблюдают далеко не все. В России лишь каждый третий школьник регулярно моет руки; 71% лиц, имеющих дома животных, не моет руки после общения с ними; правильного режима питания в течение дня придерживается не более 51% россиян.

Заметим, что современное отношение к личной гигиене как основе здорового образа жизни сложилось не сразу. В средние века в Европе усилия по поддержанию личной гигиены практически не предпринимались. Официальная медицина считала, что мытье вредно для здоровья. Богатые люди мылись чрезвычайно редко (в среднем один раз в несколько месяцев), а для устранения неприятного запаха активно использовали парфюмерные средства. С тех пор традицией стало использование парфюмерии в качестве альтернативы мытью. До конца XIX в. ванные комнаты в домах были редкостью.

Прорыв в области гигиены был сделан в начале XIX в, когда американскими учеными была показана связь между частотой возникновения кишечных инфекций и соблюдением правил личной гигиены. В 1829 г . в Бостоне был построен первый отель с ванными комнатами, на 170 номеров приходилось 8 ванных комнат.

Личная гигиена направлена на поддержание опрятного вида и на профилактику многих инфекционных заболеваний. Она, прежде всего, включает в себя:

  • ежедневный гигиенический уход за полостью рта;

  • мытье рук;

  • мытье тела;

  • смену белья;

  • подмывание;

  • стрижку, бритье;

  • содержание в чистоте обуви и одежды.

Руки необходимо мыть:

  • после улицы;

  • после общения с домашними животными;

  • после посещения туалета;

  • перед едой;

  • перед гигиеной наружных половых органов.

Чаще всего моют руки с мылом, хотя возможно использование и других косметических средств. Мыло является основным гигиеническим и косметическим средством по уходу за кожей. Действие мыла основано на механическом смывании микроорганизмов и грязи с поверхности кожи. Кроме того, мыло позволяет удалять жировую пленку, образующуюся за счет выделений сальных и потовых желез. Эта пленка является благоприятной средой для размножения патогенных микроорганизмов. Действие мыла может быть усилено за счет добавления антибактериальных компонентов.

Особый уход необходим за кожей лица. Для очищения кожи лица недопустимо использование средств, применяемых для всего тела. Средства по уходу за кожей лица подбирают исходя из ее типа (нормальная, сухая, жирная). При жирной коже температура воды, используемой для мытья лица, должна быть достаточно высокой для того, чтобы обеспечить растворение жира, однако процедура должна завершаться ополаскиванием лица прохладной водой с тем, чтобы закрылись кожные поры, и уменьшилось отделение жира.

Лосьоны и маски для кожи лица применяют по мере необходимости. Кремы используют для защиты кожи от воздействия на нее неблагоприятных факторов (солнце, холод, ветер и т.д.). Кремы наносят на чистую кожу. При жирной коже крем распределяют массирующими движениями, а при сухой и нормальной — наносят нежно, без надавливающих движений. Вместе с кожей лица обязательной обработке подвергают и кожу шеи.

Некондиционные средства гигиены (с истекшим сроком годности, прогорклые, расслоившиеся и т.д.) должны быть исключены из арсенала используемых.

Кремы, маски, лосьоны и др. средства гигиены должны содержать минимальное количество добавок, красителей, отдушек и т.д. Это связано с тем, что практически любой компонент гигиенического средства теоретически способен вызывать развитие аллергии или дерматита. Чем больше компонентов входит в косметическое средство гигиены, тем больше вероятность развития аллергической реакции. Если у Вас когда-либо развивалась аллергическая реакция на какое-либо косметическое средство или было подозрение на нее, то никогда больше нельзя использовать это средство.

Ежедневно необходимо принимать душ или ванну. Предпочтительнее подобное мытье вечером, так как оно позволяет очистить кожу от выделений потовых и сальных желез, накопившихся за день. Для мытья кожи используют поверхностно активные средства гигиены (мыла, гели и т.д.). Средство гигиены должно подбираться исходя из типа кожи (сухая, нормальная, жирная, смешанный тип).

Тело моют либо ладонями, либо губкой. При склонности к образованию прыщей нельзя пользоваться губками и щетками для мытья, т.к. при этом возможно распространение инфекции. Тело и лицо обмывают сверху вниз, особое внимание уделяя местам повышенного потообразования (складки, подмышечные впадины, область наружных половых органов). После мытья эти зоны не должны оставаться влажными, т.к. во влажных условиях более интенсивно размножаются микроорганизмы, являющиеся не только причиной неприятного запаха, но возможным источником различных заболеваний. Возможна обработка критических зон пудрой (присыпками, дезодорантами), которая обеспечивает дополнительное поглощение влаги. Пудры, присыпки, дезодоранты должны наноситься только на тщательно обработанную чистую кожу, т.к. в противном случае под ними создаются благоприятные условия для развития микроорганизмов.

При невозможности ежедневного мытья всего тела, на ночь моют ноги, при этом не реже одного раза в неделю моются в бане. После мытья ног тщательно вытирают воду, особенно между пальцами ног, что препятствует развитию опрелостей. Теплой водой, мылом и мягкой щеткой (мочалкой) очищают подошвы, пятки, пальцы и ногти, а ноги до бедер — только водой и щеткой. При образовании мозолей поверхностный ороговевающий слой может быть удален с помощью жесткой щетки (пемзы). При неэффективности пемзы или жесткой щетки необходимо обратиться к специалисту по уходу за ногами (кабинет педикюра). Нельзя самостоятельно использовать ножницы, бритвы и др. режущий инструмент для удаления мозолей, т.к. при этом могут быть повреждены глубокие слои кожи, что может вызвать развитие инфекции. После удаления мозоли кожа должна быть обработана смягчающим кремом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс здоровья и творчества рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту и коллегией Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Книга
    В.К. Бальсевич - член-корреспондент РАО, д-р биол. наук, профессор РГУФК, шеф-редактор журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
  2. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  5. Основная образовательная программа государственного образовательного учреждения центр образования №1865

    Основная образовательная программа
    Настоящая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся,

Другие похожие документы..