Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический уни...полностью>>
'Доклад'
ЖЕНЕВА (Новости МОТ) – В преддверии саммита лидеров Группы двадцати Международная организация труда (МОТ) опубликовала не внушающие оптимизма результ...полностью>>
'Программа'
Кафедра машиностроения и стандартизации находится в корпусе Б-1 (г. Павлодар, ул. Ак. Чокина 139), аудитория 214, контактный телефон 67-36-33 доб. 12...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы маркетинга» Учебное пособие

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра маркетинга

Одобрено

Учебно-методической

комиссией БГУЭП

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«основы маркетинга»

Учебное пособие

Специальность 080111 Маркетинг

Цикл общепрофессиональных дисциплин; федеральный компонент

Иркутск

Издательство БГУЭП

2009

УДК 339.138(075.8)

ББК 65.291я7

У91

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Учебное пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры маркетинга (протокол № 1 от 14 сентября 2009 г.)

Рецензенты д-р экон. наук, проф. Н.В. Полякова

канд. экон. наук, доц. И.В. Игнатьева

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета д-р. экон. наук, проф. Н.В. Полякова

14 сентября 2009 г.

Начальник УМУ канд. физ.-мат.наук, проф. Н.В. Деренко

20 сентября 2009 г.

Буторина И.А.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга»: учебное пособие по изучению курса для студентов специальности 080111 Маркетинг. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 124 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080111 Маркетинг, утвержденного 23 марта 2000 г.

Содержит учебную программу, методические указания по изучению курса и учебные материалы.

Предназначен для студентов очной, заочной форм и обучения в сокращенные сроки.

ББК 65.291я7

© Издательство БГУЭП, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

I. Учебная программа дисциплины 5

1. Пояснительная записка 5

2. Цели и задачи изучения дисциплины 5

3.Требования к уровню освоения дисциплины 6

4. Содержание дисциплины 7

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных
занятий с указанием их объемов в часах 7

4.2. Содержание разделов и тем 10

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний 25

5.1. Система формирования 100-балльной оценки 25

5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий 27

Варианты вопросов для проведения контрольной работы № 1 27

5.3. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
56

Курсовая работа по дисциплине «Основы маркетинга» выполняется студентами всех форм обучения специальности 080111 «Маркетинг» в сроки, предусмотренные учебным планом. 56

5.3.1. Этапы выполнение курсовой работы 57

Для качественного выполнения курсовой работы студент должен работать над ней в той или иной форме постоянно с начала четвертого семестра и до момента ее защиты. 57

Выбор темы курсовой работы 57

Анализ и изучение литературы 61

Составление плана курсовой работы 63

Написание, объем и оформление курсовой работы 66

Рецензирование и защита курсовой работы 76

5.3.2. Рекомендуемые темы 78

5.3.3. Табличные форматы для использования в аналитической работе 80

5.4. Форма итогового контроля 83

II. Методические указания по изучению
дисциплины 85

1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной
работы 85

2. Методические указания по организации самостоятельной работы 86

3. Технические средства обучения и контроля 88

4. Инновационные методы обучения 89

5. Список рекомендуемой литературы 89

5.1. Основная литература 89

5.2. Дополнительная литература 90

5.3. Интернет-ресурсы 90

6. Глоссарий 90

III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 119

пРАКТИКУМ 119

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка

Основы маркетинга – это курс, входящий в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 080111 Маркетинг. Данная дисциплина является основополагающей для студентов, желающих получить квалификацию «маркетолог». Дисциплина призвана ознакомить студентов с теоретическими основами маркетинга как концепцией управления предприятием в условиях рынка.

Общепризнанно, что маркетинг является одной из центральных функций бизнеса, так как его цель – определить потребности потребителей и мобилизовать ресурсы фирмы для удовлетворения этих потребностей. Деятельность хозяйственных субъектов в условиях постоянно меняющейся конкурентной среды требует постоянного совершенствования предпринимательской деятельности, связанной с созданием, распределением и продвижением товаров и услуг.

Основы маркетинга – это базовый курс, который вводит студентов в специальность «Маркетинг», раскрывая ее масштабы и перспективы.

Дисциплина «Основы маркетинга» знакомит будущих маркетологов с основными инструментами и приемами маркетинга, процессом организации маркетинговой деятельности на предприятиях различных сфер экономики, а также некоммерческих предприятий. Значительное внимание в рассматриваемом курсе уделяется вопросам эволюции маркетинговых концепций, изучению факторов маркетинговой среды предприятия, а также процесса управления маркетингом и системы маркетинговых планов. Завершающим этапом изучения курса является выполнение курсовой работы.

Изучению дисциплины «Основы маркетинга» в обязательном порядке должно предшествовать усвоение таких курсов, как экономическая теория, история экономики и социология.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения учебной дисциплины «Основы маркетинга» – освоение студентами знаний в области теории маркетинга, а также уяснение возможностей их использования в маркетинговой деятельности коммерческих и некоммерческих предприятий различных отраслей народного хозяйства.

Основные задачи дисциплины:

  • обучить студентов свободному владению терминологией изучаемой дисциплины;

  • добиться понимания сущности, целей, основных принципов и функций маркетинга;

  • ознакомить студентов с эволюцией развития маркетинга и маркетинговых концепций управления предприятием;

  • научить студентов идентифицировать факторы маркетинговой среды предприятия и проводить анализ маркетинговой среды с помощью различных методик: PEST/STEP-анализ, QUEST-анализ, ETOM-анализ, SWOT-анализ;

  • рассмотреть принципы функционирования маркетинговой информационной системы и суть отдельных ее элементов (внутрифирменная отчетность, маркетинговые исследования, маркетинговая разведка);

  • добиться понимания сути основных инструментов маркетинга и возможностей манипулирования ими с целью овладения рынком;

  • изучить суть, назначение и процедуру применения основных приемов маркетинга – сегментирования рынка и позиционирования рыночного предложения;

  • обучить студентов основным формам организации маркетинга на предприятии и принципам управления маркетинговой деятельностью, рассмотреть практику внедрения маркетинга на российских предприятиях;

  • научить студентов разрабатывать маркетинговые планы, увязывать их с вопросами бюджетирования маркетинговой деятельности, а также осуществлять контроль маркетинга.

3.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Основы маркетинга» специалист должен

  • владеть основной терминологией дисциплины;

  • иметь представление о разнообразии сфер применения маркетинга, а также знать сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга;

  • знать эволюцию развития маркетинга и уметь идентифицировать маркетинговые концепции, применяемые теми или иными предприятиями;

  • знать природу факторов маркетинговой среды и уметь применять существующие на сегодняшний день методики ее анализа;

  • уметь находить недостатки в конкретной маркетинговой системе и знать способы повышения эффективности ее функционирования;

  • знать основные инструменты маркетинга, образующие комплекс маркетинга;

  • владеть теоретическими знаниями относительно возможностей манипулирования каждым инструментом маркетинга с целью овладения рынком;

  • отчетливо понимать процедуры реализации основных приемов маркетинга (сегментирования рынка и позиционирования рыночного предложения), обрести опыт идентификации видов конкурентных преимуществ заявляемых разными предприятиями методов, научиться оценивать адекватность их использования;

  • освоить различия существующих организационных структур службы маркетинга, знать условия их применения;

  • знать порядок разработки плана маркетинга, достоинства и недостатки существующих методов планирования бюджета маркетинга, формы и порядок контроля маркетинга.

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных
занятий с указанием их объемов в часах

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Обучение в сокращенные сроки

2-х год.

3-х год.

№№ триместров

2.1 – 2.3

2.2 – 3.1

1.2 – 1.3

1.2 – 2.1

Аудиторные занятия:

155

34

30

30

лекции

105

34

30

30

практические и семинарские занятия

50

Самостоятельная работа

120

241

270

270

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

275

275

300

300

Курсовая работа (№ триместра)

2.3

3.1

1.3

2.1

Итоговый контроль

Зачет – 2.1

Экзамен – 2.3

Экзамен – 3.1

Зачет – 1.2

Экзамен – 1.3.

Зачет – 1.2

Экзамен – 2.1

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего

часов по учебному плану

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары

Раздел 1. Маркетинг и общество

1. Понятийно-категориальный аппарат маркетинга

10

4

4

2

2. Сущность, цели, основные принципы, функции и сферы применения маркетинга

8

4

2

2

3. Идеологические истоки маркетинга и приоритет потребителя

8

4

2

2

4. Эволюция развития маркетинга и существующие концепции маркетинга

12

6

2

4

5. Социальная ответственность и этика маркетинга

5

3

2

6. Маркетинговая среда и ее структура

24

8

4

12

Раздел 2. Основные приемы маркетинга

7. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования

12

6

2

4

8. Сегментация и выбор целевого рынка

24

8

4

12

9. Позиционирование рыночного предложения и создание конкурентных преимуществ

26

8

6

12

Раздел 3. Комплекс маркетинга и существующие стратегии маркетинга

10.Товар как основополагающий элемент комплекса маркетинга

26

10

4

12

11. Цена: подходы, методы, стратегии и тактические приемы

24

8

4

12

12. Распределение как элемент маркетинг-микса

24

8

4

12

13. Продвижение

20

6

4

10

Раздел 4. Управление маркетингом

14.Организация маркетинга на предприятии

16

6

2

8

15.Процесс управления маркетингом и система маркетинговых планов

24

12

4

8

16. Финансы и контроль маркетинга

12

4

2

6

ИТОГО:

275

105

50

120



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга» для студентов специальности 080111. 65 Маркетинг (М)

    Учебно-методический комплекс
    Разработана на основании примерной учебной программы дан­ной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инжене­ра по специальности 080 .
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «промышленный маркетинг» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 Маркетинг, утвержденного 23.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «банковский маркетинг» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 Маркетинг, утвержденного 23 марта 2  г.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы экономической теории: экономика фирмы» Для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «международный маркетинг» для студентов специальности 080111 «Маркетинг»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей

Другие похожие документы..