Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится 24 декабря 2008 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.02 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственн...полностью>>
'Учебники'
Г. Петрович «Итоговый экзамен по истории в средней школе» Тесты по истории из серии «Готовимся кГИА» В.И. Пискарев Олимпиады по истории России» - 9 -1...полностью>>
'Программа-минимум'
Настоящая программа основана на разделах геологии, исследующих минеральный состав, химизм, текстуры, фациально-формационное положение и происхождение ...полностью>>
'Документ'
Цель: учить подбирать рифму, автоматизировать звук в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас по темам: «Растения», «Птицы», «...полностью>>

Методические рекомендации составитель: Л. В. Нефедова, методист цпк «Развитие образования» подготовка и проведение открытого мероприятия «воинские традиции отечества»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов

Центр повышения квалификации
«
Развитие образования»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Составитель: Л.В.Нефедова,

методист ЦПК «Развитие образования»

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА»

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(19-20 февраля 2009 года)

Предложенный материал можно использовать для проведения мероприятий в канун празднования Дня защитника Отечества в форме урока, факультативного занятия, занятия исторического кружка, музейного занятия, внеклассного мероприятия, классного часа, а также на уроках литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры – как полностью, так и фрагментарно.

Защищать свою землю - это право и долг каждого народа. Всем известно, что в Древнерусском государстве эта обязанность лежала на княжеской дружине. Дружинники во главе с князем отбивали нашествия врагов, ходили в далекие походы. При большой опасности в помощь дружине собиралось народное ополчение.

С середины XVI века российское воинство расширило свои ряды. Появилось стрелецкое войско, постоянное, которое набирали из посадских людей и вооружали огнестрельным оружием (пищалями), бердышами и саблями. Стрельцы служили за деньги. При необходимости царь собирал большое войско. Тогда каждый боярин и помещик должны были привести в ополчение несколько воинов, как говорили тогда - «конно, людно, хлебно и оружно». Воинское служение несли и казаки.

В царствование Петра I в России создается регулярное войско и мощный морской флот. Численность армии доходила до 200 тысяч человек. Она делилась на корпуса, дивизии, полки, батальоны, роты. Были введены воинские звания. Сухопутное российское воинство стало делиться на солдат, офицеров и генералов, а морское - на матросов, офицеров и адмиралов.

В первой половине XIX века сухопутная армия делилась на пехоту, кавалерию и артиллерию. В то же время сама пехота уже не была единой. В ней выделялись: гренадеры - отборные солдаты, которых обучали метанию гранат; егеря - меткие стрелки; мушкетеры - вооруженные тяжелым огнестрельным оружием, мушкетами.

В кавалерии особую группу составляли гусары - легкая кавалерия; кирасиры - тяжелая кавалерия (тяжелая потому, что всадник имел кирасу: две выпуклые металлические пластины для защиты спины и груди от сабли и пули); драгуны - кавалеристы, наученные действовать как в конном строю, так и в пешем; уланы - вид легкой кавалерии: были вооружены пиками и саблями, поэтому, в отличие от драгун, в пешем бою участвовать не могли.

С начала ХХ века война людей сменилась войной моторов и машин. Появились летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты и другие. И чем сложней становилось вооружение, тем шире разрастался круг воинских специальностей: связисты, подводники, ракетчики ...

Как бы не менялось из века в век российское воинство, его служение сохраняло единый смысл. Оно должно быть надежным щитом Отечества.

Во все времена существуют для воинства неписаные правила. Все вместе они составляют особую традицию Отечества - воинскую.

Воинское служение многогранно. Каждый несет его на своем месте и выполняет то, к чему призван Отечеством. Рядовой воин точно и в срок выполняет приказ командира. Он безупречно владеет своим воинским мастерством. Он силен и отважен, готов помочь товарищу. Если нужно, то готов проявить самостоятельность и инициативу. Ополченец, призванный на войну, оказывает всемерную помощь регулярной армии. Офицер знает общий замысел боевой операции, правильно расставляет своих солдат, вдохновляет на бой. Он сам показывает образец храбрости. В трудную минуту сохраняет хладнокровие и выдержку. Он держит связь с соседними подразделениями, согласует с ним свои действия. Полководец продумывает стратегию и тактику борьбы с противником. Планируя военную операцию, он учитывает все, не отметая даже мелочи. Он уважает противника - «ничто не делает полководца более великим, как проникновение в замыслы врага». Он умеет предвидеть развитие событий и точно выбирает момент для решительного удара. Полководец имеет право на свой «почерк».

Но на какой бы должности не находился воин, какой бы воинский чин он не носил, общим для всех было одно: за их спиной было Отечество, отчий край и родной очаг. А бывает, что в руках воинства оказываются и судьбы всего мира.

Воинское служение неизбежно связано с войной. Как известно, война есть зло. Эта истина очевидна. Человек, получивший в руки оружие, должен обладать большой внутренней силой, чтобы, борясь со злом, самому не приобщиться к нему, не дать поселиться злу в сердце. Война внешняя, которую ведет воин, скрывает в себе войну внутреннюю, идущую в его душе. Это скрытый подвиг воинского служения.

«Не убей»! С этим СЛОВОМ и обращается воинство ко всем живущим. Воинское СО-СЛОВИЕ берет в руки оружие, чтобы больше на Земле никто, никогда и никого не убивал.

(По А.Митяеву. Книга будущих командиров. – М.: Молодая гвардия, 2002.)

Вариант I. Урок «Полководец Александр Суворов и его «Наука Побеждать»

Эпиграф: Суворов «положил руку на сердце русского солдата

и изучил его биение»

Денис Давыдов

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся

  • изучают отечественную историю и культуру;

  • знакомятся с жизнью и славными победами великого полководца А.В.Суворова, его образом жизни, отношениями с солдатами, воззрениями и высказываниями Суворова;

  • используют знания, полученные при изучении других предметов для решения проблемных и познавательных зданий;

  • учатся анализировать источники

Оборудование

    • картины сражений;

    • карты военных действий (выборочно);

    • фотографии;

    • фрагменты к/ф «Суворов» (1940г.)

    • фрагменты книги А.В.Суворова «Наука побеждать»

Основные понятия.

Генерал-фельдмаршал, генерал-аншеф, генералиссимус, «Наука побеждать», воинский подвиг, полководец, ценности жизни, духовность, любовь к Отечеству, историческая память.

(Перед началом урока понятия выписываются на доске.)

План

1. Основные даты и славные победы Александра Суворова.

2. Некоторые особенности повседневной жизни А.В.Суворова.

3. Суворовская «Наука побеждать».

4. Представление Суворова об истинном герое.

5.Швейцарский поход Суворова.

6. Значение осознания того, что мы являемся потомками славного прошлого России.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Частично- поисковый метод. Вопросы для обсуждения:

1. Что вы знаете о Великом русском полководце А.В.Суворове? Из каких источников вы получили эти знания?

2.Когда появилась суворовская книга «Наука побеждать», какое она имела значение? Как следует понимать три главных положения суворовской науки: глазомер, быстрота, натиск?

3.Какими человеческими качествами обладал Великий полководец? Необходимы ли они современному воину или простому человеку?

4.Как закончилась блестящая военная деятельность А.В.Суворова. Что вы знаете о последнем (Швейцарском) походе? Прокомментируйте слова из письма А.В.Суворова Павлу I, написанные им во время последнего похода: «На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверзстые… гробы смерти».

5.Почему необходимо знать о Героях нашего Отечества? Какие качества воспитывают в человеке примеры из жизни этих людей?

Другие формы: 1.Комбинированный урок. 2.Интегрированный урок (история, изобразительное искусство). 3.Заочная экскурсия. 4.Факультативное занятие. 5.Классный час. 6.Внеклассное мероприятие (Устный журнал).

Приемы деятельности учителя:

на подготовительном этапе – использование межпредметных и межкурсовых связей, работа с источниками информации; постановка проблемы;

на основном этапе – работа с понятиями, иллюстрациями, опережающими заданиями; организация работы с документом.

Комментарии.

Во вступительной части урока учитель поясняет, что среди наиболее известных героев отечественной истории особое место занимает выдающийся полководец XVIII века Александр Васильевич Суворов. С его именем связаны славные победы русского оружия. Оно стало символом неувядаемой славы, честного служения Родине и получило свое достойное отражение в истории отечественных наград. А.В.Суворов всей своей жизнью дает достойные примеры служения Богу, Родине и народу. Он являет лучшие качества человеческого характера – благочестия, правдолюбия, отваги, трудолюбия, мудрости, силы духа и стойкости.

Учитель предлагает в ходе урока совместно поразмышлять над вопросами: «Что такое воинский подвиг?», «Как совмещаются два понятия – воинский подвиг и любовь к Отечеству?», «Что такое историческая память и как изучение отечественной истории воздействует на становление личности человека?».

Раскрыть суть всех вопросов и понятий возможно на ярком примере – жизни и служении Отечеству русского полководца А.В.Суворова.

Учитель в работе на уроке опирается на возможность учеников самостоятельного отбора, изучения и подготовки материала для урока (это осуществляется на подготовительном этапе). На этапе мотивации называется тема предстоящего урока, ставится задача и оговариваются источники информации. Это необходимо сделать заранее для того, чтобы урок прошел наиболее организованно, насыщенно, с большей заинтересованностью со стороны учеников. Небольшие по объему, но яркие и эмоциональные по содержанию рассказы из жизни полководца в первой части урока, являются результатом их самостоятельной работы. Возможны варианты: более подробно остановиться на последнем (Швейцарском походе А.В.Суворова), как блистательном завершении военной карьеры полководца или сделать акцент на книге Суворова «Наука побеждать».

В первом варианте учитель предлагает поразмышлять над проблемой: «В 1799 году русско-австрийские войска во главе с Александром Васильевичем Суворовым вторглись в Швейцарию, где был установлен профранцузский режим. Если австрийцы издавна сражались за эти земли, то русские войска оказались в Альпах впервые. После героического штурма перевала Сен-Готард и многочисленных боев с отступающей французской армией Суворов узнал, что корпус А.М.Римского-Корсакова, с которым он должен был объединиться для вторжения во Францию, разбит. Союзным войскам пришлось отступить. Несмотря на то, что компания выиграна не была, русская армия покрыла себя неувядаемой славой. Почему?». Здесь с помощью исторической карты поэтапно прослеживаются все моменты похода. Чтобы эта часть урока не была простой констатаций фактов, параллельно идет работа с понятиями «воинский подвиг», «талант полководца», «память потомков».

Во втором случае необходимо организовать работу с документом – фрагментами книги Суворова «Наука побеждать». Деятельность учеников сосредоточена на анализе некоторых важных моментов, раскрывающих личность самого полководца. Его отношение к Отечеству, простому солдату, истинным героям – помогут раскрыть фрагменты документов. Учителю необходимо отметить, что в списке наград полководца есть многие, которые были пожалованы иностранными государями, что говорит о признании его воинского таланта и за пределами России.

Несомненно, этот урок (факультативное занятие, классный час, внеклассное мероприятие) содержат в себе большие воспитательные возможности. Учителю необходимо приложить максимум усилий для их реализации. Условием этого служат качественная подготовка занятия, использование всех необходимых средств и методов обучения и, самое главное, любовь к отечественной истории и ее героическому прошлому.

Дополнительный материал для преподавателя.

Основные даты и славные победы Александра Суворова 1

Дата

События

24 ноября 1730 г.

Рождение Александра Васильевича Суворова в семье поручика лейб-гвардии Преображенского полка

1742-1754 гг.

Служба в Семеновском полку в солдатском звании

1754 г.

Произведение в офицеры и поступление в Ингерманландский полк поручиком

1756-1758 гг.

Служба в Военной коллегии

1756-1763 гг.

1759 г.

Семилетняя война

Победа Суворова в Кунерсдорфском сражении

1762 г.

Назначение командующим Астраханского пехотного полка

1763 г.

Назначение командующим Суздальского пехотного полка.

1764 г.

Лично основал и построил деревянную церковь в честь апостолов Петра и Павла в Новой Ладоге, которую в народе называли Суворовской.

XIX веке церковь была перестроена и заново освящена в честь св. Георгия).

1768-1774 гг.

1773 г.

Русско-турецкая война

Назначение Суворова в 1-ую армию генерал-фельдмаршала П.А.Румянцева.

Взятие Туртукая.

1774-1779 гг.

Суворов – командующий войсками в Крыму и на Кубани; организация Суворовым обороны Таврического полуострова

1786 г.

Произведение в генерал-аншефы

1787-1791 гг.

1789 г.

1790 г.

Русско-турецкая война

Победа при Рымнике и получение ордена св. Георгия 1-й степени и титула графа Рымникского от Российской императрицы и титул графа Священной Римской империи от австрийского императора.

Взятие крепости Измаил.

Награждение званием полковника лейб-гвардии Преображенского полка.

1794 г.

Ряд побед и взятие Праги. Назначение чином генерал-фельдмаршала

1796 г.

Создание «Науки Побеждать»

1797 г.

Отставка и ссылка в свое имение Кончанское в Новгородской губернии

1799 г.

Италийский и Швейцарский походы против французов. Награждение титулом графа Италийского

6 мая 1800 г.

Кончина А.В.Суворова в Петербурге

Некоторые особенности повседневной жизни А.В.Суворова, записанные со

слов его служителя 2

Суворов имел обыкновение заниматься духовным пением после утреннего чая. В Великий пост в его комнатах почти ежедневно проводилось богослужение, на котором Суворов исполнял обязанности пономаря.

Александр Васильевич свято чтил обычаи предков, видя в них залог добродетелей. Он начинал и завершал день молитвой, строго соблюдал посты и участвовал в церковных таинствах. Проезжая мимо храмов, он клал земные поклоны. Весь его образ жизни был проникнут патриархальной простотой старины.

Суворов щедро раздавал милостыню. Он постоянно заботился о содержании и строительстве храмов, среди которых церковь св. Александра Невского в его родовом селе Кончанское. Себя он считал отцом-попечителем крестьян и их семей, принимал личное участие в воспитании детей.

«Словесное поучение солдатам» или «Разговор с солдатами их языком» 3

Безверное войско учить – что перегорелое железо точить.

Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть.

Побежденному давай пощаду, они такие же люди. Грех напрасно убивать. С пленными поступать человеколюбиво. Стыдиться варварства… Обывателя не обижай! Он нас поит и кормит. Солдат – не разбойник.

Умирай за Дом Богородицы! За Матушку! За Пресветлейший дом!

Кто остался жив, тому честь и слава!..

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву!

«Малая, близкая коммуникация – проворная стратегия: фронт везде». «Глазомер: оттеснен враг – неудача, рассеян – удача! Быстрота: где тревога, туда и дорога, где «Ура», туда и пора. Натиск: сам погибай, а товарища выручай! Решимость у Бога получай…».

Представление об истинном герое 4

Достоинства военные суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала, но оные должны быть руководимы порядком и дисциплиною, неусыпностью и прозорливостью.

Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении.

Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе…

Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач…

Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях.

Неприятеля не презирай, каков бы он не был…

Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем, один миг иногда доставляет победу…

(Из письма крестнику Александру Карачаю)

Герой, о котором я говорю, весьма смел без запальчивости, быстр без опрометчивости, деятелен без суетности, подчиняется без низости, начальствует без фанфаронства, побеждает без гордыни, ласков без коварства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без педантства. Приятен без легкомыслия, проницателен без пронырства, искренен без панибратства, услужлив без корыстолюбия, решителен, убегает неизвестности…

…он живет, как велит религия, его добродетели суть добродетели великих мужей…

(Из письма офицеру П.Н.Скрипицину)

Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству.

(Из завещания потомству)

__________________________

1 Гусакова В.О. Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии. Учебное пособие в схемах и таблицах. – Спб.: НПФ «ВАПА», 2007, с.106-108.

2 там же, с.108-109.

3 там же, с.109-110.

4 там же, с.110-111.

Суворовская «Наука побеждать»

В Тульчине Суворов написал небольшую книгу, озаглавив ее «Наука побеждать» – деятельное военное искусство». В 1796 году «Наука побеждать» была объявлена по войскам как обязательное руководство. Военное искусство Суворова и его гений полководца достигли полной зрелости. Его победы подтверждали верность его учения…

В «Науке побеждать» две части. Первая: «Вахт-парад», или Учение перед разводом». В этой части заключены не только основные положения суворовской тактики, но дана полная программа нового учения с перечислением команд, какие следует подавать.

«Исправься! Бей сбор! Ученье будет!»

«Атакуй первую неприятельскую линию в штыки! Ура!»

«Неприятельская кавалерия скачет на выручку своей пехоты: атакуй!..».

По окончании учения (после «Вахт-парада») читалась вторая часть «Науки побеждать» - «Разговор с солдатами их языком».

Затем излагались «Три воинские искусства». Первое – глазомер, второе – быстрота, третье – натиск.

Глазомер Суворов ценил очень высоко. Под «глазомером» он понимал способность быстро схватить при обзоре местность, удобна ли она для боя, умение быстро выбрать выгодную позицию, дорогу для марша, направление атаки.

Быстрота…Чтобы напасть на противника или чтобы его преследовать, необходимо быстро передвигаться. Поэтому Суворов учил солдат и войсковые части быстрым, стремительным маршам во всякую погоду, зимой и летом, по хорошим и плохим дорогам, в знакомых и незнакомых местах, днем и особенно ночью. Суворова обвиняли, что он этими учебными маршами изнуряет солдат. Он отвечал на это: «Легко в учении – трудно в походе (на войне); тяжело в учении – легко в походе». Он с неумолимой строгостью требовал, чтобы командиры принимали все меры для облегчения солдатам быстрых маршей. Кашевары должны быть всегда впереди, чтобы солдата приходили к готовым котлам; палатки должны быть поставлены к приходу солдат на ночлег. Обувь, одежда, амуниция – все приспособлялось к тому, чтобы обеспечить войскам быстроту передвижения.

Суворов очень высоко ценил и берег время. До Суворова русская конница ходила в атаку… Суворов научил свою конницу бурным атакам «марш маршем», то есть на полном скаку.

Натиск – в этом слове полководец соединял все, что относится к успешному наступлению. В атаке надо принимать решения быстро, без колебаний и выполнять их упорно и настойчиво, одним дыханием. Суворов учил пехоту не только атаковать пехоту неприятеля, но и кавалерию, что было новостью.

Глазомер, быстрота, натиск, взятые вместе, означали на языке Суворова, что нужно правильно разобраться в обстановке, умело выбрать направление главного удара и стремиться к полному уничтожению врага.

Суворов, создавая новое военное искусство, решительно боролся с устаревшей, прусской системой военного обучения. «Русские прусаков всегда бивали, – говорил он, – что же тут перенять».

Суворовская наука побеждать отразила в себе лучшие черты русского национального характера: отважность, проницательность, быстроту, натиск, человечность.

Суворовское военное искусство основывалось на глубочайшем патриотизме и безграничной вере в силу и непобедимость русских войск.

«Мне солдат дороже себя», - говорил Суворов. Всей душой любил он русского солдата, и солдат отвечал ему такой же любовью. И крепостные русские крестьяне быстро превращались под начальством Суворова в отлично обученных «чудо-богатырей».

( По С.Григорьеву. Александр Суворов. М.: 1951)

«ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ СУВОРОВ»

(Александро-Невская лавра)

Как странно видеть эти письмена,

что прямо на полу,

на серых плитах:

при полных титулах и званьях имена

князей,

княгинь и прочих… именитых.

«Под камнем сим…» –

но дальше не прочесть,

лишь по обрывкам слов,

ногами стертых,

понять нетрудно,

за какую честь

спесивых закопали здесь и гордых.

Но есть плита – простая как солдат;

к ней подойди безмолвно и сурово –

на ней ни титулов, ни званий, ни наград,

а просто надпись:

ЗДЕСЬ

ЛЕЖИТ

СУВОРОВ

Пройдя полсвета, он обрел покой,

оставя навсегда солдат бывалых

почти у всех границ земли родной

и на альпийских горных перевалах.

Когда б ему привстать мы помогли

и клич его услышали просторы –

к нему полки пришли б из-под земли!..

Но… тяжела плита.

И спит Суворов.

( Кузнецов Вячеслав. Сказание дней.

Стихотворения. 1983, с.21)

Литература для самостоятельной работы

1.Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Истоки», 2006.

2.Григорьев С. Исторические повести. М.: 1951.

3.Гусакова В.О. Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии. Учебное пособие в схемах и таблицах. – Спб.: НПФ «ВАПА», 2007.

4.Козлов Г. Укрощение дракона.// Вокруг света. Первый национальный познавательный журнал. – 2009. – №1.

5.Левин С.С. Ордена Российской империи. 1698-1917. М.: ООО «Издательство Стрелец», 2003.

6.Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.

7.Российской гвардии 300 лет. // Родина. Российский исторический иллюстрированный журнал. – 2000. – №11.

8.Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учеб.пособие / Под ред. Л.Н.Антоновой. – 2 изд. – М, 2007.

Вариант II. «Круглый стол»: Подвиг в истории и культуре России

Вопросы для обсуждения:

Школьники размышляют о подвиге

  • Этический смысл понятий: служение, героизм, подвиг.

  • Определение «подвига» как высшей точки духовной жизни человека.

  • Понимание подвига современным человеком.

  • Какие бывают подвиги (воинские, ратные, семейные, монашеские, подвиги христианских святых, подвиг мученичества и др.).

  • Какие нравственные качества требуются человеку для совершения подвига.

  • Защитник Отечества – кто он?

Школьники рассказывают о героях Отечества

  • Подвиги русских князей.

  • Мой дед (прадед) – герой Отечества.

  • Мы помним вас, ветераны!

  • «Никто не забыт и ничто не забыто».

Вариант III. Презентации

  • Звезду! Суворову Александру Васильевичу… Боевые награды русского полководца.

Дата

Награда

30 сентября 1770г.

Орден св. Анны

19 августа 1771г.

Орден св. Георгия 3-й степени

20 декабря 1771 г.

Орден св. Александра Невского

30 июля 1773 г.

Орден св. Георгия 2-й степени

10 июля 1775 г.

Награжден боевым оружием – золотой шпагой, украшенной алмазами

Конец 1779 г.

Звезда ордена св. Александра Невского с бриллиантами

22 сентября 1782 г.

Орден св. Владимира 1-й степени

1787 г.

Орден св. Андрея Первозванного на цепи;

Присвоение Суворову чина генерал-аншеф

1789 г.

Получил:

  • знаки уже имевшегося ордена св. Андрея Первозванного, но украшенные бриллиантами, новую золотую шпагу с бриллиантами и «с надписью сего дела» (победы при Фокшанах и при Рымнике);

  • Орден св. Георгия 1-й степени, а также почетная приставка к фамилии – «Рымникский», бриллиантовый эполет и перстень;

  • награда от австрийского императора – золотая, украшенная бриллиантами табакерка с портретом императора Австрии и диплом на титул графа Священной Римской империи

1790 г.

Выбита медаль в честь побед Суворова

1794 г.

Высший прусский орден Черного Орла

1799 г

Награжден:

  • бриллиантовым перстнем с портретом Павла I и бриллиантовым портретом императора для ношения на груди;

  • Австрийским военным орденом Марии Терезии 1-й степени;

  • Баварским орденом св. Губерта;

  • Французскими королевскими орденами Богородицы Карамельской и св. Лазаря;

  • орденом св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден);

  • возведен королем Сардинии в княжеское достоинство с почетным титулом «кузен короля» и с чином Великого фельдмаршала Сардинских войск;

  • австрийский император Франц I присвоил Суворову звание фельдмаршала своих войск

28 октября 1799 г.

Присвоение А.В.Суворову звания генералиссимуса всех российских войск

Источники информации:

1.Дуров В.А. Боевые награды русского полководца. // Родина. Российский исторический иллюстрированный журнал. – 2000. - №4.

    • Русские награды XVIII – начала XX вв.

Орден Андрея Первозванного;

Орден св. Екатерины;

Орден св. Александра Невского;

Орден св. Георгия;

Орден св. Владимира;

Солдатский Георгиевский крест;

Наградная медаль для командиров партизанских отрядов – крестьян Московской губернии;

Медаль за взятие Парижа в 1814 г.;

Бронзовая медаль «1812 год»;

Медаль «За защиту Севастополя в 1854-1855 гг.»;

Наградной крест для участников обороны Порт-Артура в 1904г.

Источники информации:

1.Дуров В.А. Русские награды XVIII – начала XX в. – М.: Просвещение, 1977.

2.Дуров В.А.За веру и верность. Символ Российской Гвардии. // Родина. Российский исторический иллюстрированный журнал. – 2000. – №11.

3.Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.

4.Левин С.С. Ордена Российской империи. 1698-1917. М.: ООО Издательство «Стрелец», 2003.

    • За защиту Севастополя (Крымская война в боевых наградах)

Источники информации:

1.Дуров В.А. За защиту Севастополя. // Родина. Российский исторический иллюстрированный журнал. – 2000. - №7.

  • Солдатские «Егории». Бесстепенной Знак Отличия Военного Ордена.

Источники информации:

1.Дуров В.А. Орденская лента. // Родина. Российский исторический иллюстрированный журнал. – 2007. - №9.

    • Орденская лента (Награды Великой Отечественной войны 1941-1945гг.)

Медаль «Партизану Отечественной войны» первой степени;

Орден Отечественной войны первой степени;

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;

Орден Ленина;

Орден Славы третьей степени;

Орден Нахимова первой степени;

Орден Богдана Хмельницкого первой степени;

Орден Александра Невского;

Орден Суворова первой степени;

Орден Кутузова первой степени;

Орден Ушакова первой степени;

Орден «Победа».

Источники информации:

1.Дуров В.А. Орденская лента. // Родина. Российский исторический иллюстрированный журнал. – 2005. - №4.

Вариант IV. Викторина «О подвигах, о доблести, о славе...»

Задача участников заключается в правильном ответе на поставленные вопросы и комментариях к ним (где? когда? при каких обстоятельствах произошло это событие?).

1.Каким образом подготовил Суворов своих солдат и офицеров к штурму неприступного Измаила? Почему полководец требовал добровольной сдачи крепости?

2.Какой замечательный командир отличился в штурме крепости Измаил?

3. «Я с войсками сюда прибыл, 24 часа на размышление для сдачи – воля: первые мои выстрелы уже неволя, штурм – смерть. Что оставляю вам на рассмотрение».

4.Суворов преподавал солдатам свою науку побеждать в самой доходчивой форме. Его поучения имели вид пословиц и поговорок. Они были просты и афористичны. Вспомните одно из таких поучений.

5.В каком чине начал свою военную карьеру будущий генералиссимус Суворов?

6.Через сколько лет он стал офицером?

7.Как Суворов стал графом?

8.Как называется книга Суворова, выдержавшая десятки изданий?

9.У суворовцев был свой боевой клич - это формула стойкости солдата, девиз русской армии... Кто назовет его?

10.Сколько лет было Суворову, когда он повел Итальянскую кампанию?

11.Что заставило русских покинуть Италию и совершить безумство – переход через Альпы? В суровых и заснеженных горах все дороги можно перечесть по пальцам. Значит, везде могут быть засады, смертельная опасность.

12.Известно, что во время боевых действий, нижние чины русской армии нередко получали офицерское звание? Как это происходило?

13.Растроганный Суворов приказал привести старого солдата и расцеловал его. За что? (Подсказка: это произошло после дележа трофеев...).

14.За какую кампанию Суворов получил звание генералиссимуса? (За Швейцарский поход.)

15.Получали ли когда-нибудь русские воины награду «За взятие Парижа»? (Да! Так называлась медаль, учрежденная в России после разгрома Наполеона.

*(более подробная версия в ЦПК «Развитие образования» (подборка методических материалов)»

Вариант V. Музейные занятия

1. «Александр Невский – имя России».

2.Экскурсия на экспозиции ГИМ «Русское оружие».

Музейные занятия проводятся на базе Государственного Исторического музея.

Адрес музея: Москва, Красная площадь, д.1/2. Тел.599-58-71 или 692- 06-68 (Мария Васильевна)

За край свой насмерть стой

(пословицы, поговорки)

Береги землю родимую, как мать любимую.

В бою побывать – цену жизни узнать.

Видит Москву фашистское око, да зуб неймёт.

Вчерашней славой на войне не живут.

Где робкий Семен, там враг силен.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Если народ един, он непобедим.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Кто честно служит, с тем слава дружит.

Либо грудь в крестах, либо голова в крестах.

Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.

Не силою дерутся, а умением.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Русский немцу задал перцу.

Славу свою добывай в бою.

Умелый боец везде молодец.

Храбрость – сестра солдата.

Честь солдата береги свято.

*(см.более подробно:Круглов Ю.(составитель). Пословицы и поговорки. // Сельская школа, 2007, №4.

С.55-56)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по подготовке и экспертизе выпускных квалификационных работ слушателей курсов базового повышения квалификации к аттестации

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке и экспертизе выпускных квалификационных работ слушателей курсов базового повышения квалификации к аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории /Под ред.
  2. Методические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности 031800 логопедия рекомендовано нмс факультета логопедии

    Методические рекомендации
    В учебно-методических материалах излагаются общие и специфические требования, особенности выполнения курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 031800 – ЛОГОПЕДИЯ с учетом Государственного стандарта.
  3. Учебная, учебно-методическая литература Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Соцземледельский Балашовского района Саратовской области»

    Литература
    Уровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  4. Учебных предметов (2)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2010 - 2011 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2010.
  5. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.

Другие похожие документы..