Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Отличные результаты на 1 ступени обучения показали 1 человек, что составило 4% всех обучающихся 3-4 классов. На второй ступени обучения -3 человека, ч...полностью>>
'Реферат'
Реферат выполнен учеником 10 класса и посвящён современному развитию туризма в Алтайском крае, проблемам и его роли в социально-экономическом развити...полностью>>
'Курсовая'
Как известно проблема власти во все времена являлась актуальной и весьма животрепещущей. Но в сегодняшней ситуации всеобщего кризиса метанарративов и...полностью>>
'Задача'
Проект организован ЭкоЦентром Заповедники и Национальным парком Самарская Лука. НацПарк расположен в средней полосе европейской части России, где Жигу...полностью>>

Сборник научных трудов факультета психологии бфсгу под общей редакцией Э. Ю. Чикиревой Балашов 2005

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского

Актуальные направления

работы психологической службы

в образовательной среде

Сборник научных трудов

факультета психологии БФСГУ

Под общей редакцией

Э. Ю. Чикиревой

Балашов 2005

УДК 159.9:316.6

ББК 88.59+60.561.9

А43

Рецензенты:

Кандидат психологических наук, профессор,

Саратовского института повышения квалификации

и переподготовки работников образования

М. Ю. Михайлина;

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала

Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина

О. Н. Андрияненко.

Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде : сб. науч. тр. ф-та психол. БФСГУ / под общ. ред. Э. Ю. Чикиревой. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 84 с.

ISBN 5—94035—215—4

В сборник включены статьи участников Всероссийской научно-практи-ческой конференции, проходившей на факультете психологии БФСГУ. На конференции были выделены два приоритетных исследовательских направления: «Психолого-педагогическая поддержка образовательного и воспитательного процесса» и «Социально-психологические механизмы адаптации личности в образовательном пространстве».

Материалы сборника могут представлять интерес для преподавателей, аспирантов и студентов психологических и педагогических факультетов.

УДК 159.9:316.6

ББК 88.59+60.561.9

ISBN 5—94035—215—4 Факультет психологии БФСГУ, 2005

С о д е р ж а н и е

А. А. Алимов,
г. Балашов 8

Становление смысловой установки студентов-психологов как условие устойчивости их профессионально-учебной
деятельности 8

П. В. Андреев,
г. Балашов 10

Развитие личности детей среднего дошкольного возраста
посредством становления их помогающей деятельности 10

О. Н. Андрияненко, О. В. Порваткина,
г. Балашов 11

Применение методов активного
социально-психологического обучения
как фактор повышения эффективности профессионального образования студентов социономических профессий 11

М. В. Баркалова,
г. Балашов 13

Влияние акцентуаций характера родителей
на выбор стратегии воспитательного воздействия.
Коррекционный аспект 13

Т. В. Бежкинева,
г. Балашов 15

Активизация диалектического мышления
как способ коррекции негативного самоотношения личности 15

О. Ю. Беспалова,
г. Балашов 17

Влияние детско-родительских отношений
на успешность обучения младших школьников 17

О. П. Болотникова,
г. Балашов 19

Развитие учебной самостоятельности
младших школьников 19

С. В. Бунина,
г. Балашов 22

Изучение этнических стереотипов у учащихся
Балашовского техникума механизации сельского хозяйства 22

Е. С. Вавилина,
г. Екатеринбург 23

Гендерные особенности формирования
личностной идентичности подростков 23

И. В. Вылегжанин, С. В. Герасимова,
г. Москва 25

Практический аспект подготовки специалистов
в области взаимодействия с семьей 25

А. Я. Герасимова,
г. Балашов 28

Социально-психологическая адаптация студентов
к условиям обучения в вузе: постановка проблемы 28

Р. С. Евпаков,
г. Балашов 30

Анализ развития социальной рекламы в России 30

И. А. Казакова,
г. Киров 32

Формирование феноменологических основ
метода познания психического 32

Н. В. Казарина, О. П. Болотникова,
г. Балашов 34

Исследование учебной деятельности
в подростковом возрасте 34

А. В. Капцов, Н. В. Аргунова,
г. Самара 36

Исследование личностных проблем
и профессионально важных качеств будущих психологов 36

Л. В. Карпушина, г. Самара,
В. В. Гриценко, г. Балашов 40

Структура жизненных ценностей студентов-психологов 40

И. А. Ковалева,
г. Москва 42

Становление теоретического мышления дошкольника
посредством развития его продуктивного воображения 42

Е. И. Колесникова,
г. Самара 43

Профессиональная идентификация студентов-психологов 43

Э. А. Колидзей,
г. Балашов 47

Идеальное отражение предметной деятельности 47

Л. А. Комолова,
г. Балашов 49

Оптимизация социально-психологической адаптации
призывников к условиям службы в армии 49

В. П. Кондрашов,
г. Балашов 51

Организация психолого-педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии 51

С. С. Королева,
г. Балашов 55

Основные направления в исследовании
социальной и личностной идентичности 55

Ю. И. Красноплахтыч,
г. Балашов 57

Адаптация этнических мигрантов
к новой социокультурной среде 57

И. А. Куренков,
г. Балашов 58

Изучение личности
в контексте многомерно-функционального анализа
базовых свойств и качеств 58

Э. В. Маруга,
г. Балашов 61

Смысловая регуляция профессионально-учебной
деятельности студентов-психологов 61

П. В. Масычев,
г. Балашов 62

Влияние невербального поведения ведущего
на эффективность социально-психологического тренинга 62

Е. В. Минахина,
г. Балашов 64

Основные стимулирующие факторы мотивации
трудовой деятельности 64

А. Ю. Попова,
г. Балашов 65

Становление психологической готовности
студентов-психологов к профессиональной деятельности 65

О. В. Порваткина, Т. В. Егорова,
г. Балашов 68

Психологическое исследование развития эмпатии
студентов-психологов в процессе
профессионального образования 68

В. М. Смирнов,
г. Балашов 71

Проективный подход к диагностике
субъективных моделей мира 71

Ю. А. Травина,
г. Балашов 73

Изучение перинатального периода
как условия развития агрессии: постановка проблемы 73

В. А. Ускова,
г. Балашов 75

Изучение форм агрессивного поведения подростков,
обучающихся в образовательных учреждениях разного типа 75

Е. С. Хонина,
г. Балашов 77

Развитие личности старших дошкольников
в речевом творчестве 77

Е. А. Цыглакова,
г. Балашов 78

Доступность высшего образования
для детей из неполных семей как социальная проблема 78

И. С. Чегина,
г. Балашов 80

Исследование взаимоотношений трудного подростка
в группе сверстников 80

Э. Ю. Чикирева,
г. Балашов 82

Исследование средств диалектического мышления
в структуре обучаемости 82

О. В. Шалаева,
г. Балашов 85

Влияние личностных свойств и качеств родителей,
находящихся в разводе, на включенность отца
во взаимодействие с ребенком 85

А. А. Алимов,
г. Балашов

Становление смысловой установки студентов-психологов как условие устойчивости их профессионально-учебной
деятельности

Профессионально-учебная деятельность студентов-психологов составляет предмет многочисленных психологических исследований.
В работах А. Г. Асмолова, Ю. Г. Вяткина, Р. Даньела, Е. А. Климова, Дж. Кулика, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, О. Б. Полякова, К. Роджерса, Е. Е. Сапоговой, И. Б. Ханиной и других с разных позиций изучаются условия развития профессионально-учебной деятельности студентов-психологов. Все эти исследования сводятся в основном к решению двух проблем: 1) определение метода организации образовательного процесса; 2) создание отношения учащихся к объективному содержанию предстоящей профессиональной деятельности.

Не вызывает сомнений, что организованная определенным образом учебная деятельность всегда предполагает достижение некоторого результата, стремление к которому создает определенную устойчивость процесса, если на пути к нему не возникает помех, трудностей, препятствий. Однако возникает вопрос, в каких условиях профессионально-учебная деятельность студентов будет сохранять целевую направленность, устойчивость к различного рода помехам и стабильность всех компонентов процесса деятельности. Нам представляется, что решение этой проблемы связано с рассмотрением установки студентов-психологов к профессионально-учебной деятельности как особого регуляторного механизма в сфере их жизненных отношений.

Профессионально-учебная деятельность приобретает жизненную ценность, когда студенты-психологи открывают ее как деятельность, которая заключает в себе условия их будущей жизни (т. е. определяет место в обществе, создает социальный статус, отношение общества к ним как носителям значимой профессии). В связи с этим цель нашего исследования состояла в выявлении психологических условий становления смысловой установки студентов-психологов 1-го курса к профессионально-учебной деятельности как жизненной ценности, как источнику их жизненных смыслов. Мы рассматриваем смысловую установку студентов-психологов как превращенную форму их жизненных отношений, осуществляющую смысловую регуляцию жизнедеятельности. Данная установка понимается нами как один из видов смысловых структур личности.

В ходе проведенного экспериментального исследования выявлено, что в условиях становления установки происходят изменения направленности профессионально-учебной деятельности студентов, обусловленные характером их ориентировки в социокультурном контексте. Эти изменения характеризуются переходом ориентации студентов от уровня житейских представлений о профессиональной деятельности психолога к уровню осознания объективных, конвенциональных, а затем смысложизненных ценностей будущей профессии, и включенностью профессионально-учебной деятельности в систему жизненных отношений молодых людей.

В зависимости от ценности профессионально-учебной деятельности изменяется характер установок студентов. Ориентация на житейские представления создает установки случайного выбора. Выявление объективных, конвенциональных ценностей определяет становление операциональной установки, связанной с регуляцией интенциональной сферы студентов как субъектов учебной деятельности. Целевые установки регулируют отношение студентов к профессионально-учебной деятельности как жизненной ценности. Мотивационные установки связаны со стремлением учащихся овладеть предметным уровнем знаний. Смысловые установки обусловливают включение профессионально-учебной деятельности в систему жизненных отношений обучающихся. Студенты, опираясь на систему объективных ценностей, открывают жизненный смысл предстоящей профессиональной деятельности и осуществляют профессионально-учебную деятельность в соответствии с логикой жизненной необходимости.

В результате происходит изменение самой учебной деятельности, характера ее протекания и способов участия в профессиональном учении. Если обучение реализует формальный подход, то учение реализует профессиональные устремления учащихся, инициативность, познавательный характер деятельности студентов. Профессионально-учебная деятельность открывается студентами как деятельность, которая несет в себе смыслы их жизни, что создает условия для присвоения учащимися профессиональных знаний как орудия и средства этой жизненно важной деятельности.

Таким образом, изучение смысловой установки студентов-психологов применительно к профессиональному учению позволяет выявить условия, при которых создается направленность и включенность профессионально-учебной деятельности учащихся в систему их жизненных отношений, осуществляется смысловая регуляция профессионального учения как жизнедеятельности студентов-психологов.

П. В. Андреев,
г. Балашов

Развитие личности детей среднего дошкольного возраста
посредством становления их помогающей деятельности

Помогающая деятельность детей среднего дошкольного возраста развивается в их совместно распределенном взаимодействии с взрослыми и сверстниками и является личностно-образующим средством активности детей [1].

Анализ теоретических и экспериментальных исследований, изучающих развитие помогающей деятельности дошкольников, позволил нам выделить уровни развития этой деятельности и сопоставить их с уровнями развития личности детей. Так, предметный уровень помогающей деятельности соответствует низкому уровню развития личности дошкольников, интеллектуальный уровень — среднему уровню и сознательный уровень — высокому уровню. Для подтверждения взаимосвязи уровней помогающей деятельности детей с уровнями их личностного развития было проведено психологическое исследование, которое осуществлялось на базе дошкольных образовательных учреждений города Балашова. В эксперименте участвовали 47 детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование осуществлялось в два этапа.

Первый этап исследования заключался в выявлении уровня развития помогающей деятельности дошкольников, в результате которого были выделены три группы детей в зависимости от уровня развития помогающей деятельности. Так, предметный уровень такой деятельности был выявлен у 37 % детей, интеллектуальный — у 48 % и сознательный — у 15 % дошкольников.

Второй этап был направлен на изучение особенностей развития личности детей. В результате эксперимента были выделены три группы дошкольников: у 29 % выявлен низкий уровень развития личности,
у 50 % — диагностирован средний уровень и 21 % показали высокий уровень.

Полученные результаты позволили установить определенную зависимость уровней личностного развития детей среднего дошкольного возраста от уровней развития их помогающей деятельности. В ходе исследования также был выявлен достаточно большой процент дошкольников с низким уровнем развития помогающих действий. Неумение детей осуществлять действия по оказанию помощи взрослым и сверстникам в процессе переодевания обусловлено, с нашей точки зрения, низким уровнем овладения навыком застегивания одежды.

Для решения данной проблемы мы предлагаем использовать программу развивающих заданий, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и личностно-ориентированной дидактике В. В.Давыдова — В. А. Петровского.

Литература: Петровский, В. А. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение / В. А. Петровский // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 7. — С. 95—98.

О. Н. Андрияненко, О. В. Порваткина,
г. Балашов

Применение методов активного
социально-психологического обучения
как фактор повышения эффективности профессионального образования студентов социономических профессий

Российскому обществу необходимо новое образование, новый специалист, способный оперативно реагировать на происходящие общественные изменения, модифицировать свою собственную профессиональную деятельность в направлении максимальной ее адекватности социальному заказу, искать пути преодоления и преодолевать профессиональные затруднения за счет активизации внутренних ресурсов. Для современного этапа развития общества характерна смена образовательных парадигм, переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, максимально готовых к практической деятельности.

Однако, как показывает анализ, сложившаяся система подготовки специалистов социономических профессий ориентирована преимущественно на усвоение теоретического материала студентами, не развивая при этом важные для будущей профессиональной деятельности качества, такие как социальный интеллект, коммуникативные, организаторские способности, установка на преобразование другого человека и др. [1]. На наш взгляд, решить данную проблему и тем самым повысить эффективность профессионального образования можно, применяя методы активного социально-психологического обучения.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90 % того, что он делает, до 50 % того, что он видит и только 10 % того, что он слышит, следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие [2].

Проблемой активных методов обучения занимались А. А. Бадаев,
М. Н. Гарунов, А. А. Вербицкий, П. Б. Гребенюк, Г. И. Ибрагимов,
Е. А. Литвиненко, В. Я. Платонов, В. В. Подиновский, В. И. Рыбальский и др. Социально-психологический аспект активных методов обучения нашел свое отражение в работах Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова,
Т. В. Зайцевой, И. Г. Исуриной, Г. А. Ковалева, С. И. Макшанова,
Л. А. Петровской. В данных работах выделялись следующие методы активного социально-психологического обучения (АСПО): игра (ролевая, деловая), дискуссия (учебная, ролевая, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.), социально-психологический тренинг.

Многочисленные исследования установили, что методы АСПО обеспечивают высокую познавательную активность студентов в овладении практическими социально-психологическими знаниями и коммуникативными умениями, ориентированы на коллективное, публичное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, совершенствование способности к анализу «нерафинированных» задач, развивают умение управлять своими эмоциями, принимать ответственные решения. Кроме того, развивают качества, важные для их профессиональной деятельности: активность, инициативность, ответственность, ориентация на другого человека, гибкость, креативность [2; 3].

В частности, в ходе социально-психологического тренинга происходит познание себя и самопонимание, расширение сферы самосознания, усиление чувства самоидентичности, развитие личности, совершенствование навыков саморегуляции, а также осознание себя как носителя профессионально важных качеств, развитие позиции «Я — профессионал». Все эти изменения обусловливают успех будущей профессиональной деятельности студента. В процессе проведения тренинга происходят изменения стереотипов, которые мешают справляться с нестандартными ситуациями. Такая форма проведения занятий снижает возможность разочарований в будущей профессиональной деятельности и препятствует развитию неэффективного профессионального поведения.

Эффективность методов АСПО определяется также и тем, что они позволяют обеспечить индивидуальную направленность подготовки студентов к конкретной практической деятельности, развитие профессионально важных качеств.

Таким образом, мы считаем, что наряду с лекциями и другими формами практических занятий в процесс профессионального образования вуза необходимо внедрять методы АСПО, так как их использование способствует повышению эффективности учебного процесса, и, прежде всего, формированию профессионально-важных качеств специалистов социономических профессий.

Литература: 1. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996. 2. Лезова, Л. В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УСПО / Л. В. Лезова : автореф.
дис. … канд. пед. наук. — М., 2001. — 24 с. 3. Петровская, Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. — М., 1982.

М. В. Баркалова,
г. Балашов

Влияние акцентуаций характера родителей
на выбор стратегии воспитательного воздействия.
Коррекционный аспект

На развитие ребенка в семье влияет множество факторов (структура семьи, пол, возраст ребенка, стили воспитания и т. д.). В данном контексте важным представляется рассмотрение особенностей взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок». Факторы, ведущие к дисгармонизации детско-родительских отношений, разнообразны: низкая психолого-педагогическая просвещенность родителей, дисгармоничный тип воспитания, непринятие родителем во внимание индивидуальных черт ребенка, разные типы темперамента у родителя и ребенка, личностные особенности родителей. Вследствие этого возникает необходимость разработки программ коррекции детско-родительского взаимодействия с учетом этих факторов.

Одной из важнейших характеристик взаимоотношений родителей и детей является стратегия семейного воспитания, которую мы понимаем как наиболее характерные формы отношений родителя к ребенку, его деятельности, формированию у него нравственных ценностей, к использованию методов наказания и поощрения, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Однако систематических исследований факторов, условий выбора той или иной стратегии в отечественной литературе недостаточно.

Нам представляется возможным в качестве таких условий рассматривать акцентуации характера родителей (крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены). Мы предположили, что акцентуации характера влияют на выбор стратегии воспитательного воздействия. Для подтверждения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование, проходившее в г. Балашове в 2003—2004 гг. В нем приняли участие 9 семей (18 взрослых, 9 детей) и использовались следующие методики: Опросник Шмишека, Опросник «АСВ», «Рисунок семьи», «Семейная социограмма».

В ходе эксперимента была выявлена взаимосвязь между акцентуациями характера и родительской стратегией воспитания, что подтверждено с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена (коэффициент корреляции составил 0,98 при n = 8, что соответствует высокому уровню значимости). Нами было установлено, что при наличии эмотивного, гипертимного, застревающего типов акцентуаций для мужчин характерна воспитательная стратегия по типу доминирующей гиперпротекции. При наличии эмотивного, экзальтированного, гипертимного, застревающего, демонстративного типов акцентуаций для женщин характерна воспитательная неуверенность, которая обусловливает воспитательную стратегию по типу потворствующей гиперпротекции.

На основе полученных результатов была разработана и апробирована коррекционная программа. Цель ее — развитие родительской рефлексии и оптимизация детско-родительских отношений. Основные задачи: изменение социально-перцептивных стереотипов родителей; научение родителей приемам понимания поведения других людей; изменение родительской позиции в детско-родительском взаимодействии.

Программа осуществлялась в форме родительского тренинга, включающего шесть занятий длительностью примерно 1,5 часа каждое.
В нем приняли участие четыре супружеские пары, давшие добровольное согласие.

С целью установления эффективности коррекционной программы проводился контрольный эксперимент. Были получены следующие результаты: у экспериментальной группы испытуемых выявлены положительные изменения в проявлении акцентуаций характера. Вероятно, это связано с рефлексией испытуемыми своих личностных свойств и поведения в ходе тренинга. Во время занятий родителями проанализированы черты характера, неблагоприятно сказывающиеся как на взаимоотношениях с окружающими, так и на особенностях воспитания. Вследствие этого усилился контроль собственного поведения, что ведет к избеганию или сглаживанию проявлений некоторых акцентуированных черт характера. В ходе обследования контрольной группы изменений не выявлено.

Также в ходе повторного диагностирования у экспериментальной группы выявлена положительная тенденция изменения стратегии воспитания. Снизились значения гиперпротекции, недостаточности или чрезмерности требований-обязанностей, запретов и санкций, а также воспитательная неуверенность. Вероятно, это является следствием повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Наблюдается снижение значений по показателям проекции нежелательных качеств, предпочтения детских и женских качеств, на что повлияло повышение уровня рефлексии и самоконтроля. У женщин наблюдается больше положительных сдвигов как в проявлении акцентуаций характера, так и в особенностях воспитания, нежели у мужчин. Возрастных различий не выявлено. Достоверность положительных сдвигов подтверждена с помощью Т-критерия Вилкоксона (Тэм. = 0 при n = 8, что соответствует высокому уровню значимости).

На основании полученных данных можно сделать вывод об эффективности разработанной нами коррекционной программы, которую можно рекомендовать для использования педагогам-психологам в средних общеобразовательных учреждениях, а также в центрах психологической помощи семьям.

Т. В. Бежкинева,
г. Балашов

Активизация диалектического мышления
как способ коррекции негативного самоотношения личности

Одним из важнейших аспектов социального и психологического бытия человека является его самоотношение, присутствующее во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к окружающему миру: оценке реальной действительности и других людей, в формировании собственных представлений о мире и себе самом, в прогнозировании своей социальной эффективности, в определении и ожидании отношения к себе окружающих.

Особую актуальность приобретает эта проблема, когда речь идет о детях — социальных сиротах, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Это дети, испытывающие недостаток родительской любви и заботы, как правило, уже с момента рождения. Негативная трансформация воспитательных воздействий приводит к искажениям развития личности. Однако наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка — его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Сложности в сфере самосознания приводят к трудностям во взаимоотношениях с окружающими, переживанию своей ненужности, утрате своей ценности и ценности другого человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник научных трудов факультета психологии бфсгу под общей редакцией Э. Ю. Чикиревой Балашов 2004

    Документ
    А43 Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде: сб. науч. тр. ф-та психол. БФСГУ / Под общ. ред. Э.Ю. Чикиревой. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

Другие похожие документы..