Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Известно, что добавки присадок из алюминиевой пудры увеличивают качество смесевых взрывчатых веществ и улучшают характеристики твердых топлив, исполь...полностью>>
'Методические указания'
Основная цель указаний - расширение страноведческих знаний студентов по теме «Системы высшего образования в России, Великобритании и США» и совершенс...полностью>>
'Документ'
Багатоаспектність лінгвістичних досліджень. Коротка характеристика мовознавчих напрямків: психолінгвістика, нейролінгвістика, психолінгвістика, комун...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Положением о III-м Чемпионате России по альпинизму среди ветеранов подведены итоги и определены места, занятые участниками в следующе...полностью>>

Перечень образовательных программ (специальностей), реализуе­мых в рамках данного направления подготовки дипломированного специали­ста

Главная > Перечень образовательных программ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

29


Министерство образования Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской

Федерации

______________В.Д. Шадриков

«27» марта 2000 г.

Регистрационный № 250 тех\дс

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста 656300 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств

Квалификация выпускника - Инженер

Вводится в действие с момента утверждения

Москва 2000 г.

1. Общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста

656300 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств

1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утвер­ждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. №686.

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуе­мых в рамках данного направления подготовки дипломированного специали­ста:

260100 Лесоинженерное дело;

260200 Технология деревообработки.

1.3. Квалификация выпускника - инженер

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подго­товки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» при очной форме обучения 5 лет.

1.4. Квалификационная характеристика выпускника.

1.4.1 Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

лес, древесина в виде необработанных круглых лесоматериалов и обработан­ных лесоматериалов (пиломатериалов, щепы, шпона, древесностружечных плит), вспомогательные материалы в виде смол, клеев, лаков, красок и другие материалы; технологические процессы и оборудование их производства и изго­товления из них полуфабрикатов и изделий; машины и оборудование, предна­значенное для обработки лесоматериалов, методы их проектирования, эксплуа­тации и обслуживания; нормативно-техническая документация и система стан­дартизации, методы и средства испытаний и контроля качества лесоматериалов и изделий.

1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника. Выпускник по направлению подготовки «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональ­ной деятельности:

- производственно-технологическую;

- организационно-управленческую;

- научно-исследовательскую;

- проектно-конструкторскую.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образователь­но-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника. Инженер по технологии лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств подготовлен к решению следующих типов задач:

а) Производственно-технологическая деятельность: организация и эффек­тивное осуществление технологии лесозаготовок и деревообработки и кон­троля качества древесного сырья, производственного контроля полуфаб­рикатов и параметров технологических процессов, качества конечной про­дукции; эффективное использование древесных материалов, оборудования, соответствующих программ расчетов параметров технологического про­цесса; проведение стандартных и сертификационных испытаний древес­ных материалов и изделий;

б) Организационно-управленческая деятельность: организация работы ле­созаготовительных, деревообрабатывающих предприятий, принятие управленческих решений; определение оптимального решения для различ­ных периодов планирования; оценка производственных и других затрат на обеспечение качества лесозаготовительной и деревообрабатывающей про­дукции; осуществление технического контроля и управления качеством лесоматериалов и изделий из древесины;

в) Научно-исследовательская деятельность: анализ состояния и динамики показателей качества объектов деятельности (леса, древесины, изделий, технологических процессов) с применением определенных методов и средств исследований; создание теоретических основ и моделей для про­гнозирования лесозаготовок, транспорта, процессов обработки древесины;

г) Проектно-конструкторская деятельность: формирование целей програм­мы (проектов) решения задач, основных показателей и критериев достиже­ния целей, построение структуры их взаимосвязи; разработка вариантов решения проблем, анализ их, нахождение оптимальных решений в услови­ях неопределенности, планирование реализации проекта; разработка про­ектов лесозаготовок, изделий из древесины с учетом технологических, экономических, технических, эстетических и экологических параметров;

разработка проектов технических условий, стандартов, технических опи­саний новых лесозаготовительных процессов и процессов изготовления изделий из древесины.

1.4.4. Квалификационные требования.

Для решения профессиональных задач инженер:

- составляет планы размещения лесозаготовительных или деревообраба­тывающих машин и оборудования, технического оснащения и органи­зации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и за­грузку машин и оборудования;

- участвует в разработке технически обоснованных норм выработки норм обслуживания машин и оборудования;

- рассчитывает нормативы материальных затрат технологических про­цессов;

  • рассчитывает экономическую эффективность технологических процессов заготовки леса и деревообработки;

- осуществляет контроль выполнения технологической дисциплины предприятия или отдельных участков и эксплуатации технологического оборудования;

- разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по по­вышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производи­тельности труда;

- анализирует причины 'брака и выпуска продукции низкого качества, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению;

- участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;

- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствова­нию технологии производства и дает заключения;

- участвует в проведении научных исследований и технических разрабо­ток;

- осуществляет сбор, обработку, анализ научно-технической информации в соответствии с заданием;

- принимает участие в промышленных испытаниях проектируемых лесо­заготовительных, транспортных и деревообрабатывающих машин и оборудования;

- подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на машины и оборудование, и другие материалы;

- разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, уча­ствует в оформлении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах;

- участвует во внедрении разработанных технических решений и проек­тов, в оказании технической помощи и надзоре при изготовлении, ис­пытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых машин, оборудова­ния, изделий, объектов;

- изучает специальную и научно-техническую литературу, достижении науки и техники в области техники и технологии лесопромышленного производства;

- консультирует по вопросам разработки, проектирования и реализации прогрессивных технологических процессов.

Инженер должен знать:

- нормативные и методические материалы по технологической подготовке производства;

- технологию лесозаготовительного, лесохозяйственного и деревообрабатывающего производства;

- перспективы технического развития предприятия;

- системы и методы проектирования технологических процессов и режимов производства;

- применяемые технологические машины и оборудование, и принципы и работы;

- технические характеристики и экономические показатели лучших отраслевых и мировых технологий и изделий в области лесного дела;

- нормативы расхода энергии, топлива, сырья, материалов;

- основы изобретательства, порядок и методы проведения патентных ис­следований;

- методы анализа технического уровня техники и технологии в области лесного дела;

- основные требования организации труда при проектировании техноло­гических процессов;

- методы исследовательского проектирования и проведения работ;

- основы экологии, экономики, организации труда и производства;

- правила и нормы охраны труда, основы трудового законодательства.

1.5. Возможности продолжения образования выпускника. Инженер, осво­ивший основную образовательную программу высшего профессионального об­разования по направлению подготовки дипломированных специалистов «Тех­нология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», под­готовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (пол­ное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о сред­нем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о полу­чении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2. Общие требования к основной образовательной программе по направ­лению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, про граммы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

3.2. Требования к обязательному образовательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяется настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит и дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должк предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД— Общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД- Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;

ФТД - Факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовка выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

3. Требования к образовательному минимуму содержания основных об­разовательных программ по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных

и деревоперерабатывающих производств»

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЕ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.ОО

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык:

специфика артикуляции звуков, интонации, акцентации и ритма нейтральной речи в изучаемом язы­ке; основные особенности полного стиля произ­ношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лекси­ческий минимум в объеме 4000 учебных лексиче­ских единиц общего и терминологического харак­тера;

понятие дифференциации лексики по сферам при­менения (бытовая, терминологическая, общенауч­ная, официальная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; понятие об основных способах словооб­разования;

грамматические навыки, обеспечивающие комму­никацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профес­сиональной речи;

понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного сти­ля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета;

говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и от­носительно простых лексико-грамматических

средств в основных коммуникативных ситуациях не­официального и официального общения; основы пуб­личной речи (устное сообщение, доклад);

аудирование; понимание диалогической и монологиче­ской речи в сфере бытовой и профессиональной ком­муникации;

чтение; виды текстов: несложные прагматические тек­сты и тексты по широкому и узкому профилю специ­альности;

письмо; виды речевых произведений: аннотация, рефе­рат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура:

физическая культура в общекультурной и профессио­нальной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спор­те; физическая культура личности;

основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для опти­мизации работоспособности;

общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный вы­бор видов спорта или систем физических упражнений;

профессионально - прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история:

сущность, формы, функции исторического знания; ме­тоды и источники изучения истории; понятие и клас­сификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и осо­бенное; методология и теория исторической науки; ис­тория России - неотъемлемая часть всемирной исто­рии;

античное наследие в эпоху Великого переселения на­родов; проблема этногенеза восточных славян; основ­ные этапы становления государственности; древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи;

особенности социального строя Древней Руси; этно­культурные и социально-политические процессы ста­новления русской государственности; принятие хри­стианства; распространение ислама; эволюция восточ­нославянской государственности в Х1-ХПвв.; социално - политические изменения в русских землях в ХШ - ХУ вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфи­ка формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной систе­мы организации общества; реформы Петра 1; век Ека­терины; предпосылки и особенности складывания рос­сийского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодер­жавия; особенности и основные этапы экономического разви­тия России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное произ­водство; становление индустриального общества в Рос­сии: общее и особенное; общественная мысль и осо­бенности общественного движения России XIX в.; ре­формы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру;

роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; соци­альная трансформация общества; столкновение тен­денций интернационализма и национализма, интегра­ции и сепаратизма, демократии и авторитаризма;

Россия в начале XX в.; объективная потребность инду­стриальной модернизации России; российские рефор­мы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационально­го кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция; их результаты и последствия; российская эмиграция; социально –экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного поли­тического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразова­ния в 30-е гг.; усиление режима личной власти Стали­на; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие; общественно-политическая жизнь; культура; внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных яв­лений; Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; Попытка государственного переворота 1991 г. и ее про­вал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрь­ские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993 -1999 гг.); Россия на пути радикальной социаль­но- экономической модернизации; культура в совре­менной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

136

ГСЭ.Ф.04

Культурология:

Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры; социология культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследо­ваний; основные понятия культурологии: культура, ци­вилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкуль­турные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, соци­альные институты культуры, культурная самоидентич­ность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая куль­туры; восточные и западные типы культур; специфиче­ские и «серединные» культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; инкультурация и социализация.

102

ГСЭ.Ф.05

Политология:

объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отноше­ния; роль и место политики в жизни современных об­ществ; социальные функции политики; история поли­тических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания; историческая ди­намика; современные политологические школы; граж­данское общество; его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; поли­тическая власть; политическая система; политические режимы; политические партии; электоральные системы; политические отношения и процессы; политиче­ские конфликты и способы их разрешения; политиче­ские технологии; политический менеджмент; полити­ческая модернизация; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерст­во; социокультурные аспекты политики; мировая поли­тика и международные отношения; особенности миро­вого политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополити­ческой ситуации; методология познания политической реальности; па­радигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

102

ГСЭ.Ф.06

Правоведение:

государство и право; их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты; основные право­вые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права; закон и подзаконные ак­ты; система российского права; отрасли права; право­нарушение и юридическая ответственность; значение законности и правопорядка в современном обществе; правовое государство; конституция Российской Феде­рации - основной закон государства; особенности фе­деративного устройства России; система органов госу­дарственной власти в Российской Федерации; понятие гражданского правоотношения; физические и юриди­ческие лица; право собственности; обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение; наследственное право; брачно-семейные отношения; взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей; ответственность по семейному праву; трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина и ответствен­ность за ее нарушение; административные правонару­шения и административная ответственность; понятие преступления; уголовная ответственность за соверше­ние преступлений; экологическое право; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности; правовые основы защиты государствен­ной тайны; законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

102

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика:

психология: предмет, объект и методы психологии; ме­сто психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятель­ность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и бессозна­тельного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение, вос­приятие, представление, воображение, мышление и ин­теллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия; педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образова­ние, воспитание, обучение; педагогическая деятель­ность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социо-культурный феномен и педагогический процесс; обра­зовательная система России; цели, содержание, струк­тура непрерывного образования; единство образования и самообразования; педагогический процесс; образова­тельная, воспитательная и развивающая функции обу­чения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лаборатор­ные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, фа­культативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.

68

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи:

стили современного русского литературного языка;

языковая норма, ее роль в становлении и функциониро­вании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная раз­новидности литературного языка; нормативные, ком­муникативные, этические аспекты устной и письмен­ной речи; функциональные стили современного рус­ского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использование элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; офици-

ГСЭ.Ф.09
ГСЭ.Ф.10

2 Философия:

предмет философии; место и роль философии в культу­ре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития;

структура философского знания; учение о бытии; мо­нистические и плюрастические концепции бытия; са­моорганизация бытия; понятия материального и иде­ального; пространство; время, движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамиче­ские и статические закономерности; научные, фило­софские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; об­щество и его структура; гражданское общество и госу­дарство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человече­ского бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответст­венность; мораль, справедливость, право; нравствен­ные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание, сознание, само­сознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности;

проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и вненаучное знание; критерии науч­ности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; буду­щее человечества; глобальные проблемы современно­сти; взаимодействие цивилизаций и сценарии будуще­го.

136

ГСЭ.Ф.11

Экономика:

введение в экономическую теорию; блага, потребно­сти, ресурсы, экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономиче­ской теории; макроэкономика; рынок; спрос и предло­жение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и ры­ночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убы­вающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совер­шенно конкретной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия;

монополистическая конкуренция; олигополия; антимо­нопольное регулирование; спрос на факторы производ­ства; рынок труда; спрос и предложение труда; зара­ботная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равно­весие и благосостояние; распределение доходов; нера­венство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства;

макроэкономика; национальная экономика как целое;

круговорот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый лич­ный доход; индексы цен; безработица и ее формы; ин­фляция и ее виды; экономические циклы; макроэконо­мическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инве­стиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика;

деньги и их функции; равновесие на денежном рынке;

денежный мультипликатор; банковская система; де­нежно-кредитная политика; экономический рост и раз­витие; международные экономические отношения;

внешняя торговля и торговая политика; платежный ба­ланс; валютный курс; особенности переходной эконо­мики России; приватизация; формы собственности;

предпринимательство; теневая экономика; рынок тру­да; распределение и доходы; преобразования в соци­альной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

136

гсэ.в.00

Национально-региональный (вузовский компонент)

270

гсэ.в.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ву­зом

270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисци­плины

2000

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

1720

ЕН.Ф.01

Математика.

Аналитическая геометрия и линейная алгебра. После­довательности и ряды. Дифференциальное и инте­гральное исчисления. Векторный анализ и элементы теории поля. Гармонический анализ. Дифференциаль­ные уравнения. Численные методы. Основы вычисли­тельного эксперимента. Функции комплексного пере­менного. Элементы функционального анализа. Вероят­ность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипо­тез, статистические методы обработки эксперимен­тальных данных. Вариационное исчисление и опти­мальное управление, математическое моделирование и оптимизации процессов

680

ЕН.Ф.02

Информатика.

Понятие информатизации, общая характеристика про­цессов сбора, передачи, обработки и накопления ин­формации; технические и программные средства реали­зации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритми­зация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспече­ние и технологии программирования; локальные и гло­бальные сети ЭВМ. Основы защиты информатизации и сведений, составляющих государственную тайну; ме­тоды защиты информатизации. Компьютерный практи­кум. Информационные технологии в лесопромышлен­ном комплексе

200

ЕН.Ф.03

Физика.

Физические основы механики. Колебания и волны. Молекулярная физика и термодинамика. Электричест­во и магнетизм. Оптика. Атомная и ядерная физика. Физический практикум. Физика древесины

470

ЕН.Ф.04

Химия.

Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталити­ческие системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные ре­акции; реакционная способность веществ: химия и пе­риодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный ана­лиз, аналитический сигнал, химический, физико- хими-ческий и физический анализ. Химический практикум

150

ЕН.Ф.05

Теоретическая механика.

Кинематика. Векторный и естественный способы зада­ния движения точки. Понятие об абсолютно твердом теле. Общий случай движения свободного твердого те­ла. Абсолютное и относительное движение точки. Сложное движение твердого тела. Динамика и элемен­ты статики. Законы механики Галилея-Ньютона. Сво­бодные прямолинейные колебания материальной точ­ки. Механическая система. Дифференциальные уравне­ния движения механической системы. Момент количе­ства движения материальной точки относительно цен­тра и оси. Система сил. Принцип Даламбера для мате­риальной точки. Дифференциальные уравнения посту­пательного движения твердого тела. Движение твердо­го тела вокруг неподвижной точки. Элементарная тео­рия гироскопа. Связи и их уравнения. Принцип воз­можных перемещений. Обобщенные координаты сис­темы. Дифференциальные уравнения движения меха­нической системы в обобщенных координатах или уравнения Лангранжа второго рода. Принцип Гамильтона-Остроградского. Понятие об устойчивости равно­весия. Малые свободные колебания механической сис­темы с двумя (или n) степенями свободы и их свойства, собственные частоты и коэффициенты формы. Явление удара. Теорема об изменении кинематического момента механической системы при ударе

150

ЕН.Ф.06

Экология.

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здо­ровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального ис­пользования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды

70

EH.P.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

150

EH.B.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ву­зом

130

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

2130

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1710

ОПД.Ф.01

Начертательная геометрия. Инженерная графика.

Начертательная геометрия. Введение. Предмет начер­тательной геометрии. Задание точки, прямой, плоско­сти и многогранников на комплексном чертеже Монжа. Позиционные задачи. Метрические задачи. Способы преобразования чертежа. Многогранники. Кривые ли­нии. Поверхности. Поверхности вращения. Линейные поверхности. Винтовые поверхности. Циклические по­верхности. Обобщенные позиционные задачи. Метри­ческие задачи. Построение разверток поверхностей. Касательные линии и плоскости к поверхности. Аксо­нометрические проекции. Инженерная графика. Конструкторская документация. Оформление чертежей. Элементы геометрии деталей. Изображения, надписи, обозначения. Аксонометриче­ские проекции деталей. Изображения и обозначения элементов деталей. Изображение и обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. Выполнение эскизов деталей машин. Изображения сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий

170

ОПД.Ф.02

Механика

640

ОПД.Ф.02.01

Детали машин и основы конструирования.

Классифи­кация механизмов, узлов и деталей. Основы проектиро­вания механизмов, стадии разработки. Требования к деталям, критерии работоспособности и влияющие на них факторы. Механические передачи: зубчатые, чер­вячные, планетарные, волновые, рычажные, фрикцион­ные, ременные, цепные, передачи винт-гайка; расчеты передач на прочность. Валы и оси, конструкция и рас­четы на прочность и жесткость. Подшипники качения и скольжения, выбор и расчеты на прочность. Уплотнительные устройства. Конструкции подшипниковых уз­лов. Соединения деталей: резьбовые, заклепочные, сварные, паяные, клеевые, шпоночные, зубчатые, штифтовые, клеммовые, профильные; конструкция и расчеты соединений на прочность. Упругие элементы. Муфты механических приводов. Корпусные детали ме­ханизмов

170

ОПД.Ф.02.02

Теория механизмов и машин.

Основные понятия теории механизмов и машин. Ос­новные виды механизмов. Структурный анализ и син­тез механизмов. Кинематический анализ и синтез меха­низмов. Кинетостатический анализ механизмов. Дина­мический анализ и синтез механизмов. Колебания в ме­ханизмах. Линейные уравнения в механизмах. Нели­нейные уравнения движения в механизмах. Колебания в рычажных и кулачковых механизмах. Вибрационные транспортеры. Вибрация. Динамическое гашение коле­баний. Динамика приводов. Выбор типа приводов. Синтез рычажных механизмов. Методы оптимизации в синтезе механизмов с применением ЭВМ. Синтез ме­ханизмов по методу приближения функций. Синтез пе­редаточных механизмов синтез по положениям звеньев. Синтез направляющих механизмов

50

ОПД.Ф.02.03

Сопротивление материалов.

Основные понятия. Метод сечений. Центральное рас­тяжение - сжатие. Сдвиг. Геометрические характери­стики сечений. Прямой поперечный изгиб. Кручение. Косой изгиб, внецентральное растяжение - сжатие. Элементы рационального проектирования простейших систем. Расчет статически определимых стержневых систем. Метод сил, расчет статически неопределимых стержневых систем. Анализ напряженного и деформи­рованного состояния в точке тела. Сложное сопротив­ление, расчет по теориям прочности. Расчет безмомен­тальных оболочек вращения. Устойчивость стержней. Продольно-поперечный изгиб. Расчет движущихся с ускорением элементов конструкций. Удар. Усталость. Расчет по несущей способности

140

ОПД.Ф.02.04

Гидравлика.

Вводные сведения. Основные физические свойства жидкостей и газов. Основы кинематики. Общие законы и уравнения статики и динамики жидкостей и газов. Силы, действующие в жидкостях. Абсолютный и отно­сительный покой (равновесие) жидких сред. Модель идеальной (невязкой) жидкости. Общая интегральная форма уравнений количества движения и момента ко­личества движения. Подобие гидромеханических про­цессов. Общее уравнение энергии в интегральной и дифференциальной формах. Турбулентность и ее ос­новные статистические характеристики. Конечно-разностные формы уравнений Навье-Стокса и Рей-нольдса. Общая схема применения численных методов и их реализация на ЭВМ. Одновременные потоки жид­костей и газов. Гидро-пневмопровод машин. Направ­ляющая и регулирующая гидро-пневмоаппаратура. Эксплуатация гидро-пневмоборудования

140

ОПД.Ф.02.05

Теплотехника.

Предмет теплотехники. Связь с другими отраслями знаний. Основные понятия и определения. Термодина­мика: смеси рабочих тел, теплоемкость, законы термо­динамики, термодинамические процессы и циклы, ре­альные газы и пары, термодинамика потоков, термоди­намический анализ теплотехнических устройств, фазо­вые переходы, химическая термодинамика. Теория теп­лообмена: теплопроводность, конвекция, излучение, теплопередача, интенсификация теплообмена. Основы массообмена. Тепломассообменные устройства. Топли­во и основы горения. Теплогенерирующие устройства, холодильная и криогенная техника. Применение тепло­ты в отрасли. Охрана окружающей среды. Основы энергосбережения. Вторичные ресурсы. Основные на-правления экономии энергоресурсов.

140

ОПД.Ф.0З

Материаловедение. Технология конструкционных ма­териалов.

Материаловедение. Строение металлов, диффузионные процессы в металле, формирование структуры метал­лов и сплавов при кристаллизации, пластическая де­формация, влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла, механические свойства ме­таллов и сплавов. Конструкционные металлы и сплавы. Теория и технология термической обработки стали. Химико-термическая обработка. Жаропрочные, износостойкие, инструментальные и штамповочные сплавы. Электротехнические материалы, резина, пластмассы. Технология конструкционных материалов. Введение. Термические и технологические основы производства материалов. Материалы, применяемые в машинострое­нии и приборостроении. Основные методы получения твердых тел. Основы металлургического производства. Основы порошковой металлургии. Напыление мате­риалов. Теория и практика формообразования загото­вок. Классификация способов получения заготовок. Производство заготовок способом литья. Производство заготовок пластическим деформированием. Производ­ство неразъемных соединений. Сварочное производст­во. Пайка материалов. Получение неразъемных соеди­нений склеиванием. Изготовление полуфабрикатов и деталей из композиционных материалов. Изготовление изделий из металлических композиционных материа­лов. Изготовление полуфабрикатов и изделий из эвтек­тических композиционных материалов. Изготовление деталей из полимерных композиционных материалов. Формообразование поверхностей деталей резанием, электрофизическими и электрохимическими способами обработки. Физико-химические основы резания. Обра­ботка лезвийным инструментом. Обработка поверхно­стей деталей абразивным инструментом. Электрофизи­ческие и электрохимические методы обработки по-верхностей заготовок. Выбор способа обработки

100

ОПД.Ф.04

Электротехника и электроника.

Введение. Электрические и магнитные цепи. Основные определения, топологические параметры и методы рас­чета электрических цепей. Анализ и расчет линейных цепей переменного тока. Анализ и расчет электриче­ских цепей с нелинейными элементами. Анализ и рас­чет магнитных цепей. Электромагнитные устройства и электрические машины. Электромагнитные устройства. Трансформаторы. Машины постоянного тока (МПТ). Асинхронные машины. Синхронные машины. Элек­тропривод механизмов. Основы электроники и элек­трические измерения. Элементарная база современных электронных устройств. Источники вторичного элек­тропитания. Усилители электрических сигналов. Им­пульсные и автогенераторные устройства. Основы цифровой электроники. Микропроцессорные средства. Электрические измерения и приборы

110

ОПД.Ф.05

Метрология, стандартизация и сертификация.

Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Основные понятия, свя­занные со средствами измерений (СИ). Закономерности формирования результата измерения, понятие погреш­ности, источники погрешностей. Понятие многократ­ного измерения. Алгоритмы обработки многократных измерений. Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Струк­тура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическим лицами. Исторические основы развития стандартиза­ции и сертификации. Сертификация, ее роль в повыше­нии качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях. Правовые ос­новы стандартизации. Международная организация по стандартизации (ИСО). Основные положения государ­ственной системы стандартизации ГСС. Научная база стандартизации. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации. Государственный кон­троль и надзор за соблюдением требований государст­венных стандартов. Основные цели и объекты серти­фикации. Термины и определения в области сертифи­кации. Качество продукции и защиты потребителя. Схемы и системы сертификации. Условия осуществле­ния сертификации. Обязательная и добровольная сер­тификация. Правила и порядок проведения сертифика­ции. Органы по сертификации и испытательные лабо­ратории. Аккредитация органов по сертификации и ис­пытательных (измерительных) лабораторий. Сертифи-кация услуг. Сертификация систем качества

60

ОПД.Ф.06

Безопасность жизнедеятельности.

Человек и среда обитания. Характерные состояния сис­темы «человек-среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности. Негативные факто­ры техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Критерии безопасности. Опас­ность технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей/ Средства снижения травмоопасности и вредного воз­действия технических систем. Безопасность функцио­нирования автоматизированных и роботизированных производств. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Право­вые и нормативно-технические основы управления. Системы контроля' требований безопасности и эколо-гичности. Профессиональный отбор операторов техни­ческих систем. Экономические последствия и матери­альные затраты на обеспечение безопасности жизне­деятельности. Международное сотрудничество в облас­ти безопасности жизнедеятельности

150

ОПД.Ф.07

Древесиноведение. Лесное товароведение.

Древесные растения, их жизнь, рост и развитие; макро­скопическое строение древесины; микроскопическое строение древесины; химические и физические свойст­ва древесины и коры; характеристика основных орга­нических веществ; получение и использование целлю­лозных материалов; гидролиз древесины; термическое разложение древесины; физические свойства древеси­ны - цвет, блеск, текстура древесины; влажность дре­весины и коры; плотность древесины и коры; прони­цаемость древесины и коры; тепловые свойства древе­сины; электрические и звуковые свойства древесины; механическая прочность древесины; деформативность древесины; реологические свойства древесины; пороки древесины; стойкость древесины; идентификация по­род древесины. Пороки древесины; характеристики древесины основных лесных пород и их использование; классификация и стандартизация лесных товаров, хлы­стов и круглых лесоматериалов, пиленые лесоматериа­лы, сырье для лесохимических производств, компози­ционные древесные материалы и модифицированная древесина, целлюлоза и бумага, продукция гидролизно-дрожжевых лесохимических производств

150

ОПД.Ф.08

Автоматика и автоматизация производственных про­цессов.

Элементы промышленной автоматики и их применение в системах управления технологическими процессами; статистические и динамические характеристики объек­тов управления; передаточные функции; законы регу­лирования; линейные и релейные регуляторы; замкну­тые и разомкнутые системы регулирования; переход­ные процессы и качество регулирования; устойчивость систем регулирования

100

ОПД.Ф.09

Экономика производства.

Производственные возможности использования налич­ных ресурсов; основные фонды: состав. Структура, ме­тоды оценки и их износ; оборотные средства: состав и структура, источники финансирования и показатели их использования; характерные черты мирового рынка, формирование рынка - спрос и предложение продук­ции отрасли; капитальные вложения и источники их финансирования; материально-техническое снабжение; товарно-сырьевые биржи, кадры, труд, формы и систе­ма оплаты труда; экономические основы производства; себестоимость, цена, доход, прибыль, рентабельность и налоги; эффективность внедрения новой техники

90

ОПД.Ф.10

Менеджмент и маркетинг.

Основы организации производства: организация произ­водственного процесса предприятия; научная органи­зация и нормирование труда, система оплаты и матери­ального стимулирования; планирование деятельности предприятий в условиях рынка, система планов; оценка рынка сбыта и возможностей конкурентов; стратегия маркетинга; управление предприятием; организация управления производством; информационное обеспе­чение; процессы управления и его автоматизация; ос­новы теории принятия проектно-плановых решений

140

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

300

опд.в.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ву­зом

120

сд.00

Специальные дисциплины

1882

СП.01

260100 Лесоинженерное дело

1070

СД.01

Технология и оборудование лесопромышленного произ­водства.

Теория и оптимальное проектирование технологии ле­сосечных работ; основы расчетов технологического оборудования для лесосечных работ; выбор систем ма­шин для разработки лесосек; правила проведения рубок главного и промежуточного пользования с учетом лесохозяйственных требований и ограничений; экологи­ческие требования лесозаготовок; [теоретические осно­вы технологии лесоскладских работ, лесообрабаты­вающих и переместительных операций на лесных скла­дах; межоперационные запасы лесоматериалов; техно­логические процессы лесных складов и лесоперерабатывающих цехов; проектирование лесных складов и цехов

300

СД.02

Комплексное лесопользование древесины.

Состав, размерно-качественные характеристики и ме­тоды расчета объемов древесного сырья и отходов ле­созаготовок; биомасса дерева, использование ее для производства продукции; технология, машины и обо­рудование для заготовки и комплексной переработки биомассы дерева. Использование древесных отходов

80

СД.03

Транспорт леса.

Виды сухопутного транспорта леса; лесотранспортный процесс; путь, его элементы; теория движения лесовоз­ных поездов; проектирование лесных дорог; организа­ция вывозки древесины; строительство и эксплуатация лесных дорог; экологические и эстетические аспекты проектирования, строительства и эксплуатации лесных дорог; виды водного транспорта леса и транспортных единиц; лесосплавные пути; гидродинамика потока; плавучесть и непотопляемость лесотранспортных объ­ектов; лесонаправляющие и лесозадерживающие со­оружения; рейды прибытия; проектирование лесо­сплавных предприятий

300

СД.04

Дорожно-строительные материалы и машины.

Классификация и свойства грунтов и каченных мате­риалов; основы механики грунтов; вяжущие материа­лы; методы улучшения свойств грунтов вяжущими ма­териалами; побочные продукты промышленности и вторичное сырье; асфальтобетоны и цементобетоны.

Назначение и классификация дорожно-строительных машин; машины и оборудование для подготовительных работ, земляных работ, строительства искусственных сооружений, добычи и переработки каменных материа­лов, строительства различных типов покрытий; ремон­та и содержания автомобильных дорог, строительства лесовозных копейных и зимних лесовозных автодорог; организация эксплуатации дорожно-строительных машин; дородно-строительные материалы

100

СД.05

Инженерная геодезия.

Принципы и методы использования информационно-геодезических материалов о лесе; научные основы про­изводства геодезических измерений на местности по аэрокосмическим снимкам и картам; устройство и применение современной геодезической и фотограм­метрической аппаратуры; методы и средства математи­ческой обработки геодезической информации; топографическая съемка местности, разбивочные работы

90

СД.06

Лесное хозяйство.

Основы лесного хозяйства: лес как природное явление; география леса; экология леса; лесная типология; есте­ственное возобновление леса, формирование леса, сме­на пород; продуктивность леса, лесопользование, рубки главного пользования и ухода за лесом; охрана лесов от пожаров, защита леса от вредителей и болезней; техно­логия выращивания посадочного материала в лесных питомниках на промышленной основе; агротехника и технология закладки и выращивания лесных культур; типы лесных культур; методы и способы их воплоще­ния на лесокультурных площадях; густота лесных культур как фактор целевого выращивания искусствен­ных насаждений; недревесная продукция леса; основы технологии плантационного выращивания наиболее перспективных видов лекарственных растений, плодово-ягодных и орехоплодных технических культур, экс­тенсивные и интенсивные технологии выращивания съедобных грибов; основы практического пчеловодст­ва; использование медоносной базы лесов.

Таксация леса: предмет, задачи, объекты и методы так­сации леса; таксация отдельного срубленного дерева, лесных сортиментов, растущего дерева; теоретические основы лесоустройства; основы организации лесного хозяйства; пользование лесом, виды пользования; осо­бенности расчета объемов побочного пользования ле­сом

200

ДС.00

Дисциплины специализации

812

СД.00

Специальные дисциплины

1882

СП.02

260200 Технология деревообработки

1070

СД.01

Технология лесопильно-деревообрабатывающих произ­водств.

Понятие о поставах и критерии их оптимально­сти; способы раскроя бревен на пиломатериалы и об­ласти их применения; методика составления плана рас­кроя; способы хранения сырья; классификация произ­водственных процессов подготовки пиловочного сырья к распиливанию; основы теории организации произ­водства пиломатериалов; оптимизационный подход к решению задачи специализации лесопильных предпри­ятий; технико-экономические показатели участков сор­тировки пиломатериалов и обработки их после сушки; комплексная механизация и автоматизация на складах пиломатериалов; технико-экономические показатели складов пиломатериалов; механизация и автоматизация раскроя пиломатериалов в производстве клееных мате­риалов

140

СД.02

Гидротермическая обработка и консервирование дре­весины.

Свойства обрабатывающей среды; свойства древесины, имеющие значение при ее гидротермиче­ской обработке; физические закономерности и расчет процессов нагревания и оттаивания древесины; техно­логия и оборудование тепловой обработки древесины; элементы теплового и циркуляционного оборудования сушилок; лесосушильные камеры; режимы и качество сушки пиломатериалов; атмосферная сушка; специаль­ные способы сушки и обезвоживания; сушка шпона; сушка измельченной древесины; методы и средства за­щиты древесины; технология и оборудование пропитки древесины; испытания и технико-экономические пока­затели устройств для гидротермической обработки дре­весины; проектирование устройств для гидротермиче-ской обработки древесины

140

СД.03

Технология клееных материалов и древесных плит

Основные виды клееной слоистой древесины; феноло-формальдегидные смолы; карбомидоформальдегидные смолы; универсальные смолы и клеи; способы изготов­ления лущеного и строганного шпона; организация технологического процесса и расчет оборудования на участке изготовления шпона; сушка шпона; процесс и режимы склеивания шпона; технологическое оборудо­вание и расчет его производительности; технология бакелизированной фанеры; производство гнутоклееных заготовок из шпона; технология фанерных труб; техно­логический процесс изготовления древесных слоистых пластиков; оборудование и расчет его производитель­ности; технико-экономические показатели производст­ва древесных слоистых пластиков; требования к свя­зующим для древесных плит и пластиков; физико-химические основы образования плитных древесных материалов; основные теории прочности плитных дре­весных материалов; технологические схемы производ­ства древесностружечных плит (ДСтП); сушка измель­ченной древесины; технологические процессы транс­портировки, хранения и сортировки древесных частиц; смешивание измельченной древесины со связующим; принципы формирования трехслойных и многослойных плит; горячее прессование ДСтП; гидрофобизация ДСтП; снижение токсичности ДСтП, контроль процес­са производства и качества готовой продукции

140

СД.04

Технология изделий из древесины.

Роль и место технологии изделий из древесины среди деревообрабатывающих производств, структура техно­логического процесса; производственный и технологи­ческие процессы; производственные потоки; аналити­ческий расчет припусков; раскрой древесных материа­лов на заготовки; базирование при первичной обработ­ке заготовок; первичная механическая обработка чер­новых заготовок; гнутье; прессование древесины; виды склеивания в производстве изделий из древесины; склеивание прямолинейных заготовок; склеивание де­талей с одновременным гнутьем; склеивание деталей из измельченной древесины; облицовывание; окончатель­ная механическая обработка заготовок; подготовка по­верхности к отделке; сборка деталей в узлы и сбороч­ные единицы; точность собранных узлов и сборочных единиц; общая сборка; подготовка производства

190

СД.05

Технология и оборудование защитно-декоративных по­крытий древесины и древесных материалов.

Цель создания защитно-декоративных покрытий; ха­рактеристика эксплуатационных свойств древесных подложек; защитные функции покрытий и предъявляе­мые к ним требования; декоративные свойства древе­сины и древесных материалов; декоративные функции покрытий; компоненты лакокрасочных материалов и их значение; отделочные пленки; печатные краски, их со­став, свойства и предъявляемые к ним требования; пленки с полной и неполной поликонденсацией' смол; реология защитно-декоративных покрытий и лакокра­сочных материалов; явления тиксотропии; облицовы­вание, ламинирование, каширование; нанесение жид­ких лакокрасочных материалов; общие сведения о пленкообразовании; метод интенсификации процессов отверждения с помощью нагрева; отверждение под действием ультрафиолетового излучения; радиационно-химическое отверждение покрытий; операции кра­шения, грунтования, порозаполнения, шпатлевания, нанесение покровных слоев; декоративная обработка покрытий: шлифование и полирование; имитационная отделка и ее особенности; конвейеризация и автомати­зация; методика технологического расчета конвейер­ных и автоматических линий; расчет производительно­сти отделочного оборудования; противопожарные и санитарно-технические мероприятия в отделочных цехах

140

СД.06

Оборудование отрасли.

Предмет и методы науки о резании; режущий элемент; силовое взаимодействие режущего элемента с обраба­тываемым объектом; общие закономерности простого резания; особенности процессов станочного резания; процессы пиления, фрезерования, точения, сверления, долбления, шлифования; инженерные расчеты процес­сов резания; конструкции пильного и фрезерного инст­румента и методы подготовки его к работе; режущий инструмент для точения, сверления и долбления; абра­зивный инструмент; организация инструментального хозяйства; технологические принципы механической обработки древесины и древесных материалов; надеж­ность, производительность и эффективность деревооб­рабатывающего оборудования; дереворежущие станки общего назначения; оборудование специальных дере­вообрабатывающих производств

220

СД.07

Основы автоматизированного проектирования изде­лий и технологических npoцeccoв.

Системный подход в проектировании; общие сведения о функционально-стоимостном анализе; классификация САПР; математические модели объектов проектирова­ния; автоматизированное проектирование мебельных изделий; автоматизация прочностных расчетов пара­метров корпусной мебели; автоматизированное проек­тирование технологических операций и процессов из­готовления мебели; задача оптимальной загрузки дере­вообрабатывающего оборудования; автоматизирован­ное проектирование технологических процессов произ­водства пиломатериалов; оптимальный выбор техноло­гического оборудования для производства цельных клееных заготовок

100

ДС.00

Дисциплины специализаций

812

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

Всего часов теоретического обучения

8262

5. Сроки освоения основных образовательных программ выпускни­ками по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»

5.1. Срок освоения основных образовательных программ подготовки т женера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

  • Теоретическое обучение, включая

научно-исследовательскую работ студентов,

практикумы, в том числе лабораторные 153 недели

- Экзаменационные сессии не менее 18 недель

- Практики не менее 19 недель

в том числе:

учебная 6 недель

производственная 8 недель

преддипломная 5 недель

- Итоговая государственная аттестация, включая

подготовку и защиту выпускной работы не менее 1 б недель

- Каникулы (включая 8 недель

последипломного отпуска) не менее 38 недели.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очнс-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетани различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительны нормативного срока, установленного п. 1.3 настоящего государственного образевательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 5' часа в неделю, включая все виды его аудиторной и вне аудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения Hi должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в не делю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена воз можность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Россииской Федерации.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. Требования к разработке и условиям реализации основных образовательных программ по направлению подготовки дипломиро­ванного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»

6.1. Требования к разработке основных образовательных программ под готовки инженера.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки инженера на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы г дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно ).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высш» учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала ДJ циклов дисциплин - в пределах 5% для дисциплин, входящих в цикл, в пред лах 10%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины мог реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специалной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлена подготовки (специальностей), выделение на их изучение часы перераспред ляться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вече ней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров г программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных раздел< дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, м тематических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профиле цикла дисциплин специализации;

- устанавливать по согласованию с УМО наименование специализации дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля освоения студентами;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки инженера в сокращенные сроки для студентов, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе про­фессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет по очной форме обучения. Обучение в сокращен­ные сроки допускается для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

б. 2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломиро­ванного специалиста должна обеспечиваться педагогическим кадрами, имею­щими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю препода­ваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как пра­вило, должны иметь ученую степень и (или) опыт деятельности в соответст­вующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процес­са. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного спе­циалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотеч­ным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента, наличием методических указаний и учебных посо­бий по всем дисциплинам и по всем видам занятий, по курсовому и дипломному проектирова­нию, по практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными мате­риалами.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно содержать перечень обя­зательных лабораторных практикумов и необходимой информационной базы, обеспечивающей подготовку высококвалифицированного специалиста, в том числе, перечень профессионально важных журналов, реферативных журналов, научной литературы; указание о наличии инфор­мационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации.

. Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:

«Лесной журнал. Известия вузов»

«Лесной вестник»

«Вестник экологического образования в России».

«Лесная промышленность».

«Лесное хозяйство».

«Лесной экономический вестник».

«Деревообрабатывающая промышленность».

«Лакокрасочные материалы и их применение.»

«Пластические массы».

«Тара и упаковка».

«Мебель».

«Геодезия и картография».

«Инженерная экология».

«Лесная новь».

«Лесоведение».

«Лесоведение и лесоводство».

«Сертификация».

«Стандарты и качество».

«Экология».

«Безопасность труда в промышленности».

«Экономика и организация промышленного производства (ЭКО)».

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного про­цесса. Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипло­мированного специалиста, должно располагать материально-технической, базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действую­щим саннтарно-техническим нормам. Материально-техническое обеспечение учебного процесса основывает­ся на наличии и взаимодействии специальных и выпускающих кафедр и лабораторий, учебников и учебных пособий по специальным дисциплинам данного направления.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: математика, физика, химия, информатика, сопротивление материалов, гидравлика, теплотехника, мате-риаловеденеие, электротехника и электроника, древесиноведение, автоматика и автоматиза­ция производственных процессов, безопасность жизнедеятельности, а также дисциплины специализации.

Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении дисциплин основных образовательных программ обще профессионального и специального цикла дисциплин, а также менеджмента и маркетинга, организации и планирования производства.

6.5. Требования к организации практик.

6.5.1. Учебная практика.

Цель учебной практики - получение практических навыков: мсйггажа и демонтажа ос­новных узлов и механизмов технологического оборудования; пользования инструментом, приборами для настройки и регулирования наиболее важных элементов технологического оборудования; по техническому контролю технологического процесса; по определению и устранению причин разладки оборудования; подготовке к работе технологического оборудо­вания,

Место проведения практики: учебно-производственные базы, лаборатории вуза или промышленные предприятия, оснащенные современным технологическим оборудованием, испытательными стендами и приборами. •

6.5.2. Производственная практика.

Цель производственной практики: закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специализации; изучение: прав и обязан­ностей мастера цеха, участка; приобретение производственного навыка в выполнении основ­ных видов работ технологического процесса предприятия; содержания и объема текущего, среднего и капитального ремонтов; вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на предприятии; вопросов организации и планирования производства: бизнес-план, финан­совый план; форм и методов сбыта продукции.

Место проведения практики: промышленные предприятия, оснащенные современным технологическим оборудованием.

6.5.3. Преддипломная практика.

Цель преддипломной практики: подготовить студента к решению организационно-технологических задач на производстве и к выполнению выпускной квалификационной ра­боты.

Место проведения практики: промышленные предприятия лесной отрасли, научно-исследовательские и другие организации и учреждения, где возможно изучение материа­лов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

6.5.4. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответст­вии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетвори­тельно).

7. Требования к уровню подготовки выпускника по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготови­тельных и

деревоперерабатывающих производств»

7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указан­ной в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта, соответствующие ква­лификационным требованиям, изложенным в п. 1.4, и с учетом итоговой аттестации выпуск­ника.

7.2.Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 7.2.1. Итоговая государственная аттестация инженера включает выпускную квалифика­ционную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подго­товку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Общие требования к государственной итоговой аттестации

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности инженера к выполнению профессиональных задач, уста­новленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению обра­зования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. .

7.3. Требования к выпускной квалификационной работе выпускника. Выпу­скная квалификационная работа инженера представляет собой законченную разработку, ре­зультаты успешной защиты которой совместно с результатами других видов аттестационных испытаний являются основанием для присвоения студенту квалификации «инженер».

Специальность 260100 Лесоинженерное дело.

Выпускная квалификационная работа инженера представляет собой законченную раз­работку, в которой решается актуальная задача для лесной промышленности по проектиро­ванию, реконструкции и оптимизации технологического процесса, научно-исследовательского, конструкторского, организационно-экономического характера. Выпуск­ная работа отличается комплексностью решаемых вопросов, учитывает специализацию под­готовки инженера и включает в зависимости от характера проекта следующие разделы: лесо-хозяйственное и лесозаготовительное производство, оценка качества древесного сырья и продуктов его обработки, технологию обработки, виды транспорта сырья и лесопродукции, проектирование предприятий, участков и цехов по первичной обработке леса, разработку машин и средств механизации и автоматизации. В работе должны быть отражены вопросы энергосбережения, горюче-смазочных материалов, экологии и безопасности жизнедеятель­ности, проведена экономическая эффективность предлагаемых решений.

Специальность 260200 Технология деревообработки.

Выпускная квалификационная работа инженера представляет собой законченную раз­работку, в которой решается актуальная задача для деревообрабатывающей промышленно­сти по проектированию, реконструкции и оптимизации технологического процесса, научно-исследовательского, конструкторского, организационно-экономического характера. Выпуск­ная работа базируется на знаниях и умениях, сформированных у студента при изучении дис­циплин как спе

циального, так и естественно научного и общетехнического циклов. Выпускная работа отличается комплексностью решаемых вопросов, учитывает специали­зацию подготовки инженера и включает в зависимости от характера проекта следующие разделы, объединенные общей логикой, содержанием и последова­тельностью выполнения: общий раздел, включающий рыночную оценку целе­сообразности выпуска продукции деревообработки в рассматриваемом регионе, предложения по применению прогрессивных технологических процессов изго­товления предлагаемой продукции, анализ технико-экономических и производ­ственных возможностей по реконструируемому производственному объекту (участку, цеху и т.д.) или предложения по его проектированию; технологиче­ский раздел, включающий инженерно-технические обоснования и расчеты под­тверждающие целесообразность использования прогрессивных технологий по изготовлению продукции деревообработки; транспортный раздел, показываю­щий целесообразность использования различного вида транспорта для сырья, полуфабрикатов и готовой продукции деревообработки; разделы по проектиро­ванию, содержащие технические задания и конкретные инженерные решения на реконструкцию или строительство зданий и сооружений для участков, цехов и производств деревообработки, разработку деревообрабатывающего оборудо­вания и средств механизации и автоматизации технологических процессов из­готовления изделий из древесины и древесных материалов. В работе должны быть отражены вопросы энергоснабжения, экологии и безопасности жизнедея­тельности, проведена экономическая экспертиза эффективности предлагаемых решений.

7.4. Требования к государственному экзамену.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направле­нию 656300 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих про­изводств определяются вузом на основании методических рекомендаций и со­ответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области лесного дела, Положения об итоговой государственной аттестации вы­пускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием Рос­сии, и государственного образовательного стандарта по направлению 656300 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения по об­разованию в области лесного дела 11 октября 1999 г., протокол № 4.

Председатель Совета УМО А.Н.Обливин

Заместитель председателя Совета УМО В.Г.Санаев

Председатель НМС

по специальности 260100 А.К. Редькин

Ученый секретарь НМС

по специальности 260100 А.А. Камусин

Председатель НМС

по специальности 260200' С.Н. Рыкунин

Ученый секретарь НМС

по специальности 260200 Б.М.Рыбин

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего профессионального

образования

Начальник управления Г.К. Шестаков

Начальник отдела Е.П. Попова

Главный специалист Н.Л. Пономарев



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова В. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник

    Учебник
    В учебнике рассматриваются методология, методики и техники соци­ологического исследования. Особое внимание уделено видам социологи­ческого исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования,

Другие похожие документы..