Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Историко-архитектурные памятники Китай-города. Достопримечательности кольца московских площадей. Золотое кольцо Москвы. Из истории московских бульвар...полностью>>
'Реферат'
Головну частину доходів федерального бюджету складає прибутковий податок з населення, причому частка його постійно збільшується. За 1985—1994 роки ча...полностью>>
'Документ'
Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закр...полностью>>
'Практикум'
Засоби контролю і вимірювання лінійних та кутових розмірів; Основні відомості про технічну документацію....полностью>>

Рабочая программа дисциплины философские вопросы естествознания Программа курса основной образовательной программы магистратуры

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Механико-математический факультет

Кафедра математического моделирования в механике

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ В.П. Гарькин

«____» ______________2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Философские вопросы естествознания

Программа курса основной образовательной программы магистратуры 010900.68 Механика деформируемого твердого тела направления механика 010900 - Механика

Самара

2010 г.

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 010900 – Механика (номер государственной регистрации 199ЕН/СП)

Программа разработана д.ф.н., проф. Шестаковым А.А. ______________

(подпись)

Разработана и одобрена на заседании кафедры философии естественных факультетов

Протокол № 1 от «31» августа 2010 г.)

Зав. кафедрой д.ф.н., профессор Шестаков А.А.

СОГЛАСОВАНО

Декан

факультета

«____» _____________ 2010 г. С.Я.Новиков

Начальник

методического отдела

«____» _____________ 2010 г. Н.В. Соловова

ОДОБРЕНО

Председатель

методической

комиссии факультета

«____» _____________ 2010 г. Е.Я.Горелова

Раздел 1. Цель и задачи изучения дисциплины

ЦЕЛЬ КУРСА «Философские вопросы естествознания» - дать студентам представление о взаимосвязи и взаимодействии естественнонаучной и гуманитарной культуры, раскрыть естествознание как неотъемлемый элемент культуры общества.

Лекционные и семинарские занятия призваны рассмотреть такие ключевые проблемы современного научного познания, как специфика современной научной картины мира, своеобразие научных методов, свойственных постнеклассическому этапу развития науки.

Раздел 2. Содержание дисциплины

Дневная форма обучения, 9-й семестр - зачет.

Вид учебных занятий

Количество часов

Всего часов аудиторных занятий

36

Лекции

18

Практические занятия (семинары)

18

Всего часов самостоятельной работы

70

Подготовка к практическим занятиям

40

Подготовка к экзамену

30

Всего часов по дисциплине

106

Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование тем

Всего

часов

Лекции

Семинары

Самостоят.

Работа

1

Взаимосвязь естествознания и философии

9

2

2

5

2

Современные концепции естествознания

9

2

2

5

3

Научная рациональность

9

2

2

5

4

Современная физическая картина мира

14

2

2

10

5

Концепция пространства и времени в современной физике

14

2

2

10

6

Квантовая механика: детерминизм, индетерминизм, вероятность

14

2

2

10

7

Синергетика – парадигма нелинейности в современном естествознании

14

2

2

10

8

Философские проблемы современного естествознания

14

2

2

10

9

Системный подход в современной науке

9

2

2

5

Всего

106

18

18

70

Раздел 3. Тематика лекционных занятий

Краткое содержание

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИИ

Сущность натурфилософской концепции. Позитивистская концепция. Антиинтеракционистская концепция. Диалектическая концепция. Философия. Естествознание. Культура.

ТЕМА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Феномен классической и неклассической науки. Базовые принципы научной рациональности.

ТЕМА 3. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Проблема рациональности. Основания и исторический характер научной рациональности. Рациональные реконструкции истории науки и их типология.

ТЕМА 4. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Физическая картина мира в её развитии. Философия научной картины мира. Философские проблемы современной научной картины мира.

ТЕМА 5. КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ

Классическая неквантовая физика. Специальная теория относительности. Эмпирический уровень исследования. Квантовая физика. Размерность пространства-времени. Континуальность пространства и времени.

ТЕМА 6.КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА: ДЕТЕРМИНИЗМ, ИНДЕТЕРМИНИЗМ, ВЕРОЯТНОСТЬ

Квантовая физика и её интерпретация с точки зрения множественности миров. Программы синтеза квантовой теории поля и общей теории относительности. Суперструнная теория. Твистерная программа. Космология. Термодинамика.

ТЕМА 7. СИНЕРГЕТИКА – ПАРАДИГМА НЕЛИНЕЙНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

Термодинамика и синергетика, история их взаимодействия. Предмет синергетики. Второе начало термодинамики и возникновение структур. Линейность, нелинейность и способы их математического описания. Понятие «самоорганизующаяся система» и способы её описания. Основные модели неравновесных систем.

ТЕМА 8. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ

Общая теория жизни, или теоретическая биология. Теория эволюции Ч. Дарвина – основа современной теоретической биологии. Концепция естественного отбора и телеологические объяснения в современной биологии. Отбор, поведение и социобиология.

ТЕМА 9. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Элементаристская стратегия в развитии классической науки и формирование антиэлементаристской стратегии в форме системного подхода. Интерпретация понятия системы. Классификация систем. Внешняя среда систем. Сложные системы. Системный анализ.

Раздел 4. Тематика семинарских занятий.

Краткое содержание

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИИ

  1. Натурфилософская концепция соотношения философии и естествознания: сущность, основные этапы эволюции, критический анализ.

  2. Позитивистская концепция соотношения «метафизики» и частных наук: сущность, основные представители, критический анализ.

  3. Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и естествознания: сущность, основания, критический анализ.

  4. Диалектическая концепция соотношения философии и современного естествознания.

Доклад: 1) Философия. Естествознание. Культура.

2) Роль естествознания в развитии современного общества.

ТЕМА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

  1. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания».

  2. Феномен науки.

  3. Исторические этапы развития науки.

  4. Социально-культурные условия возникновения классической науки. Неклассическая и постнеклассическая наука.

  5. Базовые принципы научной рациональности.

Доклад: 1) Ценности и идеалы постнеклассической науки.

2) Возникновение науки как методологическая проблема.

ТЕМА 3. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

  1. Феномен рациональности.

  2. Основания и исторический характер научной рациональности.

  3. История науки и её рациональная реконструкция.

  4. Эпистемологическое своеобразие первых научных программ.

  5. Наука и не-наука. Проблема демаркации.

Доклад: 1) Рациональность как культурно-исторический феномен.

2) Экономическая рациональность в условиях постиндустриальной цивилизации.

ТЕМА 4. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

  1. Парадигма античной натурфилософии.

  2. Гипотетическая физика и физика принципов Ньютона.

  3. Метафизика в физике Ньютона.

  4. Механическая картина мира.

  5. Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышления.

Доклад: 1) Философские основания и принципы теории относительности.

2) Принципы самоорганизации и бифуркационный характер эволюции открытых нелинейных систем.

ТЕМА 5. КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ

  1. Структура классической механики и её философские основания.

  2. Пространство и время как основные категории физики.

  3. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности.

  4. Понятие «пространственно-временной континуум», его основное содержание, физическое и философское значение.

Доклад: 1) Проблема направленности времени.

2) Альтернативные ОТО исследовательские программы в современной физике.

ТЕМА 6. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА: ДЕТЕРМИНИЗМ, ИНДЕТЕРМИНИЗМ, ВЕРОЯТНОСТЬ

  1. Детерминация, причина, взаимодействие как категории физики и способы их теоретического представления (описания).

  2. Структура квантовой механики и её философские основания.

  3. Соотношение диалектических и статистических законов в физике.

  4. Вероятность как одна из основных категорий современной физики.

Доклад: 1) Философское значение квантовой механики.

2) Вероятность. Случайность. Необходимость.

ТЕМА 7. СИНЕРГЕТИКА – ПАРАДИГМА НЕЛИНЕЙНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

  1. Предмет синергетики.

  2. Термодинамика и синергетика: история их взаимодействия.

  3. Второе начало термодинамики и возникновение структур.

  4. Линейность, нелинейность и способы их математического представления (описания).

  5. Понятие самоорганизующейся системы и способы её описания.

  6. Основные модели неравновесных систем.

Доклад: 1) Методологические возможности синергетики в изучении общества и культуры.

2) Основные направления в синергетике.

ТЕМА 8. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ

  1. Витализм и механицизм как две основные парадигмы в биологических науках.

  2. Основные положения и философские основания теории эволюции Ч. Дарвина.

  3. Современная теория биологической эволюции как синтез идей теории эволюции Ч. Дарвина и генетики.

  4. Концепция естественного отбора и телеологические объяснения в современной биологии.

Доклад: 1) Социобиология: основные постулаты и их философская интерпретация.

2) Биофилософия, её предмет и основная направленность.

ТЕМА 9. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

  1. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации.

  2. Элементаризм, холизм, системность как исследовательские стратегии в естествознании.

  3. Способы схематического представления систем: модели чёрного и белого ящиков.

  4. Проблема классификации систем.

Доклад: 1) Проблема классификации систем.

2) Системный анализ: исходные абстракции и возможности.

Раздел 5. Тематика рефератов:

  1. Ценности науки в эпоху постмодерна.

  2. Роль гипотезы в научном творчестве.

  3. Вероятностная революция в науке.

  4. Рациональность и научность.

  5. Логика и интуиция в познании.

  6. Проблема стиля мышления в науке.

  7. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

  8. Т. Кун о технологии смены научных парадигм.

  9. Методологические правила программы И. Лакатоса.

  10. Методы изучения человека.

  11. Развитие математики и проблемы математического образования.

  12. Виды гипотез.

  13. Логические парадоксы, антиномии и противоречия.

  14. Проблемы морали в научном творчестве.

  15. З. Фрейд об основаниях творчества.

  16. Эмоции и мышление.

  17. Природа научных открытий.

  18. Соотношение веры и знания в познании.

  19. Спор как частный случай аргументации.

  20. Исторические типы рациональности.

  21. Гений и гениальность.

  22. Научное познание и ценности техногенной цивилизации.

  23. Преемственность и традиции в развитии науки.

  24. Понимание и объяснение как методы научного исследования.

  25. Специфика эмпирического и теоретического методов познания.

  26. Специфика научного и религиозного объяснения мира (Наука и религия: конфликт или поиск истины?).

  27. Современная наука и мистицизм.

  28. Поиски единой теории природы.

  29. Научные революции в истории науки.

Раздел 6. Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Философия. Естествознание. Культура.

2. Роль естествознания в развитии современного общества.

3. Философские основания и принципы теории относительности.

4. Принципы самоорганизации и бифуркационный характер эволюции открытых нелинейных систем.

5. Проблема направленности времени.

6. Альтернативные ОТО исследовательские программы в современной физике.

7. Философское значение квантовой механики.

8. Вероятность. Случайность. Необходимость.

9. Методологические возможности синергетики в изучении общества и культуры.

10. Основные направления в синергетике.

11. Социобиология: основные постулаты и их философская интерпретация

12. Биофилософия, её предмет и основная направленность.

13. Проблема классификации систем.

14. Системный анализ: исходные абстракции и возможности.

15. Ценности и идеалы постнеклассической науки.

16. Возникновение науки как методологическая проблема.

17. Рациональность как культурно-исторический феномен.

18. Экономическая рациональность в условиях постиндустриальной цивилизации.

Раздел 7. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля знаний

Форма текущего контроля – защита рефератов, письменные задания.

Форма промежуточного контроля – аттестация.

Форма итогового контроля – экзамен.

Раздел 8. Вопросы для экзамена

  1. Натурфилософская концепция соотношения философии и естествознания: сущность, основные этапы эволюции, критический анализ.

  2. Позитивистская концепция соотношения «метафизики» и частных наук: сущность, основные представители, критический анализ.

  3. Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и естествознания: сущность, основания, критический анализ.

  4. Диалектическая концепция соотношения философии и современного естествознания.

  5. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания».

  6. Феномен науки.

  7. Исторические этапы развития науки.

  8. Социально-культурные условия возникновения классической науки. Неклассическая и постнеклассическая наука.

  9. Базовые принципы научной рациональности.

  10. Феномен рациональности.

  11. Основания и исторический характер научной рациональности.

  12. История науки и её рациональная реконструкция.

  13. Эпистемологическое своеобразие первых научных программ.

  14. Наука и не-наука. Проблема демаркации.

  15. Парадигма античной натурфилософии.

  16. Гипотетическая физика и физика принципов Ньютона.

  17. Метафизика в физике Ньютона.

  18. Механическая картина мира.

  19. Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышления.

  20. Структура классической механики и её философские основания.

  21. Пространство и время как основные категории физики.

  22. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности.

  23. Понятие «пространственно-временной континуум», его основное содержание, физическое и философское значение.

  24. Детерминация, причина, взаимодействие как категории физики и способы их теоретического представления (описания).

  25. Структура квантовой механики и её философские основания.

  26. Соотношение диалектических и статистических законов в физике.

  27. Вероятность как одна из основных категорий современной физики.

  28. Предмет синергетики.

  29. Термодинамика и синергетика: история их взаимодействия.

  30. Второе начало термодинамики и возникновение структур.

  31. Линейность, нелинейность и способы их математического представления (описания).

  32. Понятие самоорганизующейся системы и способы её описания.

  33. Основные модели неравновесных систем.

  34. Витализм и механицизм как две основные парадигмы в биологических науках.

  35. Основные положения и философские основания теории эволюции Ч. Дарвина.

  36. Современная теория биологической эволюции как синтез идей теории эволюции Ч. Дарвина и генетики.

  37. Концепция естественного отбора и телеологические объяснения в современной биологии.

  38. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации.

  39. Элементаризм, холизм, системность как исследовательские стратегии в естествознании.

  40. Способы схематического представления систем: модели чёрного и белого ящиков.

  41. Проблема классификации систем.

9. Литература (библиографический список основных учебно-методических материалов по дисциплине)

Основная литература

  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

  2. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Наука, 2003. – 744 с.

  3. Философия естественных наук / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 560 с.

  4. Философия современного естествознания / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2004. – 304 с.

  5. Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2008. – 733 с.

Дополнительная литература:

  1. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – М.: Наука, 1988. – 205 с.

  2. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. – М.: Физматгиз, 1959. – 459 с.

  3. Гайденко П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. – М.: Наука, 1980. – 567 с.

  4. Галилей Г. Избранные труды. В 2-х тт. – М.: Наука, 1964. Т.1. – 640 с., Т.2. – 571 с.

  5. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. – М., 1998.

  6. Грязнов Б.С. Логика. Рациональность. Творчество. – М.: Наука, 1982. – 256 с.

  7. Герметизм и формирование науки. – М., 1983.

  8. Интуиция. Логика. Творчество. – М., 1987.

  9. Кедров Б.М. День одного великого открытия. – М.: Эдиториал УРСС, 1970. – 638 с.

  10. Койре А. Очерки истории философской мысли. – М.: Прогресс, 1985.

  11. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001.

  12. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

  13. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

  14. Методология и социология техники. – Новосибирск, 1990.

  15. Психология науки. Под ред. Аллахвердян А.; Мошкова Г. и др. – М., 1998.

  16. Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1990. – 735 с.

  17. Симонов В.П. Мозг и творчество // Вопросы философии, 1992, №11.

  18. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

  19. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Наука, 2003. – 744 с.

  20. Философия естественных наук / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 560 с.

  21. Философия современного естествознания / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2004. – 304 с.

  22. Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2008. – 733 с.

Методическое обеспечение дисциплины

1. Шестаков А.А., Стоцкая Т.Г. Философские аспекты науки. Краткий курс лекций. – Самара: СГАСУ, 2004. – 144 с.

2. Шестаков А.А., Стоцкая Т.Г. Философия для аспирантов и соискателей. Учебное пособие. – Самара: СГАСУ, 2004. – 192 с.

3. Колыбанов А.В., Шестаков А.А. Философия техники. Учебное пособие. – Самара: СГАСУ, 2005. – 76 с.

4. Шестаков А.А. Философия науки. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 374 с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины
Ауд. 511 (ф.) – кафедра философии естественных факультетов.


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 020400 биология (2)

    Основная образовательная программа
    Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология, реализуемая ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет» Институтом фундаментальной
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (1)

    Основная образовательная программа
    Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) 223200.68.02 «Оптическая физика и квантовая электроника», реализуемая в Сибирском федеральном университете по направлению подготовки
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 011800 Радиофизика

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая Чеченским государственным университетом по направлению подготовки 011800 Радиофизика.
  4. Философские проблемы естествознания общая трудоемкость

    Документ
    Основная образовательная программа: направление 022 .68 Экология и природопользование (квалификация магистр), базовая часть, общенаучный цикл, М.1.Б.1.
  5. Рабочая программа лекционного курса. Лекция №1 (2 часа). Педагогика в системе многоуровневого университетского образования

    Рабочая программа
    Современное университетское образование. Государственный образовательный стандарт. Стандарты высшего профессионального образования. Требования к уровню подготовки бакалавров, специалистов.

Другие похожие документы..