Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Курс нацелен на освоение студентами теоретических основ и профессиональных навыков ведения международных переговоров в условиях, когда переговоры ста...полностью>>
'Документ'
В XXI веке остро встают вопросы необходимости повышения качества образования в высшей школе, повышения конкурентоспособности вузов, внедрения инновац...полностью>>
'Документ'
22 июня 1941 года, в день всех святых в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Во второ...полностью>>
'Документ'
Во время катехитической встречи необходимо реализовать четыре главные задачи:1. Дать знания, ибо катехизация – систематическое обучение, в процессе ко...полностью>>

Пособие для предпринимателей Москва 2001

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНП «Общественный договор»

Саморегулирование

Пособие для предпринимателей

Москва 2001

Авторы:

Марина Гладкова (гл. 14 (в соавт.))

Дарья Долотенкова (гл. 14 (в соавт.))

Павел Дубонос (гл. 11)

Надежда Заморенова (гл. 3, 4 (в соавт.), 5, 8 (в соавт.))

Полина Крючкова (введение, гл. 1, 2, 4 (в соавт.), 6, 8(в соавт.), 9)

Ольга Пахутко (гл. 10)

Алексей Пашкевич (гл. 12)

Дина Плахотная (гл.17)

Елена Полуэктова (гл. 15)

Роберт Розен (гл. 16)

Диана Сорк (гл. 7)

Тамара Шокарева (гл. 13)

Под общей редакцией Полины Крючковой

Книга рассказывает о том, как создаются, действуют и развиваются организации саморегулирования, какое место занимает саморегулирование в современной экономической и правовой системах. В книге также рассказывается о деятельности ряда российских организаций саморегулирования.

Книга рассчитана на предпринимателей, сотрудников организаций саморегулирования и других объединений бизнеса.

Издание подготовлено при поддержке Фонда «Евразия» за счет средств, предоставленных Агентством по международному развитию Соединенных Штатов Америки (USAID). Точка зрения, отраженная в данной книге, может не совпадать с точкой зрения Агентства по международному развитию или Фонда «Евразия».

 Коллектив авторов

 Институт национального проекта «Общественный договор»

 ИИФ «СПРОС» КонфОП

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ЧАСТЬ I

Раздел I. Саморегулирование в экономической и правовой системах

Глава 1. Место саморегулирования в системе регулирования экономической деятельности. Саморегулирование и государственное регулирование

Глава 2. Организации саморегулирования и другие формы объединения бизнеса. Классификация организаций саморегулирования

Глава 3. Правовые основы деятельности организаций саморегулирования в России

Раздел II. Деятельность организаций саморегулирования.

Глава 4. Кодексы профессиональной деятельности организаций саморегулирования. Мониторинг кодексов

Глава 5. Третейские механизмы в рамках организации саморегулирования: правовые и организационные аспекты

Глава 6. Услуги членам организации саморегулирования

Глава 7. Защита коллективных интересов бизнеса. Взаимодействие организаций саморегулирования с органами государственной власти

Раздел III. Создание и развитие организаций саморегулирования.

Глава 8. Создание организаций саморегулирования. Управление в организации саморегулирования.

Глава 9. Продвижение организаций саморегулирования.

ЧАСТЬ II

Раздел IV. Практика саморегулирования в России

Глава 10. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР)

Глава 11. Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД)

Глава 12. Российская гильдия риэлторов (РГР)

Глава 13. Российская ассоциация прямых продаж (РАПП)

Глава 14. Институт профессиональных аудиторов (ИПАР)

Глава 15. Ассоциация добросовестных предпринимателей «БББ»

Глава 16. Ассоциация международных фармацевтических производителей (IAPM)

Глава 17. Лига кредитных союзов (ЛКС)

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в России и в деловых, и в правительственных кругах все чаще говорят о развитии саморегулирования бизнеса как способе повышения эффективности регулирования рынков и, соответственно, развития экономики страны. Создаются все новые объединения бизнеса, термин «саморегулирование» появляется в новых законах, в Правительстве и Парламенте рассматривается вопрос о целесообразности принятия специального закона о саморегулировании. Так что можно констатировать растущий интерес к этой теме и со стороны бизнес-сообщества, и со стороны государства.

В то же время саморегулирование - явление для нашей страны относительно новое. Поэтому далеко не все предприниматели, государственные служащие, исследователи четко понимают, что же такое саморегулирование бизнеса, в чем его отличие от других способов регулирования рынков и других форм объединения бизнеса. Интерес государства к этой теме вызывает у ряда предпринимателей беспокойство: не возникнут ли схемы добровольно-принудительного членства в организациях саморегулирования вместо, а то и вместе с государственным регулированием тех или иных сфер.

Задачей этой книги является подробный рассказ о саморегулировании как экономическом и правовом явлении. Книга рассчитана, в первую очередь, на предпринимателей, поэтому мы постарались показать, почему развитие саморегулирования выгодно для бизнеса, какова должна быть внутренняя структура и политика организации саморегулирования, чтобы ее деятельность максимально удовлетворяла интересам членов организации. В то же время организации саморегулирования не только обслуживают интересы собственных членов, но и выполняют важные общественные функции. Эффективное саморегулирование в интересах не только бизнеса, но и государства и потребителей. В книге мы постарались подробно рассмотреть и этот аспект проблемы.

Авторами книги являются юристы, которые принимали участие в подготовке пакета законопроектов по дебюрократизации экономики, экономисты, имеющие богатый опыт анализа практики саморегулирования в России и за рубежом, а также специалисты действующих организаций саморегулирования.

В разделе I мы расскажем о соотношении государственного регулирования и саморегулирования, сравнительных преимуществах саморегулирования по сравнению с государственным, отличиях организаций саморегулирования от других типов объединений бизнеса, а также о правовых основах саморегулирования в России. В разделе II мы остановимся на важнейших направлений деятельности организаций саморегулирования: разработке и контроле за соблюдением добровольных стандартов профессиональной деятельности, внесудебном урегулировании споров, защите коллективных интересов бизнеса. В разделе III мы рассмотрим организационные аспекты деятельности организаций саморегулирования, их создания и развития. В разделе IV мы расскажем о практике саморегулирования в России, о деятельности конкретных организаций, причем такое описание дается «от первого лица» - о своих организациях рассказывают их руководители и высшие менеджеры.

Мы надеемся, что эта книга будет интересна и полезна как предпринимателям, так и специалистам действующих организаций саморегулирования и других ассоциаций бизнеса, специалистам государственных органов, исследователям.

ЧАСТЬ I

Раздел I. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМАХ

В этом разделе мы постараемся дать ответ на главный вопрос: что такое саморегулирование, в чем его потенциальные преимущества перед другими формами регулирования хозяйственной деятельности с точки зрения бизнеса, государства и общества и почему развитие саморегулирования в России является важным и перспективным.

Мы определим общие для всех организаций саморегулирования характеристики и признаки, которые отличают их от других форм объединения бизнеса. Однако при наличии общих черт конкретные формы саморегулирования могут быть чрезвычайно разнообразны, поэтому мы рассмотрим также различные типы и модели организаций саморегулирования, их сильные и слабые стороны, факторы, влияющие на выбор той или иной модели.

Распространение, эффективность и привлекательность саморегулирования для бизнеса и общества в большой степени зависит от правовой системы, поэтому мы подробно остановимся на правовых основах деятельности организаций саморегулирования в России, обратив внимание и на положительные моменты, и на пробелы нашего законодательства.

Глава 1. Саморегулирование и государственное регулирование: соотношение и преимущества

Саморегулирование - это легитимное регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, без вмешательства государства.

Если рассматривать саморегулирование в координатах «свободный рынок» – «государственное регулирование», то, в отличие от свободного рынка, саморегулирование предполагает установление определенных формализованных «правил игры» участников рынка, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка, которые, в определенной степени, ограничивают свободу экономических агентов. С другой стороны, как установление правил игры, так и разрешение конфликтов осуществляется самими участниками рынка, без прямого вмешательства государства. С этой целью ими создаются специальные организационные структуры – организации саморегулирования, которым и делегируются определенные полномочия и часть прав экономических агентов.

* * *

В современной экономике элементы государственного регулирования присутствуют фактически на всех рынках. Как взаимодействуют системы саморегулирования с государственным регулированием?

Взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования:

  • саморегулирование всегда осуществляется в рамках действующего законодательства и является легитимным;

  • саморегулирование может фактически замещать государственное регулирование в определенных сферах;

  • нормы саморегулирования могут дополнять и конкретизировать действующее законодательство;

  • нормы саморегулирования могут ужесточать требования к участникам рынка по сравнению с требованиями законодательства.

Рассмотрим этим положения подробнее.

Правила саморегулирования в любом случае не противоречат формальным нормам, созданным государством, и являются легитимными. Безусловно, в реальной экономике могут существовать соглашения экономических агентов, реально воздействующие на их поведение на рынке и предполагающие определенные санкции за нарушения, но при этом противоречащие формальным нормам. Типичный пример таких соглашений – неформальные картельные соглашения. Но такого рода незаконные соглашения и объединения под наше определение саморегулирования не попадают.

* * *

В некоторых случаях саморегулирование может фактически замещать государственное регулирование. Такая ситуация может складываться в силу разных причин.

Так, правила ведения какой-либо деятельности, установленные самими участниками рынка, могут появиться раньше, чем нормы государственного регулирования. Если такие правила оказываются эффективными с точки зрения бизнеса и экономики в целом, то государство может отказаться от вмешательства в данную сферу.

Именно таким образом складывалась система регулирования рекламы в США. В 1906-1912 г.г. по инициативе бизнеса и СМИ в США стали создаваться т.н. «Комитеты бдительности», позднее трансформировавшиеся в Better Business Bureau (БББ). Задачей этих Комитетов было выявление случаев недобросовестной, с точки зрения потребителей и конкурентов, рекламы и воздействие на рекламодателей и рекламораспространителей с целью улучшения качества рекламы. В обществе зрело недовольство большим количеством неэтичных и просто недостоверных рекламных сообщений, все больше и больше людей говорили о необходимости навести порядок в той сфере и требовали вмешательства государства. Но бизнес сам совместно со СМИ стал бороться с неэтичной и недостоверной рекламой: проводить мониторинг рекламных сообщений, разрабатывать кодексы честной рекламы, вести переговоры с рекламодателями с целью изменения рекламных сообщений, которые вызывали нарекания.

Конечно, путь не был гладким. Но в результате долгой была создана эффективная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе, которая эффективно функционирует и развивается до сих пор. В США так и не было принято федеральное законодательство, регулирующее рекламу, за исключением рекламы пищевых продуктов и медикаментов, а позднее – алкоголя и табака.

В настоящее время в США все чаще и чаще раздаются голоса, озабоченные достоверностью и этичностью рекламы, распространяемой через Интернет и требующие вмешательства государства. В ответ бизнес разрабатывает новые кодексы и системы контроля за их соблюдением, ориентированные на новую информационную среду. История повторяется…

* * *

В некоторых случая взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования может идти по пути передачи части полномочий государственных органов организациям саморегулирования, причем в этом случае государство может быть инициатором создания организаций саморегулирования, принимая соответствующие нормативные акты или создавая организационные и политические условия для деятельности подобных организаций.

Подобные процессы происходят, например, в Великобритании в сфере телекоммуникаций, где стратегической задачей Министерства по телекоммуникациям (Office of Telecommunication, OFTEL) является развитие саморегулирования в этой сфере и передача части своих функций организациям саморегулирования в следующих областях: предоставление потребителям информации о ценах и качестве услуг, которые позволили бы сравнивать различных поставщиков; разработка эффективного Кодекса поведения по отношению к потребителям и системы разбора жалоб потребителей; разработка «внутреннего» кодекса отрасли и технических стандартов и создание системы разрешения споров между компаниями. Надо учесть, что подобная стратегия разрабатывается в условиях серьезного роста конкуренции в Великобритании как в сфере стационарной телефонной связи (с развитием новых технологий и введением новых нормативных актов была разрушена многолетняя монополия British Telecom), так и в новых секторах телекоммуникационной отрасли (мобильная связь, услуги Интернет и т.п.).1

В России в некоторых отраслях действуют похожие схемы. Так, в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» (приняты 11 февраля 1993 г.) контроль за деятельностью частных нотариусов возложен на нотариальные палаты и Федеральную нотариальную палату. В соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» (принят 22 апреля 1996 г.) было создано несколько организаций саморегулирования в этой сфере, которым были переданы полномочия по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка. Государство же через систему лицензирования организаций саморегулирования контролировало главным образом эти организации, а не участников рынка напрямую.

* * *

Очень часто нормы саморегулирования дополняют и конкретизируют положения законодательства Во многих случаях такой подход объясняется спецификой сферы регулирования. Примером сферы, где государственное регулирование объективно затруднено, является реклама. Поскольку реклама представляет собой сплав коммерции и искусства, возможно негативное воздействие на потребителя художественными средствами при соблюдении буквы закона. Детальная законодательная регламентация использования художественных средств с одной стороны, неэффективна, поскольку всегда будет объективно отставать от развития таких средств, а с другой стороны, может приводить к выхолащиванию рекламы, к превращению ее в голую информацию. При оценке рекламы зачастую приходится говорить в терминах «этично-неэтично», а не в терминах «законно-незаконно». Поэтому в большинстве стран регулирование рекламной сферы построено следующим образом: государство устанавливает основные рамочные (минимальные) требования к рекламе и регламентирует отдельные, наиболее опасные или социально значимые виды рекламы (рекламу медикаментов, рекламу для детей и т.п.). Законодательство дополняется кодексами деловой этики организаций саморегулирования (или, как вариант, со-регулирования, о разнице между ними см. ниже), которые конкретизируют положения законодательства. Кроме того, организации саморегулирования при рассмотрении конкретных случаев руководствуются не только буквой закона или кодекса, но и здравым смыслом и могут рекомендовать снять или изменить рекламу, формально соответствующую букве закона.

* * *

В значительном числе случаев организации саморегулирования устанавливают для своих членов более жесткие нормы поведения, чем требуется законодательством. Подобное ужесточение норм может быть фактором в конкурентной борьбе: предполагается, что фирмы, соблюдающие более жесткие условия взаимодействия с клиентами и партнерами, оказываются более привлекательными для клиентов. Так, идея создания российского аналога Better Business Bureau базировалась именно на идее принятия бизнесом дополнительной ответственности перед потребителями, в том числе по внесудебному урегулированию споров. С другой стороны, принятие более жестких норм может служить реакцией на опасность ужесточения государственного регулирования. В ситуации, когда государство собирается ввести более жесткие нормы регулирования, бизнесу бывает выгодно опередить этот процесс, самостоятельно ввести более жесткие стандарты деятельности и таким образом показать, что бизнес сам в состоянии эффективно контролировать рынок и дополнительное государственное вмешательство не нужно.

* * *

В чем же основные преимущества и недостатки саморегулирования по сравнению с государственным регулированием? Сразу оговоримся, что на практике некоторые преимущества могут остаться нереализованными, равно как ряд недостатком вполне преодолим путем разработки специальных процедур и механизмов.

Преимущества саморегулирования:

  • Нормы саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить имеющиеся пробелы в законодательстве;

  • Участники рынка имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем выборов руководящих лиц организаций саморегулирования и «голосования ногами» (если членство в организации саморегулирования является необязательным);

  • Механизмы разрешения споров, как правило, дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство;

  • Процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы и особенностям трансакций между участниками рынка, чем стандартные судебные процедуры;

  • Для государства возможна экономия бюджетных средств, если определенные функции государственных органов передаются органам саморегулирования, финансируемым самим бизнесом;

  • Создание организаций саморегулирования может позитивно сказываться на отношении общества к бизнесу, в том числе благодаря усилению транспарентности бизнеса;

  • Санкции, применяемые организациями саморегулирования, при определенных условиях вызывают меньше отторжения, чем санкции, применяемые государством (нет противостояния «хороший бизнес» – «плохое государство»).

Недостатки саморегулирования:

  • Требования, предъявляемые к членам организации саморегулирования, как правило, не распространяются на аутсайдеров (если только в отрасли есть аутсайдеры);

  • В случае, если членство в организации саморегулирования является формальным или неформальным условием занятия профессиональной деятельностью в определенной сфере, имеется сильная тенденция к ограничению конкуренции, созданию входных барьеров в отрасль, что может сказываться в том числе на повышение цен на продукцию членов организаций саморегулирования. Этот эффект может перевешивать пользу от введения саморегулирования.

  • Зачастую формальные требования к членам со стороны организаций саморегулирования на практике не выполняются.

  • Организации саморегулирования могут применять к нарушителям стандартов ведения деятельности только ограниченный набор санкций (предупреждение, публичное заявление о нарушении, в редких случаях штрафы, исключение). Зачастую даже этот ограниченный набор санкций практически не применяется.

  • Существует определенное недоверие со стороны общества к способности бизнеса самостоятельно обеспечить регулирование определенной сферы и контроль за соблюдением установленных правил;

  • Объективно существует противоречие между задачей защитить интересы собственных членов и бизнеса в целом и необходимостью действовать в интересах всего общества.

  • Существование неэффективной системы саморегулирования может служить препятствием к введению эффективного государственного регулирования или со-регулирования.

Таким образом, организации саморегулирования обладают объективными сравнительными преимуществами в плане обеспечения эффективного контроля поведения производителей и продавцов. Но в ряде случаев эти преимущества могут перевешиваться недостатками. Впрочем, значительная часть недостатков может быть компенсирована путем создания специальных механизмов в рамках организаций саморегулирования.

* * *

С учетом перечисленных выше преимуществ и недостатков саморегулирования можно сформулировать ряд условий, при которых саморегулирование может стать действительно более эффективной формой, чем государственное регулирование.

Условия эффективности саморегулирования:

  • Саморегулирование должно реально поддерживать высокие стандарты функционирования бизнеса в определенной сфере, то есть иметь разработанный свод правил, систему контроля за соблюдением этих правил и применения санкций. Санкции должны реально применяться к нарушителям и быть для них значимыми.

  • Саморегулирование не должно создавать препятствия эффективной конкуренции на рынке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практическое пособие для предпринимателей г. Ростов-на-Дону 2008г. Оглавление

    Документ
    Настоящее практическое пособие разработано в рамках реализации Областной целевой Программы «Защита прав потребителей в Ростовской области» на 2008-2010 годы, утвержденной Областным законом от 16.
  2. Учебное пособие для студентов волгоград 2001 Введение

    Учебное пособие
    В современном мире, особенно в науке, растет интерес к проблемам гуманитарным, в центре которых сам человек. В целом, если первая половина XX века прошла под знаком развития технических наук и физики, если во второй половине столетия
  3. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену москва. Цго. 2003

    Документ
    Карпачев С. П. История. России. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: ЦГО, 2003. - с. (Гуманитарное образование в России).
  4. Пособие для самостоятельной работы студентов Издательство (1)

    Пособие для самостоятельной работы
    Предназначено для самостоятельной работы студентов. Содержит все разделы истории России с древнейших времен до настоящего времени, в которых можно почерпнуть сведения об исторических личностях, основных терминах и хронологии.
  5. Пособие для преподавателей русского языка, ведущих занятия с иностранными студентами, обучающимися по направлению «Информационные технологии»

    Учебно-методическое пособие
    Д-68 Дополнительные материалы по развитию речи. Пособие для преподавателей русского языка, ведущих занятия с иностранными студентами, обучающимися по направлению «Информационные технологии».

Другие похожие документы..