Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Цели: 1.Знакомство учащихся с олимпийскими и паралимпийскими идеалами, ценностями. 2.Вовлечение учащихся в олимпийское движение.3.Развитие интерес к с...полностью>>
'Документ'
Эта экскурсия поможет вам получить наиболее полную информацию о Париже и познакомиться с его основными достопримечательностями. Вы увидите Елисейские ...полностью>>
'Документ'
о проведении всероссийских Соревнований по мини-футболу (футзалу) среди команд общеобразовательных учреждений Центрального федерального округа (отдел...полностью>>
'Документ'
Господь Иисус Христос шел в дом Иаира, чтобы воскресить его умершую дочь. Его теснила сопровождающая Его толпа народа. Женщина, страдавшая неизлечимым...полностью>>

Предмет и научные основы системы государственного управления

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

глава 1. Предмет и научные основы системы государственного управления

 

Содержание понятия государственного управления • Формы го­сударственного устройства • Принципы и способы реализации го­сударственной власти • Классификация методов государственного управления • Отраслевое, территориальное управление • Ситуаци­онное, оперативное управление • Арбитражное управление

 

1.1. Предмет системы государственного управления

 

Государство является формой политической организации общества. Основное его назначение состоит в защите существую­щего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.

Признаком государства выступает наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, пра­ва, закрепляющего систему санкционированных норм, особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления.

Государство функционирует на основе общественного дого­вора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон берет на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, со­единяет интересы человека и государства, контролирует со­блюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общих ценностей.

Граждане также выполняют свои обязательства, имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, граж­данское неповиновение и другие методы.

При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы органы управления не уходили от конкретной ответственности и работал и не на себя, а для людей. При невыполнении одной из сторон своих обязательств возникают конфликты, которые мо­гут угрожать самому существованию власти.

Система государственного управления представляет собой на­учную дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Предметом системы государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической системы.

Производство — основа человеческой жизни. Оно включает процесс взаимодействия человека с природой (труд) и совокуп­ность возникающих при этом отношений. Человек трудится осознанно, производит и воспроизводит необходимые ему сред­ства существования. Побуждаемые все возрастающими потреб­ностями, люди расширяют сферу трудовой деятельности, накап­ливают опыт, развивают способности к труду, используя более совершенные средства производства.

В процессе трудовой деятельности они .вступают в технико-производственные и общественно-производственные отноше­ния. Технико-производственные отношения определяются тех­нологией и организацией производства. Общественно-производ­ственные отношения устанавливаются в зависимости от воли сообщества в целом, а не каждого участника производства в от­дельности. Эта воля может проявляться стихийно, т.е. в качестве результата взаимодействия, перекрещивания сил, случайных ак­тов, или осознанно путем делегирования участниками произ­водства своих полномочий специальным представителям.

Общественные отношения не исчерпываются отношениями непосредственно в производстве, которые являются самой важ­ной, но все же только одной из их сторон. Общественные от­ношения содержат использование результатов производства, т.е. отношения в сфере распределения продуктов, обмена ими и в значительной степени в области их потребления. Производство, распределение, обмен и потребление тесно переплетаются меж­ду собой и составляют единый процесс воспроизводства матери­альных и духовных благ.

Государственное управление воздействует на все стороны воспроизводства и сферы деятельности. В производственных отношениях оно во главу угла ставит формы собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствова­ния находились в равных условиях. В сфере отношений рас­пределения не допускается чрезмерная монополизация отдель­ными лицами или группами решающих средств производства, так как она приводит к поляризации богатства и бедности, по­давлению личности.

Удовлетворение общественных потребностей в сферах произ­водства и потребления обусловливает необходимость обобществ­ления национального богатства и функционирования государст­венных (муниципальных) предприятий, учреждений. Обобществ­лению (огосударствлению) подвергаются природные, материаль­ные, финансовые ресурсы. Наряду с государственным сектором функционируют частные, корпоративные предприятия. В резуль­тате формируется смешанная экономика, характеризующаяся со­отношением различных форм хозяйствования и собственности.

Непосредственно государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики госу­дарства, обеспечению его интересов. При этом выполняются функции организации, координации, анализа, контроля и др. Применяются методы как убеждения, стимулирования, так и принуждения, как административно-плановые, так и рыноч­ные рычаги. Достижения информатики и вычислительной техники предоставляют возможность для прогнозирования в национальном и международном масштабах, оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры и приня­тия правильных решений.

Система государственного управления как научная дисцип­лина опирается на соответствующие закономерности, принци­пы, правила, составляющие основу методологии государственного управления, методов управления, приемов, способов решения управленческих задач.

Объективные законы общественного развития не зависят от сознания и воли людей, действуют независимо от того, сформу­лированы они наукой или нет. Но объективность не означает их фатальность, а люди не бессильны перед ними. Законы могут проявляться в одних условиях стихийно, а в других — через соз­нательно организованную деятельность.

Если закон непознан и неясен, то люди ему следуют интуи­тивно, слепо, ценой проб и ошибок. Познанные законы они используют в своих интересах. Следовательно, деятельность опре­деляется не только закономерностью, но и субъективным факто­ром — сознанием человека, что обусловливает возможность воз­действия на его поведение через систему государственного управ­ления. Государство имеет на это право, так как его институты способны полнее познать механизм действия законов, чем от­дельно взятая личность, и оно действует на основе Конституции.

Если система государственного управления правильно от­ражает сущность действия законов, то общество продвигается вперед. В случае неадекватного отражения их действия в прак­тике управления возникают диспропорции, противоречия и конфликты.

В государственном управлении обычно принимаются реше­ния относительно использования денег, других ресурсов. Ресур­сы ограничены, действует закон экономии, минимизации за­трат, требующий поиска альтернативных путей использования ресурсов в процессе принятия решений, использования ресурса до тех пор, пока стоимость приращения продукции превышает стоимость приращения ресурса. Когда переменными являются два и более ресурса, то определяется наилучшее сочетание всех факторов производства. Применяется закон взаимозаменяемо­сти факторов производства: один фактор может быть заменен другим при сохранении необходимого уровня производства. Выгодно заменить один фактор другим, когда стоимость заме­щающего фактора меньше, чем затраты на заменяемый фактор.

Из чисто управленческих широко известен закон Паркинсона (выведен на основе анализа динамики количества кораблей, рабочих и служащих в Британском адмиралтействе за 50 лет), констатирующий, что всякая управленческая структура в своем развитии со временем сосредоточивается на самой себе, увели­чиваясь вне связи с состоянием объекта управления. Поэтому необходим постоянный контроль за управленческим аппаратом, чтобы противодействовать тенденции увеличения.

Основными методами познания являются системный анализ, синтез, аналогия, сравнение, наблюдение, эксперимент. В про­цессе анализа исследуемое явление расчленяется на составные части, что позволяет вскрыть существенное в нем. Синтез соеди­няет родственные элементы, воссоздает из частей целое, позволя­ет видеть, в каких формах проявляется существенное.

Система государственного управления первостепенное зна­чение придает социологическому анализу общественных явле­ний, функционирования социальных систем, поведения людей. Социологические исследования являются необходимым звеном в принятии управленческих решений, так как позволяют вскры­вать социальную структуру общества, его состояние в различных измерениях, мотивы к труду.

В социологическом исследовании на основе наблюдения, оп­росов, анализа документов устанавливаются факты; для обеспече­ния достоверности они перепроверяются контрольными наб­людениями, сочетанием разных способов сбора информации. При применении выборочного обследования информация должна быть достаточно представительной, чтобы правильно определить тен­денции, относящиеся ко всей совокупности. Обработка данных завершается их классификацией, выявлением закономерностей.

В процессе анализа и синтеза широко используются матема­тические и статистические методы. Чем выше уровень обобще­ствления, тем важнее всесторонний учет количественных вели­чин общественных отношений.

Система — это множество элементов, частей, подсистем, ко­торые образуют целостность, единство.

В системном исследовании акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющихся внутри объекта и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Элементы системы рассматриваются с учетом их места и функ­ций внутри целого.

Свойства объекта как целостной системы определяются свой­ствами не только отдельных элементов, но и всей его структуры.

Строение и поведение системы характеризуются иерархич­ностью, многоуровневостью, отдельные уровни системы обу­словливают определенные аспекты ее поведения. Любая система может выступать как элемент системы более высокого порядка, а ее элементы — как системы более низкого порядка. Целостное функционирование системы становится результатом взаимодей­ствия всех ее сторон, уровней иерархии.

Иерархическое строение и функционирование систем обу­словливает необходимость координации низших уровней систе­мы со стороны ее высшего уровня управления. В то же время деятельность высшего уровня определяется результатами функ­ционирования всех остальных подсистем.

В государственном управлении общество, его структурные сферы, части, регионы, предприятия рассматриваются в качест­ве сложной системы с множеством уровней иерархии. Каждый уровень является открытой системой, имеет входные и выход­ные каналы, зависит от внешней среды.

Иерархически взаимодействующие подсистемы устойчивы к сохранению своих состояний в условиях воздействия внешних факторов, но не обладают способностью к полной самооргани­зации, а потому нуждаются в постоянном совершенствовании. Возможности самоорганизации увеличиваются по мере развития кибернетики — науки об общих закономерностях управления.

При изучении конкретных вопросов управления применяет­ся ситуационный подход, проявляющийся в приложении науч­ных выводов к конкретным условиям. При выборе ситуации определяются цель и пути ее достижения, разрабатываются аль­тернативные комбинации и решения. Для проверки эффектив­ности методов управления предприятиями, отраслями, народно­хозяйственными комплексами, территориями широко применя­ются эксперименты.

Критерием истины выступает общественная практика, кото­рая определяет истинность или ложность теоретических по­строений, моделей, программ. Постоянное взаимодействие, со­четание теории и практики обеспечивают повышение истинно­сти, объективности знаний и продвигают общество вперед.

В мировой науке сложились различные школы государст­венного управления. Марксистская школа базируется на классо­вом подходе и рассматривает государство в качестве орудия по­литической власти господствующего в обществе класса. Этот класс осуществляет диктатуру, закрепляет и охраняет с помо­щью государства свои интересы. Значительно большее число ученых разделяет концепцию общенародного государства. Рас­пространен также этатизм, рассматривающий государство как высший результат и цель общественного развития. К нему близ­ко примыкает государственная школа — направление, считаю­щее государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса.

Наибольшие дискуссии вызывает определение роли государства в рыночной экономике. Сложились две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая школа связана с име­нем английского ученого Дж. Кейнса (кейнсианство), другая — американского экономиста М. Фридмена (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают эти научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в ры­ночную экономику, а другая школа выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни.

Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития при­знается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосроч­ные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением меж­ду ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредит­ную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества (стимулирование по­требления), увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.

В ряде западных стран, особенно в кризисных ситуациях, ус­пешно применяются кейнсианские методы. Например, в 1980 г. в период роста инфляции США резко увеличили государственные расходы, бюджетный дефицит достиг рекордных высот, но эко­номика развивалась.

Сторонники другой школы, исходят из того, что рынок авто­матически достигает равновесия и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред (кроме фискальной политики, необходимость которой ими не отрицается). Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т.е. инфляции, условием сбалансированности являются устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники этого направления выступают за ограничение госу­дарственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твердые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потреби­тельского спроса.

Принципы научных школ реализуются в той или иной сте­пени в различных моделях хозяйствования, отличающихся долей государственного участия в экономике, размерами перераспре­деления средств через бюджет. Среди них:

саксонская (США, Канада, Великобритания) — большая свобода предпринимательства;

западно-европейская (Франция, Италия, Испания, Порту­галия) — активное государственное регулирование с по­мощью индикативного планирования, большая доля госу­дарственного сектора;

социально ориентированная (Германия, Австрия, Голлан­дия) — подчеркнуто социальная направленность госу­дарства;

скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) — паритетность государственного и частного капитала, ясно выраженная социальная направленность;

патерналистская (Япония) — усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном производстве.

 

В США при кажущейся свободе предпринимательства государство заказывает научную и военную продукцию, закупает около 30% продукции частных фирм.

В Швеции государство в дела фирм не вмешивается, но активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: произ­водство частное, а социальное развитие для всех. Обеспечена почти полная занятость; расходы бюджета составляют около 70% ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхо­вание и т.д.).

В Южной Корее действует государственная монополия в финансо­во-кредитной сфере; устанавливаются задания и субсидии для экспор­та; контролируются внутрифирменные издержки и качество продукции, особенно в экспортных отраслях; крупные сельскохозяйственные пред­приятия принудительно дробятся; контролируется проникновение ино­странного капитала и валюты в страну.

Германия считается социальным государством: на социальные ну­жды направляются 1/3 государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, куль­турное развитие, квартплату (для бедных), на детей, молодым людям для выравнивания шансов на жизненном старте. Человек защищен на все случаи жизни: страхование по безработице, по болезни, пенсион­ное, от несчастного случая. Предприятие оплачивает 100% по боль­ничному листу в течение 6 недель, кроме того, платит отпускные, ро­ждественские, надбавку к пенсии. Работающие отчисляют на свои со­циальные нужды 40% от доходов, из них 50% компенсирует работо­датель. Предприятие тратит на социальные нужды 30% от аналогич­ных государственных выплат.

 

Тенденцией мирового развития стало расширение государст­венного вмешательства в экономику и другие сферы общества, отделение капитала как собственности от функций управления, сокращение доходов от собственности в национальном доходе, усиление роли менеджеров в управлении. Развитые страны раз­личаются по политическим институтам, моделям хозяйствования и управления, но демонстрируют общие подходы к роли государ­ства в обществе. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже нацио­нальных интересов. Развеян миф, что частный капитал справля­ется с управлением лучше, чем государственные органы, что он без государства в состоянии поддерживать равновесие.

 

1.2. Формы государственного устройства

 

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства.

По происхождению, источнику власти различают народо­властие и теократию. Народовластие осуществляется народом непосредственно или через выборные органы. Теократия под­разумевает божественное происхождение власти (царство божие на Земле).

Определяющим в государственном устройстве выступает принадлежность верховной власти. Если она передана отдель­ному лицу, то государство квалифицируется как монархия, час­ти, элите общества — как аристократия, всему народу — как демократическая республика.

Монархия является распространенной формой государствен­ного правления. Монарх олицетворяет суверенитет, целостность страны, соединяет воедино нацию, придает власти легитимность, если даже непосредственно сам не управляет. Он отвеча­ет за государство, ни от кого не зависит, кроме своего внутрен­него долга, не представляет никакие партии. При монархе после очередных выборов радикального поворота не происходит, гос­аппарат работает спокойно и уверенно.

Власть монарху может передаваться различными путями:

• народом на выборах — народная монархия;

• избранными представителями — аристократическая мо­нархия;

• соборно всеми сословиями — самодержавная монархия;

• духовенством — теократическая монархия;

• по наследству — наследственная монархия.

Если власть принадлежит одному лицу — главе государства, то такое государство приобретает в большей или меньшей сте­пени монархические черты.

Республика характеризуется принадлежностью высшей госу­дарственной власти представительному органу; выборностью главы государства населением или специальной избирательной коллегией. Выборы являются основным инструментом республиканской власти. Республика служит олицетворением демократии, народовластия, соединяет государственность с само­управлением народа. Различают парламентскую и президент­скую республику.

Парламентская республика опирается на партийное боль­шинство в высшем представительном органе власти. Обеспечи­вается взаимозависимость исполнительной и законодательной власти: парламент поддерживает правительство, но может вы­разить ему и недоверие; исполнительная власть может распус­тить парламент. Парламентская система открыта, гибка, маневренна; многопартийность осложняет, но не снижает управ­ляемость. В мире подавляющая часть устойчивых демократий — это парламентские республики (например, государства Цен­тральной Европы и др.).

Недостатком парламентской республики считается чрезмер­ная коллегиальность, вносящая разноголосицу в управление.

В президентской республике все ветви власти независимы друг от друга. Президентство сочетается с многопартийностью, но не­делимо на партии, коалиции. Парламент потерявшему доверие президенту может объявить импичмент. При отсутствии под­держки в парламенте президент управляет посредством указов.

Президентская республика имеет два варианта:

• чисто представительские функции президента;

• включение президента в структуру исполнительной власти.

Преимуществами президентской республики являются пря­мые выборы; раскрепощенность законодателей, не отвечающих за дела правительства. Но президентство тяготеет к авторита­ризму и монархизму, есть грани, за которыми президентские полномочия становятся опасными для демократии.

Для нейтрализации негативных сторон президентского прав­ления создаются страховочные механизмы: мажоритарные изби­рательные округа, гражданский контроль над военными, рота­ция госслужащих, верховный суд как арбитр между исполни­тельной и законодательной властью.

В США в этих целях до совершенства доведен баланс сил и противовесов в органах власти: федерализм, двухпартийная сис­тема, принцип старшинства в конгрессе и др.

Теократическое правление означает, что политическая власть в стране принадлежит духовенству, глава государства является одновременно религиозным главой. Теократические институты рассматриваются как порождение духа, национального характеpa и отражают идеалы, ценности, нормы и стандарты поведе­ния, охватывая политическую сферу, право, культуру, этику, религию, отчасти экономику.

Теократия не имеет прецедентов на Западе, но на Востоке влияние теократических государств растет. В ряде случаев тео­кратия считается предпочтительнее, чем западные демократии.

Демократия в любой стране является продуктом ее собст­венной истории и культуры, традиций поколений.

Порядок демократических ценностей: человек — общество — государство предполагает, что прерогативы нации шире государ­ства и включают еще институты гражданского общества, само­управление. При равенстве прав и ответственности каждого пе­ред обществом и государством утверждается приоритет интере­сов большинства над интересами меньшинства. Формы демо­кратии в конечном счете различаются объемом предоставленных гражданам прав к свобод.

Демократическое правление возможно при любом государст­венном устройстве. Например, монархическая Великобритания имеет все необходимые демократические институты. В Японии органично сочетаются монархизм, демократизм и коллективизм (общинность).

О демократии судят чаще всего по политическим правам человека, наличию свободы слова, количеству партий, избира­тельных блоков. Между тем людей интересуют не только внешние атрибуты демократии, но и основы бытия (уверен­ность в завтрашнем дне, например, не менее важна, чем доступ к чтению «Нью-Йорк Тайме»). Поэтому патерналистское госу­дарство не только декларирует права и свободы, но и берет на себя реализацию личностных и социальных интересов, помога­ет выстраивать жизненную, профессиональную карьеру людей. Его демократичность реально проявляется в уровне благосос­тояния народа, способности бороться с произволом, коррупци­ей, преступностью.

Демократию западного типа представляют образцом и объек­том для подражания. Но о совершенстве говорить не приходится. Так, результаты избирательных кампаний определяются капита­лом; внутри трудовых организаций, крупных партий демократия практически отсутствует. В экономике господствует анонимный акционерный капитал. Транснациональные корпорации угнетают свободную конкуренцию, неподконтрольны обществу, хотя от них зависит состояние рынков мира. Демократическое по виду правление может маскировать авторитарный и даже фашистский режим. Демократия — лишь один из способов допуска избран­ных к власти (например, замена наследственного правителя все­народно избранным президентом), она не может быть ни выс­шей, ни самостоятельной целью государственного строительства.

Функционирование государства предполагает наличие граж­данского общества, институциональной основой которого явля­ется совокупность независимых от государства объединений граждан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы, солидарности, к сотрудничеству, самоорганизации.

Наиболее адекватно характеризует гражданское общество Всеобщая декларация прав человека, придающая ему следующие черты:

• демократия;

• как правило, республиканская форма правления;

• правовое государство и общественный договор;

• разделение властей.

Для функционирования гражданского общества нужно нали­чие соответствующих условий, а именно:

• надежная защищенность всех форм собственности;

• эффективное судопроизводство, включая суд присяжных;

• полноправное местное самоуправление;

• свободные средства массовой информации.

Социальной базой гражданского общества служит средний класс, предприниматели, работающие на свой страх и риск; своим трудом создающие материальные и духовные ценности, а показателем его зрелости — тот объем общественных работ, ко­торый выполняют неправительственные организации.

Формирование гражданского общества идет с двух сторон: с одной стороны, государство создает для этого режим благопри­ятствования, с другой — изменяются сами люди, воспитывая в себе гражданственность.

Антиподом демократии считается тоталитаризм, характери­зующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества (может сочетаться с личной диктатурой). В тоталитарном государстве господствует диктат, принуждение.

Конституция Российской Федерации, одобренная на рефе­рендуме 1993 г., провозгласила страну демократическим госу­дарством с республиканской формой правления, где гарантиру­ются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом права и свободы являются непосредственно действующими, определяют содержание и применение законов, деятельность органов власти, правосудия.

Признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности, беспре­пятственное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Государственная власть осуществляется на основе разде­ления ее на законодательную, исполнительную и судебную. Политика государства направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и всестороннее развитие человека. Демократия признается ценностью, с которой связыва­ют судьбу страны.

Главой государства является Президент РФ, избираемый на­селением на 4 года. Он не является, как в США, главой испол­нительной власти, но имеет достаточно широкие возможности воздействия на нее: назначает с согласия Государственной Думы премьер-министра, определяет по его предложению состав Пра­вительства. Президент имеет право роспуска Государственной Думы. Сложилась президентская республика особого вида. Пока она не демонстрирует высокую эффективность. Но это не озна­чает, что надо срочно менять форму правления. Можно идти по пути совершенствования президентской власти, партийной структуры, избирательного права.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине «Система государственного управления» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки студентов специальности 080504 «Государственное
  2. Программа комплексного государственного экзамена по специальности Оренбург

    Программа
    Государственное и муниципальное управление : программа комплексного государственного экзамена / сост. А. М. Бакирова [и др.]. – 5-е изд. – Оренбург : ОГИМ, 2011.
  3. Рабочая программа по дисциплине «система государственного управления»

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Система государственного упарвления» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для специальности 080101 «Экономическая теория» и предназначена для
  4. 1. Предмет системы государственного управления РФ

    Реферат
    Общество является сложноорганизованным и многоуровневым об­разованием. Для того чтобы в полной мере удовлетворять интересы своих членов и иметь возможности для развития, оно должно вырабо­тать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде.
  5. Система государственного и муниципального управления содержание

    Документ
    В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного понятия государственного управления, что связано с разными подходами к решению этого важного вопроса.

Другие похожие документы..