Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Наверное, у каждого, кто в первый раз выходил в мировую Сеть, дух захватывало от обилия возможностей и самой разнообразной информации. Все было безум...полностью>>
'Книга'
Автор выражает огромную благодарность Владимиру Орлову, а также Михасю Чернявскому и Олегу Хмуровичу за бесценную помощь, оказанную при написании этой...полностью>>
'Документ'
Настоящая концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации (далее по тексту – Концепция) разр...полностью>>
'Пояснительная записка'
Наша планета Земля удивительно прекрасна, и природа на ней – это великий и мудрый воспитатель. К сожалению, многие ещё равнодушны к гармонии и красот...полностью>>

Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О.М.Олейник

«Я, нижеподписавшаяся Олейник Оксана Михайловна, на основе своих профессиональных познаний, с учетом содержания общих принципов и норм российского права, действуя ответственно, добросовестно, объективно и корректно, подготовила настоящее заключение. …

1. Структура отношений внутри ЮКОСа, которая в приговоре и обвинительном заключении обозначена как организованная группа.

В вынесенном приговоре дается следующее определение субъекту преступления: Ходорковским М.Б., Лебедевым П.Л. и другими членами организованной группы для управления ОАО «НК «ЮКОС» и его дочерними обществами ОАО «Юганскнефтегаз» и «Самаранефтегаз» использовался административный персонал принадлежащего им ЗАО «Роспром». С этой целью был заключен договор № 001 – ю-р «Об управлении акционерным обществом», согласно которому ЗАО «Роспром» стало управляющей компанией для ОАО «НК «ЮКОС» с переходом к этому закрытому акционерному обществу всех полномочий исполнительных органов ОАО «НК «ЮКОС», предусмотренных Уставом, в том числе всех вопросов текущего руководства деятельностью общества. Данный договор суд квалифицировал как противоправный и противоречащий принципам гражданского законодательства…

С правовых позиций следует учитывать, что согласно российскому праву юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст.53 Гражданского Кодекса Российской Федерации – далее ГК РФ)…

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю-управляющему (ст.103 ГК РФ, п.1 ст.69 ЗоАО). Такая практика передачи полномочий исполнительного органа является распространенной, особенно в случаях создания и обеспечения функционирования вертикально интегрированных компаний…. Поскольку при передаче полномочий исполнительного органа одного юридического лица другому юридическому лицу возникает возможность монополизации рынка, то для заключения указанных договоров требуется предварительное согласие антимонопольного органа (ст. 18 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).

Применительно к ЮКОСу в соответствии с требованиями российского законодательства полномочия исполнительного органа, например ОАО Юганскнефтегаз, были переданы ЗАО «Юкос Эксплорейшн энд Продакшн» по договору от 23 сентября 1998 г. Условия договора утверждены советом директоров ОАО Юганскнефтегаз (протокол № 9 от 23 сентября 1998 г.). Передача полномочий исполнительного органа по ходатайству ЗАО «Юкос Эксплорейшн энд Продакшн» одобрена Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (заключение от 17 сентября 1998 г. № КП/6518).

Право на заключение таких договоров подтверждается тем, что в соответствии со ст.421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законами или иными правовыми актами, от чего такой договор не становится противоправным в силу общего диспозитивного правового регулирования. К таким договорам применяется гражданское законодательство в соответствии со ст.6 ГК РФ по правилам аналогии закона.

…в Основных принципах государственной политики реформирования электроэнергетики, разработанных рабочей группой Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформирования электроэнергетики, вертикально-интегрированные компании называются одним из важнейших способов обеспечения надежности энергоснабжения. При этом в п. 17 Основных принципов указывается, что существование вертикально-интегрированных компаний не является препятствием для установления рыночных отношений в электроэнергетике1.

Вертикально интегрированная группа компаний, основанная на отношениях собственнического и управленческого контроля, рассматривается как основная модель, обеспечивающая стабилизацию воспроизводственного цикла опорных компаний, а равно и предупреждение резких колебаний политической и экономической конъюнктуры, неизбежных при узкой специализации холдинга на производстве продукции одного типа…

Развитие рынка нефти и нефтепродуктов в России невозможно без развития организованной торговли… Предложение на рынке нефтепродуктов в абсолютном большинстве регионов РФ формируют несколько крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) через свои сбытовые подразделения и дочерние фирмы. Как правило, в каждом регионе крупные ВИНК контролируют от 60 до 90% рынка по различным товарным группам нефтепродуктов …

В настоящее время первичными собственниками примерно 85% нефтепродуктов являются компании, ведущие процессинг на НПЗ, включая и переработку нефти в интегрированных компаниях. Остальные 15 % принадлежат производителям, но это большей частью оплата за процессинг.

Нефтеперерабатывающий сектор представлен крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями

Такое построение нефтегазового и энергетического рынка принято не только в системе российского права, но и на международном уровне. Так, Директива ЕС от 19 декабря 1996 г. № 96/92/ЕС предполагала возможность сохранения вертикально-интегрированных компаний… (п. 2 ст. 15 Директивы ЕС). По этому пути, в частности, пошла Германия. Вертикальная интеграция сохранилась также во Франции и Швейцарии.

Все вышеизложенное… позволяет сформулировать следующий вывод по поводу организационных отношений в ЮКОСе:

а) Эти отношения соответствуют гражданскому законодательству, которое разрешает заключать как предусмотренные, так и не предусмотренные договоры (п.2 ст.421 ГК РФ), к которым могут применяться нормы ГК РФ по аналогии закона, в частности нормы о возмездном оказании услуг (гл.39 ГК РФ);

б) система зависимых юридических лиц сама по себе не может рассматриваться как преступная группа, поскольку состояние зависимости прямо предусмотрено законодательством;

в) сложившаяся структура правоотношений в вертикально-интегрированной компании является общепринятой как в российской, так и в международной практике добычи и реализации нефти и нефтепродуктов.

2. Правовая природа генерального соглашения, заключаемого между материнской компанией ЮКОС и ее дочерними обществами.

В приговоре неоднократно делается ссылка на генеральные соглашения, заключенные между отдельными юридическими лицами, входившими в систему ЮКОСа. Например, в качестве такого приводится ссылка на генеральное соглашение № Ю8-4-01/1888А от 04 ноября 1998 г., согласно п. 3.1 которого с момента заключения соглашения и вплоть до его прекращения ОАО «НК «ЮКОС» и ОАО «Томскнефть» ВНК обязуются с периодичностью не менее одного раза в месяц заключать контракты, в соответствии с которыми ОАО «Томскнефть» ВНК будет передавать в собственность ОАО «НК «ЮКОС» нефть, а ОАО «НК «ЮКОС» принимать и оплачивать продукцию и услуги продавца.

Такие договоры обычно признают рамочными соглашениями, которые носят организационный характер. … понятие рамочного договора… дано в Концепции развития гражданского законодательства РФ…

Подобные договоры содержат общие контуры сотрудничества, которые уточняются в процессе договорных отношений, … эти договоры объединяет цель их заключения, направленная на организацию длительных связей между сторонами для повышения экономического эффекта от взаимодействия…

Одним из элементов заключенных генеральных соглашений [по рассматриваемому делу] являлось соглашение о том, что переход права собственности происходит в момент добычи определенного сырья (скважинной жидкости). Оценку этого условия можно произвести с учетом требований ст.223 ГК РФ, которая предоставляет сторонам право определять момент возникновения права собственности. Переход права собственности осуществляется в момент передачи вещи только тогда, когда стороны или закон не определили иного. Поэтому установленное условие полностью соответствует ГК РФ.

Следовательно, заключенные генеральные соглашения также не могут рассматриваться как противоправные, поскольку они соответствуют общим принципам гражданско-правового регулирования и направлены на поддержание и координацию длительных деловых связей. Установленный в них момент перехода права собственности соответствует требованиям ГК РФ

3.Правовая природа заключенных и исполненных договоров купли-продажи, которые в приговоре обозначены как фиктивные.

В приговоре содержится квалификация множества договоров купли-продажи нефти как фиктивных ...чтобы оценить данный вывод, нужно обратиться к категориям гражданского права, …суд запутался в гражданско-правовых понятиях и использовал категории, которые не имеют соответствующей правовой нагрузки, …в данном случае речь могла бы идти о двух видах гражданско-правовых последствий заключаемых сделок:

а) о мнимых сделках, совершаемых для видимости, которые предусмотрены ст.170 ГК РФ. Такие сделки считаются недействительными с момента их заключения …если участник гражданского оборота совершает фиктивную сделку, которая недействительна в силу ст.170 ГК РФ, …[она]не повлечет гражданско-правовых последствий в виде перехода права собственности… В этом случае не возникнут и налоговые последствия. Так, в силу ст146 НК РФ объектом НДС признается реализация, под которой в соответствии со ст.39 НК РФ понимается переход права собственности. Соответственно, если право собственности не перешло, поскольку сделка оказалась мнимой, то не возникнет и объект НДС.

Здесь возникает одно из главных юридических противоречий по делу ЮКОСа: … юридико-технически два приговора противоречат друг другу.

Если …считать, что первый приговор,… осужд[ающий] за уклонение от налогов, правомерен, то объект налогообложения должен находиться в легальном правовом обороте, т.е. право собственности на него должно переходить в установленном порядке. .…В ином случае необходимо признать первый приговор неправомерным и вернуть все полученные налоги, взысканные в связи с реализацией нефти, которая, как оказалось, была похищена…

б) …может идти речь о заключении кабальной сделки, предусмотренной ст.179 ГК РФ. …[это] сделки, заключенные на крайне невыгодных для себя условиях. … недействительность таких сделок может быть признана судом только по иску потерпевшей стороны, т.е. такие сделки считаются оспоримыми, и до тех пор, пока потерпевший не предъявит в суд соответствующие требования, … эти сделки считаются действительными.

…прежде, чем применять последствия недействительности оспоримых сделок, необходимо признать их таковыми в установленном порядке. … [иначе] юридически грамотный суд не может признавать такие сделки недействительными и применять соответствующие последствия. Для такого вывода нужен иск, например, акционеров, которые не получили определенной прибыли в связи с совершенными сделками….

4. Соотношение вынесенного приговора и ранее принятых судебных решений

…следствие и суд неоднократно обраща[лись] к различным ранее принятым судебным решениям [арбитражных судов]. Известно, что соотношение судебных решений – это довольно сложная … проблема.

Для ее решения необходимо изначально обратиться к определению Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. № 193-О-П, [о нарушении] конституционных прав статьей 90 УПК РФ. В … [нем] содержится указание на то, что «фактические обстоятельства, которые рассмотрены и установлены в судебных актах арбитражного суда, осуществляющего гражданское судопроизводство в соответствии с компетенцией, определенной Конституцией РФ и АПК РФ, должны приниматься во внимание при рассмотрении уголовного дела. При том, что подтвержденные арбитражным судом обстоятельства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, могут быть отвергнуты лишь после того, как вступивший в законную силу исполняемый судебный акт арбитражного суда будет аннулирован в предусмотренных для этого процедурах. Иное не соответствовало бы Конституции РФ и установленным на ее основании уголовно-процессуальным законодательством правилам доказывания».

…В [рассматриваемом] приговоре … отмечается … что «арбитражные суды принимали решения, исходя из того, что …согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе, отчуждать его. При этом, арбитражные суды, будучи введенными в заблуждение, «приходили» к выводу, что добывающие компании при заключении генеральных соглашений с ОАО «НК «ЮКОС» были самостоятельными сторонами … сделки купли-продажи нефти. В связи с чем….. [арбитражные] суды не находили оснований для признания заключенного между ответчиками соглашения мнимой или притворной сделкой, полагая, что стороны были свободны в определении условий договора, касающихся платности услуг. В настоящее время установлены обстоятельства, которые не были известны арбитражным судам и истцам, а также искажались ответчиками на этих судебных процессах, которыми от лица добывающих предприятий были представители юридического департамента ООО «ЮКОС».

Если исходить из этого, то, руководствуясь указаниями КС РФ, и прокуратура, и суд должны были сначала в установленном порядке по различным основаниям добиться отмены принятых ранее судебных решений, и только после этого выносить анализируемый приговор.

В ином же случае получается, что одновременно сохраняют свою юридическую силу судебные решения, признающие соответствующие договоры законными, и судебное решение, исходящее из того, что данные договоры являются ничтожными. Такой разнобой в правовой судебной системе не может существовать.

5. Правовая природа трансфертного ценообразования.

Обращение к этому вопросу связано с тем, что в приговоре суда неоднократно приводят данные о том, что заведомо ложными в договорах являлись сведения о достижении «сторонами» договоренности о цене нефти.

Первое, на что необходимо обратить внимание, - это то, что в настоящее время в нашей стране нет реальной рыночной цены на нефть. ...Как известно, рыночная стоимость формируется при условиях, которые сформулированы в ст.3 Закона об оценочной деятельности. Одним из таких условий является наличие объекта на открытом рынке посредством публичной оферты, т.е. наличие биржевых торгов. Как известно, в масштабах нашей страны это до настоящего времени не существует.

Ценообразование на нефть и нефтепродукты осуществляется довольно сложным образом с учетом того, что право на формирование цены по договору предоставлено сторонам (ст.424 ГК РФ).

Для эффективного функционирования российского нефтяного комплекса крайне важным являлось создание заинтересованности предприятий в соединении усилий по добыче нефти, ее переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства и внедрения новых технологий. Одной из форм обеспечения такой взаимной заинтересованности было образование вертикально интегрированных нефтяных компаний в форме акционерных обществ с подключением предприятий транспорта и нефтепродуктообеспечения. Движение нефти внутри таких … компаний осуществляется в соответствии с так называемым трансфертным ценообразованием, общие правила которого сформированы в международной торговле.

…Для национального трансфертного ценообразования, так же, как и для международного, характерно использование его механизмов в основном для целей минимизации налоговых платежей.

Основная цель применения трансфертных цен - "перевод" налоговой базы на аффилированное лицо, находящееся в более благоприятном налоговом или ином административном режиме. Речь идет о различных налоговых преференциях, в частности о наличии статуса резидента офшорной зоны, предоставлении налоговых каникул, применении льготных налоговых ставок, праве на использование иных налоговых преимуществ. При этом такой перевод, как правило, осуществляется путем манипулирования ценой сделок.

Сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что трансфертное ценообразование может рассматриваться как основание для выдвижения упрека в части правильности и обоснованности налогообложения. При этом необходимо решение налоговых органов об изменении цены по тем или иным договорам.

Но трансфертное ценообразование не является механизмом хищения товара, сделки с которым подлежат налогообложению, поскольку если товар похищен, то не имеет значения, каким образом была сформирована на него цена в целях налогообложения. Не говоря уже о том, что хищение не может ... рассматриваться как операция с товаром, подлежащая налогообложению.

Общий вывод

Постановленный приговор содержит в себе множество юридических ошибок и неточностей, нарушает ряд гражданско-правовых норм, полностью игнорирует судебные решения, вынесенные ранее как судом общей юрисдикции, так и арбитражными судами, и нарушает требования Конституционного суда РФ».

М.А. Субботин

«Экспертный комментарий

по оценке некоторых экономических категорий (трансфертные цены1, рыночные цены, мировые цены) в рамках дела ЮКОСа

… Вопрос о регулировании трансфертного ценообразования имеет очень длительную историю. Еще в 2001 году идеолог налоговой реформы в ТЭК замминистра финансов Сергей Шаталов признавал: «Остается много неясного: определения контролируемых сделок, рыночной цены, взаимозависимых лиц и прочего. К тому же налоговые органы пока еще не очень хорошо разбираются в вопросах транзитного ценообразования…».

Как известно, нефтегазовые компании платят в России три основных налога: экспортную пошлину, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на прибыль. Проблема трансфертного ценообразования имеет прямое отношение к налогу на прибыль и к НДПИ, введённому с 1 января 2002 года, в том числе, и как форма противодействия применению трансфертных цен в целях налоговой оптимизации.

При этом, в сугубо фискальных целях (для простоты администрирования), ставку НДПИ привязали к экспортной российской цене URALS и, как следствие, только с этого момента возникла формальная привязка налоговой базы к уровню мировых цен на нефть… Этого не было в предыдущий период.

…по оценкам Минфина, наиболее активно механизмом трансфертного ценообразования пользовались нефтяники, доказательством чего может служить огромный разброс внутренних цен на нефть: от 700 до 3700 рублей за тонну.

…оптимизация налогообложения благодаря трансфертному ценообразованию выступала в долгосрочном плане как средство увеличения налогооблагаемой базы благодаря высоким темпам накопления и роста добычи и экспорта углеводородов и продуктов их переработки…

К … введению НДПИ – относится и такое новое явление, как привязка цен в целях налогообложения к мировым ценам, чего не было в налоговом законодательстве России до 1 января 2002 года …

Вместе с тем, и после этого трансфертное ценообразование оставалось предметом дискуссий. Так, в 2007 г. РСПП вносил предложения относительно принципов и формулировок трансфертного ценообразования, в декабре 2010 года ФНС еще только планировала создать в своей структуре специальное подразделение по контролю трансфертных цен, а анализ предлагаемых изменений по проекту закона в начале того же года был резко критическим

… Впрочем, всё это … не помешало В. Путину в декабре 2010 г., до вынесения приговора в отношении М.Б. Ходорковского, публично заявить, что его вина «доказана судом». В то время как указанные неопределённые термины легли в основу обвинений в хищении, по которым были осуждены Ходорковский и Лебедев, а также многие другие предприниматели…

Реорганизация АО и проблема посредников, курсовая и дивидендная политика, инвестиции и доходы, рыночная цена, которая не назначается, а формируется экономическими факторами и сама состоит из отклонений – во всём этом тоже сплошная неопределённость и неурегулированность. Следовательно, если соблюдать принцип, что сомнение трактуется в пользу обвиняемого, то нужно незамедлительно выпускать на свободу всех предпринимателей, которые осуждены за продажу товаров с отклонением от «рыночной» цены, свидетельством отсутствия которой явилось введение НДПИ…

В России, как известно, вопросы налогообложения, включая процедуру взимания налогов, регулируются Налоговым кодексом, который содержит, в том числе, и статью 40 про рыночные цены, применяемые в целях налогообложения. Государство может установить налоговую базу с привязкой к мировым ценам, как в случае с НДПИ, и взимать налоги, а в случае их недоплаты - и штрафы. Но это вовсе не основание квалифицировать торговлю по ценам ниже такой «рыночной» цены как форму уклонения от уплаты налогов и тем более – как хищение. Нельзя забывать, что хозяйственные сделки, их существенные условия (в том числе цена) регулируются гражданским, а не налоговым и уж тем более не уголовным законодательством. В частности:

«Статья 424 ГК РФ. Цена. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон…

…Поэтому цены на нефть и нефтепродукты устанавливались исключительно соглашением сторон.

…Налицо отсутствие элементарных экономических знаний у правоприменителя и квалификатора, которые до сих пор путают доход и прибыль, считают рыночную цену «назначенной», а не складывающейся из отклонений от некоей средней, не отдают себе отчет в том, что благодаря трансфертному ценообразованию компании аккумулируют средства на инвестиционных направлениях, обеспечивая развитие бизнеса, а образование дочерних предприятий является не созданием системы посредников, призванных обеспечить уклонение от налогов, а осуществляется в целях специализации производственной деятельности и т.д. При этом цены на нефть в России в 90-ые и 2000-ые годы не являлись регулируемыми, а поэтому разговоры о "незаконности", «заниженности» трансфертных цен на нефть не имеют под собой никакой законной основы.

Обязательным признаком хищения является причинение прямого ущерба потерпевшему в результате безвозмездного изъятия (завладения) его имущества виновным. Однако, если цены сделок по реализации нефти добывающими дочерними обществами (как бы эти цены ни назывались: трансфертные, «заниженные» или какие угодно ещё) обеспечивали не только покрытие всех их затрат на производство нефти, но и получение этими «потерпевшими» прибыли, то квалификацию таких сделок в качестве хищения нефти невозможно назвать иначе, чем экономико-правовым извращением.

Кроме того, рассуждения об ущербе миноритариев от трансфертных цен просто неполные, а потому неверные: если компания с помощью трансфертных цен оптимизирует свои налоговые платежи, то тем самым она имеет возможность больше вкладывать в активы компании, приобретая новое имущество или создавая его с помощью инвестиций. В результате растет размер активов и при прочих равных условиях растет курсовая стоимость компании, а значит и стоимость акций у акционеров, в том числе и миноритарных. Подобно тому, как доходность производства зависит не только от цен продаж, но и от произведенных затрат.

Ст. 40 НК означает не то, что цены, отклоняющиеся от рыночных, "незаконны" - это отклонение не влечет "отмены" или иной легальной дискредитации таких цен, а означает лишь то, что в случае отклонения цены контракта от так называемой рыночной цены более чем на 20% (до июля 1999 - на 30%) налоговая инспекция, защищая интересы бюджета может пересчитать размер налогов, исходя не из цены контракта, а из какой-то расчетной величины. Более того, любая компания должна иметь право продать свою продукцию по любой возможной в конкретных рыночных условиях (на отдельных локальных рынках и в условиях подчас неблагоприятной конъюнктуры) цене, в противном случае она не сможет продать товар вообще, а, значит, не заработает вообще ничего и не сможет даже частично компенсировать понесенные затраты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

    Доклад
    2. Оценка эффективности реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ антитеррористических программ
  2. Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, опыт вчерашнего дня подсказывает мне, что нам необходимо обратить внимание на два момента. Момент первый: давайте уважать регламент

    Регламент
    Уважаемые коллеги, мы никого не ждем, кроме минутной стрелки, а она уже пришла. У нас много сегодня дел и у меня большая просьба. С учетом опыта вчерашнего заседания первого дня работы выездного заседания Совета при Президенте Российской
  3. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению

    Реферат
    Вовлечение государства в спорт в 70–80-е годы прошлого столетия стало реальностью, а в 90-е годы и в начале XXI века – необходимостью. Причем речь идет не только и не столько о финансовом участии, сколько о государственном влиянии
  4. Доклад об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики (1)

    Доклад
    Настоящий Доклад подготовлен на основе материалов мероприятий, проведенных в Общественной палате Российской Федерации, анализа обращений граждан в Общественную палату, материалов горячей линии «Стоп, коррупция!», материалов, предоставленных
  5. Доклад об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики (2)

    Доклад
    Настоящий Доклад подготовлен на основе материалов мероприятий, проведенных в Общественной палате Российской Федерации, анализа обращений граждан в Общественную палату, материалов горячей линии «Стоп, коррупция!», материалов, предоставленных

Другие похожие документы..