Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На основании Постановления Главы Администрации городского округа город Фролово № 1537 от 01.08.2011г. «Об изменении типа существующего муниципального ...полностью>>
'Документ'
Информирование граждан (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) о предоставлении государственной функции по лицензированию медицинской дея...полностью>>
'Документ'
робіт, послуг) | | | | | + + + | |Собівартість ...полностью>>
'Документ'
Діти, запам”ятайте дату – 24 серпня 1991 року. В цей день прийнято Акт проголошення незалежності України , за яким Україна має свої державні символи ...полностью>>

Комплекс министерство образования и науки российской Федерации федеральное агентство по образованию

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел IV

Ответственность по административному праву

Тема 20

Административное правонарушение и административная ответственность

1. Сущность и признаки административного правонарушения (противоправное виновное действие или бездействие физических или юридических лиц; общественная опасность; общественная вредоносность; административно наказуемое; процессуально-юрисдикционная характеристика). Признаки административного правонарушения дают общую социально-психологическую характеристику определенного противоправного деяния (Л.Л.Попов).

2. Понятие и юридический состав административного правонарушения (решается задача, связанная с правовой характеристикой действия или бездействия и привлечения лица к административной ответственности, его назначение – быть основанием этой ответственности, поскольку нет основания, нет ответственности). Юридический состав представляет совокупность элементов, характеризующих объект противоправного посягательства: общий, родовой, видовой и непосредственный, формальный и материальный); содержание деликта – объективная форма (антиобщественное поведение в форме действия или бездействия, вокруг этого элемента группируются и другие черты: способ, время, место совершения административного правонарушения; причинная связь; субъект (16 лет к моменту совершения административного правонарушения), общий субъект (гр. РФ), особые (военнослужащие и приравненные к ним другие государственные служащие), специальный субъект (должностные лица и другие лица); субъективная сторона (психологическое отношение лица к содеянному противоправному деянию, вина в форме умысла или неосторожности (легкомыслие или небрежность), мотив и цель административного правонарушения).

3. Виды административных правонарушений:

  1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

  2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

  3. Административные правонарушения в области охраны собственности.

  4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

  5. Административные правонарушения в области промышленности, строительстве и энергетике.

  6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.

  7. Административные правонарушения на транспорте.

  8. Административные правонарушения в области дорожного движения.

  9. Административные правонарушения в области связи и информации.

  10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

  11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

  12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил).

  13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти

  14. Административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных лиц и лиц без гражданства на территории РФ.

  15. Административные правонарушения против порядка управления.

  16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

  17. Административные правонарушения в области военного учета.

4. Отграничение административного правонарушения от преступления и от дисциплинарного проступка.

Тема 21

Административная ответственность

1. Признаки юридической ответственности (средство охраны правопорядка, демократии, осуществление государственно-властных полномочий, укрепление жизнедеятельности государства, общества и личности; реализация посредством определенного нормативного предписания, применения санкции; последствие виновного противоправного деяния, как правило, общественно опасного правонарушения; сопровождаемое государственным осуждением правонарушения и совершившего его лица; связана с принуждением, отрицательных для правонарушителя последствий; реализуется в определенной процессуальной форме) и административная ответственность (вид юридической ответственности, которая выражается в наложении, назначении судом, уполномоченным органом исполнительной власти или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение; является мерой ответственности за административное правонарушение; влечет наступление неблагоприятных последствий для субъекта правонарушения, государственное осуждение виновного поведения физического или юридического лица; реализуется посредствам производства по делам об административных правонарушениях).

По характеру воздействия юридическая ответственность классифицируется на два крупных вида: карательно-охранительная и штрафная (правовосстановительная). Карательная (уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная) и правовосстановительная (гражданско-правовая, материальная) ответственность.

2. Административная ответственность и ее соотношение с административным принуждением.

3. Законодательные основы административной ответственности. Структура и особенности КоАП РФ. Правовая характеристика разделов и глав КоАП РФ. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях.

4. Административная ответственность юридических лиц, ее особенности.

5. Обстоятельства, исключающие административную ответственность (отсутствия события и состава административного правонарушения, недостижение 16 лет, крайняя необходимость, невменяемость, дипломатический иммунитет, отмена акта предусматривающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть лица, совершившего административное правонарушение; никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение и другие обстоятельства), обстоятельства смягчающие административную ответственность (раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предотвращение вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда, совершение административного правонарушения несовершеннолетним, в состоянии внезапно возникшего волнения (аффекта), либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка; иные обстоятельства может признать судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении).

6. Административная ответственность несовершеннолетних.

7. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (см.: ст. 4.3.КоАП РФ).

8. Понятие административных наказаний (один из видов административного принуждения, целью административных наказаний является воспитание граждан, предупреждение совершения правонарушений; мера ответственности за административное правонарушение; содержание административного наказания содействует повышению дисциплины; ограничивает субъективные права и блага граждан; правовое последствие совершения административного правонарушения, налагается значительным кругом государственных органов и должностных лиц) и их виды (предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности).

9. Назначение административного наказания (глава 4 КоАП РФ). Презумция невиновности, обеспечение законности при назначении мер административного наказания.

10. Суды, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Виды органов административной юрисдикции. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Эффективность административного наказания. История административной преюдиции и современность (Болотников В.М., Сокол Н.Е.)

Тема 22

Основы административной деликтологии

Факторы, причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений.

Тема 23

Дисциплинарная ответственность

по административному праву

1. Основание дисциплинарной ответственности по административному праву.

2. Признаки должностного проступка, его отличие от других видов правонарушений. Государственная, служебная дисциплина.

3. Юридический состав должностного проступка (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

4. Служебное или административное расследование.

5. Виды дисциплинарных взысканий, их система, порядок применения.

6. Роль и правовое положение Государственной комиссии по расследованию причин и условий катастроф, аварий, кризисных ситуаций.

Тема 24

Материальная ответственность

по административному праву и ее своеобразие

1. Основание материальной ответственности в административном порядке. Отличие от гражданско-правовой ответственности.

2. Субъекты материальной ответственности.

3. Виды и меры материальной ответственности.

4. Специфика санкций имущественного характера, налагаемых отдельным органом государственного надзора (должностными лицами).

Раздел V

Административно-процессуальное право

Тема 25

Административно-процессуальная деятельность

1. Административный процесс: сущность и виды (слово «процесс» обозначает такое понятие, как порядок осуществления какой-либо деятельности, действий, совершаемых для достижения определенного результата). Процесс – это совокупность процессуальных норм, устанавливаемых определенную процедуру, движение, порядок деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Правовое государство, становление и развитие административной юстиции, административного судопроизводства как полноценного административно-правового института и законодательная регламентация управленческого процесса и административных процедур, являясь важным преимущественным направлением административной реформы, дальнейшего развития теории и практики государственного управления и регулирования, является важной стадией распространения принципов правового государства, укрепления государственности и демократии.

Административно-процессуальное право – отрасль, законодательства, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в ходе разрешения индивидуальных административных дел в сфере исполнительной деятельности.

Административный процесс в широком смысле этого термина – совокупность последовательных действий, урегулированных правовой нормой, обеспечивающих определенный порядок функционирования (деятельности) органов (должностных лиц) исполнительной власти, органов государственного управления по реализации административно-правовых норм, подготовке и принятию актов, оформлению юридических документов, разрешений и лицензий, порядок регистрации юридических лиц и т.п. (можно говорить об административных процедурах).

В узком смысле административный процесс – урегулированная законами административно-процессуальная деятельность субъектов административной юстиции по применению норм материального права при разрешении административно-правовых споров, рассмотрению дел об административных правонарушениях (административно-юрисдикционная деятельность).

При всех аспектах рассмотрения института административной юстиции имеется одна черта, которая позволяет рассматривать этот институт как способ разрешения публично-правовых споров, в котором гражданину гарантируется положение равной стороны в процессе.

2. Правовое регулирование и принципы административного процесса (законность; компетентность; охрана прав граждан, интересов личности и государства; разъяснение прав гражданам; процессуальное равенство сторон; достижение материальной истины; состязательность; гласность; переадресовка; доступность; экономичность; координирующий порядок; эффективность; обращение по почте; публичность; ответственность должностных лиц за нарушение порядка действий, за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб, запрет необоснованных проверок). Жалобы граждан на неправомерное действие должностных лиц все больше приобретают характер административных исков.

3. Административная юстиция (в общем определяется как институт судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной власти, их должностных лиц и связана с рассмотрением споров между гражданами или их объединениями и должностными лицами государственных органов. (И.Панова, Л.Попов).

Традиционно в теории административно-процессуального права рассматривается четыре подхода осуществления правовой защиты граждан от злоупотреблений, нарушений администрации (должностных лиц):

  1. административный, т.е. проверка вышестоящим органом госуправления (должностным лицом), орган административной юстиции входит в систему органов госуправления;

  2. общесудебный – гражданско-правовая форма деятельности судов общей юрисдикции, арбитражных судов;

  3. квазисудебный;

  4. административно-судебный – специальные (административные) суды для разрешения споров по индивидуальным административным делам, административные суды составляют часть единой судебной системы (С.А. Корф, М.Д. Загряцков, М.С. Строгович, Н.Г. Салищева, В.М. Горшенев, А.И. Ким, Н.Ю. Хаманаева).

Тема 26

Административно-процедурное производство

  1. Сущность процедурного производства (осуществляется в основном совокупностью последовательных позитивных действий).

  2. Виды процедурных производств (лицензионно-разрешительное; регистрационное; сертификация; квотирование; аккредитация; производство по принятию правовых актов).

Тема 27

Административная юрисдикция

1. Понятие, задачи и основные черты административной юрисдикции (процессуальная деятельность субъектов административной юрисдикции, осуществляемой в установленном порядке (судебная или административная) с целью рассмотрения и разрешения административно-правового конфликта. Выступает, как правило, в трех формах:

  1. административно-правовой спор;

  2. административное правонарушение;

  3. дисциплинарный проступок.

2. Принципы административной юрисдикции (законность; объективная

(материальная) истина; презумпция невиновности (добропорядочности); состязательность; процессуальное равенство сторон; ведение производства на государственном языке, может быть приглашен переводчик; гласность; оперативность; двухступенчатость).

3. Административно-правовой спор.

4. Виды административно-юрисдикционных производств (производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; по применению административно-процессуальных мер и мер пресечения; производство по жалобам; по делам о возмещении материальных убытков; и др.).

Тема 28

Производство по делам об административных

правонарушениях

1. Основы производства:

  1. своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств конкретного (каждого) дела;

  2. разрешение его в точном соответствии с законодательством;

  3. обеспечение исполнения вынесенного постановления;

  4. выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное расследование, рассмотрение и разрешение конкретных индивидуальных административных дел, объединенных общностью с задачей установления истины конкретного факта.

Административное производство по делам об административных правонарушениях классифицируются:

  • по объектам;

  • по субъектам, осуществляющим производство;

  • по субъектам, которым назначены административные наказания;

  • по видам административных санкций;

  • по стадиям производства;

  • по видам исполнительного производства.

Могут быть и другие основания классификации.

На основе законодательства в настоящее время три разновидности производства по делам об административных правонарушениях: упрощенное, обычное, особое.

2. Участники производства. Согласно КоАП РФ к их числу относятся: лица, в отношении которых ведется производство; потерпевшие; законные представители физических и юридических лиц; адвокаты, защитники и представители потерпевшего; свидетели; понятые; специалисты; эксперты; переводчики. Заведомо ложные показания свидетеля, пояснения специалиста, заключения эксперта или заведомо неправильный перевод, влечет административный штраф.

В производстве по делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор (возбуждать производство; участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу (независимо от участия и т.д.).

3. Доказательства. По делу об административных правонарушениях доказательствами являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке государственные органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновности конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. М.Ф. Владимирский-Буданов еще в начале истекшего века писал: «Существенными доказательствами являются такие доказательства, которые могли бы привести разумного человека к вынесению решения по спорному вопросу. Доказательства, положенные в основу заключения о факте, являются существенными, если из них может быть сделан разумный вывод о наличие факта». Предмет доказывания – обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению.

Доказательства классифицируются: по конкретным юридическим основаниям; по источнику доказательств: личные (объяснения) и предметные (материальные и вещественные); по характеру связи между доказательствами и фактами, подлежащими установлению, - прямые и косвенные; по способу формирования: первичные и производные. Недопустимы доказательства, полученные в нарушение законодательства.

4. Меры обеспечения административного производства (применяются в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составлении на месте правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела, исполнение вынесенного по делу постановления).

К мерам административно-процессуального обеспечения относятся: административное задержание (кратковременное ограничение свободы – до 3 часов, максимальный срок равен 48 часам); личный досмотр вещей; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей применяется в тех случаях, когда они послужили орудием совершения или предметом административного правонарушения.

5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. В теории административного процесса (В.Д.Сорокин) выделяются два блока стадий административно-юрисдикционного процесса: стадии в их логической последовательности (установление фактической основы; установление юридической основы дела; принятие решения по делу); стадии функционального назначения (возбуждение дела об административном правонарушении (может быть факультативной); административное расследование (может быть сочетаемое со стадией возбуждения дела); рассмотрение дела и вынесение постановления; пересмотр постановлений и решений (может быть факультативной); исполнение постановлений.

6. Возбуждение дела об административном правонарушении. Эта стадия состоит, как правило, из двух этапов – предварительной проверки и принятия решения о возбуждении дела; применение мер обеспечения по производству дела; расследование. На этой стадии решаются две задачи: установление поводов и оснований для возбуждения административного производства. Законодатель не закрепил срок стадии возбуждения дела, ограничившись только общим сроком двух стадий – немедленно или 2 дня. Поводом возбуждения дела являются непосредственное обнаружение, поступившая информации целевых оперативно-профилактических мероприятий, сообщения и заявления СМИ. Могут применяться меры пресечения административного правонарушения (например, арест некачественной алкогольной продукции, приостановление действия лицензии и т.д.).

7. Административное расследование – центральная стадия, деятельность уполномоченных на то субъектов административно-юрисдикционной деятельности по принятию решения о проведении расследования, установление фактических обстоятельств дела. Составление протокола об административном правонарушении и направление дела на рассмотрение компетентного органа. В большинстве случаев расследование проводится в течение 1 месяца.

Стадия имеет 7 этапов:

    • принятие решения о проведении административного расследования;

    • установление обстоятельств дела;

    • приостановление административного расследования;

    • процессуальное оформление результатов расследования;

    • направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);

    • дополнительное расследование;

    • повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Главное назначение стадии – деятельность госоргана (должностного лица) по установлению неочевидных обстоятельств дела, без которых невозможно принять решение о составлении протокола об административном правонарушении. На этой стадии, разумеется, осуществляется юридическая квалификация административного правонарушения, правовая характеристика содеянного. Следует отметить, что юридическая квалификация административного правонарушения осуществляется на всех стадиях административного производства. Вместе с тем требования к ее полноте на каждой стадии имеют различия, так как реальные возможности обеспечения точной и полной, объективной квалификации во многом определяется объемом и достоверностью информации об обстоятельствах административного правонарушения.

Дела об административном правонарушении направляются на рассмотрение уполномоченному государственному органу (должностному лицу) в течение 3 суток с момента составления протокола.

8. Рассмотрение дела и вынесение постановления – это основная стадия, в рамках которой реализуются определяющие черты, присущие юрисдикционной, административно-процессуальной деятельности. Прежде всего, осуществляется судьей, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать подобные дела, подготовка к рассмотрению. Как правило, дела рассматриваются по месту совершения административного правонарушения, может рассматриваться и по месту работы, учебы и месту жительства. Дело рассматривается в течение не более 15 дней со дня получения судом, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов. Разрешение дел об административном правонарушении выражается в вынесении судом, органом (должностным лицом) постановления по делу. Следует помнить, не допускается принятие постановлений, унижающих достоинства человека. Одновременно с назначением административного наказания решается вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Постановление объявляется немедленно по окончании дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено (под расписку).

При установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, судья, госорган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие органы, организации и учреждения представление о принятии мер по их устранению. Установлена обязанность сообщения о принятых мерах в течение месяца со дня поступления представления.

9. Пересмотр постановлений и решений. Важной гарантией законности, объективности и целесообразности назначения административного наказания является стадия пересмотра постановления по делу об административном правонарушении и принятие окончательного решения. Пересмотр – новое разбирательство. Субъекты, наделенные правом пересмотра, могут отменить, изменить или оставить постановление без изменений. Пересмотр следует отличать от повторного рассмотрения дела, которое производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено, и по делу необходимо принять новое постановление. Стадия факультативная. Жалоба подается в вышестоящий орган, суд в течение 10 дней. Вышестоящий суд, вышестоящий госорган (должностное лицо) обязаны проверить законность, а также обоснованность вынесенного постановления и принять одно из решений: оставить постановление без изменений; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить и прекратить дело.

Постановление по административному делу вступает в силу после истечения срока, установленного для обжалования (10 дней), если оно не обжаловано или не опротестовано, а также немедленно после вынесения решения по жалобе или протесту, если оно отменяет постановление.

10. Исполнение постановлений. Это завершающая стадия производства по делам об административном правонарушении, практическая реализация административного наказания, назначенного и вступившего в законную силу постановления. Стадия в науке административного права рассматривается применительно к 2 этапам:

  1. Обращение постановления к исполнению;

  2. Непосредственное исполнение.

Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания может быть выполнено двумя способами:

  1. Добровольно (не позднее 30 дней со дня вручения постановления);

  2. Принудительно.

В случае обжалования или опротестования - не позже 30 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

Прекращение исполнения: акт амнистии, если он устраняет назначенное административное наказание; отмена акта, устанавливающего административную ответственность; смерть лица, в отношении которого вынесено постановление; не может быть исполнено административное наказание, если оно не было обращено к исполнению в течение 1 года со дня вступления в законную силу.

Установлен определенный порядок исполнения постановлений о назначении различных видов административного наказания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (2)

    Документ
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (6)

    Документ
    Конспект лекций содержит все основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по праву интеллектуальной собственности и полностью соответствует государственному образовательному стандарту данной учебной дисциплины.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (7)

    Документ
    Конференция проводится с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых учёных, приобретения ими опыта публичных выступлений и подачи научных документов для публикации, а также с целью ознакомления научной общественности с результатами
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (1)

    Документ
    Конференция проводится с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых учёных, приобретения ими опыта публичных выступлений и подачи научных документов для публикации, а также с целью ознакомления научной общественности с результатами
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (5)

    Реферат
    Настоящий литературный обзор предназначен для того, что сориентировать студента, обучающегося по программе МИГО, относительно круга проблем в области междисцилинарных исследований в юриспруденции.

Другие похожие документы..