Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «30» января 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по а...полностью>>
'Документ'
В случае если у гражданина Российской Федерации, выехавшего из Российской Федерации за границу на законных основаниях без снятия с регистрационного у...полностью>>
'Пояснительная записка'
Во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2010 №395-П «О подготовке докладов о результатах и основных направлениях деят...полностью>>
'Документ'
В векторном способе кодирования геометрические фигуры, кривые и прямые линии, составляющие рисунок, хранятся в памяти компьютера в виде математических...полностью>>

Комплекс министерство образования и науки российской Федерации федеральное агентство по образованию

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел III

Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти

Тема 16

Формы реализации исполнительной власти

1. Гуманизм, демократизм государственного управления в современный период. Сложности, трудности в управлении. Управление, нацеленное на эффективный результат (содержит описание приоритетов в деятельности администрации). Внешним выражением действий органов исполнительной власти, государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности является форма управления. Сущность и назначение форм управления (влияние и устойчивое функциональное проявление действий органов исполнительной власти, реализация государственно-управленческого воздействия; формирование целей, задач и функций государственного управления; способ выработки государственно-правового содержания управления, органическая связь с административно-правовыми отношениями объективируется через компетенцию органов исполнительной власти, полномочия должностных лиц).

2. По своему содержанию и характеру формы различаются на правовые (влекут правовые последствия) и неправовые (не влекут правовых последствий). Формы могут быть классифицированы и на: издание правовых актов (регулируют определенные виды общественных отношений, рассчитаны на неоднократное их применение и не указывают заранее определенного субъекта правоотношений, Р.Ф.Васильев); совершение юридически значимых действий (организационно-технических, организационно-экономических, организационно-социальных, организационно-правовых, фактическая, повседневная организаторская деятельность, рассмотрение протестов прокуроров, частных определений судов); материально-технические действия.

Одной из форм управленческий действий является административный договор.

Правовые акты обеспечивают механизм реализации прав и свобод, законных интересов субъектов административного права, они всегда подзаконны.

3. Выбор форм управления.

На выбор форм управления оказывают влияние многие факторы: характер компетенции органа исполнительной власти (должностного лица); особенность правового положения объекта управления (в частности, форма собственности); конкретные задачи совершения управленческих действий; характер решаемых в процессе управления вопросов; характер вызываемых данными действиями последствий; ресурсное обеспечение; уровень познания объективных закономерностей управления. Орган управления в границах своих полномочий при строгом следовании принципам законности и научности (объективности) должен выбрать те из форм, которые быстрее и эффективнее приведут к достижению научно обоснованных целей, потребуют меньших затрат сил и средств, будут отвечать требованиям НОУТ.

4. Правовые акты управления, их юридическое значение. Правовой акт представляет собой основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственной администрации. Именно правовые акты определяют правила должного поведения, занимают определенное место в системе актов, являются разновидностью служебных документов, могут иметь письменную, устную и конклюдентную форму. Правовые акты носят официальный характер, являются доказательством, ими устанавливаются права субъектов права, они выступают в качестве юридических фактов, могут быть основаниями для издания других актов управления, служить основаниями их действительности. Правовые акты управления могут быть обжалованы или опротестованы. Акты управления не могут отменить или изменить судебные акты (судебные акты имеют такую возможность применительно к индивидуальным актам). При несоблюдении установленных требований при издании актов управления наступает юридическая ответственность.

5. Виды правовых актов управления.

Административное право в смысле прерогатив характеризуется возможностью для администрации принять решение, подлежащие обязательному исполнению (презумпция законности актов управления), обеспечить их материальное воплощение в границах правового режима. Действие органов исполнительной власти воплощается в постановлениях, решениях, распоряжениях, приказах, указаниях, извещениях, актах, докладах, записках, заключениях, обзорах, лицензиях, контрольно-надзорных актах, справках, сводках, циркулярах, телеграммах, договорах, предложениях, объяснительных записках, концепциях, информации по Интернету.

6. Критерии и классификация актов управления.

По юридическим свойствам (нормативные, индивидуальные, смешанные); по срокам действия (бессрочные, срочные, временные); по территории (федеральные, региональные, местные); по органам, их издавшим (указы, постановления, распоряжения, инструкции, приказы, положения, уставы); по предмету ведения (сельскохозяйственные, транспортные, информационные, военные и т.п.); по характеру компетенции (общие, межотраслевые, отраслевые, специальные); по методам принятия (принятые в коллегиальном или единоличном порядке).

7. Индивидуальные акты управления и их характеристика: правоисполнительные; распорядительные акты; выражающие конкретное юридически-властное волеизъявление органа исполнительной власти, органа государственного управления (должностного лица); ими решаются индивидуальные управленческие дела; рассматривается конкретный адресат, субъект; юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений; рычаг оперативного воздействия на складывающуюся обстановку, управленческую ситуацию; позволяет реализовать юрисдикционную деятельность органов; могут использоваться для реализации норм других отраслей права (семейно-правовая и административно-правовая защита детей, несовершеннолетних, земельного, жилищного и т.д.); должны приниматься при неуклонном соблюдении административного законодательства.

8. Требования, предъявляемые к актам государственного управления. Акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, административному законодательству; изданы полномочными органами, им соответствовать; четко выражать цели издания, задачи, а также юридические последствия, вызываемые их изданием; не нарушать или ограничивать компетенцию, правовой статус и оперативную самостоятельной нижестоящих организаций, их подразделений (в противном случае должно быть дополнительное обоснование); издаваться в строгом соответствии с установленными процедурами; быть рациональными и научно обоснованными. Акты с административной санкцией издаются законодательными органами РФ (КоАП РФ), действуют на всей территории России, имеют общенормативный характер. Региональное административное законодательство по этому вопросу должно соответствовать требованиям ст.1.1, ст. 1.3 КоАП РФ.

Последствия несоблюдения требований (условия действительности актов управления, ошибочные акты управления). Неправомерные акты управления. Основные ошибки и аномалии в использовании административной власти. Презумпция законности актов государственного управления. Действуют и другие презумпции: презумпция добросовестности (обязывает того, кто ссылается на чью-либо недобросовестность доказать это); презумпция невиновности, защищает субъектов права от административного произвола (ст. 1.5. КоАП РФ); презумпция легальности действий, разрешаемых администрацией исполнение публичной властью в рамках законности функций. Все, кто оспаривают ситуацию, установленную презумпцией, должен привести обратные доказательства.

Требования к актам управления по своему содержанию носят социально-политический, организационно-правовой, культурологический и организационно-технический характер. Серьезные требования, предъявляемые к качеству языка правовых актов (грамматическая точность, ясность, упорядоченность, опрятный вид, надежность, однозначность, целостность, экономичность, согласованность с ранее принятыми актами). Подлинно научное управление – это мастерство, а мастерство не переносится к администрации с печатных страниц.

Подписанный (утвержденный) правовой акт должен иметь обязательные реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование и его название; дата подписанного (утвержденного) акта и его номер; печать; штамп; наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт. Требование подписи акта определяет юридическую ответственность субъекта управления за содержание, законность акта.

9. Принятие актов управления и наука управления.

Принятие решений, их правовое закрепление, моделирование. Обратные связи. Организационные, альтернативные, запрограммированные и частные, неординарные решения. Решения и компромиссы. Принятие решений в чрезвычайных ситуациях. Содержание оптимального решения. Административно-правовые требования, предъявляемые к оптимальному решению, условия их принятия. Ретроспективная и перспективная оценка решений.

10. Историческая ответственность за принимаемые решения и административное право.

11. Финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения решений. Процедура и правила принятия к исполнению решений. Административно-правовое обеспечение реализации решений.

12. Действие правовых актов управления (приобретение юридической силы с момента его издания и опубликования; действуют по истечении установленного срока либо до принятия нового, изменения или отмены; правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, не может применяться, если он не опубликован для всеобщего сведения; правовой акт утрачивает юридическую силу, если не соблюдены требования; может оспариваться путем обжалования в суд или вышестоящий орган, либо путем опротестования прокурором; удовлетворение жалобы или протеста лишает акт юридической силы). В правовой доктрине и на практике различаются ничтожные, как бы не существующие акты, абсолютно не действительные или относительно недействительные, оспоримые.

Правовые акты управления развиваются и совершенствуются во времени, географическом и социальном контексте.

Утрата силы, приостановление действия и исполнения актов управления (акты могут быть отменены до окончания срока действия либо органом их издавшим, либо вышестоящим органом, имеющим на то право (основания: устарелость акта, незаконность, незаконность акта, положенного в его основу принятия). Оспаривание актов управления может осуществляться в судебном или административном порядке.

Отмена и приостановление актов по современному законодательству РФ.

Тема 17

Методы реализации исполнительной власти

1. Сущность и назначение методов управления. Их соотношение с методом административно-правового регулирования.

Методы управления представляют собой способы и средства целенаправленного упорядоченного воздействия на участников управленческих отношений. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее эффективно, рационально и продуктивно можно решать задачи, стоящие перед органами исполнительной власти. Сущность методов управления отражается в характере связей между участниками конкретных административно-правовых отношений. Методы управления исполнительной деятельности, будучи во многом субъективными, однако не выбираются произвольно и, в конечном счете зависят от материальных условий жизни конкретной страны, состояния производительных сил, внедрения новых технологий, международных отношений и обязательств, политических, экономических, классовых, социальных интересов, зрелости интеллигенции, ее понимания общегосударственных задач и предопределены социально-экономическими и политическими условиями (финансовыми, организационными) реализацией функций управления, в целом культурой общества, его бытом. Определяющее воздействие оказывает политический режим в стране. К этому следует добавить состояние национальных, конфессиональных, региональных условий, наличие способных профессионалов-управленцев, развитость правовой системы, положительной активности населения. Нехватка финансовых, материальных ресурсов ведет к увеличению роли организационного воздействия. Вот почему проблема методов диалектична и непосредственно связана с более общей проблемой соотношения целей, задач, средств их достижения, функционирования и идеологических установок государства в конкретный период его развития, интересов физических и юридических лиц, бизнеса. Хотя методы управления во многом объективны, однако их соотношение и использование – субъективно. Недооценка, равно как и переоценка какого-либо метода и недоиспользование ресурсов другого – ведут к снижению эффективности и оптимальности управления. Новые задачи, цели, изменения в функциях управления, состоянии культуры общества и ее сердцевины – дисциплины, ресурсном обеспечении ведут к изменению в соотношении методов.

Методы управления и методы правового регулирования, приемы, способы регулирования нельзя отождествлять. Метод правового регулирования, являясь механизмом правового воздействия, содержит по существу набор правовых средств (нормы, правоотношения, нормативные и индивидуальные акты, правопонимание, правосознание и правовую культуру), с помощью которых осуществляется упорядочивающее, управленческое (регулятивное) воздействие на общественные отношения. Метод административно-правового регулирования есть функция административного права, метод управления есть функция субъекта исполнительной власти. Метод управления раскрывается через административно-правовой инструментарий (способы, средства, приемы). Среди них следует выделять: предписания, дозволения, поощрения, стимулирование, ограничение, запреты, т.е. правовые стимулы и правовые ограничения.

2. Виды методов управления: критерии классификации (любая классификация является всегда условной, абстрактной, но всегда схематично дает возможность в лаконичной форме представить административную политику, историю развития и современного состояния науки административного права), административно-правовое опосредствование. Классификация методов осуществляется по степени охвата регулируемых общественных отношений (общие, специальные методы); характеру воздействия на управляемые объекты (методы убеждения и принуждения, порой достаточно сложно провести четкую грань между убеждением и принуждением, позволяющую ограничить эти методы друг от друга; убеждение включает в себя определенный момент, аспект принуждения, и методы принуждения, правовые ограничения включает в себя как сдерживающие, так и определенные стимулирующие начала; угроза административного наказания – тем самым побуждает, стимулирует положительные поступки); в зависимости от среды, области управления – в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической; формы выражения (организационные, правовые, общественные); по характеру и направлению организационного воздействия (правовые и неправовые, идеологические, неидеологические, психологические); по применяемым средствам (стимулирование, квоты, организация, согласование, разрешение, поощрение); по способу решения управленческих задач (коллегиальные, единоличные, научно-оперативное принятие решений – математическое моделирование, программно-целевой подход); по времени (стратегические, долгосрочные, среднесрочные, тактические, краткосрочные); по характеру воздействия на управляемый (регулируемый) объект (всеобщие и локальные, прямые и косвенные); по гибкости методов: устойчивые (регистрация, аккредитация, аттестация), подвижные (виды налогов, лицензирование); по механизму и используемым инструментам: метод иерархии (основа воздействия, вертикаль управления, указания руководителя, использующего вознаграждение, учет, контроль, порицание); метод культуры (выработка и признание объединением, коллективом духовных ценностей, социальных норм и установок); метод рынка (саморегуляция, равноправие отношений по горизонтали, но могут быть и по вертикали); метод определения социальной природы государственного воздействия (обеспечение устойчивого развития предприятий, организаций и учреждений, стабильность и развитие, нацеленное на успех, четкая координация и система организаторской работы); виды управленческих отношений (экономические, организационные, технические (технологические), идеолого-политические, правовые, социологические, психологические, воспитательные). В современном демократическом государстве России широко используются комбинированные способы воздействия со сложным сочетанием поощрений, обязательств, дозволений и запретов.

В процессе управления наряду с экономическими методами (материальное поощрение, предоставление имущественных и иных льгот, использование механизма налогов, кредита, страхования и т.д.) широко используются социологические методы (управление массовыми процессами, регулирование движения кадров, планирование развития коллективов, повышение социальной и групповой активности, преемственность определенных традиций, создание благоприятных условий для выполнения служебных обязанностей и долга, содействие развитию элементов творчества, новаторства, разумной инициативы, воспитание социальной ответственности) и психологические методы (комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости, гуманизация управленческого труда, воспитание доверия).

3. Административно-правовые методы: черты и классификация их.

Для административно-правовых методов характерно: 1) прямое воздействие на управляемый объект, быстрота решений, их однозначность; 2) односторонний выбор субъектом управления способа решения стоящих задач или конкретного поведении управляемых; 3) юридически обязательный характер актов управления; 4) защита прав осуществляется путем обращения в суд или вышестоящий орган исполнительной власти.

Эти методы классифицируются: во-первых, по юридическим свойствам (нормативные и индивидуальные правовые акты); во-вторых, по способу воздействия на поведение управляемых (обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие, запрещающие); в-третьих, по форме предписания (категорические, поучительные, рекомендательные); в-четвертых, по внешней форме выражения (правовая форма и административно-организационная).

4. Методы и стиль управления. Типы и виды стиля управления. Авторитет должности и авторитет личности, деятельности. Психология управляющего. Личность, власть и менталитет. Административно-правовое закрепление стиля управления. Роль повседневной квалифицированной организаторской работы в укреплении правопорядка, законности и дисциплины в организациях, учреждениях и на предприятиях.

Тема 18

Административное принуждение: его сущность,

основания и виды

1. Составной частью государственного принуждения является административное принуждение, которое характеризуется как способ принудительного обеспечения должного поведения физических и юридических лиц в сфере действия органов исполнительной власти (должностных лиц) в целях обеспечения реализации общеобязательных правил и норм в отраслях, сферах, областях жизнедеятельности личности (человека, гражданина), общества и государства. А.И. Елистратов писал: «возможность для администрации прибегать к принудительным мерам по собственному почину без предварительного судебного постановления, устанавливающего закономерность данного требования, называется, административным принуждением». – «Основные начала административного права». М., 1917, с. 167.

Административное принуждение вправе применять не все, а только специально уполномоченные органы (органы исполнительной власти, их должностные лица, судьи, суды), что облегчает контроль и надзор за применением мер административного права.

2. Виды административного принуждения.

Административное принуждение может быть экономическим, внеэкономическим, физическим, психологическим, идеологическим и применяться в силу государственной и общественной необходимости с целью организовать, заставить, побудить физическое или юридическое лицо к законопослушному поведению, соблюдению правовых норм, подчинению, исполнению общеизвестных ограничений. Воздействие административного принуждения носит многоаспектный характер – организационный, правоприменительный, правообеспечительный, правоохранительный. Функциями административного принуждения являются: предупреждение правонарушений; пресекательный характер; наказание правонарушителей; процесс обеспечения, восстановления.

3. Меры административного принуждения. Эти меры играют важную роль в охране регулятивных правоотношений и включают в себя административно-предупредительные, административные меры контрольно-надзорного характера (В.М.Манохин, Н.М.Конин), административно-пресекательные, меры административно-восстановительные (Ю.Н.Старилов). Мерой административного принуждения может быть индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата. Административно-восстановительные меры своим назначением имеют восстановление социальной справедливости, возмещение нанесенного ущерба в результате административного правонарушения.

4. Меры административного предупреждения. Эти меры по существу являются мерами социальной защиты, самые гуманные, направленные на предупреждение правонарушений и обеспечение законности. К этим мерам относятся введение карантина на определенной территории, проведение санитарно-противоэпидемиологических, ветеринарных и других мероприятий; обсервация; временное прекращение движения транспорта и пешеходов; обязательное медицинское освидетельствование работников определенных отраслей и сфер деятельности (атомная энергетика, подземные работы, торговля, детские учреждения, пилоты, дежурства на определенных объектах и т.п.); реквизиция имущества (принудительное отчуждение за плату или временное изъятие административными органами имущества отдельных граждан или юридических лиц; закрытие границы; установление режима ЗАТО; запретной зоны). Могут быть установлены административно-принудительные меры в силу сложившихся особых условий (чрезвычайное, военное положение).

К административно-предупредительным мерам также относятся: личный досмотр и досмотр вещей; проверка документов, удостоверяющих личность; предметов; товаров; меры контрольно-предупредительного характера (регистрация оружия, транспорта и т.п.).

5. Административно-пресекательные меры.

Эти меры направлены на немедленное прекращение противоправных действий и предотвращение еще более вредных их последствий; они носят волевой и достаточно жесткий характер (например, пресечения нападения на военнослужащего, находящегося при исполнении обязанностей по охране определенного объекта), имеют, как правило, временной характер, применяются различными органами исполнительной власти (должностными лицами).

Административно-пресекательные меры осуществляются в условиях: во-первых, дефицита информации; во-вторых, круг мер пресечения достаточно широк; в-третьих, достаточно широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения; в-четвертых, сами меры могут быть обычными, специальными, процессуально-обеспечительными. К ним, в частности, относятся: требование прекратить противоправное действие; непосредственно физическое воздействие; применение специальных средств, табельного оружия; приостановления работ; временное отстранение от работ; запрещение эксплуатации установок и оборудования на отдельных производствах; приостановление деятельности торгового предприятия, учебного заведения, детского учреждения (грубое нарушение санитарно-эпидемиологических правил, а также правил торговли); арест и изъятие имущества, предметов, находящихся в неправомерном владении. К ним также относится: отказ в выдаче, приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на определенный вид деятельности. Несомненно, институт административного задержания используется как в целях пресечения административных нарушений, так и обеспечения административного принуждения. Имеется несколько разновидностей административного задержания (административное задержание до 3 часов для установления личности и составления административного протокола; административное задержание до суток до рассмотрения судом административного правонарушения, предусматривающего такую меру административного наказания как административный арест; административное задержание и помещение в медвытрезвитель; доставление, привод, изъятие документов и вещей). Административное задержание осуществляется на общих и специальных основаниях.

Административному задержанию не подлежат: дипломатический персонал, военнослужащие, сотрудники внутренних дел, прокурорские работники, судьи, депутаты и другие категории должностных лиц.

Размер и тяжесть административного принуждения, как правило, зависит от степени вины, личности правонарушителя и иных объективных и субъективных условий. Большое значение для укрепления законности и дисциплины имеет организационная работа правоохранительных и иных органов государственной власти, широкой общественности по предотвращению нарушений общеобязательных правил, предупреждению негативных процессов и ситуаций, устранению конфликтов.

Тема 19

Административно-правовые проблемы

борьбы с терроризмом

1. Понятие терроризма.

2. Основные принципы борьбы с терроризмом: законность; приоритет мер предупреждения терроризма; неотвратимость наказания за осуществления террористической деятельности; сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; помощь всего населения; комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, психологических, пропагандистских мер; приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальные уступки террористам; единовластие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций.

3. Основы организации борьбы с терроризмом. Международный опыт и усилия по борьбе с терроризмом.

4. Управление и руководство контртеррористической операцией; силы и средства привлекаемые для проведения контртеррористической операции.

5. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

6. Правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

7. Юридическая ответственность за участие в террористической деятельности.

8. Контроль и надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом.

9. Устранение причин и условий, влекущих проявление терроризма и экстремизма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (2)

    Документ
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (6)

    Документ
    Конспект лекций содержит все основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по праву интеллектуальной собственности и полностью соответствует государственному образовательному стандарту данной учебной дисциплины.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (7)

    Документ
    Конференция проводится с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых учёных, приобретения ими опыта публичных выступлений и подачи научных документов для публикации, а также с целью ознакомления научной общественности с результатами
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (1)

    Документ
    Конференция проводится с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых учёных, приобретения ими опыта публичных выступлений и подачи научных документов для публикации, а также с целью ознакомления научной общественности с результатами
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (5)

    Реферат
    Настоящий литературный обзор предназначен для того, что сориентировать студента, обучающегося по программе МИГО, относительно круга проблем в области междисцилинарных исследований в юриспруденции.

Другие похожие документы..