Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На виконання плану роботи Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України на 2011 рік, з метою удосконалення системи превентивного виховання в ...полностью>>
'Документ'
00-11.40 Ениколопов С.Н. "Когнитивно-бихевиористический подход к проблеме агрессии" 11.40-1 . 0 Кобринский Б.А. "Образные представления...полностью>>
'Книга'
МДОУ ЦРР-Д/С № 23 находится в микрорайоне «Карболит». Здание детского сада двухэтажное, панельное, крупноблочное с мягкой кровлей состоит из двух кор...полностью>>
'Реферат'
Приказ Департамента образования г. Москвы от 18 октября 2002 г. N 836 "Об утверждении положений об окружных управлениях образования" утверд...полностью>>

Комплекс министерство образования и науки российской Федерации федеральное агентство по образованию

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 6

История и наука административного права

1. Основные вехи становления, развития административного права в России.

2. Предмет, метод и система науки административного права. Инструментарий и методологические проблемы административного права, семантика, глоссарий. Основу административно-правовых исследований образует система методов, включающих как общенаучные средства (диалектический, логический, исторический, проблемно-хронологический), так и частнонаучные методы познания (формально-догматический, историко-правовой, сравнительного правоведения, конкретно-социологический и другие). Общетеоретические и специальные научные методы служат основой изучения и исследования административно-правовых проблем, совершенствование организации и деятельности администрации, укрепления российской государственности, расширение и углубление демократических начал, организованности, дисциплины, законности и правопорядка (К.С.Бельский).

3. Наиболее крупные представители науки административного права в прошлом и настоящем.

Становление и развитие административного права в России органически связано с трудами: Н.Н. Белявского, Э.И. Берендтса, В.М. Гессена, П. Гуляева, И.Е. Андреевского, В.Ф. Дерюжинского, В.В. Ивановского, Н.М. Коркунова, А.С. Корфа, В.М. Лешкова, Назимова, Н.К. Нелидова, Н.Я. Новомбергского, Н.Ф. Рождественского, И.Н. Платонова, Н.С. Таганцева, И.Т. Тарасова, М.М. Шпилевского.

Важное значение в развитии науки административного права в первой третьи XX столетия имели исследования А.И. Елистратова, А.Ф. Евтихеева, М.Д. Загрязкова, Н.П. Карадже-Искрова, В.Л. Кобалевского.

Наиболее интенсивные научные исследования по проблемам административного права стали развиваться после Великой Отечественной войны. Именно в этот период опубликовали свои исследования И.Н. Ананов, В.А. Власов, П.Т. Василенков, Н.А. Волков, И.А. Галаган, И.И. Евтихиев, Б.М. Лазарев, А.И. Ким, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Р.С. Павловский, Г.И. Петров, В.И. Попова, В.И. Новоселов, А.Ф. Ноздрачев, И.Ф.Панкратов, Ф.И. Побежимов, В.Д. Резвых, В.И. Ремнев, С.С. Студеникин, Г.А. Туманов, Хазиков, О.М. Якуба, Ц.А. Ямпольская. Труды Ю.М. Козлова и его учителя С.С. Студеникина, А.Е. Лунева, Ц.А. Ямпольской составляют классику науки административного права XX столетия.

Весьма существенный вклад в развитие науки административного права вносят А.Б. Агапов, Е.А. Агеева, В.Д. Ардашкин, Г.В. Атаманчук, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, Р.Ф. Васильев, И.Н. Веремеенко, Л.В.Гааг, Ю.А. Дмитриев, В.М.Зуев, В.И. Манохин, В.В. Игнатенко, А.И. Казанник, А.А. Кармалицкий, Г.Н. Колибаба, С.Д. Князев, И.М. Козырь, Н.М. Конин, М.Л. Масленников, Л.И.Мицкевич, А. Лопатин, Н.Г. Салищева, Б.Н. Самсонов, М.С. Студеникина, В.Е. Севрюгин, Ю.П. Соловей, В.Д. Сорокин, Е.Н. Тагунов, Ю.А. Тихомиров, Л.Ф.Тузкова, А.А.Трынченков, А.В. Оболонский, Д.М. Овсянко, Н.В.Омелехина, И.Н. Пахомов, И.В. Панова, С.М. Петров, М.И. Пискотин, Н.Ф. Побежимова, Л.Л. Попов, В.С. Пронина, Н.Ю. Хаманева, Б.Б. Хангельдыев, А.П. Шергин, В.А. Юсупов, А.Ю. Якимов и многие другие даровитые представители административистики.

4. Актуальные проблемы отечественной науки административного права, стран ближнего зарубежья.

5. Наука административного права за рубежом (в странах континентальной, англосаксонской и латинской правовых систем, мусульманское административное право. Административное право Венгрии, Египта, КНР, Польши, Японии).

6. Студенческая научная работа по административно-правовой тематике. Курс аспирантской подготовки.

Раздел II

Субъекты административного права России

Тема 7

Понятие и система субъектов административного права

1. Все те, кто в соответствии с предписаниями административно-правовых норм наделен конкретным объемом прав и обязанностей в сфере государственного управления и регулирования, исполнительно-распорядительной, упорядочивающей, координирующей, организующей деятельности, реализации и обеспечение в этой сфере права и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечение законности и государственной дисциплины являются субъектами административного права. Субъект административного права обладает несколькими чертами (признаками): социальным статусом; юридическим статусом; административно-правовым статусом. Административно-правовая правоспособность составная часть правосубъектности субъектов административного права (согласно ст.6 Декларации прав и свобод человека – каждый человек имеет право на правосубъектность). Административная правосубъектность включает в себя: правоспособность, административную дееспособность, деликтоспособность (см.: Ю.М. Козлов. Административное право и государственное управление. М., 1978). Административная правоспособность: потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными правами, свободами, а также нести обязанности. Административная дееспособность – способность своими действиями и решениями приобретать и осуществлять свои права, нести обязанности. Момент возникновения дееспособности различен и определяется возрастом, временем вступления в должность, приобретения государственно-властных полномочий. Как правило, административная правоспособность органов исполнительной власти возникает с момента образования.

Общая, особенная и специальная административная правоспособность. Абсолютные права (зависят от граждан) и относительные права и обязанности (зависят не только от волеизъявления граждан). Особенностью административной правосубъектности является то, что, будучи для всех субъектов административного права бланкетной возможностью быть участником административно-правовых отношений, она, во-первых, закрепляет различия в правовом положении субъектов; во-вторых, органически связана с управленческой деятельностью, объектами управления. Все обязанности субъектов административного права абсолютные. Отличие субъекта административного права от субъекта административно-правового отношения: субъект административного права, обладая административной правоспособностью, может потенциально стать субъектом административно-правового отношения; субъект административно-правового отношения реально участвует в конкретном правоотношении.

2. Виды субъектов административного права.

По предмету административно-правового регулирования различаются: физические лица (гражданин, иностранец, лицо без гражданства (апатрид) подданный; следует также выделить должностных лиц (на первом плане ответственность, обязанности), иные государственные, муниципальные и общественные служащие); и коллективные лица, организации (государственные органы, государственные организации, государственные предприятия, государственные учреждения, иные государственные организации; муниципальные органы, общественные организации, некоммерческие организации, коммерческие организации, международные организации, иностранные организации, частные организации и т.д.).

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей (см.: Большой юридический словарь. М., 1999, с.70).

Следует учитывать, что и во многих монархиях в настоящее время введено гражданство (например, Испания, Бельгия, Нидерланды).

В административном праве рассматривается правосубъектность почетного гражданина (почетное гражданство – особый институт в современном праве, характеризующий определенную и символическую связь физического лица с определенным государством или административно-государственным образованием, в отличие от обычного, представляющего реальную, а не символическую юридическую связь).

Основания самоидентификации личности (по паспорту, крови, вере, расчету, времени, судебному, нотариальному решению, и по другим основаниям). Самоидентичность и определение национальности. Проблема языка, государственный язык, выбор языка.

3. Соотношение понятий и их юридическое и доктринальное толкование: орган государства, орган государственной власти, орган исполнительной власти, орган государственного управления, организация, предприятие и учреждение, общественное объединение, религиозная организация и др.

Тема 8

Гражданин как субъект административного права

1. Роль гуманитарного права (Ю.А.Тихомиров) в обеспечении и реализации административно-правового статуса человека и гражданина в России (права и обязанности, либо только права, либо только обязанности, например в сфере лицензирования, паспортно-визовой системы, разрешительной). Несовершеннолетний как субъект административного права. В Большой советской энциклопедии (1972 г.) несовершеннолетние, дети – лица, не достигшие совершеннолетия. Периоды детства подразделяются на следующие возрасты: младенческий – до 1 года; предшкольный (ясельный) – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 до 7 лет (в настоящее время до 6 лет); младший школьный – от 7 (в н.в. от 6) до 12 лет; средний школьный – от 12 до 14 лет; старший школьный – от 14 до 17 лет (в н.в. возможно и до 18 лет).

В ФЗ РФ от 24.VII.1999г. используется понятие: лицо, до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетие).

История административного законодательства свидетельствует о перманентном характере необходимой защиты несовершеннолетних и практики закрепления минимального возраста, по достижении которого человек обретает полную правоспособность. Дети после 16 лет быстро созревают для осознания жизненной информации, во многих странах это привело к тому, что возраст совершеннолетия изменен в сторону уменьшения.

2. Общий статус право на жизнь, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность; право лица на разрешение судом вопроса о его задержании (habeus corpus), равенство перед законом и судом; равенство независимо от расы и национальности; равенство женщины и мужчины; право на защиту своей чести и доброго имени; право на физическую и психологическую свободу; тайна коммуникаций (вынуждение разглашение: борьба с преступностью, при защите здоровья граждан, ЧП и военное положение); особое отношение к персональным данным; право на передвижение, выбор места жительства и места пребывания, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения; культурную самоидентификацию, свободу совести. Административный статус может зависеть от желания гражданина (получение визы, поступление в ВУЗ), а может и не зависеть от его желания (досмотр перед таможней и т.д.).

Социально-экономические права: частная собственность, свобода предпринимательства, свобода литературного, художественного и научного творчества, право на образование, свобода слова и мнений, цензура недопустима, отсутствие цензуры не есть вседозволенность, ограничения связанные с государственной и другими видами тайн (играют роль воспитание, здравый смысл, добропорядочность).

3. Обращение в судебные и иные государственные и общественные органы по защите прав человека и гражданина. (Четвернин В.А.).

4. Политические права: принадлежность гражданина как субъекта политического сообщества; участие в госуправлении; право на госслужбу; внесение предложений; участие в политических партиях; на участие, помощь, содействие со стороны государственных организаций; право на защиту, подачу жалобы, заявления (ходатайство); право на профессиональную юридическую помощь; индивидуальные и коллективные обращения, анонимные обращения не подлежат рассмотрению (кроме случаев о терактах и других преступлениях); особенности жалоб, направляемых в вышестоящие органы и инстанции, когда жалоба направляется в орган, действие которого обжалуются; обращения военнослужащего подлежат рассмотрению по подчинению, жалобы могут направляться и в военный суд;

5. Обязанности граждан в сфере государственного управления (соблюдение законов и подзаконных актов, распространяется и на иностранцев и на лиц без гражданства); соблюдение государственной и служебной дисциплины; охрана природы; получение разрешений, лицензий; соблюдение специальных запретов; воинская обязанность (от 18 до 27 лет, не призываются прошедшие в/с, имеющие кандидатскую или докторскую степень, окончившие вузы, где имеются определенные военные кафедры, отсрочка при наличие 2 детей или 1 ребенка, если мужчина сам воспитывает, альтернативная гражданская служба).

6. Некоторые особенности обращений как элементы административно-правового статуса. Срок рассмотрения не более 1 месяца со дня поступления, не требующие проверки – безотлагательно, но не более 15 суток. Решения, принятые по обращениям могут быть обжалованы в вышестоящий госорган или суд. Жалоба может быть направлена жалобщиком и в орган принявшим решение.

7. Административные ограничения прав и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства (не могут избирать и быть избранными, принимать участие в общем референдуме, занимать государственные должности, посты, не несут воинской обязанности и некоторые другие). Они могут быть выдворены в строгом соответствии с административным законодательством за пределы РФ, может быть отклонено ходатайство о въезде на территорию Российской Федерации (защита государственных интересов России, если ранее ими были нарушены правила и сроки пребывания, нарушались нормы безопасности, не представлены необходимые документы). Они не могут выезжать за пределы места пребывания или жительства (возбуждено уголовное дело, осужден, не выполнены имущественные обязательства перед РФ).

8. Административно-правовые гарантии (экономические, политические, социальные, юридические). Гарантии - предусмотренные законом и подзаконными актами средства, способы, механизм обеспечения, осуществления прав и выполнения обязанностей.

9. Способы обеспечения прав и свобод: явочный порядок (сообщение); заявительный, разрешительный (лицензии), режим судебного обеспечения.

10. Субъекты защиты прав и свобод: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, Уполномоченный по правам человека, институты гражданского общества, прокуратура, суд, специальные службы органов государственного управления, профессиональная юридическая служба.

Тема 9

Административно-правовая защита ребенка

(несовершеннолетнего), профилактика безнадзорности

и правонарушений детей

1. Государственная (публичная) защита прав несовершеннолетних (государственная политика, основные задачи и принципы государственной защиты прав несовершеннолетних).

2. Установление государственных минимальных социальных стандартов показателей жизни детей.

3. Права несовершеннолетних, содержание, их осуществление и законность. Основные права несовершеннолетних и административно-правовые гарантии. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации как субъекты административного права (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/или в физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи).

Деятельность всей системы органов государственной власти, общественности по недопущению впредь трагедии, имевшей место в школе Беслана (2004 г.).

4. Правовая основа, принципы государственной системы защиты прав, органы и учреждения государственной системы защиты прав несовершеннолетних. ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. Правовое положение комиссий по защите прав несовершеннолетних и защиты их прав.

6. Учреждения органов здравоохранения, общеобразовательные учреждения, центры социально-психологической помощи, органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта для детей и подростков. Учреждения органов образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Специальные учебно-воспитательные учреждения органов образования для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

8. Гарантии защиты несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации.

9. Прокурорский надзор, государственный контроль в этой сфере.

10. Административная деликтоспособность несовершеннолетних (16 лет).

Административное наказание, назначаемое несовершеннолетним. Участие прокурора, адвоката, педагогов в административно-юрисдикционном процессе при рассмотрении материалов и назначении административного наказания по адмправонарушениям, совершенных несовершеннолетними.

Тема 10

Административно-правовой статус

органов исполнительной власти

  1. Понятие и основы правового статуса органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти обладает следующими чертами: орган государственной власти; публичное учреждение, созданное для осуществления функций исполнительной власти; наделен юридически-властными, государственно-властными полномочиями для проведения в жизнь законодательства РФ; коллектив государственных служащих, осуществляющих целенаправленное воздействие; самостоятельность; обладает компетенцией; территориальный масштаб деятельности; в пределах своей компетенции издает правовые акты и обеспечивает их выполнение; постоянная, конкретная непосредственно организаторская деятельность, которая по своему характеру является исполнительно-распорядительной; имеет определенную организационную структуру (функциональные подразделения) и штаты; наименование; несет ответственность, юридическое лицо, бюджетное финансирование; гербовая печать.

Компетенция: цель, задачи, функции, полномочия, права и обязанности, организационные, правовые формы и методы деятельности, ответственность. Компетенция предоставляется органу исполнительной власти в целом, внутри органа она распределяется между структурными подразделениями. Усмотрение в гранитных берегах законности.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризуется следующими чертами: подзаконный характер деятельности; обладание правом издания правовых актов; подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим; оперативная самостоятельность в пределах их компетенции.

  1. Виды органов исполнительной власти и их классификация.

    • по роли и территориальному масштабу деятельности (федеральные, субъектов РФ, местные);

    • по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти;

    • по порядку образования (избираемые, образуемые, назначаемые);

    • по основаниям образования (образование которых предусмотрено Конституцией РФ: Правительство РФ; Совет Безопасности РФ; Администрация Президента РФ; создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов – министерства, федеральные службы, федеральные агентства, департаменты, комитеты, управления, службы, отделы);

    • по характеру компетенции (общей, межотраслевой, отраслевой, внутриотраслевой, специальной);

    • по сферам и отраслям управления; по порядку принятия решений и разрешения подведомственных вопросов (коллегиальные и единогласные).

Наименование органа исполнительной власти, его структурного подразделения должно быть адекватным порученным функциям. За спорами о названиях стоят глубинные организационно-правовые проблемы. Определенное наименование органически связано и призвано отражать содержание и объем исполнительно-распорядительной деятельности, порядок образования и его юридическое наименование. Другими словами, необходимо стремиться к тому, чтобы по наименованию органа исполнительной власти, органа государственного управления можно было судить о его месте и основе административно-правового статуса.

3. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

  1. организационно-политические:

      • законность и государственная дисциплина;

      • федерализм; равноправие национальностей;

      • независимость и самостоятельность от других ветвей власти;

      • ответственность, научность;

  1. организационно-технические построения аппарата (функциональный, отраслевой, территориальный, линейный);

  2. организационно-техническая деятельность органов управления (авторитет и власть; дисциплина; разделение труда и его нормирование; единство руководства, распорядительства; координация и согласование деятельности; контроль и учет; эффективная связь, коммуникации; объективная и своевременная информация; подбор и расстановка кадров; обеспечение единства персонала и эффективной его работы.

4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Административно-правовой статус и структура Администрации Президента РФ. Правовое положение полномочного представителя Президента в Федеральном округе.

5. Правительство Российской Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое является одним из высших органов государственной власти, т.е. волеформирующим политико-правовым учреждением, будучи центром государственного управления и регулирования по подведомственным вопросам. Состав Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ в области экономики; в области социально-культурной; в области охраны окружающей среды; в области обеспечения законности и правопорядка; в области обеспечения государственной безопасности и обороны; в области внешнеэкономической деятельности.

Правовые акты Правительства РФ.

6. Административная реформа органов исполнительной власти.

7. Структура федеральных органов исполнительной власти.

  1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

  2. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

  3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.

8. Правовое положение министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Территориальные органы исполнительной власти.

11. Внутренняя организационная структура органов исполнительной власти, органов государственного управления. Типы руководства и их административно-правовое закрепление. Административно-правовой аспект подготовки управляющих. Выбор внутренней структуры. Функциональная, линейная, производственно-отраслевая, территориальная, продуктовая структура управления. Управление по результатам. Иерархическая структура. Административно-правовой механизм устранения отрицательных черт бюрократизма. Адаптирование структуры, механические структуры. Экспериментальная структура. Постоянные и временные структуры. Интегрированные структуры. Сила и положительные свойства интеграции, объединения. Инспекционное звено. Факторы, влияющие на структуру органа исполнительной власти, органа государственного управления. Оптимальность, рациональность, продуктивность структуры органа исполнительной власти. Подвижность среды и адаптированность структуры органов государственного управления (регулирования).

Тема 11

Административно-правовой статус

органов местного самоуправления

1. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, муниципальное, административное и другие отрасли права, управление.

2. Понятие и основы классификации органов местного самоуправления, их отношения с органами исполнительной власти.

3. Состояние и возможности использования программного управления в городах и районах России.

4. Новые организационные институты местного самоуправления. Население и социальные преобразования. Реформа ЖКХ. Здравоохранение, коммерция, образование, культура.

5. Муниципальные служащие как субъекты административного права.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (2)

    Документ
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (6)

    Документ
    Конспект лекций содержит все основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по праву интеллектуальной собственности и полностью соответствует государственному образовательному стандарту данной учебной дисциплины.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (7)

    Документ
    Конференция проводится с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых учёных, приобретения ими опыта публичных выступлений и подачи научных документов для публикации, а также с целью ознакомления научной общественности с результатами
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (1)

    Документ
    Конференция проводится с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых учёных, приобретения ими опыта публичных выступлений и подачи научных документов для публикации, а также с целью ознакомления научной общественности с результатами
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (5)

    Реферат
    Настоящий литературный обзор предназначен для того, что сориентировать студента, обучающегося по программе МИГО, относительно круга проблем в области междисцилинарных исследований в юриспруденции.

Другие похожие документы..