Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Технология исполнения:1. Делать натощак. Если вы чувствуете, что желудок поллон - лучше подождите когда он опустеет. Делается полный выдох, так, чтоб...полностью>>
'Документ'
На заседаниях студенты слушают и обсуждают доклады, подготовленные членами СНО (один доклад на каждом заседании) по избранным темам (темы докладов пре...полностью>>
'Документ'
Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Возн...полностью>>
'Конкурс'
Республиканский смотр – конкурс работы учреждений образования всех типов и видов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) «За...полностью>>

Руслан Семёнов бриллиантовая рука; костяная нога ? Либо жизнь по-человечески

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

второй смысловой ряд

Санкт-Петербург

2003 г.

“КП” № 157/35 от 30.08.2002 г.

Руслан Семёнов

БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА;

КОСТЯНАЯ НОГА ?

ЛИБО

ЖИЗНЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ

второй смысловой ряд фильма

«Бриллиантовая рука»

Санкт-Петербург

2003 г.

Кинороман в двух частях из жизни контрабандистов

с прологом и эпилогом

Авторы сценария: М. Слободской, Я. Костюковский, Л.Гайдай

Режиссёр-постановщик Леонид Гайдай

В воздухе, на земле, на воде и под водой снимал

оператор-постановщик Игорь Черных

композитор А. Зацепин

творческое объединение «Луч», 1968 год

Фильм снят полускрытой камерой

ОГЛАВЛЕНИЕ

Слово к читателю 8

1. Ну… пора, турист! 39

2. Остров невезения 58

3. Чёрт побери 75

4. Лучше бы я упал вместо тебя! 93

5. Куда он меня везёт? 107

6. Пусть самое страшное, но — правда 123

7. Рыбалка 144

8. Дичь 186

9. Клюнула настоящая рыба 242

10. У вас ус отклеился 305

1 (11). Слушай мою команду 379

Введение

Наступивший 2003 год для фильма «Бриллиантовая рука» юбилейный. Исполняется 35 лет со дня его выхода в свет. Как пишет «Комсомольская правда» № 3/2 (3(2)/22948) от 10 — 17 января 2003 года, 3 января 1968 года Главное управление кинематографии дало добро на запуск сценария в работу. А в феврале начались пробы актёров.

«Весь сценарий «Бриллиантовой руки» Костюковский и Слободской писали специально под Юрия Никулина.

Кстати, в основу фильма «Бриллиантовая рука» лег реальный случай. Сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале «За рубежом» о похожей истории. Правда, на самом деле все произошло не в Стамбуле, а где-то в Альпах. Когда сценарий был утвержден, у Гайдая не было отбоя от помощников. Все лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у него. Киношный народ был уверен, что все время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул, город контрастов, внутренности приморского ресторана «Плакучая ива» снимали на «Мосфильме», а ради морских видов группа уезжала в Адлер».

Рабочее название фильма «Контрабандисты».

Актёры, сыгравшие главных героев всем известны. Может быть, кроме одного: шефа сыграл Николай Романов — тёзка последнего российского императора, при котором православие приказало «долго жить».

Наступивший 2003 год юбилейный не только для фильма «Бриллиантовая рука». В этом году исполняется 300 лет Санкт-Петербургу, городу А.С.Пушкина, который он больше всех любил, а также, — «колыбели революции». Санкт-Петербург является центром, откуда появилась на свет Концепция общественной безопасности «Мёртвая Вода». Хотя Родиной Концепции общественной безопасности можно по праву считать весь Союз Советских Социалистических Республик.

Первый камень будущего Санкт-Петербурга на Заячьем острове был заложен 16 (27) мая 1703-го года.

Ни для кого не секрет, что Санкт-Петербург является Культурной столицей России. Скажем больше, он всегда рассматривался “высокоинтеллектуальной” международной общественностью как потенциальная столица будущей объединённой Европы. Поэтому юбилей города — праздник, выходящий далеко за пределы современной России.

Мы не против европейских юбилеев и с удовольствием будем отмечать Праздник города вместе со всеми. Мы не против объединения с Европой. И даже с Азией. Всё дело в тех принципах, на основе которых будет происходить подобного рода объединение в будущем.

В Концепции общественной безопасности «Мёртвая Вода» предложены Человечные принципы всеобщего объединения. И это в очередной раз позволяет сказать о Санкт-Петербурге, как о Культурной столице преобразующегося в Человечность мира.

Руслан Семёнов — псевдоним молодёжной общественной инициативы Санкт-Петербурга, — молодых людей, осваивающих Концепцию общественной безопасности «Мёртвая Вода». Уровень охвата мировоззренческих вопросов Концепции общественной безопасности позволил нам подняться над основными крупными сценариями толпо-“элитаризма”, что позволило определить точку зрения, с позиции которой второй смысловой ряд фильма «Бриллиантовая рука» предстал как взаимная вложенность нескольких важных политических сценариев.

В существовании второго смыслового ряда этого фильма мы не сомневались давно. Однако, ряд сцен до 26 октября 2002 года не вписывался в общую логику рассуждений на этом уровне. После длительных обсуждений в своём коллективе нами было принято решение описать наше понимание событий, показанных людям в 1968 году «Бриллиантовой рукой» на уровне второго смыслового ряда.

Неподготовленному читателю вначале может быть сложно вникнуть в необычную логику повествования. Для преодоления такого рода трудностей лучше всего перед чтением посмотреть сам фильм. Это необходимо, поскольку лексическая сторона второго смыслового ряда, — лишь “ключи” к тем огромнейшим объёмам информации, которую несёт картина в целом. Описать всё, что там показано на уровне второго смыслового ряда не представляется возможным и не следует делать. Необходимый набор “ключей” для достаточно глубокого понимания событий второго смыслового ряда мы дали в этой книге. Остальное — творчество читателя, отнимать возможность заниматься которым, в нашем понимании не правильно.

Каждый герой, каждая сцена, каждый взгляд, интонация речи, сама речь, музыка и пр. эффекты фильма «Бриллиантовая рука» несут огромные объёмы информации. В фильме нет ничего лишнего. Поэтому ваше творчество и после прочтения этой книги — не ограничено тем, что в ней написано.

Также надо учесть, что без ознакомления с материалами Концепции общественной безопасности «Мёртвая Вода» (сайт в интернете ), многое может показаться нереальным. Поскольку логика, с позиции которой написана эта книга, отлична от обыденной логики современного мира.

Если и после этого будет не просто “въезжать” в повествование этой книги, стоит сперва прочесть основной текст, опустив чтение сносок. После чего через некоторое время вернуться к чтению вместе со сносками. Поскольку в сносках зафиксированы дополнительные смыслы тех или иных сцен.

Мы приурочили выход в свет книги «Бриллиантовая рука; Костяная нога? либо Жизнь по-Человечески» к 300-летию Санкт-Петербурга.

Слово к читателю

Матрица — Мера Предопределения бытия — объективно существует и как-то своеобразно проявляется, воплощаясь в жизнь. Проявляется она и в творчестве людей, однако при этом она воспринимается людьми соответственно тому, у кого, насколько и в каких аспектах развито чувство меры. Кроме того, в произведениях творчества людей она выражается не непосредственно, а опосредованно, причём опосредованно — в два этапа:

  • во-первых, — через мировоззрение субъекта (при этом под мировоззрением понимается система его субъективных образных представлений о Жизни и её течении); и,

  • во-вторых, через осмысление субъектом своих образных представлений о Жизни, т.е. через выработку им своего миропонимания.

Психика каждого из людей обладает своеобразием, вследствие чего второй этап в их деятельности присутствует далеко не всегда, в том числе и в художественном творчестве.

Поэтому при подходе к фильму «Бриллиантовая рука» как к иносказанию вопрос состоит в том, что, как и каким образом выразилось и какую роль это успело сыграть за время, прошедшее после выхода фильма на экран.

И без рассмотрения личности самого Л.Гайдая здесь не обойтись. Л.Гайдай пил настолько регулярно, что говорить о его интеллектуальной деятельности в тех её аспектах, где она требует абсолютной многолетней трезвости, — не приходится. Соответственно, если в его произведениях и отражалась Жизнь (включая и матрицы возможного будущего), то отражал он её в режиме искажённой интеллектуальной деятельности.

Поэтому говорить о втором смысловом ряде, как о выражении миропонимания Л.Гай­дая, которое он пытался донести до зрителей в художественно-иносказательных образах фильма в стремлении уберечь их от назревающих бед, не приходится. Такого рода второго смыслового ряда в фильме нет. Если от миропонимания и устремлённости к чему-то в будущем самого Л.Гайдая там что-то и выразилось, то главным образом беззаботность и пьяный быт как норма жизни. А по отношению к Жизни сам Л.Гайдай предстаёт как безнравственный пересмешник: безнравственный в том смысле, что нравственные мерила по отношению ко многим жизненно значимым проблемам у него либо отсутствуют, либо многозначны до цинизма.

Именно по этой причине точных и определённых привязок к событиям ещё не свершившегося будущего в фильме «Бриллиантовая рука» изначально не было видно. Не возможно было их увидеть до той поры, пока:

  • не появилась лексически строго выраженная альтернатива библейской Концепции (библейскую Концепцию безсознательно представлял Л.Гайдай), — Концепция общественной безопасности «Мёртвая Вода»;

  • не свершились основные события, показанные там на уровне второго смыслового ряда, что позволило сопоставить «модель» фильма и Жизнь.

И это — по причине безнравственности режиссёра, решившего поставить комедию для забавы советской толпы.

Любая символика динамична. Поэтому смыслы символов на уровне второго смыслового ряда могут:

  • быть невидимы по причине отсутствия в обществе точки зрения на них;

  • изменяться в ходе Глобального исторического процесса в соответствие с изменением нравственности людей, а значит, — их мировоззрения и миропонимания.

Такая особенность соотнесения произведения искусства, коим является фильм, и Жизни явилась основой для того, чтобы через художественное произведение интерпретировать свершившуюся историю, текущую политику и предполагаемые свои или чужие политические сценарии на будущее. Такого рода соотнесение явилось одним из путей выстраивания нашего мировоззрения и миропонимания, а также тех людей, кто этим занялся.

В фильме «Бриллиантовая рука» нашли своё отражение фрагменты Матрицы-Предопре­деле­ния бытия, а среди них — и те фрагменты, по которым реально протекала и протекает история; те, по которым она способна протекать в дальнейшем; а кроме этого — не состоявшиеся в прошлом варианты и варианты, относимые к гипотетическому будущему, но не способные в нём состояться по разным причинам. Это произошло в обход сознания и режиссёра и сценаристов. Конечно, что-то на уровне второго смыслового ряда режиссёр и сценаристы, возможно, и подразумевали. Что конкретно, — нам можно сейчас только гадать. Но этим мы заниматься не станем.

В зависимости от того, насколько наше мировоззрение и нравственность соответствует Объективной Нравственности, заданной Богом для всех и для Себя, настолько точно изложена Матрица-Предопределение, попавшая в фильм на уровне второго смыслового ряда.

Отсюда и результат подобной интерпретации может иметь как дурные, так и благотворные последствия для общества, что определяется разными факторами, включая состояние самого общества и смысл предлагаемой обществу интерпретации через призму художественного произведения, свершившихся событий и возможностей их дальнейшего течения.

Мы считаем, что время интерпретации настало, а негативные последствия, увиденные кем-то из более нравственных, чем мы, читателей, будут пресечены в процессе чтения-преображения второго смыслового ряда в более близкую к Божьему Промыслу интерпретацию, часть которой мы, возможно, не увидели.

В своё время фильм не мог быть и не стал фильмом-предостережением, художественно-иносказательное повествование которого подвигло бы людей к тому, чтобы задуматься о смысле своей жизни (хоть на основе понятийного аппарата, хоть на основе субъективных образных символически-метафори­чес­ких представлений о Жизни), а получилась эффективная «смешилка». То есть, для многих фильм стал средством искусственного порождения эмоционального фона психики, не соответствующего смыслу реальных жизненных обстоятельств, что подпитывало беззаботность зрителей, поскольку, искажало естественный эмоциональный фон и препятствовало правильному осмыслению жизни.

Поэтому мы попытались исправить ошибку прошлого, дабы показать всем, как можно жизненно важную информацию “упаковать” в беззаботно обставленную «смешилку», различение привязок-“ключей” к будущему в которой надёжно скрыто от толпы беззаботно-злонравной волей режиссёра и сценаристов.

А посему, рассматривать второй смысловой ряд «Бриллиантовой руки» надо ещё и как учебный опыт по “распаковыванию” библейских красивых обёрток на объективно существующих сценариях Жизни и смерти.

Если взглянуть на последствия создания такого рода «смешилок», то фильм собирал в своё время большую аудиторию, а нравственно-мировоззренческие неопределённости жизни общества под его воздействием на психику зрителей не разрешались.

Поэтому объективно он стал одним из каналов, через который энергетически накачивались многие матрицы, на скелетной основе которых формировались эгрегоры. Эгрегоры взаимодействовали между собой, а неопределённости матричной символики фильма, оставшиеся не разрешёнными в психике зрителей, обретали в алгоритмике эгрегоров определённость, обусловленную нравственностью людей. И под управлением таким путём сформированного и энергетически накачанного коллективного безсознательного стали реально протекать события в жизни общества. Когда они свершились, определился историко-политический контекст, в котором события реальной жизни стало возможным соотнести с сюжетом фильма и его деталями. Некоторые контуры прямых и обратных связей замкнулись.

Поэтому фильм, как свершившееся явление, оказал субъективное влияние на трансформацию в будущее сложившейся в 1968 году Матрицы-Предопределения, попавшей в него из коллективного безсознательного (сложившегося противостояния, взаимодействия и тенденций взаимодействия на будущее нескольких крупных эгрегоров) в обход воли режиссёра и сценаристов. С этой точки зрения выявление свершившейся Матрицы-Предопределения «задним числом» (а может ещё чего-то не совсем свершившегося), — полезно во всех отношениях.

Таким образом, фильм «Брилли­анто­вая рука» не относится к благотворным факторам культуры, воздействие которых привело к тому, что Концепция общественной безопасности в исторически короткие сроки нашла своё прямое выражение в понятийном аппарате работ Внутреннего Предиктора СССР. Тем более значимо, что Концепция общественной безопасности присутствует в его сценарии (на уровне второго смыслового ряда) — вопреки замыслу режиссёра и беззаботно-иждивенческому воздействию самого фильма на многомиллионную советскую аудиторию.

Это также очевидно, как очевидно и то, что получилось, как нам видится, при соотнесении с реальностью, на уровне второго смыслового ряда многое, не запланированное ни сценаристами ни режиссёром. Именно поэтому только с позиций Концепции общественной безопасности, можно преодолеть нравственную неопределённость и циничное пересмешничество «Бриллиантовой руки».

Но именно через преодоление таких неопределённостей изменяются и будут изменяться жизненные обстоятельства всех, кто стремится учесть прошлый опыт, увидеть возможные варианты развития событий в будущем и сделать нравственный выбор в сторону Объективно Праведного жизненного пути.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

А.С. Пушкин

Пролог

Исламский город (Стамбул). Морской порт. Берег моря. Аптека (место приготовления снадобий). Двое из аптеки (контрабандисты) передают трость-зонт контрабандисту для провоза в СССР. На фешенебельном лайнере надписи на разных языках «Добро пожаловать». Груз приехал в СССР (тоже портовый город). На трапе лайнера надпись по-английски «Победа» и изображение знаменитого британского льва, с которым когда-то в своём творчестве “боролся” известный поэт революции В.В.Маяковский. На явочном месте одна трость-зонт заменяется на другую (как принято у шпионов). Контрабандисты со стороны СССР едут к шефу. Шеф закрывает дверь своей квартиры на шесть замков, кроме которых ещё имеется и глазок. Контрабандное золото из трости-зонта перекладывается в жестяную банку. Впоследствии эта банка “находится” шефом как клад при посадке деревьев. От счастья он “теряет сознание”…

Что такое пролог вообще? Зачем он нужен и почему появился в знаменитом фильме?

В словарях понятие «пролог» раскрыто примерно одинаково: «вступительная часть литературного или музыкального произведения». Однако, слово это имеет более точный смысл, что можно увидеть из его корневой базы: про—лог.

Наблюдательный заметит в этом слове “обещание” рассказать про логику чего-то, что, конечно же должно иметь отношение к содержанию самого основного произведения, которое и предваряется обычно прологом. И в нашем случае, если мы хотим разобраться, что же было снято «полускрытой камерой» в фильме «Бриллиантовая рука», то есть, — выявить второй смысловой ряд этого знаменитого фильма, — прежде всего важно понять эту самую логику, про которую, может быть, повествует этот самый пролог. Тоже на уровне второго смыслового ряда.

Для этого прежде всего надо определиться в понятиях.
Что такое «логика»?

Из всех известных словарей можно в этом отношении найти примерно одинаковые определения логики: «Наука о законах мышления и его формах; ход рассуждений, умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего-либо…».

Важно ли знать логику произведения, которое вы хотите понять?

— Не только важно, но и необходимо, иначе о каком понимании может идти речь?

Ведь в нашем случае речь идёт не просто о понимании того, что хотели сказать авторы сценария и режиссёр «Бриллиантовой руки», нам надо выявить её внутреннюю, скрытую как от них, так и от зрителя логику второго смыслового ряда: конечно для тех, кто в это хоть немного поверил. Если нет веры и интереса вообще, — дальнейшее можно не читать.

Таким образом, второй смысловой ряд Пролога должен нас вывести на общие законы мышления и внутреннюю закономерность второго смыслового ряда самого фильма, чтобы с этих позиций смотреть дальнейший его ход. То есть, приходить с позиции именно этой логики к правильным умозаключениям относительно того, что же там реально показано. Иначе зачем вообще Пролог?

Но этого мало. Пролог должен нам дать “ключи” к раскрытию второго смыслового ряда всего фильма — как результат понимания той самой логики, о которой в нём и говорится.

В настоящее время существует “синоним” слова «логика», может быть, более понятный в современном технократическом мире для тех, кто хоть как-то связан с математикой, вычислительной техникой, компьютерным программированием, либо кибернетикой. Это понятие — алгоритм.

Алгоритм — преемственная последовательность действий, выполнение которой позволяет достичь определённых целей. Также алгоритмом называется описание такой последовательности действий. Алгоритм как описание представляет собой совокупность, во-первых, информации, описывающей характер преобразования входного потока информации в каждом блоке алгоритма, и, во-вторых, мер (мерил), управляющих передачей потоков преобразуемой в алгоритме информации от каждого блока к другим.

В наше время на социальном уровне появилось ещё одно понятие взятое из высшей математики. Это — матрица (по-русски — мера) — “синоним” слова «мерило». Понятие «матрица» уже перенесено на социальные процессы, в том числе и знаменитым американским фильмом «Матрица», который все россияне смогли видеть по телевидению 01.01.03г.

В триединстве материи-информации-меры мера-матрица — алгоритм (логика) по отношению к информации чего-либо; по отношению к материи мера-матрица — вся совокупность возможных состояний постоянно меняющейся материи — согласно той самой логике. Таким образом, тот самый алгоритм-логика-мера-матрица-“сценарий” (разные названия в принципе одного и того же понятия) предопределяют возможные состояния материи и всякого рода явления. По отношению к социальным процессам эта самая невидимая логика предопределяет поведение социальных единиц: лидеров, политиков, бизнесменов, руководителей разного уровня, рабочих, национальных толп, целых народов и рас...

Поэтому желательно правильно понимать сценарную логику разного порядка, а не следовать ей бездумно, чтобы не ошибиться в том, куда она вас “автоматически” приведёт… В дальнейшем мы будем часто пользоваться понятием «матрица»: оно наиболее подходит для описания социальных сценариев.

Общий смысл слова матрица достаточно широк. Советский энциклопедический словарь (Москва, 1986 г.) выводит слово «матрица» от латинского: «matrix — матка». И все значения этого слова, принятые в различных отраслях деятельности, приводимые в толковых словарях, так или иначе связаны с тем, что матрица (в полиграфии, в механической обработке материалов и т.п.) является сущностью, задающей образ, вырабатываемой на её основе той или иной продукции, а также придающей упорядоченность материи, из которой состоит продукция. То есть с понятием «мат­рица» связано порождение соответствующего её предопределению (образу) материального “оттиска”.

Отсюда можно сделать предположение, что фильм «Бриллиантовая рука» с его многочисленными персонажами и картинами — “оживлённые” режиссёром образы — следствие (видение) какой-либо крупной матрицы-предопределения. А может быть даже — результат взаимодействия, либо взаимной вложенности двух или нескольких таких вот матриц, — совокупная матрица-предопределение чего-то пока неизвестного, что должно родиться в муках человечества.

Эту матрицу, которая несомненно была для современников фильма будущим, показанным в образах героев и картинах в 1968 году на уровне второго смыслового ряда, нам и хотелось бы наконец узнать...

1968 год — дата воцарения периода «застоя» в СССР. Отгремели баталии борьбы за власть в верхних эшелонах — так называемой высшей “элите”. Сталинизм с его культурным наследием всячески старались стереть из памяти советской толпы, заменив ей память на троцкистско-брежневский оттепелевский стандарт корпоративного «социализма». Но память (в том числе и коллективная) — не школьная доска, где пишут мелом, после чего это легко стирается тряпкой. Осталась память (в широком — ноосферно-эгрегориальном — смысле этого слова) как сталинский “посев” — матрица, которая вошла в контакт с троцкистско-брежневской матрицей. В их логическом взаимодействии и его тенденциях на будущее — скрытый интерес к самому фильму. Такое противостояние и его логическое продолжение (совокупную матрицу-предопределение) зафиксировал в 1968 году фильм «Бриллиантовая рука» на уровне второго смыслового ряда. Соотношение сил было определено, и, как говорится, — «процесс пошёл».

Теперь попытаемся пойти «от обратного»: на основе определения второго смыслового ряда образов и картин, данных в прологе найти “ключи” совокупной матрицы. Для этого надо узнать основы контрабанды чего-то в СССР, что, как мы уже знаем, привело к его падению. Вернёмся к образам, данным в прологе.

В первую очередь имеет смысл “разоблачить” на уровне «полускрытой камеры» — второго смыслового ряда — истинное предназначение трости-зонта. От какого такого “дождя” предназначена скрыть контрабанду средство её доставки, и почему выбрана именно такая комбинация: трость и зонт?

Первое, что представляется: зонт это — средство укрытия от воды, либо чего-то иного, идущего с небес. Обращаясь к небесам, люди обычно призывают Бога, либо «богов»… у кого как в культуре «положено», либо «подложено» (?) — посмотрим дальше. Но ведь 1968 год — год расцвета материализма и атеизма в СССР… что только добавляет любопытства. Люди, чтобы поближе «познакомиться с Богом», обычно обращаются к «священным писаниям»: каждая религиозная конфессия к своему. Что же там можно на этот счёт найти?

Слово «трость» неоднократно упоминается в «священных писаниях». Так, в Ветхом Завете оно есть в сочетании «трость писца» (Судей 5:14); «трость скорописца» (Псалтирь 44). Интересен также факт, что слово «трость» многократно (больше, чем в других главах) упоминается в Ветхом Завете в главе Исаия. Также любопытно, что слово «трость» и слово «хитрость» — фонетически подобные слова в смысле норм грамматики (омофоны). И слово «хитрость» особо любимо в главе «Иудифь» Ветхого Завета

В главе «Иеремия» даётся оригинальное понимание смысла древней трости:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  2. История Отечества", выпускаемый издательством "

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды

Другие похожие документы..