Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
1.3. Написание курсовых работ должно соответствовать закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных за время обучения или способствовать разв...полностью>>
'Тесты'
100 заданий содержат по 6 варианта ответов, из которых правильными могут быть от одного до четырех вариантов. Необходимо указать все правильные вариа...полностью>>
'Пояснительная записка'
Курсовая работа по дисциплинам «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и «Бухгалтерский учет в торговле» является одним из важнейших элементов ...полностью>>
'Публичный отчет'
1.1.Настоящим разделом Пояснений устанавливаются правила представления негосударственными пенсионными фондами годового отчета и квартальной отчетности...полностью>>

Б. А. Куган ректор гаоу дпо ирост, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования

и социальных технологий»

ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕСТНИК

ОБРАЗОВАНИЯ

научно-методический журнал

КУРГАН

1

2011

Редакционная коллегия:

Главный редактор:

Б.А. Куган -

ректор ГАОУ ДПО ИРОСТ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

Заместители главного редактора:

Н.А. Криволапова -

первый проректор – проректор по НиИД ГАОУ ДПО ИРОСТ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

Э.Н. Абрамов-

первый заместитель начальника Главного управления образования Курганской области, кандидат биологических наук

Члены редакционной коллегии:

Е.А. Тебенькова -

руководитель Центра развития социальной сферы ГАОУ ДПО ИРОСТ, кандидат педагогических наук

Л.В. Никулина -

заведующая издательским отделом ГАОУ ДПО ИРОСТ

Ответственный секретарь:

Г.С. Гоголева -

ведущий научный сотрудник Центра развития социальной сферы ГАОУ ДПО ИРОСТ, кандидат педагогических наук

Макет:

Е.А. Сергеева -

методист по корректорской деятельности издательского отдела ГАОУ ДПО ИРОСТ

Адрес редакции:

640000 г. Курган, ул. Пичугина, 38, к. 207, тел. 23-53-40

Е-mail: cro45@

Научно-методический журнал

«Инновационный вестник образования» (1/4)

Подписано к печати 15.06.2011

Лицензия серия ЛР № 040316 от 14.04.1998

Бум. кн.-журн. Формат 60х90 1/24 Усл.п.л. 4

Тираж экз. Заказ

Отпечатано на дупликаторе

ГАОУ ДПО ИРОСТ

640000, Курган, Пичугина, 38

© Главное управление образования

Курганской области

© государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»


I. Актуальная тема

Научно-методическое сопровождение

инновационной деятельности в социальной сфере

Б.А. Куган, д.п.н., профессор,

ректор Института развития образования

и социальных технологий

Н.А. Криволапова, д.п.н., профессор,

первый проректор – проректор по НиИД

Института развития образования

и социальных технологий

В условиях модернизации социальной сферы возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность существенного обновления содержания деятельности, социальных технологий, используемых в практике деятельности учреждений, достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. В связи с этим возрастает роль института в научно-методическом сопровождении инновационной деятельности социальной сферы региона.

Для эффективного управления процессом внедрения инноваций в социально-образовательную практику определены основные направления изменений:

  • обеспечение нового качества задач системы повышения квалификации;

  • создание в институте инфраструктур, обеспечивающих научно-методическое сопровождение внедрения инноваций, инновационных педагогических и социальных технологий;

  • внедрение сетевых моделей распространения, опираясь на опыт инновационного развития учреждений;

  • создание системы, обеспечивающей обобщение, распространение позитивного инновационного опыта;

  • вовлечение в инновационную деятельность всех участников социокультурного пространства учреждений;

  • развитие опыта инновационной деятельности системы образования на учреждения социальной сферы;

  • создание системы научно-методического мониторинга инновационных процессов на различных уровнях региональной системы образования.

Основными принципами инновационной деятельности в регионе являются принцип саморазвития; человеческих приоритетов; преемственности инновационной деятельности на различных уровнях (институциональном, муниципальном, региональном); социальной направленности.

С января 2011 года институт работает в новом статусе Института развития образования и социальных технологий. Наряду с традиционными для института повышения квалификации функциями – образовательной (повышение квалификации и переподготовка), научно-методической, научно-исследовательской, информационнной – происходит усиление таких функций как координационная, социальная, и развиваются такие, как инновационная, экспертно-аналитическая. Таким образом, Институт становится центром инновационной деятельности, организатором и координатором повышения квалификации специалистов социальной сферы, научно-методическими и исследовательским центром, коммуникативной площадкой для обмена инновационными идеями, опытом работы, дискуссий, научных споров. Актуальным для института является развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в социальной сфере.

В общепринятом понимании инновационная инфраструктура – комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.

На региональном уровне сложилась определенная инфраструктура инновационной деятельности, и чтобы обеспечить функцию научно-методического сопровождения инновационной деятельности в социальной сфере, необходимо встраивание этого направления в региональную инфраструктуру.

Такой структурой, созданной на ассоциативной основе, может стать парк социальных технологий, основной целью которого является разработка и внедрение инновационных социальных технологий, обеспечивающих инновационное развитие социальной сферы.

В качестве основных задач парка социальных технологий мы выделяем:

  1. проведение социологических исследований в социальной сфере;

  2. обеспечение координации подготовки (переподготовки) и повышения квалификации субъектов инновационной деятельности;

  3. разработку и внедрение инновационных технологий в социальной сфере;

  4. организацию общественной экспертизы социальных инноваций.

Нормативно-правовой основой инновационной деятельности в системе образования является пакет документов, регламентирующих ее, который включает положения об областной инновационной площадке», областном экспериментальном совете по инновационной деятельности, инновационном экспертном совете, о научно-методическом руководстве курсами, о курсах инновационного проектирования. В 2010 году разработаны положения об авторской школе и сетевых инновационных проектах.

На уровне региона институтом внесены предложения в проекты закона Курганской области «Об инновационной политике в Курганской области», «О кластерной политике в Курганской области» и вынесены для обсуждения на совет по инновационной деятельности при Губернаторе Курганской области.

С нашей точки зрения, изменения в региональную нормативную базу осуществления инновационной деятельности в случае их принятия повысят ее эффективность. Эти изменения касаются парка социальных технологий и стажерской площадки.

Для научно-методического сопровождения инновационной деятельности в социальной сфере создана и развивается инновационная инфраструктура института, которая включает центр развития социальной сферы (отдел развития образования и социальной сферы, отдел инновационного проектирования).

Основными направлениями деятельности центра развития социальной сферы являются:

  • научно-методическое обеспечение реализации стратегии развития социальной сферы;

  • разработка, экспертиза, внедрение и сопровождение инновационных, сетевых, межведомственных проектов для социальной сферы;

  • организация и проведение социологических исследований для выявления актуальных проблем социальной сферы;

  • организационно-технологическое сопровождение деятельности Областного совета по инновационной деятельности, регионального совета по грифованию;

  • организация, подготовка и проведение научно-методических мероприятий разного уровня.

Кроме того, появился мощный внешний научно-методический ресурс в лице специалистов Федерального института развития образования.

В 2011году институтом разработана и утверждена программа федерального проекта по теме «Управление модернизацией образования населения в условиях инновационного развития социальной сферы сельского социума» и в настоящее время идет создание сети пилотных площадок по реализации федерально-регионального эксперимента. Научным руководителем сетевой экспериментальной площадки является директор института академик РАО А. Г. Асмолов.

Для муниципальных образований и областных образовательных учреждений на основе имеющихся заделов в рамках проектных семинаров и курсов инновационного проектирования разработаны и защищены муниципальные инновационные проекты. В этом участвуют Варгашинский, Шумихинский Петуховский, Частоозерский районы и областные образовательные учреждения общего, дополнительного и профессионального образования, такие, как «Детско-юношеский центр», «Курганский областной центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

Тематика проектов рамках общей темы определяет круг проблем, актуальных для решения в каждом муниципальном образовании.

В региональной инфраструктуре отработана технология внедрения и обучения инновациям на базе стажерских площадок. Под стажерской площадкой понимается субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий внедрение (социализацию и распространение) инноваций и обеспечивающий подготовку и переподготовку, повышение квалификации специалистов по конкретному направлению инновационной деятельности.

В практике работы института используются такие технологии распространения инноваций в социально-образовательную практику, как внедрение (инновационные площадки), обучение (курсы инновационного проектирования, стажерские площадки); передача технологии (авторские школы 2010 г.). В 2011 году запланировано проведении 9 авторских школ по внедрению инновационных педагогических технологий. В настоящее время идет подготовка к использованию таких технологий внедрения инноваций, как консалтинг (проектирование) и инжиниринг (комплексное внедрение инноваций).

В областной системе образования создана преемственная сеть инновационных площадок: 18 областных экспериментальных площадок, 18 внедренческих, 31 стажерских, 27 пилотных. Отработана технология запуска и реализации сетевых инновационных проектов в системе образования, таких, как «Развитие инновационной деятельности детей, учащихся и молодежи в сфере науки, техники и технологии (Малая Академия наук)», «Создание региональной модели развития предпринимательских способностей обучающихся (студентов) в образовательном процессе («Успех в твоих руках»)», «Введение ФГОС нового поколения в начальной школе» и др. Институт не только осуществляет научно-методическое сопровождение инновационной деятельности, но и становится ее центром, одним из участников инновационного процесса в рамках региональных сетевых проектов.

В настоящее время мы можем говорить о промежуточных итогах реализации сетевого проекта «Малая академия наук», целью которого является развитие инженерно-технического мышления и профессиональная ориентация детей и обучающихся на профессии технического профиля.

Институт является разработчиком и осуществляет научно-методическое сопровождение проекта сопровождение проекта. Организационное сопровождение проекта осуществляется Детско-юношеским центром. Он охватывает все ступени обучения от дошкольников до студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Проект развивается по мере его реализации. Если на начальном этапе деятельность Малой академии наук осуществлялась по трем направлениям, то в настоящее время ведется работа над созданием инженерной бизнес-школы:

- школа естественных наук: развитие интереса к предметам физика, химия, биология, формирование естественнонаучного мышления на основе современного школьного оборудования – цифровых образовательных ресурсов;

- Лего-парк: его реализация направлена развитие конструкторского мышления обучающихся, изучение основ программирования и робототехники;

- школьный технопарк осуществляет работу на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования, в специально оборудованных лабораториях. Его деятельность направлена на формирование осознанного выбора профессии, своего рода профессиональная проба.

Проведенный анализ реализации проекта показывает его первые образовательные и социальные эффекты (хотя на быстрый результат трудно рассчитывать):

  • увеличилось количество детей, вовлеченных в проект;

  • учащиеся, занимающиеся в школьном технопарке, поступают и продолжают обучения по техническим специальностям в УСПО и вузы;

  • развивается конкурсное движение, увеличивается число участников (Легофестиваль: от 8 команд в 2010 г. до 11 команд в 2011 г.);

  • участие и первые победы на федеральном уровне во всероссийской олимпиаде «Созвездие», конкурсах исследовательских работ, соревнованиях по робототехнике в Москве в 2011 году «Робофест-2011».

Направление проекта

Количество ОУ

Количество детей

2009-2010

2010-2011

2009-2010

2010-2011

Школа естественных наук

3 ОУ

8 ОУ

43

194

Легопарк

15 ДОУ

6 ОУ

26 ДОУ

13 ОУ

420

740

Школьный технопарк

КГУ, КТК,

КГК

КГУ, КТК, КГК

38

101

Таким образом, в качестве позитивных тенденций развития инновационной инфраструктуры можно выделить:

- совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности на региональном уровне;

- развитие форм внедрения результатов инновационной деятельности: авторские школы, стажерские площадки, научно-методические лаборатории, сетевые инновационные проекты;

- расширение спектра технологий внедрения инноваций в социально-педагогическую практику;

- повышение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (творческие группы, проектные команды);

- создание система научно-методического мониторинга инновационных процессов на различных уровнях региональной системы образования.

В настоящее время завершается разработка межведомственных и ведомственных проектов, обеспечивающих развитие актуальных направлений социальной сферы, реализуется технология научно-методического сопровождения сетевых инновационных проектов. Это, прежде всего, мегапроект «Эффективное управление социальной сферой», региональные проекты «Молодые кадры», «Молодая семья», «Территория детства», «Социальная активность старшего поколения». Первые итоги реализации данных проектов будут подведены в рамках форума в 2011 году.

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.С. Гоголева, ведущий научный сотрудник

Центра развития социальной сферы ИРОСТ, к.п.н.

Инновационная деятельность, как и всякая другая деятельность человека, может быть развита в разной степени. В.А. Сластенин и Л.С. Подымова, характеризуя степень сформированности инновационной деятельности, выделили четыре уровня, первый из которых определяет несформированную инновационную деятельность[2].

Адаптивный уровень инновационной деятельности педагога характеризуется неустойчивым отношением к инновациям. Репродуктивный уровень отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, проявляется стремлением к установлению контактов с педагогами-новаторами, отмечается более высокий индекс удовлетворенностью педагогической деятельностью. Эвристический уровень проявления инновационной деятельности характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, устойчивостью, особенностью путей и способов введения новшеств. Креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладает высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Характер инновационной деятельности педагога зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности педагога к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие педагога в инновационной деятельности может восприниматься:

- как способ получения дополнительного заработка;

- как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

- как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

- как выполнение своего профессионального долга;

- как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности педагога к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив, как отмечает В.С. Лазарев, или мотив избегания неудач соответствует слабой готовности к инновационной деятельности[1]. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. Здесь уместно вспомнить фактор динамики в философии – «Человек», «Мир», «Время». Человек всегда самореализуется в определенной ситуации. Все не происходит сразу, а длится какое-то время. Время же ставит нас в динамику жизни, то есть в мир идей, ощущений. Жизнь провоцирует нас (по времени), заставляет выбирать, самоопределяться – любой поступок предполагает самоопределение. Следовательно, ценности – это реальное самоопределение.

Направленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия инновационной деятельности как ценности для себя лично не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе говоря, обо всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность педагога к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы педагог видеть не будет. Точно так же педагог, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения.

Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы педагог мог хорошо ориентироваться и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, то есть соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например, педагог хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-ориентированной (по В.С. Лазареву) модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии. Причем не надо забывать, что степень компетентности педагога в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте.

Третий компонент готовности (с учетом мнений В.С. Лазарева, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, Н А Криволаповой, Н.М. Назаровой, А.С. Белкина, В.В. Коркунова, А.Р. Маллера и других) педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог, то есть компетентность в области педагогической инноватики (в том числе применительно к детям с отклонениями в развитии). Педагог, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте с любой категорией детей:

а) должен владеть комплексом понятий педагогической инновации;

б) должен понимать место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении любого вида;

в) должен знать основные подходы к развитию педагогических систем учреждения;

г) должен уметь изучать опыт учителей-новаторов;

д) должен уметь критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

е) должен уметь разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

ж) должен уметь разрабатывать проекты внедрения новшеств;

з) должен уметь ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

и) должен уметь анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Следовательно, подтвердив положения данной статьи, можно констатировать, что готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейший критерий профессиональности педагога образовательного учреждения любого вида, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.

Литература

1. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя / Муниципальное образование: инновация и эксперимент», № 3, 2008. – С. 15-16.

2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224с.

II. ИННОВАЦИИ И ЭКСПЕРИМЕНТ

В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплексная программа научно-исследовательских работ уро рао «образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций»

    Программа
    Те­ма­ти­ка про­ек­тной де­ятель­нос­ти по прог­рам­ме«Об­ра­зо­ва­ние в Уральском ре­ги­оне:на­уч­ные ос­но­вы раз­ви­тия и ин­но­ва­ций»2011–2013 гг.

Другие похожие документы..