Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Державним стандартом початкової загальної освіти передбачається одне з найголовніших завдань школи – всебічний розвиток та виховання особистості. Чер...полностью>>
'Анализ'
На думку фахівців, що вивчають сім'ю, сумісність шлюбних партнерів досягається не завжди і звичайно не відразу (Ковальов С. В., Сисенко В. А.). Будь-я...полностью>>
'Документ'
Чергове засідання науково методичного семінару «Основи математичного моделювання фінансових потоків економічних агентів транзитивної економіки» №5(9) ...полностью>>
'Документ'
18-19 декабря текущего года в Институте научной информации по общественным наукам Российской Академии наук будет проведена VIII Международная научная ...полностью>>

Н. А. Бурмакина кгпу им. В. П. Астафьева, г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н.А. БУРМАКИНА

КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ОБРАЗОВ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОЧИНЕНИЯХ

А.П. СТЕПАНОВА

Культура представляет собой феномен, в котором личность находит своё яркое выражение. Система приоритетов, ценностей личности формируется именно под влиянием культуры. Образы культуры, продукты деятельности общества входят в ментальный мир личности. Даже неактивная творческая натура может сама входить в культуру, а в некоторых случаях и влиять на неё [Степанов 1997 : 40]. Безусловно, накопленные в обществе культурные ценности определяют мировоззрение личности [Маслова 2004 : 8].

Пространство культуры может быть реализовано благодаря такому феномену, как язык. Несомненно, коллективная память культуры посредством языка проявляет себя в тексте. В этом смысле, по Ю.М. Лотману, значим текст письменный, неоднократно воспроизведённый, не ситуативный: «Всё записанное получает особую культурную значимость, превращаясь в текст» [Лотман 1992 : 284.]. Через текст как результат познания действительности личностью передаётся индивидуальный и коллективный опыт. Этот опыт может стать ценностью для всего человечества. Безусловной ценностью человечества являются результаты творческой деятельности греко-римской цивилизации и христианской культуры.

Енисейского губернатора А.П. Степанова как цивилизованного человека XIX века питала мировая европейская культура, которую взрастила греческая цивилизация. Для подтверждения этой мысли обратимся к авторитету Андре Боннара. Исследователь заметил, что «именно этот примитивный, легковерный и жестокий народ изобрёл одновременно и как бы в едином порыве… <…> изобрёл цивилизацию – нашу с вами цивилизацию» [Боннар 1994 : 27]. Ср.: в «Путешествии в Кяхту из Красноярска» А.П.Степанов сравнивает образы бурятской веры с культурой греков: …Шиге-муни (основатель веры бурят) имел дело с народом грубым, как Орфей с греками… (С. 93-94).

Поскольку культура «включает в себя ориентацию на идеал, формируемый средствами литературы, искусства» [Маслова 2004 : 8], то для А.П. Степанова как представителя элитарной культуры XIX века образы, символы греческой цивилизации явились средством формирования его языковой картины мира. Греческая цивилизация представляла собой органичный сплав изобретений и открытий, которые охраняли жизнь человека, давали ему возможность творить, наслаждаться жизнью в искусстве. «Человек и мир в представлении греческой цивилизации,– отмечает А. Боннар, – являются отражением один другого – это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие один в другом» [Боннар 1994 : 47]. Естественно, что античное поэтическое творчество явилось источником вдохновения для последующих поколений поэтов и писателей, к числу которых принадлежит и А.П. Степанов. Антропоцентричность греческого искусства находит своё отражение в сочинениях енисейского губернатора, человека высокой культуры. А.П. Степанова интересовал человек и плоды его творчества, как в области науки, искусства, так и в сфере государственной деятельности. Обратим внимание на поэтические предпочтения А.П. Степанова. Он, будучи государственным деятелем, обращается в литературном творчестве не столько к гражданской тематике и соответствующим образам, сколько воспевает триумф искусств и любовных наслаждений. Примером тому служат стихотворение «Поэзия и Музыка», отрывок из поэмы «Превращение Наяды Менты в мяту Прозерпиною», стихотворное послание «З – у» («От страсти Вертер застрелился…»). Поэтика классицизма находит своё отражение в его лирической поэме «Суворов», в которой патриотичность и гражданственные мотивы находят своё выражение.

Как известно, источниками образов античной культуры являются мифы, которые в дописьменную эпоху в древнем мифологическом сознании не имели хронологического воплощения, линейного развёртывания. В архаическом мире мифу была свойственна недискретность, слитность, цикличность, изоморфность и ритуальная закреплённость [Мифы 1982 : 58]. С развитием письменных культур архаичные мифологические тексты претерпевают значительные изменения, превращаясь в систему историй о богах и героях. Если обратится к истории литературного процесса, то можно отметить постоянное проникновение мифологии в литературу. Причём каждая из эпох в истории искусства по-своему прочитывала мифологический материал, подчиняя древнее повествование развитию исторического времени, устраняя циклическую природу мифа. Уже греческие классики основательно переработали мифы и обогатили их социально-философским содержанием [Мифы 1982 : 58-65].

Первый енисейский губернатор воспринимал мифопоэтическое пространство древнего человека через тексты, в которых античные авторы трансформировали мифы дописьменной эпохи, подчиняя их хронологическому порядку. Тексты Гесиода, Овидия, Аполлония Родосского, Ферекида, Платона, в которых воплощены мифы древних, находят своё отражение в сочинениях А.П. Степанова. Благодаря античным образам диалог двух видов искусств в стихотворении «Поэзия и Музыка», в котором можно уловить сократовские мотивы, приобретает наивысшую торжественность и величавость. Монолог Музыки выстроен по законам восходящей градации, что придаёт интенсивность, масштабность изображаемому. Музыке подвластно возведение стен городов, бурное цветение и активность всего живого, даже царская душа находится в её власти, и, наконец, именно Музыка может «положить страстям предел». Ведущими в этой патетической мифологической картине являются образы певцов (Орфей, Тимотей, Демодок, Фемий).

В обращении к античным истокам проявляется стремление автора обрести гармонию и воплотить её в художественном тексте. Автор находит точку опоры в античных образах. Музыка стремится к гармонии как мерилу красоты в искусстве. Но в образах Поэзии и Музыки А.П. Степанова ощутима их временная отдалённость от «колыбели человечества», что подчёркнуто лексической анафорой: Та музыка не ты была; / Та с древним миром умерла. / Не ты совечна Богу, миру; / Гармония – еще не ты. (С. 9). В образе Поэзии передано ощущение гармонии как меры всех вещей, как порядка и проявления божественного начала, которое не сосредоточено только в Музыке.

В литературе XIX века мифологические тексты являлись универсальной системой образов и придавали смысловой орнамент поэзии. Христианские тексты также служили источником творческой обработки. Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский отмечают, что в начале XIX века внимание к христианским текстам как к мифологическим «свидетельствует о глубоко зашедшем процессе секуляризации сознания» [Мифы 1982 : 61]. Образы христианской культуры занимают особое место в дискурсе А.П. Степанова. Христианскую мифологию мы определяем как «комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной доктриной христианства и развивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традициями народов» [Мифы 1982 : 598].

Для уточнения своеобразного сочетания античных и библейских текстов, сцепление которых представляет достаточно оригинальный узор в сочинениях енисейского губернатора, обратимся к работе Н.Б. Мечковской «Язык и религия». Автор книги отмечает, что «у истоков христианства были мифопоэтические предания, наглядные, эмоционально насыщенные, художественно-выразительные и поэтому легко проникавшие в душу простых людей» [Мечковская 1998 : 27]. Образы, мифопоэтические предания о Иисусе Христе также лежали в основе раннего христианства до появления сочинений «отцов церкви», которые составляют Священное Предание христианства. Таким образом, мифопоэтичность предшествовала собственно религиозному сознанию [Мечковская 1998 : 35]. Заметим, что обращение А.П. Степанова к образам христианской культуры не свидетельствует о религиозности губернатора. В своих сочинениях он обращается только к Священному Писанию (Библии). Причём, в произведениях А.П. Степанова преобладают цитаты из «Книг Ветхого Завета». Текст «Книги книг» служит источником размышлений над литературно-художественными проблемами, отражает способы аргументации писателя, является стилистическим средством и, конечно, демонстрирует широту кругозора А.П. Степанова, его нравственные и эстетические ориентиры.

Прибегая к античным и библейским образам, енисейский губернатор, с одной стороны, сохраняет традиционное содержание культурных знаков (миф о расправе Персефоны над соперницей, возлюбленной своего супруга Аида в отрывке из поэмы «Превращение Наяды Менты в мяту Прозерпиною»), с другой стороны, подвергает их структурно-семантической трансформации (лирическая поэма «Суворов», стихотворение «Поэзия и Музыка»).

А.П. Степанов продолжает поэтическую традицию обращения к образам греко-римской античности и христианской культуры. Поэтические пространства античности и христианства стали источником формирования языковой картины мира А.П. Степанова. «Мифология, подобно отсечённой голове Орфея, продолжает петь даже после смерти, и пение её доносится издалека», – справедливо заметил К. Кереньи [Юнг 1997 : 15]. Для А.П. Степанова традиции классической античности и христианства являются истоком европейской истории, в них заключено начало культурных первообразов (архетипов), к которым обращается писатель XIX века.

Список литературы

  1. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2-х т. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1994.

  2. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Т. 1. Таллин, 1992.

  3. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера М. Цветаевой. М., 2004.

  4. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.

  5. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2. М., 1982.

  6. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.

  7. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер с анл. М. – К., 1997.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа москва 2010 Регламент конференции: Выступление на пленарном заседании до 15 мин. Выступление на секции до 10 мин (1)

    Программа
    2. Фарисенкова Любовь Викторовна (д.п.н., профессор, декан филологического факультета Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия). Слово к участникам «XI Кирилло-Мефодиевских чтений».
  2. Программа москва 2010 Регламент конференции: Выступление на пленарном заседании до 15 мин. Выступление на секции до 10 мин (2)

    Программа
    2. Фарисенкова Любовь Викторовна (д.п.н., профессор, декан филологического факультета Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия). Слово к участникам «XI Кирилло-Мефодиевских чтений».
  3. Программа-приглашение 18-19 октября 2005 г. Красноярск 2005

    Программа
    14. Коллективный портрет читателей на фонде Марка SQL (опыт изучения состава читателей с использованием аналитических отчетов программного обеспечения)
  4. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.

Другие похожие документы..