Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Об утверждении Положения о головной организации Министерства промышленности Республики Беларусь по направлениям научно-технической и инновационной де...полностью>>
'Документ'
У демократичному суспільстві інформація як духовно-інтелектуальна національна вартість має вільно пульсувати по вертикалі – від покоління до поколінн...полностью>>
'Закон'
Правительство Российской Федерации постановляет:Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации о...полностью>>
'Обзор'
Обзорная экскурсия «Блистательный Петербург» с осмотром архитектурных ансамблей парадного центра Санкт-Петербурга: Невский проспект, Дворцовая и Сена...полностью>>

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» (1)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

недостаточный контроль органов внутренних дел за миграционными процессами, особенно за миграцией народов Средней Азии и Закавказья, в культуре которых допускается употребление наркотикосодержащих растений при проведении обрядов. Латентный уровень незаконной миграции высок. По косвенным оценочным показателям в России каждый год оседают не менее 3 миллионов мигрантов. По мнению экспертов, при сохранении тенденции к 2010 году число нелегальных мигрантов в России составит около 19 миллионов. По данным Генпрокуратуры России, около 100 тысяч преступников (убийцы, террористы, наркодельцы и другие), объявленных в розыск в России, находятся на ее территории под видом мигрантов.

Миграция национальных преступных группировок из республик Кавказа и Средней Азии в русские области и края привела к установлению их контроля за рынками, предприятиями, вытеснением местных организованных группировок. По всей России действуют цыганские организованные преступные формирования, которые специализируются на торговле наркотиками.

Как правило, переселенцы поддерживают очень тесные связи со своим бывшим местом жительства и стремятся, закрепившись, перевезти к себе оставшихся там родственников, что, несомненно, усиливает напряженность в межнациональных отношениях и усложняет криминальную обстановку в регионах. Уже созданы устойчивые преступные сообщества, организованные по этническому принципу: армянские, чеченские, турецкие, цыганские, таджикские, курдские. Одной из основных сфер их криминального бизнеса является распространение наркотиков.

Наркотизм, с одной стороны, являясь высокодоходным видом бизнеса, - дополнительный канал поступления денежных средств в экономику, с другой стороны, уничтожает национальные трудовые ресурсы, пополняя ряды трудоспособного населения в России из числа мигрантов. Другая культура всегда несет с собой, в меньшей степени, настороженность местного населения, в большей, - социальное напряжение, стереотипное мнение об усугублении социальных болезней общества. В частности, проведенные социологические исследования о мигрантах свидетельствуют, что их появление ассоциируется у местного населения с криминальной деятельностью, в том числе с торговлей наркотиками, установлением своих порядков.

То есть у местного населения формируется представление о мигрантах как о людях, создающих дополнительные проблемы, усугубляющие социальные болезни общества и повышающие криминальную активность в регионе.

Анализируя названные факторы, мы попытались классифицировать ведущие из них. В основу классификации положены выделенные нами уровни, которым необходимо уделить особое внимание при организации общегосударственной профилактической деятельности.

Первый уровень по степени значимости – идеологический. Сегодня у молодежи, в силу запущенности семейного, школьного воспитания, не сформированы ценностные ориентации личной безопасности. Молодежь не понимает, что даже разовое потребление наркотических средств подтверждает факт первичной зависимости подростка от психоактивных веществ. Если один раз не отказался и попробовал или хотя бы допустил такую возможность, этого достаточно для утверждения, что личное физическое здоровье подростка, не говоря уже о здоровье его близких, а также нового поколения молодежи, является менее важной жизненной ценностью по сравнению с мотивами самоутверждения, любопытства. Главная причина такой разбалансированности поведения – это отсутствие идеологии воспитания подрастающего поколения, на основе которой необходимо разработать национальную идеологию здорового образа жизни молодежи.

Второй уровень – информационный. Он заключается в непоследовательном и неэффективном распространении медико-санитарных знаний среди населения учреждениями здравоохранения, не позволяющем сформировать представления о разрушительных воздействиях наркотиков на организм.

Немаловажной является и популяризация средствами массовой информации наркотической культуры, включающей пропаганду употребления одурманивающих веществ, как неотъемлемой части современной молодежной субкультуры. К этому уровню мы относим информационный блок воспитания в семье, в учебных учреждениях, а также информацию религиозного воспитания.

Сформированные идеологические основы национальной безопасности должны найти подкрепление на законодательном уровне. Необходимо в кротчайшие сроки устранить правовые пробелы российского законодательства в сфере незаконного оборота наркотических средств и совершенствовать законодательство в сфере профилактики.

Четвертый уровень – организационный. Факторами, относящимися к нему, являются: просчеты в осуществлении молодежной политики, выражающиеся в отсутствии эффективных форм социальной поддержки молодежи, обеспечения для них жизненных перспектив в отношении получения образования, трудоустройства, организованного досуга несовершеннолетних; невыполнение функции выявления лиц, нуждающихся в помощи государства в связи с наркозависимостью, консультирование и оказание им помощи управлениями социальной защиты; недостаточная поддержка со стороны государства общественных и религиозных организаций, потенциально способных активно противодействовать наркотизму; просчеты органов внутренних дел и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в предупреждении и пресечении активизации преступных группировок по вовлечению молодежи в среду наркоманов; недостаточный контроль органов внутренних дел и миграционных служб за миграционными процессами.

Пятый уровень – географический, реализующийся в ослаблении функции контроля над наркотиками в России силовых структур вследствие «прозрачности границ». Этот фактор – трехуровневый, мы относим его также к законодательному и организационному уровням. Иерархия расположения факторов по уровням приведена в приложениях (схема 2).

Итак, анализ теоретических основ социальной профилактики молодежного наркотизма позволяет сформулировать ряд выводов.

В основе наркотизма лежит комплекс причин, являющихся основополагающими обстоятельствами, без которых не было бы другого следствия (наркотизма). К ним относятся: биофизиологические, индивидуально-психологические, микросоциальные и макросоциальные. Основную роль среди причин наркотизма играют социальные причины, выражающиеся в негативном влиянии социального окружения: молодежная субкультура, вызывающая наркоманию; деструктивные тенденции в развитии основных общественных институтов, в рамках которых осуществляется социализация личности; социальная дифференциация и маргинализация населения; низкий уровень жизни; конфликты в семье; недостаточно эффективное воспитание, являющееся следствием нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Это основная, решающая группа причин, связанная с развитием в обществе кризисных тенденций.

Факторы же – это стимуляторы явления, результат внешнего воздействия, связанного с действием социальных сил. Поскольку стимулы носят социальный характер, правомерно говорить только о социальных факторах, представляющих собой своего рода актуализированные причины и включающих в себя элемент субъективности. В конечном итоге факторы указывают на недостаточную профилактическую работу основных социальных институтов: семьи, системы здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов, средств массовой информации, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных и религиозных организаций.

Ведущими факторами наркотизации современного российского общества являются: неэффективное семейное воспитание; просчеты в профилактической деятельности образовательных учреждений; распространение наркотической идеологии в средствах массовой информации; неэффективное распространение медико-санитарных знаний среди населения учреждениями здравоохранения; непоследовательная молодежная политика; просчеты органов внутренних дел и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в предупреждении и пресечении активизации преступных группировок, в том числе и международных, по вовлечению молодежи в наркотизм и незаконный оборот наркотиков; несовершенство законодательной базы; недостаточный контроль органов внутренних дел и миграционных служб за миграционными процессами на территории России.

ТЕМА 2. СОСТОЯНИЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОТИЗМА В РОССИИ

В настоящее время наркотизм рассматривается как глобальная проблема существования российской цивилизации и культуры.

О масштабах его распространения в стране говорят обобщенные данные силовых структур, Минздравсоцразвития России и Министерства образования и науки России. По данным министра образования и науки РФ, сегодня 6,5 миллионов россиян периодически употребляют наркотические средства, почти 4,5 % из них (2 миллиона человек) страдают наркотической зависимостью. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на медицинский учет становится только каждый 50-й наркоман. Исследования профессора С. Ревазова говорят о том, что под контроль попадают лишь 10 % больных наркоманией от их общего числа. По собственному признанию, в своей жизни хотя бы один раз пробовали наркотик 20,3% представителей возрастной группы 11-40 лет (14,5 млн. человек)1. Среди мужчин (юношей) – 27,6% (9,9 млн. человек), среди женщин (девушек) – 12,7% (4,6 млн. человек). Естественно, это ни в коем случае не является показателем наркомании, однако свидетельствует о масштабах попытки вовлечь граждан в потребление наркотиков.

Среди молодежи и несовершеннолетних в возрасте 11-24 года этот показатель составляет 20,9% (7,3 млн. человек). Сравнение данных за 2002-2004 годы по возрастной группе 11-24 года свидетельствует о серьезном сокращении за последние два года числа пробующих наркотик среди самой молодой части населения. Уровень латентности лиц, причастных к наркотизму, и больных наркоманией значительно выше и по самым скромным прогнозам экспертов равен 10-15 %. В связи с этим актуальность изучения рассматриваемой темы не вызывает сомнения.

Состояние наркомании и наркотизма в России приняло угрожающий характер. Наркомания как болезнь и наркотизм с его социальными проявлениями опасны, заразительны и трудно устранимы. Осознание этого и рассмотрение их во взаимосвязи как национальной проблемы, требующей личного участия каждого гражданина России, - одна из задач профилактической работы.

По данным парламентских слушаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по различным причинам, связанным с употреблением наркотических средств, ежегодно умирает до 70 тысяч человек. По мнению медиков, средняя продолжительность жизни наркоманов, употребляющих наркотики непрерывно и внутривенно, составляет 7-10 лет. Сделать однозначный вывод о динамике смертности от интоксикации наркотиками не представляется возможным в связи с отсутствием единых статистических данных в органах здравоохранения. В ряде субъектов России такие сведения поступают в различные здравоохранительные структуры либо статистика вообще не ведется.

Основными причинами смертности остаются передозировка и отравление наркотиками, токсическое повреждение внутренних органов и систем организма человека. Изложенная информация свидетельствует о недостаточности и малоэффективности существующих методов профилактики наркомании и о необходимости формирования новых стратегий противодействия наркозависимости.

Одной из разновидностей социальных последствий наркомании является наркопреступность. За последнее десятилетие ее численность увеличилась в стране в целом в 15 раз. В 2007 году на территории России зарегистрировано 231218 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, темп прироста к аналогичному периоду прошлого года (2006 г.) составил 9,1 %. В 2005 году уровень зарегистрированной преступности также вырос по сравнению с 2004 годом на 16,8 %. В 2007 году также на 2,1 % больше выявлено фактов сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составил 54,4 %. Актуальность профилактики наркомании и наркопреступности в России не вызывает сомнения и требует разработки и внедрения новых профилактических технологий.

Основные тенденции наркомании и наркотизма в России

Наркомания и наркотизм – проблема молодежная. Если в начале столетия мы связывали средний возраст начала потребления наркотиков в России с 14 годами, то сегодня нужно говорить о 13-12 годах. Кроме того, уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 1,5 раза выше, чем среди взрослого населения. Поэтому молодежь превращается сегодня в максимально уязвимую для наркомании и наркотизма группу населения.

Наркомания не только омолаживается, но и расширяет свои масштабы в образовательной среде. Так, в 33 субъектах РФ отмечается рост преступлений с участием учащихся и студентов образовательных учреждений, среди которых и уголовные составы, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Такой рост связан, прежде всего, со сферой занятости молодежи. Ю.А. Зубок приводит данные по изменению структуры занятости молодежи и отмечает, что занятость в сфере труда постепенно сокращается, а в сфере образования растет. По ее данным пропорционально увеличилась на 2,1 % как доля молодых людей, совмещающих работу с учебой, так и доля, совмещающих учебу с работой.

Общая тенденция перемещения молодежи из сферы труда в сферу образования несомненно является положительной, однако этот рост осуществляется и за счет продолжающегося прироста численности молодежи, который по прогнозам Госкомстата России сохранялся до 2006 года, после чего доля молодых людей трудоспособного возраста начала сокращаться. Мы сталкиваемся с потенциальным риском сокращения трудовых ресурсов, которые заполнят прибывшие в Россию мигранты.

Несмотря на то, что в Центральном федеральном округе России в 2007 году правоохранительным органам удалось добиться снижения количества совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства зарегистрированных преступлений на 1,2 % по сравнению с 2006 годом, социальная напряженность в отношении указанных категорий граждан не спадает. И связано это, с увеличением зарегистрированных преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Темп прироста в Центральном федеральном округе России в 2007 году вырос на 6, 4 % по сравнению с предыдущим годом1.

Так, почти половина этих составов совершили граждане Украины, Узбекистана, Молдовы, Казахстана, Армении, Азербайджана. В ходе проведенного нами исследования «Управление процессом профилактики молодежного наркотизма» миграция выделена одним из факторов, способствующих росту наркотизма. Какова же взаимосвязь миграции, трудовой занятости и наркотизма? Самая прямая.

Изменения мировой геополитической обстановки создали условия для осуществления устойчивой тенденции к ежегодному увеличению объемов миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. По оценкам экспертов, определенное количество въехавших в Россию остается проживать на территории нашей страны. Внешняя миграция оказывает все более заметное влияние на демографическую ситуацию страны. Она замещает естественную убыль российского населения.

«Согласно прогнозам, выполненным в 2000 году службой народонаселения ООН, из числа стран, где число жителей составляет 140 тыс. человек и более, к 2050 году население сократится в 39 раз. В этом списке Россия занимает 6 место по темпам сокращения численности населения. Ее опережают Эстония, Болгария, Украина, Грузия и Гайана. Но по масштабам потерь Россия на первом месте. Все 39 стран к середине века <…> потеряют почти 152 млн., из которых на долю России придется 41,2 млн. человек (27%), Украины – 19,6 млн., Японии – 17,9 млн., Италии, Германии и Испании вместе взятых – 34,4 млн. человек»1. Прогноз демографической ситуации предполагает численность населения страны к середине нашего столетия ниже 100 млн. человек, поэтому миграционное пополнение законопослушного населения является сегодня одним из факторов стабилизации российской демографической ситуации и требует повышенного внимания со стороны Федеральной миграционной службы, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Незаконные мигранты, приобщаясь к различным формам девиантного поведения, обостряют оперативную обстановку, повышая социальную напряженность в обществе, усложняя работу правоохранительных органов.

Нередко нарушая российские законы, незаконные мигранты зачастую входят в группы криминогенно опасных граждан, характеризующиеся различными формами девиантного поведения.

В самом широком смысле под понятием «девиантное поведение» подразумеваются любые поступки или действия, не соответствующие писанным и неписаным нормам, причём как положительные, так и отрицательные.

Итак, девиантное (лат. deviatio - отклонение) поведение - это:

1) поступок, действия человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;

2) поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя;

3) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Особую опасность среди форм девиантного поведения, проявляющихся в поведении мигрантов, представляет преступность. Ее уровень российской преступности растет и за счет преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан.

Незаконная миграция существенно влияет и на экономические основы национальной безопасности страны. К сожалению, деятельность мигрантов на территории России увеличивает незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств, влияет на рост коррупции, наркотизма, организованную преступность.

Влияние мигрантов на уровень наркотизма подтверждает общественное мнение населения, которые по результатам социологических исследований приезд мигрантов связывают с ростом преступности. Особо выделяется влияние миграционного населения на торговлю наркотиками, установление своих порядков, зарабатывание денег любым путем. В общественном сознании российского населения закрепился стереотип представления о мигрантах как о людях, создающих дополнительные проблемы, усугубляющих социальные болезни общества.

Приобщенность мигрантов к преступной деятельности, в частности к наркотизму, подтверждена полученными данными проведенного нами социологического исследования «Управление процессом профилактики молодежного наркотизма».

При ответе учителей и педагогов на вопрос «Как Вы считаете, что способствует росту наркотизма?» было предложено расставить цифры по степени значимости по следующим выделенным факторам наркотизма: «ценностные установки молодежи; несовершенство нормативно-правовой базы; просчеты в семейном и педагогическом воспитании; «прозрачность государственных границ»; работа управлений социальной защиты; недостаточная государственная поддержка общественных и религиозных организаций; нерецензируемая информация СМИ; недостатки в молодежной политике; недостаточное информирование здравоохранения; просчеты в работе силовых структур; миграционные процессы; другое». Места по степени значимости двух факторов «прозрачность государственных границ; миграционные процессы» распределились следующим образом: большинство респондентов определили фактор «прозрачность государственных границ» на 6 место (12,38%), а «миграционные процессы» - на 11 место (23,02% ответивших).

Анализ полученных результатов трактуется неоднозначно. Во-первых, в силу большого влияния перечисленных и выделенных нами в исследовании факторов наркотизма, определение значимости 6 и 11 мест у факторов «прозрачность государственных границ; миграционные процессы» в общей структуре факторов значимо. Однако, по-нашему мнению, их влияние недооценивается педагогами в силу недостаточной профессиональной подготовки к антинаркотической работе и незнанием основных антинаркотических профилактических категорий.

Другой причиной недооценки значимости влияния миграции на преступность в целом, и наркотизм, в частности, является констатируемая экспертами повышенная латентность преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Результаты анкетирования офицеров МВД России и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков менее либеральны по этим позициям.

Ежегодно уровень зарегистрированной преступности, совершаемой мигрантами, или в отношении мигрантов, на территории России растет. Этот рост обозначил общую негативную тенденцию развития криминальных явлений и процессов. Исследования показали, что к 2018 году доля преступлений иностранных граждан и лиц без гражданства, постепенно возрастая, достигнет своего пика и может составить 9 % от общего числа всех зарегистрированных на территории России преступлений4. Поэтому миграция сегодня является одним из процессов (несомненно, существенным), влияющим на рост молодежного наркотизма.

Следующей тенденцией наркомании и наркотизма является рост преступлений, совершенных организованными наркогруппами. Отмеченные тенденции свидетельствуют о недостаточности и малоэффективности существующих методов профилактики наркотизма и о необходимости формирования новых стратегий противодействия наркозависимости.

При этом специалистам, непосредственно занимающимся противодействием наркомании и наркотизму, известно, что основным местом, где осуществляется широкое приобщение к наркокультуре детей и подростков, является улица. Рост уличной преступности подтверждает и официальная статистика правоохранительных органов.

Несомненно, рост уличной преступности является негативным фактором, однако большую тревогу вызывает содержание ее структуры. По статистике правоохранительных органов прослеживается следующая тенденция: насильственные составы преступлений составляют около 50 %, к ним относятся тяжкие и особо тяжкие преступления: грабежи – 38-40 %; разбои – 5-8 %; убийства, изнасилования, причинения тяжкого вреда здоровью – 3-5 %.

Относительная легкость криминализации молодежных группировок представляет особую опасность, что связано с наличием в их образе существования ряда черт асоциального характера. Согласно данным мониторинга, проведенного в мае-июне 2006 г. Центром социального прогнозирования, совокупные годовые затраты на приобретение населением в возрасте 11-40 лет психоактивных веществ состоят из общих годовых затрат в сумме – 20,2 млрд. $, в том числе: на приобретение алкогольных напитков – 9,6 млрд. $, табачных изделий – 6,6 млрд. $, наркотических веществ - 4,0 млрд. $. Иными словами, в составе этих трех основных психоактивных веществ затраты населения на наркотики составляют всего 20%5. Что касается курения табачных изделий, то массовость этого явления в России привела к тому, что суммарная численность больных активной формой туберкулеза и имеющих злокачественную опухоль легких вполне сравнима с численностью наркобольных.

При анализе результатов опроса выявлены и другие черты асоциального характера, характерные для молодежной группы, например, «драки, разборки» сегодня также характерны для наркотизированных молодежных групп. Они являются формами проявления агрессивности личности: драки, разборки – физической, нецензурные выражения – словесной. Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях — проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей, а поскольку сегодня агрессия проявляется не только в различных насильственных действиях при совершении преступлений, а также является формой выражения экстремистских действий, агрессивное состояние молодежи – явление, важное для исследования юристами, психологами и социологами.

В специальной литературе можно встретить различное толкование понятия «агрессивность». Одни авторы определяют агрессию как поведение, содержащее угрозу и наносящее вред другим (А. Басе), как действие, которое включает в себя намерение причинить другому обиду или оскорбление (Л. Берковитц). Другие говорят об агрессии как о специфически ориентированном поведении, направленном на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и психической целостности живого организма (X. Хекхаузен).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы» (1)

    Закон
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  2. «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы» (2)

    Закон
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  3. «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» (2)

    Закон
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  4. Федеральная целевая программа "комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" (1)

    Программа
    Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации,
  5. Федеральная целевая программа "комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" (2)

    Программа
    Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации,

Другие похожие документы..