Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Председатель Студенческого совета (далее – Председатель) избирается сроком на один год тайным либо открытым голосованием. При необходимости срок може...полностью>>
'Курсовая'
Курсовая работа – один из видов учебной работы в рамках образовательной программы по специальности "мировая экономика". Курсовая работа пре...полностью>>
'Документ'
В ноябре 2001г. в г. Киеве прошла I Всеукраинская конференция старообрядцев, на которой было принято решение о создании всеукраинского объединения ст...полностью>>
'Книга'
Издание выпущено в рамках проекта «Вовлечение молодых людей в гражданскую активность с целью сохранения их здоровья и развития жизненных навыков». Пр...полностью>>

Российская федерация негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт национальной безопасности и инновационных технологий»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НАУЧНОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИКЛА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

МАТЕРИАЛЫ МЕЖВУЗОВСКОЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

5 октября 2010

Оренбург 2010

УДК 32.021 (08.11)

ББК 66.3 (2.19)

И.20

Главный редактор Б.В. Ишков - доктор экономических наук, профессор, ректор НОУ ВПО «ИНБИТ»

Редакционная коллегия:

В.А. Мельников - кандидат педагогических наук,

Н.М.Прошина - кандидат исторических наук,

О.В. Слинючева - кандидат исторических наук.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НАУЧНОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИКЛА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Сборник научных трудов содержит материалы межвузовской научно-практической конференции проведенной в октябре 2010 года. Тематики научных докладов и сообщений были отражены актуальные вопросы развития содержания ГСЭД, обогащения содержания обучения и воспитания студентов новыми идеями, развиваемые на кафедре в курсе преподавания ГСЭД, формирования общегуманитарной культуры будущих специалистов, совершенствования учебно-методического процесса в преподавании ГСЭД, разработка аксиологических основ внутренней сущности будущих специалистов.

Сборник рассчитан на научных, практических работников, преподавателей, аспирантов, студентов и слушателей высших учебных заведений.

© НОУ ВПО «ИНБИТ»

СОДЕРЖАНИЕ

Информационная справка……………………………………………………..

5

Ишков Б.В., доктор экономических наук, профессор,

ректор НОУ ВПО «ИНБИТ»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА……………………………………………………………………

6

Хрипун В.И., кандидат философских наук ННОУ ВТУ

ФИСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………...

16

Семенов Ю.В., преподаватель НОУ ВПО «ИНБИТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН………………………………………….

20

Мельников В.А., кандидат педагогических наук, доцент,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………...

23

Дудко А.В., кандидат педагогических наук, начальник отдела

научной и исследовательской работы ОВЗРУ.ДУХОВНЫЕ

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ………………………………….

26

Мирошниченко Н.Г., кандидат педагогических наук, доцент,

заместитель начальника ОВЗРУ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ………………………………...

29

Первая секция: «СОВРЕМЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ И

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»………………………………………..

34

Шухлина О.В.., проректор по учебно-методической работе НОУ ВПО «ИНБИТ».

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ………………………………………………………………….

34

Лутцев М.В., кандидат философских наук, преподаватель, ОВЗРУ

РОЛЬ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ……………………..

36

Куренкова Ю.О., кандидат исторических наук, старший

преподаватель, ОГПУ. РОЛЬ ГУММАНИТАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО

ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ……………………………………………….

56

Гришакова Л.В., кандидат исторических наук, ОГАУ.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ХОДЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………….

58

Касаткин С.М., кандидат педагогических наук, преподаватель,

ОВЗРУ. СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ………………….

64

Вторая секция: «ПРЕПОДАВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ И

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ»………………………………..

67

Овсянникова Т.Б., проректор по административной и социальной работе НОУ ВПО «ИНБИТ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ГУМАНИТАРНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ………………………………………………………………..

67

Дунаев А.В., кандидат юридических наук, преподаватель НОУ ВПО «ИНБИТ»

ОБ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДАХ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН…………………………

69

Шендина Т.М., старший преподаватель ОВЗРУ.

О ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»……………………………………...

72

Щудро И.А., кандидат технических наук, доцент,

начальник кафедры программного обеспечения и

информационных технологий, ОВЗРУ.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………………………………

74

Попова М.Н., преподаватель НОУ ВПО «ИНБИТ»

РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ……………………..

76

Коледова А.В., начальник учебно-методического отдела, преподаватель НОУ ВПО «ИНБИТ

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ………..

80

Информационная справка по итогам межвузовской научно-практической конференции: «Пути совершенствования содержания, научного и учебно-методического обеспечения цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в целях формирования и развития

профессиональной компетентности будущих специалистов».

Межвузовская научно-практическая конференция состоялась 5 октября 2010 г. на базе негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт национальной безопасности и инновационных технологий»

В работе межвузовской научно-практической конференции принимали участие руководящий и профессорско-преподавательский состав НОУ ВПО «ИНБИТ», ученые ВУЗов г.Оренбурга (ОВЗРУ(ВИ), Оренбургского государственного университета, Оренбургского государственного аграрного университета, Оренбургского государственного педагогического университета, Оренбургского филиала Самарской академии путей сообщения).

Межвузовская научно-практическая конференция включала в себя:

  • Проведение пленарного заседания ,на котором с докладом выступали 6 человек;

  • Работа в секциях:

секция №1: «Современное гуманитарное и социально-экономическое образование: проблемы и перспективы» ( руководитель секции – проректор по учебно-методической работе НОУ ВПО «ИНБИТ» Шухлина О.В.);

секция №2: «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин: совершенствование методики»(руководитель секции – начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОВЗРУ, кандидат педагогических наук, доцент, полковник Мельников В.А.)

С научными сообщениями выступили 9 человек.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ишков Б.В.

доктор экономических наук, профессор,

ректор НОУ ВПО «ИНБИТ»

Характеристика – это функциональная взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженная содержательно или аналитически.

Управление – достаточно распространенный в последнее время, но не стандартизированный в общем смысле термин. В различных источниках содержаться его многообразные определения. По мнению В.Ю. Кречевского, существуют не менее 80 различных определений понятия управления. Под управлением в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных, педагогических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, реализацию целей развития системы. Управлением в узком смысле называют сами организационные структуры и административные органы, подразделения, осуществляющие управленческие функции. В математической теории оптимальных процессов управление понимается как процесс целенаправленного перевода некоторой управляемой подсистемы (объекта управления, из одного состояния (начального) в некоторое другое (конечно желаемое) состояние путем воздействия на нее управляющей подсистемой субъекта управления).

Управление качеством образовательного процесса мы определяем как целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность руководящего состава педагогов, и обучаемых по реализации воздействия на образовательный процесс в целях достижения соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускников ВУЗа нормам, установленным образовательными стандартами и квалификационными требованиями к специалистам. В современной педагогической литературе имеется достаточно большое число других формулировок термина «воздействия»

Характеристика – это функциональная взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженная содержательно или аналитически.

Управление – достаточно распространенный в последнее время, но не

стандартизированный в общем смысле термин. В различных источниках содержаться его многообразные определения. По мнению В.Ю. Кречевского, существуют не менее 80 различных определений понятия управления. Под управлением в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных, педагогических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, реализацию целей развития системы. Управлением в узком смысле называют сами организационные структуры и административные органы, подразделения, осуществляющие управленческие функции. В математической теории оптимальных процессов управление понимается как процесс целенаправленного перевода некоторой управляемой подсистемы (объекта управления, из одного состояния (начального) в некоторое другое (конечно желаемое) состояние путем воздействия на нее управляющей подсистемой субъекта управления).

Управление качеством образовательного процесса мы определяем как целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность руково-дящего состава педагогов, и обучаемых по реализации воздействия на образо вательный процесс в целях достижения соответствия уровня профессиона-нальной подготовленности выпускников ВУЗа нормам, установленным образовательными стандартами и квалификационными требованиями к специалистам. В современной педагогической литературе имеется достаточно большое число других формулировок термина «воздействие»,отражающих позицию исследователя на характер отношений между управляющей и управляемой подсистемами (взаимодействие, согласование, понимание, поддержка и т.п.). Наиболее удачными, на наш взгляд, является определение В.Ю.Кричевского, рассматривающего управление в педагогических системах как согласование субъект – субъектных отношений и действий. Такое понимание управления наиболее близко нашему представлению о факторах, определяющих выбор целей управления на основе согласования с целями вышестоящей организации, потребностями общества и личности, возможностям по их достижению и т.д. Вместе с тем, мы сознательно употребляем термин воздействие в определении управления качеством образовательного процесса. Соображения, которыми мы при этом руководствуемся, следующие.

Во-первых, все вновь вводимые понятия ( взаимодействие, согласование и т.д.) являются лишь формами организации управляющего воздействия и обратной связи. Термин воздействия имеет в данном случае обобщающий, собирательный смысл.

Во-вторых, различные формулировки отражают видение исследователем желательного (идеального), но не всегда реализуемого на практике характера отношений между субъектом о объектом управления. Термин воздействие определяет все возможные реализации этих связей.

Кроме того, основным контуром управления, в наибольшей степени

определяющим его эффективность, является внутренний контур (саморазви-

тие обучаемых, совершенствование педагогов), где субъект управления выступает одновременно и с его объектом. В этом случае употребление тер-

мина воздействие также представляется более приемлемым. Под системой управления качеством образовательного процесса в вузе понимается комплекс средств и способов организации деятельности управляющей и управляемой подсистем, который обеспечивает целенаправленное изменение образовательного процесса с целью придания ему свойств, гарантирующих удовлетворение общественных и личных потребностей и государ-ственных требований по подготовке специалистов с заданными показателями качества.

Данное определение позволяет сформулировать перечень условий, без осуществления которых ни о каком управлении речь вообще идти не может.

  1. Это наличие ясно сформулированной цели управления и критериев

ее достижения ,определенные до начала процесса управления.

  1. Наличие достоверной информации обо всех состояниях, целях, сре-ствах и условиях функционирования каждого элемента

педагогической системы.

3. Возможность изменения показателей качества образовательного процесса на любом этапе управленческого цикла.

4.Наличие некоторого перечня альтернативных путей достижения це-

лей – методов ( технологий) управления или формализованного способа построения и перебора этих альтернатив.

5.Возможность достаточно полной оценки последствий осуществления каждой из альтернатив, в том числе и с точки зрения ее соответствия или несоответствия существующим ограничениям.

Следует, кроме того, определить совокупность условий,обеспечиваю-

щих продуктивное управление качеством образовательного процесса в вузе.

Такими условиями являются:

  • научно-методическая обеспеченность системного управления качеством образовательного процесса,

  • выявление закономерностей и принципов управления и их реализованность в деятельности вузов

  • изменение ведущих функций высшей школы, усиления воспитательных и развивающих аспектов образования;

  • расширение инновационной деятельности,

  • внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, приводящих к его качественному обновлению;

  • включенность преподавателей вузов в инновационную деятельность, стимулирование и организация административной и общественной поддержки стремления педагогов к совершенствованию профессионального мастерства,

  • повышение личной ответственности педагога за качество результатов образования;

  • создания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, отражающих специфику подготовки специалистов и определяющих нормативные требования к качеству результатов образования;

  • совершенствование механизмов аттестации преподавательского состава, педагогических коллективов и вузов в целом.

Разработка целостной системы действий по управлению качеством образовательного процесса предполагает: выявление о объяснение основных закономерностей этого процесса, характера и механизмов формирования от-

ношений между субъектами объектами, возникающие в ходе управления,

организации и их взаимодействия, формирование соответствующих целей и

функций управления; его принципов и методов, также специфических осо-

бенностей реализации каждого из них; выявление характера их связей друг с другом и со всей деятельностью по управлению в целом.

В.В. Окрепилов сформулировал, в частности, следующие основные за-

кономерности управления качеством: единство системы управления; соотно-

сительность управляющей и управляемой подсистем; оптимальное сочетание

централизации и децентрализации в управлении.

Поясним значения основных категорий управления. В общенаучном

смысле принципы есть центральное понятие, основание системы,представ- ляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явле-

ния той области, из которой данный принцип абстрагирован.

При переходе от эмпирических к строгим формальным описаниям и

математическим моделям управления качеством образовательного процесса к

принципам управления предъявляются дополнительные требования. Общая

тенденция состоит в том, что положения, отражаемые в содержании принци-

пов, должны позволять обеспечивать их интерпретацию в виде конкретных

качественно-количественных характеристик, поддающихся выявлению и из-

мерению.

Под принципами управления качеством образовательного процесса

следует понимать совокупность основных руководящих положений (правил),

практическое выполнение которых обеспечивает выявление всех факторов,

определяющих качество решения, а также количественную оценку решений в

области управления образовательным процессом с помощью принятий сис-

темы критериев и показателей его качества.

Классификацию принципов управления качеством можно осуществить

по целому ряду оснований:

Принципы формирования системы управления качеством: системно-

целевой; иерархичности; целостности; эволюционное.

Определяют требования к системе управления качеством (устойчи-

вость, адаптивность, открытость, рациональность).

Принципы управления качеством: плановости; эффективности; опти-

мальности.

Определяют требования к качеству (соответствие требованиям потре-

бителя, соответствие стандарту, измеряемость ).

Принципы формирования процесса управления качеством: неприрыв-

ности, цикличности, динамичности, оптимальности.

Определяют требования к процессу управления ( оперативность,эф-

фективность, экономичность, прогностичность ).

В системе управления качеством ключевой категорией является каче-

ство (интегральное свойство) объекта управления. Поскольку свойства лю-

бой системы определяются в первую очередь ее структурой, а не свойствами

отдельных элементов, постольку в ранг принципов целесообразно вводить

такие требования, руководящие положения, выполнение (или невыполнение)

которых можно выявить (обеспечить) при формировании структуры системы

управления качеством. Следовательно, принципы управления качеством об-

разовательного процесса представляют собой, по существу, наиболее общие

требования к решению следующих взаимосвязанных задач:

описание управления качеством образовательного процесса в вузе как

системы, реализация системно-целевого подхода при формировании его

структуры и функций;

построение иерархической структуры системы управления качеством

образовательного процесса;

построение структуры оценки управления качеством образовательного

процесса (формирование критериально-оценочной базы);

разработка технологии управления качеством образовательного про-

цесса, определяющей основные требования к организации и методам управ-

ления.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская федерация негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Документ
    «Военно-исторические чтения, посвященные 65-летию Победы советского народа в годы Великой Отечественной войны, проводятся с целью объединения студентов высших и средних учебных учреждений, преподавателей, ветеранов, тружеников тыла
  2. Отчет о результатах самообследования Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Публичный отчет
    Самообследование Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт юриспруденции» (далее – НОУ ВПО «Московский институт юриспруденции») проводилось на основании решения Ученого
  3. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (14)

    Документ
    Рабочая тетрадь предназначена для студентов очных и заочных отделений, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Менеджмент организации».
  4. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский психолого-социальный институт” Договор n на оказание платных образовательных услуг

    Документ
    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный институт», действующее на основании лицензии, Серия А № 268558 от 07.
  5. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский институт высшая школа приватизации и предпринимательства» Кафедра бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита курс (Конспект)

    Конспект
    Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйство­вания, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Другие похожие документы..