Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Создание базы для освоения основных понятий и методов современной математики. Освоение курса «математический анализ» позволит студентами самостоятельн...полностью>>
'Автореферат'
Специальность: 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – пр...полностью>>
'Документ'
Постановление Правительства Хабаровского края от 30.01.2007 № 9-пр «О Прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 ...полностью>>
'Документ'
Библиотеки являются неотъемлемой частью городской социокультурной среды, предоставляя свободный доступ всех слоев населения к информации, организовыв...полностью>>

Построение программы исследования это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа

Главная > Изложение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Рабочая книга социолога. – М., УРСС, 2003 (3-е изд. испр.)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Постановка проблемы. Цели и задачи исследования

Место и роль программы в социологическом исследовании. Социологическое исследование начинается с разработки программы. От степени научной обоснованности этого документа в значительной мере зависит результативность проводимых социологических исследований. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом исследовательских процедур — сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций.

Построение программы исследования это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа научный документ, отвечающий ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое целое. Ее составление предполагает осуществление следующих процедур: постановку проблемы; определение объекта и предмета исследования; описание целей и задач исследования; интерпретацию основных понятий; формулировку рабочих гипотез; разработку стратегического плана исследования; описание методов сбора данных; описание схемы анализа данных.

Программой социологического исследования определяется его структура, призванная, во-первых, обеспечить перевод исходных положений социологической науки па язык операциональных определений и процедур исследования; во-вторых, наметить пути теоретического обобщения эмпирических данных с таким расчетом, чтобы вновь полученные факты могли служить дальнейшему развитию марксистско-ленинской социологии и выработке практических рекомендаций в области социального управления.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, научного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. Плохо обоснованное с теоретико-методологической точки зрения социологическое исследование приводит к неубедительным теоретическим выводам, к неэффективным практическим рекомендациям и часто совершенно не оправдывает значительных материальных ресурсов, затрачиваемых на его проведение.

Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Непосредственным поводом к проведению практически ориентированного социологического, исследования служит реально возникшее противоречие в развитии социального организма. Так, речь может идти о противоречии между социальной и профессиональной ориентации молодежи, закончившей среднюю школу, и потребностями общества, в том числе конкретными потребностями данного населенного пункта, предприятия.

Реальные жизненные противоречия создают социальную, проблемную ситуацию, для решения которой необходимы дальнейшее развитие социологического знания и соответствующие управленческие решения. Проблемная социальная ситуация более или менее точно отображается в научной проблеме, в которой фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества и его организаций в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий. Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено. Не всегда социальная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания. В этих случаях необходимо проведение определенных теоретических и прикладных исследований, направленных на получение нового знания в форме тех или иных теоретических выводов {теоретическая ориентация исследования) и практических рекомендаций (прикладная ориентация). Часто теоретически ориентированное исследование не дает материала для немедленных практических рекомендаций. А в практически ориентированном социологическом исследовании для выработки практических рекомендаций используются старые знания. Но обычно старых знаний оказывается недостаточно. Поэтому, как правило, эмпирическое социологическое исследование является смешанным: в нем решаются пак практические, так и научные проблемы. При рассмотрении, например, проблемы текучести кадров социологическое исследование будет ориентировано как на изучение социальных факторов, порождающих это явление, так и па разработку системы мер для устранения или изменения направленности действия этих факторов. В первом случае в центре внимания научный аспект проблемы, во втором — практический.

Невозможность решения социальной проблемы имеющимися средствами создает прецедент обращения к науке. Последняя располагает средствами изыскания возможностей для разрешения противоречий, возникающих в социальных системах. Сам факт такого обращения выступает как социальный заказ. Если не удается выполнить этот заказ на основе старых знаний, то появляется необходимость в научном поиске новых, еще неизвестных социальных закономерностей для получения дополнительных знаний, которые можно было бы использовать для решения социальных проблем.

Научная и практическая проблемы. Проблемная ситуация, возникающая в процессе практической деятельности того или иного социального института или организации, не всегда выливается в научную проблему. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме, о поиске способов приложения старых знаний и уже имеющихся средств. Особенностью решения научных проблем является получение нового знания, причем в этих проблемах как правило, сочетается практический аспект с научным. Единство научного и практического подходов к исследованию находит свое воплощение в постановке центральных вопросов проблемы. Например, проблема текучести кадров в сущности сводится к двум центральным вопросам: что заставляет людей менять место работы и как избежать излишней текучести кадров.

Итак, решить научную проблему — значит получить новое знание, создать научную модель, объясняющую то или иное социальное явление. На основе этого знания вырабатываются рекомендации для решения социальных проблем.

Промежуточное звено между проблемой и теоретической моделью — гипотеза. Гипотезой руководствуется социолог на протяжении всего исследования. Формулировка гипотезы зависит от проблемы,— следовательно, постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает содержание будущей теоретической модели через гипотезу.

Важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Для этого социолог должен обладать широким научным кругозором и глубоким знанием жизни, уметь сопоставлять возникающие перед ним проблемы со всем объемом имеющегося социологического знания и находить им соответствующее место в системе этого знания.

Не всегда удается ясно и четко сформулировать научную проблему в начале составления программы исследования. В этом случае проблема намечается лишь в общих чертах, а при дальнейшей разработке программы ее формулировка уточняется.

Цели и задачи социологического исследования. Решение социальной проблемы направлено на достижение тех или иных целей, среди которых можно назвать повышение эффективности и производительности труда, улучшение условий труда и быта коллектива предприятия (организации, учреждения), населения региона, области, города, села.

Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное Исследование.

Если цели социологического исследования не вполне ясны ученым и представителям тех организаций, которые обратились к ним социальным заказом, могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Чтобы избежать конфликта и вместе с тем сохранить комплексный характер социологического исследования, в программе разрабатывается четкая система основных и неосновных задач.

Логика социологического исследования обусловлена содержанием проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном исследовании прежде всего решаются научные (основные) задачи. В практически ориентированном исследовании практические задачи являются основными, а научные — неосновными.

Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т. д. При научной или практической ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать па материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же самые данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения. Но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

2. Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования и единица наблюдения. Объект социологического исследования деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.

При описании объекта социологического исследования, должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая и т. д.), временные границы. Наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования дайной социальной системы, пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности.

Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства, с его сезонным характером (рыболовецкое, сельскохозяйственное и т. д.). При этом определяется период социологического исследования, связанный с циклами производства (рабочая смена, рабочий, день, рабочая неделя, месяц).

Если объектами социологического исследования являются деятельность людей и условия этой деятельности, то единицами наблюдения, как правило, выступают носители этой деятельности — люди.

Единицей наблюдения в социологии; называется тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации. При этом важно различать единицы наблюдения, о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения, от которых поступает информация (единицы сбора).

Социологическое исследование может включать различные по своим характеристикам единицы наблюдения. Так, в исследовании текучести рабочей силы на промышленном предприятии можно выделить такие единицы наблюдения, как «выбывшие рабочие», «вновь поступившие рабочие», «работающие в настоящее время на предприятии». Первые социологические исследования по текучести рабочей силы, проведенные в СССР, концентрировали свое внимание только на «совокупности выбывших рабочих». Позднее в поле внимания социологов оказались и другие единицы наблюдения, изучение которых позволило углубить представление о факторах влияющих на текучесть рабочей силы, и выявить так называемую потенциальную текучесть.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное для решения какой социальной проблемы выбран. Так, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, отдельного населенного пункта. Предметом является миграция — переселение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) — оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задачи (то, что делается ради достижения цели или приближения к ней)—нахождение наилучших путей этой оптимизации (для практически ориентированного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретически ориентированного исследования).

Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом становятся те стороны, которые содержат эти характеристики.

Предмет социологического исследования в конечном виде представляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы выступают в исследовании различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т. д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и т. д. Представление предмета исследования в виде конечного набора взаимосвязанных факторов безусловно является известным упрощением.

Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или структуру предмета исследования. Структура означает организованность элементов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют ее иерархию. Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и развития.

Один и тот же объект можно описать по-разному. Решение этого вопроса в каждом частном случае определяется социальной проблемой и целями социологического исследования. А от того, какие будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, и выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).

Системный анализ объекта социологического исследования. Одна из задач начального этана социологического исследования заключаетея в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание социального объекта как целостной системы. Это требует предварительной — осуществляемой в начале исследования — фиксации определенных элементов и связей, характерных для изучаемого объекта.

Социальный объект рассматривается с двух сторон — как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он является элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями. Во втором случае он характеризуется внутренними связями.

Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится как бы заместителем исследуемого объекта. Опираясь на системный анализ, социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, его внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о_ механизмах его функционирования и развития.

Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта. Например, «Схематическое представление о механизме индивидуального акта добровольной миграции из села в город» раскрывает сложное взаимодействие следующих факторов, влияющих на принятие индивидом решения относительно миграции из села в город: внешних стимулов миграции, внешних стимулов стабилизации, объективных возможностей, внешнего идеологического воздействия на индивида, его информированность, миграционного поведения других представителей сельского населения, структуры личности индивида, внутренних побуждений (или мотивов) миграции или стабилизации, отношения к миграции и, наконец, жизненной ситуации индивида.

Учитывая, что при построении указанной модели используются социологические понятия, а также то, что сама она имеет определенную категориально-логическую структуру, данную модель называют также концептуальной.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Путь эмпирического исследования от гипотетической модели изучаемого объекта к результатам исследования, а от них снова к гипотетической модели, но уже эмпирически обоснованной, «переконструированной» в соответствии с результатами наблюдения и измерения является реальным воплощением в практике эмпирических исследований всеобщего метода построения научного знания — метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Краткое описание этого метода применительно к эмпирическим исследованиям может прояснить их общую логическую структуру.

Понятия «абстрактное» и «конкретное» имеют здесь специфическое содержание. Абстрактное — это сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое, неразвернутое. Конкретное — это целое, состоящее из многих частей, сторон, нечто многостороннее, развитое, развернутое. Абстрактное так же, как и конкретное, может быть как мысленным, так и чувственным- Чувственно конкретное — это мир чувственно данного. В нашем случае — это изучае-. мый социальный объект, исходный пункт социологического исследования. Оно дано в созерцании, в образе «живого целого». Именно с «образа целого» и начинает исследователь. Это начало движения от конкретного к абстрактному,— движения, которое является обязательным условием дальнейшего перехода от абстрактного к конкретному. Здесь осуществляется переход от чувственно конкретного, данного в созерцании, в образе целого, к мысленным абстракциям.

Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. В результате этого расчленения социолог должен получить такие мысленные абстракции, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретации или, говоря иначе, перевести в эмпирические показатели. С гносеологической точки зрения эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной абстракции и чувственных данных. Именно через них осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и обратно. Система эмпирических показателей очерчивает ту эмпириче-

1 Миграция сельского населения/Под ред. Т. И. Заславской. М., 1970, с. 27.

скую область, область чувственно конкретного, которая является объектом исследования. Эмпирические показатели являются как бы представителями социальной реальности, недоступной непосредственному наблюдению и измерению, скрытой за чувственными данными. Эта реальность «схватывается» опосредованно через наблюдение и измерение.

Эмпирические данные, полученные в результате исследования, несут в себе повое знание о реальности. Это знание является результатом осуществляемого в процессе исследования взаимодействия чувственности и мышления. Эмпирические данные осмысливаются, подвергаются теоретической интерпретации путем их включения в специальную, а затем и общую социологическую теорию. Таким образом осуществляется переход от эмпирического знания к теоретическому.

Мысленные операции, социолог совершает, ориентируясь на тот образ целого, который он сформировал в начале исследования. Благодаря этому образу и осуществляется связь мысленных абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта, в единое многостороннее целое, мысленно конкретное во всем богатстве его определений. Мысленно конкретное в отличие от чувственно конкретного является не исходным пунктом исследования, а его результатом. Процесс познания, таким образом, осуществляется двумя взаимосвязанными путями: «На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором-пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления»2.

В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной гипотетической модели изучаемому объекту.

3. Интерпретация и операционализация понятий

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставление теоретических положений с эмпирическими данными в целях дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.

Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором — эмпирическое.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 727. 118

Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических терминов.

Прямой эмпирической интерпретации, через «правила обозначения», подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые выступают в качестве «представителей* системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через «правила вывода») терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями-

Одним из «правил обозначения» является операциональное определение. Операциональное определение —■ это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии, В простейшем случае — это указание эмпирического показателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных зависимостей.

С онтологической точки зрения эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Наблюдение и измерение, таким образом, осуществляются через систему специально разработанных эмпирических показателей, которые позволяют сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках отдельного социологического исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Так, социологическое понятие «отношение к труду» нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь косвенным путем. Его можно разложить на три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии. Последнее из этих понятий — «отношение к работе» — также можно разложить на ряд характеристик. Это объективные характеристики отношения к работе (производительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операциональные определения.

Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентации — мнение — фиксируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель инициативности — число рационализаторских предложений — фиксируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпирического показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от тех исследовательских средств («приборов» наблюдения и измерения), которыми располагает социолог.

Граница операциональных определений. Операциональные определения не отражают всего значения теоретического термина социологической теории. Более того, не все понятия поддаются операциональному определению даже частично. Одно и то же теоретическое понятие может получить несколько эмпирических интерпретаций. Это значит, что оно имеет различные операциональные критерии применения, работающие в разных исследовательских; ситуациях. Само по себе теоретическое понятие имеет некоторое независимое от операциональных определений и невыражаемое в них значение.

Исходные понятия, с которыми, как правило, имеют дело социологи, уже как-то определены посредством неоперациональных определений. Последние их только дополняют, давая возможность приступить к исследованию. Особенность операциональных определений заключается в том, что они ограничены областью чувственных данных наблюдения и эксперимента. В этом их достоинство и недостаток. Достоинство в том, что они дают возможность исследователю опереться на наблюдение и эксперимент как особые виды научной практики. А недостаток в том, что они не раскрывают всего содержания научных понятий и должны быть дополнены другими определениями.

Операционализация понятий в социологическом исследовании. One рационализация понятий это специфическая научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Это не только переход от одного типа знания к другому, теоретического к эмпирическому, но и переход от одного средства получения знания к другому, от концептуального аппарата исследования к его методическому инструментарию.

Независимо от предмета исследования, будь то управление и планирование, социальное развитие трудового коллектива, социальная структура советского общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение или образ жизни, любая программа, связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Более того, указанная процедура является обязательным условием построения системы социальных показателей — исключительно важной для социологов задачи, связанной с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов.

Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение — это прежде всего логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Это разработка новых средств фиксации данных — индексов и шкал, то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это поиск эмпирических показателей, а не их использование.

Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятия в показатели (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый показатель — взаимные выборы — и средство регистрации — простой подсчет.

Многие социологи-практики представляют себе перевод понятий в показатели как перечисление полного набора признаков, характеризующих изучаемый объект. Иногда полагают, что результатом такого перевода должна быть совокупность существенных признаков. Однако образовать систему эмпирических показателей — это вовсе не значит найти совокупность признаков, хотя бы и существенных.

Указанное истолкование процедуры перевода понятий в показатели, во-первых, оставляет вне поля зрения проблему средств фиксации признаков изучаемого объекта и тем самым не обеспечивает возможности сбора эмпирических данных, а во-вторых, значительно упрощает структуру часто довольно сложных социологических понятий, сводя ее к набору признаков. Однако сформировать систему показателей — это значит указать не только эмпирические показатели (в роли которых в социологическом исследовании могут выступать существенные или отличительные признаки), но и средства их фиксации — индексы и шкалы. Кроме того, для построения системы показателен сложных социологических понятий требуется разработка промежуточной концептуальной модели, в которой каждая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде совокупности существенных отношений.

Концептуальная модель. При построении концептуальной модели социолог не всегда опирается па концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Может быть так, что теории еще нет и вопрос о ее создании только ставится. Тогда социолог может опираться на специально построенную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме того, оп может опираться на свои чисто интуитивные представления, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут, быть оформлены в рабочую концепцию.

Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпирических показателей. Показатели в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования, замещающие реальные объекты оперирования — фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и- представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из классификационных, сравнительных или количественных переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным "понятием.



Приведем пример из современной практики социологических исследований. Во всесоюзном исследовании «Показатели социального развития советского общества» вводится концептуальная модель, фиксирующая процессы социального развития общества зрелого социализма по таким определяющим общностям, как промышленный рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. Па этих объектах прослеживаются объективные законы функционирования и развития социалистического общества и механизмы их действия.

Концептуальная модель предмета исследования является показателем его научной разработанности и обоснованности. Там, где исследователь исходит из содержательной концептуальной модели, достигаются и наиболее социологически значимые результаты.

Механизм действия социальных законов в конечном счете отражает взаимодействие всех базисных и надстроечных факторов социалистического общества, его производительных сил и производственных, отношений (схема 2).

Развитие социальной структуры общества в условиях социализма есть управляемый планомерный процесс, осуществляемый в рамках экономической, социальной, культурной политики государства, определяемой на долгосрочную перспективу.

Социальная политика может оказывать как прямое, так и опосредованное воздействие на социальную структуру. Прямое воздействие связано с крупными общественными преобразованиями и ведет к коренному изменению социальной природы и облика классов и социальных групп. Опосредованное воздействие осуществляется через планомерное и постепенное изменение всей системы производственных, политических и идеологических отношений, которые обусловливают условия Жизни и деятельности социалистических классов и социальных групп.

Систематически воздействуя на условия жизни и деятельности классов н социальных групп, общество оказывает существенное влияние на семью и личность, включенные в эти группы, хотя степень и эффективность этого влияния зависят от множества индивидуальных факторов, и в первую очередь от системы потребностей и ориентации семьи, данного индивида.

В процессе изменения социальной структуры и сближения общественных групп через развитие производительных сил и производственных отношений можно выделить следующие направления: изменение содержания труда (его субъективного и объективного элементов — развитости самой рабочей силы, структуры рабочих позиций, технического базиса и функций труда); изменение общественного характера труда (уменьшение социально-экономической неоднородности физического и умственного труда!), изменение условий политической, культурной, образовательной деятельности социальных групп.

Система деятельности (материальной и духовной), условий деятельности (производственных и внепроизводственных), потребностей и оценок (ориентации) социальной группы образует в своей совокупности механизм, посредством которого социальная группа воспринимает планомерное воздействие общества и реагирует на это воздействие.

На изменение социальной структуры, на усиление интеграционных процессов оказывает воздействие планомерное развитие производительных сил, материально-технической базы социалистического общества. Развитие материально-технической базы является составной частью расширенного общественного воспроизводства, которое проявляется в форме развития и изменения технико-технологических условий труда.

Другим направлением воздействия является система общественных отношений. В.И. Ленин различает материальные общественные отношения и идеологические. К материальным относятся производственные и бытовые отношения, к идеологическим — политические, культурные и другие отношения. На базе общественных отношений формируется целая совокупность социально-экономических и культурных условий жизнедеятельности. Это прежде всего социально-экономические и морально-психологические условия труда, условия политической, внепроизводственной, культурной и иной деятельности.

Совокупность технико-технологических и социально-экономических условий труда, быта, культуры является фундаментом, на котором базируется жизнедеятельность конкретной социальной группы. Условия жизни, сама деятельность и взаимосвязанные с ними социальные потребности группы охватывают в своей совокупности образ жизни классов или социальной группы.



Последним уровнем рассмотрения является личность « ее системой потребностей и ориентации. Воздействие социалистического общества на личность опосредовано целой системой социально-экономических и технико-технологических условий, образом и качеством жизни общественной группы, на которую ориентируется личность. Удовлетворенность личности своим трудом и социальным положением определяется системой ее потребностей и ориентации и обусловливает, в свою очередь, механизм выбора профессии и социальной группы, пребывание в своем слое или перемещение в другие слои. В своей совокупности социальная активность индивидов проявляется в деятельности социальной группы, осуществляемой по трем направлениям — производственному, социально-политическому и внепроизводственному (включающему быт, культуру и образование).

Деятельность социальной группы оказывает обратное воздействие на технико-технологические и социально-экономические условия. Оно осуществляется:

а) на уровне самой группы как самоизменение производственных, социальных, политических и культурных условий ее деятельности;

б) на уровне более крупного общественного разделения труда как изменение содержания физического и умственного труда;

в) на уровне социального воспроизводства как изменение технико-организационного содержания и социально-экономического характера труда конкретной социальной группы.

Социальное воспроизводство осуществляется при тесном взаимодействии всех основных общественных процессов — экономических, демографических, политических и идеологических. Эти процессы, регулируемые системой социального управления, направлены на преодоление существенных социальных различий и всемерное развитие социальной интеграции.

Социальное развитие рабочего класса и интеллигенции выступает как результирующий процесс социального управления и деятельности, социальной активности групп и индивидов, их изменения в процессе революционной практики коммунистического строительства.

Иерархия показателей социального развития. Показатели функционирования и развития общества составляют в своей совокупности систему показателей социального планирования. Последняя подразделяется на показатели социальных целей (контрольные), показатели социальных средств и ресурсов, показатели, социальной эффективности (итоговые). Эта же система может быть развернута по уровням управления и структурированности общества. Тогда она принимает следующий характер (схема 3).

I. Управление развитием общества. На этом уровне принимаются решения о долгосрочных и среднесрочных (директивы съездов, законы о планах экономического и социального развития) стратегических целях развития общества. В директивных документах показатели целей развития формируются в количественном выражении как контрольные показатели на пятилетку в общесоюзном и региональных масштабах.

II. Уровень развития производительных сил и общественных отношений. Вся созидательная деятельность КПСС и Советского государства направлена на планомерное и пропорциональное развитие научной материально-технической базы общества и объективно сложившихся общественных отношений как основы функционирования и развития классов и социальных групп. Исторический опыт свидетельствует, что в планомерности и пропорциональности развития производительных сил и соответствующих их уровню производственных и других общественных отношений — ключ к социальному развитию и прогрессирующему сближению классов и групп. В концептуальной модели выделяются четыре категории: производительные силы (соотносимые с содержанием труда); производственные отношения (соотносимые с характером труда, формами собственности, разделением труда); бытовые отношения (соотносимые с социальными типами семьи); другие общественные отношения (политические, правовые, образовательные, культурные и т. д.). По выделенным блокам группируются показатели средств развития, которые содержатся в общесоюзной статистике (такие, например, как степень механизации и автоматизации производства, распределение занятого населения по формам собственности, разделение классов и социальных групп по родам и видам занятий, их средний реальный доход, бюджет их семей, участие в общественном управлении, уровень образования и культурного потребления и т. д.).

III. Уровень регионально-отраслевого развития. На этом уровне вступают в силу не средние статистические показатели страны в целом, а дифференцированные по регионам и отраслям производства. Эта дифференциация обусловлена исторически сложившейся и исторически преодолеваемой неравномерностью развития материально-технической базы отраслей производства и социально-экономического, материально-бытового и культурно-образовательного развития регионов страны: Значительные отклонения дифференцированных показателей от показателей среднестатистического общесоюзного уровня требуют рассмотрения их в качество показателей ресурсов развития, требующих либо значительной интенсификации, либо стабилизации. По каждому показателю ресурсов развития можно выделить три уровня — минимальный, средний (по Союзу) и максимальный (характерный для наиболее социально продвинутых регионов страны)- Движение во времени от минимального к максимальному уровню раскрывает, в строгом смысле слова, ресурсы социального развития.

IV. Уровень поселений и трудовых коллективов. На этом уровне выделяются показатели: технико-организационного содержания труда (развитость рабочей силы, выраженная в квалификации и качестве подготовки к труду; требования рабочей позиции к расходованию рабочей силы — физические и умственные, творческие и рутинные, организаторские и исполнительские затраты труда; технический базис труда — ручного, механизированного, автоматизированного; функции труда по отношению к материальным или информационным системам производства); социально-экономического содержания труда (заработная плата, общественные фонды); социально-гигиенического содержания труда (комфортность среды, тяжесть труда); социально-бытовых условий (потребление, жилье, структура внерабочего времени), политических и культурных условий (общественно-политические, образовательные, культурные).

V. Уровень первичной социальной группы. На этом уровне (бригада, семья,) выделяются показатели условий деятельности и мотивации, раскрываемые в понятиях «производственные», «внепроизводственные», .«общественно-политические» и «культурно-образовательные условия» деятельности и мотивации. Движение по уровням I—V представляет модель социального механизма опосредованного воздействия общества в целом на общественную группу вплоть до ее первичной ячейки. Эта модель обусловливает и социальное развитие группы, когда воздействие направлено на планомерное изменение всей совокупности производительных сил и общественных (материальных и идеологических) отношений.

VI. Уровень личности. Общественные отношения включают действия реальных личностей и складываются из них. Личность является связующим звеном между механизмом функционирования общественной группы и механизмом развития социальной группы. Личность застает определенные общественные отношения и включается в них. Момент включения личности предполагает ее выбор, ее активность, ее перемещение по «клеточкам» социальной структуры. Изменения на уровне личности в процессе ее развития суммируются в изменениях на уровне социальной группы.

Структура ориентации личности складывается из ориентации па содержание труда, определяемых внешними объективными обстоятельствами и субъективными установками, активностью или пассивностью личности, творческими или другими тенденциями, ориентацией либо преимущественно на общественный результат, либо. преимущественно на личное продвижение и благополучие; по этим же основаниям можно различать ориентации в потреблении, общественно-политической деятельности, культуре и образовании.

VII. Уровень развития социальной группы. Механизм целей>средств и ресурсов общественного воздействия на группу фокусируется в изменении структуры личности, ее системы потребностей и ориентации. Совокупным результатом этих воздействии и изменений является социальное развитие группы, которое проявляется как развитие ее квалификационно-профессиональной структуры, улучшение материальных условий жизни, повышение социальнойактивности, подъем культурно-технического уровня.

VIII. Уровень развития и сближения социальных групп. Изменения характеристик социальных групп (VII уровень) агрегируются на этом уровне в более крупные показатели: показатели социальной структуры групп (вертикальной и горизонтальной) и ее изменений; показатели межгрупповых социальных перемещений; показатели степени сближения общественных групп и т. д.

IX. Уровень развития социальной структуры общества. Интегральные показатели развития и сближения социальных групп характеризуют изменение социальной структуры общества в целом, повышение степени ее социальной однородности.

X. Управление общественным развитием. Этот уровень является «выходом» и «входом» всей динамической социальной системы зрелого социализма. На этом уровне накапливается и корректируется весь огромный опыт социального развития. С учетом итоговых показателей эффективности развития вновь задаются или уточняются стратегические программные цели. От полноты показателей социального развития зависит эффективность работы и высшего уровня управления, и планирования на уровне региона, отрасли, поселения, трудового коллектива.

4. Выдвижение и проверка гипотез

Понятие гипотезы. Базой научных обобщений являются факты, которые социолог может получить в результате социологического исследования. Развитие научных знаний свидетельствует о том, что на определенной стадии формирования представлений о некотором объекте становится невозможным описание этого объекта только лишь путем установления непосредственных зависимостей между эмпирическими данными. И дело здесь не только в достоверности собранных фактов, а в способах согласования противоречивых фактов и необходимости поиска гипотезы, позволяющей судить о природе закономерностей, доступных наблюдению.

Гипотеза в социологическом исследовании это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.

Во-первых, она должна соответствовать исходным принципам исторического материализма, который служит общей теоретико-методологической основой научного познания социальных процессов. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключения из науки безусловно несостоятельных гипотез, построенных на основе ложных философских идей и общесоциологических теорий.

Во-вторых, гипотеза, объясняющая социальные факты, в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Однако новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой. Это возможно в тех случаях, когда новая гипотеза охватывает значительно более широкий круг фактов, чем те, которые объясняет старая теория.

В-третьих, необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Однако не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы. Сами факты могут быть ошибочными и требовать своего пересмотра. Поэтому гипотеза должна находиться в согласии с точно установленными фактами. Научная гипотеза не только объясняет всю совокупность известных фактов, но и предсказывает новые, еще неизвестные.

В-четвертых, гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики. Социолог должен быть в состоянии разработать процедуры, позволяющие ему зафиксировать именно те элементы и связи изучаемого социального объекта, предположение о которых содержится в гипотезе.

Гипотезы представляют собой общие положения, отражающие изучаемый социальный объект в целом, его структуру и механизмы его функционирования, т. е. то, что недоступно прямому наблюдению и измерению, прямой проверке. Такую общую гипотезу обычно получают в результате предварительного анализа изучаемого социального объекта. Однако в частном эмпирическом исследовании социологи сталкиваются с отдельными сторонами изучаемого объекта, с отдельными его элементами и связями. Поэтому в частных эмпирических исследованиях проверяются не сами гипотезы, а их следствия, т. е. частные положения, логически вытекающие из гипотезы и описывающие отдельные элементы и связи изучаемого социального объекта.

Тем самым обеспечивается возможность сопоставления гипотетической модели объекта с самим объектом. Логические операции, предшествующие эмпирической проверке и обоснованию гипотезы, носят, таким образом, гипотетико-дедуктивпый характер. Вместе с тем выдвижение гипотезы не исключает и другие логические приемы.

В-пятых, гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. К числу операций, устанавливающих непротиворечивость гипотезы, относятся не только логические правила («правила вывода»), но и операциональные определения («правила обозначения»). Последние позволяют социологу избежать произвольности истолкования эмпирических значений терминов его гипотезы.

Нередко одна и та же научная гипотеза подтверждается одними фактами и опровергается другими. Поэтому факты должны быть правильно истолкованы, для того чтобы служить средством проверки. Само использование факта, эмпирических данных в качестве средства проверки гипотезы предполагает активную мыслительную деятельность исследователя и не сводится к пассивному созерцанию, простому восприятию чувственно данного.

Если обнаруживается, что почти все выведенные из гипотезы следствия истинны, то это говорит об определенной степени истинности самой гипотезы и может служить основанием для ее принятия. Мало вероятно, чтобы подтверждение большинства следствий было делом случая. Такое подтверждение свидетельствует о большой вероятности истинности гипотезы при условии, что не нарушены «правила вывода» и «правила обозначения», т. е. обеспечена ve формальная правильность.

Если установлено, что выведенные следствия ложны и не соответствуют данным, полученным в исследовании, то гипотеза опровергается. В этом случае она должна быть либо отвергнута либо переформулирована. Отсутствие подтверждений следствий не означает ложности гипотезы в том случае, если под сомнением находится ее формальная непротиворечивость.

Для повышения подтверждаемое гипотезы следует руководствоваться следующим правилом: стремиться к выдвижению возможно, большего числа взаимосвязанных гипотез и стремиться указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Хотя таким путем мы не решаем проблемы истинности гипотезы, но зато повышаем вероятность ее обоснования.

По содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта различают описательные и объяснительные гипотезы.

Описательные гипотезы это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной, проверки.

Основные и выводные гипотезы. В процессе эмпирической проверки гипотезы следует проводить различие между основными гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами).

В качестве примера рассмотрим гипотезы, сформулированные в исследовании ленинградских социологов.

Первая основная гипотеза (о влиянии содержания труда на отношение к труду в целом) состоит в предположении, что содержание труда будет ведущим фактором, определяющим отношение человека к труду и фиксирующимся в объективных и субъективных показателях при данных общих социальных условиях трудовой деятельности.

Из этой гипотезы были выведены следствия.

  1. Чем выше творческие возможности работы (содержание труда), тем выше объективные показатели отношения к труду.

  2. Чем выше творческие возможности работы, тем выше субъективные показатели отношения к труду (удовлетворенность работой).

  3. Величина корреляции (теснота связи) между содержательностью труда по мере перехода от менее творческих к более творческим профессиям, с одной стороны, и отношением к труду по объективным и субъективным данным — с другой, будет выше, чем величина корреляции между повышением размера заработной платы и теми же показателями отношения к труду.

  4. Структура мотивов труда в зависимости от его содержания будет колебаться больше, нежели в зависимости от различий в размере заработка.

3 Человек и его работа. М., 19S7, с. 55—56. 130

Вторая основная гипотеза касается структуры мотивации труда в современных: условиях. Если подтверждается, что содержание труда есть ведущий мотивационный фактор, определяющий отношение к труду в целом, то в зависимости от содержания труда имеется относительное различие в структуре мотивов. Это различие будет проявляться в том, что в группах с относительно более творческим содержанием труда на первый план должны выдвигаться мотивы, связанные с содержанием труда, а в группах с относительно менее творческим содержанием труда — мотивы, с ним не связанные. Как видно, вторая гипотеза есть развитие первой.

Эти две гипотезы являются не объяснительными, а описательными, поскольку причина здесь не анализируется и никакого предположения о ней не высказывается. В содержании гипотезы высказывается лишь предположение о структуре мотивов и о тесноте связи между зависимостью отношения к труду от содержания труда и зависимостью его от заработной платы. Поэтому описательная гипотеза, сформулированная в этом исследовании, является структурно-функциональной.

Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формулируются, будут подвергнуты эмпирической интерпретации. Например, в первой гипотезе, выведенной из первой основной, имеются термины: «творческие возможности работы (содержание труда)», «объективные показатели отношения к труду» и термин-связка «выше». При эмпирической интерпретации этих терминов указывались их эмпирические показатели через наборы наблюдаемых признаков. Так, содержание труда фиксировалось в следующих трех показателях: уровень механизации работы, уровень требуемой квалификации и соотношение затрат физического и умственного труда по данным хронометража на операции физические и мыслительные. В зависимости от сочетания этих трех показателей все профессии были разделены на шести упорядоченных классов в соответствии с содержанием труда — от неквалифицированного ручного труда с постоянной физической нагрузкой до высококвалифицированного труда пультовика-наладчика. Объективных показателей отношения к труду было пять: выработка, качество продукции, уровень ответственности при выполнении срочных заданий, уровень инициативы в работе, повышение производственной квалификации. Эти показатели, будучи выраженными количественно, сводились в единые числовые индексы. Связка «выше» означает, что все классы по содержанию труда упорядочены по указанным показателям от низшего к высшему и что то же самое сделано с индексами объективных показателей отношения к труду.

Образцом социологического исследования является такое, в котором ясно сформулирована проблема, четко интерпретированы понятия и имеется одна или несколько общих гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку.

5. Организационно-методический план исследования

Стратегический план исследования. В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.

Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана: поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана — формулировка проблемы. В той области, где еще мало соответствующей научной литературы или ее вовсе нет, исследование начинается с общего поиска. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор исследовательских средств — методик исследования, порядок их применения, очередность задач, подлежащих решению, с точки зрения их важности. Нередко обнаруживается, что выдвинутые задачи слишком широки, а имеющихся знаний и технических средств для их решения недостаточно.

Поисковый план предполагает три основных этапа работы: изучение документов, опросы экспертов и осуществление наблюдений.

Прежде всего рекомендуется просмотреть всю имеющуюся литературу по избранной теме, не забывая смежные области исследования. При этом составляется возможно более полная библиография.

Опрос экспертов — специалистов-ученых и специалистов-практиков— дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом социальном объекте и сформулировать несколько первичных гипотез. Рекомендуется заранее составить список лиц и учреждений, к которым необходимо обратиться за консультацией.

Наблюдение — завершающий этап поиска. К этому моменту со-. Щ10Л0Г уже располагает некоторой информацией об изучаемом объекте. Поисковое наблюдение не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но отсутствует пока детальное чтение вопросов по пунктам.

Работа по поисковому плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотезы.

Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажное исследование. Цель поискового плана, как мы уже отмечали, формулировка проблемы и выдвижение гипотез. Цель пилотажного (пробного) исследования проверка методик, которую можно осуществлять при любом стратегическом плане.

Описательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. Здесь необходимы строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксирования данных.

При описательном плане исследования недостаточно изучения литературы, неформализованного наблюдения и интервью. В данном случае обычно применяется другой набор исследовательских средств: выборочное или монографическое обследование, опрос, статистический анализ полученных данных и др.

Нередко к исследованиям по описательному плану предъявляются претензии в связи с тем, что они не раскрывают причинно-следственных связей или дают тривиальные результаты. Однако то, что известно на уровне здравого смысла, еще не является научно доказанным. Исследование по описательному плану помогает упорядочению зачастую известных фактов, установлению соотношения между ними — иногда в количественной форме.

Описательный план исследования имеет вполне обоснованную научную ценность, если он обеспечивает довольно полное и строгое описание изучаемого социального объекта вне зависимости от того, что результаты исследования не отвечают на вопрос о причинно-следственных связях изучаемого объекта. Такое исследование заканчивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.

Экспериментальный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие. Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Явно или неявно социолог стремится разработать классификационные и структурно-функциональные гипотезы, опираясь хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях изучаемых социальных объектов. После того как завершена работа но описательному плану, возникают более четкие и ясные объяснительные гипотезы. И здесь открывается возможность осуществить эксперимент, т. е. не только зафиксировать наличие связей, но ц определить их направленность.

В реальной практике социологических исследований редко бывает так, чтобы один из трех описанных типов стратегического плана существовал в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все три плана: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а затем уже следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации экспериментального плана исследования.

Помимо вышеназванных стратегических планов, социологи не-, пользуют ряд специфических исследовательских стратегий.

Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов

В качестве примера можно назвать исследование социальных проблем развития рабочего класса в Горьком4, процессов социальных изменений в колхозном крестьянстве на примере села Копап-ка5, изучение процессов формирования и функционирования общественного мнения в условиях социализма в Таганроге6. Города Горький, Таганрог, село Копанка рассматриваются здесь в качество типичных.

Сравнительные исследования. Сравнение и сопоставление явлений и процессов — один из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Однако в ряде случаев сравнение выступает как специальная задача, и тогда выделяют два основных вида сравнительных исследований территориальные и временные.

Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии.

Панельные исследования. В этом случае изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.д.). Например, если в первый момент базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет мы обязаны найти этих, теперь уже бывших школьников и опросить их вновь. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения во всех социальных группах в целом.

Трендовые (или повторные) исследования ориентированы па изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Необходимо обеспечить лишь их принадлежность к определенной социальной группе.

Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. Тогда задачей изучения может быть периодический опрос этой когорты при достижении ее членами 18, 20, 30 ы т. д. лет. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать различные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.

Методический план исследования организует методический инструментарий исследования — методы сбора, обработки и анализа социальной информации.

Выбор методов сбора информации. Каждое социологическое исследование — это уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей и задач стратегического плана и соответственно методой исследования. Чаще всего социологу не удается отыскать готовый набор исследовательских средств и схему их применения. В таких случаях ему приходится опираться на свой опыт н отыскивать оригинальное решение. От его умения находить такие средства, которые позволяли бы изучить данную социальную проблему, во многом зависит успех социологического исследования.

4 Советская социология. М., 1982. Т. 2. Гл. 1.

*Там же, гл. 4.

"Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.

Часть программы, посвященная характеристике методик сбора информации, не может быть простым перечислением приемов исследования. Именно в этой части программы следует обеспечить неразрывное единство рабочих понятий и рабочих гипотез не только со способами сбора информации, но и со способами ее дальнейшей обработки. Для этого следует обосновать соответствующий выбор методов и методик в соответствии с гипотезами н заранее продумать возможные способы обработки и анализа собранного материала так, чтобы они давали информацию, необходимую для проверки именно данной гипотезы, чтобы они в этом смысле были привязаны к гипотезе.

В каждом отдельном исследовании разрабатывается одна или несколько специфических процедур сбора информации: описываются методы и методики сбора, способы и порядок их применения.

Так, в социологическом исследовании «Показатели социального развития советского общества», проведенном ПСИ АН СССР, выделялось два направления: 1) изучение объективных показателей, отражающих содержание и характер труда; 2) исследование субъективных показателей развития различных социальных, профессиональных ж возрастных групп работающего населения в условиях НТР. Для каждого направления выделялся ряд специфических процедур, в рамках каждой из которых была разработана специальная методика — анализ государственной и ведомственной статистики, экспертная оценка условий труда на рабочем месте респондента, выборочный опрос работающего населения.

Описание процедур в программе исследования дается не как простое перечисление используемых методик, а в соотношении с каждым отдельным теоретическим разделом работы. Но ходу изложения обязательных методических и технических приемов социолог перепроверяет общую теоретическую концепцию исследования с точки зрения того, возможно ли с помощью данных средств получить именно ту информацию, которая необходима для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.

Описание методов анализа. Методологически грамотное исследование всегда предусматривает в программе перспективу дальнейшей обработки и анализа полученной информации. Социологическое исследование не сводится только к сбору данных. Цель его — дать научно обоснованную интерпретацию фактов, а это, в свою очередь, подразумевает необходимость обработки собранных данных, на основании заранее разработанной схемы. Методологическая часть программы связывается с процедурой не только через средства сбора информации. Формулируя гипотезу, социолог должен одновременно предусмотреть, как собрать материал, как его обработать и проанализировать, опираясь на гипотезу.

Первичный материал — это массив данных, полученных при помощи методов сбора, предусмотренных в программе социологического исследования. Сам по себе массив данных трудно обозрим и не пригоден для теоретического анализа. Первичная обработка упорядочивает, классифицирует эмпирический материал, придавая ему обозримый вид.

В данной части программы должна быть намечена схема применения средств обработки в соответствии с задачами исследования. Важно, чтобы обработка данных и их теоретическая интерпретация •были приспособлены к выдвинутым гипотезам, чтобы все эти шаги были не разрозненными операциями, а элементами единого исследовательского процесса.

Чтобы знать н понимать, что может, а чего не может дать машина, социолог должен представлять себе возможности ЭВМ, наличного программного обеспечения для конкретной ЭВМ, возможности разработки дополнительных программ.

План обработки первичной информации предусматривает выбор соответствующих математических методов ее обработки, технических средств и места обработки.

6. Рабочий план исследования и подготовка исполнителей

Рабочий план исследования. Современное социологическое исследование основывается на детальном разделении труда, поскольку количество вычленяемых операций или отдельных видов работ достаточно велико, а с развитием техники и технологии исследования их число будет нарастать. Четкое выделение отдельных видов работ важно не только для планирования, по н для научной организации социологического труда, в частности для установления различных нормативов деятельности. С этой целью наряду с программой социолог разрабатывает рабочий план исследования. Этот план составляется после завершения разработки программы социологического исследования и утверждается одновременно с программой. Завершение разработки программы является исходным пунктом составления рабочего плана.

По своему назначению рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования. Основными звеньями этого плана являются пилотажное исследование (или проба) методик сбора первичных данных, полевое обследование (массовый сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для, обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов.

Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников, протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а также внести необходимые, коррективы и изменения. Итоги этих исследований фиксируются в рабочих документах: составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных данных.

Полевое обследование обеспечивает сбор основного материала на объекте. Планом предусматривается обеспечение соблюдения инструкций, разработанных на стадии пилотажных исследований, контроль доброкачественности исходных данных по мере их поступления, организация системы хранения первичных данных.

Подготовка данных для обработки (как правило, машинной) включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в ЭВМ.

Обработка данных планируется с учетом имеющихся средств: вручную, с применением малой механизации или ЭВМ. Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Итоги исследования оформляются в виде отчета.

Отчет определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования выполняется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных. Отчет представляет собой вполне самостоятельней результат научной деятельности и нередко публикуется в печати полностью или с сокращениями.

Рабочий план включает в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполни-, гелей, расчеты необходимых материальных затрат на исследование, разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением исследования.

Сетевой график проведения социологического исследования. Для того чтобы ввести фактор времени в организационно-методический план исследования и обеспечить четкое и своевременное выполнение отдельных видов работ, обычно используется в том или ином виде схема сетевого графика.

Каждый из названных видов работ состоит из ряда элементарных операций, которые выделяются в организационно-методическом плане исследования и представляются в виде сетевого графика.

' Укрупненные виды работ, предусмотренные организационно-методическим планом, вовсе не должны реализоваться в той последовательности, в которой они были представлены. Многие из этих работ могут и должны выполняться параллельно.

Сетевой график непрерывно пересоставляется в течение реализации программы исследования с учетом накопленного опыта и изменения величины ресурсов. При помощи сетевого графика можно выявить так называемый критический путь, который предполагает выполнение работ, являющихся «узким» местом. Зная «критический путь», можно разумно маневрировать ресурсами и, в частности, пойти на удлинение сроков реализации тех видов работы, которые не находятся на критическом пути, за счет сокращения времени выполнения работ, оказавшихся на этом пути.

Из опыта реализации программ социологического исследования известно, что «узким» местом часто являются тиражирование методических документов, кодировка, контент-анализ, аналитическая работа и некоторые другие.

Использование сетевого графика или более простых методом контроля за выполнением видов социологических работ предполагает создание определенной организационной структуры проведения исследования в целом и отдельных видов работ.

Подбор и подготовка исполнителей для социологического исследования. При проведении полевого исследования и подготовке информации к обработке важнейшим вопросом является подбор и обучение исполнителей. В связи с этим приходится решать вопросы выбора типов исполнителей для проведения данного полевого исследования, обеспечения их подготовки, установления времени использования и численности исполнителей. Например, для проведения опроса необходимы анкетеры или интервьюеры. Их подготовкой в соответствии с требованиями программы и на основе рабочих документов занимается ответственный, назначенный из основного состава участников исследования.

Необходимое число исполнителей предварительно устанавливается при определении размера выборки, но окончательно конкретизируется после построения выборки. Непосредственный набор исполнителей также зависит от типа выборки. Если она локально сосредоточена на постоянном объекте (что может иметь место при работе социологической службы в рамках одного предприятия), набор производится на месте. Если выборка географически разбросана, подбор исполнителей обычно производится в пунктах проведения полевого исследования.

Срок, на который требуются исполнители, зависит от календарного плана проведения процедуры.

Исполнители могут приглашаться на почасовую или временную работу.

Задача обеспечения исследования исполнителями становится наиболее острой на этапе поступления первичных данных и их подготовки к обработке. Здесь речь идет главным образом о кодировщиках.

Подготовка исполнителей проводится непосредственно перед началом полевого этапа исследования. Она заключается в ознакомлении часто совершенно неподготовленных лиц с общими задачами той части исследования, которая имеет отношение к проведению определенной процедуры, с соответствующими методическими материалами и практическими руководствами для работы.

Наиболее типичная процедура подготовки интервьюеров состоит в следующем. Будущим интервьюерам объясняются социально-психологические особенности интервью как формы общения; рассматривается опросный лист и инструкция интервьюеру; проводятся контрольные интервью между исполнителями; объясняются и анализируются наиболее типичные ошибки. После отсева лиц, неспособных к проведению интервью, дается одно-два контрольных задания па проведение интервью. Качество заполнения опросного листа является критерием для дальнейшего отсева. Как правило, если исполнители привлекаются со стороны, проводятся выборочные проверки.

Нормирование труда исполнителей. Вопросы норм и нагрузок для исполнителей в ходе полевых исследований пока еще не получили необходимой разработки. Можно исходить из сравнения имеющихся в публикациях данных об организации и распределении работы между исполнителями7.

Планируемая нагрузка на анкетера или интервьюера должна учитывать сложность и длительность заполнения анкеты, процедуру поиска респондента, тип анкетера (добровольцы или плановые) и. другие конкретные факторы, влияющие на качество выполняемой работы.

Опыт ИСИ АН СССР показывает, что при опросах населения с помощью анкет при средней продолжительности заполнения анкеты 50 - 70 мин. оптимальная нагрузка на одного анкетера составляет 4 - 6 интервью.

Бюджет расходов на проведение социологического исследования. Проведение социологического исследования требует значительных затрат. Поэтому наряду с рабочим планом исследования следует составлять и смету расходов, необходимых для его проведения.

Основные задачи разъяснительной работы. Проведение социологического исследования предполагает большую разъяснительную работу, которая включает инструктаж всех участников исследования, издание соответствующих приказов и распоряжений, использование средств массовой пропаганды и агитации, проведение бесед с участниками исследования на рабочих местах, организацию лекций.

В крупном социологическом исследовании участвуют специалиста самых различных научных и практических направлений: социологи, экономисты, психологи, математики, инженеры, партийные, профсоюзные, комсомольские работники и т. д. Каждый из них должен знать и понимать общие цели и задачи исследования, быть в состоянии выполнять свою часть работ на соответствующем уровне.

Инструктаж проводят специалисты, которые участвовали в разработке или всего исследования, или определенной его части.

Чтобы обязать штат помощников с обследуемого объекта включиться в исследование, необходимы соответствующие приказы и распоряжения. Объяснение обследуемым необходимости их участия в сборе информации должно фиксироваться в этих же документах, но не в виде приказа или распоряжения в их адрес, а в виде просьбы с указанием значения проводимой работы для всего коллектива, в том числе и для каждого его члена.

7 О зарубежном опыте см.: Андреенков В. Г. Сравнительный анализ развития эмпирической социологии в США.— В кн.: Методические проблемы сравнительного анализа социологических данных. М., 1982. Ротапринт,

Все приказы и распоряжения по этим вопросам обязательно согласовываются с партийной и общественными организациями. Приказы и распорядительные документы не исчерпывают всех возможностей разъяснительной работы. Они являются лишь начальными документами для ее развертывания.

Выступления в печати, но радио и телевидению дают больший простор для разъяснения целей и задач, необходимости и пользы данного исследования. Эти средства дают возможность организовать разъяснительную работу среди различных категорий работников, членов семей сотрудников обследуемого объекта, среди широкой общественности.

Проведение бесед с участниками исследования на их рабочих местах (или по месту жительства, если исследование проводится в микрорайоне, поселке, селе и т.д.) — необходимый элемент разъяснительной работы. Здесь участие руководителей, ученых и т. и. практически необходимо, а эффективность их деятельности зависит от инициативы и уровня всей организационной и общественной работы как в исследовательской группе, так и на объекте исследования.

При организации лекций по теме исследования на изучаемом объекте необходимо учитывать уровень аудитории, широко освещать опыт данной работы, ее возможные результаты и показать ее пользу на конкретных примерах. Лекции теоретического плана можно организовать для сравнительно узкого круга людей, интересующихся проблемой.

Литература для дополнительного чтения

Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований М.: Мысль, 1969. 205 с.

Кабыща А. В. Некоторые методологические вопроси операционализации понятий в социологии. - Вопр. философии, 1978, № 2, с. 79—88.

Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М Андреевой. М.: Изд-во МТУ, 1972. 202 с.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс 1975 384 с.

Основы марксистско-ленинской социологии. М.: Прогресс, 1980, разд. 2.1.2, 2.1.3.

11роцеес социального исследования. М.: Прогресс, 1975, разд. 1.

Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы, М.: Наука, 1972. 240 с.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. А. Белановский индивидуальное глубокое интервью (1)

    Интервью
    Количественные методы могут быть охарактеризованы как «формализованные» и «массовые». Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное
  2. С. А. Белановский индивидуальное глубокое интервью (2)

    Интервью
    Настоящая книга - первое в России учебно-методическое пособие по проведению глубокого интервью в социальных исследованиях. Глубокое интервью широко применяется в странах Запада при изучении самых различных проблем: исследованиях организаций,
  3. Методика исследований в социальной работе содержание

    Публичный отчет
    Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  4. Методы поиска идей и создания инноваций

    Документ
    Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек.
  5. Печатается по решению редакционно-издательского совета факультета управления, экономики и права кгту

    Документ
    В учебном пособии раскрываются цели, задачи и методы проведения конкретно-социологического исследования как неотъемлемой части курсовых работ по социологии, а также выпускных квалификационных работ студентов, бакалавров и магистров

Другие похожие документы..