Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Программа социально-экономического развития города красноярска на период до 2010 года
КРАСНОЯРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2005 г. N В-94
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
В соответствии со ст. 28 Устава города Красноярска Красноярский городской Совет решил:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 года согласно приложению.
2. Признать утратившим силу Решение Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г. Красноярска на период до 2005 года".
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комиссию по экономическому развитию.
Глава
города Красноярска
П.И.ПИМАШКОВ
Приложение
к Решению
Красноярского городского Совета
от 29 марта 2005 г. N В-94
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа социально-экономического |
Основание для разработки | Устав города Красноярска, Распоряжение |
Заказчик Программы | Администрация города Красноярска |
Основные разработчики | Главное управление экономики и |
Цель Программы | Создание условий для сохранения и |
Задачи Программы | Развитие социального потенциала города. |
Сроки реализации | 2005 - 2010 годы |
Исполнители основных | Органы администрации города |
Объем и источники | Общая потребность в финансировании |
Ожидаемые конечные | Рост объемов промышленного производства |
Контроль за исполнением | Главное управление экономики и |
ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Активная социально-экономическая политика администрации Красноярска, реализуемая на базе Решения Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г. Красноярска на период до 2005 года" и городских целевых программ, позволила в течение 1998 - 2003 гг. стабилизировать послекризисную ситуацию в экономической и социальной сферах города, создать предпосылки для устойчивого развития, повышения конкурентоспособности Красноярска и усиления его значения как многофункционального научно-производственного, административного и культурного центра, столицы крупного субъекта Российской Федерации - Красноярского края.
Вместе с тем современный этап, характеризующийся позитивными тенденциями в определении стратегии социально-экономического развития страны и Красноярского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу <1>, требует внесения изменений в приоритеты и механизмы регулирования социально-экономического развития города Красноярска.
-------------------------------
<1> Основные направления экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу; Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.); Сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2005 год и на период до 2007 года;
Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу 2004 - 2010 гг.
В условиях последовательного включения России в мировые информационные, финансовые, товарные, технологические и трудовые потоки постиндустриальной экономики, расширения ее мирохозяйственных связей и усиления межгородской и межрегиональной конкуренции обостряются такие проблемы социально-экономического развития города, как:
- относительно низкий уровень качества жизни населения и недостаточная эффективность экономики города;
- недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые "точки роста" и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития города;
- утяжеленная структура социально-экономического комплекса города, не соответствующая требованиям и тенденциям современного постиндустриального развития;
- устаревшие схемы организации жизнедеятельности и недостаточное обновление системы социальных отношений и взаимодействий;
- низкая инвестиционная и инновационная активность, высокая ресурсоемкость производства и жизнедеятельности в городе;
- неконкурентоспособность на региональном, межрегиональном и зарубежных рынках многих видов выпускаемых товаров и услуг;
- нестабильная экологическая ситуация, особенно в промышленных зонах при постоянном многократном превышении ПДК вредных выбросов в атмосферу и водные источники;
- недостаточно надежное энерго-, водо- и теплоснабжение, транспортное обслуживание;
- проблемы личной безопасности населения и сохранности личной собственности; высокий уровень криминализации бизнеса;
- ухудшение здоровья населения, рост числа лиц, признанных нетрудоспособными, и др.
При соблюдении преемственности целей и задач социально-экономической политики администрации Красноярска, определенных ранее принятыми программными документами, период 2005 - 2010 гг. следует рассматривать как первый этап подготовки города к его интеграции в единое мировое социально-экономическое пространство. На втором этапе должны быть заложены основы формирования нового облика социально-экономического комплекса города, обеспечивающего эффективное воспроизводство и устойчивый рост уровня и качества жизни населения.
Указанное явилось основанием для разработки Программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 года.
Программа разработана в соответствии с Распоряжениями администрации города Красноярска от 07.04.2003 N 188-р и от 28.01.2004 N 60-р при организационной поддержке администрации города авторским коллективом специалистов научных организаций и вузов города Красноярска в составе:
Красноярского научного центра СО РАН (СКТБ "Наука" КНЦ СО РАН);
Красноярского отдела института экономики и организации промышленного производства СО РАН;
Института вычислительного моделирования СО РАН;
Красноярского государственного университета;
государственного университета цветных металлов и золота.
В Программе использованы статистические данные Красноярского краевого комитета государственной статистики.
Для Программы характерны следующие особенности:
- нацеленность на повышение конкурентоспособности города. Программа выделяет приоритетные, наиболее перспективные направления развития города, выявленные на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития России и внешнего мира. Программа содержит ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогает принимать оперативные решения с учетом видения перспективы;
- партнерство при разработке и реализации. Программа представляет собой не директивный документ, а договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации города принимают на себя взаимосогласованные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов и при участии населения;
- сочетание долгосрочных перспектив и конкретность первоочередных действий. В Программе определены не только долгосрочные ориентиры и перспективные направления, но и конкретные действия. В ней сформулированы главная цель и основные направления социально-экономического развития города, содержится набор конкретных целей, задач и мероприятий. По большинству мероприятий Программы определены участники их реализации, индикаторы выполнения, оценены затраты и эффект.
- непрерывность работы над Программой. Работа над Программой не заканчивается с ее принятием. Будет вестись мониторинг ее выполнения, ежегодно будет проходить оценка хода реализации и, при необходимости, корректировка мероприятий.
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Население, рынок труда и уровень жизни
Согласно данным текущего учета численность населения Красноярска на 1 января 2004 года составила 912,8 тыс. чел.
Явно выраженные тенденции увеличения населения за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью в 1995 - 2003 годах (за исключением 1999 и 2001 годов) позволяют отнести Красноярск к растущим городам (табл. 1).
Рост показателей рождаемости в 1980 - 1986 годах сменился снижением в 1987 - 1989 годах и еще более резким спадом в 90-е годы. В последние 4 года рождаемость в городе росла: 2000 год - 8,6%; 2001 год - 9,5%, 2002 год - 10,7%, 2003 год - 10,9%.
Смертность населения, составившая в 1995 году 14,5 человека на 1000 жителей, после некоторого снижения в 1996 - 1998 годах стабилизировалась в последние 4 года на уровне 13,7 - 14,0%. На протяжении ряда лет на первом месте среди причин смерти горожан стоят болезни системы кровообращения, в основном инфаркты миокарда и инсульты, на втором месте - злокачественные новообразования. Ежегодно от рака умирает более 2000 жителей города. Отмечается рост смертности лиц трудоспособного возраста, среди которых доля мужчин составляет 80%.
Таблица 1.
Компоненты изменения численности
населения Красноярска
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Численность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Естественный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Миграционный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-------------------------------
<1> Существенное расхождение результатов переписи населения с данными текущего учета предыдущих лет связано, прежде всего, с несовершенством текущей регистрации миграционного движения населения и занижением числа приезжающих в город на постоянное жительство.
Уровень младенческой смертности считается надежным объективным признаком социально-экономического и культурного благополучия, в том числе отражает и развитие систем и служб здравоохранения. Пять лет назад уровень младенческой смертности ниже 11,0 на 1000 живорождений наблюдался лишь в Самарской области (10,1) и Санкт-Петербурге (10,7). В Восточно-Сибирском регионе уровень младенческой смертности был самым высоким (22,8), за исключением республик с высокой рождаемостью. В городе Красноярске в 1999 году уровень младенческой смертности составлял 20,6 на 1000 родившихся живыми. В результате планомерной целенаправленной работы по реорганизации системы охраны материнства и детства в 2003 г. в городе младенческая смертность снижена до 9,9 на 1000 родившихся живыми, что в 2,1 раза ниже первоначального уровня (в концепции развития здравоохранения Красноярского края предполагается достичь уровня младенческой смертности 12,0 на 1000 живорожденных к 2010 году).
Неблагоприятные изменения в показателях воспроизводства сказались и на возрастном составе населения города. За период 1991 - 2002 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась с 23,6% до 16,6%, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 14,5% до 18,3%.
В 2003 году численность экономически активного населения Красноярска составила 471,9 тыс. человек (51,7% от численности населения). Численность безработных по методологии МОТ составила 34,5 тыс. человек (7,3% экономически активного населения). Численность зарегистрированных безработных в городе (на 01.01.2004) - 5,0 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы - 0,94%. Основная часть зарегистрированных безработных (74,8%) - женщины. Более четверти безработных составляет молодежь в возрасте 16 - 29 лет.
Специфическое состояние рынка труда города Красноярска в настоящее время характеризуется сочетанием значительной скрытой безработицы и низкого уровня официально зарегистрированной.
За годы экономических реформ произошло существенное изменение структуры занятости населения. Падение объемов промышленного производства в первой половине 90-х годов привело к оттоку работников в другие отрасли экономики. Большая часть трудоспособного населения занята теперь в сфере услуг, что соответствует современным мировым тенденциям развития крупных городов. Наблюдается рост доли лиц, работающих не по найму.
Поток населения в ходе трудовой миграции для города Красноярска значителен. Иммигранты в основном заполняют наименее привлекательные для местного населения вакансии. Таким образом, серьезного снижения зарплаты местных работников за счет трудовой миграции не происходит.
В настоящее время сформировалась потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере труда, так как многие трудовые вопросы оставлены на усмотрение собственников, что приводит к возникновению трудовых споров, конфликтов, нарушению законодательства о труде.
Основными проблемами на рынке труда являются:
- низкая активность колдоговорного процесса в частном секторе экономики города;
- преимущественно формальный характер коллективных договоров;
- отсутствие действенного механизма ответственности за невыполнение условий договора;
- осуществление комитетами труда муниципальных образований преимущественно учетных функций;
- отсутствие участия объединений работодателей в системе регулирования социально-трудовых отношений.
В свете Трудового кодекса РФ, общая концепция которого состоит в том, чтобы сократить до минимума права и гарантии трудящихся в социально-трудовой сфере, обеспеченные обязательствами государства, особую актуальность для города приобретает проблема развития социального партнерства. Это требует расширения перечня вопросов, которые трудовые коллективы должны решать через заключение коллективных договоров и соглашений.
Таблица 2.
Похожие документы:
Проект Программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2017 года
ПрограммаКрасноярск имеет опыт стратегического планирования, еще в 2 году город перешел к стратегическому планированию, разработав Программу социально-экономического развития города Красноярска на период до 2005 года.Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 (1)
Программапостановление Совета администрации Красноярского края от 13.04.2007 №135-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития Красноярского края»,Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 (2)
Программапостановление Совета администрации Красноярского края от 13.04.2007 №135-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития Красноярского края»,Проекта Программы социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года в условиях Красноярской агломерации введение
ДокументАктивная социально-экономическая политика администрации города Красноярска, реализуемая на базе решения Красноярского городского Совета депутатов от 29.Об утверждении программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года Статья 1
Статьяглавная цель Программы - создание предпосылок для кардинального повышения качества жизни населения края и условий для перехода экономики на инновационный путь развития.