Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Прокофьев А. В. Парадоксальный гуманизм и критика морали (опыт этического анализа "Философии в будуаре" де Сада) Вопросы философии. 2001, №...полностью>>
'Рабочая программа'
общего образования по химии - Сборник нормативных документов. Химия /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М. Дрофа, 2008 г/ и авторской программы кур...полностью>>
'Документ'
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1 -р «О Плане перехода на предоставление государственных услуг и ис...полностью>>
'Методические рекомендации'
Учебным планом специальности для студентов заочного обучения предусматривается написание контрольной работы по дисциплине «Международное право». Этот...полностью>>

Борьба крестьян с властью как фактор общенационального кризиса в истории россии 1917-1921 гг

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теорию прогресса поддерживают далеко не все историки. Отказываясь от прогрессистского восприятия истории, А.Б. Каменский предлагает рассматривать историю как процесс постоянного преодоления разного рода проблем и конфликтов, а опыт разрешения конфликтов – как основной исторический опыт, имеющий непреходящее значение. Он подчеркивает, что такой подход к истории будет способствовать преодолению «катастрофического сознания» [16, с. 53-54]. Однако вряд ли стоит соглашаться с тем, что существовавшие ранее теории формировали именно такое сознание.

На наш взгляд, синтез теорий прогресса и локальных цивилизаций в значительно большей степени открывает возможность построения методологии, формирующей адекватное цивилизационное сознание. Восприятие исторического процесса на этой основе также позволяет осознать, что мир бесконечно многообразен и именно поэтому не может существовать бесконфликтно, но в то же время объективность и потребность прогрессивного развития определяют поиск компромиссов, толерантное развитие человечества.

Помимо названных подходов, существенным дополнением для развития современной методологии истории является политологический подход, предоставляющий возможность сравнивать политические системы и делать объективные выводы об исторических и политических процессах.

Теория ментальностей, в свою очередь, позволяет вводить в научный оборот совершенно новый круг исторических источников, отражающих повседневную жизнь людей, их мысли и чувства и более адекватно реконструировать прошлое через взгляд человека, жившего в этом прошлом, что в полной мере способствует развитию историзма мышления у студента.

Обогащает современную методологию исторической науки и синергетический подход, который позволяет рассматривать каждую систему как определенное единство порядка и хаоса [10, с. 148-152; 11, с. 62-79]. Особого внимания заслуживает сложность и непредсказуемость поведения изучаемых систем в периоды их неустойчивого развития, в точках бифуркации, когда несущественные причины могут оказать непосредственное воздействие на выбор вектора общественного развития. Если в обществе утверждается жесткая политическая система по принципу строгой иерархии, то слом хотя бы одного элемента немедленно приводит к ее полному разрушению. Яркий пример тому – крушение советской системы.

Согласно синергетическому подходу, динамика сложных социальных организаций связана с регулярным чередованием ускорения и замедления процесса развития, ограниченного распада и воссоздания структур, периодическим смещением влияния от центра к периферии и обратно. Частичный возврат в новых условиях к культурным и историческим традициям, согласно синергетической концепции,  – необходимое условие поддержания сложной социальной организации.

Синергетический подход как существенное дополнение «линейных» подходов в понимании истории требует использования концепций нелинейной динамики и в настоящее время является фундаментом для изучения исторических альтернатив, переходных периодов общественной истории.

В мировой исторической науке известен и волновой подход, акцентирующий внимание на волнообразном характере эволюции сложных социальных систем [9; 14, с. 3-13; 15]. Данный подход также допускает альтернативные варианты развития человеческого общества и возможность смены вектора развития, но не возвращение общества в исходное состояние, а продвижение его по пути модернизации не без участия традиций.

Заслуживают внимания и другие подходы: историко-антропологический, феноменологический и историософский подход, определяющий задачу – раскрыть смысл и назначение исторического процесса, смысл жизни [18].

Все вышеперечисленные подходы выполняют по отношению друг к другу функцию взаимодополняемости. Знание и понимание различных подходов к изучению исторического процесса позволяют преодолеть односторонность в изучении истории, не допускают догматизма сознания, способствуют научному пониманию исторического процесса, развитию историзма мышления.

Формирование методологической культуры способствует развитию самостоятельности мышления студента, а изменение на основе методологического плюрализма предмета изучения – истории – в направлении философии истории способствует формированию гуманитарного мировоззрения студентов, развитию толерантности и взаимопонимания в условиях современного информационного общества.

Безусловно, исторический курс, принимая философскую окраску на основе методологического плюрализма, существенно усложняется. Однако именно благодаря теории, синтезирующей и проясняющей отдельные примеры в свете общей исторической картины, достигается научное понимание студентами общественного процесса. И даже рассмотрение разных интерпретаций одного и того же события представляется как свойство исторического знания и одновременно как подтверждение его научности, поскольку безальтернативная версия прошлого ничего общего с подлинной исторической наукой не имеет.

Изложение курса, базирующегося на методологическом плюрализме, должно строиться на основе проблемного обучения. В этом ракурсе важно показать важнейшие черты исторического процесса, проследить его наиболее значимые тенденции. В этом случае вполне можно ограничиться одной глобальной проблемой. К примеру, либо проанализировать процесс становления и развития российской государственной власти, либо раскрыть социально-экономические процессы с позиции модернизации, либо осветить интеллектуальную историю как историю идей, порожденных историческими явлениями, как обусловленную реакцию на запросы общества, или сосредоточить внимание на отношениях власти и общества. Важно показать все сложности выбранного процесса. В этом случае акценты делаются не столько на даты и факты, сколько на последовательный анализ исторического процесса. Это призвано стимулировать студентов восстанавливать и пополнять свои событийные знания обращением к учебным пособиям. Стремление же охватить все проблемы – заведомо неэффективно, поскольку в конечном итоге приводит к традиционному изложению российской истории. А выбранная на сегодняшний день ориентация на знание исключительно фактического материала губительна с точки зрения подготовки самостоятельно мыслящего, конкурентоспособного, ориентированного на самостоятельную работу по освоению истинных знаний и расширению имеющихся знаний и компетенций специалиста.

Гораздо важнее сегодня показать студентам, что история – это наука, привлекая их к изучению исторических источников, формируя навыки научного анализа и самостоятельной оценки исторических явлений. При таком рассмотрении исторических проблем студенты приучаются к сравнительному анализу и активизируют самостоятельный поиск информации для ответов на поставленные проблемные вопросы. Для того чтобы утвердиться в получении максимально приближенных к истине знаний, студентам приходится пользоваться разнообразной исторической литературой. Это один из элементов личностно-творческого подхода к решению проблемных учебных задач. В этом случае студенты анализируют и критически оценивают факты общественной жизни, стремятся подойти к ним с точки зрения историзма, методологического, аксиологического и гносеологического плюрализма.

Решение проблемной задачи позволяет студенту усвоить новые знания, которые являются не менее прочными, чем знание фактов и хронологии, приобретенное простым запоминанием. Именно проблемное обучение характеризуется содержательной и мотивационной спецификой и преследует в значительной степени развитие исследовательско-аналитических и методико-практических умений, необходимых будущему специалисту.

Студенты в процессе такого изучения истории приходят к пониманию неизбежности столкновения мнений и необходимости уважения иной точки зрения. Главная цель обучения истории в этом случае – научить студента самостоятельно мыслить и искать истину, аналитически подходить к любым источникам и разным мнениям, использовать богатый фактический материал при условии его анализа с точки зрения причинно-следственных связей, методологического и гносеологического плюрализма.

Использование новых подходов, поиск истины при изучении той или иной проблемы исторического процесса способствует развитию самостоятельности мышления будущего специалиста, создает условия свободного самоопределения студента в пространстве мировоззрений (без чего возможны перекосы в его сознании и манипулирование этим сознанием), способствует расширению эмоционального потенциала, формированию общекультурной компетентности в контексте социокультурных образцов и тем самым обеспечивает самостоятельность в период последующей профессиональной деятельности.

Библиографический список и источники

  1. Андреев, И.Л. Осторожно с «часами» истории (Методологические проблемы цивилизационного процесса) / И.Л. Андреев // Вопросы философии. – 1998. – № 9. – С. 38-53.

  2. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. в 3-х т. / Ф. Бродель. – М., 1986, 1988, 1992.

  3. Василенко, И.А. Диалог цивилизаций / И.А. Василенко. – М., 1999.

  4. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. – М., 1981.

  5. Ерасов, Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов. – М., 2002.

  6. Ивин, А.А. Введение в философию истории / А.А. Ивин. – М. : ВЛАДОС, 1997.

  7. Каменский, А.Б. Историческое образование в России: состояние и перспективы. ///aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r= thesisDesc&id_thesis=2513

  8. Каменский, А.Б. Уроки, которые можно было бы извлечь / А.Б. Каменский // Одиссей: Человек в истории. – М., 2004. – С. 408-421.

  9. Кантор, К.М. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории / К.М. Кантор // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 31-47.

  10. Князева, Е.Н. Международный Московский синергетический форум: итоги и перспективы / Е.Н. Князева // Вопросы философии. – 1996. – № 11. – С. 148-152.

  11. Князева, Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов – // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 62-79

  12. Коваль, Б.И. К вопросу о методологии цивилизационного анализа / Б.И. Коваль // Цивилизационные исследования. – М., 1996.

  13. Ортега-и-Гассет. История как система / Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1996. – № 6. – С. 79-103.

  14. Пантин, В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну / В.И. Пантин // Вопросы философии. – 1998. – № 7. – С.3-13.

  15. Полетаев, А.В. Циклы Кондратьева и развитие капитализма (Опыт междисциплинарного исследования) / А.В. Полетаев, И.М. Савельева. – М., 1993.

  16. РГГУ – вузам России. Преподавание истории студентам неисторических специальностей. Современный педагогический опыт. – М., 2005.

  17. Семеникова, Л.Н. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.Н. Семеникова. – М., 1994.

  18. Тартаковский, М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка / М.С.Тартаковский. – М. : Прометей, 1993.

  19. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М., 1991.

  20. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории / А. Дж. Тойнби. – М., СПб, 1996.

  21. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

  22. Шевченко, В.Н. Теория модернизации с социально-философской точки зрения / В.Н. Шевченко // Модернизация и национальная культура. – М., 1995. – С. 70-77.

  23. Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. – М., 1997.

  24. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991.

УДК 629.33(091)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕНОСТЬ

(ИСТОРИКО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Е.Ю. Прокофьева

В статье проанализирован структурированный перечень работ по истории отечественной автомобильной промышленности.

Отечественная автомобильная промышленность переживает сейчас не лучший период, вместе с тем трудно умалить ее значение для экономики страны. Масштаб отрасли по выпуску продукции в начале нового тысячелетия составил 26 % объема машиностроения, 4,3 % общепромышленного выпуска [1]. В автомобилестроении объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения [2].

Российский рынок автомобилей в последние годы стал одним из самых динамично развивающихся. Объем продаж легковых машин увеличился с 1,2 млн шт. в 2000 г. до более чем 1,6 млн шт. в 2004 г. В стоимостном выражении он вырос с 7 до 18 млрд долларов. (Для сравнения: объем внутреннего рынка газа в 2004 году составил около 12 млрд $., рынка электроэнергии – менее 10 млрд $) [3].

C 2002 г. Правительство РФ в соответствии с Концепцией развития автомобильной промышленности проводит политику, направленную на «создание интегрированной в мировое автомобилестроение конкурентоспособной автомобильной промышленности, обеспечение удовлетворения растущего платежеспособного спроса на автомобильную технику, повышение экспортного потенциала отечественного машиностроения, оказание позитивного влияния на рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет и отчисление во внебюджетные фонды» [2]. В свете чего заявление экс-председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» В.В. Каданникова переориентирует традиционные, преимущественно описательные исследования в сфере истории отечественного автомобилестроения в разряд прикладных востребованных современной ситуацией: «Нам нужна агрессивная, если хотите, маркетинговая, историческая кампания, для того, чтобы придать восприятию отечественного автопрома в глазах потребителя истинно патриотическую окраску. Уважительное отношение к <…> собственной истории причем и на общегосударственном уровне должно рассматриваться нами как один из вариантов рыночного лоббирования национального производителя» [5]. В связи с этим представляется небезынтересным проследить историю освещения проблем отечественного автомобилестроения в отечественной исторической науке.

Если в качестве точки отсчета истории мировой автоиндустрии взять 1886 г. – год получения патента Карлом Бенцем на трехколесный экипаж (трицикл) и Готлибом Даймлером – на четырехколесный, то автомобилестроение в целом существует 120 лет. Датой рождения отечественного автомобилестроения принято считать 1896 г. – год изобретения П.А. Фрезе и Е.А. Яковлевым двухместного легкого экипажа, т. е. отечественная автоиндустрия моложе мировой на 10 лет. Соответственно, и история автомобилестроения является относительно молодым направлением исторических исследований. В кратком историко-библиографическом обзоре позволим себе отойти от традиционной группировки исторической литературы по хронологическому принципу и возьмем за основу принцип тематический.

Количество выявленных работ по истории отечественной автомобильной промышленности крайне ограничено. Анализируя их содержание, можно выделить несколько групп работ, имеющих свою специфику в раскрытии обозначенной проблемы.

Для первой группы характерна попытка формирования целостной истории отечественного автостроения с выделением определенных этапов развития отрасли [6]. Вторая группа работ нацелена на выявление роли автомобилестроения в развитии отечественной индустрии в целом и смежных отраслей промышленности в частности [7]. В ряде работ значение развития отечественного автомобилестроения досоветского периода существенно преуменьшалось [9]. Отказ от политической заданности дает возможность для критичного подхода к ряду выводов, свойственных таким исследованиям.

Основную группу составляют исследования экономического характера [11]. Самая большая группа включает работы, освещающие историю отдельных периодов автомобильной отрасли [12]. Необходимо отметить интересные исследования в сфере проблем автомобилестроения отдельных регионов [13]. Тематические, региональные и хронологические ограничения работ и, главным образом, отсутствие взаимодополняющих исследований по истории отечественного автомобилестроения, конечно, затрудняют получение целостной картины развития автопрома. Из этой группы, безусловно, выделяется монография доктора исторических наук, профессора Нижегородского государственного университета А.А. Зубкова «Автомобильная промышленность России (1966-1980 гг.)», выполненная на основе как федеральных, так и региональных архивов. Существенно дополняет историю развития автомобильной отрасли целый блок работ, посвященный истории отечественного автомобиля и транспорта. Данные исследования в области истории техники, не затрагивая напрямую проблемы индустриального развития автопрома, дают разностороннее представление о конструкциях отечественных автомобилей и их поэтапной модификации, анализируют специфику автомобильного транспорта России относительно зарубежных аналогов, приводят обширные данные о заводах-производителях автомобилей и подробные биографические сведения об инженерах-конструкторах. Работы сопровождаются большим иллюстративным материалом: фотографиями и рисунками внешнего вида моделей, схемами устройства автомобилей и портретами конструкторов.

Исследования по истории автомобиля делятся на следующие группы: работы, прослеживающие развитие автомобиля с момента возникновения до настоящих дней [14]; работы, характеризующие автомобиль определенного исторического периода [15]; труды, посвященные автомобилям определенной марки [16]. Отдельную группу работ представляют энциклопедии книжного издательства «За рулем» [17].

Большой интерес представляют работы кандидата технических наук, основателя отечественного стайлинга автомобилей Ю.А. Долматовского, ведущего конструктора гоночных автомобилей Л.М. Шугурова и историка техники В.И. Дубовского. Все вышеназванные авторы – признанные специалисты в сфере теории и практики автомобилестроения. В качестве источниковой базы их исследований выступают редкие издания отечественной и зарубежной периодической печати, научной, научно-популярной литературы как дореволюционного, так и советского периодов, мемуары, интервью, архивные материалы. Бесспорно, что работы указанных авторов могут рассматриваться в качестве основы для научных изысканий в области истории отечественной автомобильной промышленности.

К самостоятельной группе работ можно отнести книги и статьи, посвященные истории отдельных предприятий автомобильной промышленности. На наш взгляд, все эти работы можно разделить на две категории. К первой логично отнести исторические, историко-экономические, историко-публицистические исследования, посвященные конкретным предприятиям отечественного автопрома [18]. В перечисленном ряду изысканий наиболее проработанной темой представляется история ОАО «АВТОВАЗ». Прежде всего, это объясняется тем, что большинство работ было инициировано руководством предприятия, которое уделяет большое внимание вопросам корпоративной истории. Так, совместно с учеными ТГУ и РАГС в 2003 г. и 2005 г. проведены две всероссийские конференции «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность» [20]. Подробная историография истории ВАЗа представлена в статье Р.Г. Пихои [19].

Особую группу представляют узкотематические исследования экономического, социального, юридического и иного характера, выполненные по отдельным предприятиям автомобильной промышленности [21].

Завершают исследования по истории отечественного автомобилестроения работы, опосредованно связанные с автомобильной промышленностью. Например, издания, посвященные личностям, внесшим вклад в развитие отечественного автомобилестроения [22], или работы по отечественному автомобильному спорту [23].

Формат представленной статьи позволил, не проводя историографического анализа, представить структурированный перечень работ по истории отечественного автопрома. На сегодняшний момент наиболее разработанными являются разделы, связанные с историей автомобиля и отдельных предприятий отрасли. Однако исследования, освещающие процесс формирования и развития отрасли, анализирующие структуру управления ею, и процессы, происходящие внутри автопрома, т. е. определяющие целостное видение проблемы, не проведены. Небольшие, как правило, по объему, фрагментарные по тематике, существенно ограниченные региональными и хронологическими рамками работы не выделяют отрасль как предмет научного исследования. Все это позволяет говорить о необходимости развития данного направления исторических исследований.

Библиографический список и источники

  1. Автомобильная промышленность: анализ, прогноз, варианты стратегии. Материалы Института комплексных стратегических исследований, представленные на семинаре «Стратегия развития». – М. : Высшая школа бизнеса МГУ. 21.10.2002. См.: /library/images/attach/200.pdf.

  2. Концепция развития автомобильной промышленности России. Документ одобрен распоряжением правительства № 978 р от 16 июля 2002 года. См.: http://www.strana.ru/ 19.07.02.

  3. Христенко, В.О реализации в среднесрочной перспективе (2005-2008 гг.) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России // Доклад на заседании Правительства РФ по проблемам автомобильной промышленности. См.: Инновационный портал Уральского Федерального округа. /

  4. Каданников, В.В. Значение исторической науки для анализа путей развития ОАО «АВТОВАЗ» и отечественной автомобильной промышленности / В.В. Каданников // История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность: II Всероссийская научная конференция:.– Тольятти, 2005. – С. 29.

  5. Абрамович, А.Д. Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в СССР / А.Д. Абрамович. – М., 1958; Автомобильная промышленность / ред. кол.: А.М. Тарасов [и др.]. – М., 1970; Захарова, Н.М. Развитие советского автостроения в 1918-1941 гг. Историко-экономическое исследование / Н.М. Захарова. – М., 1976; Устинов, Е.А. Пятьдесят лет советскому автомобилестроению / Е.А. Устинов, Н.Я. Лирман. – М., 1974; Лирман, Н.Я. Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и начало развития автомобилестроения в России / Н.Я. Лирман // Автомобильная промышленность. – 1976. – № 11; Кобзев, А.С. Отечественному автомобилестроению 50 лет / А.С. Кобзев // Автомобильная промышленность. – 1974. – № 11.

  6. Автомобилестроение в СССР: достижения в XI пятилетке и задачи отрасли на XII пятилетку. – М., 1986; Андерс, А.А. Автомобилестроение СССР в период 1959-1969 гг. Обзор / А.А. Андерс. – М., 1970.

  7. Андерс, А.А. Автомобильная промышленность и развитие смежных отраслей промышленности / А.А. Андерс // Автомобильная промышленность. – 1970. – № 8; Лунев, И.С. Автомобилестроение и смежные отрасли / И.С. Лунев // Автомобильная промышленность. – 1970. – № 7.

  8. Автомобильная промышленность в девятой пятилетке. – М., 1976; Любинский, Е.Н. Автомобильная промышленность СССР сегодня / Е.Н. Люблинский. – М., 1990.

  9. Воронкова, С.В. Строительство автомобильных заводов в России в годы первой мировой войны (1914-1917 гг.) / С.В. Воронкова // Исторические записки. – М., 1965; Воронкова, С.В. Российская промышленность начала ХХ века / С.В. Воронкова. – М., 1966; Устинов, Е.А. Биография отрасли / Е.А. Устинов // За рулем. – 1977. – № 7. – С. 10-11.

  10. Пихоя, Р.Г. Историография истории Волжского автомобильного завода // История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность: II Всероссийская научная конференция / отв. ред. Р.Г. Пихоя. – Тольятти, 2005. – С. 11-28.

  11. Погребняк, Е.В. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы / Е.В. Погребняк, А.Р. Белоусов, Б.В. Кузнецов, Д.Л. Пахомов. – М. : Ин-т комплекс. стратег. исслед, 2002; Клочкова, Е.Н. Статистический анализ и прогнозирование развития автомобильной промышленности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Е.Н. Клочкова. – М., 2004; Ляхов, Я.А. Формирование механизма мотивации персонала в отечественной автомобильной промышленности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Я.А. Ляхов. – М., 2004; Брызгалов, А.И. Использование зарубежного опыта в развитии автомобильной промышленности России: Экономические аспекты: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / А.И. Брызгалов. – М., 2003; Кравцова, В.И. Проблемы российского автомобилестроения в условиях становления рынка / В.И. Кравцова // Автомобильная промышленность. – 1993. – № 8.

  12. Зубков, А.А. Автомобильная промышленность России (1966-1980 гг.) / А.А. Зубков. – Н. Новгород, 2000; Каданников, В.В. Прорыв российского автомобилестроения / В.В. Каданников // Волжский автостроитель. – 2004. – 18 ноября; Ковригин, А.С. Автомобилестроение России на пороге XXI века / А.С. Ковригин// Автомобильная промышленность. – 2001. – № 3; Кравцова, В.И. Проблемы российского автомобилестроения в условиях становления рынка / В.И. Кравцова [и др.] // Автомобильная промышленность. – 1993. – № 8; Куров, Б.А. От кустарного производства – к серийному: Из истории отеч. Автомобилестроения / Б.А. Куров // Автомобильная промышленность. – 1999. – № 6. – С. 36-38; Куров, Б.А. Первые попытки, неудачи, успехи: К 75-летию массового отечественного автомобилестроения / Б.А. Куров // Автомобильная промышленность. – 1999. – № 5. – С. 34-37; Куров, Б.А. Первые послевоенные десятилетия (1945-1965) / Б.А. Куров // Автомобильная промышленность. – 1999. – № 10; Митин, С.Г. О развитии национального автопрома / С.Г. Митин // Автомобильная промышленность. – 1999. – № 4; Синцеров, А.М. Отечественный автопром (к столетию первого русского автомобиля) / А.М. Синцеров // Автомобильная промышленность. – 1995. – № 12; Измайлов, В.Н. Плюс автомобилизация всей страны/ В.Н. Измайлов // Автомобильная промышленность. – 1999. Студеникин, И.И. Отечественному автомобилестроению – 70 лет. Так оно начиналось / И.И. Студеникин // Автомобильная промышленность. – 1994. – № 11.

  13. Гордиенко, М.П. От повозки до автомобиля / М.П. Гордиенко, Л.М. Смирнов. – Алма-Ата, 1990; Долматовский, Ю.А. Автомобиль за 100 лет / Ю.А. Долматовский. – М., 1986; Исаев, А.С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111 / А.С. Исаев. – М., 1961; Шляхтинский, К.В. Автомобиль в России: История автомобиля / К.В. Шляхтинский. – М., 1993; Туренко, А.Н. История инженерной деятельности. Развитие автомобилестроения / А.Н. Туренко, В.А. Богомолов, В.И. Клименко. – Харьков, 1999; Шугуров, Л.М. Автомобили страны Советов / Л.М. Шугуров, В.П. Ширшов. – М., 1983; Шугуров, Л.М. Автомобили России и СССР. В 3-х кн. / Л.М. Шугуров. – М., 1993-1995; Моравский, А.В. История автомобиля / А.В., Моравский. – М.-СПб., 1996; Аркуша, В. Век ХХ: авто для россиянина / В. Аркуша // За рулем. – 1999. – № 9.

  14. Хайфан, Ю.А. Первые русские автомобили и их эксплутационные качества / Ю.А. Хайфан. – М., 1959; Дубовской, В.И. Автомобили и мотоциклы России (1896-1917 гг.) / В.И. Дубовской. – М., 1994; Дорофеюк, А.А. История автомобильного транспорта России до 1917 г. / А.А. Дорофеюк // Вопросы истории. – 1996. – № 10; Гоголев, Л.Д. Автомобили в боевом строю / Л.Д. Гоголев. – М., 1981; Гоголев, Л.Д. Автомобили-солдаты: очерки об истории развития и военном применении автомобилей / Л.Д. Гоголев. – М., 1990; Шугуров, Л.М. В погоне за Руссобалтом / Л.М. Шугуров. – М., 2004;. Бутырин, М.А. Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны / М.А. Бутырин // Автомобильная промышленность. – 1985. – № 4-5; Коган, Д. Автомобили ХХ века 1941-1945: из истории автомобилестроения / Д. Коган // Автомобильный транспорт. – 1998. – № 8; Коган, Д. Автомобили ХХ в.: 1951-1955 гг.: Из истории автомобилестроения / Д. Коган // Автомобильный транспорт. – 1998. – № 10; Паньков, Н.П. Автомобили Красной Армии в годы Великой Отечественной войны / Н.П. Паньков // Автомобильная промышленность. – 1985. – № 2.

  15. Адфельт, Н. Первые десять советских автомобилей (1924 г.) / Н. Адфельт. – М., 1931; Гоголев, Л.Д. Автомобили в боевом строю / Л.Д. Гоголев. – М., 1981; Долматовский, Ю.А. Городские электромобили – реальность завтрашнего дня / Ю.А. Долматовский // Гор. хозяйство Москвы. – 1974. – № 10; Каданников, В.В. Автомобиль для России и россиян / В.В. Каданников // Наука и жизнь. – 2002. – № 7; Лирман, Н.Я. Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и начало развития автомобилестроения в России / Н.Я. Лирман // Автомобильная промышленность. – 1976. – № 11; Медведков, В.И. Советские бронеавтомобили / В.И. Медведков // Автомобильная промышленность. – 1985. – № 3.

  16. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. – М. : За рулем, 2001; Энциклопедия классических автомобилей. – М. : За рулем, 2004; Энциклопедия легковых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. – М. : За рулем, 2004; Энциклопедия мотоциклов. Фирмы. Модели. Конструкции. – М. : За рулем, 2003.

  17. АВТОВАЗ на рубеже веков / гл. ред. Л. Плешанова. – Тольятти, 2001; ВАЗ: страницы истории. Воспоминания и факты: в 5-ти кн. / ред.-сост. А.А. Шаврин. – Тольятти, 1996-2005; Горьковский автомобильный / науч. ред. В.Я. Доброхотов. – М., 1981; История Московского автозавода имени И.А. Лихачева. – М., 1966; История Ульяновского автомобильного завода. – М., 1988; На волне памяти: История Волжского автомобильного в документах и фотографиях: в 2-х кн./ ред.-сост. А.А. Шаврин. – Тольятти, 1996-2001; От Фиата к «Жигулям» / под ред. В.А. Котлярова. – Тольятти, 2000; Полвека труда и строительства (История Ярославского моторного автомобильного завода). – Ярославль, 1966; Ускорение социально-экономического развития объединения: Опыт АВТОВАЗа / А.И. Ясинский, В.М. Смирнов, В.И. Фрезе [и др.]. – М., 1988; Андреев, М.Б. Автозавод имени Ленинского комсомола / М.Б. Андреев // Автомобильная промышленность. – 1984. – № 11; Атрашкин, Г. 75 лет заводу-труженику: Очерк об истории ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей» / Г. Атрашкин. – Чебоксары, 2004; Андреев, М.Б. Родоначальник заводов отрасли // Автомобильная промышленность / М.Б. Андреев. – 1984. – № 10; Асатрян, Р.С. От имени КИМ до ОАО «Москвич» / Р.С. Асатрян // Автомобильная промышленность. – 2000. – № 10; Исторические ведомости (История ВАЗа на страницах городской газеты). – Тольятти. – 2002. – № 5; Киселев И.И. ГАЗу – 50 лет / И.И. Киселев // Автомобильная промышленность. – 1982. – № 1.

  18. Пихоя, Р.Г. Историография истории Волжского автомобильного завода // История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность: II Всероссийская научная конференция / отв. ред. Пихоя Р.Г. – Тольятти, 2005. – С. 11- 28.

  19. I Всероссийская научная конференция / отв. ред. Лившиц А.Э., Нахманович П.А. – Тольятти, 2003; История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность: II Всероссийской научной конференции / отв. ред. Пихоя Р.Г. – Тольятти, 2005.

  20. Кацура, П.М. Хозяйственный механизм предприятия / П.М. Кацура. – Куйбышев, 1982; Горячев, В.В. Расследование краж на предприятиях автомобильной промышленности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / В.В. Горячев. – Владимир, 2005; Греков, Р.Г. Совершенствование механизма управления инвестиционной деятельностью в автомобильной промышленности: На примере предприятий Ярославской области: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Р.Г. Греков. – Ярославль, 2003; Девятов, А.Г. Развитие производственной структуры и управления в организациях автомобилестроения на основе создания бизнес-единиц: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Г. Девятов. – М., 2005; Журова, Л.И. Управление развитием стратегических зон хозяйствования: На примере предприятий автомобильной промышленности Приволжского федерального округа: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Л.И. Журова. – Саранск, 2004; Левченко, Г.Н. Управленческая культура как фактор развития социального потенциала производственного коллектива: на материалах ОАО "КАМАЗ": автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Г.Н. Левченко. – Казань : Казан. гос. энергет. ун-т, 2003.

  21. Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. – М. : За рулем, 2002; В этом наша судьба (воспоминания о В.И. Исакове) / Идея и работа над текстом Е.Э. Кузнецова. – Тольятти, 2002; В.Н. Поляков глазами современников / ред.-сост. А.А. Шаврин. – Тольятти, 2003; Воспоминания об Иване Алексеевиче Лихачеве // Московский журнал. – 2001. – № 6; Житков, А.А. Вершиной жизни стал ВАЗ / А.А. Житков. – Тольятти, 1997.

  22. Долбиш, А.А. Биография быстрых колес. История отечественного автомобильного спорта (1898-1975 гг.): справочник / А.А. Долбиш, А.И. Ипатенко, Л.М. Шугуров. – М., 1993.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины дпп. Ф. 03 История России 1917 1941 гг. Цели и задачи учебной дисциплины. Цели преподавания дисциплины. Федеральный уровень

    Программа дисциплины
    уметь рассматривать события и явления действительности в движении: отпрошлого к настоящему и будущему проанализировать те изменения в исторических представлениях,
  2. Власть» иИнститута социологии ран (12 ноября 2010 г.) Научный проект «народ и власть: История России и ее фальсификации» Выпуск 2 Москва 2011

    Документ
    Тощенко Ж. Т. — чл.-корр. РАН, акад. РАЕН, д. ф. н., проф., зав. каф. теории и истории социологии и декан социолог. фак-та РГГУ, гл. ред. ж-ла «СОЦИС»
  3. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  5. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (1)

    Книга
    Третья книга из серии. "История России XX века" — очередной или затянувшийся «провал» в истории человечества или еще одна отчаянная попытка отстоять свои культуру, территорию, менталитет, свою веру как неотъемлемый элемент

Другие похожие документы..