Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В помещениях и на территории Международной школы “Мирас” курить строго воспрещается. При нарушении этого правила будет взиматься штраф без дополнител...полностью>>
'Реферат'
2. Предельная производительность и убывающая отдача факторов производства. Закон убывающей производительности. Эффект масштаба. Проблема оптимального...полностью>>
'Реферат'
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что внешнеэкономическая деятельность российских предприятий, объединений и организаци...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специально...полностью>>

Курс дистанционного обучения. Курс составлен по книге Архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие» коллективом

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Что имеет в виду Господь, говоря: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» Почему пришествие Господа в мир принесло разделение, и почему мы все же можем назвать его спасительным?

    1. Призыв к покаянию в связи с гибелью галилеян и падением Силоамской башни (Лк.13: 1-5).

Как по Архиепископу Аверкию толкуются стихи (Лк. 13:1,2)? Что имели в виду люди, которые рассказали Господу о гибели народа в стенах храма? Что ответил им на это Иисус Христос? Как понимать Его слова о тех, на кого упала Силоамская башня? Как эти слова относятся к нам с вами?

    1. Притча о бесплодной смоковнице (Лк.13: 6-9).

Кого Господь имеет в виду, говоря о бесплодной смоковнице? Почему взят именно такой образ? Кто понимается под виноградарем? Что предрекает народу израильскому Господь этой притчей?

    1. Исцеление скорченной женщины (Лк.13: 10-17).

Почему Господь исцелил скорченную женщину в субботу? Что Он хотел этим показать? Как Он обличил начальника синагоги?

    1. О тесном пути в Царствие Божие (Лк.13: 22-30).

Что ответил Господь вопрошающему: «Господи, неужели мало спасающихся?» Как понимали иудеи, в чём состояла теснота пути в Царство Небесное для иудеев? В чём она состоит для нас? Почему часто требования Господа кажутся невыполнимыми? Как к этому относиться? Кому Господь говорит «Отойдите от Меня, делатели неправды»? Могут ли эти слова относиться и к нам? Как вы считаете, что должен делать христианин сегодня, чтобы не оказаться «последним», но быть «первым»? Что вы делаете для этого?

    1. Христос отвечает на угрозы Ирода и сетует о гибели Иерусалима (Лк.13:31-35; Мф. 23:37-39).

Почему фарисеи советуют Господу удалиться от пределов Ирода Антипы? Что Он ответил по этому поводу? Что Он сказал об Иерусалиме и почему?

    1. Исцеление страдающего водянкой (Лк. 14:1-6).

Почему Господь спросил фарисеев «позволительно ли врачевать в субботу»? В чём смысл наставления об осле или воле, которые упали в колодец? Кого Господь имел в виду, говоря о «первых» и «последних»?

    1. Притча о любящих первенствовать (Лк.14:7-15).

О чём говорит эта притча? Какой вывод для нашей духовной жизни можно сделать из её слов: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий возвысится»? Прочитайте подготовку к исповеди Св. Игнатия Брянчининова. О каком именно грехе говорит Господь в этой притче? Как Господь призывает противодействовать этому греху? Кому Он призывает оказывать милость?

    1. Притча о званых на вечерю (Лк.14:16-24).

Что имел в виду Господь под образом вечери? Что хочет Господь сказать нам этой притчей? Как вы думаете, не рискуем ли мы, называясь Христианами и при этом, не исполняя заповедей Господа, оказаться в положении «званых» из этой притчи?

    1. Учение об истинных последователях Христовых (Лк. 14:25-33).

Кажется, что слова Господа: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», - входят в противоречие с заповедью Моисея о почитании родителей. Как вы думаете, так ли это? Идёт ли здесь речь именно о ненависти к людям, и та ли эта ненависть, которая рождается из раздражения и злобы? Господь говорит слова: «почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:19). Как можно сопоставить эти, казалось бы, противоположные выражения?

    1. Притча о блудном сыне (Лк.15:11-32).

В каком внутреннем состоянии вернулся сын к Отцу? На что он был готов после своего возвращения домой? Согласился бы он, если бы Отец предложил ему пасти свиней? Притча говорит нам о безграничной Божией любви. Входят ли в противоречие с ней слова о тесном пути в Царствие Божие: «Отойдите от Меня все делатели неправды»? Как вы думаете, кого ещё, кроме фарисеев и книжников, можно понимать под образом старшего сына? Прочитайте в книге прот. Ал. Шмемана «Великий пост» о подготовительных неделях, почему эту притчу читают водну из подготовительных недель к Великому посту?

    1. Притча о неверном домоправителе (Лк.16:1-17).

О чём говорит эта притча? Что значат слова: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»? Почему богатство названо неправедным? Как надо им распоряжаться? В чём заключается «верность в малом»?

    1. Притча о богатом и Лазаре (Лк.16:19-31).

О чем эта притча? Что означает имя Лазарь? Говорится ли в этой притче, что богатство и спасение не совместимы? Куда по смерти была отнесена душа Лазаря, а куда - богача? Почему богач не может быть утешен Авраамом? Почему богачу отказано в просьбе об особом предупреждении тех, кто не исполняет волю Бога, Его заповеди? Как вы думаете, может ли покаяться грешник только от одного предупреждения о возможности возмездия? Может ли человек уверовать, если ему явится видение?

    1. Учение о святости брака и о девстве (Мф.19:3-12; Мк.10:2-12); Лк.16:18).

Какие во времена Христа существовали мнения раввинов о разводах, и как фарисеи хотели уловить Господа в словах? Что Господь отвечает на вопросы фарисеев? Что говорит Моисей о возможности развода, и что по этому поводу сказал Господь? Почему? Ученики были поражены обязанностями человека к жене. «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться», – сказали они. Что на это ответил им Господь? Как, всё же, можно исполнить заповеданное Господом?

    1. Беседа о силе веры и об обязанностях исполнять заповеди (Лк. 17:5-10).

О какой вере говорит Господь? Почему такая вера, даже если бы была с горчичное зерно, то двигала бы горами? Найдите в Евангелие слова молитвы: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Запомните их. Кому они принадлежат? В каких Евангельских эпизодах Господь призывает людей к вере, и что по этой вере происходит? Случались ли в вашей жизни события по вашей вере, которые укрепляли вас? Каковы условия умножения плодов веры? Когда мы что-то делаем для Господа, есть ли у нас основание гордиться этим и осуждать других? Что повелевает нам говорить о себе Господь (Лк. 17:10)? Запомните эти слова.

    1. Исцеление десяти прокажённых (Лк. 17:11-19).

Прокажённые громко умоляли Господа помиловать их. Почему именно помиловать, а не исцелить? Всегда ли мы громко и неотступно просим Господа о помиловании? Почему Господь послал их к священникам? Почему лишь один вернулся с благодарностью к Господу? О каких свойствах человеческой души говорит этот отрывок? Были ли в вашей жизни события, которые заставляли вас благодарить Господа? Бывало ли, что вы как исцелённые прокажённые забывали о благодарности?

    1. Беседа о пришествии Царствия Божия и о втором пришествии Христовом (Лк. 17:20-37).

Что говорит Господь о Царствии Божием? В чём разница между представлениями о нем фарисеев и учением Господа? Как понимать слова: «Царствие Божие внутрь вас есть»? Что, по словам Господа, ожидает Иудеев, которые не принимали наступления Царствия Божия? Что Он говорит об открытии Царствия Божия во всей Славе? Когда это будет и как? Что ответил Господь на вопросы учеников о том, где это будет? Почему?

    1. Притча о судье неправедном (Лк. 18:1-8).

О чём эта притча? Хотел ли Иисус Христос сравнить Бога с судьей неправедным? Какой вывод о форме притчи следует сделать? Какова главная мысль притчи? Всегда ли мы помним о том, что духовные усилия (в том числе и нашей молитвы о чем-то) должны быть постоянны?

    1. Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14).

Расскажите, в чем главный смысл притчи? Какая молитва угодна Господу? Прочитайте в учебнике «Закон божий» или книге прот. А. Шмемана «Великий Пост» о подготовительных неделях к Великому Посту. Почему притча о «Мытаре и фарисее» читается в одну из подготовительных недель?

Выучите молитву мытаря наизусть.

    1. Благословение детей (Мф.19:13-15; Мк.10:13-16; Лк.18:15-17).

Почему ученики не пускали детей к Господу? Как вы думаете, чем они руководствовались? Почему Господь «вознегодовал» на учеников? Как вы думаете, какие именно достоинства детской души Он имел в виду, когда говорил: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»?

    1. О богатом юноше (Мф.19:16-26; Мк.10:17-27; Лк.18:18-27).

Почему Иисус Христос спрасил юношу: «Что ты называешь Меня благим?» Указал ли Господь в ответ на вопрос юноши на какие-то особенные заповеди, необходимые для спасения? Что предложил Господь юноше, как условия спасения? Как вы думаете, Если бы Господь разговаривал с вами, что бы Он предложил вам, как условие спасения? От каких слов Господа «ученики ужаснулись» и почему? Что ответил Господь ученикам?

    1. Апостолы, оставившие всё ради Христа, наследуют жизнь вечную (Мф.19:27-30; Мк.10:28-31; Лк.18:28-30).

Апостолы спросили Господа, какая им будет награда за то, что они оставили всё. Что ответил им Господь? Что понимается под «пакибытием»? Как понимать слова: «Последние станут первыми»?

    1. Притча о работниках в винограднике, получивших равную плату. (Мф.20:1-16).

В чём основная мысль притчи? Почему хозяин не поступил с работниками по справедливости? Как вы думаете, Господь поступает с нами по справедливости или по любви? Что будет, если с нами Господь будет поступать по справедливости? Как в таком случае мы должны относиться к другим? Какие строки из молитвы «Отче наш» говорят о том, как нам надо относиться к обижающим нас? О чём говорят нам Евангельские строки (Мф. 18:21,22)?

    1. Господь повторяет предсказание о предстоящих Ему страданиях и воскресении и даёт ответ сынам Заведеевым о первенстве в Его Царстве (Мф.20:17-30; Мк.10:32-45; Лк.18:31-34).

О чем повествовал Господь ученикам по дороге в Иерусалим? Как восприняли это ученики? Почему, как вы думаете, они не поняли и не приняли Его слов? Связана ли с этим непониманием просьба двух Его учеников о первенстве в Царствии Мессии? Что ответил Господь на эту просьбу и почему? Как понимать вопросы Господа: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?». Кто может стать первым в Его Царстве?

    1. Исцеление двух Иерихонских слепцов (Мф.20:29-34; Мк.10:46-52; Лк.18:35-43).

Прочитайте об исцелении слепцов близ Иерихона во всех 3-х синоптических Евангелиях. В чём разница в повествовании? Как вы думаете, говорит ли эта разница о неточности Евангелий? Слепцы громко кричали Господу о том, чтобы Он помиловал их: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» О чем свидетельствовало это восклицание? Как реагировал на это народ? Что сделал Господь? Какие выводы для своей духовной жизни мы можем сделать из этого эпизода?

    1. Господь Иисус Христос посещает Закхея (Лк.19:1-10 ).

Кто такой Закхей? Каким он был? Почему Господь удостоил дом Закхея Своим посещением? Что произошло после слов Господа с сердцем Закхея? В чём суть истинного покаяния? Прочитайте о подготовительных неделях Великого Поста в книге А. Шмемана «Великий Пост». Когда читается Евангелие о Закхее и почему?

    1. Притча о десяти минах, или о талантах. (Лк.19:11-28 и Мф.25:14-30)

Прочтите эти притчи. В чём они сходны и в чём имеют различие? Что понимается под талантами и минами в этих притчах? Что подразумевается под возвращением Господина? Как надо использовать данные Богом дарования? Какой вывод из этой притчи вы можете сделать для себя?

    1. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1-45).

Кто был Лазарь? Почему Господь не поспешил сразу к Своему любимому другу, когда узнал, что он болен? Что означают слова Господа: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий»? Почему ученики боялись идти в Иудею с Господом, что ответил им Господь? Как понимать иносказательную речь Господа? Что означают слова Господа: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его»? Как реагировали на эти слова ученики? Что сказал Апостол Фома? Как это характеризует его? О чем свидетельствуют слова Марфы: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог»? Что ответил ей Господь? Каков смысл Его слов? Почему Господь «восскорбел духом и возмутился»? Почему Евангелист упоминает о том, что Господь прослезился? Какие чувства вызвала у Господа злоба иудеев? Почему это важно для нас? Какие чувства в нас обычно вызывает чья-то злоба, направленная на нас? Почему Господь произнес слова: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня»? Что произошло в результате этого чуда? Почему?

    1. Решение синедриона убить Господа Иисуса Христа (Ин.11: 47-57).

В чём состоял страх священников и фарисеев в отношении Господа? В чём была ложность этого страха? В чём была ложь позиции Каиафы? «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Что вкладывал Каиафа в эти слова? Почему Евангелист приводит их? В чём их пророческое значение? Было ли чудо воскрешения Лазаря событием, которое предрешило решение синедриона погубить Господа и почему?

    1. Вечеря в Вифании в доме Лазаря (Ин.12: 1-11). Когда происходила эта вечеря? Почему Мария помазала Господа Миром? Как соотносится и по времени и по смыслу это помазание с помазанием жены - грешницы?

ЗАДАНИЕ

Обсудите следующие Евангельские строки. Выберете одну из них и напишите сочинение.

  • «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16:6).

  • «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15).

  • «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (МК. 9:23).

  • «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

  • «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9).

  • «И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк. 13:30).

  • «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий возвысится» (Лк. 14:11).

  • «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом и во многом неверен»? (Лк. 16:10).

  • «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18:17).

  • «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29)

Требования к сочинению. (См. требования к предыдущему сочинению)

Часть III. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа

  1. Вход Господень в Иерусалим (Мф.21: 1-11; Мк.11: 1-11; Лк.19: 29-44; Ин.12: 12-19)
    Почему раньше Господь ходил в Иерусалим только тайно, а теперь шел открыто? Почему Ему благоугодно было обставить этот вход с особой торжественностью? Почему при этом Он все же въехал в город на осле, а не на коне? Почему хозяева сразу же по первому слову отдали осла ученикам? Как вели себя апостолы при входе Господа в Иерусалим? Почему? Как вел себя народ? Почему? Какими словами встречали Господа? Запомните их. Где в богослужении мы слышим их? Что означали эти слова? Как реагировали фарисеи? Что сказал Господь в ответ им? (ЛК 19:39-40) Как вы понимаете эти слова? Прочитайте слова Господа, которые называются плачем об Иерусалиме (ЛК 19:41-44). О чем сокрушается Господь? Какие события Он предвещает? Когда празднуется праздник «Вход Господень в Иерусалим»? Прочитайте и выучите тропарь праздника. Как еще называется этот праздник? Почему?

  2. Изгнание торгующих из храма (Мф.21: 12-17; Мк.11: 15-19; Лк.19: 45-48) Почитайте об этом событии в Евангелиях. В чем разница между описаниями этого события у Евангелистов? Чем эта разница может объясняться? Как вы думаете, является ли разница в описании событий разными Евангелистами причиной, по которой этим описаниям можно не доверять? Почему? Почему Господь так ревновал о Храме? Почему, как вы думаете, резкие действия Иисуса Христа не вызвали противодействия? Случалось ли вам отстаивать правду Божию «с кулаками»? Как вы думаете, когда такие действия оправданы, а когда нет?

Великий понедельник

  1. Проклятие бесплодной смоковницы (Мф.21: 18-19; Мк.11: 12-14)
    Евангелисты сообщают, что Господь «взалкал» и потому искал плодов на смоковнице. О чем нам говорит этот текст Евангелия? Можно ли сказать, что в таких эпизодах мы видим, как Иисус Христос вновь и вновь утверждает полноту своей человеческой природы. Задание. Можете ли вы написать, какие еще евангельские эпизоды свидетельствуют об этом. Является ли этот эпизод просто бытовым эпизодом из жизни Господа и его учеников? Прообразом чего является бесплодная смоковница? Как вы думаете, о чем пророчествует Господь, проклиная ее? Если бы Господь обратился к вам, желая увидеть плоды, то что именно Он хотел бы увидеть?

  2. Желание эллинов видеть Иисуса Христа и беседа Господа по этому поводу (Ин.12: 20-50) Прочитайте этот эпизод. Что за эллины пришли к Филиппу и почему они оказались в Иерусалиме? Почему они обратились к ученику «Господин»? Чего хотели эллины? Предвестником, каких событий было обращение эллинов к ученикам Христовым? Почему Господь в ответ на это обращение стал пророчествовать о своей крестной смерти? Почему Господь называет Себя Сыном Человеческим? Задание. Объясните, как надо понимать строку ИН 12:25. Почему Господь говорит: «Душа Моя теперь возмутилась…Отче, спаси Меня от часа сего». Что Он говорит вслед за этим? Что происходит потом? Почему слышащие по разному реагируют на происходящее? Какие примеры различного восприятия Божественных знамений вы могли бы привести из своей жизни? Почему народ не понял Господа, когда Он начал пророчествовать о своей крестной смерти? Что Господь ответил народу? Что говорит Евангелист о причинах неверия иудеев в Господа?

Великий вторник

  1. Засохшая смоковница и поучение о силе веры (Мф.21: 20-22; Мк.11: 20-24) Продолжением какой истории является этот текст Евангелия? Символом чего является засохшая смоковница? Учеников поразила сила проклятия Иисуса Христа. Что на это ответил им Господь? Какое условие упоминает евангелист Марк, как условие действенности молитвы? Какой вывод для своей духовной жизни мы можем сделать?

  2. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, Кто дал Ему такую власть (Мф.21: 23-27; Мк.11: 27-33; Лк.20: 1-8) С какой целью старейшины приступили к Иисусу Христу с вопросом? Искренни ли они были? Что ответил им Господь? Почему? Почему старейшины не смогли ничего ответить на вопрос Господа? Чем закончилась эта беседа?

  3. Притча о двух сыновьях (Мф.21: 28-32) Для чего Господь рассказал первосвященникам и старейшинам притчу о двух сыновьях? Кого Он понимал под первым сыном? Кого под вторым? Как ответил на просьбу отца первый сын и что это означает в притче? Как ответил второй? Как раскрыл Господь значение притчи?

  4. Притча о злых виноградарях (Мф.21: 33-46; Мк.12: 1-12; Лк.20: 9-19)
    Кто пронимается в этой притче под Хозяином? Что понимается под виноградником, оградой, точилом и башней? Кто понимается под виноградарями и слугами? Кто под Сыном? Что означает именование Сына наследником? Что означает в притче пришествие Хозяина? Кто такие «иные делатели» на винограднике? Как применяет к себе Иисус Христос стихи псалма (ПС 117 22-23)? На какие два вида людей указывает Господь? Что сделали первосвященники и фарисеи, поняв глубокий смысл притчи? Как реагируют нераскаянные сердца на обличение? Замечали ли вы такую реакцию в окружающих? А в себе?

  5. Притча о званных на брачный пир царского сына (Мф.22: 1-14) Где еще в Евангелиях мы встречаем сходную притчу? Какова главная мысль притчи о званных на вечерю? О чем говорит нам притча о браке царского сына? Что надо понимать под призванием на брачный пир «всех, кого найдете»? Что означает образ брачной одежды? Что означает по толкованию Иоанна Златоуста - «войти в нечистой одежде»? Как вы понимаете Евангельские слова: «Много званых, но мало избранных»? Что это означает для вашей духовной жизни?

  6. Ответ Господа о дани кесарю (Мф.22: 15-22; Мк.12: 13-17; Лк.20: 20-26) Кого послали фарисеи к Господу с вопросом о дани кесарю? На что был рассчитан этот лукавый вопрос? Что ответил Господь на этот вопрос? Расскажите, как вы думаете, в каких случаях в нашей жизни мы должны «отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу»?

  7. Посрамление саддукеев в вопросе о Воскресении (Мф.22: 23-33; Мк.12: 18-27; Лк.29: 27-40) Кто такие саддукеи? Какую историю они представили Господу и почему? Что ответил саддукеям Господь? В чем была мудрость ответа Иисуса Христа, так что даже книжники оценили его.

  8. Беседа о наибольшей заповеди в Законе Божием и о Божественном достоинстве Мессии (Мф.22: 34-46; Мк.12: 28-37; Лк.20: 40-44) Какой вопрос предложили Господу фарисеи? В чем заключалось коварство этого вопроса? Что ответил фарисеям Господь? Выучите эти слова наизусть. Один из законников восхитился ответом Иисуса Христа. Что сказал ему Господь и почему? Как вы думаете, что это означало? Почему Господь спрашивает законников о Христе, чей Он сын? Как должны были понять учителя закона слова псалма (ПС 109: 1). Как слушал Господа народ?

  9. Обличительная речь против книжников и фарисеев (Мф.23: 1-39; Мк.12: 38-40; Лк.20: 45-47) С чего начал Свою речь Господь? В чем обличает Господь книжников и фарисеев в стихах МФ 23:1-4? Прочитайте пояснения 5стиха. В чем обличает Господь книжников и фарисеев в стихах МФ 23:6-11? ЗАДАНИЕ. Что означают слова Господа: «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится». «А вы не называйтесь учителями…» Этот текст и следующий далее протестантские конфессии используют, чтобы обличить православных в фарисейском отношении к священству. Как бы вы им ответили? В данном контексте, к кому относились эти слова? Прочитайте пояснения к стихам 13-28. В чем обличает Господь книжников и фарисеев в этих стихах? О ком идет речь в стихах 34, 35? Чем заканчивается обличительная речь Господа? Что он предрекает иудейскому народу и Иерусалиму?

  10. Лепта вдовицы (Мк.12: 41-44; Лк.21: 1-4) О чем говорит этот Евангельский эпизод? Что такое «лепта»? Почему Господь сказал, что вдовица «положила больше всех»? Что, как вы думаете, означает выражение: «внести свою лепту»?

  11. Беседа Господа с учениками на горе Елеонской и о Его втором пришествии и кончине мира (Мф.24: 1-51; Мк.13: 1-37; Лк.21: 5-38) Какие события предрекал Иисус Христос, говоря: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено»? Как поняли Его слова Апостолы? О каких четырех признаках начала грядущих трагических событий говорит Господь? Поясните, почему эти признаки являются также признаками кончины мира и Страшного Суда? Какие слова в Евангелии свидетельствуют о том, что между падением Иерусалима и Концом мира пройдет неопределенное количество веков? О каких знамениях Кончины мира говорит еще текст Евангелия? Что для вас означают слова Господа: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приедет»? Что означает «бодрствовать духовно»?

  12. Притча о десяти девах (Мф.25: 1-13) Почему Господь использует образ брачного пира? Кто понимается под «мудрыми девами», а кто под «юродивыми»? Как понимаете вы слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»? К чему призывает Господь этой притчей?

  13. О Страшном Суде (Мф.25: 31-46) В каком Евангелии повествуется о Страшном Суде? Как вы думаете, почему этому повествованию предшествует притча о талантах? Попробуйте сами разобрать эту притчу (Мф. 25:14-30). Как явится Господь в мир при втором пришествии? Какие образы использует Господь для описания Суда и почему? Царство Небесное праведники наследуют, по словам Господа, за дела любви и милосердия к ближним. Почему не говорится о вере, молитве, духовных подвигах? О чем свидетельствует ответ праведников? Поясните слова Господа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его». Откуда произошел образ «долины огненной»?

Великая Среда

  1. Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом, помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного и предательство Иуды (Мф.26: 1-16; Мк.14: 1-11; Лк.22: 1-6) Как праздновался праздник Пасхи у иудейского народа и чему он был посвящен? На что указывают слова Господа: «Предан, будет на распятие»? Чему было посвящено совещание во дворе дома первосвященника Каиафы? Кто была женщина, помазавшая Господа миром? Почему ученики осудили женщину? Что ответил им Господь? Как вы думаете, к каким ситуациям в современной жизни можно приложить слова Господа: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете»? Какое обетование было дано женщине (Мф. 26:13) и как оно исполнилось? Когда Церковь ежегодно вспоминает ее поступок? Почему Иуда пошел к первосвященникам, сказав: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его»? Почему первосвященники положили цену предательству – тридцать серебреников? Какое пророчество исполнилось таким образом? ( Зах. 11:12,13)

Великий Четверг

  1. Тайная вечеря (Мф.26: 17-29; Мк.14: 12-25; Лк.22: 7-30; Ин.13: 1-30)
    В какой день недели происходила Тайная Вечеря? В каком отношении находился день Тайной Вечери к праздновавшемуся тогда иудейскому празднику Пасхи? Прочитайте в Законе Божием, какому событию был посвящен иудейский праздник Пасхи. О чем говорит чудесное уготовление Тайной Вечери? Какими словами по Евангелисту Луке Господь начал Тайную Вечерю, что они означали? Какое важнейшее установление для всей Церкви совершилось на Тайной Вечере? Найдите слова, сказанные на Тайной Вечере в тексте Божественной литургии?

    • Умовение ног (Ин.13: 2-20) О каком обычае идет речь? Что послужило поводом к поступку Господа? (Лк. 22:24-27) В чем смысл Его поступка? Какое значение имеет этот поступок для нас? Как повел себя Петр? Что ответил ему Господь? Почему? Как этот ответ касается вашей духовной жизни? Что означает ответ Петра? Как этот ответ его характеризует? Как Господь объяснил ученикам свои действия?

    • Господь объявляет о Своем предателе (Мф.26: 21-25; Мк.14: 18-21; Лк.22: 21-23; Ин.13: 21-30) Кто из Евангелистов рассказывает об этом подробнее всего? Почему Господь «возмутился духом»? Что Он имел в виду, говоря: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»? Что ответил Господь на вопрос Иуды? Что значат эти слова? Почему Петр не сам спросил Господа о предателе, а доверил это Иоанну? Что означают слова Господа: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться»? (Мф. 26:24) Почему Иуда, хотя и был исполнителем того, о чем говорили пророчества, все же имеет личную вину? Почему Господь дал Иуде кусок хлеба? Что означал этот жест? Что произошло с Иудой? Что означали слова Господа: «Что делаешь, делай скорее»? Как поняли эти слова ученики?

    • Установление таинства Евхаристии (Мф.26: 26-29; Мк.14: 22-25; Лк.22: 19-20) «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое», - запомните эти слова. Какой именно хлеб был взят Господом, почему? Почему Господь говорит именно «СИЕ есть Тело Мое»? Что говорит об этом токование блаж. Феофилакта? Что понимается под «Телом Христовым»? Что значит выражение «причаститься под двумя видами?» Снова благодарив, т.е. молитвенно призвав Духа Святого, прелагающего вино в истинную кровь Христову, Господь сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Запомните эти слова. Что означают слова: «За многих изливаемая во оставление грехов»? Что имел в виду Господь, говоря: «Сие творите в Мое воспоминание»? (Лк. 22:19) Чем православное понимание этих слов отличается от протестантского? Как причащались христиане в первые века? (Деян. 1-3 главы)

    • Спор учеников о старшинстве (Лк.22: 24-30) О каком старшинстве спорили ученики? Что ответил им Господь? Как вы думаете, равенство всех перед Богом упраздняет реальность духовного старшинства одних перед другими? Как с реальностью духовного старшинства сочетается идея равенства всех между собой?

    • Прощальная беседа Господа с учениками (Ин.13: 31-38 и главы 14, 15, 16; Мф.26: 30-35; Мк.14: 26-31; Лк.22: 31-38) Когда происходила прощальная беседа, какими словами она начинается и что означали эти слова? Как Господь обращается к своим ученикам в этой беседе и почему? (Ин.13: 33) Какую заповедь Господь дает ученикам? (Ин.13: 34) Запомните эти слова. О чем предупреждает Петра Господь? Почему было попущено Петру временно пасть? Что означают слова Господа, сказанные Петру: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»? Как вы понимаете в свете этих евангельских событий слова апостола Иакова (Иак 1:12)? О чем предупреждал Господь учеников? Как поняли ученики Его слова? Что означают слова Господа (Ин. 14:1-4) Почему ученики не понимают их? Как надо понимать слова Господа: «Я есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»? Запомните эти слова. Как понял эти слова Филипп? О чем он попросил? Что ответил ему Господь? Как вы понимаете обетования Господа, данные ученикам? (Ин. 14:14-15) Что это означает для нас? Запомните эти слова. Господь утешает учеников словами: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». О Ком Он говорит? Что означают слова Господа: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас»? о чем спросил Господа Иуда? Что ответил ему Господь? Задание. Как вы понимаете слова Евангелия (Ин. 14:26)? Что означают слова Господа: «Мир Мой даю вам»? Найдите в тексте Литургии аналогичные по значению слова. Как понимать слова: «Отец Мой более Меня»?

    • Продолжение прощальной беседы (15 и 16 гл. от Ин.) Как надо понимать слова Господа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь»? Что означают слова: «Без Меня не можете делать ничего»? Что эти слова означают для вас? Запомните их. В чем смысл пребывания в Любви Христовой? (Ин. 15:10) О чем далее Господь предупреждает учеников? Почему это важно для них? Почему, как вы думаете, для нас важно знать, что мир сей на добро отвечает ненавистью и не смущаться этим, т.к. по этому пути прошел Господь? О чем вновь напоминает Господь, ободряя учеников? (Ин. 15:26,27) Что еще говорит Господь о Духе Утешителе? (Ин. 16:7-11) Что означают слова: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить»? Кто наставляет нас «на всякую истину»? Как вы думаете, что должен делать человек, чтобы «вмещать» слова, сказанные Господом в Священном Писании? Что означают слова: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо Я победил мир»? Что они означают для вас?

    • Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа (Ин. Гл. 17) Почему молитва, которую Господь произнес для своих учеников называется «первосвященническою»? Какими словами начинается молитва? Что они означают? О чем ее первая часть? Каково было дело Господа Иисуса Христа на земле? Что означают слова: «Я прославил тебя на земле, и ныне прославь Меня Ты, Отче»? Далее Господь молится об учениках. О чем Он просит Отца? О чем Он просит в стихах (Ин. 17:6-19)? О чем третья часть первосвященнической молитвы Господа? (Ин. 17:20-24) Что для вас означают слова: «…любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет…»? Задание: Могли бы вы рассказать, какой Любовью вас любит Господь, и какая в таком случае любовь должна быть любовь в вас? Как вы думаете, помогают ли такие рассуждения готовиться к исповеди?

  2. Гефсиманский подвиг: моление о чаше (Мф.26: 36-46; Мк.14: 32-42; Лк.22: 39-46; Ин.18:1) Куда пошел Иисус с учениками после того, как закончил Свою молитву? Почему Господь взял с Собой троих учеников? Кто это был и почему? О чем молился Господь в Гефсимании? Какова была Его молитва? О чем скорбел и тяжко страдал Иисус Христос в час молитвы? Почему, как вы думаете, ученики не смогли бодрствовать со Христом? Какими словами Господь укоряет учеников? (Мф.26: 40-41) Запомните эти слова: (Мф.26: 41) Что эти слова означают для вас?

  3. Предание Иисуса Христа: взятие Его под стражу, меч Петра и бегство учеников (Мф.26: 47-56; Мк.14: 43-52; Лк.22: 47-53; Ин.18: 2-12) Кого привел Иуда, чтобы предать им Христа? Почему Иуда предал Христа лобзанием? Какими словами Господь пытался остановить Иуду? (Мф.26:50) Как вы думаете, почему Он назвал Иуду другом? Иисус спросил стражу: «Кого ищете?» В ответ на слова стражников Он сказал: «Это Я». Какое впечатление произвели Его слова? Почему? Какой ответ Господь дал во второй раз? Что он означал? Как Петр пытался защитить Господа? Что Господь ему ответил? Знаете ли вы, какой исторический деятель и в какой ситуации цитировал эти строки писания? Что означают слова Господа о 12-ти легионах ангелов? Каков смысл обвинительных слов Господа: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня»? Кто был юноша, бежавший от стражи нагим? Все ли ученики бежали из Гефсимании?

  4. Суд над Господом у первосвященника Анны и Каиафы (Ин.18: 12-23; Мф.26: 57-60; Мк.14: 53-65; Лк.22: 54, 63-65) Куда повели Иисуса Христа, после Его пленения? Кто из учеников оказался вместе с Господом во дворе первосвященника? О чем спрашивал Анна Господа и почему? Что ответил ему Господь? Господь был крепок и смирен сердцем. Почему удар слуги Он не перенес молча? Какой вывод из этого замечательного эпизода мы можем сделать для себя? В чем нужно было обвинить Иисуса, чтобы вынести Ему смертный приговор? Почему слова лжесвидетелей не были достаточны? В чем решил Каиафа обвинить Господа? Что он спросил у Него? Что означали слова Иисуса Христа, сказанные в ответ? Как среагировал первосвященник на ответ Господа? Что это означало? Каков был приговор?

  5. Отречение Петра (Мф.26: 69-75; Мк.14: 66-72; Лк.22: 55-62; Ин.18: 16-18, 25-27) Как попал Петр во двор первосвященника? Какое свойство души привело его туда? Какое свойство души позволило Петру уже у ворот двора в первый раз отречься от Господа? Придал ли он этому значение? Почему после первого и второго отречения Петр не смог понять, что он делает? О чем это состояние предупреждает нас? Что произошло после третьего отречения? Почему Петр все-таки смог покаяться? Кто приводит нас к покаянию?

Великая Пятница

  1. Приговор синедриона (Мф.27: 1; Мк.15:1; Лк.22: 66-71) Какое условие по еврейским законам должно было быть соблюдено для вынесения окончательного приговора? Какие ответы дает Иисус Христос на так называемом «расследовании дела»?

  2. Погибель Иуды-предателя (Мф.27: 3-10) Как объясняет архиепископ Аверкий причину раскаяния Иуды? Почему отчаяние смертельно опасно? Как отнеслись первосвященники к раскаянию Иуды, и что они сделали с серебряниками? Какие пророки Ветхого Завета предсказывали покупку поля?

  3. Господь Иисус Христос на суде у Пилата (Мф.27: 2, 11-30; Мк.15: 1-19; Лк.23: 1-25; Ин.18:28, 19:16) Какие сведения о Понтии Пилате и его кончине приводит архп. Аверкий? Какое из Евангелий наиболее подробно описывает ход суда над Господом? Какие были ограничения в судопроизводстве над Господом? Что предсказал Господь о тех людях, которые предали Его на смерть? Какое обвинение выдвинули иудеи? О каком Царстве говорил Иисус Христос, и понимал ли Его Понтий Пилат? В каком нравственном состоянии находился греко-римский мир? Почему Пилат задал вопрос: «Что есть истина»? Какими были отношения Понтия Пилата и Ирода? Какие были настроения в народе за несколько дней до Пасхи, и как повела себя толпа перед домом прокуратора? Что такое багряница? Как объясняет архп. Аверкий причину того, что Пилат приказал бичевать Христа и после этого вывести Его перед народом? Что окончательно заставило Пилата вынести смертный приговор Господу Иисусу Христу? Что означал обычай умывать руки перед народом?

  4. Крестный путь Господа – шествие на Голгофу (Мф.27: 31-32; Мк.15: 20-21; Лк.23: 26-32; Ин.19: 16-17) Почему обратился Господь к женщинам со словами: «Плачьте о себе и о детях ваших»?

  5. Распятие (Мф.27: 33-44; Мк.15: 22-23; Лк.23: 33-38; Ин.19: 18-24) Что говорит древнее предание о Голгофе? Зачем приговоренным давали пить уксус с желчью? Что говорил Иисус Христос с креста? Чему учит нас молитва Господа на кресте? (Лк. 23: 34) Запомните эти слова.

  6. Покаяние благоразумного разбойника (Лк.23: 39-43) Как вели себя разбойники во время казни? Почему один из разбойников назван благоразумным? Какие слова он сказал Господу? (Лк. 23:42) Запомните их. Как вы думаете, почему, согрешая много во время всей своей жизни, благоразумный разбойник все же услышал на кресте от Господа слова: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»? Что это означает для вас?

  7. Богоматерь у креста (Ин.19: 25-27) Кто остался у креста распятого Господа? На кого возложил Иисус Христос попечение о своей матери? Почему? Что это означает для нас с вами?

  8. Смерть Христова (Мф.27: 45-56; Мк.15: 33-41; Лк.23: 44-49; Ин.19: 28-37) Какие явления сопровождали смерь Христа? Что означали слова Господа: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Что означал возглас Господа: «совершилось»? Что символизировало собой раздирание завесы в храме? Какие чудесные знамения произошли в Иерусалиме, и что было их следствием?

  9. Погребение Господа Иисуса Христа (Мф.27: 57-66; Мк.15: 42-47; Лк.23: 50-56; Ин.19: 38-42) Каков был римский обычай в отношении распятых? Кто ходатайствовал перед Пилатом о погребении Господа? Кто участвовал в погребении? О чем просили первосвященники и фарисеи Пилата и почему? Как это повлияло на дальнейшие события?

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

  1. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им ангела (Мф.28: 1-8; Мк.16: 1-8; Лк.24: 1-12; Ин.20: 1-10) По какой причине пришли жены мироносицы ко гробу Господа? Когда они пришли ко гробу по свидетельствам евангелистов? Про каких именно жен идет речь? Почему описание евангелиста Иоанна отличается от трех первых описаний? Когда случилось землетрясение вследствие схождения Ангела, отвалившее камень от гроба? Что увидели Петр и Иоанн, когда вошли во гроб? Как они среагировали на увиденное и почему? Как вы думаете, что мешало Петру иметь живую веру в Господа Иисуса Христа? Задание. Прочитайте по возможности книгу о плащанице Господа Иисуса Христа.

  2. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другой Марии (Ин.20: 11-18; Мк.16: 9-11; Мф.28: 9-10) Как явился Господь Марии Магдалине? Почему она не узнала Его? Почему, обращаясь к женщинам, Господь называет учеников Своих братьями? Что говорит церковное предание о явлении Господа Богородице? Почему этого нет в Евангелиях?

  3. Ложь иудеев и подкуп стражи гроба Господня первосвященниками (Мф.28: 11-15) Что сделали первосвященники, узнав о происшедшем? О каком состоянии их сердец это свидетельствует? Почему их попытки были бессмысленны?

  4. Явление воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус (Лк.24: 13-35; Мк.16:12) Кто были эти два ученика? Почему ученики не узнали Господа? Как они называют Господа в своем рассказе о событиях в Иерусалиме и почему? Что отвечает им на их рассказ Господь? Какое событие помогло ученикам узнать Господа и почему? Почему Господь не сразу дал этим двум ученикам узнать себя? Почему прочие ученики не поверили их рассказу?

  5. Явление воскресшего Господа десяти ученикам в день Воскресения (Мк.16:14; Лк.24: 36-45; Ин.20: 19-23) Каким ученикам и когда явился Господь? Почему Господь явился ученикам «когда двери были заперты»? Как среагировали ученики? С какой целью явился Господь ученикам? Как надо понимать слова Господа: «Примите Духа Святого»?

  6. Явление воскресшего Господа одиннадцати ученикам на восьмой день по Воскресении и рассеяние неверия Фомы (Ин.20: 24-31) Почему апостола Фомы не было вместе со всеми апостолами при первом явлении Господа своим ученикам, собранным вместе? Задание. Напишите, какие эпизоды Евангелия и как характеризуют апостола Фому? Когда Господь снова явился своим ученикам, что сказал Он апостолу Фоме, чтобы воспламенить его веру? Можете ли вы рассказать эпизод, когда к вам можно было бы обратиться со словами: «Не будь неверующим, но верующим…» Как понимать Слова Господа: «Блаженны не видевшие и уверовавшие»? Как вы думаете сильна ли вера, основанная на чуде?

  7. Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском (Ин.21: 1-24) Куда отправились ученики Господа после праздника Пасхи из Иерусалима? Где и как явился Господь ученикам в третий раз? Почему ученики не узнали Иисуса? Что произошло далее? Какой эпизод Евангелия напоминают вам происшедшие события? Когда и кто из учеников узнал Господа? О каких особенностях двух апостолов - Петра и Иоанна говорит арх. Аверкий? Какими эпизодами Евангелий это еще можно подтвердить? Почему ученики, даже поняв, что разговаривает с ними Иисус, все же и хотели и боялись спросить: «Кто ТЫ»?

  8. Восстановление Апостола Петра в его апостольском достоинстве и предсказании ему мученичества (Ин.21: 15-25) Почему Господь задает Петру вопрос: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Почему Он задает этот вопрос трижды? Почему после каждого прошения Господь поручает Петру, как апостолу пасти овец Своих? Почему в первый раз Господь вопрошает: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Что отвечает Господу Петр? Так ли он уверен теперь в своей любви? Апостол Петр трижды отрекся от Господа, но Господь восстановил его в апостольском звании. Почему? Что это означает для нас с вами?

  9. Явление воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее (Мф.28: 16-20; Мк.16: 15-18; Лк.24: 46-49) Что говорят толкователи Евангелия о том, на какой горе происходило это событие, и кто были те, что «усомнились»? Что означают слова Господа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»? Почему ранее Господь посылал апостолов только к народу иудейскому, а теперь посылает ко всем народам? Что означают для нас слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века». Запомните их.

  10. Вознесение Господне (Лк.24: 49-53; Мк.16: 19-20) Господь повелел ученикам оставаться в Иерусалиме. О каком обетовании Он говорил? (Лк. 24:49) Где и когда происходило Вознесение Господа? С каким чувством ученики прощались с Господом на этот раз? Что означают слова апостола Марка о том, что по вознесении Своем Господь «воссел одесную Бога»? (Мк.16: 19) Когда Церковь празднует праздник Вознесения Господня? Прочитайте и по возможности выучите тропарь праздника.

ЗАДАНИЕ

Обсудите следующие Евангельские строки. Выберете одну из них и напишите сочинение.

  • «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, -- будет ему, что ни скажет» (МК 11:23)

  • «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (МК 11:25,26)

  • «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (МК 12:17)

  • «Один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (МК 12:33)

  • «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (ЛК 21:36)

  • «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий -- как служащий» (ЛК 22:25,26)

  • «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:20)

Требования к сочинению.

  • Сочинение должно быть написано строго по теме, объемом не более 10 страниц.

  • Слова Евангелия должны рассматриваться в контексте той главы, из которой они взяты.

  • Должны быть рассмотрены так же параллельные места, если они есть.

  • Должен быть использован материал всей пройденной части курса.

  • Поощряется использование материала проповедей на данную тему.

  • Необходимо так же рассматривать тему, используя свой собственный жизненный опыт, наблюдения и пр.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа на тему (4)

    Диплом
    Цель работы: описание, обобщение опыта миссионерской деятельности в местах лишения свободы и анализ этой деятельности на примере церковного прихода в колонии общего режима ИК-16 села Просек.

Другие похожие документы..