Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимал...полностью>>
'Реферат'
Компьютерные вирусы не зря так названы – их сходство с «живыми» вирусами поражает. Они так же распространяются, живут, действуют, так же умирают. Раз...полностью>>
'Документ'
Ресторан самообслуживания распложен на авеню Ваграм, в нескольких шагах от Триумфальной Арки. Идеальное расположение позволяет отметить Новый Год с 2...полностью>>
'Литература'
Письма И. В. Сталина В. М. Молотову. 1925-1936 гг. (Сборник документов) / Составители: Л.Кошелева, В.Лельчук, В.Наумов, О.Наумов, Л.Роговая, О.Хлевнюк...полностью>>

Курс дистанционного обучения. Курс составлен по книге Архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие» коллективом

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дорогие братья!

Вы ответили на вопросы по теме: «Пришествие в Мир Господа Иисуса Христа». Мы возвращаем вам ваши работы с комментариями проверяющих.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что кроме вопросов собственно по тексту Евангелия, есть вопросы о богослужении. Это не случайно, поскольку Православное Богослужение основывается на текстах Священного Писания. В него входят тексты как Ветхого, так и Нового Заветов. Из Ветхого Завета чаще всего включаются пророчества о Мессии, стихи из псалмов. Отрывки из Евангелия и Посланий Апостолов просто читаются за богослужением и поются в поэтическом переложении. Они не всегда легко узнаваемы из-за того, что звучат на церковнославянском. Человек, только начинающий свой путь в церкви знает Священное Писание на русском языке. (Поэтому хорошо привыкать читать Евангелие одновременно на русском и на церковнославянском языках.) По мере более глубокого приобщения Церковной традиции, он начинает лучше понимать смысл богослужения, его красоту и укорененность в священном писании. Следует отметить тот факт, что 95% богослужебных текстов основаны на Священном Писании. Не зная этого, протестанты упрекают православных в том, что наше богослужение далеко от Библии.

Особо хотелось бы обратить внимание на вопросы, относящиеся к вашему личному опыту.

Мы изучаем Евангелие прежде всего для того, чтобы знать заповеди Божии и исполнять их. «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». (Иак 1:22) Если нам не удается жить по заповедям Божиим – это повод для покаяния. Вчитываясь в Евангельские строки и исследуя себя, свои отношения с ближними, вы будете готовить себя к исповеди. Евангелие нельзя изучать без стремления жить по нему.

Эти вопросы преследуют и еще одну цель. Каждый из нас для Бога личность, единственная и неповторимая. Каждого из нас Он любит, каждому дал определенные таланты. Внимательное личностное прочтение Евангелия поможет вам лучше познать себя, свое место в жизни и даст почуствовать ответственность за вверенные вам таланты (МФ 25:15-28).

Помоги вам, Господи!

Результаты прохождения курса удобно сводить в следующую таблицу.

Изучение священного писания Нового Завета

Руководитель обучения:

Тема №

Темы обучения

Отосланы вопросы

Проверена

Замечания

Тема 1

Введение. Четвероевангелие.

Тема 2

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Тема 3

Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события его жизни до первой Пасхи

Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа.

Тема 4

Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа.

Вопросы 1-7.

Тема 5

Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа.

Вопросы 8-17.

Тема 6

Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа.

Вопросы 18-29.

Тема 7

Сочинения.

Рекомендуемый перечень высылаемой литературы в рамках курса изучения Евангелия по книге «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева).

Внимание! Отправку литературы желательно осуществлять с учетом информации о состоянии общинной библиотеки.

Наименование

Количество

Обязательная литература (высылается в начале обучения)

1.

Новый Завет (Синодальный перевод)+

1 экз. на 2-3 обучающихся

2.

Псалтирь (Синодальный перевод)

1-2 экз. на группу

3.

Краткий православный молитвослов

1 экз. на каждого

4.

Четвероевангелие. Архиепископ Аверкий (Таушев)+

1 экз. на 3-4 обучающихся

5.

Апостол. Архиепископ Аверкий (Таушев)

1-2 экз. на группу

6.

Закон Божий (руководство для семьи и школы). Прот. Серафим Слободской.+

1-2 экз. на группу

7.

Катехизис православной Церкви свт. Филарет (Митрополит Московский)+

1-2 экз. на группу

8.

Первые шаги в православном храме (или иная книга о Церкви и храме для новоначальных)

1 экз. на группу

9.

В помощь кающимся (из сочинений святых отцов)+

1-2 экз. на группу

10.

Объяснительный словарь церковнославянских слов

1 экз. на группу

11.

Великий Пост. Александр Шмеман +

1 экз. на группу

12.

Иконы двунадесятых праздников (сборник)

1 экз. на группу

Дополнительная литература (высылается в начале и в процессе обучения)

13.

Краткое догматическо-нравственное учение для христиан

1 экз. на группу

14.

Проповеди и книги различных православных авторов, например:

О Православии. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Обожение как смысл человеческой жизни. Архимандрит Георгий.

Отцы первых веков. Прот. Георгий Флоровский

2-4 экз. на группу

Периодические издания (высылается в начале и в процессе обучения)

15.

Журнал «Фома»

1 экз. на группу

16.

Журнал «Нескучный сад»

1 экз. на группу

17.

Приложения к журналам

2-3 экз. на группу

18.

Православные «листки» и другая литература

Без ограничений

Рекомендуемый перечень канцелярских принадлежностей в рамках курса изучения Евангелия по книге «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева).

Высылается в начале обучения

1.

Шариковая ручка

1 шт. на человека

2а.

Тетрадь (12-18 листов)

1 шт. на человека

2б.

Или бумага формата А4 (альбомный лист)

10 листов на человека

3.

Конверт (формата А 4)

1-2 шт. на группу

4.

Конверт (формата А 5)

2 шт. на группу

Высылается в процессе обучения (при каждой отправке)

5.

Шариковая ручка

1 шт. на 2-3 человека

6.

Тетрадь (12-18 листов)

1 шт. на 2-3 человека

7.

Или бумага формата А4 (альбомный лист)

3 листа на человека

8.

Конверт (формата А 4)

1-2 шт. на группу

9.

Конверт (формата А 5)

2 шт. на группу

Опыт обучения трех общин в местах лишения свободы.

Гончаров Владимир Геннадьевич, методист Центра духовной поддержки заключенных.

Каковы основные особенности дистанционного (заочного) обучения?

Мы не видим заключенных, не имеем с ними непосредственного визуального контакта, все общение опосредованное – через письма, через старосту.

Староста – это наша правая рука в обучении, на которую мы серьезно опираемся. При этом, мы не ограничиваем обучающихся в их праве прямого обращения к нам по вопросам обучения, за разъяснениями, но опять же, настоятельно рекомендуем им направлять всю корреспонденцию (замечания, предложения, жалобы) через старосту – он наше доверенное лицо. При низкой активности старосты, это иногда приводит к тому, что обучение «глохнет» на 2-3 теме. Обучающиеся начинают лениться, темп обучения падает, желание учиться пропадает. Кто-то разочаровывается в обучении – тут надо трудиться, читать, писать, думать, а человек уже отвык, утратил навык...

Староста начинает сигнализировать о нестроении в группе, разногласиях, нежелании совместного обучения и пр. В какой-то момент из 10-15 человек, начавших обучения, остаются учиться 3-4, входят новые «временные», начинается текучка... В конечном счете, перед заключенными и перед нами встает вопрос – либо отказываться от обучения, либо соглашаться на некомплектное обучение группой из 2-4 заинтересованных человек. Если староста среди них – обучение продолжается, если нет - скорее всего, скоро закончится.

Несмотря на то, что курс достаточно информативен, материал учебника интересен, личная тяга обучающихся к изучению основ православный веры оказывается для многих недостаточной мотивацией, поэтому мы должны изыскивать возможности поддерживать ее чем-то дополнительно.

Одним из существенных мотивов является возможность освободиться «по УДО». Это не зависит не от нас, мы не выходим с такой инициативой к администрации колоний, это их личная инициатива, но из опыта переписки нам об этом известно.

Другим мотивом является надежда заключенных на то, что справка об окончании наших курсов поможет им как-нибудь устроиться после освобождения, поступить в духовное учебное заведение и т.п. Мы, конечно, понимаем, что эти надежды не совсем обоснованны, но уверенны, что не столько справка, сколько полученные знания и окрепшая от слышания вера могут и должны помочь заключенным после освобождения прибиться к правому берегу.

Еще один мотив – дать заключенным возможность высказываться от собственного лица, а не только пересказывать текст учебника и содержание Евангелий. Если нам удается донести до них, что нам интересно их личное мнение, их интерес к изучению курса возрастает. Для этого мы проводим анкетирование учащихся (рассылаем анкеты с личными вопросами, просим написать о себе, своем приходе в Церковь, опыте воцерковления, формах участия в церковной жизни и т.п.). Кроме того, в курс введены так называемые «личные вопросы». Именно эти вопросы требуют особого внимания, поскольку часто они старательно «не замечаются» обучающимися. При проверке ответов на эти вопросы можно дать понять, как интересно услышать их личное мнение.

В процессе прохождения курса делаются индивидуальные попытки дополнить изучение Евангелий обращением к живому преданию Церкви, проповедям святых отцов, современных пастырей Церкви.

К сожалению, здесь у нас нет пока четких практических рекомендаций. В рамках личного опыта я стараюсь прилагать к ответам слова и беседы святых отцов, касающиеся толкования тех слов Писания Нового Завета, которые мы проходим: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм, Благовещение, Рождество Крестителя, жизнь и служение Предтечи, о покаянии, Рождество Иисуса Христа, Его младенчество, отрочество, выход на служение – Богоявление, о Троичности Бога, о человечестве Христа и т.п. Особенно хорошо, когда изучение священного Писания Нового Завета будет дополнено еще и живой проповедью священников в тюремном храме или молитвенной комнате, беседами на евангельские темы, до или после литургии, перед исповедью...

Конечно, если обучение будут патронировать священники, приходящие непосредственно в общины к заключенным, если они будут персонально спрашивать со старост и членов групп за результаты обучения – дисциплины и организованности будет больше, меньше места для расслабленности, лени. У нас есть надежда, что эффективность такого обучения будет выше, а количество успешно прошедших обучение – больше.

Но и при сегодняшнем положении дел мы не считаем, что наша работа напрасна. Мы предлагаем людям обучение в возможной на сегодняшний день форме, но понимаем, что такая форма не может удовлетворить всех желающих. Возможно, по мере развития этой работы, формы будут совершенствоваться, курсы множиться, опыт накапливаться.

В настоящее время мы пытаемся разработать методику работы с ответами, которая поддерживала бы интерес учащихся к процессу обучения. В основе этой методики лежит обеспечение

  1. своевременности, оперативности ответа на присылаемые задания – чем меньше времени между отправкой заключенными своих ответов, их проверкой и получение новых заданий, тем лучше.

  2. качества проверки ответов, уровня отправляемых комментариев – чем выше качество, чем полнее комментарии, тем лучше. Особенно это важно, когда среди обучающихся присутствуют «знатоки» Православия или те, кто проходил обучение в протестантских школах.

  3. наличия в комментариях дополнительной, интересной информации, иногда проблематики, дискуссионных материалов.

Мы рассчитываем на то, что обычно методисты не являются преподавателями Священного Писания Нового Завета, как правило, даже не имеют системного духовного образования, занимаются этим служением по зову сердца, на добровольной основе. Поэтому задача организаторов курса - в максимальной степени упростить их работу, снять бремя ответственности в части проверки и оценки содержания ответов на задания, которого обучающие по началу опасаются, сохранив за обучающими личную ответственность за организацию работы (внимательное отношение к проблемам обучающихся, оперативность в работе с ответами, своевременность отправки комментариев и заданий, дополнительной литературы, канцелярских принадлежностей, конвертов и т.п.) Ответственная работа по обучению очень важна. Ведь обучающий, учит от имени Центра, от лица Церкви, и плохо, когда слова учения и дела начинают расходиться...

Для помощи обучающим мы приступили к подготовке сборника типовых ответов на задания в помощь проверяющему, а также, типовых форм заданий, бланков для ответов обучающихся и индивидуальных комментариев к ответам.

Что у нас уже есть? Пока это стандартные ответы на три первых задания. Мы раздаем их обучающим, при обращениях – дополняем новыми. Конечно, ответы нужны не всем. Многим удобнее пользоваться учебником, некоторые неплохо знают его содержание на память. Но в случае необходимости, для оперативности, всегда можно воспользоваться стандартными ответами, составленными на основе текста учебника. Ведь проверка присылаемых ответов – это, прежде всего, сопоставление их с образцом и оценка правильности и полноты ответа. Хорошо, когда образец лаконичен. Хорошо, когда ответы обучающихся покрывают его (по содержанию) хотя бы на 2/3.

Как вариант, стандартные ответы можно направлять старостам групп, всем обучающимся для повторения пройденного материала (для этого они, в первую очередь, и делались). Восстановить и систематизировать в памяти пройденный материал на основе специально подготовленного конспекта, мы надеемся, не будет лишним. Конечно, мы не можем проконтролировать то, как работают обучающиеся с таким конспектом, и целиком полагаемся на их самодисциплину...

В дальнейшем, стандартные ответы могут помочь в организации обучения непосредственно на местах, если за такое обучение возьмется, например, староста группы или кто-то другой, специально выбранный из числа общины и имеющих благословение от священника. Изучив материал, вникнув в методику, он сможет самостоятельно или с помощью других, прошедших обучение, вести курсы... Конечно, эта работа не должна отдаваться целиком на откуп заключенным. Контроль процесса обучения, хотя бы в какой-то форме, должен оставаться за Центром, за священниками на местах, вовлеченными в работу Центра мирянами из числа ответственных работников исправительных учреждений, прихожан местных храмов, имеющих благословение на такое служение.

Индивидуальные комментарии к ответам используются не всеми обучающими. Применение индивидуальных комментариев, направляемых каждому обучающемуся (вместе с возвращаемыми им ответами на задания) обуславливается просьбами самих учащихся, обращениями старост и т.д. Некоторые обучающиеся хотят, чтобы их труд получил не просто свою оценку, но и был по существу прокомментирован. Если у обучающего есть такая возможность (силы, время), он может на это пойти. Мы же должны помочь ему это реализовать, разработав и предоставив соответствующие формы, методики, рекомендации.

Приложение

Изучение священно писания Нового Завета

Контрольные вопросы

Введение. Четвероевангелие.

  1. Что называется Библией? Что называется Священным Писанием Ветхого Завета?

  2. Что называется Священным Писанием Нового Завета? Почему мы говорим именно о Новом Завете?

  3. Какова цель написания Священных книг Нового Завета?

  4. Какие книги Священного Писания Нового Завета называются законоположительными, учительными, историческими, пророческими и почему? Сколько книг входит в Новый Завет?

  5. К какому веку относится написание книг Нового Завета?

  6. Кто автор первого Евангелия Нового Завета?

  7. Каковы особенности этого Евангелия, его язык, цель? Для кого оно написано? Время написания.

  8. Кто автор второго Евангелия Нового Завета? Каковы особенности этого Евангелия?

  9. Кто автор третьего Евангелия Нового Завета? Каковы особенности этого Евангелия?

  10. Кто автор четвертого Евангелия Нового Завета? Каковы особенности этого Евангелия?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа на тему (4)

    Диплом
    Цель работы: описание, обобщение опыта миссионерской деятельности в местах лишения свободы и анализ этой деятельности на примере церковного прихода в колонии общего режима ИК-16 села Просек.

Другие похожие документы..