Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Республиканский конкурс «Вверх!» (далее - Конкурс) направлен на формирование молодежного кадрового резерва Республики Татарстан для прохождения практ...полностью>>
'Конкурс'
Региональный конкурс сочинений учащихся проводится в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области «О проведении в Тверской области меро...полностью>>
'Тезисы'
Тезисы должны быть выполнены на актуальную тему, содержать результаты глубокого самостоятельного исследования, грамотно написаны и аккуратно оформлен...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессион...полностью>>

Бакалаврская программа кафедра теории и истории международных отношений. Направление : международные отношения Дисциплина : Этноконфессиональная и политическая ситуация в Европе. Статус дисциплины

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА

Кафедра теории и истории международных отношений.

Направление: международные отношения

Дисциплина: Этноконфессиональная и политическая ситуация в Европе.

Статус дисциплины: выборная

Кредит 3.

4- семестр, лекции – 40 часов, семинары – 20 часов, академические консультации –10 часов, самостоятельная работа –38 часов..

Преподаватель: к.и.н., доцент Т.В. Оберемко

Кафедра: теории и истории международных отношений

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами):

по назначению и договоренности.

Телефон: 936-85-26.

Email: Tatiana-O@

СОДЕРЖАНИЕ

Описание курса 3

Цель курса: ознакомить студентов с основными тенденциями развития политических процессов в ведущих странах Западной Европы, а также их внешнеполитических курсов в период, охватывающий вторую половину 70-х гг.- 90-е гг. ХХ в. Также цель курса состоит в том, чтобы дать представление студентам о той роли, которую играют этнополитические и этноконфессиональные факторы в политических процессах в Европе. Показать, что без знания и понимания данных проблем невозможно получить полное представление о политической и социальной жизни европейских государств. 3

Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из практических занятий. Формат семинара – обсуждение (понимание и критическая оценка) учебных и научных текстов по курсу, подготовка развернутых ответов на вопросы, предложенных преподавателем для обсуждения. Проводятся две письменные аттестационные контрольные работы на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны подготовить творческую работу на определенную заранее тему. 3

Обязательная литература: 3

Дополнительная литература 4

Условия и критерии выставления оценок: 4

Балльная структура оценки: 5

Шкала оценок: 5

Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ) 5

Академическая этика 6

Темы лекций и семинарских занятий 6

Неделя I: 6

Неделя II: 6

Неделя III: 6

Неделя IV: 6

Неделя V: 6

Неделя VI: 7

Неделя VII: 7

Неделя VIII: 7

Неделя IX: 7

Неделя X: 7

Неделя XI: 7

Неделя XII: 7

Неделя XIII: 7

Неделя XIV: 8

Неделя XV: 8

Неделя XVI: 8

Неделя XVII: 8

Неделя XVIII: 8

Неделя XIX: 8

Неделя XX: 8

Неделя XIX: …………………………………………………………………………………...12

Неделя XX:……………………………………………………… ………………………….12

Описание курса

Цель курса: ознакомить студентов с основными тенденциями развития политических процессов в ведущих странах Западной Европы, а также их внешнеполитических курсов в период, охватывающий вторую половину 70-х гг.- 90-е гг. ХХ в. Также цель курса состоит в том, чтобы дать представление студентам о той роли, которую играют этнополитические и этноконфессиональные факторы в политических процессах в Европе. Показать, что без знания и понимания данных проблем невозможно получить полное представление о политической и социальной жизни европейских государств.

Содержание курса: программа нацелена на освещение проблем политического и социально-экономического развития ведущих западноевропейских стран в период второй половины 70 х – 90-е гг. ХХ вв. Исследуются их внешнеполитическая ориентация и позиционирование в системе международных отношений. В курсе дается представление как об общих, универсальных тенденциях политического и социального развития, характерных для рассматриваемого хронологического периода в Европе в целом, так и отличных, специфических чертах, проявляющихся в развитии отдельных европейских стран. В программе раскрывается рост влияния и значимости этноконфессиональных и этнополитических проблем в мировой политике в целом и в европейской, в частности. Показывается, что явления “этнического подъема” или “ренессанса этничности”, особо заявившие о себе в последней трети ХХ в, не обошли стороной даже давно сложившиеся западноевропейские государства - нации. Все более очевидным, становилось то обстоятельство, что модернизация не способна устранить этнические узы и этническую идентичность и в Европе. Раскрываются основные причины этого явления. Исследуется и другой уровень этнополитических, этноконфессиональных, этнокультурных проблем, привнесенных в европейские страны извне. Имеется в виду процессы иммиграции в Европу выходцев из стран Северной и тропической Африки, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и их социально-политические последствия для европейских стран.

Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из практических занятий. Формат семинара – обсуждение (понимание и критическая оценка) учебных и научных текстов по курсу, подготовка развернутых ответов на вопросы, предложенных преподавателем для обсуждения. Проводятся две письменные аттестационные контрольные работы на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны подготовить творческую работу на определенную заранее тему.

Обязательная литература:

История новейшего времени стран Европы и Америки. / Под ред. Язькова Е.Ф. М.,2003.

Новейшая история стран Европы и Америки: XX век: Учеб. для студ. высших учеб заведений: В 3 –х ч. / Под ред. Родригеса А.М. и Пономарева М.В. М., 2004. – Ч.2: 1945-2000.

Новейшая история стран Европы и Америки: XX век: Учеб. для студ. высших учеб заведений: В 3 –х ч. / Под ред. Родригеса А.М. и Пономарева М.В. М., 2004. – Ч.3. 1945-2000.

Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки. Конец ХХ – начало ХХ1 века. М., 2004.

Системная история международных отношений в четырех томах 1918-2003 . Отв. ред. А.Д. Богатуров. Том третий. События. 1945-2003. М., 2003.

Ландабасо Ангуло А.И., Коновалов А.М. Терроризм и этнополитические конфликты. Книга вторая. Терроризм сегодня. М., 2004.

Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. М., 2003.

Этнические проблемы и политика государств в Европе. М., 1998.

Европа на рубеже третьего тысячелетия: народы и государства. М., 2000.

Дополнительная литература

Великобритания. Эпоха реформ / Под ред. Ал.А. Громыко. М.,2007.

Франция. В поисках новых путей / Отв. ред. Ю.И. Рубинский. М., 2007. .

Смирнов В.П. Франция в XX в. М., 2001.

Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. М., 2001.

Патрушев А.И. Германия в XX в. М., 2004.

Патрушев А.И. Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель.- М., 2009.

Ахтамзян А.А. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия. М., 2008.

Андреев Е.В. Германия. Осенняя сказка. Или еще раз об объединении ФРГ и ГДР. М., 2007.

Испания. Анфас и профиль / Под ред.В.Л. Верникова. М., 2007.

Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе. М., 2005.

Алексеева Т.А. Национализм в мировой политике. // Современные международные отношения и мировая политика. М., 2004.

Красиков А.А. Религия и общество в Европе // Европа: вчера, сегодня, завтра. /Отв. Ред. Шмелев Н.П. М., 2002.

Борко Ю.А. Европейская идея: вызовы нового столетия. Европеизм или национализм.// От европейской идеи к единой Европе. М., 2003.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. М.,2003.

Громыко А.А. Великобритания: после захода солнца // Россия в глобальной политике. 2005, том 3, №6, ноябрь-декабрь. . http:

Лейкен. Р. Разгневанные мусульмане Европы // Россия в глобальной политике. 2005, том 3, №6, ноябрь-декабрь. http:

Ворожцов Е.В. Меняться и менять. Беспорядки во Франции: причины и уроки // Россия в глобальной политике. 2005. том 3, №6, ноябрь-декабрь. http:

Баутдинов Г. Зеленый цвет на флаге Евросоюза // Независимая газета. НГ Религии. 2003, 1.10.

Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт в ХХ1 в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Полис. 2001. №6.

Стрельцова Я.Р. Франция и проблема интеграции мигрантов // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №9.

Тэвдой – Бурмули А.И. Расширение ЕС и эволюция этнополитической ситуации в Европе // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №10.

Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, аргументировать свои идеи, творческий подход к изучаемому материалу, способность к научному анализу), а также качество подготовки творческих работ, контрольных работ, докладов и итогового испытания.

Балльная структура оценки:

Формы контроля

Посещение занятий – 10 баллов

Активная работа на семинаре – 24 балла

Внутрисеместровая аттестация – 24 балла

Итоговая аттестация–32балла

творческая работа (эссе) – 18 баллов

Всего –108 баллов

Шкала оценок:

Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

1

36

менее 13

13

19

22

25

31

34

2

72

менее 25

25

37

43

49

61

67

3

108

менее 37

37

55

64

73

91

100

Пояснение оценок

A

Выдающийся ответ

B

Очень хороший ответ

C

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

E

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX

Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)

Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ)

Вопросы контрольных работ даются студентам непосредственно во время аттестационных испытаний. Контрольная работа рассчитана на 2 академических часа. Список тем письменных творческих работ предлагается студентам в начале семестра. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Формальные требования к набранным на компьютере текстам творческих работ: полуторный интервал, кегль –14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, соблюдение норм грамматики, орфографии и синтаксиса. Творческая работа выполняется как домашнее задание, ее объем не должен превышать 20 страниц. Содержательные требования к творческой работе: работа не должны носить реферативный, описательный характер. Большое место в ней должно быть уделено критическому анализу поставленных вопросов, аргументированному представлению студентом своей точки зрения.

Академическая этика

Любые случаи плагиата должны быть исключены из письменных работ. Все имеющиеся в творческой работе сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Данное требование относится также к источникам и литературе, найденным в Интернете. В этом случае необходимо указывать полный адрес сайта. В конце работы дается полный список использованных источников и литературы.

Темы лекций и семинарских занятий

Неделя I:

Преобразования в странах Западной Европы в 70-80-е годы.

Особенности экономических и структурных кризисов 70-х – начала 80-х годов. Кризис кейнсианства и утверждение неоконсервативного варианта социально-экономической политики. Противоречия политического процесса. Идейно-политическое наступление «новых правых».

Неделя II:

Кризисы и преобразования в странах Западной Европы в 70-80-е годы (продолжение).

Новый этап научно-технической революции и переход к постиндустриальному, информационному обществу. Проблемы развития западноевропейской интеграции. Рост значимости этнополитического и этноконфессионального факторов в политической жизни ряда стран.

Неделя III:

Великобритания в середине и второй половине70-х годов.

Влияние мирового экономического кризиса середины 70-х годов на экономическую и социально-политическую ситуацию в Великобритании. Политика лейбористских правительств Г.Вильсона – Дж. Каллагена.. Обострение обстановки в Северной Ирландии и поиски путей урегулирования. Национальные проблемы Шотландии и Уэльса и предложенная лейбористами реформа в данных регионах. Основные направления внешней политики лейбористов.

Неделя IV:

Великобритания в период 80-х годов.

М. Тэтчер и британская «неоконсервативная волна». Особенности неоконсерватизма в Великобритании. Основные направления внутренней политики консервативных кабинетов во главе с М. Тэтчер.

Неделя V:

Великобритания в период 80-х годов (продолжение).

Отношение к кризису в Северной Ирландии, к проблемам Шотландии и Уэльса.

Великобритания в системе международных отношений 80-х годов.

Неделя VI:

Франция в середине и второй половине 70-х годов.

Экономический и социальный кризис. Внутренняя и внешняя политика правительства Жискар д’Эстена. Рост этнорегиональных проблем. Этнонациональные проблемы Корсики.

Неделя VII:

Франция в 80-е годы.

Президентские выборы 1981 г. и приход к власти Ф. Миттерана. «Левый эксперимент». Выборы 1986 г. Первый опыт «сосуществования». Выборы 1988г. возвращение социалистов. Проблемы регионализма во внутренней политике Франции. Пути решения корсиканской проблемы. Внешняя политика Франции в 80-е годы

Неделя VIII:

ФРГ в середине и второй половине 70-х годов.

Экономический кризис 1974 – 1975 годов. Внутренняя и внешняя политика кабинетов Г. Шмидта. Новые социальные движения. Партия «зеленых».

Неделя IX:

Развитие ФРГ в 80-е гг.

Г. Коль и немецкий неоконсерватизм. Особенности немецкого неоконсерватизма. Положение ФРГ в системе международных отношений в 80-е гг. до объединения Германии.

Неделя X:

Европа после окончания «холодной войны».

Место и роль Европы в глобализирующемся мире. Образование Европейского Союза.

Неделя XI:

Европа после окончания «холодной войны».

Причины роста этнонациональных и межконфессиональных конфликтов.

Неделя XII:

Великобритания в первой половине и середине 90-х годов

Дж. Мэйджор и «перестройка» британского неоконсерватизма. Основные направления внутренней и внешней политики. Оживление этнорегиональной политики. Проблема Ольстерского кризиса.

Неделя XIII:

Развитие Великобритании в конце 90-х годов.

«Новый лейборизм» Э.Блэра. Пути урегулирования кризиса в Северной Ирландии. Конституционная реформа в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Великобритания в системе международных отношений на рубеже веков.

Неделя XIV:

Франция в первой половине 90-х гг.

Внутриполитическое и экономическое развитие. Проблема статуса Корсики как одна из наиболее важных внутриполитических проблем. Основные направления внешнеполитического курса.

Неделя XV:

Франция во второй половине 90-х гг.

Активизация процесса формирования постиндустриального информационного общества и основные социально-экономические проблемы. Президентство Ж. Ширака. Франция в системе международных отношений на рубеже веков.

Неделя XVI:

Объединение Германии.

Внутренние и внешние аспекты объединения Германии.

Неделя XVII:

Германия в первой половине и середине 90-х годов.

Проблемы политического и социально-экономического развития Германии после объединения. Главные приоритеты внешней политики.

Неделя XVIII:

Германия в конце 90-х годов.

Особенности внутренней и внешней политики ФРГ при канцлерстве Г. Шредера. Роль и место ФРГ в Европе и мире на рубеже веков.

.

Неделя XIX:

Проблемы иммиграции в страны Западной Европы.

Динамика и структура иммиграционных волн. Влияние на внутриполитическую жизнь в западноевропейских государствах. Рост влияния мусульманского фактора в Европе в связи с иммиграционными проблемами.

Неделя XX:

Подведение итогов.

Программа составлена

Оберемко Татьяной Валентиновной,

к.и.н., доцентом

кафедры теории и истории международных отношений

факультета гуманитарных и социальных наук РУДН



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бакалаврская программа №6 Кафедра теории и истории международных отношений Направления: международные отношения

    Программа
    Внешнеполитические ресурсы Украины. Характеристика непосредственного окружения Украины. Оценка места и перспектив Украины в мире в геополитических и геоэкономических категориях.
  2. Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории Направление : история Дисциплина : Тенденции развития Африки в постколониальный период Кредит: 3

    Программа
    Цель курса заключается в ознакомлении студентов с важнейшими процессами, происходившими в странах Африки после достижения независимости, ключевыми проблемами периода, причинами их возникновения и практикой их решения, в определении
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнология» Костанай

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Абиль Еркином Аманжолулы на основании Типовой программы, утвержденной приказом МОН РК № 289 от 11.
  4. 1. Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    Целью освоения учебной дисциплины «Философия» является развитие способности самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения; формирование общетеоретических и профессиональных компетенций.
  5. Аннотация основной образовательной программы (6)

    Документ
    Области профессиональной деятельности: областью профессиональной деятельности выпускника по направлению История является практическая, экспертная и исследовательская деятельность в сфере истории и гуманитарного знания, социокультурной

Другие похожие документы..