Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ярославская область находится в центре Нечерноземной зоны России. Территория области составляет 36,4 т. кв. км. Ярославская область состоит из 19 муни...полностью>>
'Документ'
Налоговая политика в отношении нефтяного сектора сегодня ориентирована на максимизацию поступления денежных средств в федеральный бюджет за счет испо...полностью>>
'Публичный отчет'
Тематический план государственного задания по выполнению прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта для подведомственных ...полностью>>
'Документ'
Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется преподавателем (преподавателями), ведущим лекционные и семинарские  занятия. В р...полностью>>

Доклады и тезисы представлены в авторской редакции. Сподробными материалами конференции можно познакомиться на сайте

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы оценки учебных достижений в области

естественнонаучного образования

Сборник материалов научно-

практической конференции

Москва

МИОО

2009

Проблемы оценки учебных достижений в области естественнонаучного образования: Сборник материалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009.

В сборнике освещены материалы научно - практической конференции «Проблемы оценки учебных достижений в области естественнонаучного образования»: организационные и содержательные проблемы внутришкольного мониторинга учебных достижений школьников; подготовки учащихся к различным формам итоговой аттестации; конструирования измерительных материалов для итоговой аттестации учащихся по предметам естественнонаучного цикла (ГИА, ЕГЭ); диагностики сформированности общеучебных умений и способов деятельности; использование результатов международных исследований TIMSS и PISA в модернизации естественнонаучного образования.

В конференции приняли участие специалисты Российской академии образования, Московского института открытого образования, учителя московских школ и регионов, активно работающие над разработкой способов оценки учебных достижений в области естественнонаучного образования.

Доклады и тезисы представлены в авторской редакции. С подробными материалами конференции можно познакомиться на сайте

Редакционная коллегия:

Демидова М.Ю.

Мансурова С.Е.

Рохлов В.С.

Содержание

  1. Данилова Г. П. Основные направления совершенствования оценки учебных достижений в области естественнонаучного образования ……………………………..

  2. Демидова М.Ю. Подходы к разработке планируемых результатов обучения и системы оценки учебных достижений по физике в стандартах второго поколения…………………………………………………………………………………………….

  3. Гамаюнова Н.Ф. Использование результатов международных исследований TIMSS и PISA в модернизации естественнонаучного образования…………………………….

  4. Зюзькевич Н. Г. Использование элементов PISA на уроках химии в старшей школе………………………………………………………………………………………………..

  5. Чудинова Е. В., Зайцева В.Е. Диагностика естественнонаучной грамотности учеников начальной школы……………………….

  6. Агальцова Т. В. Диагностика сформированности общеучебных умений и способов деятельности. ……………………………………

  7. Дикарёв С.Д. Поурочное тестирование как многоцелевой метод………………………………….. ………………………………………………..

  8. Богданова Н. Н. Диагностика общеучебных умений как инструмент определения сформированности естественнонаучной грамотности …………………………………………………………………..

  9. Толстолужинская С. Б. Проблемы оценки учебных достижений в рамках дополнительного образования…………………………………………………………………………………….

  10. Сальникова Л. В. Организация внутришкольного мониторинга на кафедре
    естественных наук гимназии №1552………………………………………………………..

  11. Сухаревская Е. В. Индивидуальная образовательная программа по подготовке учащихся к итоговой аттестации. ………………………………………………………….

  12. Абушаева С. В. Реферативная работа как форма итоговой аттестации при экстернатном обучении………………………………………………………………..

  13. Авдеева И. В. Экологический аттитюд субъектов воспитательно-образовательного пространства города………………………………………………..

  14. Акимова Н. В.. Анализ сформированности универсальных учебных действий …………………………………………………………………………………………

  15. Благова Л.В. Метод проекта - перспективная форма итоговой аттестации……………………………………………………………………………………….

  16. Валиотти Н. Н.. Особенности организации контрольно-оценочной деятельности учителя химии в школе здоровья……………………………………………………………..

  17. Виноградова Е.С. Проблема межпредметной координации при оценке учебных достижений ……………………………………………………………………………………

  18. Вязова О. М. Оценивание результатов обучения химии …………………………………………….………………………………………………….

  19. Громцева О. И. Проблемы оценки учебных достижений по физике учащихся разных профилей………………………………………………………………………………….

  20. Иванова Т. Ю. Применение 10-и балльной системы оценки знаний на уроках химии в условиях принятия новых стандартов образования ……………………………………………………………

  21. Житомирская З. Б., Лашина Ю. А. Контроль знаний и умений учащихся по физике………………………………………………………………………………………………

  22. Камышова А. А. Организация работы и проблемы конструирования измерительных материалов для сдачи ЕГЭ по математике ……………………………………………………………….…………………………………………

  23. Капустина Л. Е. Особенности организации тестовых форм внутришкольного контроля по физике…………………………………………………………………………..

  1. Карпова О. В. Исследовательская работа учащихся и критерии её оценки…………………………………………………………………………………………..

  2. Кокуева Г. Н. О тестах PISA и опыте обучения компетенциям……………………………………………………………………………….

  3. Коршунова Н. В. Использование результатов TIMSS и PISA в модернизации естественно-научного образования………………………………………………………….

  4. Лазарева М.А. Конструирование измерительных материалов ЕГЭ и ГИА по физике…………………………………………………………………………………………………

  5. Мансурова С. Е. Проблемы интеграции знаний и их диагностики……………………………………………………………………………………….

  6. Мартенс Э. К. Активизация познавательной деятельности учащихся при подготовке к итоговой аттестации по химии…………………………………………….

  7. Нагайцева Ю. Н. Система формирования, развития и диагностики умений учащихся работать с текстовой информацией ……………………….………………….

  8. Никишина Е. Б. Проблемы оценки учебных достижений в области физики…………………………………………………………………………………..

  9. Носкина Н.А. Интеграция элементов гуманитарного знания в естественнонаучное образование посредством устного народного творчества …………………………..

  10. Ойкина С. В. Общие подходы к диагностике сформированности общеучебных умений и способов деятельности…………………………………………..

  11. Парфентьев А. П. Проблемы систематического контроля уровня знаний и умений учащихся ……………………………………………………………………

  12. Повзикова Л. Н. Критерии оценки эффективности новых педагогических технологий в предметах естественнонаучного цикла……………………………………

  13. Поздышева Т.Е. Общие подходы к диагностике сформированности общеучебных умений и способов деятельности

  14. Полубнева Т. В. Подготовка учащихся к различным заданиям в формате ГИА……………………………………………………………………………………………..

  15. Ривкин Е. Ю. Билеты для итоговой аттестации обучающихся по географии на период перехода к ГИА-9……………………………………………………………………….

  16. Рохлов В. С. Контроль общеучебных умений по биологии за основную школу.

  17. Рыбина О. В. Методическое сопровождение подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ…………………………………………………………………...

  18. Сапронова И.Н. Подготовка учащихся к различным формам аттестации в условиях работы по московскому учебному плану …………………………………………………………………………………………..

  19. Сидоров Н. Р., Долгин В. Л. Апробация метода Сидорова Н.Р. на уроках биологии ……………………………………………………………………………………………………..

  20. Титова В. М. Оценка образовательных достижений учащихся при изучении предметов естественного цикла…………………………………………………………….

  21. Хотунцев А. Ю. Конструирование заданий для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся младшего подросткового возраста…………………………………………………………………………………………….

  22. Целищева А.В. Сформированность общеучебных умений к началу обучения в основной школе……………………………………………………………………………..…….

  23. Челак Л. М. Мониторинг форм оценки  знаний обучающихся в области естественнонаучного образования…………………………………

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данилова Галина Павловна,

проректор МИОО,

директор Городского методического центра

В настоящее время одним из основных факторов развития человеческого потенциала признано образование, качество которого все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. В этой связи нацеленность на разработку объективной системы оценки качества образования представляется одним из основных принципов образовательной стратегии.

В Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. Д.А. Медведев предложил план на 2010 год по повышению качества школьного образования — "Наша новая школа". «В течение 2010 года, а он объявлен Годом учителя, мы, во-первых, разработаем и введем новые требования к качеству образования», - заявил он, «Соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника». Президент высказался за сохранение ЕГЭ, но не как единственного способа проверки знаний. По словам президента, будет введен мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенции и способностей.

Оценка качества образования претерпевает в настоящее время переориентацию на решение основной задачи современного образования - подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях. Изменились приоритеты образования: если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли умения приобретать и эффективно использовать имеющиеся знания. Причины таких изменений вполне очевидны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения.

От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Для нашего образования, в котором всегда на первый план ставилась академическая направленность обучения, не способствующая формированию у школьников умений выходить за пределы учебных ситуаций и эффективно использовать имеющиеся представления, новые требования ставят множество проблем, и одной из первых выступает новый подход к оценке качества образования.

Оценка качества образования предполагает получение комплексного показателя, призванного выполнять контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции. Таким образом, она должна осуществляться в рамках всех составляющих системы: содержания образования, уровня подготовки школьников, преподавательских кадров, методического обеспечения, материально-технического обеспечения, используемых образовательных технологий, научной деятельности.

Научная система управления качеством образования призвана рассматривать все стороны образовательной системы на федеральном, региональном, школьном уровнях, а также на уровне отдельного ученика. При этом важнейшим направлением утверждения политики управления качеством становится стандартизация и сертификация в образовательной деятельности.

Одной из наиболее значимых частей системы оценки качества образования является оценка учебных достижений учащихся на всех этапах обучения и для различных образовательных областей. Построение же системы оценки учебных достижений в области естественнонаучного образования, которая соответствовала бы требованиям новых образовательных приоритетов, становится в последнее время насущной проблемой столичного образования.

Именно в этой области наиболее остро стоит проблема повышения качества образования в нашем регионе. Не секрет, что наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам естественнонаучного цикла. Так, например, в этом году суммарное число выпускников, выбравших для сдачи ЕГЭ по физике, химии и биологии было меньше числа сдававших один только экзамен по обществознанию. Уменьшается число выпускников, которые хотят связать свое дальнейшее обучение с физико-техническими, инженерными или различными технологическими специальностями; снижается уровень их подготовки, а это наш будущий научно-технический потенциал и безопасность страны.

Все более широкое использование независимых форм аттестации учащихся, повсеместное введение единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме для выпускников основной школы, ставит проблему стандартизации школьного естественнонаучного образования и оценки учебных достижений в этой области знаний в разряд ведущих проблем модернизации столичного образования. В качестве главных направлений модернизации этого направления можно выделить следующие:

  • разработка и совершенствование школьных стандартов по предметам естественнонаучного цикла, оптимизацию содержания образования по каждой из учебных дисциплин с учетом перехода на профильное обучение, высвобождение времени для развития творческих способностей учеников, усиления практико-ориентированного подхода и функции контроля в обучении;

  • подготовка таких заданий для нужд городских мониторинговых исследований, которые позволяли бы выявить не только уровень освоения предметных знаний и умений, но и уровень сформированности общеучебных умений и ключевых компетенций учащихся;

  • совершенствование школьных учебников, включение в них заданий, предусматривающих поиск учеником дополнительной информации, которую он должен научиться находить самостоятельно с помощью современных информационных средств и методов;

  • модернизация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с целью полномасштабного овладения московскими учителями современных средств оценки качества учебных достижений.

В свете сказанного выше для столичной системы образования можно выделить четыре основных направлений совершенствования оценки учебных достижений по предметам естественнонаучного цикла.

1) В первую очередь — это модернизация содержания и организации внутришкольного мониторинга учебных достижений школьников. Это наиболее важный и сложный этап, так как только в рамках целенаправленной системы проверки знаний и умений учащихся внутри каждого образовательного учреждения можно оценить индивидуальные учебные достижения каждого ученика, оценить их соответствие требованиям стандарта образования. Основные пути здесь — внедрение критериальных подходов к оценке учебных достижений и интеграция результатов мониторинга учебных достижений учащегося и его личностных показателей, выявленных психологической службой образовательного учреждения. Критериальный подход позволит на всем этапе обучения целенаправленно отслеживать достижение учащимся обязательных результатов обучения, определяемых стандартами образования. Интегративный мониторинг позволит наиболее полно осуществлять коррекционную работу и принимать обоснованные педагогические решения.

2) Интересной и перспективной является проблема диагностики сформированности общеучебных умений и способов деятельности в рамках предметов естественнонаучного цикла. Уже в течение двух лет проводится общегородской стартовый контроль, в основу которого положена не стандартная проверка предметных знаний и умений, а диагностика овладения выпускниками начальной и основной школы общеучебными умениями, поскольку именно эти умения во многом определяют готовность учащихся к продолжению образования на следующей ступени. Однако остро ощущается нехватка измерительных материалов, ориентированных на проверку общеучебных умений, которые можно было бы использовать в урочной деятельности в рамках текущего контроля. Общеизвестно, что эффективное формирование, например, умений по работе с текстовой информацией возможно лишь при скоординированной работе всех учителей естественнонаучного цикла. Однако до сих пор не разработаны методические рекомендации по осуществлению единой программы формирования этих умений на разных ступенях образования.

3) В связи с введением ЕГЭ или ГИА всех учителей волнует проблема подготовки учащихся к независимой итоговой аттестации в новой форме. Это подтверждается и тот факт, что наибольшее число присланных на конференцию докладов посвящено именно этой проблеме. Хочется отметить, что методические службы города принимают самое активное участие в экспертизе ЕГЭ и ГИА, ежегодно готовятся экспертные заключения на спецификации и демонстрационные версии экзаменационных материалов. Сотрудники нашего института принимают активное участие как в разработке, так и в экспертизе контрольных измерительных материалов для ЕГЭ и ГИА. Однако при огромном количестве публикуемых изданий с различными тестами все же ощущается нехватка качественных материалов для организации текущей проверки, без которой невозможно обеспечить качественную подготовку к этим формам аттестации. Здесь особенно необходима консолидация усилий методических служб города и лучших учителей.

4) В условиях глобализации отечественное образование не может развиваться в отрыве от общемировых тенденций. Одним из существенных видов мониторинга выступают международные сравнительные исследования качества образования, позволяющие оценить качество образования в стране, в отдельных ее регионах, а также сравнить его с другими странами мира.

Образовательные учреждения столицы принимают участие во всех международных исследованиях качества образования. Для естественнонаучных предметов наиболее значимыми являются международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS и исследование PISA, одной из основных целей которого является оценка способности молодых людей 15-летнего возраста к актив­ному участию в жизни общества.

Необходимо шире знакомить педагогическую общественность с результатами этих исследований, искать пути использования всего того позитивного и нового, что предлагается в рамках международных исследований, в практике преподавания естественнонаучных предметов.

Региональная система оценки учебных достижений по предметам естественнонаучного цикла состоит в создании совокупности методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств контроля и оценки достижений учащихся на всех ступенях школьного образования, а также в ее согласовании с внешней государственной контрольно-оценочной системой. Основным механизмом контроля и слежения за качеством естественнонаучного образования должен стать региональный мониторинг, который позволит выявить тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принятых решений в области образования.

Литература:

  1. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года».

  2. Закон РФ «Об образовании».

  3. Мониторинг качества общего среднего образования // По материалам Центра оценки качества образования. М., 2006

  4. В.А. Болотов, Н.Ф.Ефремова Система оценки качества российского образования// Школа: день за днем. М., 2009

  5. Сравнительный анализ системы обеспечения единого экзамена в зарубежных странах //Отчет Центра сравнительной образовательной политики МО РФ. М., 2001.

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СТАНДАРТАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Демидова Марина Юрьевна,

к.п.н., зав. отделом естествознания МИОО

Диагностика учебных достижений составляет важную часть учебного процесса, систематичность и планомерность в организации различных проверок знаний и умений учащихся — одно из основных условий обеспечения эффективности качества обучения. В методике преподавания разных учебных предметов сложились свои системы форм и методов проверки, однако в основе любой проверки знаний должны лежать четко сконструированные требования к содержанию образования и уровню его усвоения.

Для разработки процедуры оценки учебных достижений необходимо выделение трех основных компонентов:

  • элементы содержания образования данной предметной области;

  • перечень видов деятельности, на формирование которых в основном направлено изучение того или иного предмета;

  • уровни усвоения содержания образования.

Только при наличии четких установок по каждому из этих компонентов возможно однозначное понимание всеми участниками процесса требований, предъявляемых к результатам образования на различных этапах обучения, а значит и однозначное построение системы оценки учебных достижений по тому или иному предмету. Рассмотрим на примере физики для основной школы, каким образом в стандартах первого и второго поколения реализуются требования к регламентации содержания и к уровню его освоения, какие перспективные направление развития этих требований должны найти отражение в разрабатываемых в настоящее время стандартах второго поколения.

В стандарте 2004 г. выделялось две части: минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

В обязательном минимуме определялись обязательные для преподавания дидактические единицы, выделялось содержание, которое обязательно выносилось на итоговый контроль и то, которое не могло проверяться в рамках итоговой аттестации. К сожалению, отсутствие указаний на учебную нагрузку, существенно затрудняло единство взглядов на необходимую глубину изучения того или иного элемента содержания. Формулировка требований к уровню подготовки выпускников в обобщенном виде также позволяла достаточно широко трактовать спектр выносимых на проверку учебных задач. При таком построении основного для предмета нормативного документа отсутствовала детализация результатов обучения и примеры их возможной реализации в конкретных заданиях, которые наглядно показывали бы уровень требований к итоговой аттестации учащихся.

В стандарте второго поколения использована другая структура представления предметного содержания. Что касается структуры документа, то здесь сделан существенный шаг вперед, так как теперь выделяют три документа:

  • примерная программа и тематическое планирование;

  • планируемые результаты освоения образовательной программы;

  • система заданий для оценки планируемых результатов.

Следует отметить, что представление содержательных элементов в виде привычной программы с учетом распределения учебного времени на изучение разделов уже задает определенную глубину изучения дидактических единиц. Планируемые результаты представляют собой, как и в предыдущем стандарте, требования к результатам обучения, т.е. те самые способы деятельности, которые должны формироваться в рамках изучения предмета. Однако в новом документе содержится кроме обобщенных планируемых результатов еще и их операционализация, т.е. представление каждого из планируемых результатов в виде перечня отдельных умений.

Система заданий для оценки планируемых результатов предлагает примеры заданий для проверки каждого операционализированного умения. Таким образом, сделана попытка создать достаточно регламентированную матрицу, на основе которой можно осуществлять итоговый контроль.

Остановимся на структуре новых документов и тех изменениях, которые они привносят в содержание школьного курса физики для основной школы. На все документы оказали влияние общие установки, на которых проектировался новый стандарт образования. Прежде всего — это попытка создать единую программу формирования универсальных учебных действий, в которой предложена классификация на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия и отмечены отдельные умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения на каждой ступени образования.

Кроме программы формирования УУД в основной школе усилены акценты на отдельные наиболее важные способы действий и предложены междисциплинарные программы «Читательская компетентность» и «Методология познания». Обе эти программы находят отражение в документах по физике. Так в планируемые результаты внесены требования по формированию общеучебных умений, а также усилена роль планируемых результатов, связанных с формированием методологических умений.

Примерная программа выполнена в стандартной форме и включает традиционные разделы (механические, тепловые, электромагнитные и квантовые явления). Окончательно закреплены за курсом физики и элементы астрономии, которые включены в программу хотя и небольшим, но дополнительным разделом.

В структуре документа «Планируемые результаты освоения учебной программы по физике», как по другим предметам, выделено два блока: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». При этом оценка учебных достижений проводится в соответствии с планируемыми результатами, но на итоговую работу за курс основной школы выносится только та их часть, которая представлена в блоке «Выпускник научится». Таким образом, первый блок представляет собой те результаты, которые в обязательном порядке должны быть освоены всеми учащимися, а второй блок — результаты, которые могут освоить наиболее способные и мотивированные учащиеся, либо они представляют собой пропедевтику следующего этапа обучения.

Ниже приведен пример планируемых результатов по решению задач, представленных в двух блоках:

А) Выпускник научится: применять физические законы и формулы для решения задач: на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения и проводить расчеты с использованием единиц измерения физических величин.

Б) Выпускник получит возможность научиться: находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и в ситуациях недостатка необходимого материала при помощи методов оценки.

Все планируемые результаты для основной школы можно разделить на четыре основных группы:

  1. Владение понятийным аппаратом школьного курса физики (явления, величины, законы, приборы и механизмы);

  2. Умение применять изученные величины и законы для объяснения явлений в окружающей жизни и решения задач;

  3. Владение экспериментальными умениями;

  4. Владение приемами работы с информацией физического содержания.

Овладение понятийным аппаратом физики — обязательный элемент обучения. В настоящий момент привычной является ситуация, когда в рамках итоговой аттестации проверяется воспроизведение названий основных физических величин, их единиц измерения, основных формул и т.п. Это несомненно важный аспект обучения, но на итоговую аттестацию предлагается выносить лишь умения использовать изученных понятийный аппарат для описания тех или иных ситуаций, либо для решения познавательных задач. Для тех же, кто не сможет вспомнить отдельные величины или формулы предлагается воспользоваться справочником.

Стандарты второго поколения по физике предусматривают изменение требований в части формирования экспериментальных умений. Если в рамках традиционной методики преподавания физики требовалось освоение лишь частных практических умений (например, пользоваться амперметром для измерения силы тока и т.п.), то принципиальное отличие современного подхода состоит в необходимости освоения учащимися обобщенных представлений об использовании методов научного познания. Таким образом, во главу угла ставится освоение учащимися обобщенных планов проведения исследования, выбора способа измерения адекватного поставленной задаче, определение достоверности полученного результата на основании простейших методов оценки погрешностей измерений.

Претерпели изменения и требования по решению задач. Здесь во главу угла выступают умения по выявлению в практико-ориентированной ситуации знакомых явлений и закономерностей, выбору физической модели проведению несложных оценочных расчетов на основании имеющихся данных.

Большое внимание уделяется и формированию умений по работе с информацией физического содержания, которая должна базироваться на систематической работе с учебником физики и справочными материалами, а также на использовании разнообразных научно-популярных текстов на бумажных и электронных носителях. Здесь приоритет необходимо отдавать заданиям на применения информации, а также возможных путей определения ее достоверности.

Система задания для оценки планируемых результатов включает задания базового и повышенного уровней. Согласно принятому подходу к итоговой оценке подготовки выпускников невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на старшую ступень обучения.

Задания базового уровня сложности проверяют сформированнность знаний, умений и способов учебных действий по физике, которые необходимы и достаточны для успешного продолжения обучения в средней школе. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника основной школы выполнять такие учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Использования заданий различного уровня сложности позволяет содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень подготовки по физике и сделать обоснованное заключение о владении выпускником достаточным для успешного дальнейшего обучения уровнем подготовки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник материалов научно практической конференции

    Документ
    Проблемы формирования универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования: Сборник материалов научно - практической конференции. – М.
  2. Тезисы IV международной конференции, посвященной

    Тезисы
    Иберо-романистика в современном мире: научная парадигма и актуальные задачи: Тезисы конференции: Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Филологический факультет, 20-21 ноября 2008 г.
  3. Впервые в авторской редакции

    Документ
    Эта книга опровергает самые главные, основополагающие, ключевые советские мифы о Великой Отечественной. Автор доказывает, что утверждение советской пропаганды о «техническом преобладании» Вермахта в начальный период войны не соответствует
  4. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

    Доклад
    В январе 2011 года Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение о проведении общественной правовой экспертизы (научно-правового анализа) судебных актов по уголовному делу М.
  5. И в авторской редакции. Удк 536. 7 +"7"+ (201) +53+57 +577. 4+211 Вейник А. И., «Термодинамика реальных процессов», Мн.: "Навука I тэхнiка", 1991. 576 с. Isbn 5-343-00837. Вмонографии приводятся ряд новых закон

    Закон
    УДК 536.7 +"7"+ (201) +53+57 +577.4+211 Вейник А.И., «Термодинамика реальных процессов», Мн.: "Навука i тэхнiка", 1991. 576 с. - ISBN 5-343-00837.

Другие похожие документы..