Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1.1. Информационно-аналитический отдел (далее - Отдел) является структурным подразделением управления формирования аграрной политики Министерства сел...полностью>>
'Документ'
– Журнал "Інформаційні технології. Аналітичні матеріали". Аналітичні матеріали та блог про сучасні інформаційні технології. Основні теми: І...полностью>>
'Конкурс'
Приложение 1 ЗАЯВКА на участие в детском конкурсе рисунков «Дворец сказок и приключений» Имя, фамилия ребенка Число, месяц, год рождения (полный возра...полностью>>
'Документ'
по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных...полностью>>

Рабочая программа по предмету «мхк» 7 класс

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы №769 Зам. директора по УР на заседании м/о

________В.Н.Рыжова ________О.А.Пашкова протокол №_____от

«___»_______20 __г. «___»_______20 __г. «___»_______20__г.

ПМО______________

Рабочая программа

по предмету

«МХК»

7 класс

2011-2012 учебный год

Учитель:______________/Гусева А.А./

Пояснительная записка

Мировая художественная культура (МХК) — пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. Появление но­вых программ, учебников и пособий по МХК, повы­шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб­лем его преподавания в средствах массовой информа­ции — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в кото­рых рассматривается дальнейшая перспектива изуче­ния МХК в средней школе, достаточно четко опреде­ляют его место в Базисном учебном плане. В них осо­бо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Вот по­чему в программе предлагается рассматривать два ос­новных этапа изучения МХК:

5—9 классы (основная школа) — факультативный курс, представленный спецкурсами или образователь­ными модулями и 10—11 классы (средняя полная школа) — базовый и профильный курсы.

Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловлен­ную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведе­ния искусства. Приобщение школьников к миру ис­кусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5—8 классы) к пониманию и осмыслению основных законов разви­тия искусства (9 класс), к постижению целостной ху­дожественной картины мира и собственному творче­ству (10—11 классы).

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художествен­ной культуре на протяжении ее исторического разви­тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целост­ной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устой­чивую потребность общения с произведениями искус­ства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследователь­ских, индивидуальных, групповых и консультатив­ных видах учебной деятельности. Эта работа осу­ществляется на основе конкретно-чувственного восп­риятия произведения искусства, развития способнос­тей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни- тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита твор­ческих проектов, написание рефератов, участие в на­учно-практических конференциях, диспутах, дискус­сиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан­ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и темати­ческий подходы к изучению курса обеспечивают осу­ществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно но­вом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравствен­но-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера­туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто­рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ­ленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — про­цесс исключительно избирательный. Он предусмат­ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учите­ля вносить изменения в распределение часов на изу­чение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образова­тельной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количест­ва часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про­тяжении всего учебного времени направлять и разви­вать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, лич­ными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской систе­мы образования учителю предоставляется возмож­ность более широкого использования националь­но-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывает­ся специфика развития региональных культур, опре­деленная особенностями национального состава насе­ления, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, напри­мер, отбирая материал для изучения о народных про­мыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к луч­шим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное сво­еобразие, уникальность и самобытность.

Эта особенность построения курса МХК продикто­вана спецификой искусства, обладающего универ­сальным языком общения между народами. Она по­зволяет в общем и мировом увидеть частное и индиви­дуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаим­ное уважение к культурам других народов.

Содержание курса представлено в разворотах про­граммы. Их назначение — общая ориентация учителя в материале, позволяющая самостоятельно планировать изучение, намечать объем предстоящей работы, органи­зовывать творческую деятельность школьников. В раз­воротах представлены лишь некоторые из возможных направлений в интерпретации произведения искусства, поэтому учителю предоставляется право самостоятель­ной расстановки акцентов при изучении темы или раз­дела курса. При этом необходимо подчеркнуть, что лю­бой анализ произведения искусства должен осуществ­ляться в единстве формы и содержания при условии со­хранения целостности его восприятия.

7 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

НАРОДОВ МИРА 34 часа

I. В мире художественной культуры

1. Художественные символы народов мира.

1 час

Мировая художественная культура как совокуп­ность множества культур народов мира, сложивших­ся в различных регионах на протяжении историче­ского развития человеческой цивилизации.

Сакура — художественный символ Японии, его от­ражение в произведениях живописи и поэтическом творчестве. Береза как художественный символ Рос­сии, его отражение в произведениях устного народно­го творчества, обрядах и праздниках русского народа.

  1. Единство мировой культуры. 1 час

Культура народов мира — общее достояние челове­чества. Выдающиеся творения великих мастеров, со­зданные в различные исторические эпохи. Их миро­вое и общечеловеческое значение. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой куль­туры и их постижение через шедевры произведений искусства. Возможность человека познать свое про­шлое и настоящее, заглянуть в будущее.

Мировое Древо как отражение единства мира. По­пытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле, его представления об устройстве Все­ленной. Роль и место человека в общей картине ми­роздания. Отражение представлений человека о стро­ении мира в произведениях искусства.

Мировое Древо как один из ключевых образов ис­кусства, воплотивших универсальную концепцию на­родов о пространстве Вселенной. Идея гармоническо­го единства мира, нашедшая отражение в произведе­ниях устного народного творчества, памятниках ар­хитектуры и изобразительного искусства (живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладно­го творчества).

Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гиль- гамеше и «Старшей Эдде» — выдающемся памятнике древнеисландского эпоса. Представления древних славянских народов об устройстве мира на материале книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» и стихотво­рения К. Бальмонта «Славянское древо». Славянское древо — основа духовной жизни человека.

  1. Многообразие и национальная самобытность

культуры. 1 час

Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов. Ос­новные критерии, определяющие национальную са­мобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других народов и наций).

Образы и мотивы национального искусства Япо­нии. Особенности представления японских мастеров о гармонии и красоте. Путь постижения красоты через незаметное и первозданное, нашедший отражение в японской поэзии и живописи. Стремление художни­ков подчеркнуть прелесть старины, первозданную красоту предмета. Простота и отсутствие вычурности, недосказанность и незавершенность — важнейшие критерии художественности. Искусство чайной цере­монии, расстановки цветов в вазах (икебана) и его символический характер. Красота недосказанности в искусстве японских садов.

II. Своеобразие литературных традиций

4. Героический эпос народов мира. 1 час

Понятие о героическом эпосе, художественно отра­зившем представления об историческим прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.

Героический эпос — результат коллективного на­родного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Рассказ А. Франса «Кемейский певец» и воссозданная в нем картина рождения эпоса.

Шедевры народного эпоса: «Сказание и Гильгаме- ше» (шумерский эпос), «Махабхарата» (Индия), «Бе- овульф» (Англия), «Песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Старшая Эдда» (Ис­ландия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Калевала» (карело-финский эпос). Обзор (по выбору).

Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном пле­мени богатырей, живших в древние времена и боров­шихся с чудовищами, великанами и драконами. Ар­мянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Обзор (по выбору).

Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американско­го поэта Г. Лонгфелло.

Развитие эпических традиций в русской музы­кальной культуре. Эпическая песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Му­соргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсако- ва «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).

Эпическая тема в произведениях русской живопи­си (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьев). Обзор (по вы­бору).

5. Герои и темы народного эпоса. 1 час

Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжет сотворения мира и его воплощение в ис­ландском эпосе «Старшая Эдда». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе.

Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми условиями (добывание огня, из­готовление орудий труда). Описание битвы, демонст­рирующей подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.

Русские былинные богатыри и их отличие от сред­невековых рыцарей. Илья Муромец — идеал русского богатыря, наделенный сверхъестественной силой, от­вагой и находчивостью.

Верность дружбе, великодушие и честь — главные качества героев народного эпоса. Их готовность прий­ти на помощь, защитить слабых и обиженных, по­мочь влюбленным. Верная и преданная дружба Гиль- гамеша и Энкиду («Эпос о Гильгамеше»), поэтические достоинства и художественное своеобразие «плача Гильгамеша».

  1. Шедевры народного эпоса. 1 час

«Эпос о Гильгамеше» (Месопотамия) — выдаю­щийся памятник мировой литературы. Сказание о ца­ре Гильгамеше, сумевшем постичь и обрести муд­рость, счастье и бессмертие. Гильгамеш — смелый и отважный воин, надежный и верный друг. Искуше­ние любовью богини Иштар. Поэтическое своеобразие произведения.

Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-ху­дожественное значение. Эпические руны (песни), рас­сказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения.

Главный герой Вяйнямейнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мас­теровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Борьба Вяйнямейнена и его товарищей за волшебную мель­ницу Сампо — основа сюжета «Калевалы». Сладко­звучное пение и игра на народном инструменте канте­ле, их великая чудодейственная сила. Суровые испы­тания, выпавшие на долю главного героя.

III. Архитектура народов мира

  1. Храмовая архитектура. 2 часа

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, от­разившая представления человека о строении мироз­дания.

Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешне­го облика. Пышность и великолепие внутреннего уб­ранства.

Распространение на Руси крестово-купольного ти­па храма как символа христианского православия. Выразительная символика православного храма (ко­личество венчающих куполов, особенности формы и цвета купола). Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением — уникальные соору­жения русского культового зодчества. Церковь Воз­несения в Коломенском под Москвой. Интерьер пра­вославного храма, его символическое звучание.

Традиции буддийской храмовой архитектуры. Бо- рободур (остров Ява, Индонезия) — крупнейший па­мятник мирового храмового зодчества. Кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрыти­ем, их структура и связь с буддийским учением о свя­щенном пути к просветлению. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буд­дийское «постижение истины».

Культовые постройки ислама. Мечеть — основное сооружение мусульман. Тип колонной арабской мече­ти-крепости, окруженной глухими стенами. Собор­ные мечети и их общественное назначение. Баш­ни-минареты и их особая культовая роль. Минарет Кутб-Минар (Индия) — прославленный шедевр му­сульманской архитектуры. Медресе — культовые учебные заведения. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) — жемчужины архитекту­ры Средней Азии (по выбору).

8. Дом — жилище человека. 1 час

Древнейшие дома человека, обнаруженные архео­логами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в древнейшем италийском городе Помпеи.

Изба — традиционный рубленый дом русского на­рода. Многообразие внешнего вида, планировка и на­значение избы. Искусство возведения избы, ее деко­ративное убранство (резные наличники на окнах, ко­нек над крышей, сказочные крылечки).

Иглу — жилищные постройки народов Гренлан­дии, Аляски и Арктики. Переносные жилища коче­вых народов Крайнего Севера — яранги. Современное устройство яранги — жилища для оленеводов. Кони­ческий шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — ос­новной тип жилища народов Средней Азии и Монго­лии. Легкие, удобные дома без внутренних перегоро­док, рациональность и простота их конструкции.

Жилища народов Африки, их неожиданные архи­тектурные решения и формы (шара, цилиндра, усе­ченного конуса).

Традиционные конструкции японского дома (кры­ша, опирающаяся на деревянный каркас). Раздвиж­ные створки, служащие наружными стенами, отсут­ствие окон, дверей. Особенности внутреннего убранст­ва, сад — естественное продолжение японского дома.

IV. Изобразительное искусство народов мира

9. Древнерусская иконопись. 1 час

Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование ви­зантийским канонам, выработка собственного спосо­ба отражения религиозных представлений. Исключи­тельная роль иконы в жизни русского человека.

Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.

Икона — коллективное творчество многих масте­ров. Процесс создания иконы и его основные этапы.

  1. Книжная миниатюра Востока. 1 час

Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отноше­ние к книге как к святыне и драгоценности.

Создание книжной миниатюры — сложный творче­ский процесс, требующий особых навыков и мастерст­ва. Тончайший и выразительный рисунок, многокра­сочность и яркая насыщенность цвета, изысканная про­стота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения че­ловека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приемов и пиров, портреты правителей (на примере шедевров восточной мини­атюры — по выбору).

Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утон­ченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, вирту­озное мастерство композиций, красота и музыкаль­ность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Портрет основателя узбекского государ­ства Шейбани-хана.

  1. Скульптура Тропической и Южной Африки.

1 час

Самобытность культуры народов Африки. Деревян­ная скульптура как воплощение народных представле­ний о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразитель­ность и экспрессивность силуэта, декоративность, мо- нохромность, использование природных материалов.

Традиционные маски народов Африки, их символи­ческое значение, отражающее религиозные представ­ления о мире. Использование масок во время традици­онных обрядов и празднеств. Маски, связанные с куль­том животных — покровителей рода или племени.

Скульптурные произведения Бенина и города-госу­дарства Ифе (Нигерия). Особенности изображения че­ловека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных и индивидуалисти­ческих черт.

V. Декоративно-прикладное искусство

  1. Традиции народного орнамента. 1 час

Как и почему возник орнамент. Его отличие от жи­вописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спи­раль). Орнаментальный ритм как своеобразное отра­жение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов.

Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Символическое значение знаков-иероглифов в орнаментальных композициях (крылатый жук-ска­рабей, пучки цветов лотоса и папируса, солнечные диски, ладья). Орнаментальное искусство Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись.

Русский народный орнамент — наследие наших предков. Прялка как отражение сложнейшей космо­гонической системы мира. Система изображения со­лярных знаков. Характерные орнаменты резных и расписных русских прялок.

«Дивное узорочье» русских народных вышивок, павловских головных платков и жостовских подно­сов. Традиционный цветочный орнамент — основа их композиции.

  1. Игрушки народов мира. 2 часа

Игрушки народов мира, отражение в них своеобра­зия национальных традиций. Японские традицион­ные куклы, связанные с праздниками и обычаями на­рода. Фестиваль кукол в праздник девочек (Хина ма- цури), его истоки и ритуал проведения. Первый день Лошади — праздник мальчиков, его происхождение и современное символическое значение.

Русская народная игрушка как отражение народ­ных представлений о мире, добре и красоте. Содержа­ние, форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований русского человека. Женские фигурки, конь, птица — традици­онные персонажи, в которых воплощена идея жизни, тепла и света.

Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. Особенности колорита и разнообразие типажей дым­ковской игрушки. Филимоновская глиняная игрушка, ее характерные особенности и постоянные образы.

Матрешка. История создания, разнообразные ре­шения образа. Условность и обобщенный характер одежды, цветовые контрасты и гармония.

  1. Художественные промыслы России.

2 часа

Народное искусство как основа национальной куль­туры, память человечества о своем прошлом. Повторя­емость основных художественных элементов (сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и рисун­ка, орнамента). Народ как коллективный художник.

Кузнечных дел мастера. Художественные изделия из металла мастеров Великого Устюга (серебро с чернью). Выразительность силуэта, декоративность рисунка, изящество линий. Кубачи — ювелирный центр Дагестана. Узоры златоустовской гравюры на стали (образцы холодного оружия).

Резьба по кости народов Севера, ее основные сюже­ты и образы.

Гончарное искусство Гжели, гармония синего и бело­го цветов, связь декора с формой украшаемой посуды.

Лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстеры и Холуя, их основные образы и сюжеты.

VI. Праздники и обряды народов мира

  1. Всякая душа празднику рада. 2 часа

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры.

Понятие об обряде как совокупности установлен­ных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиоз­ные, семейно-бытовые, календарные и обществен­но-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

  1. Религиозные праздники и обряды. 2 часа

Крещение Руси, следование византийским тради­циям церковного богослужения. Православное богос­лужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недель­ном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова мо­литвы. «Двунадесятые» праздники православия.

Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение.

Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.

  1. Ах, карнавал! Удивительный мир... 1 час

Происхождение карнавала в странах Западной Ев­ропы, его традиции в средние века и в эпоху Возрож­дения.

Италия — родина карнавальных шествий. Наибо­лее популярные герои итальянского карнавала. Тра­диции проведения венецианских карнавалов.

Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций.

VII. Театр народов мира

  1. Идут по Руси скоморохи... 1 час

Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скомо­рохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти.

Актерское мастерство скоморохов, народных по­тешников, сочетающих в импровизационных пред­ставлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, праздне­ствах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов — пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра.

Тема скоморошества в различных видах искусства. Чтение и прослушивание записей скоморошин в ис­полнении фольклорных коллективов. Оперы А. П. Бо­родина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н. А. Римского-Корсакова «Золотой пету­шок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляска скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петруш­ка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища» (по выбору). Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи...» и поэма А. Горелова «Скоморохи» (по выбору).

19. Пекинская народная опера. 1 час

Пекинская музыкальная драма — уникальное яв­ление мировой художественной культуры, воплотив­шее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития.

Народные легенды и популярные романы с истори­ческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое ис­полнительское мастерство актеров, их основные сце­нические амплуа.

Условный характер театральных декораций и рек­визита. Символическое звучание музыкальных инст­рументов. Символика традиционных костюмов и те­атрального грима. Синтетический характер Пекин­ской музыкальной драмы.

    1. Искусство кукольного театра. 1 час

История происхождения кукольного театра. Раз­нообразие типов кукольного театра в Древних Гре­ции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.

Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбо­ру). Петрушка — наиболее популярный герой ку­кольного театра в России. Традиции представления русского бродячего кукольного театра.

Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание. Произведе­ния классической литературы — основа сюжета теат­рального действа. Особая роль ведущего (даланга) — искусного импровизатора и актера. Символическое назначение кукол. Роль музыкального оркестра в ор­ганизации спектакля.

VIII. Музыка народов мира

    1. Музыкальные инструменты народов мира.

2 часа

Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, де­коративное убранство.

Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инст­рументы Японии, Китая и стран Южной и Юго-Вос­точной Азии. Латиноамериканские музыкальные ин­струменты индейского, европейского и африканского происхождения. Обилие ударно-шумовых инструмен­тов в музыкальной культуре Африки.

Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение и история развития русской инстру­ментальной культуры. Художественные свидетельст­ва древнейшего русского инструментария. Сопель, гусли, бубен, волынка — наиболее популярные инст­рументы, сопровождающие народные игрища и празднества. Использование ударных и духовых ин­струментов (барабанов, бубнов, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов. Про­слушивание музыки народных инструментов веду­щих музыкальных оркестров России (по выбору).

    1. Музыка в храме. 2 часа

Особое эмоциональное воздействие на человека му­зыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музы­кальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев — основа древне­русского певческого искусства. Партесное (многого­лосное) пение. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов.

Культовая музыка ислама, ее строгий регламенти­рованный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина — служителя ислама, призванный до­нести смысловое значение призыва к молитве (азана). Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана — особый вид куль­товой музыки.

Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Мо­литвы-заклинания, сопровождающие обряды богос­лужения, их символический смысл и значение. Му­зыкальные инструменты буддийского богослужения.

    1. Колокольные звоны Руси. 1 час

Русская колокольная музыка как часть православ­ной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Ис­кусство колокольного звона в Новгороде, Москве и

Ростове Великом (по выбору). История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колоколь­ных звонарей.

Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в про­изведениях С. Рахманинова и А. Шнитке (по выбору).

IX. Самобытность танцевальной культуры

    1. Радуга русского танца. 1 час

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая исто­рия и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тон­кий лиризм, скромность, простота и чувство собствен­ного достоинства — характерные черты русского на­родного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития ис­кусства русского танца.

Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Де­вичьи хороводы и их характерные особенности. Сея­ние и обработка льна, прядение и ткачество — тради­ционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и ор­ганизующая роль «хороводницы». Разнообразие ри­сунков хоровода («репье, «змейка», «витье веревки», «крест» и полукруг»).

Пляски-кадрили и переплясы — вольные импро­визированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска и ее характерные особенности.

    1. Искусство индийского танца. 1 час

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пе­щерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Приви­легированное положение танцора в индийском обще­стве.

Система индийского классического танца, ее ос­новные положения, изложенные в древнем трактате «Натьяшастра». Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его богатая мимика.

Синтетический характер индийского танца. Ис­пользование музыки, поэзии, драматического искус­ства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой и архитектурой.

Танец как составная часть храмовых обрядов, по­степенная утрата ритуального значения. Светский, придворный характер современного индийского танца. Особое значение эффектных и красочных костюмов.

    1. Страстные ритмы фламенко. 1 час

Фламенко — своеобразный художественный сим­вол Испании. Основные версии происхождения тан­ца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — та­нец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций.

Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное со­провождение на гитаре. Ласкающие ритмы кастань­ет — старинного деревянного ударного инструмента.

Болеро, сегидилья и хота — наиболее популярные испанские танцы.

    1. Под звуки тамтамов. 1 час

Традиционные танцы народов Африки — неотъем­лемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразитель­ность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка.

Африканский танец — синтез многих искусств. Коллективный характер африканского танца, особен­ности его исполнения. Имитация трудовых процессов, обрядовые эпизоды, различные виды национальной борьбы — основные сюжеты африканских танцев.

Разнообразие видов и форм танцев («танцы отды­ха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы-за­клинания от злых духов). Магические обрядовые тан­цы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения в животных.

10




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного предмета «История» 8 класс

    Рабочая программа
    Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.
  2. Рабочая программа учебного предмета «История» 9 класс

    Рабочая программа
    Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования Сборник нормативных документов.
  3. Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю 1час, в год 35 часов)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» автора Л.А. Неменская, под ред.
  4. Рабочая программа по предмету мировая художественная культура для 11 класса (ХI класс 1 час в неделю, 34 часа в год)

    Рабочая программа
    Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности .
  5. Образовательная программа по предмету мхк (мировая художественная культура) для 11

    Образовательная программа
    План составлен согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, Примерной программе основного общего образования по МХК.

Другие похожие документы..