Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала...полностью>>
'Документ'
В связи с реформированием российского образования остро встали проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений. Программой модернизации пед...полностью>>
'Заседание'
Сегодняшнее заседание Генерального совета ФНПР посвящено одному вопросу. А именно - позиции Федерации в связи с предстоящими 4 марта этого года выбор...полностью>>
'Закон'
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие техн...полностью>>

Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности 031001 «филология» факультета филологии и журналистики

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра стилистики и риторики

«Утверждаю»

Декан ФФИЖ Кем ГУ

к. п. н., доцент А.В. Клишин

_________________________

«__»______________ 2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

для студентов очной формы обучения

по специальности 031001 «ФИЛОЛОГИЯ»

ФАКУЛЬТЕТА ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

Курс 2 зачёт 1 семестр

Семестр 1

Лекции 18 часов

Практические занятия 36 часов

ТСР 2 часа

Всего часов: 56

Составители: доктор филологических наук, профессор Л.А. Араева; ассистент М.Н. Образцова

КЕМЕРОВО 2008

Русский язык и культура речи: Рабочая программа для студентов очной формы обучения / сост. Л.А. Араева, М.Н. Образцова; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2008 . – 142 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – «ФИЛОЛОГИЯ». Вместе с тем это авторский курс, ориентированный на антропологическое освещение норм русского языка.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры стилистики и риторики Протокол №____ от «___»____________ 2008 г.

Зав. кафедрой д-р филол. наук, проф. _________ Л.А. Араева

Одобрено методической комиссией

Протокол №____ от «____»_____________ 2008 г.

Председатель комиссии ________ канд. филол. наук, доцент И.В. Ащеулова

ВВЕДЕНИЕ

Культура речи – одна из ведущих речеведческих дисциплин, преподаваемых на факультете филологии и журналистики. Актуальность изучения культуры речи, а точнее культуры речемыслительной деятельности, обусловлена современным состоянием общества. В настоящее время человек любой профессии, а тем более, преподаватель русского языка и литературы, должен хорошо, правильно, эффективно говорить, для чего необходимо знать структурно-системное устройство языка, заложенного на подсознательный уровень. Сама это устройство организовано по принципу естественных категорий, в границах которых организуется речь. Знание этого механизма пробуждает латеральную, творческую мыслительную деятельность человека, которая, в свою очередь, организует эффективную речь. Следовательно, в рамках такой дисциплины, как Культура речи, необходимо рассмотрение норм с позиций антропоцентризма, той парадигмы, которая заняла ведущее положение в лингвистике ХХ1 века. Данная парадигма не отрицает основных положений традиционной лингвистики. Опираясь на них, она дает объяснение языковым фактам, реализующимся в речевом пространстве. Следовательно, основной целью культуры речи является научение творческому отношению к речи, умению хорошо, правильно и эффективно вести различного рода диалоги либо публичные выступления.

В соответствии с поставленной целью необходимо в ходе изучения курса решить следующие задачи:

1. Выявить когнитивные основы речепорождения.

2. Определить специфику языковой ситуации в России ХХ1 века: как в современных условиях соотносятся между собой такие функциональные реализации языка, как литературный язык, диалекты, просторечие, различного рода жаргоны, арго, обсценная лексика, заимствования лексических единиц из других языков (в большей степени из английского).

3. Человек познает мир посредством сравнения, следовательно, необходимым является сопоставление речевых особенностей в советскую эпоху с эпохой постсоветской.

4. Высветить понятие нормы, определить типы и виды норм, характер их соотношения между собой.

5. Определить влияние норм на культуру речевого общения и эффективность речи.

6. С антропоцентрических позиций проанализировать языковые (фонетические, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические), коммуникативные, этические, ассоциативные нормы

7. Эпоха межкультурной коммуникации детерминирует обращение к такому этическому компоненту культуры речи, как речевой этикет.

8. Коммуникативные нормы предполагают изучение невербальных компонентов поведения говорящего как в диалоге, так и публичном выступлении.

9. Ассоциативные нормы, о которых практически не говорят в рамках Культуры речи, находятся в основе всех остальных норм, проявляя специфику ментальности нации, особенностей ее латерального мышления и мировидения.

Включение в учебный план курса «Русский язык и культура речи» обусловлено современными требованиями подготовки студентов к будущей работе: востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от грамотной и эффективной как устной, так и письменной речи, от знания приемов речевого взаимодействия, убеждения. Культура речи – неотъемлемая часть общей культуры человека. В центре Культуры речи находится нормативный аспект языковых единиц. Следует отметить, что в любом из языковых стратумов есть своя норма, но получить высокое социальное положение в обществе может человек, владеющий нормами литературного языка.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • что такое культура речи, какова ее роль в личностном становлении человека;

  • владеть устной и письменной разновидностями литературного языка;

  • грамотно использовать в различных ситуациях необходимые для конкретной ситуации языковые средства;

  • усвоить качества «хорошей речи»: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, доступность и уместность;

  • овладеть понятиями: языковая норма, виды и типы норм;

  • применять в речи правильно лексические смыслы, что составляет основы точности речи;

  • знать специфику синтаксических норм, являющихся исходной базой логически упорядоченной речи;

  • применять в общении слова в соответствии с акцентологическими и орфоэпическими нормами произношения, что обеспечивает благозвучие речи, основанной на гармонии артикуляционной, акцентологической и смысловой реализации в речемыслительной деятельности;

  • процессы глобализации обусловливают широкие межкультурные связи, что делает значимым знание особенностей речевого этикета как в России, так и в экономически развитых странах мира;

  • в аспекте основных положений культуры речемыслительной деятельности необходимо владение искусством ораторского мастерства.

Программа составлена из расчета учебного времени, определенного тематическим планом. На дневном отделении лекций – 18 часов, семинаров – 36 часов аудиторных занятий. Формой итогового контроля является зачет.

Практические занятия включают развитие (1) речевых навыков, связанных с разработкой дыхания, тембра, тональности, полетности голоса; (2) дикции и интонационных навыков; (3) умения владеть в разных ситуациях мимикой, жестами, позой, глазным контактом; (4) развития такого качества, как умение слушать, сопряженное с навыками правильной и хорошей речи, а также усвоения норм литературного языка с когнитивных позиций.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение научных статей, пособий, сопоставление различных точек зрения по той или иной проблеме, разработку отдельных тем курса; самоанализ речевой деятельности.

Рабочая программа предусматривает проведение творческих работ, способствующих организации контроля за усвоением знаний и формированием умений студентов к подготовке к зачету.

Литература отдельно не выносится, она представлена в структуре практических занятий.

Программа является экспериментальной и предполагает дальнейшее уточнение и совершенствование.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ

«Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Объём часов

Всего

Аудиторная работа

Самост. работа/форма контр.

Лекции

Семи-нары

1.

«Культура речи» как научная и учебная дисциплина.

4

2

2

Сочинение в одном из жанров речи

2.

Категоризация как глубинный механизм познания мира и общения

4

2

2

Доклад,

Конспекты

3.

Формы репрезентации знаний. Их значимость для культуры речи

2

2

Доклады, кон-спекты, анализ

Текста

4

Языковая ситуация в России начала ХХ1 века

2

2

Аннотация, резюме

5.

Проблема социальной и функциональной дифференциации языка в современной лингвистике

2

2

Анализ текста

6

Русский язык ХХ1 века в аспекте социально-психологического функционирования

2

2

Анализ текста

7

Языковая ситуация в советской России

2

2

Анализ текстов доклады

8

Языковая интерпретация картины мира в советский и постсоветский период

2

2

Анализ текстов, доклады

9

Когнитивные структуры знания как основа речемыслительной деятельности

2

2

Контрольная работа

10

Понятие нормы в аспекте категоризации. Типы норм

4

2

2

Доклады, конспекты

11

Фонетические нормы в аспекте категоризации, как основа культуры речемыслительной деятельности

2

2

Доклады, анализ материала

12

Орфоэпические и акцентологические нормы

2

2

Доклады

13

Лексическая норма как ментально-языковая категория

4

2

2

Анализ материала, доклады

14

Словообразовательная система в нормативном аспекте

4

2

2

Анализ материала, доклады

15

Морфологическая норма как ментально-языковая категория

2

2

Анализ текстов, доклады

16

Синтаксическая система языка в коммуникативно-нормативном аспекте

2

2

Анализ текстов, доклады

17

Коммуникативные нормы в аспекте категоризации

2

2

Конспекты, доклады

18

Этический аспект культуры речи.

Речевой этикет.

6

4

Конспекты, доклады

19

Особенности публичного выступления

4

2

2

Анализ фильма

.

Обобщающая к/р по нормам

Выполнение тестов

Итого:

54

18

36

СОДЕРЖАНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Челябинск 2008 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 031001 «Филология»

    Учебно-методический комплекс
    Фрагмент ГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 031001 - «Филология», утв. Минобразования РФ 10.
  2. Рабочая программа по курсу «Стилистика текста» для специальности 031001 «Филология»

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Стилистика текста» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031001
  3. Рабочая программа по курсу «Методика преподавания русского языка» для специальности 031001- «Филология»

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания русского языка» регионального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по
  4. Рабочая программа дисциплины Среднего профессионального образования Профессиональная речь юриста

    Рабочая программа
    На современном этапе развития нашего общества повышение уровня речевой культуры становится одной из ключевых проблем. Изменение социально-экономической ситуации в стране обусловило появление новых критериев к специалисту не только
  5. Факультет филологии и журналистики юфу

    Документ
    1) по направлению 031 – «Филология»: а) уровень бакалавриат – с 1994 года (4 года, 8 семестров обучения), завершающийся защитой выпускной квалификационной работы- и присвоением первой академической степени «Бакалавр филологии» (осуществлено

Другие похожие документы..