Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Робоча навчальна програма з дисципліни “Мікропроцесорна техніка” складена на основі робочих навчальних планів № РБ-3-603/01, № РБ-3-605/01, напряму 09...полностью>>
'Книга'
Хочу начать свое сочинение со слов благодарности организаторам конкурса, потому что эта тема действительно интересна и актуальна. Писать работу на по...полностью>>
'Документ'
Кибернетика - это наука об управлении, а также передаче и обработке информации в технических и нетехнических системах. Кибернетика возникла на базе т...полностью>>
'Программа'
Микулович Владимир Иванович, к.т.н., доцент кафедры радиофизики и цифровых медиа технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Белорусск...полностью>>

32 Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность 32 глава проблемы социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений 47

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выполнено в «Росдипломе»

Содержание

3

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ 6

1.1. Понятие сиротства и социального сиротства 6

1.2. Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната 11

32

1.3. Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность 32

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 47

2.1. Содержание деятельности учреждений для детей-сирот на современном этапе 47

2.2. Социально - педагогическая поддержка детей, оставшихся без попечения родителей 63

2.3 Основные проблемы социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений 72

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЩЕСТВО 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95

ВВЕДЕНИЕ

Глубокий кризис российского общества, связанный с переме­нами в политической, социально-экономической, культурной сфе­рах, вызвал резкое ухудшение положения детей, о чем свидетель­ствуют статистические данные, представленные в ежегодных го­сударственных докладах «О положении детей в Российской Федерации».

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона де­тей разного возраста остаются без попечения родителей. Реаль­ную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное зна­чение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории де­тей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «кон­сервировало».

Проблема социального сиротства является и сегодня пробле­мой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведе­ния заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному— «отказные дети», «казенные младенцы», «рож­денные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Вос­точной Европы. Отмечается рост таких детей и в развиваю­щихся странах.

Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием про­блем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным об­разом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на разви­тии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Дет­ство — период, когда закладываются фундаментальные каче­ства личности, обеспечивающие психологическую устойчи­вость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизне­способность и целеустремленность. Эти духовные качества лич­ности не формируются спонтанно, они формируются в услови­ях родительской любви, когда семья создает у ребенка потреб­ность быть признанным, способность сопереживать и радовать­ся другим людям, нести ответственность за себя и других.

В связи с оторванностью маленького человека от биологических родителей, отстраненностью от полноценного развития в рамках семьи у этих детей возникает ряд проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда они ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.

В свете вышесказанного особо важной задачей социального педагога, осуществляющего свою работу в таких государственных учреждениях, как детские дома, приюты и интернаты является помощь ребенку преодолеть барьер, ограждающий его от полномерного жизненного опыта, которые обычные дети получают при общении с родителями и помочь адаптироваться к реалиям окружающего мира.

Не для кого не секрет, что выпускники интернатных учреждений слабо представляют себе свою роль в обществе, плохо разбираются в обстановке окружающего их мира, у них преобладают пассивные поведенческие реакции. Многие из них не хотят иметь свои семьи, часто выбирают криминальный путь.

Цели дипломной работы:

  1. Исследование теоретических аспектов социально-психологической адаптации выпускников социальных учреждений к требованиям современного общества.

  2. Разработка программ социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

- Изучить понятия сиротства и социального сиротства;

- Рассмотреть проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната;

- Рассмотреть взгляды российских исследователей по обозначенной теме;

- Проанализировать педагогическую практику;

При изучении темы автор руководствовался диалектическим методом познания. В качестве частнонаучных использовались сравнительный, системный, формально-логический методы. К методам исследования, используемым в данной работе, можно отнести также и анализ педагогической практики.

В работе были использованы труды известных ученых педагогов, занимавшихся подробным изучением данного института. В частности, теоретическую основу работы составили монографии и статьи А.С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С.Т. Шацкий.

Логическая структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Представленный в работе материал позволяет сделать самостоятельные выводы по теме исследования, которые будут даны в заключении.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ

1.1. Понятие сиротства и социального сиротства

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных" Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

- умерли;

  • лишены родительских прав;

  • ограничены в родительских правах;

  • признаны безвестно отсутствующими;

  • недееспособны (ограниченно дееспособны);

  • отбывают наказание в исправительных колониях;

  • обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

  • уклоняются от воспитания детей;

  • отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово "сирота", мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процес­сами в обществе, характеризующими развитие России на про­тяжении XX века и связанными с тремя разрушительными вой­нами (первая мировая война, гражданская война, Великая Оте­чественная война), террором 20-30-х годов, а также последстви­ями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз­ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ре­бенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные но­ворожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специаль­ным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребен­ка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в це­лях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают ал­коголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособ­ны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при­родных или социальных катаклизмов, вынуждающих населе­ние страны к хаотической миграции.

Но стоит обратить внимание, что в последние годы возникло так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространялось под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением их нравственных устоев. Следствием чего стало изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.

Социальное сиротство - обусловлено недостаточными усилиями общества по преодолению и профилакгике негативных явлений в социуме, мшросоциуме, оказанию своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания личности ребенка.

Первая группа причин связана с нарушением прав ребенка. Наиболее типичные из них нужда, голод, отказничество, заброшенность детей, беженство, отчуждение, жестокость и насилие, инвалидность и миграция.

Когда социальное сиротство связано с невыполнением семьей (ближайшим окружением) функций по воспитанию и образованию ребенка, тогда у него возникают проблемы в реализации его гражданских прав на жизнеобеспечение.

Вторая группа причин связана с отсутствием ясного видения социальных групп детей и проблем их социальной жизни.

Выделяются дети, имеющие проблемы медико-психологической, социально-педагогической и психолого-педагогической дезадаптации.

Последствия социального сиротства заключаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых. Его дефицит уважения к ребенку, его личности, индивидуальности, игнорирование прав на индивидуальное свободное развитие. Это низкий духовный уровень образования личности при возросшей социальной требовательности к духовности человека, в связи с обострением социально-экономических и политических проблем в обществе. Это незащищенность детей от деструктивных влияний среды, общества, родителей и, как следствие, деформация личности ребенка, неуверенность в себе, дезориентация, дезадаптация и десоциализация.

Ярким проявлением данного феномена является миграция населения как следствие разрушения СССР и последовавших за ним вооруженных конфликтов.

Так, на 1 января 1997 года в Российской Федерации официально было зарегистрировано свыше 1,1 млн. вынужденных беженцев переселенцев и беженцев, из них в возрасте от 6 до 15 лет 233,0 тыс. человек. Из общего числа вынужденных переселенцев (данные за 1996 год) около 13 % составили многодетные и неполные семьи.

Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Если в 1995 г. было удовлетворено 19 846 ис­ков по делам о лишении родительских прав, то в 2005 г. — 48 222 иска. Соответственно растет численность детей, родители которых были лишены родительских прав (1995 г. — 31 403 чел.; 2005 г. — 56 350 чел.). В последние годы отмечается также рост внебрачной рождаемости детей. На 1 января 2006 г. вне зарегис­трированного брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9% от об­щего числа родившихся (1995 г. — 288,3 тыс., или 21,14%). Ста­бильно высокое число разводов, не компенсируемых последую­щим вступлением в брак, способствует увеличению числа неполных семей. Из-за распада семей по причине развода более 2 млн. детей и подростков до 18 лет в 1999-2005 гг. остались без одного из родителей. Существующая тенденция свидетельствует о последо­вательно развивающихся изменениях в самом институте семьи. В то же время в стране отсутствует эффективная система соци­альной и психологической поддержки семьи.

Таким образом, в связи с дезорганизацией жизни семьи, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождае­мости, снижением стабильности брака в России наблюдается по­стоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы ощутить масштабы сиротства, сопоставим их со статистикой начала XX века (1922) — 540,0 тыс. осиротевших детей — и послевоенных лет (1945) — 678,0 тыс. сирот. В настоя­щее время (на 1 января 2006 г.) в России насчитывается 685,1 тыс. таких детей. При этом более 80% из них — социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют основной контингент дет­ских домов.

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приори­тетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отме­чается постоянное увеличение численности образовательных уч­реждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образо­вательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детс­кие дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, шко­лы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные дет­ские дома еще долго будут наиболее распространенной формой вос­питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820).

Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятель­ных выделяются следующие права ребенка: право жить и вос­питываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Принят Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998 г.).

В настоящее время создана сеть специализированных учреждений: детские дома, социальные приюты, центры психолого-педагогической службы, центры социальной реабилитации, которые призваны устранять различные причины социального сиротства: несоблюдение на местном и региональном уровне нормативных актов государства, направленных на помощь детству; отсутствие достаточной финансово-экономической базы социальной защиты и поддержки детства; отсутствие должной помощи семье.

1.2. Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната

В 1984-1985 годы в нашей стране была предпринята по­пытка комплексного реформирования всех звеньев образова­ния. Предполагалось придать приоритетный характер разви­тию этой жизненно важной сферы. Целевая установка рефор­мы: «все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и педагогической наукой, все, вы­державшее испытание временем, должно быть бережно сохра­нено и активно использовано».

Однако начавшиеся социально-экономические преобразова­ния в России породили много социальных проблем. В услови­ях инфляции, безработицы, вынужденной миграции населения, падения социального престижа семьи «положение детства» ухудшилось. Созданная за годы советской власти система уч­реждений не смогла справиться с нарастающей численностью детского сиротства. Особую тревогу вызывает постоянно уве­личивающееся количество детей, оставшихся без попечения родителей, — социальных сирот. Такое явление приобретает в стране все более угрожающие масштабы, продолжает расти и число детей, ставших сиротами в первые месяцы жизни.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью (под опеку, попе­чительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи). Однако следует отметить, что усыновляются преимущественно дети раннего возраста. Дети-сироты и дети, оставшиеся без по­печения родителей в подростковом возрасте, как правило, на­правляются в детские дома. Статистические данные свидетель­ствуют, что в детских домах России воспитывается 83,3% де­тей в возрасте от 7 лет и старше.

Анализ условий жизни детей перед поступлением в уч­реждение для детей, оставшихся без попечения родителей, по­казывает, что редко можно выделить какую-либо одну, изолиро­ванную причину или обстоятельство, приведшее сюда ребенка. В большинстве случаев в семьях имелось сочетание неблагоприятных факторов, что делало невозможным дальнейшее проживание детей либо создавало прямую угрозу их жизни и здоровью. Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго и оказали негативное влияние на психичес­кое и физическое здоровье детей. Жестокое обращение с деть­ми, пренебрежение к их потребностям и интересам, безработи­ца родителей — вот неполный перечень причин роста социаль­ного сиротства. Проблемы и последствия социального сиротства, организация работы с неблагополучной семьей отражены в ра­ботах И. Ф. Дементьевой, А. А. Лиханова, Л. Я. Олиференко, Е. М. Рыбинского, Т. И. Шульги и др.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. По мнению А. М. При­хожан, симптоматика психической депривации может охваты­вать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности. У оторванного от родителей и помещенного в условия дет­ского дома, приюта ребенка снижается общий психический то­нус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пони­женное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное от­ношение к миру, у детей появляется «чувство незащищеннос­ти». Причем чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, тем более выражены деформации по всем направлени­ям психического развития.

Исследование, проведенное коллективом ученых под руко­водством Л. И. Божович, позволило выделить такую особен­ность психического развития детей-сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опы­та и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях школы-интерната дети посто­янно находятся в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Психологи Л. И. Божович и Л. С. Славина отмечают также, что регламентация поведения детей в условиях учреждения и вве­дение дисциплинарных правил сдерживают естественную ак­тивность ребенка (22)

В исследованиях И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, В. С. Му­хиной, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых проанализированы осо­бенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. По данным М. И. Лисиной, дети, лишенные родительс­кого попечения, уже на первом году жизни отличаются от ро­весников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены жиз­нерадостности, у них снижена познавательная активность, уп­рощены эмоциональные проявления. Как отмечает В. С. Мухина, основные причины отклоняющегося поведения детей в том, что у них не реализуется «потребность в любви и признании, что приводит к деформации детской личности». В силу неправиль­ного формирующего опыта общения дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную пози­цию. Нереализованность потребностей в родительской любви и признании ведет к формированию отклоняющихся форм пове­дения, трудновоспитуемости, личностным трудностям в разви­тии, приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации, может повлечь развитие лживости, зависти. Указанные неадек­ватные аффективные реакции (драчливость, конфликтность, агрессия, грубость) выступают, по мнению Л. С. Славиной, за­щитной реакцией на неудовлетворенность жизненно важных потребностей, позволяющей ребенку не снижать оценку своих возможностей.

Особенности развития познавательной, личностной, эмоцио­нально-волевой сфер в раннем детстве у дошкольников и де­тей младшего школьного возраста имеют фундаментальное зна­чение. Подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования, выступая как квинтэссенция и отражение генезиса личности вне системы детско-родительских связей.

Более детально остановимся на характеристике особеннос­тей развития личности детей этого возраста, поскольку именно в данный период ребенок выходит на качественно новую соци­альную позицию, в которой реально формируется его созна­тельное отношение к себе как члену коллектива детского дома, члену общества, развивается жизненное и профессиональное самоопределение. В этой связи возникла необходимость проанализировать ведущие концептуальные подходы к вопросам психологии развития личности подростка, воспитывающегося пне семьи.

Исходя из этого, законо­мерности развития личности ребенка, утратившего семью, вы­водятся из исследования динамики и удовлетворения различ­ных потребностей и мотивов. В качестве личностной доминанты сторонники этой концепции выделяют депривацию как особое психическое состояние ребенка, возникающее в результате дли­тельного ограничения в условиях детского дома основных пси­хических потребностей и выражающееся в следующих типах:

• сенсорной, вызванной недостатком стимулов разной модаль­ности (зрительных, слуховых);

• когнитивной, вызванной неудовлетворительными условия­ми для учения и приобретения различных навыков, хао­тичностью внешней среды;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кириченко Елена Борисовна Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования диссертация

    Диссертация
    Актуальность исследования. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует
  2. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Диссертация
    Актуальность исследования. Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность.
  3. Проблемы и перспективы (1)

    Документ
    Демографическое развитие России: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной школы-семинара молодых ученых (Уфа, 27 июня 2008 г.)/Отв. ред. к.с.
  4. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,

    Документ
    7.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в специальных общеобразовательных школах закрытого типа ………74
  5. Воспитание и личностное развитие детей-сирот в условиях альтернативных форм жизнеустройства 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «5» декабря 2008 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.051.04 при Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, г.

Другие похожие документы..