Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
КРИМІНАЛЬНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА НЕЗАКОННЕ ВТРУЧАННЯ В РОБОТУ ЕЛЕКТРОННО-ОБЧИСЛЮВАЛЬНИХ МАШИН (КОМП’ЮТЕРІВ), СИСТЕМ ТА КОМП’ЮТЕРНИХ МЕРЕЖ (АНАЛІЗ СКЛА...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
К 13 Историография сельского хозяйства Казахстана в послевоенный период (1946–1985 гг.) : учебно-методическое пособие. –Павлодар : Кереку, 2011. – 17...полностью>>
'Реферат'
Отношение к экономической деятельности всегда было неоднозначным и даже прямо противоположным у представителей разных экономических течений. Экономик...полностью>>
'Реферат'
Активизация инвестиционного процесса является одной из стратегических задач развития экономики Российской Федерации и ее регионов. Перспективным инстр...полностью>>

Доктор социологических наук, профессор, зав (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 1

Динамика отношения граждан к переменам

(в % от числа опрошенных)

Как изменилось положение дел за прошедший 2010 год в таких сферах, как...

Изменилось

к лучшему

Изменилось

к худшему

Баланс

+/-

Не

изменилось

Затруднились ответить

Экология

6

49

-43

38

7

Отношения между людьми разных национальностей

7

47

-40

38

8

Справедливость распределения доходов

6

41

-35

43

10

Возможность хорошо зарабатывать

10

44

-34

37

9

Уровень жизни основной части населения

12

42

-30

40

5

Личная безопасность граждан

6

35

-29

52

9

Работа больниц, поликлиник

12

37

-25

45

6

Влияние простых людей на государственные дела

5

27

-22

56

12

Работа милиции

11

31

-20

45

13

Работ образовательных учреждений

14

30

-16

44

12

Свобода мнений

10

23

-13

56

11

Отношения с Западом и НАТО

19

16

+3

37

28

Работа СМИ

22

16

+6

53

8

Источник: Липский А. Полоса отчуждения // Новая газета, 2011, 32.01. № 10. С. 3.

Фактически, итоги исследований показывают ситуацию, что смысл Повестки Дня 2004–2012 неполон и неубедителен, если людям не предъявлены Правила Игры во времени и пространстве осуществления Повестки Дня. Андрей Липский отмечает такую любопытную особенность в итогах исследований.

Большинство «опрошенных уверены, – поясняет он, – что главным в изменении власти должно быть не "укрепление ее вертикали", а установление над ней контроля. Каким образом – непонятно. Тем более что личные рейтинги членов тандема хотя временами и снижаются, но в целом продолжают оставаться довольно высокими. То ли сами люди хотят установить контроль (но тогда непонятно их полное отвращение к политике и сохраняющийся низкий уровень протестных настроений и еще более низкий уровень личной готовности участия в каких-то формах протеста). То ли хотят перепоручить эту миссию членам тандема, время от время устраивающим публичные "выволочки" чиновникам»1.

Ключевое суждение, на мой взгляд, предложил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на встрече осенью 2002 года с группой журналистов в ходе «Бесед на переломе тысячелетий». На вопрос: «Что, по-вашему, движет человеком в жизни?» он ответил: «Цель. Ясная цель, которую каждый из нас должен наметить себе непременно. К этой цели человек стремится и, возможно, будет добиваться ее достижения всю свою жизнь. Но он должен ее достигать, потому что иначе жизнь превратится в бессмыслицу. Цель – это движение, в ее достижении – смысл человеческого существования»2.

Об исключительно важной роли мечты, идеала, ценностей, цели развития свидетельствуют практически все исследования состояния и динамики понимания многими миллионами граждан России весной и летом 2010 года ключевого аспекта: куда идёт Россия, что мы создаём, насколько народ может поддерживать власть, в чём стратегия и смысл кризисных перемен в стране, в Евразии, во всём мире?

Ключевая роль феномена «цель» для Повестки Дня – 2012 обусловлена её решающим влиянием на фундаментальность оформления главного Проекта нашего народа в XXI веке – Проекта Возрождения России.

Здесь должна быть соблюдена последовательность предъявленных народом (и народу) феноменов: национальный Миф, Миссия России и её Народа, Мечта России, Общенациональная Цель (Общенациональная Идея), Общенациональные Ценности.

В центре этой духовно-нравственной деятельности, в центре научного дискурса по поводу Общенациональной Цели сразу же, фактически одновременно, оформляются феномены: «Обязанности субъектов, следующих Цели», «Ответственность субъектов, присягнувших Цели».

В зазоре между Повесткой Дня при включении в неё Цели (Общенациональной Цели) и Правилами Игры возникает основная проблема управления, справедливости, совести, честности, доверия, достоинства, прав человека, свободы человека.

А парадокс Цели и Правил Игры состоит в их особенности: кто конкретно в личном качестве формулирует Цель, разрабатывает Правила Игры, контролирует их полноту функционирования, осуществляет корректировку Цели и Правил Игры.

Отмечу, что для февраля 2010 года отсутствуют общепризнанные в России:

  • Общенациональная Цель.

  • Народная объединяющая идеология

  • Единство прав человека и его долга, обязанностей

  • Единство свободы человека и его ответственности

  • Правила Игры Народа России и власти, Народа России с истеблишментом (в ситуации отсутствия национальной элиты).

Вместе с тем, присутствуют глобальные Цели развития тысячелетия, утверждённые на Саммите 2000; общие европейские ценности; общие ценности, обозначенные в Уставе ООН.

Однако и на глобальном уровне:

  • Повестка Дня XXI отделена от Целей развития тысячелетия.

  • Цели развития тысячелетия и Повестка Дня отделены от Правил Игры.

  • Права Человека отделены от его долга, обязанностей.

  • Свобода человека отделена от его ответственности за результаты своих поступков.

Первые шаги в направлении соединения Повестки Дня с Целями развития, с Правилами Игры в ходе их осуществления сделаны народом России, её Президентом В.В. Путиным.

Смысл принципиально новой динамики перемен в России и во всём мире обстоятельно и последовательно развернул Владимир Владимирович Путин. Президент Российской Федерации, в своём выступлении на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности (2007, 10 февраля)1, а также в ответах на вопросы, заданные участниками конференции в ходе обсуждения этой речи2.

Как социологию надежды для каждого человека в России, во всём мире можно интерпретировать завершающий тезис выступления Президента России Владимира Путина 10 февраля 2007 года в Мюнхене: «…мы хорошо видим, как изменился мир, реалистично оцениваем свои собственные возможности и свой собственный потенциал. И, конечно, нам бы также хотелось иметь дело с ответственными и тоже самостоятельными партнёрами, с которыми мы вместе могли бы работать над строительством справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех»1. (Выделено мною. – В.К.)

По моему мнению, важнейшее концептуальное и методологической значение содержания выступления Президента России В.В. Путина в Мюнхене (10 февраля 2007 года) в своевременном, упреждающем определении главной проблемы XXI века. Её суть в чётком оформлении настроя и желания всех людей в нашей стране, в других странах надеяться и приближать возможность жить достойно и безопасно, свободно и по справедливости, стремиться к счастью.

Поэтому решающее значение в разрешении такой проблемы – обязательность участия самих людей в достижении таких ориентиров жизни.

В России, для каждого человека, для каждой семьи, для всех народов страны её Президент Владимир Путин предложил в 2006–2007 годах такую программу действий, такую Повестку Дня.

Она представлена в его выступлении 21 ноября 2006 года на Всероссийском координационном совещании правоохранительных органов, в котором он изложил концептуальные основания для преодоления саботажа и коррупции во всех сферах жизни российского общества2.

Закон «О противодействии терроризму» подписан Президентом РФ 6 марта 2006 года. Здесь впервые для российской и мировой практики и теории терроризм определён как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и(или) иными формами противоправных насильственных действий»3. (Выделено мною. – В.К.).

Важная особенность подхода к тотальному злу (коррупция, организованная преступность, терроризм), предложенная Владимиром Путиным в 2006 году, фактически прямое обращение к народу, к каждому человеку. Здесь чётко представлен тезис: сам Президент России, современная вертикаль власти при практическом отсутствии национальной элиты не могут справиться с коррупцией, преступностью и терроризмом.

Необходимо участие народа.

Вместе с тем, сама проблема коррупции, преступности, терроризма в XXI веке уже осознана как глобальная. Насилие, напряжения, трагические конфликты, войны, культ насилия и смерти стали обосновываться, оправдываться и облагораживаться во многих теоретических работах как российских, так и зарубежных учёных, научных сообществах.

Реальностью стали статьи, доклады, научные монографии, в которых обосновываются теории «несостоявшихся, слабых, неответственных» и т. д. государств; народов и стран с «неправильной» историей; народов и стран с «неправильной демократией», с «устаревшими, контрпродуктивными» ценностями. Предсказуемым итогом таких исследований становится обоснование «гуманитарного» вторжения на территории суверенных государств, блокады, ограничения и т. д. Во имя прав человека, гуманизма.

Однако есть конструктивный, созидающий вектор в разработке теории и практик нового гуманизма XXI века, в разработке и внедрении технологий толерантности, диалога, сотрудничества, культуры мира, культуры безопасности, культуры предотвращения, культуры компромисса, консенсуса.

Примером такой линии развития общественных наук может быть назван Итоговый Отчёт Группы Высокого Уровня «Альянс цивилизаций», опубликованный 13 ноября 2006 года в Стамбуле и вручённый там же Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану.

Официально доклад Группы Высокого Уровня, созданный в рамках инициативы «Альянс цивилизаций» был представлен 18 декабря 2006 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке1. В своих выступлениях на презентации доклада Кофи Аннан, инициаторы исследования премьер-министры Испании (Сапатеро) и Турции (Эрдоган) отметили, что документ предлагает путь к восстановлению взаимопонимания между народами, культурами и религиями и может стать ориентиром для развития международных отношений.

Что очень существенно, на мой взгляд, выступления и речи Президента России Владимира Путина, подписанные им законы в 2006–2007 годах; Доклад Группы Высокого Уровня «Альянс цивилизаций» (ООН, 13 ноября 2006 года) начинают формировать важнейшее новое направление в общественных науках и практиках: концепции, методологии, технологии, институты, процедуры и механизмы объединения толерантности, диалога, культуры мира, культуры безопасности, культуры компромисса, высоких гуманитарных технологий, консенсуса в новую науку – культуру компромисса, культуру партнёрства.

Основа для объединения – формирование нового гуманизма XXI века, нового мировоззрения, новой Московско-Шанхайской модели миропорядка.

Полагаю, что на такой основе могут достигнуть компромисс во имя безопасности каждого человека как согласные с несогласными, так и сомневающиеся, безразличные, равнодушные с людьми, которые ориентированы на позитивную, созидающую деятельность для себя самих; своей семьи; для народа, общества и государства российского.

Во-первых, в своих размышлениях об основных смыслах в выступлении В.В. Путина в Мюнхене (10 февраля 2007 года) учёные, политики, рядовые граждане в России представили широкий спектр мнений, в которых обозначены как поддержка, так и критика отдельных положений. Считаю важным выделить тезис Василия Лихачева, зам. председателя Комитета Совета Федерации России по международным делам, Чрезвычайного и Полномочного Посла, доктора юридических наук, профессора. «Президент показал новое интеллектуально-волевое лицо России, – справедливо утверждает он, – её глобальную ответственность за построение в XXI веке миропорядка на базе справедливости и права как общепризнанных демократических стандартов мироустройства»1.

В комментариях редакции газеты «ЗАВТРА», прежде всего, говорится о «фундаментальном повороте государственной власти России в осознании объективных стратегических интересов нашей страны»2.

Наиболее глубокие и важные соображения в своих статьях после выступления Президента России Владимира Путина предложили обществу Михаил Антонов и Сергей Кара-Мурза3. Их статьи представлены в «Литературной газете» за 21–27 марта 2007 года. Друг за другом (с. 3 и с. 4).

Самое важное в их работах, по моему мнению: оба автора особое внимание обратили (так же, как и В. Лихачев, редакция газеты «ЗАВТРА») на мировоззренческий аспект, на духовность, культуру, идеологию в сбережении народа и возрождении России. И главное – единение народа; возрождение и развитие культуры, ценностей народов страны; мировоззрения русского народа, активная и созидающая роль самих людей. Только мы сами.

Во-вторых, органичным продолжением и дополнением обоснования позиции Президента России Владимира Путина в феврале 2007 года можно считать, по моему мнению, его выступление на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации 19 февраля в Волгограде. Фактически в этом выступлении получили обоснование как государственническая идеология страны, так и новая экономическая стратегия обеспечения позитивных перемен для конкретного человека, развитие страны, её обороноспособности.

Последовательно и доказательно такое продолжение линии Мюнхена (10 февраля 2007 года) рассмотрел Сергей Батчиков. В своей статье «Инструменты и ценности»4 он предложил ряд очень важных, на мой взгляд, обобщений по поводу динамики позиции Президента России Владимира Путина в ключевых стратегических вопросах прошлого, настоящего и будущего страны:

  • прежде всего, С. Батчиков отметил, что содержание, главные смыслы его выступления «прямо связаны с "Мюнхенской" речью»5;

  • исключительное значение, имеет суждение С. Батчикова о том, что в выступлении В.В. Путина (19 февраля 2007 г.) «объявлено о разрыве с неолиберальной экономической доктриной в экономической политике РФ»1. Такое внимание этому тезису С. Батчикова я придаю по той причине, что, возможно, здесь оформляется фундаментальное и перспективное звено в плане становления новой народной государственнической патриотической идеологии, востребованной российским обществом. А для единения народа, всех народов России наличие объединяющей, консолидирующей идеологии имеет решающее значение;

  • именно в таком контексте я обращаю внимание читателей на слова В.В. Путина о его поручении Российскому Правительству разработать Федеральный закон «О государственном прогнозировании и социально-экономиче­ском развитии Российской Федерации»2.

Тем самым государству, обществу, народу становится доступной функция проектирования будущего, целеполагание. «Это очень важное изменение в позиции Президента»3, – справедливо, на мой взгляд, – констатирует С. Батчиков. Отмечу, что это продвижение народа к участию в разработке Правил Игры;

  • ещё одно заявление В.В. Путина, сделанное 19 февраля «касается методов, которыми предполагает действовать государство, – отмечает С. Батчи­ков. – Тут фактически объявляется об отказе от признания ограничений, которые накладывают нормы ВТО, вытекающие из неолиберальной доктрины»4.

Исключительное значение соображений С. Батчикова о позитивной динамике в изменении позиции Президента России В. Путина по главнейшим вопросам достижения единства народа, обусловлено тем фактом, что самого С. Батчикова можно, по моему мнению, отнести к когорте весьма уважаемых и компетентных граждан и творцов нашего Отечества, которые далеко не всегда согласны с Президентом.

Как в представленной статье «Инструменты и ценности», так и в других своих исследованиях и публикациях С. Батчиков предлагает читателям серьёзную, актуальную и тщательно обоснованную критику поступков и позиции Президента России В. Путина, его соратников во многих структурах власти страны5.

В-третьих, определённая операционализация новых подходов Президента России Владимира Путина к единению народа, к обеспечению достойного качества жизни каждого человека, к новому миропорядку, к новой стратегии страны, к новой народной (национальной) идеологии (Мюнхен: 10 февраля 2007 года) осуществлена В. Путиным 9 марта 2007 года.

В этот день все властные структуры России получили Бюджетное послание Президента Российской Федерации. Оно было разработано и обнародовано впервые со значительным опережением его ежегодного Послания Федеральному Собранию.

Единство ключевых смыслов Бюджетного послания с Февральскими (2007 года, Мюнхен и Волгоград) выступлениями наглядно представлено в комментарии Юрия Васильева, Председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам1.

«Слова Льва Толстого о том, что главная цель прогресса прежде всего – это благо всех людей, – отметил Ю. Васильев, – могут стать эпиграфом к восьмому Бюджетному посланию президента.

В центре внимания – Человек и его благополучие. Речь идет о повышении минимального размера оплаты труда, о пенсионном обеспечении. То есть обо всем, что входит в формулу простого человеческого счастья, которое складывается из таких житейских благ, как здоровье, благоустроенное жилье, образованные дети, высокооплачиваемая работа, изобилие, достойная сытая старость и уверенность в завтрашнем дне. Все это должно быть обеспечено на десятилетия реальными финансовыми расчетами.

То, чего добивались все эти годы депутаты Госдумы от правительства, получило поддержку от главы государства. Это касается и предложения преобразовать Стабилизационный фонд в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, который будет служить реализации национальных проектов. Это дает нам полную уверенность в том, что деньги на повышение рождаемости, защиту материнства, строительство дорог, жилья, создание коммунальной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства, образование, здравоохранение, будут выделяться государством своевременно и в оптимальных объёмах»1.

Принципиальные и глубокие изменения в позиции Президента России Владимира Путина по вопросам коренного преобразования смысла и направленности перемен в стране для благополучия, достоинства, безопасности, справедливости и счастья каждого человека показывает вставка 2, которая раскрывает реальную динамику развёртывания основных положений, представленных в Мюнхене и Волгограде.




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доктор социологических наук, профессор, зав (2)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  2. Рецензенты: доктор социологических наук, профессор

    Документ
    В учебном пособии излагается общий курс социологии права — отрасли социологической науки, исследующей на основе общесоциологических и собственных частнонаучных методов проблемы функционирования права как социального института.
  3. Скрипкина Татьяна Петровна, доктор психологических наук, профессор, зав кафедрой психологии развития ргу. Воронцов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ргу методические указания

    Методические указания
    В процессе самостоятельного изучения первой темы: «Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии на Западе в XX столетии» необходимо, прежде всего, обратить внимание на историю становления предмета социальной
  4. Н. И. Матузова и доктора юридических наук,' профессора А. В. Малько москва юристъ 2002 удк 32 (075. 8) Ббк 66,0 П50 Федеральная программа

    Программа
    В курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные программой по поли­тологии, а также ряд новых. Книга отражает современные процессы и события, - Происходящие в России, деятельность различных партий, движений и объедине­ний, конституционное
  5. И. Р. Чикалова (главный редактор); доктор исторических наук, профессор

    Документ
    доктор исторических наук И. Р. Чикалова (главный редактор); доктор исторических наук, профессор Н. Л. Пушкарева; доктор исторических наук, профессор В.

Другие похожие документы..