Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Необходимость введения образовательного курса «За здоровый образ жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и пси...полностью>>
'Документ'
Процентная политика ЦБ в осуществлении направленности на развитие кредитных отношений и экономический рост, механизмы регулирования кредитных отношени...полностью>>
'Литература'
металлорежущие станки и инструменты, инженер-механик Материаловедение, метрология, стандартизация и сертификация; Технология обработки материалов; Ме...полностью>>
'Рабочая программа'
в сфере проектной деятельности (формирование целей проекта, выбор критериев и системы ограничений и характеризующих их показателей, разработка техноло...полностью>>

Рабочая учебная программа по общественному здоровью и здравоохранению для специальности 060105 стоматология Всего часов 108

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Утверждаю

проректор по учебной работе

доцент Ю.Филимонов

« » _______________ 200_

Согласовано

декан факультета

доцент Н. Ивенский

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по общественному здоровью и здравоохранению

для специальности 060105 стоматология

Всего часов 108.

В том числе:

Лекций – 14

Практических занятий – 58

Самостоятельных занятий - 36

Отчетность – экзамен, 9 семестр

г. Ставрополь, 200_

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общественного здоровья и здравоохранения

« » _____________ 200_ года, протокол №___

Зав. кафедрой

Л.Л.Максименко

Рабочая программа согласована с цикловой методической комиссией «____»_______________200__ года

Председатель ЦМК, д.м.н., профессор
М.П.Водолацкий.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина общественное здоровье и здравоохранение является медико-профилактической дисциплиной, отражает закономерности формирования общественного здоровья, факторы его определяющие; и различные аспекты здравоохранения, в том числе вопросы экономики и управления отраслью.

Дисциплина изучается в объёме 108 часов с чтением лекций (14 часов), практических занятий (58 часов) и самостоятельных занятий (36 часа). Лекции составляют основу теоретического обучения, систематизируют основы научных знаний по дисциплине, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, способствуют формированию творческого мышления. Лекции читают заведующий кафедрой, профессор и по отдельным темам старшие преподаватели кафедры с применением информационных технологий и технических средств обучения. В лекционном курсе нами широко используются материалы краевой медицинской статистики. Демографические процессы, заболеваемость и другие показатели здоровья анализируются в тесной связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране и крае.

Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры всеми категориями профессорско-преподавательского состава, и главным их содержанием является практическая работа каждого обучающегося. Объем практических работ, которые выполняют студенты 5 курса на занятиях, составляет 80% от общей продолжительности учебных часов. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом и учебно-методическими пособиями. Количество студентов в группе составляет 12 -14 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование, собеседование, самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу. Для повышения усвояемости учебного материала внедряются новые формы обучения и контроля знаний студентов. Преподаватели на практических занятиях применяют элементы деловой игры, создают производственные ситуации, используют ролевую имитацию производственной деятельности. В конце занятия студентам предлагается решить несколько ситуационных задач или пройти тестирование. Полученные студентами оценки заносятся в журналы учета посещаемости и успеваемости студентов, которые хранятся на кафедре не менее 5 лет.

Самостоятельная работа студентов во вне учебное время позволяет им более качественно подготовиться к каждому практическому занятию. Студенты получают домашнее задание, рассчитанное на приобретение теоретических знаний и практических навыков (решение задач по санитарной статистике, ситуационных задач по экспертизе трудоспособности, написание конспекта лекции по санитарно-просветительной тематике и т.д.). Результаты выполнения самостоятельной работы анализируются на очередном занятии с отметкой преподавателем верного решения или допущенных недостатков. Задания для самостоятельной работы студентов подготовлены преподавателями и хранятся на кафедре.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. На каждого студента заполняется рейтинговая карточка, и экзаменатор имеет возможность составить более точное представление об успехах каждого обучающегося на кафедре, вычислить сумму баллов, заработанную студентом, и поставить объективную оценку.

Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверку практических навыков.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является такие вопросы, как вопросы экспертизы временной нетрудоспособности; организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров, диспансеров; оценки качества лечебно-профилактической помощи и профилактики важнейших неинфекционных заболеваний, что отражено в совместных протоколах согласования.

Ряд студентов активно участвуют в студенческом научном кружке, принимают участие в студенческих научных конференциях, посещают факультативные и элективные занятия. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры, через интернатуру и ординатуру.

Кафедра прилагает значительные усилия по воспитанию у студентов активной жизненной позиции, обеспечивающей защиту прав пациента, личную ответственность и заинтересованность в результатах лечебно-профилактических мероприятий, профессионализм, работоспособность и требовательность к себе. Использование в учебном процессе на старших курсах деловых игр, ситуационных задач, групповых конференций также помогает успешно проводить воспитательную работу. Умение высказывать, аргументировать личное мнение об излагаемых фактах, неразрывно связано с воспитательным воздействием на сферу личностных взаимоотношений, эмоций, поведения будущих специалистов и способствует их самовоспитанию. Еще находясь на студенческой скамье, будущие врачи должны усвоить, что проявление доброжелательного отношения к больному – важный элемент лечебного воздействия, поэтому без него немыслим профессионализм медицинского работника.

Цели и задачи дисциплины

На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалиста

обладающего знаниями и умениями для оценки общественного здоровья и факторов его определяющих; систем обеспечивающих сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения; организационно-медицинских технологий и управленческих процессов, включая экономические, административные и организационные.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья, системы здравоохранения.

  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

  • Медицинскую статистику, основы применения статистического метода в исследовании состояния здоровья населения и организации медицинской помощи.

  • Показатели здоровья населения. Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение, критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента. Организация врачебного контроля за состоянием здоровья населения.

  • Этические и деонтологические аспекты деятельности медицинского персонала.

  • Основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению, организацию и проведение профилактических мероприятий. Организацию медицинской помощи различным группам населения.

  • Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений различного профиля.

  • Социальное страхование и социальное обеспечение. Вопросы организации экспертизы нетрудоспособности. Медицинское страхование.

  • Финансирование системы здравоохранения. Планирование, финансирование учреждений здравоохранения.

уметь:

  • Организовать статистическое исследование с вычислением и применением статистических критериев в оценке: здоровья населения; деятельности медицинских учреждений.

  • Рассчитывать, оценивать и интерпретировать: медико-демографические показатели; показатели заболеваемости. Анализировать показатели: инвалидности; физического развития. Использовать полученные медико-демографические показатели, показатели заболеваемости, инвалидности и физического развития, а также другие показатели общественного здоровья при анализе и оценке деятельности ЛПУ, планировании медицинской помощи.

  • Рассчитывать, оценивать и интерпретировать основные показатели деятельности следующих типов ЛПУ: поликлиник (взрослой, детской, стоматологической, женской консультации), стационаров (взрослого, родильного дома).

  • Заполнять типовую медицинскую документацию. Оформлять документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.

  • Выявлять и оценивать факторы риска здоровья населения, выбирать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации, в т.ч. для пациентов из групп социального риска.

  • Осуществлять оценку качества и эффективности работы отдельных врачей и ЛПУ в целом.

  • Представить и объяснить схему взаимодействия между участниками системы медицинского страхования. Определять стоимость медицинских услуг. Разрабатывать маркетинговый комплекс.

  • Использовать законодательную базу отрасли в своей профессиональной деятельности.

  • Выпускник-стоматолог должен уметь провести работу по пропаганде стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества в целом.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

О тенденциях развития здравоохранения в зарубежных странах

ВЛАДЕТЬ:

  • Методами коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни человека с целью укрепления здоровья, повышения работоспособности и продления жизни людей.

  • Методами предупреждения инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней.

  • Методами повышения уровня здоровья, физического развития.

  • Методами санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам.

  • Методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения; статистической информации о деятельности врачей, подразделений ЛПУ, медицинских учреждений в целом. Методикой анализа деятельности ЛПУ различных типов.

  • Алгоритмом анализа качества и эффективности работы отдельных врачей, подразделений и различных учреждений системы здравоохранения.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  • способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-I);

  • владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);

  • способность и готовность к деятельности и общению, публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (СЛК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений (СЛК-2);

  • готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (СЛК-3);

  • готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4);

  • способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики. Соблюдение законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (СЛК-5);

  • способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6);

  • способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии (СЛК-11);

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности (ИК-1);

  • готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ИК-2);

  • способность владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ИК-3);

  • способность и готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4);

  • способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ИК-5);

  • способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях (ИК-6);

  • соблюдение установленных требований к хранению и контролю за состоянием аппаратуры и правил работы с медикаментозными средствами и их хранением (ИК-7).

  • способность и готовность к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилактики наиболее распространенных заболеваний населения (здоровых, групп риска, больных и коллективов) (ПК-1);

  • способность и готовность устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин (ПК-2);

  • способность и готовность осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни (ПК-14);

  • способность и готовность к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений (ПК-15);

  • способность и готовность к ведению учетно-отчетной медицинской документации (ПК-16);

  • способность и готовность к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ПК-17).

С О Д Е Р Ж А Н И Е Д И С Ц И П Л И Н Ы

Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.

Раздел 1. Теоретические основы дисциплины « Общественное здоровье и здравоохранение». Политика в области охраны здоровья населения.

Тема 1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина и предмет преподавания

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействия социальных условий и факторов внешней среды, образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Соотношение социального и биологического в медицине. Основные теоретические концепции медицины и здравоохранения.

Роль дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в практической деятельности врача стоматолога, органов и учреждений здравоохранения, в планировании, управлении, организации труда в здравоохранении. Основные методы исследования дисциплины: статистический, исторический, экспериментальный, социологический, экономико-математический, моделирования, метод экспертных оценок, эпидемиологический и др.

Возникновение и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения (общественной медицины) в зарубежных странах и в России.

Проблемы социальной политики в стране. Основы политики отечественного здравоохранения. Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, Законодательные акты, решения, постановления и др.). Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Основные направления реформы здравоохранения.

Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии. Этические и деонтологические традиции отечественной медицины. Биоэтика в деятельности врача стоматолога: порядок применения новых методов профилактики, диагностики и лечения, проведение биомедицинских исследований и др.

Раздел 2. Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ.

Тема 2. Медицинская статистика. Организация и этапы проведения статистического исследования.

Определение статистики, её теоретические основы (теория вероятности, закон больших чисел). Применение статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях. Организация и этапы проведения статистического исследования: 1 этап – цель и задачи исследования; 2 этап – организационный: составление плана и программы исследования; 3 этап – сбор информации; 4 этап – обработка данных, статистическая группировка собранного материала, подготовка материалов для сводки, статистическая сводка, статистические таблицы, обработка данных с помощью современных математико-статистических методов и вычислительных средств; 5 этап – анализ и оформление результатов статистического исследования;

6 этап – внедрение результатов в практику и оценка эффективности.

Тема 3. Статистические методы обработки результатов медико-биологических исследований

Методы расчета обобщающих показателей, характеризующих различные стороны каждого из признаков программы. Методы расчета относительных величин. Понятие об относительных величинах, типы относительных величин, способы вычисления, область применения и их характеристики. Методы расчета средних величин. Вариационный ряд, виды вариационных рядов; величины, характеризующие вариационный ряд: мода, медиана, средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, лимит, амплитуда. Их свойства и применение. Методы оценки достоверности относительных и средних величин. Общие положения о параметрических и непараметрических методах оценки достоверности результатов, их значение и практическое применение. Критерии параметрического метода оценки и способы их расчета (ошибка репрезентативности, доверительные границы).

Методы сравнения различных статистических совокупностей. Параметрические и непараметрические методы.

Методы оценки взаимодействия факторов. Понятие о функциональной и корреляционной связи. Коэффициент корреляции, его вычисление и оценка.

Метод стандартизации. Значение, применение, вычисление и анализ стандартизованных показателей.Методы анализа динамики явления, динамический ряд. Показатели динамического ряда, их вычисление и применение.

Графическое изображение в статистике, виды графических изображений, их использование для анализа явлений.

Раздел 3. Общественное здоровье и факторы его определяющие

Тема 4. Состояние здоровья населения и факторы его определяющие

Индивидуальное здоровье: определение, медицинские и социальные критерии, комплексная оценка, группы здоровья.

Общественное здоровье: критерии и показатели. Схема изучения здоровья населения и его отдельных групп. Важнейшие факторы и условия, определяющие уровень общественного здоровья: социально-экономические условия и образ жизни, экологические и природно-климатические, биологические (наследственность, этнические особенности, возраст, пол) факторы, уровень и организация медицинской помощи.

Тема 5. Медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов.

Определение медицинской демографии, основные разделы. Значение демографических данных для характеристики общественного здоровья, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Статика населения: важнейшие показатели. Переписи населения как источник информации о статике населения. Характеристика изменений численности населения, возрастно-полового состава в последнее десятилетие. Постарение населения.

Динамика населения, её виды. Миграция населения: внешняя, внутренняя (урбанизация, сезонная, маятниковая). Факторы её определяющие, основные тенденции.

Воспроизводство населения (естественное движение). Общие и специальные показатели, методы расчета, анализ и оценка. Рождаемость и фертильность. Смертность населения, общие и повозрастные показатели. Младенческая смертность и перинатальная смертность. Их основные причины. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и средняя продолжительность предстоящей жизни. Влияние отдельных причин смерти на продолжительность жизни населения. Естественный прирост населения, факторы на него влияющие.

Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в РФ и зарубежных странах за последнее десятилетие, факторы, определяющие особенности и динамику современных демографических процессов. Региональные аспекты воспроизводства населения. Семья как объект демографической политики. Роль семьи в формировании здоровья. Медико-социальные исследования семей.

Тема 6. Заболеваемость

Определение понятия заболеваемость. Роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения.

Международная статистическая классификация болезней и проблем связанных со здоровьем (МКБ-Х), принципы и особенности её построения.

Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Эпидемиологические методы изучения заболеваемости.

Виды заболеваемости. Учетно-отчетная документация, используемая для сбора и анализа информации о заболеваемости. Заболеваемость по данным обращаемости. Общая заболеваемость по обращаемости в поликлиники и амбулатории. Методика изучения: единица наблюдения, учетные и отчетные документы и их содержание. Показатели заболеваемости: первичная, общая (распространенность), накопленная. Госпитализированная заболеваемость. Методика изучения: единица наблюдения, учетно-отчетная документация, анализ показателей. Инфекционная заболеваемость и заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями: единица наблюдения, учетные и отчетные документы, основные показатели. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Особенности изучения ЗВУТ в медико-санитарных частях и в открытой сети. Единица наблюдения, первичные и учетные документы. Анализ заболеваемости с ВУТ по данным отчетов по формам 16-ВН и по данным по лицевого (персонального) учета. Основные показатели.

Заболеваемость населения по данным медицинских осмотров. Виды медицинских осмотров (предварительные, периодические, целевые). Методика изучения, учетные документы, показатели.

Заболеваемость населения по данным о причинах смерти, методика изучения, показатели. Единственная и множественные причины смерти, значение их анализа.

Стоматологическая заболеваемость: возрастно-половая структура, особенности первичной заболеваемости и распространенности отдельных видов патологии.

Современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения в РФ и Ставропольском крае, факторы их определяющие. Значение заболеваемости как основного критерия здоровья населения для анализа и планирования деятельности врачей, органов и учреждений здравоохранения, для оценки качества и эффективности медицинской помощи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (3)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  3. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства
  4. Учебной дисциплины физическая культура для специальностей: 060101 Лечебное дело; 060201 Стоматология; 060103 Педиатрия; 060301 Фармация; 060601 Медицинская биохимия

    Примерная программа
    1. Цель дисциплины - формирование у студентов-медиков мотиваций и стимулов к занятиям физической культурой и спортом как необходимому звену общекультурной ценности и общеоздоровительной тактики в профессиональной деятельности.
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Публичный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.

Другие похожие документы..