Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Підрозділи апарату, головні управління, управління, інші структурні підрозділи Київської облдерж­адміністрації, територіальні органи центральних орга...полностью>>
'Документ'
Часто задумываются над тем, кем быть, какую профессию выбрать современные старшеклассники, готовящиеся к выпускным экзаменам в общеобразовательных шк...полностью>>
'Документ'
В данной части мы рассмотрим уже достигнутый уровень образования еврейского населения в сравнении со всем и городским населением (по данным переписей...полностью>>
'Документ'
Участие в судебных заседаниях апелляционной инстанции (включает участие в собеседовании сторон и 2 судебных заседаниях, подготовку ходатайств к заседа...полностью>>

Учебно-методический комплекс петрозаводск 2011 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

Утверждаю

Директор СФ РПА Минюста России

___________________А. А. Тайбаков

специальность 030501 – юриспруденция

квалификация – юрист

кафедра УГОЛОВНО- правовых дисциплин

уголовное право

учебно-методический КОМПЛЕКС

Петрозаводск

2011

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРНЫЙ ФИЛИАЛ

кафедра УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

учебно-методический КОМПЛЕКС

Петрозаводск

2011

Авторы:

В.И. Анисимов, старший преподаватель кафедры уголовно – правовых дисциплин СФ РПА Минюста России

Рецензенты:

А.А. Тайбаков, д.ю.н., доцент, Директор СФ РПА Минюста России заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин.

Рассмотрено и одобрено на заседании Учебно – методического совета

«___»_______________20__г.

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студента, виды учебных занятий по реализации учебного процесса, руководство самостоятельной работой студентов и формы контроля по данной учебной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного и итогового контроля.

Целевая установка

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Уголовное право» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.

Целью обучения является формирование юридического мировоззрения у студентов, подготовка специалиста, обладающего высоким уровнем теоретических знаний в области государства и права, необходимых для углубленного изучения других юридических дисциплин, и успешного применения этих знаний в последующей практической деятельности.

Уголовное право является одной из основных учебных дисциплин образовательного стандарта, изучаемых на юридических факультетах. Овладение знаниями по уголовному праву – необходимое условие профессиональной подготовки и становления будущего юриста.

В процессе лекционных и самостоятельных занятий по уголовному праву достигаются следующие цели:

образовательная:

- усвоение основных теоретических положений уголовного права с учетом положений современной уголовно-правовой доктрины и развития научных идей в этой области;

- углубленное изучение науки уголовного права и нового уголовного законодательства, основанного на концепции прав человека, приоритете общечеловеческих ценностей относительно всех других, признание уголовно-правовой охраны прав и свобод человека в качестве основополагающей идеи уголовного права в условиях происходящих преобразований в российском обществе;

- повышение уровня профессиональной пригодности и квалификации в условиях современной действительности (рост требований к специалистам в условиях демократизации общества и построения цивилизованного гражданского общества) и востребованности юридических кадров в правоохранительных органах;

воспитательная:

- формирование у студентов научного и нравственного мировоззрения, современных этических подходов к разрешению проблем уголовного законодательства и уголовно-правовой науки;

- укрепление традиций юриспруденции и привитие обучаемым уважения к проверенной временем отечественной уголовно-правовой науке и уголовному законодательству, что предполагает осознание обучаемым: значения уголовного права в решении социальной задачи преодоления преступных проявлений; специфических черт уголовного закона и его роли в решении задач воздействия на преступность; места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступности; возможностей правоохранительной системы и общества воздействовать на уголовно-наказуемые проявления;

- осмысление с этих позиций целей и задач будущей профессиональной деятельности;

практическая:

- умение обоснованно толковать нормы нового российского уголовного законодательства с учетом его продолжающегося совершенствования при их применении на основе знания уголовного закона и позиции уголовно-правовой доктрины;

- умение аргументированно и методологически грамотно обосновывать свою позицию в спорных, проблемных вопросах;

- практические навыки в быстрой и правильной юридической оценке уголовно-правовой ситуации (вытекающей из условий задачи) и определении наиболее приемлемого решения с учетом положений действующего уголовного закона и судебной практики.

Преподавание уголовного права основывается на тесной связи достижений уголовно-правовой науки, основных положений уголовного законодательства и практики применения норм уголовного закона.

Уголовное право тесно связано с другими юридическими дисциплинами (уголовным процессом, криминологией, уголовно-исполнительным правом), а также с судебной психиатрией, психологией и социологией. Смежные дисциплины способствуют уяснению сущности различных уголовно-правовых институтов, видов преступлений, их социальной и внесоциальной обусловленности и тех мер правового воздействия, которые определяются как характером преступного деяния, так и личностью человека, подвергаемого уголовной ответственности и наказанию.

Основным методом изучения дисциплины в высшей школе является самостоятельная работа, включающая изучение нормативных источников, монографий, учебных пособий и статей в юридических журналах по вопросам уголовного права и законодательства, доработка конспектов лекций с учетом рекомендованных дидактических материалов.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание таких видов занятий, как лекция, семинар, контрольная работа и самостоятельная работа с литературными и нормативными источниками.

Студенты должны активно использовать учебную, научную, практическую и нормативную литературу. Необходимо обратить внимание на имеющийся в данных методических материалах перечень нормативно-правовых актов и список литературы.

В преподавании уголовного права используются также активные формы и проблемные методы обучения, компьютерные и программированные средства обучения, наглядные пособия, которые практикуются на лекционных и семинарских занятиях. В процессе обучения (не в часы аудиторных занятий) студентам рекомендуется посещать библиотеки, «круглые столы», тематические вечера, научно-практические и научно-исследовательские конференции.

Содержание учебной дисциплины

Распределение учебного материала по разделам и темам

Раздел 1. Общая часть

Тема 1. Понятие, задачи и система уголовного права. Наука уголовного права

Понятие уголовного права Российской Федерации. Этимология и значение понятия уголовного права. Предмет, метод и система уголовного права как отрасли права. Общая характеристика уголовного права Российской Федерации как науки, отрасли и учебной дисциплины.

Задачи уголовного права как отрасли права (охранительная, предупредительная, информационная, воспитательная).

Функции уголовного права как отрасли права (охранительная и регулятивная).

Уголовное право как совокупность законодательных норм, регламентирующих преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную опасность.

Место уголовного права в системе национального права. Соотношение уголовного права с другими смежными отраслями права (административное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное).

Предмет, метод и задачи уголовного права как отрасли научного знания.

Тема 2. Принципы уголовного права

Понятие и состав принципов уголовного права. Система принципов уголовного права. Содержание и функции принципов, закрепленных в УК РФ. Законность, равенство граждан перед законом, справедливость, гуманизм и принцип вины. Применение принципов уголовного права при решении уголовно-правовых задач.

Значение принципов, не закрепленных в уголовном законе. Дискуссия в российской уголовно-правовой литературе о круге и значении уголовно-правовых принципов.

Тема 3. Уголовный закон

Понятие и признаки уголовного закона. Уголовный закон как источник уголовного права. Общая сравнительная характеристика основных положений уголовного законодательства дореволюционной России, советского периода и Российской Федерации. Основные изменения, внесенные УК РФ 1996 года по сравнению с УК РСФСР 1960 года.

Характеристика уголовного законодательства Российской Федерации. Структура УК РФ (Общая и Особенная части) и взаимодействие его составных частей.

Особенности структуры норм УК РФ. Виды элементов норм УК РФ и их характеристика. Действие уголовного закона во времени. Время совершения преступления. Обратная сила закона. Основания обратной силы закона.

Действие уголовного закона в пространстве, его принципы (территориальный, гражданства, универсальный, реальный). Экстрадиция (выдача) лиц, совершивших преступление. Понятие территории Российской Федерации и ее юридическая характеристика (законы: о государственной границе, о континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, о внутренних морских водах и территориальном море и т.д.).

Действие норм уголовного закона по кругу лиц. Уголовная ответственность дипломатических представителей. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. Особенности привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации. Выдача лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации.

Понятие и виды толкования уголовного закона (по субъекту, способу и объему). Официальное толкование уголовного закона.

Тема 4. Понятие преступления. Множественность преступлений

Социальная природа преступления. Понятие преступления. Материальное, формальное и псевдоматериальное определение преступления. Признаки преступления (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость). Характер и степень общественной опасности деяния. Малозначительность деяния.

Отграничение преступлений от иных правонарушений (гражданско-правового, административного и дисциплинарного). Критерии разграничения.

Классификация (категории) преступлений и ее практическое значение. Основания классификации.

Соотношение понятий преступления и преступности. Историко-политическая обусловленность отнесения деяний к кругу уголовно наказуемых или исключения из него (криминализация и декриминализация деяний, их юридические и социальные основания).

Понятие и содержание множественности преступлений. Правовая и социальная характеристика множественности, ее отграничение от единичных преступлений: сложных, длящихся, продолжающихся. Общественная опасность множественности. Проблема «двойной» ответственности. Единичное преступление. Его виды.

Виды множественности преступлений и их характеристика. Идеальная и реальная совокупность преступлений. Рецидив. Виды рецидива.

Тема 5. Уголовная ответственность и ее основания

Понятие и содержание уголовной ответственности. Соотношение понятий «социальная ответственность», «юридическая (правовая) ответственность», «уголовная ответственность». Уголовно-правовые отношения и их отличие от иных правоотношений. Виды уголовной ответственности.

Реализация уголовной ответственности (установление в законе, возникновение, реализация как таковая). Формы реализации уголовной ответственности. Наказание как основная форма реализации уголовной ответственности.

Основание уголовной ответственности: философский и юридический аспекты.

Материальное и правовое основание уголовной ответственности. Свобода воли как необходимая предпосылка уголовной ответственности.

Прекращение уголовной ответственности и его основания. Освобождение от уголовной ответственности и его виды.

Тема 6. Состав преступления

Понятие, значение и структура состава преступления. Обязательные и факультативные признаки состава.

Классификация составов преступлений: по степени общественной опасности (основной, со смягчающими обстоятельствами, с отягчающими обстоятельствами, с особо отягчающими обстоятельствами); по конструкции объективной стороны (формальные и материальные); по структуре (простые и сложные); по степени общности признаков (общие, родовые, конкретные).

Уголовно-правовое значение видов составов преступлений.

Элементы состава преступления. Соотношение понятий преступления и состава преступления.

Тема 7. Объект преступления

Понятие объекта преступления и его уголовно-правовое значение. Историко-политическая обусловленность смены приоритетов в определении объектов уголовно-правовой охраны. Человек, его права и свободы как высшая ценность в демократическом правовом государстве.

Классификация объектов преступления. Общий, родовой, видовой и непосредственный объекты. Многообъектные составы преступлений. Основные, дополнительные и факультативные объекты. Предмет преступления, его понятие и значение. Предмет преступления и объект посягательства. Отличие предмета преступления от орудия и средств совершения преступления.

Личность потерпевшего и ее уголовно-правовое значение.

Тема 8. Объективная сторона преступления

Понятие, содержание, значение и признаки объективной стороны преступления.

Общественно опасное деяние и его формы (действие и бездействие). Волевой признак деяния. Непреодолимая сила и ее уголовно-правовое значение.

Общественно опасные последствия: понятие, основные черты, виды, уголовно-правовое значение. Причинная связь в уголовном праве: понятие, критерии установления и значение. Формальный и материальный состав преступления.

Факультативные признаки объективной стороны преступления.

Место, время и способ совершения преступления.

Понятие орудий и средств совершения преступления. Обстановка совершения преступления.

Тема 9. Субъект преступления

Понятие и признаки субъекта преступления. Уголовно-правовое значение возрастных показателей субъекта преступления.

Вменяемость. Понятие, критерии и значение невменяемости.

Ограниченная вменяемость. «Возрастная невменяемость».

Юридические последствия совершения опасного деяния в состоянии невменяемости.

Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, и юридические последствия совершения ими преступления.

Специальный субъект преступления, признаки специального субъекта.

Субъект преступления и личность преступника.

Тема 10. Субъективная сторона преступления

Субъективная сторона преступления: понятие, содержание и значение, обязательные и факультативные признаки. Понятие, содержание (элементы), формы и значение вины в уголовном праве.

Умысел и его виды (прямой, косвенный, аффективный, альтернативный).

Неосторожность и ее виды (легкомыслие, небрежность). Критерии отграничения косвенного умысла от легкомыслия.

Невиновное причинение вреда. Критерии отграничения небрежности от невиновного причинения вреда.

Преступления с двумя формами вины.

Мотив и цель преступления и их уголовно-правовое значение.

Юридическая и фактическая ошибки: виды, характеристика и уголовно-правовое значение.

Тема 11. Стадии совершения преступления (неоконченное преступление)

Понятие оконченного преступления. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления. Их ограничение объективными и субъективными свойствами деяния.

Понятие и признаки оконченного преступления. Установление момента его окончания.

Уголовно-правовая характеристика преступлений с усеченным составом. Разграничение оконченного и неоконченного преступления.

Стадии неоконченного преступления, их характеристика. Основания уголовной ответственности за неоконченное преступление.

Приготовление: понятие, признаки, квалификация и наказуемость. Формы приготовительных действий.

Покушение на преступление: понятие, признаки, виды (оконченное, неоконченное, негодное покушение и их уголовно-правовое значение), классификация и наказуемость. Отличие приготовления к преступлению от покушения на преступление.

Добровольный отказ от преступления: понятие, признаки, особенности отказа на разных стадиях и при соучастии.

Тема 12. Соучастие в преступлении

Юридическая природа, общественная опасность и социальная сущность соучастия в преступлении. Понятие, признаки (объективные и субъективные) и уголовно-правовое значение соучастия в преступлении.

Виды соучастников преступления. Характеристика исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника. Опасность каждого из соучастников преступления и пределы их ответственности.

Понятие и классификация форм соучастия в преступлении. Их влияние на квалификацию преступления и на назначение наказания.

Характеристика преступления, совершенного группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией).

Характеристика групповых преступлений, совершенных в составе лиц, не отвечающих признакам субъекта преступления (вменяемость, возраст, спецпризнаки и т.д.).

Эксцесс исполнителя, его понятие и юридическое значение. Распределение ответственности соучастников при эксцессе исполнителя.

Тема 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Понятие, виды и значение обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Необходимая оборона. Понятие и содержание необходимой обороны как субъективного права любого гражданина. Значение необходимой обороны. Условия правомерности, ответственность за вред, причиненный с превышением пределов необходимой обороны. Понятие мнимой обороны и решение вопроса об ответственности за нее. Ответственность за превышение пределов необходимой обороны.

Крайняя необходимость. Понятие и содержание. Условия правомерности крайней необходимости. Превышение пределов крайней необходимости. Отграничение крайней необходимости от необходимой обороны.

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Условия правомерности причинения вреда задерживаемому. Понятие и значение превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Физическое или психическое принуждение, понятие, признаки и значение. Условия ответственности при принуждении.

Обоснованный риск. Понятие риска, его признаки.

Условия правомерности и ответственность за причинение вреда при обоснованном (необоснованном) риске. Обоснованный риск и крайняя необходимость. Условия ответственности за причинение вреда в состоянии риска.

Исполнения приказа или распоряжения. Требования, предъявляемые к приказу или распоряжению. Понятие заведомо незаконного приказа или распоряжения. Ответственность за исполнение или неисполнение приказа или распоряжения.

Тема 14. Понятие и цели наказания

Понятие уголовного наказания, его сущность и признаки. Правовая природа наказания и его социальные функции. Теории наказания в российской и зарубежной литературе. Легитимность и границы наказания.

Содержание наказания. Отличие наказания от других мер государственного принуждения.

Цели наказания по УК РФ и их осуществимость. Значение отдельных целей.

Тема 15. Система и виды наказаний

Понятие и значение системы наказаний. Классификация наказаний (по способу назначения, по субъекту, по возможности определения срока, по характеру воздействия на осужденного).

Общая характеристика наказаний, не связанных с лишением или ограничением свободы.

Общая характеристика наказаний, состоящих в лишении или ограничении свободы.

Штраф: понятие, размеры, порядок применения. Последствия уклонения от оплаты.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика.

Понятие, содержание, сроки и порядок применения обязательных работ и исправительных работ. Последствия уклонения от их отбывания.

Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение.

Понятие, содержание, сроки и порядок применения ограничения свободы и ареста.

Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений для совершеннолетних и для несовершеннолетних).

Пожизненное лишение свободы и смертная казнь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  2. Российской федерации (31)

    Документ
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) в целях единства бюджетной политики,
  3. Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030602 – «Связи с общественностью».
  4. Исаков Владимир Борисович, 2010. Рекомендации по учебной и научной работе азы науки: урок

    Урок
    УМК1: Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  5. Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующего федерального закон

    Закон
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.

Другие похожие документы..