Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
П 68 Сучасні тенденції розвитку держави та права України: Збірник наукових праць / За ред. В.І. Терентьєва, О.В. Козаченка. – Миколаїв: МНЦ ОНЮА, 200...полностью>>
'Документ'
1) Про підсумки розвитку вищої освіти і ВНЗ І-П рівня акредитації Одеської області та завдання на 2011-2012 н.р., виходячи з урядової Програми економ...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
элементы и эволюция Валютный рынок Российской Федерации Платежный баланс Российской Федерации Валютный курс и его регулирование Необходимость и возни...полностью>>
'Документ'
Треугольник, образованный вектором воздушной скорости, вектором ветра и вектором путевой скорости, называется навигационным треугольником скоростей (...полностью>>

Инновационная образовательная программа центр компетенций в области экономического и правового сопровождения приоритетных проектов Западно-Сибирского региона Учебно-методическое пособие по дисциплине

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Центр компетенций в области экономического и правового сопровождения приоритетных проектов Западно-Сибирского региона

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Методы стратегического менеджмента»

по магистерской программе «Международный бизнес»

направления «Менеджмент»

Тюмень, 2007

Рабочая программа курса 3

Рекомендуемая литература для подготовки к семинарским занятиям 7

Контрольные вопросы 8

Тематика докладов на практических (семинарских) занятиях 52

Тематика курсовых работ 53

Методические рекомендации по подготовке доклада 56

Методические рекомендации по написанию курсовой работы 61

Кейсы и задания для практических занятий (семинаров) 63

Перечень вопросов к зачету/ экзамену 106

Рабочая программа курса

Наименование тем

Количество часов

Всего

В том числе

лекции

семинары

1. Введение в стратегический менеджмент

4

2

2

2. Видение компании

4

2

2

3. Основные подходы к анализу внешней среды компании

4

2

2

4. Основные этапы анализа макросреды компании

4

2

2

5. SWOT-анализ

4

2

2

6. Стратегический аудит

4

2

2

7. Портфельный анализ и эталонные типы стратегий

4

2

2

8. Типология конкурентных стратегий по М. Портеру

4

2

2

9. Основные стратегии на различных этапах жизненного цикла отрасли

4

2

2

10. Основные подходы к разработке стратегии

8

4

4

11. Специфика разработки стратегии бизнес-единицы

8

4

4

12. Выявление и оценка активов, необходимых для реализации стратегии

8

4

4

13. Разработка стратегических альтернатив

4

2

2

14. Оценивание стратегических альтернатив

4

2

2

15. Реализация стратегии и контроль

4

2

2

ИТОГО

72

36

36

Лекция №1. Введение в стратегический менеджмент

Понятие стратегии. Современный контекст разработки стратегии. Понятие стратегического менеджмента. Основные задачи стратегического менеджмента. Пирамида стратегического менеджмента. Основные этапы стратегического менеджмента.

Лекция №2. Видение компании

Видение (модель Коллинза-Порраса). Абсолютные и относительные ценности. Предназначение компании. Миссия компании и рекомендации по ее разработке. Постановка целей компании.

Лекция №3. Основные подходы к анализу внешней среды компании

Модель пяти конкурентных сил по М. Портеру. Жизненный цикл отрасли. Стадии консолидации. СТЭП-анализ.

Лекция №4. Основные этапы анализа макросреды компании

Сканирование окружающей среды. Мониторинг отдельных трендов. Проектирование будущего направления изменений. Оценивание изменений.

Лекция №5. SWOT-анализ

Качественные и количественные методики SWOT-анализа. Методика С. Дибба, Л. Симкина и Дж. Брэдли. Методика Г. Асселя. Методика Ф. Котлера.

Лекция №6. Стратегический аудит

Текущая ситуация (функционирование и стратегическая позиция). Стратегическое управление. Внешняя среда: угрозы и возможности. Внутренняя среда: сильные и слабые стороны. Анализ стратегических факторов. Стратегические альтернативы. Рекомендации. Реализация стратегии. Оценка и контроль.

Лекция №7. Портфельный анализ и эталонные типы стратегий

Портфельный анализ: матрица «рост/доля рынка», матрица «позиция компании/ привлекательность отрасли». Эталонные типы стратегий и ситуации, в которых они применяются.

Лекция №8. Типология конкурентных стратегий по М. Портеру

Основные типы стратегий по М. Портеру: лидерство по издержкам, дифференциации, сосредоточение (фокусирование). Условия осуществления стратегий по М. Портеру. Основные стратегии диверсифицированных компаний.

Лекция №9. Основные стратегии на различных этапах жизненного цикла отрасли

Конкурентная стратегия в новых отраслях. Конкурентная стратегия на этапе перехода к зрелости. Конкурентная стратегия на этапе спада. Рекомендации Г. Динза, Ф. Крюгера, С. Зайзеля по разработке стратегии на различных стадиях консолидации отрасли.

Лекции №10,11. Основные подходы к разработке стратегии

Целевой и фронтальный подходы. Корпоративная стратегия: масштаб деятельности, связанность составляющих, метод управления масштабом и связанностью. Диверсификация. Слияния и поглощения. Стратегические союзы. Внутренне развитие. Изъятие капиталовложений.

Лекции №12,13. Специфика разработки стратегии бизнес-единицы

Основные задачи создания стратегии бизнес-единицы. Творческий подход к разработке стратеги. Цели бизнес-единицы. Определение масштабов деятельности бизнес-единицы. Определение планируемых баз для достижения конкурентного преимущества. Управление цепочкой стоимости: управление отдельными видами деятельности, внутреннее интегрирование видов деятельности, интегрирование цепочки деятельности компании с цепочками поставщиков, заказчиков и другими партнерами по бизнесу.

Лекции №14,15. Выявление и оценка активов, необходимых для реализации стратегии

Что такое актив? Роль и важность активов. Операционные процессы: связь между активами и ТОП-характеристиками. Классификация активов. Почему оправдывается внимание к активам. Возрастающая важность нематериальных активов. Связь активов и стратегии. Идентифицирование текущих запасов активов, имеющихся в организации, и их потоков. Разработка и реализация программ имеющихся и требуемых активов.

Лекция №16. Разработка стратегических альтернатив

Что такое стратегическая альтернатива? Важность идентифицирования и разработки стратегических альтернатив. Когда следует заниматься генерированием альтернатив? Как генерируются ценные альтернативы? Каковы качества отличного альтернативного варианта? Аналитические подходы к идентифицированию альтернатив. Родовые корпоративные стратегии. Глобальные стратеги. Инновационные альтернативы. Стратегии сотрудничества. Организационные процессы, помогающие в генерировании альтернатив.

Лекция 17. Оценивание стратегических альтернатив

Основные тесты для оценивания стратегических альтернатив:

Тест 1. Насколько привлекательна анализируемая рыночная возможность?

Тест 2. Может ли данная стратегия обеспечить устойчивое кон­курентное преимущество?

Тест 3. Каковы перспективы успешной реализации стратегии?

Тест 4. Будут ли прогнозируемые финансовые результаты дос­тигнуты с приемлемым уровнем риска?

Лекция №18. Реализация стратегии и контроль

Барьеры реализации стратегии. Перевод стратегии на тактический уровень при помощи системы сбалансированных показателей. Перспектива обучения и развития. Перспектива бизнес-процессов. Перспектива клиентов. Финансовая перспектива.

Рекомендуемая литература для подготовки к семинарским занятиям

  1. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

  2. Динз Г., Крюгер Ф., Зайзель С. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

  3. Коллинз Дж., Лазье У. Больше, чем бизнес: как преодолеть ограничения и построить великую компанию. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. СПб., 1998.

  5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий/ Пер.с англ. СПб.: Питер, 2000.

  6. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  7. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  8. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер. с англ. М.: Банки и биржи, 1998

  9. Фаэй Л., Рэнделл (ред.). Курс МВА по стратегическому менеджменту. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

  10. McDonald M. Marketing Plans: How to Prepare Them, How to Use Them // Manual Butteiworth Heinemann. 1997.

Контрольные вопросы

Лекция №1. Введение в стратегический менеджмент

  1. Дайте определение термину стратегия.

  2. Опишите современный контекст разработки стратегии.

  3. Дайте определение стратегическому менеджменту.

  4. Назовите основные задачи стратегического менеджмента.

  5. Опишите основные уровни пирамиды стратегического менеджмента.

  6. Назовите основные этапы стратегического менеджмента.

Лекция №2. Видение компании

  1. Назовите основные элементы видения по модели Коллинза-Порраса.

  2. Опишите различия между абсолютными и относительными ценностями.

  3. Дайте определение предназначение компании.

  4. Назовите определение миссии компании, опишите ее основные типы и дайте рекомендации по ее разработке.

  5. Опишите требования к целям по методу SMARTER.

Лекция №3. Основные подходы к анализу внешней среды компании

  1. Назовите пять конкурентных сил по М. Портеру. Опишите влияние каждой из них на уровень конкуренции в отрасли.

  2. Назовите основные этапы жизненного цикла отрасли. Опишите специфику каждого из них.

  3. Назовите основные стадии консолидации отрасли. Опишите особенности каждой из них.

  4. Дайте характеристику основным элементам СТЭП-анализа.

Лекция №4. Основные этапы анализа макросреды компании

  1. Назовите направляющие вопросы для сканирования внешней среды.

  2. Дайте определение мониторинга внешней среды.

  3. Опишите сущность проектирования внешней среды.

  4. Дайте определение оценивания внешней среды.

  5. Назовите основные цели разработки сценариев.

  6. Опишите специфику разработки сценариев.

Лекция №5. SWOT-анализ

  1. Назовите основные различия между качественными и количественными методиками SWOT-анализа.

  2. Опишите особенности методики С. Дибба, Л. Симкина и Дж. Брэдли.

  3. Назовите специфику методики Г. Асселя

  4. Назовите специфику методики Ф. Котлера.

Лекция №6. Стратегический аудит

  1. Назовите основные вопросы для анализа текущей ситуации (функционирование и стратегическая позиция) в компании.

  2. Назовите вопросы для анализа стратегического управления в компании.

  3. Назовите основные вопросы для анализа внешней среды компании.

  4. Назовите основные вопросы для анализа внутренней среды компании.

  5. Назовите основные вопросы для анализа стратегических факторов.

  6. Назовите основные вопросы для анализа стратегических альтернатив.

  7. Назовите основные вопросы для подготовки рекомендаций.

  8. Назовите основные вопросы для анализа реализации стратегии.

  9. Назовите основные вопросы для оценки и контроля стратегии.

Лекция №7. Портфельный анализ и эталонные типы стратегий

  1. Дайте характеристику матрице «рост/доля рынка». Опишите ограничения для ее применения.

  2. Опишите матрицу «позиция компании/ привлекательность отрасли», обозначьте ее преимущества и недостатки.

  3. Опишите основные типы эталонных стратегий.

  4. Назовите ситуации, в которых применяются эталонные стратегии.

Лекция №8. Типология конкурентных стратегий по М. Портеру

  1. Опишите основные различия между типами конкурентных стратегий по М. Портеру.

  2. Дайте развернутую характеристику стратегии лидерства по издержкам.

  3. Дайте развернутую характеристику стратегии дифференциации.

  4. Дайте развернутую характеристику стратегии сосредоточения (фокусирования).

  5. Назовите условия осуществления стратегий по М. Портеру.

  6. Назовите основные стратегии диверсифицированных компаний.

Лекция №9. Основные стратегии на различных этапах жизненного цикла отрасли

  1. Назовите условия, при которых целесообразно входить в новую отрасль?

  2. Назовите и опишите этапы формулирования конкурентной стратегии в отраслях с низким уровнем концентрации?

  3. Назовите основные стратегические последствия и ловушки переходного периода?

  4. Назовите основные стратегические альтернативы периода отраслевого спада?

  5. Назовите рекомендации Г. Динза, Ф. Крюгера, С. Зайзеля по разработке стратегии на различных стадиях консолидации отрасли?

Лекции №10,11. Основные подходы к разработке стратегии

  1. Назовите основные различия между целевым и фронтальным подходами к разработке стратегии, преимущества и недостатки каждого из подходов?

  2. Назовите основные характеристики корпоративной стратегии.

  3. Назовите основные способы увеличения масштабов деятельности корпорации.

  4. Опишите основные причины диверсификации. Опишите преимущества и недостатки каждой из них.

  5. Назовите основные причины переоценки синергии от слияний и поглощений.

  6. Охарактеризуйте основные координаты диверсификации.

  7. Назовите основные вопросы для анализа эффективности слияния/поглощения?

  8. Расскажите о преимуществах и недостатках развития компании за счет внутренних резервов.

  9. Назовите основные недостатки и преимущества поглощений.

  10. Опишите специфику стратегических союзов.

  11. Назовите основные причины изъятия капиталовложений.

  12. Опишите основные методы изъятия капитала.

Лекции №12,13. Специфика разработки стратегии бизнес-единицы

  1. Назовите основные задачи создания стратегии бизнес-единицы.

  2. Назовите основные причины необходимости применения творческого подхода к разработке стратегии.

  3. Назовите особенности постановки целей бизнес-единицы.

  4. Назовите особенности определения масштабов деятельности бизнес-единицы.

  5. Опишите специфику определения планируемых баз для достижения конкурентного преимущества.

  6. Опишите специфику управления цепочкой стоимости бизнес-единицы: управление отдельными видами деятельности, внутреннее интегрирование видов деятельности, интегрирование цепочки деятельности компании с цепочками поставщиков, заказчиков и другими партнерами по бизнесу.

Лекции №14,15. Выявление и оценка активов, необходимых для реализации стратегии

  1. В чем заключается роль активов при разработке стратегии?

  2. В чем заключает связь между активами и ТОП-характеристиками?

  3. Укажите основные категории, классы и типы активов.

  4. Почему оправдывается внимание к активам?

  5. Почему возрастает важность нематериальных активов?

  6. В чем заключается связь активов и стратегии?

  7. Каким образом происходит идентифицирование текущих запасов активов, имеющихся в организации, и их потоков?

  8. В чем заключается разработка и реализация программ имеющихся и требуемых активов?

Лекции №16,17. Разработка стратегических альтернатив

  1. Что такое стратегическая альтернатива?

  2. В чем заключается важность идентифицирования и разработки стратегических альтернатив?

  3. Когда следует заниматься генерированием альтернатив?

  4. Как генерируются ценные альтернативы?

  5. Каковы качества отличного альтернативного варианта?

  6. Назовите основные аналитические подходы к идентифицированию альтернатив и их особенности.

  7. Назовите основные родовые корпоративные стратегии и их особенности.

  8. Назовите особенности глобальных стратегий.

  9. Назовите основные инновационные альтернативы и их особенности.

  10. Назовите основные особенности стратегии сотрудничества.

  11. Опишите организационные процессы, помогающие в генерировании альтернатив.

Лекция 17. Оценивание стратегических альтернатив

1. Опишите специфику теста «насколько привлекательна анализируемая рыночная возможность?».

2. Опишите специфику теста «может ли данная стратегия обеспечить устойчивое кон­курентное преимущество?».

3. Опишите специфику теста «каковы перспективы успешной реализации стратегии?».

4. Опишите специфику теста «будут ли прогнозируемые финансовые результаты дос­тигнуты с приемлемым уровнем риска?».

Лекция №18. Реализация стратегии и контроль

  1. Назовите основные барьеры реализации стратегии?

  2. Каким образом осуществляется перевод стратегии на тактический уровень при помощи системы сбалансированных показателей?

  3. Назовите особенности перспективы обучения и развития?

  4. Назовите особенности перспективы бизнес-процессов?

  5. Назовите особенности перспективы клиентов?

  6. Назовите особенности финансовой перспективы?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задача Создание инновационного научно-образовательного комплекса ТюмГУ

    Задача
    Цель. Повышение качества подготовки кадров для обеспечения эффективности природопользования в нефтегазодобывающем регионе на основе интеграции образования,
  2. Учебно-методическое пособие по вопросам развития потенциала управленческих кадров на государственной службе, которые обладают знаниями и навыками, необходимыми для замещения руководящих должностей

    Учебно-методическое пособие
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ, КОТОРЫЕ ОБЛАДАЮТ ЗНАНИЯМИ И НАВЫКАМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    Область профессиональной деятельности: анализ и моделирование экономических процессов и объектов на микро, макро и глобальном уровнях; мониторинг экономико-математических моделей; прогнозирование, программирование и оптимизация экономических систем.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.
  5. Образовательные программы федеральное агентство по образованию итоговый отчет

    Публичный отчет
    Отчет отражает основные результаты выполнения инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах, качественную и количественную характеристику этих результатов и их аналитическое осмысление в динамике развития университета

Другие похожие документы..